(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Ветеринарно-санитарная экспертиза сырья и продуктов животного и растительного происхождения
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Ветеринарно-санитарная экспертиза сырья и продуктов животного и растительного происхождения, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
1. Цели и задачи дисциплины БЖ.
2. Основные термины и определения БЖ.
3. Принципы, методы, аксиомы БЖ. Опасность. Безопасность. Системы безопасности.
4. Концепция общественной безопасности.
5. Культура, мировоззрение и миропонимание.
6. С.х. производство, его уникальность.
7. Теоретические основы защиты населения в ЧС.
8. Предупреждение ЧС.
9. Способы и мероприятия по защите населения в ЧС.
10. Планирование защиты населения в ЧС.
11. Оповещение персонала объекта экономики и населения о ЧС.
12. Выбор и осуществление режимов радиационной и химической разведки.
13. Проведение противоэпидемических, санитарно-гигиенических и специальных профилактических мероприятий.
14. Основные понятия и общие положения об эвакуации.
15. Организация эвакуации населения. Эвакуационные органы, их структура и задачи.
16. Планирование эвакуации населения.
17. Обеспечение эвакуации населения.
18. Основные понятия по ОТ. Цель и задачи дисциплины
20. Статистическая отчетность по ОТ. Оценочные показатели травматизма и профзаболеваний.
21. Содержание курса ОТ.
22. Основные причины травматизма в сельском хозяйстве. Пути снижения травматизма, профзаболеваний и последствий от них.
23. Единицы измерения ионизирующих излучений.
24. Поражающее воздействие радиоактивного загрязнения. Мероприятия, проводимые в режиме повседневной деятельности.
25. Виды систем вентиляции. Естественная вентиляция. Механическая вентиляция.
26. НС на производстве, подлежащие расследованию и учету. Порядок расследования НС.
27. Оформление материалов расследования НС и их учет.
28. Санитарно-гигиенические требования к освещению.
29. Нормирование и расчет естественного освещения.
30. Нормирование и расчет искусственного освещения.
31. Контроль освещенности рабочих мест.
32. Параметры микроклимата производственных помещений и их влияние на организм человека.
33. Нормирование параметров микроклимата. Измерение параметров микроклимата.
34. Загрязнение воздушной среды токсичными и взрывчатыми газами.
35. Способы тушения пожаров. Характеристики основных огнетушащих веществ.
36. Первичные средства пожаротушения.
37. Установки пожаротушения и пожарной сигнализации.
38. Основные этапы становления и развития системы защиты населения и территорий в ЧС.
39. Предназначение и задачи Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС) и гражданской обороны (ГО).
40. Структура РСЧС. Силы и средства РСЧС.
41. Структура ГО и организация управления ГО.
42. Режимы функционирования РСЧС и ГО.
43. Силы ГО.
44. Организация ГО на ОЭ.
45. Общие сведения об опасных химических веществах. Химически опасные объекты, их классификация и характеристики. Факторы риска на ХОО. Общие сведения об авариях на ХОО.
46. Понятия обеззараживания, дезактивации, дегазации, дезинфекции, дезинсекции, дератизации, санитарной обработки. Методы, способы и общие основы обеззараживания.
47. Вещества и растворы (рецептуры), применяемые для обеззараживания. Технические средства для обеззараживания.
48. Подготовка населения в области защиты от ЧС.
49. Проведение АСиДНР.
50. Убежища. Устройство и оборудование. Требования, предъявляемые к убежищам.
51. Назначение и классификация защитных сооружений. Противорадиационные и простейшие укрытия.
52. Общие положения и понятия прогнозирования и оценки обстановки при авариях на ХОО.
53. Классификация помещений по степени электробезопасности. Средства и методы защиты от поражения электрическим током.
54. Защитное заземление и зануление.
55. Напряжение прикосновения. Выравнивание потенциалов. Защитное отключение.
56. Виды персонала, обслуживающего электроустановки. Группы по электробезопасности.
57. Пожары и их причины. Общие сведения о горении. Огнестойкость материалов, строительных конструкций и зданий.
Вопросы на оценку понимания/умений студента
1. Чем отличается авария от катастрофы?
2. Приведите классификацию ЧС по масштабу.
3. Определение очага поражения.
4. Основные причины возникновения ЧС.
5. К чему должны подготовиться студенты, изучив дисциплину?
6. Как определяется проявление ЧС?
7. С какой целью организуется ГО на ОЭ?
8. Какие спасательные службы необходимо иметь в организации?
9. Как строится организационная структура РСЧС?
10. Кто руководит организацией и ведением ГО?
11. Этапы становления и развития системы ЗНиТ в ЧС
12. Кто осуществляет непосредственное руководство войсками ГО?
13. Классификация НАСФ по составу и характеру комплектования.
14. В каких случаях можно предположить гипертонический криз?
15. Что делать в случаях подозрениях на клиническую смерть?
16. Как выявить гипертонию, стенокардию и инфаркт миокарда?
17. Симптомы и диагностика туберкулеза.
18. Объясните, как наступает фибрилляция.
19. Какие результаты могут быть при одновременном приеме некоторых лекарственных лекарств и алкоголя?
20. Что такое клиническая смерть?
21. Определение первой медицинской помощи.
23. Первая помощь при поражении электротоком.
24. Первая помощь при ожогах.
25. Что собой представляет пакет перевязочный индивидуальный?
26. Первая помощь при поражении электротоком.
27. Как осуществляется подготовка населения к действиям в ЧС?
28. Назовите основные способы защиты населения.
29. Назовите принципы защиты.
30. Назовите элементы контроля и наблюдения за опасными производственными объектами.
31. Что должна характеризовать Декларация безопасности промышленного объекта?
