(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Технология производства и переработки продукции растениеводства
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Технология производства и переработки продукции растениеводства, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
Физиология пищеварения. Сущность процесса пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, в желудке, кишечнике. Особенности пищеварения у жвачных.
/Лек/
2.Строение и функции составных частей клетки: цитолеммы, цитоплазмы, ядра.
3.Жизнедеятельность клетки: понятие об обмене веществ, секреции, движении, фагоцитозе, раздражимости, росте, дифференциации, старении клетки.
4.Деление клеток.
5.Неклеточные образования.
6.Понятие о ткани. Классификация тканей.
7.Эпителиальные ткани, их значение и морфологические признаки. Железистые функции эпителия.
8.Ткани внутренней среды, их виды и основные функции.
10.Нервная ткань.
11.Понятие об органе, системе органов, организме, их взаимосвязь.
12.Деление тела животного на отделы и области. Основные анатомические термины.
13.Общая характеристика скелета, принципы его строения и делений на отделы.
14.Кости шейного, грудного, поясничного, крестцового и хвостового отделов стволового скелета.
15.Череп, его важнейшие отдельные кости.
16.Периферический скелет.
17.Типы соединения костей скелета, суставы и связки.
18.Общая характеристика и принципы распределения мышц на теле.
19.Главнейшие мышцы головы, туловища и конечностей.
20.Мышцы как орган.
21.Типы мышц по форме, функции, внутренней структуре и связь этих характеристик мышцы с ее химическим составом и пищевыми качествами.
22.Изменения структуры мышц, ее физических свойств и химического состава с возрастом и под влиянием технологических приемов современного животноводства –тренинга, кормления, откорма, кастрации.
23.Морфологическая характеристика и значение кожного покрова.
24.Строение кожи и ее производных: волоса, копыта (копытца), мякиша, рога, потовой, сальной и молочной желез.
25.Особенности структуры кожи и ее производных с возрастом, полом, породой, кастрацией, кормлением, содержанием.
26.Форма, строение и развитие вымени, и изменение в нем с возрастом, в разные периоды воспроизводственного цикла.
27.Понятие о внутренностях, полостях тела, серозных полостях и их производных (брыжейках, сальниках, связках).
28.Деление брюшной полости на области и внутренностей на системы.
29.Принципы строения трубкообразных и паренхиматозных органов.
30.Анатомический состав, общая морфофункциональная характеристика и топография органов ротоглотки, пищеводно-желудочного отдела, застенных желез, кишечника.
31.Особенности в строении зубов разных типов. Зубная формула.
32.Анатомический состав, морфофункциональная характеристика и топография органов дыхания.
33.Анатомический состав, морфофункциональная характеристика и топография органов мочеотделения.
34.Типы почек и их строение.
35.Анатомический состав, морфофункциональная характеристика, топография и строение половых органов у самок разных видов.
36.Развитие женских половых клеток –оогенез.
37.Строение половых органов у самцов разных видов.
38.Развитие мужских половых клеток –сперматогенез.
39.Оплодотворение и ранние этапы развития организма. Этапы и критические периоды онтогенеза.
40.Значение системы органов крово-и лимфообращения, органов кроветворения и иммунной системы.
41.Строение сердца. Сердечная сумка.
42.Схемы кругов кровообращения. Кровообращение плода.
43.Закономерности хода, расположения и ветвления кровеносных сосудов.
44.Основные артерии и вены большого и малого кругов кровообращения.
45.Обзор лимфатической системы.
46.Значение и общие закономерности строения нервной системы.
47.Строение головного мозга и его отделов. Спинной мозг.
48.Строение и закономерности ветвления черепномозговых и спинномозговых нервов.
49.Понятие об анализаторах. Анатомический состав, характеристика органов чувств и их классификация.
50.Характеристика, классификация и значение желез внутренней секреции. Понятие о гуморальной регуляции функций организма.
51.Краткая история развития физиологии.
52.Основные функции организма.
53.Общая характеристика строения и функций ЦНС.
54.Рефлекс как функциональная единица ЦНС и его кольцевая природа.
55.Строение и классификация межнейронных синапсов и особенности передачи в них возбуждения.
56.Современные представления о нервном центре. Свойства нервных центров.
57.Торможение в центральной нервной системе и его значение. Физиология спинного мозга.
58.Физиология продолговатого мозга.
59.Функции мозжечка.
60.Физиология промежуточного мозга.
61.Отличие соматической нервной системы от вегетативной.
62.Вегетативная нервная система. Отличительные особенности различных отделов вегетативной нервной системы.
63.Общая характеристика желез внутренней секреции.
64.Гипофиз, физиологическое значение желез внутренней секреции.
65.Щитовидная железа. Физиологическое значение ее гормонов.
66.Поджелудочная железа, ее внутрисекреторная функция.
67.Внутрисекреторная функция половых желез. Физиологическое значение гормонов половых желез.
68.Надпочечники. Физиологическое значение гормонов мозгового и коркового слоя.
69.Регуляция желез внутренней секреции. Либерины и статины. Различия между нервной и эндокринной регуляцией.
70.Кровь как внутренняя среда организма и ее функции.
71.Физико-химические свойства крови.
73.Гемоглобин и его производные
74.Значение лейкоцитов и их функции.
75.Свертывающая и противосвертывающая система крови.
