(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Технология производства и переработки продукции растениеводства
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Технология производства и переработки продукции растениеводства, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
растений
/Лек/
растений
/Лаб/
растений
/Ср/
плодовых растений
/Лек/
плодовых растений
/Ср/
растений. Рост и развитие овощных культур
/Лек/
растений. Рост и развитие овощных культур
/Ср/
2. Пищевое, диетическое и лечебное значение плодоовощной продукции. Годовые и суточные нормы потребления плодов и овощей на человека.
3. Основные представители сахаров, зависимость от их свойств технологических особенностей плодов и овощей. Виды сахаров, их содержание в плодах и овощах.
4. Назначение сахаров в жизнедеятельности плодов и овощей во время хранения. Роль сахаров в применении потребительских и технологических свойств плодоовощной продукции и ее сохраняемость.
5. Краткая характеристика основных представителей углеводов.
6. Содержание в плодах и овощах крахмала и его превращение при созревании, хранении и переработке. Технологические свойства крахмала и продуктов получаемых из него.
7. Клетчатка и полуклетчатка. Их содержание, превращение и назначение в плодах и овощах при хранении и переработке.
8. Пектиновые вещества. Их содержание и роль в формировании потребительских свойств и лежкости плодов и овощей. Продукты, получаемые на основе пектинов и их значение в питании человека.
9. Дать краткую характеристику органическим кислотам, их содержание в плодах и овощах, значение в хранении и переработке.
10. Краткая характеристика азотистых веществ и их содержание плодоовощной продукции.
11. Изменения в комплексе веществ при хранении в процессе дифференциации почек овощей и дозревании плодов.
12. Ферменты, как представители белков и их роль в обмене веществ при хранении плодов и овощей.
13. Нитраты – как естественный компонент обмена веществ растений. Их вред для здоровья человека.
14. Гликозиды и их значение в устойчивости плодов и овощей к фито патогенным микроорганизмам при хранении и определении вкуса и запаха.
15. Представители фенольных соединений, их содержание и значение при хранении плодоовощной продукции и в питании человека.
16. Флавоноиды, их роль в окраске плодов и овощей и устойчивости к болезням. Особенности, учитываемые при обработке и хранении сочной продукции.
17. Дубильные вещества и их представители. Особенности, учитываемые при переработке и хранении плодов.
18. Эфирные масла, культуры их содержащие. Назначение и применение при переработке плодов и овощей.
19. Жирорастворимые пигменты и их представители. Изменение при созревании, хранении и переработки плодов и овощей. Назначение восков и жиров в плодах и овощах, их защитная роль при хранении и переработке.
20. Представители алкалоидов и их значение в питании человека.
21. Содержание витаминов в плодоовощной продукции. Значение витаминов в жизнедеятельности человека, суточная норма потребления.
22. Макро- и микроэлементы и их физиологическое значение для плодоовощной продукции и человека.
23. Группы витаминов, растворимых в воде. Их содержание в плодах и овощах и значение в питании человека. Значение жирорастворимых витаминов для здоровья человека. Суточная потребность их.
26. Устойчивость плодов и овощей к неблагоприятным условиям во время уборки, послеуборочной обработке и хранении.
27. Физические свойства плодов и овощей, их использование при хранении.
28. Состояние и перспективы развития рынка продуктов переработки плодов и овощей российского производства. Пищевая ценность выше указанной продукции.
29. Требования к качеству сырья. Факторы, влияющие на формирование качества продуктов переработки плодов и овощей.
31. Классификация способов переработки плодов, овощей и картофеля.
32. Основные принципы хранения и консервирования продукции растениеводства по Я.Я. Никитинскому.
33. Теоретические основы микробиологических способов консервирования. Технология квашения капусты. Оценка качества готовой продукции.
34. Теоретические основы консервирования плодов и ягод сахаром. Основные виды продукции. Технология приготовления варенья.
35. Химическое консервирование плодов и овощей. Технология маринования овощей.
36. Пищевая ценность замороженных плодов и овощей. Особенности технологии замораживания и дефростации. Хранение, транспортирование и реализация замороженной продукции.
37. Способы сушки плодов и овощей. Особенности упаковки, хранения и транспортирования сушеной продукции.
38. Технология засолки томатов и огурцов. Оценка качества продукции. Условия хранения.
39. Консервирование плодов и овощей в герметически укупоренной таре с применением тепловой стерилизации. Виды консервов.
40. Классификация, пищевая ценность и технология приготовления натуральных соков. Способы их консервирования.
41. Технология производства крахмала. Область применения и оценка качества.
42. Ассортимент и пищевая ценность продуктов переработки картофеля. Производство замороженного, жаренного и хрустящего картофеля.
43. Технология производства томатного сока и пюреобразных томатопродуктов.
44. Пищевая ценность и технология приготовления плодово-ягодных компотов.
45. Виды брака плодоовощных консервов. Анализ причин их вызывающих.
46. Характеристика разных видов тары для консервирования плодоовощной продукции. Ее недостатки и преимущества.
47. Методы утилизации отходов, образующихся при консервировании
плодов и овощей. Пищевой пектин, пищевые красители.
48. Использование семян выжитых плодов и овощей. Производство напитков.
49. Производство вина. Виды вин.
50. Способы производства вина.
51. Дефекты и болезни вина при хранении.
