(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Технология производства и переработки продукции растениеводства
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Технология производства и переработки продукции растениеводства, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
История и становление зоологии как науки, основные открытия, основы систематики животного мира. Основы охраны животного мира.
/Лек/
/Лек/
/Лек/
/Лек/
1. Зоология – комплексная наука о животных. Положение зоологии в системе биологических наук.
2. Принципы современной систематики животных. Бинарная номенклатура видов.
3. Задачи зоологии и значение ее в подготовке специалиста сельского хозяйства.
4. Общая характеристика простейших – место обитания, строение, движение, пищеварение, обмен веществ, дыхание.
5. Виды размножения простейших.
6. Характеристика саркодовых – систематика, особенности строения, движения, питания, образа жизни, размножение и значение.
7. Характеристика споровиков – систематика, особенности строения, движения, питания, развитие и значение на примере кокцидий.
8. Цикл развития споровиков.
9. Характеристика инфузорий – систематика, особенности строения, движения, питания, развитие, размножение и значение на примере инфузории-туфельки.
10. Характеристика жгутиковых - систематика, особенности строения, движения, питания, развития, размножения и значение на примере эвглены зеленой.
11. Систематика плоских червей. Характеристика печеночного сосальщика, цикл развития.
12. Цикл развития свиного и бычьего цепня, овечьего мозговика.
13. Характеристика ленточных червей – систематика, строение, цикл развития бычьего и свиного цепней.
14. Общая характеристика круглых червей – происхождение, особенности наружного строения, строение нервной, пищеварительной, выделительной и половой систем на примере аскариды.
15. Цикл развития паразитических нематод: острицы, аскариды, трихинеллы.
16. Общая характеристика кольчатых червей – происхождение, особенности наружного строения, строение нервной, кровеносной, пищеварительной, выделительной и половой систем на примере дождевого червя.
17. Систематика кольчатых червей. Характеристика пиявок и их значение.
18. Значение дождевых червей.
19. Общая характеристика ракообразных – происхождение, особенности наружного строения, строение нервной, двигательной, кровеносной, пищеварительной, выделительной, половой систем и развития на примере речного рака.
20. Систематика ракообразных. Характеристика основных отрядов ракообразных и их значение.
21. Общая характеристика паукообразных – происхождение, особенности наружного строения, строение нервной, кровеносной, дыхательной, пищеварительной, выделительной, половой систем и развития на примере паука-крестовика.
22. Систематика паукообразных. Характеристика основных отрядов пауков и скорпионов, их значение.
24. Общая характеристика насекомых – происхождение, систематика, особенности наружного строения, строение нервной, двигательной, кровеносной, дыхательной, пищеварительной выделительной систем на примере майского жука.
25. Особенности размножения насекомых. Понятие о полном и неполном метаморфозе (с примерами основных отрядов).
26. Значение насекомых в природе.
27. Общая характеристика моллюсков – происхождение, особенности наружного строения, строение нервной, двигательной, кровеносной, дыхательной, пищеварительной выделительной систем, размножение и развитие на примере беззубки.
28. Систематика моллюсков. Характеристика представителей брюхоногих.
29. Систематика моллюсков. Характеристика представителей двустворчатых и головоногих.
30. Общая характеристика рыб – происхождение, особенности наружного строения, строение нервной, двигательной, кровеносной, дыхательной, пищеварительной выделительной систем на примере речного окуня.
31. Значение рыб в народном хозяйстве.
32. Общая характеристика земноводных: особенности внешнего и внутреннего строения на примере прудовой лягушки.
33. Систематика амфибий и характеристика основных представителей – лягушек, жаб, жерлянок, тритонов.
34. Значение амфибий в природе.
35. Общая характеристика рептилий – происхождение, особенности наружного строения, строение нервной, кровеносной, дыхательной, пищеварительной, выделительной систем, размножение и развитие на примере прыткой ящерицы.
36. Систематика рептилий. Характеристика представителей крокодилов, черепах, первоящер.
37. Значение рептилий в природе.
38. Общая характеристика птиц – особенности внешнего строения, строения нервной, кровеносной, дыхательной, пищеварительной, выделительной систем на примере сизого голубя.
39. Систематика птиц. Характеристика представителей пингвинов и страусовых.
40. Систематика птиц. Характеристика представителей куриных и гусиных.
41. Хищные птицы и их значение.
42. Общая характеристика млекопитающих. Особенности внешнего и внутреннего строения на примере волка.
43. Особенности размножения и развития млекопитающих.
