(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Ветеринарно-санитарная экспертиза сырья и продуктов животного и растительного происхождения
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Ветеринарно-санитарная экспертиза сырья и продуктов животного и растительного происхождения, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
Объекты и методы изучения. Основные принципы строения тела животного. /Лек/
Опрос на практических занятиях. Тестирование.
Вскрытие. Препарирование
Вскрытие. Препарирование
Вскрытие. Препарирование
Вскрытие. Препарирование
Вскрытие. Препарирование
2. Строение скелета. Деление скелета на отделы.
3. Методы изучения анатомии. Значение для ветеринарного врача.
4. Строение позвонка. Шейный отдел позвоночника. Видовые особенности.
5. Краткие сведения из истории анатомии.
6. Строение грудного отдела скелета (строение грудного позвонка, грудной кости, ребра).
7. Онтогенез и филогенез. Принципы развития организма.
8. Строение поясничного, крестцового и хвостового отдела позвоночника. Видовые особенности.
9. Общие проявления жизненных процессов и законы жизнедеятельности организма.
10. Мышцы пальцевых суставов (тазовой конечности), их функции и видовые особенности.
11. Методы и средства рентгенологического исследования. История рентгенанатомии.
12. Мышцы заплюсневого (скакательного) сустава, их функции и видовые особенности.
13. Аппарат движения. Значение скелета.
14. Мышцы коленного сустава, их функции и видовые особенности.
15. Строение кости как органа. Химический состав костей. Классификация костей по форме.
16. Мышцы тазобедренного сустава. Сгибатели, аддукторы, супинаторы.
17. Развитие костей. Строение позвоночного столба.
18. Мышцы тазобедренного сустава. Заднебедренная группа разгибателей.
19. Развитие черепа.
20. Строение копыта.
21. Организм как целостная система: его строение, свойства и функции.
22. Скелет тазовой конечности (кости заплюсны, плюсны, пальцев). Видовые особенности.
23. Рентгенография крупных животных.
24. Развитие кожного покрова.
25. Рентгенография мелких животных.
26. Строение и функция кожных желез (потовые, сальные, специфические). Видовые особенности.
27. Онтогенез соединения костей.
28. Строение черепа. Мозговой отдел (затылочная, клиновидная, теменная кости). Видовые особенности.
29. Суставы. Типы суставов.
30. Строение черепа. Лицевой отдел черепа (носовые раковины, нижняя челюсть, подъязычная кость). Видовые особенности.
31. Виды движения в суставах.
32. Мышцы плечевого сустава. Функции. Видовые особенности.
33. Непрерывное соединение костей.
34. Мышцы брюшных стенок. Функции. Видовые особенности.
36. Мышцы плечевого пояса. Функции. Видовые особенности.
37. Общая характеристика мышечной системы. Значение мышц. Химический состав мышц.
38. Скелет грудной конечности (кости пясти, пальцев сезамовидных костей).
39. Мышца как целостный орган. Виды мышц.
40. Скелет грудной конечности (кости предплечья, запястья). Видовые особенности.
41. Динамические и статодинамические мышцы. Вспомогательные органы мышц.
42. Скелет тазовой конечности. Строение таза. Видовые особенности.
43. Общая характеристика кожного покрова.
44. Строение черепа. Лицевой отдел (скуловая, крыловидная, сошник, решетчатая кость). Видовые особенности.
45. Строение кожного покрова.
46. Строение черепа. Лицевой отдел черепа (резцовая, небная, слезная кости). Видовые особенности.
47. Производные кожи. Строение мякишей и роговых образований кожи (коготь, ноготь, копытце, рог).
48. Строение черепа. Мозговой отдел (межтеменная, височная, лобная кости). Видовые особенности.
49. Строение волоса. Его виды, функции. Видовые особенности.
50. Скелет тазовой конечности. Строение бедра, коленной чашки, костей голени. Видовые особенности.
51. Строение мякишей и роговых образований кожи (коготь, ноготь, копытце).
52. Строение черепа. Лицевой отдел (носовая кость, верхнечелюстная кость). Видовые особенности.
53. Строение молочных желез. Значение. Видовые особенности.
54. Скелет грудной конечности (лопатка, плечевая кость). Видовые особенности.
55. Суставы. Типы суставов.
56. Фасции подкожные мышцы туловища. Видовые особенности.
57. Строение кожных желез. Значение. Видовые особенности (потовые, сальные, специфические).
