2024-2025_35_03_07_24-1 ТПиПСХП_ТР_plx_Русский язык в профессиональной деятельности работников аграрной сферы
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Общеобразовательных дисциплин
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
26.03.2024 г.
 
Б1.В.ДВ.01.02
Русский язык в профессиональной деятельности работников аграрной сферы
Направление подготовки 35.03.07 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции

Направленность (профиль) Технология производства и переработки продукции растениеводства

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
зачет    
Виды контроля:
самостоятельная работа
68
аудиторные занятия
40
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Бакалавриат
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

2 (1.2)
Итого
Недель
19 1/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Практические
40
40
40
40
В том числе инт.
8
8
8
8
Итого ауд.
40
40
40
40
Кoнтактная рабoта
40
40
40
40
Сам. работа
68
68
68
68
Итого
108
108
108
108
 
 
 
Программу составил(и):
Ст.пр., Черноярова М.Ю.
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 35.03.07 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции (приказ Минобрнауки России от 17.07.2017 г. № 669).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Русский язык в профессиональной деятельности работников аграрной сферы" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 35.03.07 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции

Направленность (профиль) Технология производства и переработки продукции растениеводства, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Михайлова Р.В. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Мардарьева Н.В. 
Председатель методической комиссии факультета  Мефодьев Г.А.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
- формирование навыков грамотной речи;
1.2
- корректировка и актуализация знаний по орфографии и пунктуации, коммуникативной грамматике и орфоэпии;
1.3
- повышение уровня речевой культуры, овладение нормативно-стилистическими аспектами русского языка;
1.4
- формирование коммуникативной компетенции;
1.5
- изучение системы норм современного русского языка на всех уровнях языковой структуры;
1.6
- формирование ценностного отношения к русскому языку как феномену культуры и национальному достоянию.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
Б1.В.ДВ.01
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Введение в профессиональную деятельность
2.1.2
Культура речи и делового общения
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Психология управления в профессиональной деятельности
 
2.2.2
Психосаморегуляция обучающегося с ограниченными возможностями здоровья
 
2.2.3
Научные методы исследований в растениеводстве
 
2.2.4
Семеноводство
 
2.2.5
Идентификация и обнаружение фальсификации сельскохозяйственного сырья и продуктов переработки продукции растениеводства
 
2.2.6
Технохимический контроль сельскохозяйственного сырья и продуктов переработки продукции растениеводства
 
2.2.7
Производственная практика, научно-исследовательская работа
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
УК-4. Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
 
УК-4.1 Выбирает на государственном и иностранном (-ых) языках коммуникативный приемлемый стиль делового общения, вербальные и невербальные средства взаимодействия с партнерами
 
 
 
УК-4.2 Использует информационно-коммуникационные технологии при поиске необходимой информации в процессе решения стандартных коммуникативных задач на государственном и иностранном (-ых) языках
 
 
 
УК-4.3 Ведет деловую переписку, учитывая особенности стилистики официальных и неофициальных писем, социокультурные различия в формате корреспонденции на государственном и иностранном (-ых) языках
 
 
 
УК-4.4 Демонстрирует интегративные умения использовать диалогическое общение для сотрудничества в академической коммуникации общения:

• внимательно слушая и пытаясь понять суть идей других, даже если они противоречат собственным воззрениям;

• уважая высказывания других как в плане содержания, так и в плане формы;

• критикуя аргументировано и конструктивно, не задевая чувств других; адаптируя речь и язык жестов к ситуациям взаимодействия

 
 
 
УК-4.5 Демонстрирует умение выполнять перевод профессиональных текстов с иностранного (-ых) на государственный язык и обратно
 
 
 
УК-6. Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
 
УК-6.1 Применяет знание о своих ресурсах и их пределах (личностных, ситуативных, временных и т.д.), для успешного выполнения порученной работы
 
 
 
УК-6.2 Понимает важность планирования перспективных целей собственной деятельности с учетом условий, средств, личностных возможностей, этапов карьерного роста, временной перспективы развития деятельности и требований рынка труда
 
