2024-2025_35_03_07_24-1 ТПиПСХП_ТР_plx_Стандартизация и подтверждение соответствия сельскохозяйственной продукции
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Биотехнологий и переработки сельскохозяйственной продукции
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
26.03.2024 г.
 
Б1.О.26
Стандартизация и подтверждение соответствия сельскохозяйственной продукции
Направление подготовки 35.03.07 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции

Направленность (профиль) Технология производства и переработки продукции растениеводства

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
экзамен    
Виды контроля:
часов на контроль
36
самостоятельная работа
28
аудиторные занятия
80
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Бакалавриат
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

8 (4.2)
Итого
Недель
11 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
40
40
40
40
Практические
40
40
40
40
В том числе инт.
8
8
8
8
Итого ауд.
80
80
80
80
Кoнтактная рабoта
80
80
80
80
Сам. работа
28
28
28
28
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
144
144
144
144
 
 
 
Программу составил(и):
канд. с.-х. наук, доц., Ятрушева Елена Сергеевна
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 35.03.07 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции (приказ Минобрнауки России от 17.07.2017 г. № 669).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Стандартизация и подтверждение соответствия сельскохозяйственной продукции" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 35.03.07 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции

Направленность (профиль) Технология производства и переработки продукции растениеводства, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Мардарьева Н.В. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Мардарьева Н.В. 
Председатель методической комиссии факультета  Мефодьев Г.А.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
подготовка технологов производства и переработки сельскохозяйственной продукции к профессиональной деятельности в области современного АПК,  формирование представлений, знаний, умений в области стандартизации, метрологии, оценки соответствия качества продукции растениеводства требованиям технического регламента (ТР) и нормативной документации (НД), безопасности продукции, потребительских свойств сельскохозяйственной продукции, нормирования качества.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Безопасность жизнедеятельности
2.1.2
Производственная практика, технологическая практика
2.1.3
Правоведение
2.1.4
Безопасность сельскохозяйственного сырья и продовольствия 
2.1.5
Производство продукции животноводства
2.1.6
Технология производства продукции животноводства
2.1.7
Учебная практика, технологическая практика
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ОПК-2. Способен использовать нормативные правовые акты и оформлять специальную документацию в профессиональной деятельности;
 
ОПК-2.1 Использует существующие нормативные документы по вопросам сельского хозяйства, нормы и регламенты проведения работ в области сельского хозяйства
 
 
 
ОПК-2.2 Оформляет специальные документы для осуществления производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
- о современном состоянии стандартизации и сертификации в стране и за рубежом;
3.1.2
- о принципах организации деятельности в области стандартизации и сертификации в развитых странах, международных и региональных организациях по стандартизации;
3.1.3
- об аккредитации испытательных лабораторий и органов по сертификации сельскохозяйственной продукции;
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
- ориентироваться в нормативных документах, находить нужный стандарт;
3.2.2
- пользоваться системой стандартов в целях сертификации новой продукции;
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
- разработки стандартов, государственным контролем и надзором за соблюдением требований стандартов;  
3.3.2
- построения международных и отечественных стандартов, правилами пользования стандартами и другой нормативной документацией.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Основы стандартизации

 
Основы стандартизации /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

10
ОПК-2.1 ОПК-2.2
8
4
Проблемная лекция
0
 
Основы стандартизации /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

10
ОПК-2.1 ОПК-2.2
8
4
Круглый стол, Дискуссия
0
 
Основы метрологии  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

4
ОПК-2.1 ОПК-2.2
8
0
0
 
Оснащенность
 
Основы метрологии  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

4
ОПК-2.1 ОПК-2.2
8
0
0
 
Оценка и подтверждение соответствия /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

4
ОПК-2.1 ОПК-2.2
8
0
0
 
Оценка и подтверждение соответствия /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

