2024-2025_35_03_07_24-1 ТПиПСХП_ТР_plx_Охрана труда и техника безопасности на перерабатывающих предприятиях
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Механизации, электрификации и автоматизации с/х производства
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
26.03.2024 г.
 
Б1.В.ДВ.05.02
Охрана труда и техника безопасности на перерабатывающих предприятиях
Направление подготовки 35.03.07 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции

Направленность (профиль) Технология производства и переработки продукции растениеводства

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
зачет    
Виды контроля:
самостоятельная работа
32
аудиторные занятия
40
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Бакалавриат
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

8 (4.2)
Итого
Недель
11 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
20
20
20
20
Практические
20
20
20
20
В том числе инт.
8
8
8
8
Итого ауд.
40
40
40
40
Кoнтактная рабoта
40
40
40
40
Сам. работа
32
32
32
32
Итого
72
72
72
72
 
 
 
Программу составил(и):
канд. техн. наук, доц., Зайцев С.П.
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 35.03.07 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции (приказ Минобрнауки России от 17.07.2017 г. № 669).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Охрана труда и техника безопасности на перерабатывающих предприятиях" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 35.03.07 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции

Направленность (профиль) Технология производства и переработки продукции растениеводства, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Мардарьев С.Н. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Мардарьева Н.В. 
Председатель методической комиссии факультета  Мефодьев Г.А.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
изучение основ гармонизации взаимодействия человека и разноуровневых систем, связанных со средой обитания (производственной, бытовой, социальной, природной, духовной), а также вопросов управления и самоуправления индивидуальной жизнью каждого человека, жизнью больших и малых коллективов, социальной жизнью государств и регионов. Изучением дисциплины достигается формирование у студентов представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности людей, требований безопасности, защищенности человека и духовно-нравственного уровня общества.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
Б1.В.ДВ.05
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Безопасность жизнедеятельности
2.1.2
Проектирование перерабатывающих предприятий в АПК
2.1.3
Производственная практика, технологическая практика
2.1.4
Экономика и организация производства сельскохозяйственных и пищевых предприятий
2.1.5
Защита прав потребителей
2.1.6
Предпринимательское право
2.1.7
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
2.1.8
Учебная практика, технологическая практика
2.1.9
Учебная практика, ознакомительная практика (в том числе получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
УК-8. Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
 
УК-8.1 Обеспечивает безопасные и/или комфортные условия труда на рабочем месте, в т.ч. с помощью средств защиты
 
 
 
УК-8.2 Выявляет и устраняет проблемы, связанные с нарушениями техники безопасности на рабочем месте
 
 
 
УК-8.3 Осуществляет действия по предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций (природного и техногенного происхождения) на рабочем месте, в т.ч. с помощью средств защиты
 
 
 
УК-8.4 Принимает участие в спасательных и неотложных аварийно-восстановительных мероприятиях в случае возникновения чрезвычайных ситуаций
 
 
 
ПК-5. Способен осуществлять контроль качества и безопасность сельскохозяйственного сырья и продуктов его переработки
 
ПК-5.1 Осуществляет контроль качества сельскохозяйственного сырья и продуктов его переработки
 
 
 
ПК-5.2 Осуществляет контроль безопасности сельскохозяйственного сырья и продуктов его переработки
 
 
 
ПК-16. Способен осуществлять контроль за соблюдением технологической и трудовой дисциплины
 
ПК-16.1 Осуществляет контроль за соблюдением технологической дисциплины
 
 
 
ПК-16.2 Осуществляет контроль за соблюдением технологической дисциплины
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
- основную нормативную базу дисциплины;
3.1.2
- основные показатели травматизма, профессиональных заболеваний, пожаров, чрезвычайных ситуаций в стране и пути их предупреждения;
3.1.3
- вопросы регулирования труда отдельных категорий работников и компенсации за работу во вредных, опасных и особых условиях труда, а так-же за утраченное на производстве здоровье;
3.1.4
- порядок надзора и контроля за соблюдением законодательства по охране труда, гражданской обороне и пожарной безопасности, расследования несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
3.1.5
- требования производственной санитарии, предъявляемые к устройству и содержанию производственных помещений и рабочих мест;
3.1.6
- требования техники безопасности к производственным помещениям, технологическим процессам, оборудованию, машинам, инструментам, сырью, готовой продукции, а также к технологии выполнения отдельных видов работ;
 