 
 
УК-6.3 Реализует намеченные цели деятельности с учетом условий, средств, личностных возможностей, этапов карьерного роста, временной перспективы развития деятельности и требований рынка труда
 
 
 
УК-6.4 Критически оценивает эффективность использования времени и других ресурсов при решения поставленных задач, а также относительно полученного результата
 
 
 
УК-6.5 Демонстрирует интерес к учебе и использует предоставляемые возможности для приобретения новых знаний и навыков
 
 
 
ПК-9. Способен участвовать в проведении научных исследований по общепринятым методикам, составлять их описание и формулировать выводы 
 
ПК-9.1 Участвует в проведении научных исследований по общепринятым методикам
 
 
 
Оснащенность
 
ПК-9.2 Осуществляет обобщение и статистическую обработку результатов опытов, формулирует выводы 
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
- основные понятия, определения, термины, законы современного русского языка;
3.1.2
- основные закономерности речевого взаимодействия человека и общества;
3.1.3
- изучение системы норм современного русского языка на всех уровнях языковой структуры;
3.1.4
- основные черты научного и официально-делового стиля;
3.1.5
- способы управления своим временем, выстраиванием и реализацией траектории саморазвития на основе образования в течение всей жизни;
3.1.6
- способы успешной деловой коммуникации в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
- применять полученные знания в практической деятельности, анализировать явления современного русского языка, пользуясь системой основных лингвистических понятий и терминов
3.2.2
- использовать различные формы, виды устной и письменной коммуникации на русском языке в учебной и профессиональной  деятельности;
3.2.3
- анализировать и обобщать, критически воспринимать текстовую информацию в учебно-профессиональной, научной и официально-деловой сферах общения,
3.2.4
- логически верно, аргументировано, ясно и точно строить деловую, научную, публицистическую речь,
3.2.5
- пользоваться словарями и справочниками;
3.2.6
- использовать языковые формулы, часто применяемые в ситуациях делового общения и позволяющие осуществлять фактическую функцию языка;
3.2.7
-создавать и редактировать тексты профессионального, научного и официально-делового назначения в соответствии с нормами современного русского литературного языка и стандартами оформления деловой документации;
3.2.8
- логически верно, аргументированно, ясно и точно строить деловую, научную, публицистическую речь;
3.2.9
- управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение своей жизни
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
- применения норм современного русского литературного языка;
3.3.2
- эффективного использования письменной и устной коммуникации, различными способами вербальной и невербальной коммуникации;
3.3.3
- применения различных языковых средств в ситуациях делового общения;
3.3.4
- создания и редактирования текстов профессионального, научного и официально-делового назначения в соответствии с нормами современного русского литературного языка и стандартами оформления деловой и научной документации,
3.3.5
- логически верного, аргументированного, ясного и точного построения деловой, научной, публицистической речи;
3.3.6
- управления своим временем, выстраиванием и реализацией траектории саморазвития на основе принципов образования в течение своей жизни
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Лингвистика как наука

 
Лингвистика как наука. Предмет и методы лингвистики. Язык и мышление /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4 УК-4.5 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-6.4 УК-6.5 ПК-9.1 ПК-9.2
2
0
Опрос на практических занятиях. Выполнение упражнений. Подготовка докладов . Тестирование.
0
 
Оснащенность
 
Лингвистика как наука. Предмет и методы лингвистики. Язык и мышление /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

4
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4 УК-4.5 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-6.4 УК-6.5 ПК-9.1 ПК-9.2
2
0
Опрос на практических занятиях. Выполнение упражнений. Подготовка докладов. Тестирование.
0
 
 
Раздел 2. Фонетика

 
Фонетика как наука. Звуковой состав русского языка. Классификация согласных звуков. Звуковые законы в области согласных звуков /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4 УК-4.5 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-6.4 УК-6.5 ПК-9.1 ПК-9.2
2
0
Опрос на практических занятиях. Подготовка докладов. Тестирование.
0
 