76.Общая емкость легких и ее компоненты.
77.Механизм и типы дыхания.
78.Перенос газов кровью.
79.Регуляция дыхания.
80.Особенности дыхания у птиц.
81.Сущность и значение пищеварения.
82.Физиология ротового пищеварения и механизм регуляции слюноотделения.
83.Общие закономерности желудочного пищеварения.
84.Желудочный сок и его ферменты. Роль соляной кислоты.
85.Особенности пищеварения взрослых жвачных животных.
86.Особенности желудочного пищеварения у свиней.
87.Значение микроорганизмов в преджелудках жвачных животных.
88.Особенности желудочного пищеварения у лошадей.
89.Пищеварение в тонком отделе кишечника.
90.Состав и роль желчи в пищеварении.
91.Пристеночное пищеварение и его связь с полостным пищеварением.
92.Роль поджелудочной железы в процессах пищеварения.
93.Выделительные органы и их роль в поддержании гомеостаза. Физиология почек. Микроструктура нефрона.
94.Механизм мочеобразования.
95.Нервная и гуморальная регуляция деятельности почек.
96.Процессы ассимиляции и диссимиляции.
97.Обмен белков.
98.Обмен липидов.
99.Обмен углеводов.
100.Обмен воды и минеральных веществ.
101.Теплообмен и регуляция температуры тела.
102.Роль витаминов в обмене веществ и их классификация.
103.Физиология молокообразования.
104.Рефлекс молокоотдачи.
105.Молоко и молозиво, их биологическое значение.
106.Емкостная система молочной железы.
107.Репродуктивная система самцов и самок.
108.Беременность. Роды.
109.Особенности размножения птиц.
Темы рефератов
1. Вопросы доместикации и ее влияние на возрастные и породные особенности строения животных.
2. Краткие данные о тканях организма.
3. Особенности анатомического строения скелета лошади.
4. Особенности анатомического строения скелета собаки.
5. Особенности анатомо-топографического распределения мышц.
6. Особенности анатомического строения мышечной системы лошадей.
7. Особенности анатомического строения мышечной системы собак.
8. Видовые особенности соединения костей.
9. Возрастные, сезонные и видовые особенности строения кожного покрова и его производных.
10. Факторы, влияющие на строение и развитие кожного покрова и его производных.
11. Особенности анатомического строения молочных желез коров, лошадей и свиней.
12. Особенности анатомического строения пищеварительной системы лошадей и собак, свиней.
13. Особенности анатомического строения органов дыхания лошадей и собак.
14. Особенности анатомического строения мочеполовой системы лошадей.
15. Особенности анатомического строения мочеполовой системы собак.
16. Морфофункциональная характеристика, анатомический состав и значение системы крово - и лимфообращения, ее развитие.
17. Анатомо-топографические особенности лимфатических узлов (любой вид животного, любая часть тела).
18. Кровообращения плода.
19. Сосудистые магистрали и их ветви, закономерности ветвления и расположения. Особенности сосудистой
20. Фило, и онтогенез органов чувств.
21. Топография органов брюшной и тазовой полостей лошади и свиньи.
22. Топография внутренних органов крупного рогатого скота.
23. Филогенез млекопитающих и птиц.
24. Основные принципы филогенетического преобразования.
25. Понятие об организме и его частях.
26. Значение и общие закономерности строения и развития скелета.
27. Строение, развитие и значение костной ткани.
28. Рост и развитие кости в онтогенезе.
29. Возрастные и адаптационные особенности скелета.
30. Общие сведения о развитии конечностей.
31. Развитие мышц. Строение мышцы как органа.
32. Полости тела.
33. Развитие органов кровообращения в онтогенезе.
Система знаний по дисциплине «Морфология и физиология сельскохозяйственных животных» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к лабораторным занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. посещать лабораторные занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к лабораторному занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Лабораторные занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На лабораторных занятиях решаются конкретные вопросы по теме занятия, разбираются тестовые задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Лабораторное занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3. систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение материалов учебников и статей, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. при возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Морфология и физиология сельскохозяйственных животных», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:
1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.
2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.
4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов.
По согласованию с преподавателем или по его заданию студенты могут готовить рефераты по отдельным темам дисциплины. Основу докладов составляет, как правило, содержание подготовленных студентами рефератов. Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает по результатам тестирования и экзамена. Тестирование организовывается в компьютерных классах. Все вопросы тестирования обсуждаются на лекционных и лабораторных занятиях. Подготовка к экзамену предполагает изучение конспектов лекций, рекомендуемой литературы и других источников, повторение материалов лабораторных занятий.
При изучении дисциплины «Морфология и физиология сельскохозяйственных животных» следует усвоить:
- строение и функции организма животного на клеточном, тканевом, органном и системном уровнях его организации;
- сущность физиологических процессов, протекающих в животном организме;
- нейрогуморальные механизмы регуляции физиологических функций;
- физиологию беременности и родов, методы трансплантации зародыша;
- физиологические основы формирования молока
- определять физиологическое состояние продуктивных животных по морфологическим признакам и физиологическим константам гомеостаза;
- регулировать качественные показатели животноводческой продукции, используя современные технологические приемы содержания, кормления и разведения животных;
- адаптировать базовые технологии производства продукции животноводства к современным требованиям переработчиков.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году