58. Мышцы пальцевых суставов. Функции. Видовые особенности.
59. Строение скелета. Деление скелета на отделы.
60. Вентральные мышцы шеи. Видовые особенности.
61. Предмет "Анатомия животных". Значение для ветеринарных врачей.
62. Мышцы головы. Функции. Видовые особенности.
63. Организм. Строение организма. Свойства организма.
64. Дорсальные мышцы позвоночного столба. Функции. Видовые особенности.
65. Аппарат движения. Значение скелета.
66. Мышцы грудных стенок. Видовые особенности. Функции.
67. Строение кости как органы. Химический состав костей. Классификация костей по форме.
68. Вентральные мышцы позвоночного столба. Функция. Видовые особенности.
69. Краткие сведения из истории анатомии.
70. Мышцы запястного сустава. Функция. Видовые особенности. Понятие о внутренностях. Общие закономерности строения внутренних органов.
71. Полости тела. Деление брюшной полости на области.
72. Аппарат пищеварения. Состав, функция.
73. Строение желудка (одно-, многокамерного).
74. Состав и строение органов мочеотделения.
75. Органы половой системы самок. Топография органов, функции.
76. Органы половой системы самцов. Топография органов, функции.
77. Строение печени. Иннервация и кровоснабжение. Видовые особенности.
78. Строение поджелудочной железы. Видовые особенности. Органы ротовой полости. Функция, иннервация и кровоснабжение. Видовые особенности.
79. Собственно ротовая полость. Строение зубов. Зубные формулы различных видов домашних животных.
80. Строение твердого и мягкого неба, языка. Функция, иннервация и кровоснабжение. Видовые особенности.
81. Строение застенных слюнных желез: околоушная, челюстная, подъязычная.
82. Строение глотки и пищевода. Видовые особенности.
83. Строение тонкого отдела кишечника. Видовые особенности.
84. Строение толстого отдела кишечника. Видовые особенности.
85. Общая характеристика органов дыхательной системы.
86. Внешнее и внутреннее строение легких. Видовые особенности. Кровоснабжение и иннервация.
87. Строение околоносовых пазух. Топография. Видовые особенности.
88. Строение носа и носовой полости. Видовые особенности.
89. Строение гортани. Хрящи, мышцы, связки. Строение трахеи.
90. Строение почек. Видовые особенности.
91. Строение мочевого пузыря, мочеиспускательного канала. Видовые особенности.
92. Строение семенного канатика и семенника с придатком. Видовые особенности.
93. Строение семенного канатика, семяпровода и мочеполового канала. Видовые особенности.
94. Строение придаточных половых желез, полового члена и препуция. Видовые особенности.
95. Строение яичника и матки. Видовые особенности.
96. Строение влагалища, мочеполового преддверия и наружных половых органов. Видовые особенности.
97. Общая характеристика аппарата кроволимфообращения.
98. Сердце. Внешнее и внутреннее строение. Топография. Функция и видовые особенности.
99. Обращая характеристика строения сосудов. Закономерности хода и ветвления сосудов.
100. Большой и малый круг кровообращения. Дуга аорты и грудная аорта.
102. Кровоснабжение головы (артерии и вены). Видовые особенности.
103. Артерии и вены грудной конечности. Видовые особенности.
104. Брюшная аорта. Артерия брюшных стенок, органов брюшной полости, стенок и органов тазовой полости.
105. Артерии и вены тазовой конечности. Видовые особенности.
106. Вены большого круга кровообращения. Воротная вена печени.
107. Общие закономерности строения и функции лимфатической системы.
108. Лимфатические узлы головы и шеи. Видовые особенности.
109. Лимфатические узлы грудной, тазовой конечности. Главные лимфатические сосуды. Видовые особенности.
110. Лимфатические узлы грудной стенки, органов грудной полости, брюшных и тазовых стенок, органов брюшной и тазовой полостей. Видовые особенности.
111. Органы кровообращения. Общая характеристика, функция. Топография, возрастные и видовые особенности.
112. Общая характеристика желез внутренней секреции. Функция, топография и видовые особенности.
113. Общая характеристика нервной системы и закономерности ее строения.
114. Центральный отдел нервной системы. Строение спинного мозга. Спинной мозг. Оболочки, сосуды.
115. Общая характеристика строения головного мозга. Оболочки, венозные синусы и артерии головного мозга.
116. Строение концевого мозга. (Плащ обонятельный мозг, полосатое тело). Топография и функции.