Оснащенность
 
3.1.7
- ответственность за нарушение требований охраны труда и гражданской обороны.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
- пользоваться нормативными документами по охране труда, гражданской обороне и пожарной безопасности для поиска соответствующей информации;
3.2.2
- оценивать опасность и вредность производственных процессов, пожаровзрывоопасность технологических сред и помещений, электробезопасность и принимать самостоятельные решения по предупреждению травм, заболеваний и пожаров на производстве;
3.2.3
- пользоваться средствами коллективной и индивидуальной защиты.
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
- применения основной терминологией по охране труда, гражданской обороне; методикой измерения на рабочих местах параметров вредных и опасных производственных факторов;
3.3.2
- выбора, оценки состояния и пригодности к работе средств коллективной и индивидуальной защиты работников;
3.3.3
- подготовки документов по охране труда, которые разрабатывают на предприятиях;
3.3.4
- расследования несчастных случаев на производстве и оформления соответствующих документов;
3.3.5
- разработки инструкций и проведения инструктажей по охране труда на рабочем месте;
3.3.6
- проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Правовые и организационные основы охраны труда

 
Основные термины ОТ. Анализ травматизма и профзаболеваний /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 УК-8.4
8
0
конспект
0
 
Разработка инструкций по охране труда для работников /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 УК-8.4
8
2
учебная дискуссия
0
 
Система управления ОТ в организациях /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 УК-8.4
8
0
0
 
Расследование и учет несчастных случаев на производстве /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

6
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 УК-8.4
8
2
проблемная лекция
0
 
Требования ОТ в сельском хозяйстве /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 УК-8.4
8
2
проблемная лекция
0
 
 
Раздел 2. Основы производственной санитарии

 
Производственная вентиляция и отопление /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

10
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 УК-8.4
8
0
эссе
0
 
Исследование освещенности в производственных помещениях /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

4
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 УК-8.4
8
0
ээсе
0
 
Защита от вибраций, шума, электромагнитных излучений /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 УК-8.4
8
0
эссе
0
 
Вредные вещества на рабочих местах /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

6
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 УК-8.4
8
0
эссе
0
 
Требования к бытовым зданиям и помещениям, санитарно-защитные зоны и санитарные разрывы /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

6
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 УК-8.4
8
0
эссе
0
 
Основы медицинских знаний /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 УК-8.4
8
0
защита
0
 
Исследование микроклимата производственных помещений /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 УК-8.4
8
0
защита
0
 
Оснащенность
 
Исследование влияния электромагнитных излучений /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 УК-8.4
8
0
защита
0
 
 
Раздел 3. Основы техники безопасности

 
Технические средства обеспечения безопасности труда /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

6
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 УК-8.4
8
0
реферат
0
 
Эксплуатация объектов повышенной опасности /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

4
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 УК-8.4
8
0
эссе
0
 
Электробезопасность /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

4
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 УК-8.4
8
2
учебная дискуссия
0
 
Пожарная безопасность. Средства тушения пожара /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

4
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 УК-8.4
8
0
конспект
0
 
Безопасность работ при ремонте и обслуживании техники /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

2
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 УК-8.4
8
0
конспект
0
 
Средства тушения пожара /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

4
УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 УК-8.4
8
0
защита
0
 
/Зачёт/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

0
8
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
Вопросы для оценки знаний теоретического курса

1. Цель, задачи и содержание дисциплины БЖ

2. Принципы, методы, аксиомы БЖ.

3. Опасность и безопасность. Системы безопасности.

4. Концепция общественной безопасности.

5. Культура, мировоззрение и миропонимание.

