(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Технология производства и переработки продукции растениеводства
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Технология производства и переработки продукции растениеводства, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
2.Семеноводство – как наука и отрасль сельскохозяйственного производства.
3.Проблемы и перспективы развития семеноводства в России в рыночных условиях.
5.Причины ухудшения сортовых качеств в процессе репродуцирования.
6.Знание сортосмены, сроки поведения.
7.Принцнпы сортообновления.
9 .Система семеноводства картофеля.
10.Система семеноводства многолетних трав.
11 .Система и методика производства семян элиты зерновых и зернобобовых культур.
12.Схема и методика производства элиты картофеля.
13.Производство семян элиты многолетних трав.
14.Особенности агротехники семенных посевов.
15.Приемы ускоренного размножения.
16.Агротехнические основы уборки семеноводческих посевов, пути снижения травмирования семян.
17.Послеуборочная обработка семян.
18.Хранение семенного материала.
19.Сортовой контроль.
20.Семенной контроль.
21. Факторы, влияющие на качество семян.
22.Зависимость качества семян от агроэкологических и агротехнических условий выращивания.
23.Мероприятия по оздоровлению семян и посадочного материала.
24. Документы на сортовые посевы.
25.Методы определения качества семян.
1. Система семеноводства России.
2. Государственный страховой фонд семян. Его задачи и принципы формирования.
3. Система семеноводства за рубежом.
4. Урожайные качества семян.
5. Качественные показатели семян.
6. Биологическое засорение сорта.
7. Сортообновление в семеноводстве.
8. Экологическое зонирование семеноводства.
9. История формирования и развитие системы семеноводства в Чувашской республике.
10. Современные технологии подготовки семян к посеву и хранению.
11. Хранение семян.
12. Апробация семеноводческих посевов.
13. Семеноводство зерновых культур в Чувашской республике.
14. Семеноводство картофеля в Чувашской республике.
15. Первичное семеноводство картофеля.
Образцы тестовых заданий
1. К первичным звеньям семеноводства относятся:
1.Питомник испытания потомств 1-го года
2.Питомник испытания потомств 2-го года
3.Питомник испытания потомств 1-го и 2-го года
4.Питомник испытания потомств 1-го и 2-го года, питомники размножения 1-4 годов
5.Питомник испытания потомств 1-ого и 2-ого года, питомники размножения 1-4 годов, суперэлита
2. Методы обеспечения высоких требований к семенам элиты включают:
1.Периодическое, раз в 2-3 года, сортообновление
2.Отбор типичных для данного сорта растений, послеуборочная доработка, соблюдение правил хранения семян, проведение видовых и сортовых прополок
3.Обязательное предпосевное протравливание семян
4.Периодическое, раз в 4--5 года, сортообновление
3. Схема производства элиты зерновых культур при использовании массового отбора включает:
1.Питомник отбора, питомники испытания потомств 1-2 года, питомники размножения 1-4 года
2.Питомник отбора,питомники размножения 1-4 года
3.Питомники испытания потомств 1-2 года, питомники размножения 1-4 года
4.Питомник отбора, питомники испытания потомств 1-2 года
4. Преимущества индивидуального отбора при создании элиты зерновых культур:
1.Ускоренное размножение нового сорта
2.Многолетний контроль сортовой чистоты
4.Увеличение коэффициента размножения
5. Схема производства семян элиты зерновых культур при использовании индивидуального отбора включает:
1.Питомник отбора, питомники испытания потомств 1-2 года, питомники размножения 1-4 года
2.Питомник отбора, питомники размножения 1-4 года
3.Питомники испытания потомств 1-2 года, питомники размножения 1-4 года
4.Питомник отбора, питомники испытания потомств 1-2 года
6. Источники исходного материала по зерновым культурам для закладки первичных звеньев семеноводства:
1.Питомники размножения
2.Посевы суперэлиты
3.Посевы элиты
4.Любой посев данного сорта
7. Первичное семеноводство картофеля включает:
1.Питомник сохранения сорта, предварительное размножени, суперэлита
2.Питомник отбора, питомники испытания клонов 1-2 года, питомник супер-суперэлиты
3.Питомник отбора, питомники испытания клонов 1-2 года, питомник суперэлиты
4.Питомники испытания клонов 1-2 года, питомник суперэлиты
8. Необходимое число линий для питомника испытания потомств первого года у зерновых культур определяется:
1.Планом-заказом на элиту данного сорта
2.Количеством биотипов данного сорта
3.Требованиям к сортовой чистоте
4.Ни от чего не зависит