4
ОПК-2.1 ОПК-2.2
8
0
0
 
Показатели безопасности сельскохозяйственного сырья и пищевой

продукции /Лек/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

4
ОПК-2.1 ОПК-2.2
8
0
0
 
Показатели безопасности сельскохозяйственного сырья и пищевой

продукции /Пр/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

4
ОПК-2.1 ОПК-2.2
8
0
0
 
Информационное обеспечение системы стандартизации. Организация работ

по стандартизации. Государственные органы и службы стандартизации, их

задачи и направления работы. Технические комитеты по стандартизации. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов. Закон РФ «О техническом регулировании»: структура, содержание, цели принятия, значение

Метрологические характеристики средств измерений: диапазон измерений,

порог чувствительности, точность, сходимость и воспроизводимость измерений. Погрешности измерений /Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

10
ОПК-2.1 ОПК-2.2
8
0
Сообщение
0
 
 
Раздел 2. Стандартизация и подтверждение соответствия сельскохозяйственной продукции

 
Показатели качества, характеризующие потребительские свойства

зерна /Лек/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

4
ОПК-2.1 ОПК-2.2
8
0
0
 
Показатели качества, характеризующие потребительские свойства

зерна /Пр/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

4
ОПК-2.1 ОПК-2.2
8
0
0
 
Стандартизация и оценка соответствия картофеля, овощей и плодов /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

6
ОПК-2.1 ОПК-2.2
8
0
0
 
Стандартизация и оценка соответствия картофеля, овощей и плодов /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

6
ОПК-2.1 ОПК-2.2
8
0
0
 
Стандартизация и оценка соответствия продукции животноводства /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

8
ОПК-2.1 ОПК-2.2
8
0
0
 
Стандартизация и оценка соответствия продукции животноводства /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

8
ОПК-2.1 ОПК-2.2
8
0
0
 
Оснащенность
 
Отраслевые особенности сертификации. Обязательное подтверждение соответствия. Знак обращения на рынке. Декларирование соответствия: понятие,

объекты, формы. Схемы декларирования соответствия

Санитарно-гигиенические требования безопасности продовольственного сырья и пищевых сельскохозяйственных продуктов

Классификация методов по способу и источникам получения информации.

Контроль качества продукции. Разновидности контроля: производственный,

эксплуатационный, входной, операционный, приемочный, инспекционный /Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

18
ОПК-2.1 ОПК-2.2
8
0
Сообщение
0
 
Экзамен /Экзамен/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

36
ОПК-2.1 ОПК-2.2
8
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
не предусмотрено
 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
Вопросы для оценки знаний теоретического курса

1. Техническое законодательство, как правовая основа деятельности по стандартизации, метрологии и оценке соответствия.

2. Сущность стандартизации.

3. Основные понятия и термины в области стандартизации: стандартизация, стандарт, совместимость, взаимозаменяемость и др.

4. Основные цели и принципы стандартизации.

5. Комплексная и опережающая стандартизация.

6. Национальная система стандартизации Российской Федерации (НСС РФ). Общая характеристика системы.

7. Нормативные документы по стандартизации:  стандарты, общероссийские классификаторы, правила по стандартизации (ПР), свод правил, рекомендации по стандартизации (Р), технические условия (ТУ).

7. Международная и региональная стандартизация.

8. Значение международного сотрудничества в области стандартизации, метрологии и управления качеством для развития научно-технических и экономических связей России и стран СНГ с зарубежными странами.

9. Международные организации по стандартизации, метрологии и качеству продукции: ИСО, МЭК, МСЭ, МОЗМ и др.

10. Задачи и структура Международной организации по стандартизации (ИСО).

11. Значение метрологии.

12. Метрологическое обеспечение и метрологическая служба Российской Федерации.

13. Виды физических величин и единиц.

14. Основы технических измерений.

15. Классификация измерений.

16. Государственная система обеспечения единства измерений.  

17. Оценка соответствия.

18. Подтверждение соответствия.