44. Систематика млекопитающих. Характеристика представителей сумчатых и яйцекладущих.
45. Систематика млекопитающих. Характеристика представителей парно- и непарнокопытных.
46. Систематика млекопитающих. Характеристика представителей приматов.
47. Систематика млекопитающих. Характеристика представителей насекомоядных, летучих мышей, зайцеобразных.
48. Народно-хозяйственное значение млекопитающих.
49. Охрана животных. Красная книга. Заповедники. Заказники. Национальные парки.
50. Редкие и исчезающие животные в Чувашии.
Вопросы на оценку понимания/умений
Контрольное определение видовой принадлежности животных по готовым микропрепаратам и влажным препаратам.
Тип Простейшие
1. Эвглена зеленая
2. Трипаносома лошадиная
3. Цикл развития кокцидий и малярийного плазмодия (схемы)
4. Инфузория – туфелька
Тип Кишечнополостные
1. Внешнее строение гидры
2. Поперечный разрез гидры
Тип Плоские черви
1. Строение половой системы печеночного сосальщика
2. Строение пищеварительной, выделительной и нервной систем печеночного сосальщика
3. Строение сколекса, гермафродитного и зрелого члеников свиного цепня
4. Цикл развития печеночного сосальщика (схема)
Тип Круглые черви
1. Строение самки аскариды (продольно вскрытая аскарида)
2. Поперечный разрез самки аскариды
3. Циклы развития аскариды
Тип Кольчатые черви
1. Строение переднего конца тела и параподии нереиды
2. Продольный разрез дождевого червя
3. Поперечный разрез дождевого червя
Тип Членистоногие
1. Строение речного рака (вскрытый речной рак)
2. Внешнее строение скорпиона (с брюшной стороны)
3. Внешнее строение паука
4. Внешнее строение самца и самки иксодовых клещей
5. Ротовой аппарат иксодового клеща
7. Внешнее строение черного таракана
8. Внутреннее строение черного таракана
9. Ротовые аппараты насекомых
10. Схемы жизненных циклов: вшей, власоедов, тараканов, блох и подкожного овода
Тип Моллюски
1. Внутреннее строение беззубки
Тип Хордовые
1. Строение ланцетника
2. Поперечный разрез ланцетника в области глотки
3. Внутреннее строение речного окуня
4. Внутреннее строение лягушки
5. Внутреннее строение ящерицы
6. Внутреннее строение птицы
7. Внутреннее строение крысы или кролика.
1. Аквариум и его одноклеточные обитатели.
2. Личинки водных насекомых стоячих водоемов.
3. Опылители городских растений.
4. Вредители садово – парковых насаждений и борьба с ними.
5. Насекомые - вредители грибов.
6. Вредители листовой пластинки растений.
7. Симбиоз у беспозвоночных животных.
8. Насекомые – копрофаги.
9. Высшие древесные грибы и их обитатели.
10. Обитатели пней и лесной пластинки.
11. Личинки насекомых, живущие в водоемах, их приспособление для обитания в водной среде.
12. Гельминтозы человека, борьба с ними.
13. Комнатные насекомые, роль их в жизни человека.
14. Насекомые - вредители садовых растений.
15. Насекомые - вредители древесных пород.
16. Насекомые – вредители поля.
17. Насекомые – вредители огорода.
18. Кровососущие насекомые.
19. Биологическая роль дождевых червей.
20. Разведение и содержание культур простейших животных.
21. Видовой состав насекомых, обитающих на одном кормовом растении.
22. Почвенные беспозвоночные животные, их биология и значение.
23. Колорадский жук, биология, развитие и распространение.
24. Щелкуны, биология, развитие, распространение.
25. Стрекозы, строение, образ жизни, развитие и значение.
26. Тля, строение, образ жизни, развитие и значение.
27. Особенности строения и биология пауков.
28. Шмели, биология, роль в природе и жизни человека.
29. Морфологические приспособление насекомых к среде обитания.
30. Защитные приспособления насекомых к среде обитания.
31. Действие фитонцидов на беспозвоночных.
32. Иксодовые клещи – переносчики опасных заболеваний человека и животных.
33. Пиявки, биология, развитие, значение.
34. Беспозвоночные – паразиты человека и домашних животных.
35. Тараканы, биология, развитие, среда обитания, значение.
36. Промысловые рыбы Чувашской Республики.
37. Прудовое рыбоводство.
38. Ихтиофауна Волжского бассейна.
39. Рыболовство в России.
40. Питание рыб.
41. Миграция рыб.
