(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Технология производства и переработки продукции растениеводства
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Технология производства и переработки продукции растениеводства, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
1. Согласно данному закону происходит чередование культур в пространстве и во времени:
A. Закон неравноценности факторов среды
B. Закон оптимума
C. Закон плодосмена
D. Закон минимума
E. Закон равнозначности основных факторов среды
2. Согласно данному закону ни один из факторов среды (свет, воздух, влага и питательные вещества) не может быть
A. Закон незаменимости
B. Закон минимума
C. Закон критических периодов
D. Закон неравноценности факторов среды
E. Закон оптимума
3. Основные процессы, протекающие в организме растений:
A. Фотосинтез
B. Термопериодизм
C. Диссимиляция
D. Транспирация
4. Атмосферой называют:
A) газообразную оболочку Земли
B) воздух
C) смесь газов
D) оболочку земной поверхности
5. Основной компонент атмосферного воздуха:
A) Азот
B) Кислород
C) Водород
D) Углерод
E) Ксенон
6. Из перечисленных методов исследования, применяемых на практике в метеорологии и агрометеорологии, укажите неверный метод:
A. Метод параллельных, или сопряженных, полевых наблюдений.
B. Метод учащенных сроков посевов.
C. Метод органолептический.
D. Метод географических посевов.
E. Метод экспериментально-полевой.
F. Метод фитотронов.
G. Метод математической статистики.
7. Многолетний режим погоды в данной местности, обусловленный ее географическим положением называют ...
A. Климатом
B. Погодой.
C. Почвенно-климатической зоной.
D. Континентом.
8 .Состояние атмосферы в данной местности в определенный момент, характеризуемое совокупностью значений метеорологических величин называют ...
A. Климатом
B. Погодой.
C. Почвенно-климатической зоной.
D. Континентом.
9. Атмосфера является средой обитания всех земных организмов за исключением ...
1. Аэробных бактерий.
2. Анаэробных бактерий.
3. Растений.
4. Насекомых.
10. Что делят на пять основных слоев: тропосферу, стратосферу, мезосферу, термосферу и экзосферу?
1. Атмосферу.
2. Гидросферу.
3. Литосферу.
11. Самый нижний слой воздушной оболочки земли (высотой от земной поверхности до 10 – 11 км в умеренных широтах и до 15-17 км в тропиках, температура воздуха у верхней границы тропосферы около – 70 оС, в нём содержится до 80% всей массы воздуха и почти весь водяной пар) называется:
1. Стратосфера,
2. Тропосфера
3. Мезосфера,
4. Термосфера,
5. Экзосфера.
12. Что называют «утеплителем атмосферы?
1. Азот.
2. Кислород.
3. Углекислый газ.
4. Озон
13. Из всех газов атмосферы наибольшее значение для сельского хозяйства имеют: (выберете правильный вариант)
1. Азот, криптон, озон.
2. Азот, кислород, и углекислый газ.
3. Азот, кислород, и угарный газ.
4. Азот, водород, и углекислый газ.
14. Какой газ атмосферы поглощает ультрафиолетовые лучи?
1. Азот.
2. Кислород.
3. Углекислый газ.
4. Озон
15. Какой газ атмосферы входит в состав белков и участвует в питании растений?
1. Азот.
2. Кислород.
3. Углекислый газ.
4. Озон
16. Какой газ атмосферы используется для дыхания живых организмов и растений, для горения, для окисления?
1. Азот.
2. Кислород.
3. Углекислый газ.
4. Озон.
Тесты по «Радиационный режим и продуктивность растений»
Вопрос 1. Основным условием существования биосферы и одним из главных климатообразующих факторов является ...
1. Солнечная энергия.
2. Давление.
3. Температура.
4. Осадки.
5. Воздух.
Вопрос 2. Каков спектральный состав солнечного излучения?
а) ультрафиолетовая область; видимая область; инфракрасная область.
б) видимая область; инфракрасная область.
в) ультрафиолетовая область; инфракрасная область.
Вопрос 3. Формула для вычисления радиационного баланса деятельной поверхности
а) В = Q – Rк – Е эф.
б) В = Q + Rк + Е эф.
Вопрос 4. Укажите лучи, которые листья наиболее интенсивно поглощают.