1. Повышение осмотического давления в продукте достигается введением:
1. соли
2. спирта
3. кислоты
2. При какой концентрации молочной кислоты тормозится деятельность вредных микроорганизмов:
1. 0,1-0,2%
2. менее 0,05%
3. более 0,5%
3. Органическая кислота, не входящая в состав тканей мякоти плодов и овощей:
1. винная
2. лимонная
3. стеариновая
4. К биохимическим процессам в продуктах относится:
1. брожение
2. гидролиз
3. гниение
5. Температура, рекомендуемая для быстрого замораживания плодов:
1. -15-180 С
2. -20-250 С
3. -30-360 С
6. Название витамина С который содержится в плодах и овощах:
1. абсцизовая кислота
2. аскорбиновая кислота
3. аспарагинговая кислота
7. Вид брожения, играющий только отрицательную роль в пищевых производствах:
2. маслянокислое
3. уксуснокислое.
8. Плесневение продуктов более интенсивно протекает:
1. при повышенной относительной влажности воздуха
2. при пониженной относительной влажности воздуха
3. при пониженной концентрации кислорода
9. Культура, для которой приемлем теплый способ хранения при температуре +180 С:
1. картофель
2. лук репчатый
3. огурцы
10. Вещества в плодах и овощах, определяющие их цвет:
1. дубильные вещества
2. пигменты
3. эфирные масла
11. Размер стандартных корнеплодов столовой свеклы (в поперечном диаметре):
1. 5-8 см
2. 5-14 см
3. более 14 см
12. Научный принцип, лежащий в основе замораживания плодов:
1. аноксианабиоз
2. криоанабиоз
3. ксероанабиоз
13. Закусочные овощные консервы:
1. икра кабачковая
2. огурцы маринованные
3. томаты цельноплодные
14. Научный принцип, лежащий в основе маринования овощей и плодов:
1. аноксианабиоз
2. ацидоанабиоз
3. ацидоценоанабиоз
15. Плодовые соки с мякотью:
1. восстановленные
2. гомогенизированные
3. осветленные
16. Научный принцип, лежащий в основе консервирования в герметически укупоренной таре:
1. осмоанабиоз
2. термоанабиоз
3. термоабиоз
17. Химический способ консервирования плодов и овощей:
1. квашение
2. маринование
3. мочение
18 . Рекомендуемая температура пастеризации яблочного сока:
1. 650 С
2. 750 С
3. 850 С
19. Вид плодоовощной продукции, имеющий наиболее высокую калорийность:
1. виноград
2. капуста
3. яблоки
20. Рекомендуемая температура хранения лука репчатого теплым способом:
1. +6+100 С
3. +18+200 С
21. Механическая прочность плодов и овощей определяется:
1. биохимическими
2. объемом свободного пространства между отдельными экземплярами
3. химическими
4. прочностью кожуры и мякоти на раздавливание и прокол и допустимой высотой падения
22. Сливы, абрикосы, персики относятся к группе свежих плодов:
1. семечковых
2. цитрусовых
3. ягод
4. косточковых
23. Лучшей желирующей способностью обладают плоды
1. моркови
2. свеклы
3. дыни
4. яблок
24. Топинамбур относится к группе овощей:
1. томатные
2. корнеплоды
3. тыквенные
4. клубнеплоды
25. Окраску плодов и овощей обуславливают красящие вещества:
1. белки
2. каротиноиды
4. соланин
5. пектины
Тематика рефератов
1. Анализ ассортимента рынка плодоовощных товаров.
2. Значение плодов и овощей в обеспечении сбалансированного питания, диетические и лечебно-профилактические свойства.
3. Нормы рационального потребления свежих плодов и овощей.
4. Особенности химического состава, пищевая ценность и безопасность плодов и овощей.
5. Нормы рационального потребления свежих плодов и овощей. Особенности химического состава, пищевая ценность и безопасность плодов и овощей.
6. Характеристика основных химических загрязнителей
7. Основные цели и задачи, решаемые при производстве генетически модифицированных плодов и овощей.
8. Преимущества и недостатки генетически модифицированной продукции.
9. Характеристика и анализ факторов, формирующих качество плодов и овощей в период выращивания, уборки, транспортирования, хранения и реализации.
10. Характеристика и классификация важнейших процессов, протекающих в плодах и овощах на всех стадиях онтогенеза растительных объектов и их влияние на качество и сохраняемость плодоовощной продукции.
11. Характеристика основных физиолого-биохимические процессов, протекающих в послеуборочный период жизнедеятельности плодов и овощей
12. Способность плодов и плодовых овощей к послеуборочному дозреванию.
13. Процессы, протекающие при дозревании.
14. Условия, сроки и режимы дозревания отдельных видов плодов овощей.
15. Влияние микробиологических процессов на качество, безопасность и сохраняемость плодов и овощей
16. Конденсация влаги в процессе хранения, транспортирования и реализации продукции. Причины, обуславливающие конденсацию, способы ее предотвращения.
17. Воздействие пониженных и повышенных температур на свежую плодоовощную продукцию.
18. Физические свойства плодов и овощей. Классификация.
19. Структурно-механические свойства плодов и овощей: индекс формы, плотность, насыпная масса, скважистость, механическая прочность, пористость, упругость и др.
20. Особенности химического состава и физиологических процессов метаболизма тропических и субтропических плодов.
Система знаний по дисциплине «Основы плодоовощеводства и технология переработки плодов и овощей» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, бакалавр готовится к лабораторным занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. Посещать лабораторные занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к лабораторному занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Лабораторные занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На лабораторных занятиях решаются конкретные задачи по дисциплине, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Лабораторные занятия заканчиваются подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Основы плодоовощеводства и технология переработки плодов и овощей», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году