42. Распространение и биология ядовитых рыб.
43. Зоология размножения различных видов рыб.
44. Земноводные Чувашской Республики.
45. Пресмыкающиеся Чувашской Республики.
46. Ядовитые животные России: систематика, экология, географическое распространение, практическое значение.
47. Содержание и разведение рептилий в условиях неволи.
49. Птицы открытых ландшафтов: степей, лугов, полей.
50. Птицы рек, озер, побережий и их хозяйственное значение.
51. Позвоночные водоемов и побережий и их хозяйственное значение.
52. Птицы степных лесонасаждений.
53. Позвоночные степных лесонасаждений.
54. Птицы городов и поселков, формирование городской фауны.
55. Птицы городских парков.
56. Хищные птицы Чувашии и их значение.
57. Особенности гнездования птиц.
58. Размножение птиц Чувашской Республики.
59. Охотничье – промысловые птицы России.
60. Охотничье – промысловые звери России.
61. Грызуны Чувашской Республики.
62. Пушное звероводство.
63. Охрана птиц в России.
64. Охрана позвоночных животных в Чувашской Республики.
65. Исторические изменения фауны позвоночных Чувашской Республики.
66. Пищевые режимы птиц Чувашской Республики.
67. Оседлые и кочующие птицы Чувашской Республики.
68. Сезонные явления в жизни птиц и млекопитающих.
69. Происхождение и систематика домашних животных.
70. Перелеты птиц, пролетные пути и зимовки птиц фауны Чувашской Республики.
71. Активность выкармливания птенцов разных видов.
72. Характеристика фауны и экологии птиц Чувашской Республики.
73. Характеристика фауны и экологии млекопитающих Чувашской Республики.
74. Состояние окружающей среды и изменение фауны Чувашской Республики в последние годы.
75. Пение птиц как биологическое явление.
76. Особенности суточной и сезонной активности пения птиц.
77. Миграция птиц: ее происхождение и биологическое значение.
78. Ориентация птиц в пространстве и их системы навигации.
79. Привлечение и подкормка птиц.
80. Птицы города Чебоксары и его окрестностей.
Система знаний по дисциплине «Зоология» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, обучающийся готовится к лабораторным занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизация своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, терминов, которые должны знать студенты; раскрываются закономерности эволюции животного мира. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным со-участником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Каждая лекция должна быть логически и внутренне завершенным этапом изложения мате-риала курса. Порядок изложения и объем излагаемого на каждой лекции материала определяется «Учебной программой по зоологии» и предусмотренным в ней распределением количества часов на каждую тему. Каждая лекция строится по принципу триады: от общего — к частному, а на ее завершающем этапе — возвращение к общему на уровне вновь изложенного материала. Это требует подчинение ее определенному, строго выдерживаемому алгоритму или плану. Один из вариантов такого алгоритма следующий. Рассказ о каждой группе животных должен начинаться с характеристики его таксономического статуса и таксономической структуры. Далее следует количественная характеристика таксона (сколько видов, размеры от и до, преобладающие) и морфология (форма тела, типы симметрии, расчленение его на тагмы и особенности тагмозиса, описание компартментов и их характеристика). После этого описывается анатомическое строение (желательно, в следующем порядке: покровы, локомоторная, пищеварительная, кровеносная, экскреторная, нервная и репродуктивная системы). После этого необходимо описать и проанализировать особенности жизненных циклов и в заключение охарактеризовать положение данной в системе органического мира и, в том числе, его роль в человеческой культуре (промысловый, паразитический, одомашненный, наносящий вред сельскому хозяйству и т.п.). Если необходимо, надо ценить ее филогенетическое значение. В процессе лекции необходимо акцентировать внимание студентов на затрагиваемые попутно теоретические аспекты зоологии. Например, на понятия рекапитуляции, субституции и конвергенции, биологического и морфо-анатомического прогресса, на «закон большого числа», на роль увеличения размеров животных в процессе эволюции и уменьшающейся в результате относительной поверхности тела и другие закономерности сравнительной анатомии животных и их эволюции. Рекомендуется объяснять попутно, как читаются латинские названия, как ставятся ударения, как произносятся отдельные гласные, дифтонги и сочетания звуков в соответствии с правилами латинского языка и (если необходимо), что они означают. Необходимо, чтобы студенты это записывали (это же относится к зоологической терминологии, чтобы студенты постепенно усваивали такие обыденные понятия, как терминальный, апикальный, базальный, латеральный, вентральный, дорсальный и т.п.). Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году