32. Что может быть причиной опасного природного явления
33. Как зарождаются циклоны, тайфуны, смерчи.
34. Общие черты природных ЧС.
35. Дайте определение интенсивности и назовите шкалу измерения.
36. Для какой цели разработана шкала Бофорта?
37. Основные характеристики землетрясения.
38. Классификация ЗС.
39. Как можно эвакуироваться из заваленного убежища?
40. Что устанавливают во входах для защиты от действия ударной волны?
41. Какое назначение имеют убежища в городах и населенных пунктах?
42. По каким режимам работает система воздухоснабжения?
43. Назовите основные государственные документы, регламентирующие уровни облучения персонала и населения?
44. Сколько составляет мощность дозы естественного фона?
45. Назовите нормируемые величины основных дозовых пределов и их пределы доз.
46. Какая должна быть эффективная доза для населения и персонала?
47. Сколько составляет гамма-фон на территории России?
48. Назовите типы и виды огнетушителей.
49. Порядок приведения в действие огнетушителя воздушно-пенного.
50. Порядок приведения в действие порошкового огнетушителя.
51. Какие помещения оборудуют автоматической пожарной сигнализацией?
52. Перечислите первичные средства пожаротушения.
53. Какое расстояние должно быть от возможного очага пожара до ближайшего огнетушителя?
54. Какие вы знаете установки пожаротушения?
55. Как рассчитываются масштабы заражения АХОВ в зависимости от способа хранения в случае аварии на ХОО?
56. Как определяется глубина зоны химического заражения для АХОВ?
57. Что производится по результатам прогнозирования масштабов заражения АХОВ?
58. Дайте определение очага химического поражения.
59. Что является первопричиной инфляции?
60. Дайте определение этилового спирта по ГОСТ 18300-72.
61. К чему сводится суть закона Времени?
62. С чем связан уровень преступности?
63. На каком уровне возможен отказ от алкоголя?
64. Что является конечным результатом развития личности и общества?
65. Чем опасен пивной алкоголизм?
1. Российская система гражданской защиты.
2. История развития охраны труда, гражданской обороны и безопасности жизнедеятельности.
3. Анализ травматизма и профзаболеваний.
4. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников.
5. Обучение, инструктажи, инструкции по охране труда.
6. Расследование и учет несчастных случаев.
7. Надзор и контроль за соблюдением законодательства по охране труда.
8. Вопросы охраны труда в Трудовом кодексе РФ.
9. Микроклимат производственных помещений.
10. Вредные вещества на рабочих местах.
11. Защита от ионизирующих излучений.
12. Безопасность полевых механизированных работ.
13. Безопасность работ при заготовке кормов.
14. Меры безопасности при работе с агрессивными и ядовитыми веществами.
15. Пожарная профилактика в растениеводстве.
17. Оповещение и информирование в системе мер ГОЧС и ПБ.
18. Обеспечение населения защитными сооружениями ГО.
19. Силы и средства МЧС.
20. МПВО – слагаемое победы.
21. Организация работы КЧС и ПБ. Комиссия органов местного самоуправления.
22. Медицинская помощь при ЧС.
23. Деструктивное поведение человека.
24. Профилактика аддиктивного поведения в молодежной среде.
25. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
26. Отравления газообразными соединениями в быту.
27. Психоактивные вещества: профилактика наркоманий.
28. Желудочно-кишечные заболевания инфекционного происхождения.
29. Международный терроризм (Война против разума и души).
30. Убийцы из сигареты.
31. Обеспечение химической защиты населения.
32. Особенности травм и первая медицинская помощь при ДТП.
33. Алкоголизм и здоровье россиян.
34. Валеологические основы рационального питания.
35. Термические ожоги.
36. Опасности живого мира.
37. Противорадиационная защита аварийно-спасательных формирований. Медицинские подразделения в боевых условиях.
38. Чернобыль. Как это было.
39. Нормы пожарной безопасности «Обучение мерам ПБ работников организаций.
40. Нормативно-правовое регулирование в области ГО.
41. Задачи и структура ГО.
42. Структура и содержание плана ГО организации.
43. НАСФ и спасательные службы.
44. Нормативно-правовое регулирование в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.
45. ЧС и их классификация.
46. Потенциально опасные производственные объекты, их лицензирование, декларирование, страхование.
47. Планирование мероприятий защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.
48. Организация создания и пополнения запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в интересах ГО.
49. Сигналы оповещения и действия по ним.
50. Организация и проведение эвакуационных мероприятий.
51. Организация и проведение учений и тренировок по ГО и защите от ЧС.
52. Валеологические основы рационального питания.
53. Прогнозирование и оценка обстановки при наводнениях.
54. Прогнозирование и оценка обстановки при землетрясениях.
55. Прогнозирование и оценка обстановки при ураганах.
Система знаний по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, определений, законов, способов и методов защиты персонала объектов и населения от опасностей, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. Посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практические занятия заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из технической литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:
1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.
2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.
3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требования-ми.
4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов.
При изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» следует усвоить:
- основную нормативную базу дисциплины
- основные показатели травматизма, профессиональных заболеваний, пожаров, чрезвычайных ситуаций в стране и пути их предупреждения;
- порядок надзора и контроля за соблюдением законодательства по охране труда, гражданской обороне и пожарной безопасности, расследования несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
- требования производственной санитарии, предъявляемые к устройству и содержанию производственных помещений и рабочих мест;
- требования техники безопасности к производственным помещениям, технологическим процессам, оборудованию, машинам, инструментам, сырью, готовой продукции, а также к технологии выполнения отдельных видов работ;
- ответственность за нарушение требований охраны труда и гражданской обороны.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году