а) сине-фиолетовые (λ = 0,48...0,40 мкм)
б) оранжево-красные (λ = 0,65...0,68 мкм)
в) желто-зеленые (λ = 0,58...0,50 мкм) и красные (λ > 0,69 мкм)
Вопрос 5. Определите вариант с правильными ответами по альбедо (%) для различных естественных поверхностей:
а) свежий сухой снег - 80-95
загрязненный снег – 40 – 50
темные почвы – 5 – 15
сухие глинистые почвы -20 –35
сухие песчаные почвы – 25 – 45
б) свежий сухой снег - 25 – 45
загрязненный снег – 20 – 35
темные почвы – 30 – 40
сухие глинистые почвы - 5 – 15
сухие песчаные почвы – 80 – 95
в) свежий сухой снег – 5 – 15
загрязненный снег - 30 – 40
темные почвы - 80 – 95
сухие глинистые почвы - 25 – 45
сухие песчаные почвы - 40 – 50
Вопрос 6. Определите суммарная радиацию
а) Q = S + D,
б) Q = S - D,
в) Q = S * D
Вопрос 7. Установите правильную последовательность. Наибольшее количество тепла приходится на склоны (в порядке возрастания).
a) Северный № 1,2,3,4
b) Южный № 1,2,3,4
c) Западный № 1,2,3,4
d) Восточный № 1,2,3,4
Вопрос 8. В действительности коэффициент ФАР используемый растениями составляет в НЧЗ в среднем...
a) 0,5 - 1,5%
b) 2,5 - 3,5%
c) 4,5 - 5,5%
Вопрос 9. Основными агроклиматическими факторами являются воздух, тепло, влага и ...
a) свет
b) азот
c) фосфор и калий
Вопрос 10. Прибор, измеряющий прямую солнечную радиацию, называется ...
a) альбедометр
b) актинометр
c) пиранометр
d) балансомер
Вопрос 11. Прибор, измеряющий рассеянную солнечную радиацию, называется ...
a) альбедометр
b) актинометр
c) пиранометр
d) балансомер
Вопрос 12. Прибор, измеряющий отражённую солнечную радиацию, называется ...
a) актинометр
b) альбедометр
c) пиранометр
d) балансомер
Вопрос 13. Прибор, измеряющий баланс солнечной радиации, называется ...
a) актинометр
b) альбедометр
c) пиранометр
d) балансомер
Вопрос 14. В процессе фотосинтеза используется часть спектра солнечной радиации - фотосинтетически активная радиация (ФАР), находящаяся в интервале длин волн ...
a) 0,48...0,40 мкм,
b) 0,38...0,71 мкм,
c) 0,65...0,68 мкм,
d) 0,58...0,69 мкм.
Вопрос 15. По фотопериодической реакции культурные растения можно классифицировать по группам по отношению к длине светового дня:
a) Малого дня, среднего и длинного дня.
b) Короткого дня, длинного дня и нейтральные.
c) Большого дня, малого и среднего дня.
Вопрос 1. Какие термометры устанавливаются на метеостанции для измерения температуры воздуха?
- психрометрический, максимальный и минимальный
- коленчатые
- вытяжные
Вопрос 2. Какие термометры устанавливаются для измерения температуры поверхности почвы?
- минимальный, максимальный, срочный
- коленчатые
- вытяжные
Вопрос 3. Жидкостные термометры основаны на принципе изменения объема жидкости с изменением температуры. В качестве жид¬кости в таких термометрах чаще всего используют
- ртуть
- спирт
- воду
- растворитель
Вопрос 4. Раздел сельскохозяйственной ме¬теорологии, изучающий метеорологические условия в их взаимодействии с процессами роста, развития, формирования урожая сельскохозяйственных культур и агротехническими мероприятиями называется
- агрометеорология
- агроклиматология
- агрогидрология
Вопрос 5. Каков принцип действия минимального жидкостного термометра при определении минимальной температуры почвы и воздуха?
- с помощью штифтика, мениска, спирт в капилляре
- с помощью штифтика, мениска, ртути в капилляре
- с помощью штифтика, мениска, воды в капилляре
Вопрос 6. Каков принцип установки в рабочее положение максимального термометра?
- встряхнуть резервуар взмахом руки вниз
- наклонить термометр резервуаром вверх
- просто положить
Вопрос 7. Каков принцип установки в рабочее положение минимального термометра?
- встряхнуть резервуар взмахом руки вниз
- наклонить термометр резервуаром вверх
- просто положить
Вопрос 8. Каков принцип установки в рабочее положение срочного термометра?
- встряхнуть резервуар взмахом руки вниз
- наклонить термометр резервуаром вверх
- положить без предварительной подготовки
Вопрос 9. На каких глубинах применяются вытяжные термометры?