6. С.х. производство, его уникальность.

7. Общие сведения о чрезвычайных ситуациях.

8. Классификация ЧС.

9. Теоретические основы защиты населения в ЧС.

10. Предупреждение ЧС.

11. Способы и мероприятия по защите населения в ЧС.

12. Планирование защиты населения в ЧС.

13. Оповещение персонала объекта экономики и населения о ЧС.

14. Выбор и осуществление режимов радиационной и химической разведки.

15. Проведение противоэпидемических, санитарно-гигиенических и специальных профилактических мероприятий.

16. Особенности защиты населения в сельской местности.

17. Основные понятия и общие положения об эвакуации.

18. Организация эвакуации населения. Эвакуационные органы, их структура и задачи.

19. Планирование эвакуации населения.

20. Обеспечение эвакуации населения.

21. Единицы измерения ионизирующих излучений.

22. Поражающее воздействие радиоактивного загрязнения. Мероприятия, проводимые в режиме повседневной деятельности.

23. Виды ЧС природного характера и их характеристики.

24. Основные этапы становления и развития системы защиты населения и территорий в ЧС.

25. Предназначение и задачи Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС) и гражданской обороны (ГО).

26. Структура РСЧС. Силы и средства РСЧС.

27. Структура ГО и организация управления ГО.

28. Режимы функционирования РСЧС и ГО.

29. Силы ГО.

30. Организация ГО на ОЭ.

31. Опасности употребления алкоголя, табака и наркотиков.

32. Общие сведения об опасных химических веществах. Химически опасные объекты, их классификация и характеристики. Факторы риска на ХОО. Об-щие сведения об авариях на ХОО.

33. Понятия обеззараживания, дезактивации, дегазации, дезинфекции, дезинсекции, дератизации, санитарной обработки. 

 
Оснащенность
 
Методы, способы и общие ос-новы обеззараживания.

34. Вещества и растворы (рецептуры), применяемые для обеззараживания. Технические средства для обеззараживания.

35. Подготовка населения в области защиты от ЧС.

36. Проведение АСиДНР.

37. Гигиеническое нормирование уровней ионизирующих излучений.

38. Назначение приборов, систем и средств радиационного контроля.

39. Первая медицинская помощь. Методика оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях.

40. Первая помощь при травмах.

41. Убежища. Устройство и оборудование. Требования, предъявляемые к убежищам.

42. Назначение и классификация защитных сооружений. Противорадиационные и простейшие укрытия.

43. Оружие массового поражения.

44. Поражающие факторы ядерного взрыва.

45. Современные обычные средства поражения.

46. Классификация СИЗ. Средства индивидуальной защиты органов дыхания.

47. Средства индивидуальной защиты кожи. Медицинские средства индивидуальной защиты.

48. Общие положения и понятия прогнозирования и оценки обстановки при авариях на ХОО.

Вопросы на оценку понимания/умений студента

1. Что может быть причиной опасного природного явления.

2. Что позволяет сделать знание причин возникновения ЧС.

3. Как определяется разрушительное действие ураганов.

4. Как подразделяются землетрясения в зависимости от глубины очага.

5. В каких случаях можно предположить гипертонический криз/

6. Объясните, как наступает фибрилляция.

7. В каком случае необходим непрямой массаж сердца.

8. Какие объекты относятся к ПОО.

9. Чем обусловлены последствия радиационной аварии.

10. Какие бывают ОХВ по степени опасности.

11. Как рассчитывается токсическая доза.

12. Дайте определение пожара.

13. Что такое радиационная авария.

14. Что происходит с человеком при радиационном воздействии.

15. Какие бывают ОХВ по степени опасности и токсичности воздействия.

16. Назовите основные способы защиты населения.

17. Как осуществляется подготовка населения к действиям в ЧС.

18. Приведите комплекс мер по обеспечению защиты населения в ЧС.

19. Что должна характеризовать Декларация безопасности промышленного объекта.

20. В каких целях проводятся штабные учения.

21. Какое назначение имеют убежища в городах и населенных пунктах.

