(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Технология производства и переработки продукции растениеводства
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Технология производства и переработки продукции растениеводства, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
продукции /Лек/
продукции /Пр/
по стандартизации. Государственные органы и службы стандартизации, их
задачи и направления работы. Технические комитеты по стандартизации. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов. Закон РФ «О техническом регулировании»: структура, содержание, цели принятия, значение
Метрологические характеристики средств измерений: диапазон измерений,
порог чувствительности, точность, сходимость и воспроизводимость измерений. Погрешности измерений /Ср/
зерна /Лек/
зерна /Пр/
объекты, формы. Схемы декларирования соответствия
Санитарно-гигиенические требования безопасности продовольственного сырья и пищевых сельскохозяйственных продуктов
Классификация методов по способу и источникам получения информации.
Контроль качества продукции. Разновидности контроля: производственный,
эксплуатационный, входной, операционный, приемочный, инспекционный /Ср/
1. Техническое законодательство, как правовая основа деятельности по стандартизации, метрологии и оценке соответствия.
2. Сущность стандартизации.
3. Основные понятия и термины в области стандартизации: стандартизация, стандарт, совместимость, взаимозаменяемость и др.
4. Основные цели и принципы стандартизации.
5. Комплексная и опережающая стандартизация.
6. Национальная система стандартизации Российской Федерации (НСС РФ). Общая характеристика системы.
7. Нормативные документы по стандартизации: стандарты, общероссийские классификаторы, правила по стандартизации (ПР), свод правил, рекомендации по стандартизации (Р), технические условия (ТУ).
7. Международная и региональная стандартизация.
8. Значение международного сотрудничества в области стандартизации, метрологии и управления качеством для развития научно-технических и экономических связей России и стран СНГ с зарубежными странами.
9. Международные организации по стандартизации, метрологии и качеству продукции: ИСО, МЭК, МСЭ, МОЗМ и др.
10. Задачи и структура Международной организации по стандартизации (ИСО).
11. Значение метрологии.
12. Метрологическое обеспечение и метрологическая служба Российской Федерации.
13. Виды физических величин и единиц.
14. Основы технических измерений.
15. Классификация измерений.
16. Государственная система обеспечения единства измерений.
17. Оценка соответствия.
18. Подтверждение соответствия.
19. Декларирование соответствия.
20. Сертификация, система сертификации, сертификационные испытания, сертификат соответствия.
21. Аккредитация.
22. Знак обращения на рынке.
23. Знак соответствия.
24. Идентификация продукции.
25. Формы подтверждения соответствия: добровольное и обязательное.
26. Органолептические и физические показатели качества зерна.
27. Пищевая ценность зерна. Ботанико-физиологическая оценка зерна. Вид. Форма культуры, морфологические особенности. Всхожесть, способность к прорастанию. Жизнеспособность.
28. Засоренность зерна. Классификация примесей. Сорная примесь, состав, нормирование. Понятие и характеристика зерновой примеси. Характеристика вредной и особо учитываемой примесей.
29. Клейковина как показатель качества. Химический состав клейковины. Физические свойства клейковины: упругость, растяжимость, способность к набуханию.
31. Особенности стандартизации зерна хлебных культур.
32. Особенности стандартизации крупяных культур: риса, проса, сорго, гречихи. Народно-хозяйственное значение, химический состав и нормирование качества.
33. Зернобобовые культуры. Показатели качества бобовых культур.
34. Стандартизация масличных культур.
35. Показатели пищевой ценности картофеля, овощей и плодов: вкус, аромат, содержание химических веществ. Показатели качества картофеля, овощей и плодов.
36. Специфические показатели качества: степень зрелости плодов, способных к дозреванию, плотность и зачистка кочана, длина кочерыги у капусты, длина черешков ботвы у корнеплодов, состояние чешуй и длина шейки у репчатого лука, химический состав и др.
37. Нормирование качества плодоовощной продукции. Структура стандартов: вводная часть, технические требования, упаковка, маркировка, транспортирование и хранение.
38. Градации качества плодоовощной продукции. Продукция стандартная, нестандартная, отход.
39. Требования к качеству свежего продовольственного картофеля, заготовляемого, поставляемого и реализуемого в розничной торговой сети, а также картофеля, предназначенного для переработки на продукты питания и для переработки спиртовыми и крахмало-паточными предприятиями.
40. Нормирование качества моркови, свеклы, брюквы редиса, редьки, репы, белых корнеплодов.
Вопросы на оценку понимания/умений студента
1. Схемы декларирования.
2. Порядок проведения декларирования соответствия.
3. Схемы сертификации, применяемые в системе ГОСТ Р.
4. Термины и определения основных понятий о качестве сельскохозяйственной продукции.
5. Методы оценки качества сельскохозяйственной продукции.
6. Показатели безопасности продовольственного сырья и сельскохозяйственной пищевой продукции.
7. Санитарно-гигиенические требования безопасности продовольственного сырья и пищевых сельскохозяйственных продуктов.
8. Значение повышения качества продукции в современных условиях.
9. Факторы, влияющие на качество сельскохозяйственной продукции.
10. Особенности управления качеством сельскохозяйственной продукции.
11. Стадии жизненного цикла продукции.
