(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Технология производства и переработки продукции растениеводства
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Технология производства и переработки продукции растениеводства, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
1. Цель, задачи и содержание дисциплины БЖ
2. Принципы, методы, аксиомы БЖ.
3. Опасность и безопасность. Системы безопасности.
4. Концепция общественной безопасности.
5. Культура, мировоззрение и миропонимание.
6. С.х. производство, его уникальность.
7. Общие сведения о чрезвычайных ситуациях.
8. Классификация ЧС.
9. Теоретические основы защиты населения в ЧС.
10. Предупреждение ЧС.
11. Способы и мероприятия по защите населения в ЧС.
12. Планирование защиты населения в ЧС.
13. Оповещение персонала объекта экономики и населения о ЧС.
14. Выбор и осуществление режимов радиационной и химической разведки.
15. Проведение противоэпидемических, санитарно-гигиенических и специальных профилактических мероприятий.
16. Особенности защиты населения в сельской местности.
17. Основные понятия и общие положения об эвакуации.
18. Организация эвакуации населения. Эвакуационные органы, их структура и задачи.
19. Планирование эвакуации населения.
20. Обеспечение эвакуации населения.
21. Единицы измерения ионизирующих излучений.
22. Поражающее воздействие радиоактивного загрязнения. Мероприятия, проводимые в режиме повседневной деятельности.
23. Виды ЧС природного характера и их характеристики.
24. Основные этапы становления и развития системы защиты населения и территорий в ЧС.
25. Предназначение и задачи Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС) и гражданской обороны (ГО).
26. Структура РСЧС. Силы и средства РСЧС.
27. Структура ГО и организация управления ГО.
28. Режимы функционирования РСЧС и ГО.
29. Силы ГО.
30. Организация ГО на ОЭ.
31. Опасности употребления алкоголя, табака и наркотиков.
32. Общие сведения об опасных химических веществах. Химически опасные объекты, их классификация и характеристики. Факторы риска на ХОО. Об-щие сведения об авариях на ХОО.
33. Понятия обеззараживания, дезактивации, дегазации, дезинфекции, дезинсекции, дератизации, санитарной обработки.
34. Вещества и растворы (рецептуры), применяемые для обеззараживания. Технические средства для обеззараживания.
35. Подготовка населения в области защиты от ЧС.
36. Проведение АСиДНР.
37. Гигиеническое нормирование уровней ионизирующих излучений.
38. Назначение приборов, систем и средств радиационного контроля.
39. Первая медицинская помощь. Методика оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях.
40. Первая помощь при травмах.
41. Убежища. Устройство и оборудование. Требования, предъявляемые к убежищам.
42. Назначение и классификация защитных сооружений. Противорадиационные и простейшие укрытия.
43. Оружие массового поражения.
44. Поражающие факторы ядерного взрыва.
45. Современные обычные средства поражения.
46. Классификация СИЗ. Средства индивидуальной защиты органов дыхания.
47. Средства индивидуальной защиты кожи. Медицинские средства индивидуальной защиты.
48. Общие положения и понятия прогнозирования и оценки обстановки при авариях на ХОО.
Вопросы на оценку понимания/умений студента
1. Что может быть причиной опасного природного явления.
2. Что позволяет сделать знание причин возникновения ЧС.
3. Как определяется разрушительное действие ураганов.
4. Как подразделяются землетрясения в зависимости от глубины очага.
5. В каких случаях можно предположить гипертонический криз/
6. Объясните, как наступает фибрилляция.
7. В каком случае необходим непрямой массаж сердца.
8. Какие объекты относятся к ПОО.
9. Чем обусловлены последствия радиационной аварии.
10. Какие бывают ОХВ по степени опасности.
11. Как рассчитывается токсическая доза.
12. Дайте определение пожара.
13. Что такое радиационная авария.
14. Что происходит с человеком при радиационном воздействии.
15. Какие бывают ОХВ по степени опасности и токсичности воздействия.
16. Назовите основные способы защиты населения.
17. Как осуществляется подготовка населения к действиям в ЧС.
18. Приведите комплекс мер по обеспечению защиты населения в ЧС.
19. Что должна характеризовать Декларация безопасности промышленного объекта.
20. В каких целях проводятся штабные учения.
