2024-2025_36_03_01_24-1 ВСЭ_plx_Социология здоровья
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Общеобразовательных дисциплин
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
26.03.2024 г.
 
ФТД.01
Социология здоровья
Направление подготовки 36.03.01 Ветеринарно-санитарная экспертиза

Направленность (профиль) Ветеринарно-санитарная экспертиза сырья и продуктов животного и растительного происхождения

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
зачет    
Виды контроля:
самостоятельная работа
40
аудиторные занятия
32
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
16 5/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Семинарские занятия
16
16
16
16
В том числе инт.
4
4
4
4
Итого ауд.
32
32
32
32
Кoнтактная рабoта
32
32
32
32
Сам. работа
40
40
40
40
Итого
72
72
72
72
 
 
 
Программу составил(и):
ст.пр., Петренко Н.Н.
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 36.03.01 Ветеринарно-санитарная экспертиза (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 939).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Социология здоровья" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 36.03.01 Ветеринарно-санитарная экспертиза

Направленность (профиль) Ветеринарно-санитарная экспертиза сырья и продуктов животного и растительного происхождения, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Михайлова Р.В. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Ефимова И.О. 
Председатель методической комиссии факультета  Ефимова И.О.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
формирование у обучающихся системы теоретических знаний о сущности общества как категории социологического анализа; систематическое изложение основных социальных проблем, связанных с областью сервиса, обеспечением социальной безопасности, воспроизводством социальных рисков и социальных девиаций; обеспечение необходимых знаний о методах социологического исследования социальных проблем; приобретение профессиональных навыков и формирование необходимых компетенций.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
ФТД
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Физическая культура и спорт
2.1.2
Деловые коммуникации в экспертной системе
2.1.3
Психосаморегуляция обучающегося с ограниченными возможностями здоровья
2.1.4
Тайм-менеджмент
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
УК-6. Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
 
УК-6.1 Знать: принципы и методы тайм-менеджмента, траекторию профессионального саморазвития, содержание процессов саморегуляции и саморазвития
 
 
 
УК-6.2 Уметь: самостоятельно строить процесс овладения отработанной и структурированной информацией
 
 
 
УК-6.3 Иметь навыки: применения приемов саморазвития, саморегуляции психоэмоциональных и функциональных состояний
 
 
 
УК-7. Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности
 
УК-7.1 Знать: основные средства и методы подготовки должного уровня физического воспитания
 
 
 
УК-7.2 Уметь: подбирать и применять методы и средства физической культуры для совершенствования основных физических качеств для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности
 
 
 
УК-7.3 Иметь навыки: применения информациии о современных методах и условиях поддержания физической культуры
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
объект, предмет, функции и методы социологии; основные понятия и термины, определения понятий; сущность социальных процессов, его формы и содержание; основные элементы политической системы, механизм взаимоотношений экономики и политики в современном обществе.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
определять основные признаки центральных социальных и экономических явлений и процессов; сопоставлять политические и экономические процессы и институты в России с политическими и экономическими институтами и процессами в других странах мира; формулировать вопросы и отвечать на них; выражать свои мысли, политические принципы и убеждения.
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
владения знаниями и представлениями о существующих подходах к рассмотрению проблем экономической социологии, о состоянии научных достижений экономической социологии, о теоретической и практической сторонах экономической социологии.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Социология как наука: объект, предмет и методология.

 
Тема 1. Введение в социологию. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-7.1 УК-7.2 УК-7.3
3
0
Опрос на практических занятиях. 
0
 
Оснащенность
 
Тема 1. Введение в социологию. /Сем зан/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-7.1 УК-7.2 УК-7.3
3
0
Опрос, выступление на семинарских занятиях. 
0
 
Тема 1. Введение в социологию. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

6
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-7.1 УК-7.2 УК-7.3
3
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
0
 
Тема 2. Классические социологические теории.

Русская социологическая мысль.

Современные социологические теории.

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

4
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-7.1 УК-7.2 УК-7.3
3
0
Опрос на практических занятиях. 
0
 
Тема 2. Классические социологические теории.

Русская социологическая мысль.