19. Декларирование соответствия.

20. Сертификация, система сертификации, сертификационные испытания, сертификат соответствия.

21. Аккредитация.

22. Знак обращения на рынке.

23. Знак соответствия.

24. Идентификация продукции.

25. Формы подтверждения соответствия: добровольное и обязательное.

26. Органолептические и физические показатели качества зерна.

27. Пищевая ценность зерна. Ботанико-физиологическая оценка зерна. Вид. Форма культуры, морфологические особенности. Всхожесть, способность к прорастанию. Жизнеспособность.

28. Засоренность зерна. Классификация примесей. Сорная примесь, состав, нормирование. Понятие и характеристика зерновой примеси. Характеристика вредной и особо учитываемой примесей.

29. Клейковина как показатель качества. Химический состав клейковины. Физические свойства клейковины: упругость, растяжимость, способность к набуханию.

 
Оснащенность
 
30. Хлебопекарные достоинства муки.

31. Особенности стандартизации зерна хлебных культур.

32. Особенности стандартизации крупяных культур: риса, проса, сорго, гречихи. Народно-хозяйственное значение, химический состав и нормирование качества.

33. Зернобобовые культуры. Показатели качества бобовых культур.

34. Стандартизация масличных  культур.

35. Показатели пищевой ценности картофеля, овощей и плодов: вкус, аромат, содержание химических веществ. Показатели качества картофеля, овощей и плодов.

36. Специфические показатели качества: степень зрелости плодов, способных к дозреванию, плотность и зачистка кочана, длина кочерыги у капусты, длина черешков ботвы у корнеплодов, состояние чешуй и длина шейки у репчатого лука, химический состав и др.

37. Нормирование качества плодоовощной продукции. Структура стандартов: вводная часть, технические требования, упаковка, маркировка, транспортирование и хранение.

38. Градации качества плодоовощной продукции. Продукция стандартная, нестандартная, отход.

39. Требования к качеству свежего продовольственного картофеля, заготовляемого, поставляемого и реализуемого в розничной торговой сети, а также картофеля, предназначенного для переработки на продукты питания и для переработки спиртовыми и крахмало-паточными предприятиями.

40. Нормирование качества моркови, свеклы, брюквы редиса, редьки, репы, белых корнеплодов.

Вопросы на оценку понимания/умений студента

1. Схемы декларирования.

2. Порядок проведения декларирования соответствия.

3. Схемы сертификации, применяемые в системе ГОСТ Р.

4. Термины и определения основных понятий о качестве сельскохозяйственной продукции.

5. Методы оценки качества сельскохозяйственной продукции.

6. Показатели безопасности продовольственного сырья и сельскохозяйственной пищевой продукции.

7. Санитарно-гигиенические требования безопасности продовольственного сырья и пищевых сельскохозяйственных продуктов.

8. Значение повышения качества продукции в современных условиях.

9. Факторы, влияющие на качество сельскохозяйственной продукции.

10. Особенности управления качеством сельскохозяйственной продукции.

11. Стадии жизненного цикла продукции.

12. Необходимость разработки взаимосвязанных организационных, технических, экономических, социальных и правовых мероприятий, методов и средств, направленных на установление, обеспечение, сохранение, поддержание необходимого уровня качества продукции на всех стадиях ее жизненного цикла.

13. Применение стандартов ИСО серии 9000 по управлению качеством продукции.

14. Управление качеством пищевой продукции на основе принципов ХАССП.

15. Сертификация систем качества и производств.

16. Луковые овощи. Особенности химического состава. Лекарственные свойства. Сортовые и товароведные признаки. Нормирование качества лука и чеснока.

17. Томатные овощи. Требования к качеству томатов в зависимости от их целевого назначения. Нормирование качества баклажанов и перца сладкого и горького.

18. Бобовые овощи. Особенности химического состава и требования к качеству гороха, фасоли, бобов овощных.