Фонетика как наука. Звуковой состав русского языка. Классификация согласных звуков. Звуковые законы в области согласных звуков /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

4
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4 УК-4.5 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-6.4 УК-6.5 ПК-9.1 ПК-9.2
2
0
Опрос на практических занятиях. Подготовка докладов. Тестирование.
0
 
Гласные звуки и их классификация. Звуковой закон в области гласных звуков. Понятие фонетической транскрипции. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4 УК-4.5 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-6.4 УК-6.5 ПК-9.1 ПК-9.2
2
0
Опрос на практических занятиях. Подготовка докладов. Тестирование.
0
 
Гласные звуки и их классификация. Звуковой закон в области гласных звуков. Понятие фонетической транскрипции. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

4
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4 УК-4.5 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-6.4 УК-6.5 ПК-9.1 ПК-9.2
2
0
Опрос на практических занятиях. Подготовка докладов. Тестирование.
0
 
 
Раздел 3.  Орфоэпия. Графика и орфография

 
Правила произношения гласных и согласных звуков в современном русском языке /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

1
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4 УК-4.5 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-6.4 УК-6.5 ПК-9.1 ПК-9.2
2
0
Опрос на практических занятиях. Выполнение упражнений. Подготовка докладов 
0
 
Правила произношения гласных и согласных звуков в современном русском языке /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4 УК-4.5 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-6.4 УК-6.5 ПК-9.1 ПК-9.2
2
0
Опрос на практических занятиях. Выполнение упражнений. Подготовка докладов 
0
 
Оснащенность
 
Основные принципы графики и орфографии /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

1
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4 УК-4.5 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-6.4 УК-6.5 ПК-9.1 ПК-9.2
2
0
Опрос на практических занятиях. Выполнение упражнений. Подготовка докладов.
0
 
Основные принципы графики и орфографии /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4 УК-4.5 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-6.4 УК-6.5 ПК-9.1 ПК-9.2
2
0
Опрос на практических занятиях. Выполнение упражнений. Подготовка докладов.
0
 
 
Раздел 4. Морфология  

 
Именные части речи.

Их правописание.

/Пр/

Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

6
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4 УК-4.5 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-6.4 УК-6.5 ПК-9.1 ПК-9.2
2
2
Опрос на практических занятиях. Выполнение упражнений. Подготовка докладов.
0
 
Именные части речи. Их правописание. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

6
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4 УК-4.5 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-6.4 УК-6.5 ПК-9.1 ПК-9.2
2
0
Опрос на практических занятиях. Выполнение упражнений. Подготовка докладов 
0
 
Глагол, причастие, деепричастие. Их правописание. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

4
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4 УК-4.5 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-6.4 УК-6.5 ПК-9.1 ПК-9.2
2
0
Опрос на практических занятиях. Выполнение упражнений. Подготовка докладов 
0
 
Глагол, причастие, деепричастие. Их правописание. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

6
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4 УК-4.5 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-6.4 УК-6.5 ПК-9.1 ПК-9.2
2
0
Опрос на практических занятиях. Выполнение упражнений. Подготовка докладов 
0
 
Служебные части речи. Их правописание. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4 УК-4.5 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-6.4 УК-6.5 ПК-9.1 ПК-9.2
2
0
Опрос на практических занятиях. Подготовка докладов. Тестирование.
0
 
Служебные части речи. Их правописание. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

4
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4 УК-4.5 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-6.4 УК-6.5 ПК-9.1 ПК-9.2
2
0
Опрос на практических занятиях. Подготовка докладов.
0
 
 
Раздел 5. Синтаксис

 
Оснащенность
 
Словосочетание. Члены предложения и их обособление. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

4
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4 УК-4.5 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-6.4 УК-6.5 ПК-9.1 ПК-9.2
2
0
Опрос на практических занятиях. Подготовка докладов.
0
 