Современные социологические теории. /Сем зан/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

4
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-7.1 УК-7.2 УК-7.3
3
0
Опрос, выступление на семинарских занятиях. 
0
 
Тема 2. Классические социологические теории.

Русская социологическая мысль.

Современные социологические теории. /Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

6
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-7.1 УК-7.2 УК-7.3
3
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
0
 
 
Раздел 2. Основные проблемы социологии.

 
Тема 3. Общество как социально-экономическая система. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-7.1 УК-7.2 УК-7.3
3
0
Опрос на практических занятиях. 
0
 
Тема 3. Общество как социально-экономическая система. /Сем зан/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-7.1 УК-7.2 УК-7.3
3
0
Опрос, выступление на семинарских занятиях. 
0
 
Тема 3. Общество как социально-экономическая система. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

4
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-7.1 УК-7.2 УК-7.3
3
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
0
 
Тема 4. Личность как социальный тип. Социализация личности. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-7.1 УК-7.2 УК-7.3
3
0
Опрос на практических занятиях. 
0
 
Тема 4. Личность как социальный тип. Социализация личности. /Сем зан/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-7.1 УК-7.2 УК-7.3
3
0
Опрос, выступление на семинарских занятиях. 
0
 
Тема 4. Личность как социальный тип. Социализация личности. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

4
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-7.1 УК-7.2 УК-7.3
3
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
0
 
Тема 5. Социальная структура общества. Понятие социального статуса. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-7.1 УК-7.2 УК-7.3
3
0
Опрос на практических занятиях. 
0
 
Оснащенность
 
Тема 5. Социальная структура общества. Понятие социального статуса. /Сем зан/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-7.1 УК-7.2 УК-7.3
3
2
Опрос, выступление на семинарских занятиях. Работа в малых группах.
0
 
Тема 5. Социальная структура общества. Понятие социального статуса. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

4
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-7.1 УК-7.2 УК-7.3
3
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
0
 
Тема 6. Социальные группы. Типы социальных групп. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-7.1 УК-7.2 УК-7.3
3
2
Опрос на практических занятиях. Проблемная лекция.
0
 
Тема 6. Социальные группы. Типы социальных групп. /Сем зан/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-7.1 УК-7.2 УК-7.3
3
0
Опрос, выступление на семинарских занятиях. 
0
 
Тема 6. Социальные группы. Типы социальных групп. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

4
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-7.1 УК-7.2 УК-7.3
3
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
0
 
Тема 7. Социальные институты и организации. Воздействие семьи на здоровье ее членов /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

1
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-7.1 УК-7.2 УК-7.3
3
0
Опрос на практических занятиях. 
0
 
Тема 7. Социальные институты и организации. Воздействие семьи на здоровье ее членов. /Сем зан/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

1
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-7.1 УК-7.2 УК-7.3
3
0
Опрос, выступление на семинарских занятиях. 
0
 
Тема 7. Социальные институты и организации. Воздействие семьи на здоровье ее членов. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

6
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-7.1 УК-7.2 УК-7.3
3
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
0
 
Тема 8. Профилактика здоровья и здорового образа жизни. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

1
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-7.1 УК-7.2 УК-7.3
3
0
Опрос на практических занятиях. 
0
 
Тема 8. Профилактика здоровья и здорового образа жизни /Сем зан/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

1
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-7.1 УК-7.2 УК-7.3
3
0
Опрос, выступление на семинарских занятиях. 
0
 
Тема 8. Профилактика здоровья и здорового образа жизни /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

6
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-7.1 УК-7.2 УК-7.3
3
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
0
 
 
Раздел 3. Контроль

 
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

0
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-7.1 УК-7.2 УК-7.3
3
0
0
 
Оснащенность
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1. Объект и предмет социологии здоровья.

2. Роль и место социологии здоровья в системе социального знания.

3. Институционализация социологии здоровья.

4. Концепция биосоциальной природы человека.

5. Подходы к определению понятия «здоровье». Индивидуальное и общественное здоровье.

6. Здоровье как медико-социальная, социально-экономическая и социально-политическая категория.

7. Сущность социологического подхода к анализу общества.