22. Как можно сократить время заполнения убежищ.

23. Как можно эвакуироваться из заваленного убежища.

24. Что устанавливают во входах для защиты от действия ударной волны.

25. Чем нужно руководствоваться при выборе СИЗ.

26. Чем характеризуются защитные свойства фильтрующих материалов.

27. Для чего предназначены регенеративные патроны.

28. Какие газоанализаторы в настоящее время используются в РФ.

29. Как осуществляется контроль за содержанием кислорода и ПДК токсичных и взрывчатых газов.

30. Назовите основные государственные документы, регламентирующие уровни облучения персонала и населения.

 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
не предусмотрено
 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
не предусмотрено
 
Тематика рефератов:

1. Способы и мероприятия по защите населения в ЧС.

2. Планирование защиты населения в ЧС.

3. Оповещение персонала объекта экономики и населения о ЧС.

4. Выбор и осуществление режимов радиационной и химической разведки.

5. Проведение противоэпидемических, санитарно-гигиенических и специальных профилактических мероприятий.

6. Особенности защиты населения в сельской местности.

7. Основные понятия и общие положения об эвакуации.

8. Организация эвакуации населения. Эвакуационные органы, их структура и задачи.

9. Планирование эвакуации населения.

10. Обеспечение эвакуации населения.

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
Оснащенность
 
11. Единицы измерения ионизирующих излучений.

12. Поражающее воздействие радиоактивного загрязнения. Мероприятия, проводимые в режиме повседневной деятельности.

13. Виды ЧС природного характера и их характеристики.

14. Основные этапы становления и развития системы защиты населения и территорий в ЧС.

15. Предназначение и задачи Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС) и гражданской обороны (ГО).

16. Структура РСЧС. Силы и средства РСЧС.

17. Структура ГО и организация управления ГО.

18. Режимы функционирования РСЧС и ГО.

19. Силы ГО.

20. Организация ГО на ОЭ.

21. Опасности употребления алкоголя, табака и наркотиков.

22. Общие сведения об опасных химических веществах. Химически опасные объекты, их классификация и характеристики. Факторы риска на ХОО. Об-щие сведения об авариях на ХОО.

23. Понятия обеззараживания, дезактивации, дегазации, дезинфекции, дезинсекции, дератизации, санитарной обработки. Методы, способы и общие ос-новы обеззараживания.

24. Вещества и растворы (рецептуры), применяемые для обеззараживания. Технические средства для обеззараживания.

25. Подготовка населения в области защиты от ЧС.

26. Проведение АСиДНР.

27. Гигиеническое нормирование уровней ионизирующих излучений.

28. Назначение приборов, систем и средств радиационного контроля.

29. Первая медицинская помощь. Методика оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях.

30. Первая помощь при травмах.

31. Убежища. Устройство и оборудование. Требования, предъявляемые к убежищам.

32. Назначение и классификация защитных сооружений. Противорадиационные и простейшие укрытия.

33. Оружие массового поражения.

34. Поражающие факторы ядерного взрыва.

35. Современные обычные средства поражения.

36. Классификация СИЗ. Средства индивидуальной защиты органов дыхания.

37. Средства индивидуальной защиты кожи. Медицинские средства индивидуальной защиты.

38. Общие положения и понятия прогнозирования и оценки обстановки при авариях на ХОО.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Беляков Г. И.
Безопасность жизнедеятельности на производстве. Охрана труда: учебник
СПб.: Лань, 2006
96
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Кукин П. П., Лапин В. Л., Пономарев Н. Л., Сердюк Н. И.
Безопасность технологических процессов и производств. Охрана труда: учебное пособие для вузов
М.: Высшая школа, 2001
0
 
Л2.2
Кукин П. П., Лапин В. Л., Пономарев Н. Л.
Безопасность жизнедеятельности. Производственная безопасность и охрана труда: учебное пособие
М.: Высшая школа, 2003
0
 