Словосочетание. Члены предложения и их обособление. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

6
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4 УК-4.5 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-6.4 УК-6.5 ПК-9.1 ПК-9.2
2
0
Опрос на практических занятиях. Подготовка докладов.
0
 
Простое предложение. Знаки препинания в ПП. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

4
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4 УК-4.5 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-6.4 УК-6.5 ПК-9.1 ПК-9.2
2
0
Опрос на практических занятиях. Подготовка докладов.
0
 
Простое предложение. Знаки препинания в ПП. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

6
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4 УК-4.5 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-6.4 УК-6.5 ПК-9.1 ПК-9.2
2
0
Опрос на практических занятиях. Подготовка докладов.
0
 
Сложное предложение. Знаки препинания в СП. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

4
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4 УК-4.5 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-6.4 УК-6.5 ПК-9.1 ПК-9.2
2
2
Опрос на практических занятиях. Подготовка докладов. Выполнение упражнений. Тестирование.
0
 
Сложное предложение. Знаки препинания в СП. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

6
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4 УК-4.5 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-6.4 УК-6.5 ПК-9.1 ПК-9.2
2
0
Опрос на практических занятиях. Подготовка докладов. Выполнение упражнений. Тестирование.
0
 
 
Раздел 6.  Лексика и фразеология

 
Лексические средства. Фразеология как раздел лексикологии. Профессиональная лексика /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

4
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4 УК-4.5 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-6.4 УК-6.5 ПК-9.1 ПК-9.2
2
2
Опрос на практическом занятии. Подготовка докладов. Тестирование.
0
 
Лексические средства. Фразеология как раздел лексикологии. Профессиональная лексика /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

6
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4 УК-4.5 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-6.4 УК-6.5 ПК-9.1 ПК-9.2
2
0
Опрос на практическом занятии. Подготовка докладов. Тестирование.
0
 
 
Оснащенность
 
Раздел 7. Культура деловой и научной речи в профессиональной деятельности работников аграрной сферы

 
Научный стиль речи. Особенности профессиональных научных текстов /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4 УК-4.5 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-6.4 УК-6.5 ПК-9.1 ПК-9.2
2
2
Опрос на практическом занятии. Подготовка докладов. Выполнение упражнений
0
 
Научный стиль речи. Особенности профессиональных научных текстов /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

6
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4 УК-4.5 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-6.4 УК-6.5 ПК-9.1 ПК-9.2
2
0
Опрос на практическом занятии. Подготовка докладов. Выполнение упражнений
0
 
Официально-деловой стиль речи. Виды служебных документов и деловых писем. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4 УК-4.5 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-6.4 УК-6.5 ПК-9.1 ПК-9.2
2
0
Опрос на практическом занятии. Подготовка докладов. Выполнение упражнений
0
 
Официально-деловой стиль речи. Виды служебных документов и деловых писем /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

6
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4 УК-4.5 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-6.4 УК-6.5 ПК-9.1 ПК-9.2
2
0
Опрос на практическом занятии. Подготовка докладов. Выполнение упражнений
0
 
 
Раздел 8. Зачет

 
Зачет /Зачёт/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3

0
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4 УК-4.5 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-6.4 УК-6.5 ПК-9.1 ПК-9.2
2
0
Устный опрос. 
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
Вопросы для оценки знаний теоретического курса

1. Фонетика как раздел науки о языке. Понятие звука и слога. Фонетические средства и фонетические единицы русского языка.

2. Классификация согласных в русском языке.

3. Классификация гласных в русском языке.

4. Фонетические процессы в русском языке: ассимиляция, диссимиляция, редукция.

5. Имя существительное. Лексико-грамматические разряды и категории  имён существительных. Склонение имён сущ. Правописание им. сущ.

6. Причастие как часть речи. Его грамматические признаки. Правописание причастий.

7. Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имён прилагательных. Краткие прилагательные. Правописание им. сущ. Степени сравнения качественных прилагательных. Склонение прилагательных. Правописание имен прилагательных.