117. Строение промежуточного мозга. Функция.
118. Строение среднего мозга. Функции отделов.
119. Строение ромбовидного мозга (продолговатый мозг, мозжечок). Функции.
120. Строение ромбовидного (мозжечок, мозговой мост, четвертый мозговой желудочек). Функции.
121. Центральные проводящие пути нервной системы.
122. Периферический отдел нервной системы. Общие закономерности строения, хода и ветвления нервов.
123. Спинномозговые нервы. Шейные нервы. Плечевое сплетение.
124. Ветвление грудных. Поясничных и хвостовых нервов.
125. Ветвление крестцовых и хвостовых нервов.
126. Общая характеристика черепно-мозговых нервов. I, II, III пары. Функция, топография.
127. Общая характеристика черепно-мозговых нервов. IV, V, VI пары. Функция, топография.
128. Общая характеристика черепно-мозговых нервов. IX, X, XI, XII пары.
129. Общая характеристика вегетативной нервной системы. Сосудистая часть нервной системы.
130. Общая характеристика вегетативной нервной системы. Висцеральная часть нервной системы.
131. Анализаторы. Общая характеристика. Зрительный анализатор. Глазное яблоко. Видовые особенности.
132. Анализаторы. Общая характеристика. Зрительный анализатор. Защитные и вспомогательные органы глаза. Проводящие пути. Центры зрительного анализатора.
133. Стато-акустический анализатор. Наружное ухо и среднее ухо. Видовые особенности.
134. Стато-акустический анализатор. Внутреннее ухо. Проводящие пути и центры анализаторы.
135. Особенности строения домашних птиц. Строение скелета.
136. Особенности строения домашних птиц. Кожный покров. Аппарат пищеварения.
137. Особенности строения домашних птиц. Аппарат дыхания, мочеотделения и размножения.
138. Особенности строения домашних птиц. Органы кроволимфообращения. Органы внутренней секреции. Нервная система и органы чувств.
1. Предмет анатомии, цель, значение для ветврача, взаимосвязь с другими наука-ми.
2. История развития анатомии.
3. Понятие об организме. Уровни организации. Понятие об онтогенезе и филогенезе.
5. Общие закономерности построения, развития, формообразования тела животного и факторы их определяющие.
6. Остеология. Строение кости как органа. Физические и химические свойства. Развитие костей.
7. Общие закономерности строения и развития костного скелета.
8. Строение позвоночного столба, грудной клетки, черепа, грудной и тазовой конечностей.
9. Видовые особенности строения скелета.
10. Прерывистое и непрерывное соединение костей. Характеристика суставов.
11. Видовые особенности соединения костей скелета.
12. Классификация мышц. Физические и химические свойства.
13. Вспомогательные органы мышц.
14. Мышцы головы, позвоночного столба, грудных и брюшных стенок, мускула-тура конечностей.
15. Строение кожи, потовых и сальных желез.
16. Строение и виды волос, ногтей, когтей, копытец и копыт.
17. Строение и видовые особенности молочных желез.
18. Особенности строения и развития почек.
19. Строение мочеточников, мочевого пузыря, уретры самок и самцов.
20. Фило- и онтогенез половых органов.
21. Особенности строения половой системы самцов и самок у разных видов животных.
22. Состав сердечно-сосудистой системы. Строение сердца.
24. Артерии головы у разных видов домашних
25. Кровоснабжение грудной стенки и органов грудной полости, брюшной стенки и органов брюшной полости.
26. Кровоснабжение грудных конечностей.
27. Наружная и внутренняя подвздошная артерия.
28. Вены головы, туловища и конечностей. Видовые особенности строения орга-нов.
29. Особенности кровоснабжения плода.
30. Общие закономерности строения лимфатической системы.
31. Строение, локализация и видовые особенности лимфоузлов.
32. Крупные лимфатические сосуды и протоки.
33. Строение спинного и головного мозга.
34. Черепно-мозговые нервы. Общие закономерности образования, хода и ветвления спинномозговых нервов.
35. Иннервация конечностей.
36. Вегетативный отдел нервной системы.
37. Строение, видовые особенности строения и локализация органа слуха и органа зрения.
38. Строение эндокринного аппарата.
39. Особенности строения скелета, соединения костей, мышечной системы, кожи и ее производных, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой, кровеносной, лимфатической, эндокринной, нервной систем и органов чувств птиц.
