(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Технология производства и переработки продукции растениеводства
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Технология производства и переработки продукции растениеводства, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
/Ср/
/Лек/
Контроль качества этилового спирта /Лаб/
2. Стадии развития микроорганизмов.
3. Методы культивирования микроорганизмов.
4. Производственная инфекция и дезинфекция.
5. Общая характеристика сырья бродильных производств.
6. Требования к качеству концентрата квасного сусла, правила приемки на завод, хранения и подработки (разбавление, пастеризация).
7. Требования к качеству квасных хлебцев и сухого кваса, условиям их хранения, подработке. Приготовление квасных хлебцев и сухого кваса.
8. Производство концентрата квасного сусла с применением свежепроросшего солода.
9. Производство концентрата квасного сусла с применением сухого солода.
10. Микроорганизмы, используемые в производстве кваса. Характеристика дрожжей и молочнокислых бактерий, применяемых для сбраживания квасного сусла.
11. Приготовление чистых культур дрожжей и молочнокислых бактерий и смешанной закваски по способам А и Б.
12. Приготовление разводки сушеных квасных дрожжей и молочнокислых бактерий. Подготовка хлебопекарных прессованных дрожжей к сбраживанию квасного сусла.
13. Приготовление квасного сусла настойным способом и из концентрата квасного сусла.
14. Сбраживание квасного сусла, охлаждение и купажирование кваса. Розлив кваса. Требования стандарта к квасам брожения.
15. Болезни кваса и микроорганизмы, вызывающие эти болезни.
16. Особенности производства плодово-ягодного кваса. Технология лактоферментированных напитков на основе растительного сырья.
17. Классификация виноградных вин.
18. Технологические требования к винограду как сырью для производства вин и алкогольных напитков.
19. Дробление винограда. Обработка мезги.
20. Отстаивание и осветление сусла при производстве вин.
21. Брожение и выдержка виноматериалов.
22. Осветление и стабилизация виноматериалов.
23. Розлив и выдержка вина в бутылках.
24. Болезни и пороки вина.
25. Классификация и основные показатели виноградных вин.
26. Классификация и основные показатели вин, пересыщенных диоксидом угле-рода.
27. Производственная инфекция. Основные источники и виды инфекции производственного оборудования и помещений.
28. Моющие, дезинфицирующие и комбинированные моющедезинфицирующие средства и средства для помещений и оборудования. Техника и режим мойки и дезинфекции (СИП).
29. Характеристика зернового сырья для производства спирта. Условия хранения зерна, процессы, происходящие при хранении. Способы хранения. Очистка зерна от механических и ферромагнитных примесей. Способы измельчения зерна для водно-тепловой обработки (разваривания).
30. Характеристика и химический состав картофеля. Его хранение, транспортирование в производство, удаление примесей, мойка и измельчение.
31. Водно-тепловая обработка сырья в технологии спирта. Цель водно-тепловой обработки.
32. Технология осахаривающих материалов. Виды осахаривающих материалов. Общая характеристика ферментов. Приготовление солода.
33. Перегонка бражки и ректификация спирта.
34. Практика ректификации спирта.
35. Побочные продукты ректификации. Технология выделения сивушного масла из сивушной жидкости.
36. Производство спирта из мелассы.
37. Получение спирта из древесины и сульфитного щелока.
38. Сырье, химикаты и вспомогательные материалы в технологии хлебопекарных дрожжей.
39. Приготовление мелассового сусла и растворов солей минерального питания при производстве дрожжей.
40. Расы применяемых дрожжей и особенности их размножения на мелассовых средах.
41. Лабораторные стадии выращивания дрожжей.
42. Выделение дрожжей из бражки.
43. Прессование, формовка и упаковка дрожжей.
44. Производство сушеных дрожжей.
45. Технология изготовления биохимического уксуса, лимонной кислоты, молочной кислоты, винной кислоты.
1. Получение и обработка шампанских виноматериалов.
3. Производство шампанского резервуарным способом.
4. Способ непрерывной шампанизации вина.
5. Особенности приготовления красных игристых вин.
6. Технология производства рома.
7. Технология производства коньяка.
8. Технология производства виски.
9. Характеристика вторичных продуктов виноделия и основные направления их использования (винная кислота, масло из виноградных косточек, кормовые продукты, энокраситель пищевой, винный уксус).