12. Необходимость разработки взаимосвязанных организационных, технических, экономических, социальных и правовых мероприятий, методов и средств, направленных на установление, обеспечение, сохранение, поддержание необходимого уровня качества продукции на всех стадиях ее жизненного цикла.
13. Применение стандартов ИСО серии 9000 по управлению качеством продукции.
14. Управление качеством пищевой продукции на основе принципов ХАССП.
15. Сертификация систем качества и производств.
16. Луковые овощи. Особенности химического состава. Лекарственные свойства. Сортовые и товароведные признаки. Нормирование качества лука и чеснока.
17. Томатные овощи. Требования к качеству томатов в зависимости от их целевого назначения. Нормирование качества баклажанов и перца сладкого и горького.
18. Бобовые овощи. Особенности химического состава и требования к качеству гороха, фасоли, бобов овощных.
19. Свежие плоды. Классификация плодов. Особенности строения плодов и их химического состава. Требования к качеству плодов: семечковых, косточковых, ягод, разноплодных субтропических, цитрусовых и тропических, сухих и орехоплодных.
20. Сахарная свекла. Требования к качеству сахарной свеклы как сырью для промышленной переработки.
21. Товарная классификация и требования, предъявляемые к качеству хмеля при заготовках.
22. Показатели качества, характеризующие кормовые достоинства и питательные свойства корма, его доброкачественность.
23. Корнеплоды кормовые. Требования к качеству.
1. Роль стандартизации в увеличении производства, повышении качества продукции растениеводства.
2. Техническое законодательство, как правовая основа деятельности по стандартизации, метрологии и оценке соответствия. Принципы технического регулирования.
3. Технические регламенты (ТР). Содержание и применение ТР. Структура ТР. Порядок разработки и принятия ТР.
4. Сущность стандартизации. Основные понятия и термины в области стандартизации: стандартизация, стандарт, совместимость, взаимозаменяемость и др.
5. Национальная система стандартизации Российской Федерации (НСС РФ).
6. Органы и службы стандартизации Российской Федерации. Функции Ростехрегулирования.
7. Категории стандартов: национальные стандарты (межгосударственные стандарты – ГОСТы и государственные стандарты Российской Федерации – ГОСТ Р) и стандарты организаций.
9. Объекты стандартизации по категориям и видам стандартов.
10. Порядок разработки и утверждения национальных стандартов.
11. Порядок разработки и применения межгосударственных стандартов.
12. Международная и региональная стандартизация.
13. Порядок проведения сертификации продовольственного сырья и пищевой продукции.
14. Добровольная сертификация. Особенности проведения добровольной сертификации.
15. Комплексные системы обеспечения качества продукции. Цели, задачи, основные принципы управления.
16. Отечественный опыт управления качеством, особенности управления качеством животноводческой продукции.
17. Контроль функционирования системы.
18. Стандарты организаций как организационно-техническая и правовая основа управления качеством продукции в сельскохозяйственном предприятии.
19. Управление качество сельскохозяйственной продукции растениеводства.
20. Порядок проведения сертификации продовольственного сырья и пищевой продукции растениеводства.
Примерные темы эссе
Темы эссе являются примерными, то есть выбор проблемы студентом может осуществляться самостоятельно, либо на основании рекомендаций преподавателя.
1. Каковы цели и задачи стандартизации?
2. Что является объектами и субъектами стандартизации?
3. Что такое «метрология»? Перечислите ее основные задачи.
4. Расскажите об условиях обеспечения единства измерений.
5. Расскажите об основных понятиях и целях сертификации.
6. Какие знаете нормативные документы по стандартизации?
7. Перечислите категории и виды стандартов.
8. Какими органами утверждаются стандарты?
9. Расскажите о Международной системе единиц физических величин.
10. Какие существуют методы сертификации?
11. Какие существуют методы стандартизации? Опишите их.
12. Расскажите о порядке разработки стандартов
13. Что представляет собой погрешность измерения?
14. Опишите классификацию погрешностей измерений.
15. Перечислите общие требования к испытательным лабораториям.
Система знаний по дисциплине «Стандартизация и подтверждение соответствия сельскохозяйственной продукции» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. Посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На занятиях решаются конкретные задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Стандартизация и подтверждение соответствия сельскохозяйственной продукции», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:
1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.
2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.
3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.
4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов.
По согласованию с преподавателем или по его заданию студенты могут готовить рефераты по отдельным темам дисциплины. Основу докладов составляет, как правило, содержание подготовленных студентами рефератов. Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает по результатам тестирования и экзамена. Тестирование организовывается в компьютерных классах. Все вопросы тестирования обсуждаются на лекционных и практических занятиях. Подготовка к экзамену предполагает изучение конспектов лекций, рекомендуемой литературы и других источников, повторение материалов практических занятий.
При изучении дисциплины следует усвоить:
- основные свойства и качественные характеристики продовольственного сырья;
- нормативную документацию на его качество;
- технологические операции этапов производства продукции, контроль и оценку качества сырья и готовой продукции растениеводства;
- действующие стандарты на продукцию растениеводства;
- методики определения качественных показателей продукции растениеводства;
- методики определения органолептических показателей качества готовой продукции растениеводства;
- методики определения физико-химических показателей качества готовой продукции растениеводства.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году