19. Свежие плоды. Классификация плодов. Особенности строения плодов и их химического состава. Требования к качеству плодов: семечковых, косточковых, ягод, разноплодных субтропических, цитрусовых и тропических, сухих и орехоплодных.

20. Сахарная свекла. Требования к качеству сахарной свеклы как сырью для промышленной переработки.

21. Товарная классификация и требования, предъявляемые к качеству хмеля при заготовках.

22. Показатели качества, характеризующие кормовые достоинства и питательные свойства  корма, его доброкачественность.

23. Корнеплоды кормовые. Требования к качеству.

 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
не предусмотрено
 
Темы рефератов:

1. Роль стандартизации в увеличении производства, повышении качества продукции растениеводства.

2. Техническое законодательство, как правовая основа деятельности по стандартизации, метрологии и оценке соответствия. Принципы технического регулирования.

3. Технические регламенты (ТР). Содержание и применение ТР. Структура ТР. Порядок разработки и принятия ТР.

4. Сущность стандартизации. Основные понятия и термины в области стандартизации: стандартизация, стандарт, совместимость, взаимозаменяемость и др.

5. Национальная система стандартизации Российской Федерации (НСС РФ).

6. Органы и службы стандартизации Российской Федерации. Функции Ростехрегулирования.

7. Категории стандартов: национальные стандарты (межгосударственные стандарты – ГОСТы и государственные стандарты Российской Федерации – ГОСТ Р) и стандарты организаций.

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
Оснащенность
 
8. Виды стандартов: основополагающие, стандарты на термины и определения, стандарты на продукцию (услуги), стандарты на процессы (работы), стандарты на методы контроля, испытаний, измерений и анализа.

9. Объекты стандартизации по категориям и видам стандартов.

10. Порядок разработки и утверждения национальных стандартов.

11. Порядок разработки и применения межгосударственных стандартов.

12. Международная и региональная стандартизация.

13. Порядок проведения сертификации продовольственного сырья и пищевой продукции.

14. Добровольная сертификация. Особенности проведения добровольной сертификации.

15. Комплексные системы обеспечения качества продукции. Цели, задачи, основные принципы управления.

16. Отечественный опыт управления качеством, особенности управления качеством животноводческой продукции.

17. Контроль функционирования системы.

18. Стандарты организаций как организационно-техническая и правовая основа управления качеством продукции в сельскохозяйственном предприятии.

19. Управление качество сельскохозяйственной продукции растениеводства.

20. Порядок проведения сертификации продовольственного сырья и пищевой продукции растениеводства.

Примерные темы эссе

Темы эссе являются примерными, то есть выбор проблемы студентом может осуществляться самостоятельно, либо на основании рекомендаций преподавателя.

1. Каковы цели и задачи стандартизации?

2. Что является объектами и субъектами стандартизации?

3. Что такое «метрология»? Перечислите ее основные задачи.

4. Расскажите об условиях обеспечения единства измерений.

5. Расскажите об основных понятиях и целях сертификации.

6. Какие знаете нормативные документы по стандартизации?

7. Перечислите категории и виды стандартов.

8. Какими органами утверждаются стандарты?

9. Расскажите о Международной системе единиц физических величин.

10. Какие существуют методы сертификации?

11. Какие существуют методы стандартизации? Опишите их.

12. Расскажите о порядке разработки стандартов

13. Что представляет собой погрешность измерения?

14. Опишите классификацию погрешностей измерений.