9. Имя числительное. Разновидности имён числительных. Правописание имен числительных.

10. Местоимение. Классификация местоимений по семантической соотнесённости с другими частями речи. Виды местоимений по значению. Правописание местоимений.

11. Глагол. Две основы глагола. Классы и виды глаголов. Переходные и непереходные глаголы. Спряжение глаголов. Правописание глаголов. Деепричастия. Действительные и страдательные. Настоящего и прошедшего Времени.

 
Оснащенность
 
12. Наречие и слова категории состояния. Правописание наречий.

13. Служебные части речи. Правописание предлогов и союзов.

14. Синтаксис как раздел лингвистики. Словосочетание. Виды словосочетаний.

15. Простое предложение. Типы двусоставных и односоставных предложений.

16. Простое двусоставное предложение. Виды простых двусоставных предложений.

17. Главные и второстепенные члены предложения.

18. Подлежащее, способы его выражения.

19. Сказуемое, способы его выражения.

20. Дополнение. Способы его обособления.

21. Определение. Способы его обособления.

22. Обстоятельство. Способы его обособления.

23. Приложение. Способы его обособления.

24. Общее понятие об односоставных предложениях. Виды односоставных предложений.

25. Определённо-личные предложения.

26. Неопределённо-личные предложения.

27. Обобщённо-личные предложения.

28. Безличные предложения.

29. Инфинитивные предложения.

30. Номинативные предложения.

31. Сложноподчинённые предложения. Знаки препинания в СПП.

32. Сложносочинённые предложения. Знаки препинания в ССП.

33. Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в БСП.

34. Синонимия и антонимия.

35. Омонимы, омофоны, омографы.

36. Виды лексики и особенности их функционирования.

37. Однородные члены предложение. Способы их обособления.

38.  Научный стиль.

39. Официально-деловой стиль.

40. Особенности профессиональной лексики в аграрной сфере.

41. Виды служебных документов и деловых писем.

42. Правила составления разных видов деловых документов: личной документации (заявления, доверенности, объяснительной записки, расписки и т. д.), деловых писем и др.

Вопросы на оценку понимания/умений студента

1. Как называется наука о языке? Назовите ее важнейшие разделы.

2. С какими науками она связана?

3. Что такое язык? Дайте определения языка, прокомментируйте их.

4. Какие функции языка вы можете назвать? В чем их сущность?

5. Как устроен язык? Назовите языковые единицы и соответствующие им уровни.

6. Каковы основные принципы изучения языка?

7. Как соотносится язык и речь? Ответ прокомментируйте.

8. Что изучается фонетикой?

9. На какие разновидности делятся гласные звуки?

10. На какие разновидности делятся согласные звуки?

11. Для чего нужна фонетическая транскрипция?

12. Что изучает орфоэпия?

13. Что такое грамматика?

14. Чем отличаются именные части речи от служебных?

15. Как грамматически проявляется  категория одушевленности/неодушевленности?

16. В чем сущность категории числа именных частей речи?

17. Каково значение категории падежа?  Назовите падежи русских существительных и их значения.

18. Что такое склонение?  Какие типы склонений существительных, прилагательных вы знаете?

19. Расскажите об особенностях склонения числительных и местоимений.

20. Что такое спряжение?

21. Что выражает категория вида?  Что обозначают глаголы совершенного вида? Несовершенного вида?

22. Какие глаголы называются переходными?  Непереходными? Как определить переходность глагола?

23. Какие глаголы называются возвратными?

24. Каково значение категории залога?  Как эта категория глагола связана с переходностью и возвратностью?

25. Что выражает категория наклонения?

26. Что выражают категории времени и лица?

27. Что выражают категории числа и рода?  Ответ сопровождайте примерами.

28. Что такое причастие?  Назовите глагольные признаки причастия и признаки прилагательного.

29. Чем отличаются действительные и страдательные причастия?