8. Становление и развитие социологического изучения за рубежом и в России.

9. Многофакторная модель обусловленности: экзогенные и эндогенные факторы.

10. Классификация и структура факторов, формирующих здоровье человека.

11. Понятие сочетанности воздействия факторов на здоровье человека.

12. Проблема социальной обусловленности сервиса: основные направления социологического изучения.

13. Социальные факторы, формирующие здоровье населения: сущность и типология.

14. Модель влияния социальных факторов на здоровье человека.

15. Понятие «здоровый образ жизни». Компоненты здорового образа жизни.

16. Влияние образа жизни на здоровье различных социальных групп.

17. Физическая культура как фактор формирования сервиса человека.

18. Отношение к здоровью на различных уровнях общественной системы.

19. Субъективная оценка сервиса и факторы ее детерминации.

20. Самосохранительное поведение индивида: понятие и факторы.

21. Особенности самосохранительного поведения современной молодежи.

22. Здравоохранение как система институтов, осуществляющих функции охраны и поддержания сервиса.

23. Здравоохранительная деятельность в сфере семьи, образования, труда.

24. Социальные проблемы современного здравоохранения в России и за рубежом.

25. Основные измерения медицины как социального института.

26. Структура и функции медицины как социального института.

27. Взаимодействие медицины с другими социальными институтами.

28. Сохранение здоровье населения как глобальная стратегическая задача.

29. Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни в контексте государственной политики Российской Федерации.

30. Региональные аспекты сохранения и укрепления сервиса населения.

31. Социальная реабилитация и социальная адаптация к новым проблемам и жизненным трудностям.

32. Социальные и культурные изменения.

33. Виды социальных процессов.

34. Разделение групп по признаку принадлежности к ним индивидов.

35. Сущность массового поведения.

36. Социологический мониторинг различных видов опасностей и подготовленности населения к защите от них.

37. Признаки экстремальности антропоэкологических систем.

38. Мониторинг окружающей среды. Цели, задачи, объекты исследования.

39. Экологическая безопасность: человеческое измерение.

40. Правовые и организационные основы безопасности жизнедеятельности.

41. Методы оценки опасных ситуаций.

42. Применение методов социологических исследований.

43. Составление социологических прогнозов и рекомендаций по усилению безопасности в образовательном учреждении.

44. Общественное мнение как явление духовной жизни общества.

45. 54.Сущность, признаки, объект, субъект общественного мнения.

46. Психолого-социологические особенности общественного мнения.

47. Основные проблемы в использовании свободного времени.

 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
Не предусмотрено учебным планом.
 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрено учебным планом.
 
Темы эссе

Темы эссе являются примерными, то есть выбор проблемы студентом может осуществляться самостоятельно, либо на основании рекомендаций преподавателя.

1. Объект и предмет социологии здоровья.

2. Роль и место социологии здоровья в системе социального знания.

3. Институционализация социологии здоровья.

4. Концепция биосоциальной природы человека.

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
Оснащенность
 
5. Подходы к определению понятия «здоровье». Индивидуальное и общественное здоровье.

6. Здоровье как медико-социальная, социально-экономическая и социально-политическая категория.

7. Сущность социологического подхода к анализу сервиса.

8. Становление и развитие социологического изучения сервиса за рубежом и в России.

9. Многофакторная модель обусловленности: экзогенные и эндогенные факторы.

10. Классификация и структура факторов, формирующих здоровье человека.

11. Понятие сочетанности воздействия факторов на здоровье человека.

12. Проблема социальной обусловленности сервиса: основные направления социологического изучения.

13. Социальные факторы, формирующие здоровье населения: сущность и типология.

14. Модель влияния социальных факторов на здоровье человека.

15. Понятие «здоровый образ жизни». Компоненты здорового образа жизни.

16. Влияние образа жизни на здоровье различных социальных групп.

17. Физическая культура как фактор формирования сервиса человека.

18. Отношение к здоровью на различных уровнях общественной системы.

19. Субъективная оценка сервиса и факторы ее детерминации.

20. Самосохранительное поведение индивида: понятие и факторы.

21. Особенности самосохранительного поведения современной молодежи.