10. Технология переработки вторичного сырья виноделия (дрожжевых осадков, виноградных выжимок и др.).
11. Получение спирта-сырца и его характеристика.
12. Культивирование дрожжей.
13. Приготовление солода.
14. Характеристика и химический состав картофеля. Его хранение, транспортирование в производство, удаление примесей, мойка и измельчение.
15. Строение и химический состав зерна. Условия хранения зерна, процессы, происходящие при хранении. Способы хранения.
16. Современное состояние и перспективы развития дрожжевой отрасли пищевой промышленности.
17. Приготовление мелассового сусла и растворов солей минерального питания.
18. Выращивание товарных дрожжей стадий Б и В. Особенности выращивания дрожжей по воздушно-проточному способу.
19. Выращивание засевных дрожжей стадии Б. Режим работы засевных дрожжерастильных аппаратов. Характеристика засевных дрожжей.
20. Производство сушеных дрожжей.
21. Болезни кваса и микроорганизмы, вызывающие эти болезни.
22. Особенности производства плодово-ягодного кваса.
23. Технология лактоферментированных напитков на основе растительного сырья.
Примерные темы эссе
Темы эссе являются примерными, то есть выбор проблемы студентом может осуществляться самостоятельно, либо на основании рекомендаций преподавателя.
1. Каковы основные пути развития технологии спирта?
2. Какие процессы происходят при хранении зерна и как должны соблюдаться основные условия его хранения?
3. Способы хранения зерна.
4. Способы измельчения зерна, каким они должны удовлетворять требованиям.
5. Технологическая оценка картофеля как сырья для производства спирта.
6. Особенности хранения картофеля и его подготовки к развариванию.
7. Физико-химические процессы, происходящие при водно-тепловой обработке.
8. Химические изменения при разваривании сбраживаемых веществ и пектина.
9. Сравнить схемы непрерывного разваривания.
10. Особенности зернового сырья для получения солода.
11. Охарактеризовать способы замачивания зерна.
12. Охарактеризовать способы солодоращения.
13. Дать характеристику микроорганизмов – продуцентов амилолитических ферментов.
14. Основные условия культивирования микроорганизмов – продуцентов амилаз.
15. Охарактеризовать способы производства ферментных препаратов.
16. Теоретические основы осахаривания разваренной массы
17. Дать анализ и произвести сравнение способов осахаривания.
18. Основные условия культивирования спиртовых дрожжей.
19. Условия подготовки сусла и разведения «сернокислых» и «молочнокислых» дрожжей.
20. Теоретические основы спиртового брожения.
21. Способы спиртового брожения.
22. Требования к мелассе, предъявляемые спиртовым производством.
23. Приготовление мелассной рассиропки.
24. Особенности рас дрожжей для сбраживания мелассных растворов.
25. Способы сбраживания мелассных рассиропок.
26. Основы теории перегонки спирта, основные законы перегонки.
27. Типы брагоперегонных установок.
28. Основы теории ректификации, классификация примесей.
29. Основные схемы колонн и принципиальные схемы ректификационных установок.
30. Основные типы брагоректификационных установок, провести их сравнение.
31. Получение ректификованного спирта на брагоректификационной установке косвенно-прямоточного действия.
32. Принципы учета спирта в производстве.
33. Расчет выхода спирта.
Система знаний по дисциплине «Технология бродильных производств» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, бакалавр готовится к лабораторным занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты; раскрываются суть технологии бродильных производств. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. Посещать лабораторные занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к лабораторному занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Лабораторные занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На лабораторных занятиях решаются конкретные задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Лабораторное занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Технология бродильных производств», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:
1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.
2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.
3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.
4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов.
По согласованию с преподавателем или по его заданию студенты могут готовить рефераты по отдельным темам дисциплины. Основу докладов составляет, как правило, содержание подготовленных студентами рефератов. Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает по результатам тестирования и экзамена. Тестирование организовывается в компьютерных классах. Все вопросы тестирования обсуждаются на лекционных и лабораторных занятиях.
При изучении дисциплины «Технология бродильных производств» следует усвоить:
- технологические этапы производства солода;
- технологические этапы производства кваса;
- технологические этапы производства пива;
- технологические этапы производства вина;
- требования, предъявляемые к качеству сырья;
- способы транспортировки и хранения готовой продукции.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году