30.Что такое деепричастие? Какие признаки объединяют глагол и деепричастие?

31. Чем наречие отличаются от других знаменательных частей речи?

32. Как наречия соотносятся по образованию с другими частями речи?

33. Какие разряды предлогов по значению, по образованию, по структуре вы можете выделить?

34. Какие разряды союзов по значению, по образованию, по структуре вы можете назвать?

 
Оснащенность
 
35. Какие разряды частиц вы можете назвать? Приведите примеры.

36. Что изучает синтаксис?

37. Какие предложения выделяют в зависимости от цели высказывания?

38. Что такое грамматическая основа предложения?

39. Чем отличаются второстепенные члены предложения от главных?

40. Какие предложения называют двусоставными?

41. Что такое подлежащее? Чем может быть выражено подлежащее?

42. Какие типы сказуемого вы можете назвать?

43. Какие разряды второстепенных членов предложения вы можете назвать? Что лежит в основе классификации второстепенных членов предложения?

44. Что называется определением?

45. В чем различие несогласованных определений и приложений?

46. Что называется дополнением? Каковы его виды и способы выражения?

47. Что называется обстоятельством?  Каковы его виды и способы выражения? Как отличить обстоятельство от косвенного дополнения?

48. Каковы способы разграничения второстепенных членов предложения?

49. Что понимают под осложненным предложением?

50. Какие слова называются обобщающими?

51. Каковы правила пунктуации при однородных членах предложения?

52. Что такое обособление? Какие члены предложения называются обособленными? Какие члены предложения обособляются?

53. Каковы правила пунктуации при обособленных членах предложения?

54. Что такое уточнение?  Какое  значение могут выражать уточняющие члены предложения?

55. В чем отличие пояснения от уточнения?

56. Как выделяется обращение в устной и письменной речи?

57. Что такое вводное слово, сочетание слов?

58. Какие семантические группы вводных конструкций вы можете назвать?

59. Чем отличается простое предложение от сложного?

60.  Каковы средства связи частей в сложном предложении?

61. Какие предложения называются сложносочиненными? Каковы их типы?

62. Каковы правила пунктуации в сложносочиненном предложении?

63. Какие предложения называют сложноподчиненными?

64. На чем основывается выделение типов придаточных предложений?

70. Каковы правила пунктуации в сложноподчиненных предложениях

72. С какой целью используются эвфемизмы?

73. Какие виды лексики вы знаете и каково их функциональное назначение?

74. Что изучает фразеология? Какие типы фразеологизмов вы знаете?

74. Какие виды служебных документов вы знаете? Каковы способы их оформления?

74. Какие свойства характерны для научного стиля речи?

75. Какие нормы русского литературного языка вы знаете? Каковы их виды?

76. Как проявляются коммуникативные качества речи в профессиональной деятельности работников аграрной сферы?

77. В чем особенности профессиональной лексики в аграрной сфере?

 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
Не предумотрено.
 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрено.
 
Темы докладов

1. Есть ли язык у животных?

2. Невербальные средства общения.

3. Функции языка.

4. Связь языкознания с другими науками (историей, биологией, математикой, психологией и др.)

5. Язык и общество.

6. Язык и сознание.

7. Язык и культура.

8. Теория божественного происхождения языка.

9. Теория создания языка человеком.

10. Теория естественного происхождения зыка.

11. Теория социального происхождения языка.

12. Возникновение и развитие речи у ребенка.

13. Мировые языки. Языки межнационального общения.1Государственные языки.

14. Искусственные языки.

15. Образование славянских языков.

16. Место русского языка среди языков мира.

17. Формирование национального языка.

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
Оснащенность
 
18. Формы бытования национального языка.

19. Литературный язык – высшая форма бытования  национального языка.

20. Функциональные стили литературного языка.

21. Особенности профессиональной лексики в профессиональной деятельности работников аграрной сферы.

22. Национальные особенности речевого этикета.

23. Профессиональная этика и речевое поведение делового человека.