21. Какое назначение имеют убежища в городах и населенных пунктах.
22. Как можно сократить время заполнения убежищ.
23. Как можно эвакуироваться из заваленного убежища.
24. Что устанавливают во входах для защиты от действия ударной волны.
25. Чем нужно руководствоваться при выборе СИЗ.
26. Чем характеризуются защитные свойства фильтрующих материалов.
27. Для чего предназначены регенеративные патроны.
28. Какие газоанализаторы в настоящее время используются в РФ.
29. Как осуществляется контроль за содержанием кислорода и ПДК токсичных и взрывчатых газов.
30. Назовите основные государственные документы, регламентирующие уровни облучения персонала и населения.
1. Способы и мероприятия по защите населения в ЧС.
2. Планирование защиты населения в ЧС.
3. Оповещение персонала объекта экономики и населения о ЧС.
4. Выбор и осуществление режимов радиационной и химической разведки.
5. Проведение противоэпидемических, санитарно-гигиенических и специальных профилактических мероприятий.
6. Особенности защиты населения в сельской местности.
7. Основные понятия и общие положения об эвакуации.
8. Организация эвакуации населения. Эвакуационные органы, их структура и задачи.
9. Планирование эвакуации населения.
10. Обеспечение эвакуации населения.
12. Поражающее воздействие радиоактивного загрязнения. Мероприятия, проводимые в режиме повседневной деятельности.
13. Виды ЧС природного характера и их характеристики.
14. Основные этапы становления и развития системы защиты населения и территорий в ЧС.
15. Предназначение и задачи Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС) и гражданской обороны (ГО).
16. Структура РСЧС. Силы и средства РСЧС.
17. Структура ГО и организация управления ГО.
18. Режимы функционирования РСЧС и ГО.
19. Силы ГО.
20. Организация ГО на ОЭ.
21. Опасности употребления алкоголя, табака и наркотиков.
22. Общие сведения об опасных химических веществах. Химически опасные объекты, их классификация и характеристики. Факторы риска на ХОО. Об-щие сведения об авариях на ХОО.
23. Понятия обеззараживания, дезактивации, дегазации, дезинфекции, дезинсекции, дератизации, санитарной обработки. Методы, способы и общие ос-новы обеззараживания.
24. Вещества и растворы (рецептуры), применяемые для обеззараживания. Технические средства для обеззараживания.
25. Подготовка населения в области защиты от ЧС.
26. Проведение АСиДНР.
27. Гигиеническое нормирование уровней ионизирующих излучений.
28. Назначение приборов, систем и средств радиационного контроля.
29. Первая медицинская помощь. Методика оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях.
30. Первая помощь при травмах.
31. Убежища. Устройство и оборудование. Требования, предъявляемые к убежищам.
32. Назначение и классификация защитных сооружений. Противорадиационные и простейшие укрытия.
33. Оружие массового поражения.
34. Поражающие факторы ядерного взрыва.
35. Современные обычные средства поражения.
36. Классификация СИЗ. Средства индивидуальной защиты органов дыхания.
37. Средства индивидуальной защиты кожи. Медицинские средства индивидуальной защиты.
38. Общие положения и понятия прогнозирования и оценки обстановки при авариях на ХОО.
Система знаний по дисциплине формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, определений, законов, способов и методов защиты персонала объектов и населения от опасностей, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. Посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из технической литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
При изучении дисциплины следует усвоить:
- основную нормативную базу дисциплины
- основные показатели травматизма, профессиональных заболеваний, пожаров, чрезвычайных ситуаций в стране и пути их предупреждения;
- вопросы регулирования труда отдельных категорий работников и компенсации за работу во вредных, опасных и особых условиях труда, а так-же за утраченное на производстве здоровье;
- порядок надзора и контроля за соблюдением законодательства по охране труда, гражданской обороне и пожарной безопасности, расследования несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
- требования производственной санитарии, предъявляемые к устройству и содержанию производственных помещений и рабочих мест;
- требования техники безопасности к производственным помещениям, технологическим процессам, оборудованию, машинам, инструментам, сырью, готовой продукции, а также к технологии выполнения отдельных видов работ;
- ответственность за нарушение требований охраны труда и гражданской обороны.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году