(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Технология производства и переработки продукции растениеводства
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Технология производства и переработки продукции растениеводства, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
• внимательно слушая и пытаясь понять суть идей других, даже если они противоречат собственным воззрениям;
• уважая высказывания других как в плане содержания, так и в плане формы;
• критикуя аргументировано и конструктивно, не задевая чувств других; адаптируя речь и язык жестов к ситуациям взаимодействия
ции
ракт.
подг.
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Их правописание.
/Пр/
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
1. Фонетика как раздел науки о языке. Понятие звука и слога. Фонетические средства и фонетические единицы русского языка.
2. Классификация согласных в русском языке.
3. Классификация гласных в русском языке.
4. Фонетические процессы в русском языке: ассимиляция, диссимиляция, редукция.
5. Имя существительное. Лексико-грамматические разряды и категории имён существительных. Склонение имён сущ. Правописание им. сущ.
6. Причастие как часть речи. Его грамматические признаки. Правописание причастий.
7. Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имён прилагательных. Краткие прилагательные. Правописание им. сущ. Степени сравнения качественных прилагательных. Склонение прилагательных. Правописание имен прилагательных.
9. Имя числительное. Разновидности имён числительных. Правописание имен числительных.
10. Местоимение. Классификация местоимений по семантической соотнесённости с другими частями речи. Виды местоимений по значению. Правописание местоимений.
11. Глагол. Две основы глагола. Классы и виды глаголов. Переходные и непереходные глаголы. Спряжение глаголов. Правописание глаголов. Деепричастия. Действительные и страдательные. Настоящего и прошедшего Времени.
13. Служебные части речи. Правописание предлогов и союзов.
14. Синтаксис как раздел лингвистики. Словосочетание. Виды словосочетаний.
15. Простое предложение. Типы двусоставных и односоставных предложений.
16. Простое двусоставное предложение. Виды простых двусоставных предложений.
17. Главные и второстепенные члены предложения.
18. Подлежащее, способы его выражения.
19. Сказуемое, способы его выражения.
20. Дополнение. Способы его обособления.
21. Определение. Способы его обособления.
22. Обстоятельство. Способы его обособления.
23. Приложение. Способы его обособления.
24. Общее понятие об односоставных предложениях. Виды односоставных предложений.
25. Определённо-личные предложения.
26. Неопределённо-личные предложения.
27. Обобщённо-личные предложения.
28. Безличные предложения.
29. Инфинитивные предложения.
30. Номинативные предложения.
31. Сложноподчинённые предложения. Знаки препинания в СПП.
32. Сложносочинённые предложения. Знаки препинания в ССП.
33. Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в БСП.
34. Синонимия и антонимия.
35. Омонимы, омофоны, омографы.
36. Виды лексики и особенности их функционирования.
37. Однородные члены предложение. Способы их обособления.
38. Научный стиль.
39. Официально-деловой стиль.
40. Особенности профессиональной лексики в аграрной сфере.
41. Виды служебных документов и деловых писем.
42. Правила составления разных видов деловых документов: личной документации (заявления, доверенности, объяснительной записки, расписки и т. д.), деловых писем и др.
Вопросы на оценку понимания/умений студента
1. Как называется наука о языке? Назовите ее важнейшие разделы.
2. С какими науками она связана?
3. Что такое язык? Дайте определения языка, прокомментируйте их.
4. Какие функции языка вы можете назвать? В чем их сущность?
5. Как устроен язык? Назовите языковые единицы и соответствующие им уровни.
6. Каковы основные принципы изучения языка?
7. Как соотносится язык и речь? Ответ прокомментируйте.
8. Что изучается фонетикой?
9. На какие разновидности делятся гласные звуки?
10. На какие разновидности делятся согласные звуки?
11. Для чего нужна фонетическая транскрипция?
12. Что изучает орфоэпия?
13. Что такое грамматика?
14. Чем отличаются именные части речи от служебных?
15. Как грамматически проявляется категория одушевленности/неодушевленности?
16. В чем сущность категории числа именных частей речи?
17. Каково значение категории падежа? Назовите падежи русских существительных и их значения.
18. Что такое склонение? Какие типы склонений существительных, прилагательных вы знаете?
19. Расскажите об особенностях склонения числительных и местоимений.
20. Что такое спряжение?
21. Что выражает категория вида? Что обозначают глаголы совершенного вида? Несовершенного вида?
22. Какие глаголы называются переходными? Непереходными? Как определить переходность глагола?
23. Какие глаголы называются возвратными?
24. Каково значение категории залога? Как эта категория глагола связана с переходностью и возвратностью?
25. Что выражает категория наклонения?
26. Что выражают категории времени и лица?
27. Что выражают категории числа и рода? Ответ сопровождайте примерами.
28. Что такое причастие? Назовите глагольные признаки причастия и признаки прилагательного.
29. Чем отличаются действительные и страдательные причастия?
30.Что такое деепричастие? Какие признаки объединяют глагол и деепричастие?
31. Чем наречие отличаются от других знаменательных частей речи?
32. Как наречия соотносятся по образованию с другими частями речи?
33. Какие разряды предлогов по значению, по образованию, по структуре вы можете выделить?