6.1.3. Методические разработки
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л3.1
Библиотека журнала "Кадровая служба предприятия" (М.)
Охрана труда: служба охраны труда в организации
М.: ИНФРА-М, 2002
0
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Официальный сайт МЧС
 
Э2
Нормативная документация по охране труда
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
6.3.1.2
Access 2016
6.3.1.3
Office 2007 Suites
6.3.1.4
OfficeStandard 2010
6.3.1.5
OfficeStandard 2013
 
Оснащенность
 
6.3.1.6
ОС Windows 7
6.3.1.7
OpenOffice 4.1.1
6.3.1.8
SuperNovaReaderMagnifier
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
6.3.2.2
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
6.3.2.3
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.4
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
6.3.2.5
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
6.3.2.6
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
1-403
Учебная аудитория
Доска ученическая настенная трехэлементная, столы (19 шт.), стулья ученические (34 шт.), стул полумягкий (1 шт.), шкафы с оборудованием (2 шт.); индикатор–радиоактивности РАДЕКС РД-153, компьютерная техника; лабораторный стенд «Защитное заземление и зануление «БЖД-01;лабораторный стенд «Электробезопасность в 3-хфазн.сетях переменного тока БЖД-01; метеокомлект МК-3; сигнализатор взрывоопасных газов и паров (с каналом на аммиак); терамоаненометр  ТКА -ПКМ-50; тренажер «Максим»; макет ЗФО; каска; настенные плакаты (8 шт.)
Пр
 
1-404
Учебная аудитория
Доска ученическая настенная трехэлементная (1 шт.), кафедра лектора настольная (1 шт.), стол ученический 4-х местный на металлокаркасе   (26 шт.), стол преподавательский  (1 шт.), стул полумягкий (1 шт.), скамейка  4-х местная на металлокаркасе (25 шт.), плакат настенный (1 шт.) 
Лек
 
1-406
Учебная аудитория
Доильный аппарат «Нурлат», доильный аппарат «Майга», насос вакуумный ВВН-1-3, охладитель молока ОМ-1, доска ученическая настенная трехэлементная, столы 4-х и 2-х местные (16 шт.), стол преподавателя (3 шт.), стулья (30 шт.), настенные плакаты и стенды (6 шт.), кафедра, стеллажи с оборудованием
Пр
 
123
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
СР
 
1-500
Учебная аудитория
Доска ученическая настенная трехэлементная (1 шт.), демонстрационное оборудование (экран с электроприводом СЕНА EcMaster Electric 180*180 (1 шт.), ноутбук, проектор) и учебно-наглядные пособия, стол преподавательский (1 шт.), кафедра лектора настольная (1 шт.), стол ученический 4-х местный на металлокаркасе (26 шт.), стул полумягкий (1 шт.), скамейка 4-х местная на металлокаркасе (27 шт.)
Лек
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и практическими занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических 
 
Оснащенность
 
конференциях, осуществление текущего, промежуточного  форм контроля.

Система знаний по дисциплине формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.

Для освоения дисциплины студентами необходимо:

1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, определений, законов, способов и методов защиты персонала объектов и населения от опасностей, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

2. Посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.

3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из технической литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

При изучении дисциплины следует усвоить:

- основную нормативную базу дисциплины

- основные показатели травматизма, профессиональных заболеваний, пожаров, чрезвычайных ситуаций в стране и пути их предупреждения;

- вопросы регулирования труда отдельных категорий работников и компенсации за работу во вредных, опасных и особых условиях труда, а так-же за утраченное на производстве здоровье;

- порядок надзора и контроля за соблюдением законодательства по охране труда, гражданской обороне и пожарной безопасности, расследования несчастных случаев и профессиональных заболеваний;

- требования производственной санитарии, предъявляемые к устройству и содержанию производственных помещений и рабочих мест;

- требования техники безопасности к производственным помещениям, технологическим процессам, оборудованию, машинам, инструментам, сырью, готовой продукции, а также к технологии выполнения отдельных видов работ;

- ответственность за нарушение требований охраны труда и гражданской обороны.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________