24. Деловая переписка в сфере профессиональной деятельности.

25. Культура устной и письменной речи делового человека.

26. Нормы речевого социокультурного поведения специалиста аграрной сферы.

27. Культура речи и эффективность общения в сфере профессиональной деятельности.

28. Жанры устной и письменной научной речи.

29. Основные лексические и морфолого-синтаксические особенности научного стиля.

30. Языковые нормы письменных профессиональных научных текстов.

31. Реклама в профессиональной деловой речи.

32. Язык коммерческой рекламы в аграрной сфере.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Федосюк М. Ю.
Русский язык для студентов-нефилологов: учебное пособие
М.: ФЛИНТА, 2017
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Кириллова Е. А., Короткова Н. Н.
Русский язык. Практикум по орфографии и пунктуации: учебно-методическое пособие
Чебоксары: ФГОУ ВПО ЧГСХА, 2010
40
 
Л2.2
Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю.
Русский язык. Культура речи. Деловое общение: учебник
М.: КНОРУС, 2012
7
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ – русский язык для всех
 
Э2
Правила русского языка
 
Э3
Словари и энциклопедии на Академике
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
6.3.1.2
Office 2007 Suites
6.3.1.3
MozillaFirefox
6.3.1.4
MozillaThinderbird
6.3.1.5
Справочная правовая система КонсультантПлюс
6.3.1.6
Электронный периодический справочник «Система Гарант»
6.3.1.7
ОС Windows 7
6.3.1.8
OpenOffice 4.1.1
6.3.1.9
SuperNovaReaderMagnifier
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
6.3.2.2
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
6.3.2.3
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
6.3.2.4
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
 
Оснащенность
 
6.3.2.5
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.6
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
18а
Учебная аудитория
Доска классная (1 шт.), столы ученические 2-х местные со скамейкой (8 шт.), экран с электроприводом DRAPER BARONET HW (1 шт.), стенды (3 шт.), шкафы книжные (2 шт.), тумба (2 шт.), портреты (6 шт.), стул п/м (1 шт.)
Пр
 
123
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
СР
 
25б
Учебная аудитория
Доска классная (1 шт.), стол ученический (2 шт.), стул ученический (2 шт.), кафедра лектора (1 шт.), стол ученический 4-х местный (40 шт.), скамья 4-х местная (40 шт.), огнетушитель ОУ-«3» (2 шт.), подставка для огнетушителя (2 шт.), демонстрационное оборудование (проектор ToshibaTDP-T45 (1 шт.), ноутбук HP250 G5 (1 шт.), экран на штативе (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
Пр
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает работу на практических занятиях, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего и промежуточного форм контроля.

Система знаний по дисциплине «Русский язык в профессиональной деятельности работников аграрной сферы» формируется в ходе аудиторных и вне аудиторных (самостоятельных) занятий. Используя учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, пополняя, углубляя, систематизируя свои теоретические знания.

Для освоения дисциплины студентами необходимо:

1. Посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно в них участвовать. Задания к практическому занятию дает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задания для самостоятельной работы, рекомендуемую литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, который формулирует цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях разбираются тестовые задания и задания для самостоятельной работы, заслушиваются доклады. Студенты, пропустившие занятие или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: делаются основные выводы и выставляются оценки.

2. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение материалов учебников, отдельных разделов из монографий и статей современных отечественных и зарубежных лингвистов, написание докладов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

3. Под руководством преподавателя студенты занимаются научно-исследовательской работой, что предполагает подготовку выступлений с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей.

4. При возникающих затруднений у студентов при освоении дисциплины, а также в случае пропусков ими занятий обучающиеся приглашаются преподавателем на консультации.

При изучении дисциплины «Русский язык в профессиональной деятельности работников аграрной сферы» следует усвоить:

- основные понятия и категории современного литературного языка;

- основные особенности основных стилей речи;

- культуру речевого высказывания;

- умение успешно коммуницировать в области профессиональной деятельности.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________