15. Перечислите общие требования к испытательным лабораториям.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Шарафутдинов Г. С., Сибагатуллин Ф. С., Балакирев Н. А., Шайдуллин Р. Р.
Стандартизация, технология переработки и хранения продукции животноводства: учебное пособие
СПб.: Лань, 2012
7
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Леонов О.А., Карпузов В.В., Шкаруба Н. Ж., Кисенков Н. Е., Леонов О.А.
Метрология, стандартизация и сертификация: учебное пособие
М.: КолосС, 2013
Электронный ресурс
 
Л2.2
Иванов И. А., Урушева С. В., Кононов [и др.] Д. П., Иванов И. А., Урушева С. В.
Метрология, стандартизация и сертификация: учебное пособие
СПб.: Лань, 2019
Электронный ресурс
 
Л2.3
Дерюшева Т. В.
Стандартизация, метрология и подтверждение соответствия: учебное пособие
Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2011
Электронный ресурс
 
6.1.3. Методические разработки
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Оснащенность
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л3.1
Швандар В, А., Панов В. П., Купряков Е. М., Швандар В. А.
Стандартизация и управление качеством продукции: учебник для вузов
М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000
0
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
6.3.1.2
Электронный периодический справочник «Система Гарант»
6.3.1.3
ОС Windows 7
6.3.1.4
OpenOffice 4.1.1
6.3.1.5
Справочная правовая система КонсультантПлюс
6.3.1.6
7-Zip
6.3.1.7
MozillaThinderbird
6.3.1.8
MozillaFirefox
6.3.1.9
ОС Windows 10
6.3.1.10
ОС Windows 8
6.3.1.11
SuperNovaReaderMagnifier
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
6.3.2.2
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.3
Электронная система «Госфинансы». Полнотекстовая электронная система, постоянно пополняемая. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.gosfinansy.ru/
6.3.2.4
6.3.2.5
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
6.3.2.6
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
6.3.2.7
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
315
Учебная аудитория
Демонстрационное оборудование (проектор Acer (1 шт.),  интерактивная доска (1 шт.), моноблок  Acer Aspire С22-865 (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия, столы (28 шт.), стулья ученические (54 шт.), стул для преподавателя (1 шт.), трибуна. 
Лек
 
308
Учебная аудитория
Белые лаковые магнитно-маркерные доски (1 шт.) стол преподавателя (1 шт.), стол ученический 2-х местный (6 шт.), стулья ученические (12 шт.), столы компьютерные (10 шт.), кресла компьютерные (11шт.), компьютер персонального компьютера Квадро-ПК G4560/P-19,5 /клавиатура/ мышь (10 шт.), проектор ACER X128H черный (1 шт.), кронштейн для проектора Kromax PROEKTOR-100 потолочный наклон (1 шт.), стенды (3 шт.), жалюзи (2 шт.), огнетушитель ОУ-3 (1 шт.), кафедра трибуна настольная (1 шт.)
 
Оснащенность
 
123
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
СР
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и практическими занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего, промежуточного форм контроля.

Система знаний по дисциплине «Стандартизация и подтверждение соответствия сельскохозяйственной продукции» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.

Для освоения дисциплины студентами необходимо:

1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

2. Посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На занятиях решаются конкретные задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.

3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Стандартизация и подтверждение соответствия сельскохозяйственной продукции», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:

1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.

2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.

3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.

4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов.

По согласованию с преподавателем или по его заданию студенты могут готовить рефераты по отдельным темам дисциплины. Основу докладов составляет, как правило, содержание подготовленных студентами рефератов. Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает по результатам тестирования и экзамена. Тестирование организовывается в компьютерных классах. Все вопросы тестирования обсуждаются на лекционных и практических занятиях. Подготовка к экзамену предполагает изучение конспектов лекций, рекомендуемой литературы и других источников, повторение материалов практических занятий.

При изучении дисциплины следует усвоить:

- основные свойства и качественные характеристики продовольственного сырья;

- нормативную документацию на его качество;

- технологические операции этапов производства продукции, контроль и оценку качества сырья и готовой продукции растениеводства;

- действующие стандарты на продукцию растениеводства;

- методики определения качественных показателей продукции растениеводства;

- методики определения органолептических показателей качества готовой продукции растениеводства;

- методики определения физико-химических показателей качества готовой продукции растениеводства.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________