9. Основные болезни, учитываемые в семеноводстве зерновых культур:
1.Фузариоз, гельминтоспориоз, пыльная и твердая головня
2.Пыльная и твердая головня, спорынья
3.Фузариоз, бурая ржавчина, пыльная и твердая головня
4.Бурая ржавчина, пыльная и твердая головня
10. Схема получения семян элиты многолетних трав включает:
1.Питомник сохранения сорта, питомники испытания потомств 1-2 года, питомники размножения 1-4 года
2.Питомник отбора, питомники испытания потомств 1-2 года, питомники размножения 1-4 года
3.Питомник сохранения сорта, питомник предварительного размножения, суперэлита, элита
4.Питомник сохранения сорта, питомник предварительного размножения, питомники размножения 1-4 года
11. Нормы страховых фондов семян зерновых культур на этапах первичного семеноводства, %:
1.25-30
2.50
3.75
4.100
12. К преимуществам индивидуального отбора при создании элиты зерновых культур относятся:
1.Ускоренное размножение нового сорта
2.Многолетний контроль сортовой чистоты
3.Уменьшение числа возникновения спонтанных мутаций
4.Увеличение коэффициента размножения
13. Основной метод определения сортовой чистоты:
1.Изучение сортовых документов
2.Апробация посевов
3.Визуальный осмотр посевов
4.Грунтовой контроль
14. Сертификат сортовой идентификации выписывается на основании:
1.Акта апробации
2.Акта апробации и удостоверения о кондиционности семян
3.Акта регистрации
4.Удостоверения о кондиционности семян
15. Государственный сортовой контроль осуществляет:
1.Апробационная комиссия
2.Россельхозцентр
3.Работники НИИ
4.Оригинаторы сорта
16. Категория семян зависит от:
1.Принадлежности сорта к перспективным
2.Этапа их производства
3.Посевных качеств семян
4.Урожайных качеств семян
17. Государственный семенной контроль осуществляет:
1.Отдел семеноводства Минсельхоза
2.Россельхозцентр
3.Работники НИИ
4.Россельхознадзор
18. К посевным качествам семян относятся:
1. Сортовая чистота
2. Всхожесть
3. Масса 1000 штук
4. Подлинность
19. Партия семян при продаже должна сопровождаться следующими документами:
1.Актом апробации
2.Сертификатом
3.Удостоверением о кондиционности семян
4.Актом регистрации
20. Контроль за правилами хранения документов о качестве семян осуществляет:
1.Отдел семеноводства Минсельхоза
2.Россельхозцентр
3.Работники НИИ
4.Россельхознадзор
21. Расположите категории семян в порядке их производства:
1.Репродукционные
2.Оригинальные
3.Элитные
4. Репродукционные семена на товарные цели
Система знаний по дисциплине «Семеноводство» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к лабораторным занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, которые должны знать студенты; раскрываются особенности системы семеноводства и производства семян и посадочного материала. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. посещать лабораторные занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к лабораторному занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Лабораторные занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На лабораторных занятиях решаются задачи, разбираются тестовые
3. систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из тематической литературы, решение задач, написание докладов, рефератов. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. при возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Семеноводство», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:
1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.
2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.
3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.
4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов.
По согласованию с преподавателем или по его заданию студенты могут готовить рефераты по отдельным темам дисциплины. Основу докладов составляет, как правило, содержание подготовленных студентами рефератов. Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает по результатам тестирования и зачета. Тестирование организовывается в компьютерных классах. Все вопросы тестирования обсуждаются на лекционных и лабораторных занятиях. Подготовка к зачету предполагает изучение конспектов лекций, рекомендуемой литературы и других источников, повторение материалов лабораторных занятий.
При изучении дисциплины «Семеноводство» следует усвоить:
- систему семеноводства основных полевых культур;
- схему производства семян элиты основных полевых культур;
- технологию производства высококачественных семян;
- основы семенного контроля.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году