- предназначены для измерений температуры почвы на глубинах 20, 40, 60, 80, 120, 160, 240 и 320 см. Они могут использоваться в хозяйствах для измерения температуры в силосных ямах и буртах.
- предназначены для измерений температуры почвы на глубинах 10 - 150 мм. Они используются в хозяйствах для измерения температуры почвы.
- предназначены для измерений температуры почвы на глубинах 10 - 150 см. Они используются в хозяйствах для измерения температуры почвы.
Вопрос 10. В какие сезоны года применяются вытяжные термометры?
- применяют летом
- применяют зимой
- применяют круглый год
Вопрос 11. До какой глубины прослеживается годовой ход температуры в почвах Чувашии?
- до 150 см
- до 250 см
- до 300 см
Вопрос 12. Термометры основаны на принципе изменения объема жидкости с изменением температуры называются
- жидкостные
- деформационные
- термоэлектрическими
Вопрос 13. Термометры основаны на принципе изменения линейных размеров твердых тел с изменением температуры называются
- жидкостные
- деформационные
- электротермометры сопротивления
- термоэлектрическими
Вопрос 14. Эти термометры основаны на принципе изменения электрического сопротивления материалов и называются
- жидкостные
- деформационные
- электротермометры сопротивления
- термоэлектрическими
Тематика рефератов:
1. Современное представление о строении и составе атмосферы
2. Агрометеорологическая служба России и в Чувашской Республике
3. Солнечная радиация – основной источник энергии
4. Приемы улучшения использования солнечной энергии растениями
5. Фотосинтетически активная радиация
6. Значение температуры почвы и воздуха для растений
7. Приемы регулирования температуры почвы
8. Влияние влагообеспеченности на продуктивность растений
9. Методы измерения влажности воздуха и почвы
10. Снежный покров и приемы снежной мелиорации
11. Влияние растительности на залегание снежного покрова и запасы воды в почве
12. Местные ветры и использование силы ветра в народном хозяйстве
13. Прогноз погоды по местным признакам
14. Опасные для сельского хозяйства метеорологические условия и меры борьбы с ними.
15. Климатические ресурсы Чувашии и приемы их эффективного использования.
Рекомендации по подготовке к лекциям. При подготовке к очередному лекционному занятию необходимо:
1. Максимально подробно разработать материал, излагавшийся на предыдущем лекционном занятии, при этом выделить наиболее важную часть изложенного материала (основные определения и формулы).
2. Запомнить основные технологические операции современных технологий возделывания основных сельскохозяйственных культур.
3. Постараться максимально четко сформулировать (подготовить) вопросы, возникшие при разборе материала предыдущей лекции.
4. Сравнить лекционный материал с аналогичным материалом, изложенным в литературе, попытаться самостоятельно найти ответ на возникшие при подготовке вопросы.
Желательно:
1. Изучая литературу, ознакомится с материалом, изложение которого планируется на предстоящей лекции.
2. Определить наиболее трудную для вашего понимания часть материала и попытаться сформулировать основные вопросы по этой части.
Изучение наиболее важных тем (разделов) учебной дисциплины завершают Лабораторные занятия, которые обеспечивают: контроль подготовленности студента; закрепление учебного материала; приобретение опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, в том числе аргументации и защиты выдвигаемых положений и тезисов. Лабораторному
Рекомендации по подготовке к лабораторным занятиям. При подготовке к лабораторным занятиям необходимо:
1. Выучить основные определения, содержащиеся в лекционном материале.
3. Приложить максимум усилий для самостоятельного выполнения индивидуального задания.
4. Максимально четко сформировать проблемы (вопросы), возникшие при выполнении домашнего задания.
Желательно:
1. Придумать интересные на наш взгляд примеры ландшафтного проектирования для рассмотрения их на предстоящем лабораторном занятии.
2. Попытаться выполнить домашнее задание, используя методы, отличные от тех, которые изложены преподавателем на лекциях (лабораторных занятиях). Сравнить полученные результаты.
Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:
1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.
2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.
3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.
4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов.
По согласованию с преподавателем или по его заданию студенты могут готовить рефераты по отдельным темам дисциплины. Основу докладов составляет, как правило, содержание подготовленных студентами рефератов. Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает по результатам тестирования и зачета. Тестирование организовывается в компьютерных классах или в Интернете. Все вопросы тестирования обсуждаются на лекционных и лабораторных занятиях. Подготовка к зачету предполагает изучение конспектов лекций, рекомендуемой литературы и других источников, повторение материалов лабораторных занятий.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году