22. Здравоохранение как система институтов, осуществляющих функции охраны и поддержания сервиса.

23. Здравоохранительная деятельность в сфере семьи, образования, труда.

24. Социальные проблемы современного здравоохранения в России и за рубежом.

25. Основные измерения медицины как социального института.

26. Структура и функции медицины как социального института.

27. Взаимодействие медицины с другими социальными институтами.

28. Сохранение здоровье населения как глобальная стратегическая задача.

29. Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни в контексте государственной политики Российской Федерации.

30. Региональные аспекты сохранения и укрепления сервиса населения.

31. Социальная реабилитация и социальная адаптация к новым проблемам и жизненным трудностям.

32. Социальные и культурные изменения.

33. Виды социальных процессов.

34. Разделение групп по признаку принадлежности к ним индивидов.

35. Сущность массового поведения.

36. Социологический мониторинг различных видов опасностей и подготовленности населения к защите от них.

37. Признаки экстремальности антропоэкологических систем.

38. Мониторинг окружающей среды. Цели, задачи, объекты исследования.

39. Экологическая безопасность: человеческое измерение.

40. Правовые и организационные основы безопасности жизнедеятельности.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Кравченко А. И.
Социология: учебник
М.: Академический проект, 2005
92
 
Л1.2
Кравченко А. И.
Социология: учебник
М.: Проспект, 2017
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Фролов С. С.
Общая социология: электронный учебник
М.: КноРус, 2010
0
 
Л2.2
Кравченко А. И.
Социология: учебник для бакалавров
М.: ЮРАЙТ, 2013
0
 
Л2.3
Багдасарьян Н. Г., Козлова М. А., Шушанян Н. Р., Багдасарьян Н. Г.
Социология: учебник
М.: Юрайт, 2010
0
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
6.3.1.2
SuperNovaReaderMagnifier
6.3.1.3
Справочная правовая система КонсультантПлюс
6.3.1.4
Электронный периодический справочник «Система Гарант»
6.3.1.5
ОС Windows 7
 
Оснащенность
 
6.3.1.6
ОС Windows 10
6.3.1.7
ОС Windows 8
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
6.3.2.2
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
6.3.2.3
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
6.3.2.4
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
6.3.2.5
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.6
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
206
Учебная аудитория
Доска классная (1 шт.), столы ученические (26 шт.), стулья (30 шт.), 2-х местные скамейки (10 шт.), трибуна настольная (1 шт.), демонстрационное оборудование (экран Lumien Eco Picture LEP-100102 (1 шт.), проектор Toshiba х2000 (1 шт.), ноутбук Acer (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
 
123
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
 
31а
Учебная аудитория
Доска классная (1 шт.), столы ученические 3-х местные со скамейкой (10 шт.), стеллажи (2 шт.), стол преподавателя (1 шт.), стул преподавателя (1 шт.), демонстрационное оборудование (полотно рулонное на штативе Classic Libra (1 шт.), проектор BenQ (1 шт.), ноутбук Acer (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и семинарами организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего, промежуточного  форм контроля.

Система знаний по дисциплине «Социология здоровья» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.

Для освоения дисциплины студентами необходимо:

1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, теории и концепции интерпретации современной действительности (современного общества), которые должны знать студенты; раскрываются суть социально-политических процессов, основания и принципы поведения индивида постсовременности. Студенту важно понять, что лекция не есть пассивное восприятие, но своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам «слабости». Лектору можно задать вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует фиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома: уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. И необходимо уяснить - лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

2. Посещать семинарские занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к семинарскому 

 
Оснащенность
 
занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Семинарские занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На семинарских занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Семинарское занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.

3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение материалов учебников, отдельных разделов из монографий и статей современных отечественных и зарубежных философов, социологов, политологов, культурологов, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины, а также для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, преподавателем проводятся консультации.

При изучении дисциплины «Социология здоровья» следует усвоить:

- основные понятия и категории социологии;

- теоретические основы и закономерности развития социологии;

- сущность социально-политических явлений и процессов для решения проблем, стоящих перед индивидом и обществом в целом.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________