34. Какие разряды союзов по значению, по образованию, по структуре вы можете назвать?
36. Что изучает синтаксис?
37. Какие предложения выделяют в зависимости от цели высказывания?
38. Что такое грамматическая основа предложения?
39. Чем отличаются второстепенные члены предложения от главных?
40. Какие предложения называют двусоставными?
41. Что такое подлежащее? Чем может быть выражено подлежащее?
42. Какие типы сказуемого вы можете назвать?
43. Какие разряды второстепенных членов предложения вы можете назвать? Что лежит в основе классификации второстепенных членов предложения?
44. Что называется определением?
45. В чем различие несогласованных определений и приложений?
46. Что называется дополнением? Каковы его виды и способы выражения?
47. Что называется обстоятельством? Каковы его виды и способы выражения? Как отличить обстоятельство от косвенного дополнения?
48. Каковы способы разграничения второстепенных членов предложения?
49. Что понимают под осложненным предложением?
50. Какие слова называются обобщающими?
51. Каковы правила пунктуации при однородных членах предложения?
52. Что такое обособление? Какие члены предложения называются обособленными? Какие члены предложения обособляются?
53. Каковы правила пунктуации при обособленных членах предложения?
54. Что такое уточнение? Какое значение могут выражать уточняющие члены предложения?
55. В чем отличие пояснения от уточнения?
56. Как выделяется обращение в устной и письменной речи?
57. Что такое вводное слово, сочетание слов?
58. Какие семантические группы вводных конструкций вы можете назвать?
59. Чем отличается простое предложение от сложного?
60. Каковы средства связи частей в сложном предложении?
61. Какие предложения называются сложносочиненными? Каковы их типы?
62. Каковы правила пунктуации в сложносочиненном предложении?
63. Какие предложения называют сложноподчиненными?
64. На чем основывается выделение типов придаточных предложений?
70. Каковы правила пунктуации в сложноподчиненных предложениях
72. С какой целью используются эвфемизмы?
73. Какие виды лексики вы знаете и каково их функциональное назначение?
74. Что изучает фразеология? Какие типы фразеологизмов вы знаете?
74. Какие виды служебных документов вы знаете? Каковы способы их оформления?
74. Какие свойства характерны для научного стиля речи?
75. Какие нормы русского литературного языка вы знаете? Каковы их виды?
76. Как проявляются коммуникативные качества речи в профессиональной деятельности работников аграрной сферы?
77. В чем особенности профессиональной лексики в аграрной сфере?
1. Есть ли язык у животных?
2. Невербальные средства общения.
3. Функции языка.
4. Связь языкознания с другими науками (историей, биологией, математикой, психологией и др.)
5. Язык и общество.
6. Язык и сознание.
7. Язык и культура.
8. Теория божественного происхождения языка.
9. Теория создания языка человеком.
10. Теория естественного происхождения зыка.
11. Теория социального происхождения языка.
12. Возникновение и развитие речи у ребенка.
13. Мировые языки. Языки межнационального общения.1Государственные языки.
14. Искусственные языки.
15. Образование славянских языков.
16. Место русского языка среди языков мира.
17. Формирование национального языка.
19. Литературный язык – высшая форма бытования национального языка.
20. Функциональные стили литературного языка.
21. Особенности профессиональной лексики в профессиональной деятельности работников аграрной сферы.
22. Национальные особенности речевого этикета.
23. Профессиональная этика и речевое поведение делового человека.
24. Деловая переписка в сфере профессиональной деятельности.
25. Культура устной и письменной речи делового человека.
26. Нормы речевого социокультурного поведения специалиста аграрной сферы.
27. Культура речи и эффективность общения в сфере профессиональной деятельности.
28. Жанры устной и письменной научной речи.
29. Основные лексические и морфолого-синтаксические особенности научного стиля.
30. Языковые нормы письменных профессиональных научных текстов.
31. Реклама в профессиональной деловой речи.
32. Язык коммерческой рекламы в аграрной сфере.
Система знаний по дисциплине «Русский язык в профессиональной деятельности работников аграрной сферы» формируется в ходе аудиторных и вне аудиторных (самостоятельных) занятий. Используя учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, пополняя, углубляя, систематизируя свои теоретические знания.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. Посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно в них участвовать. Задания к практическому занятию дает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задания для самостоятельной работы, рекомендуемую литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, который формулирует цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях разбираются тестовые задания и задания для самостоятельной работы, заслушиваются доклады. Студенты, пропустившие занятие или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: делаются основные выводы и выставляются оценки.
2. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение материалов учебников, отдельных разделов из монографий и статей современных отечественных и зарубежных лингвистов, написание докладов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
3. Под руководством преподавателя студенты занимаются научно-исследовательской работой, что предполагает подготовку выступлений с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей.
4. При возникающих затруднений у студентов при освоении дисциплины, а также в случае пропусков ими занятий обучающиеся приглашаются преподавателем на консультации.
При изучении дисциплины «Русский язык в профессиональной деятельности работников аграрной сферы» следует усвоить:
- основные понятия и категории современного литературного языка;
- основные особенности основных стилей речи;
- культуру речевого высказывания;
- умение успешно коммуницировать в области профессиональной деятельности.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году