Тематика рефератов
1. Вопросы доместикации и ее влияние на возрастные и породные особенности строения животных.
2. Краткие данные о тканях организма.
3. Особенности анатомического строения скелета лошади.
4. Особенности анатомического строения скелета собаки.
5. Особенности анатомо-топографического распределения мышц.
6. Особенности анатомического строения мышечной системы лошадей.
7. Особенности анатомического строения мышечной системы собак.
8. Видовые особенности соединения костей.
9. Возрастные, сезонные и видовые особенности строения кожного покрова и его производных.
10. Факторы, влияющие на строение и развитие кожного покрова и его производных.
11. Особенности анатомического строения молочных желез коров, лошадей и свиней.
12. Особенности анатомического строения пищеварительной системы лошадей и собак, свиней.
13. Особенности анатомического строения органов дыхания лошадей и собак.
14. Особенности анатомического строения мочеполовой системы лошадей.
15. Особенности анатомического строения мочеполовой системы собак.
16. Морфофункциональная характеристика, анатомический состав и значение системы крово - и лимфообращения, ее развитие.
17. Анатомо-топографические особенности лимфатических узлов (любой вид животного, любая часть тела).
18. Кровообращения плода.
19. Сосудистые магистрали и их ветви, закономерности ветвления и расположения. Особенности сосудистой системы желудочно-кишечного тракта вымени.
20. Фило- и онтогенез органов чувств.
21. Топография органов брюшной и тазовой полостей лошади и свиньи.
22. Топография внутренних органов крупного рогатого скота.
23. Филогенез млекопитающих и птиц.
24. Основные принципы филогенетического преобразования.
25. Понятие об организме и его частях.
26. Значение и общие закономерности строения и развития скелета.
27. Строение, развитие и значение костной ткани.
28. Рост и развитие кости в онтогенезе.
29. Возрастные и адаптационные особенности скелета.
30. Общие сведения о развитии конечностей.
31. Развитие мышц. Строение мышцы как органа.
32. Полости тела.
33. Развитие органов кровообращения в онтогенезе.
Система знаний по дисциплине «Анатомия животных» формируется в ходе ауди-торных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к лабораторным, практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизация своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: понятие анатомии как науки, её объекты и методы изучения, основные закономерности развития и принципы построения живых организмов, строение тканей и органов, входящих в состав систем и аппаратов целостного организма; даются сведения о топографии органов, их функции, видовых и возрастных особенностях. Студенту необходимо понимать, что лекция - своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Став её активным соучастником, он должен не только анализировать лекционный материал, но и сравнивать полученные знания с уже имеющейся информацией. Во время лекции важно понимать логику изложения материала, ход мыслей лектора, его аргументацию, одновременно отмечая в ней слабые стороны. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать название аппарата или системы органов в русской и латинской транскрипции, их морфофункциональную и анатомо-топографическую характеристики с учетом видовых и возрастных особенностей животных и птиц.
Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. Посещать лабораторные, практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к у занятию выдается преподавателем и включает в себя подробное и последовательное изучение строения организма животного, птицы по системам органов согласно тематическому плану с использованием в данном процессе рисунков, схем, анатомических атласов, муляжей, высушенных препаратов мышц и связок, оригинальных внутренних органов, костей, скелетов и трупов домашних животных. Таким образом, на занятиях студенты закрепляют пройденный лекционный материал, приобретают навыки определения видовой принадлежности органов по анатомическим признакам, навыки обращения с анатомическими и хирургическими инструментами, проведения анатомического вскрытия, также разбирают тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, выступают с докладами. Занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором обозначаются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятия преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. Заканчивается занятие подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю.
3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение основной и дополнительной литературы, статей научных журналов и периодических изданий по ветеринарии, участие в забое и послеубойном осмотре туш и внутренних органов, написание рефератов. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. При возникающих затруднениях в ходе освоения дисциплины «Анатомия животных» для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:
1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.
2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.
3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.
4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов.
При изучении дисциплины «Анатомия животных» следует усвоить:
- такие понятия как, анатомия, фило- и онтогенез, клетка, ткань, орган, система и аппарат органов, целостный организм;
- методы изучения анатомии;
- названия систем и аппаратов органов, их анатомо-функциональные и анатомо-топографические характеристики;
- видовые и возрастные особенности строения и топографии органов, входящих в состав определенных систем и аппаратов органов живого организма.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году