(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Ветеринарно-санитарная экспертиза сырья и продуктов животного и растительного происхождения
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Ветеринарно-санитарная экспертиза сырья и продуктов животного и растительного происхождения, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
Защита лабораторной работы
Защита лабораторной работы
Защита лабораторной работы
Защита лабораторной работы
Защита лабораторной работы
Контрольная работа №1
Защита лабораторной работы
Защита лабораторной работы
Защита лабораторной работы
Защита лабораторной работы
Защита лабораторной работы
Защита лабораторной работы
Защита лабораторной работы
Защита лабораторной работы
Контрольная работа №2
Защита лабораторной работы
Защита лабораторной работы
Защита лабораторной работы
Защита лабораторной работы
Контрольная работа №1
Защита лабораторной работы
Защита лабораторной работы
Защита лабораторной работы
/Лек/
Алканы. Циклоалканы /Лаб/
Защита лабораторной работы
Алканы. Циклоалканы /Ср/
Защита лабораторной работы
Защита лабораторной работы
Защита лабораторной работы
Спирты, фенолы. Простые эфиры /Ср/
Защита лабораторной работы
Защита лабораторной работы
/Лек/
Защита лабораторной работы
Углеводы /Ср/
Защита лабораторной работы
Защита лабораторной работы
Защита лабораторной работы
2. Дать характеристику типам гидролиза солей. Привести примеры для каждого типа соли.
3. Как окрашивают пламя катионы первой аналитической группы?
4. Характеристика комплексных соединений. Диссоциация комплексных соединений.
5. Дать определение растворам, классифицировать виды растворов, способы выражения концентрации.
6. Последовательность приготовления стандартного раствора из фиксанала.
7. Последовательность операций гравиметрического (весового) метода анализа.
8. Сущность метода окислительно-восстановительного титрования -йодометрии.
9. Сущность метода комплесометрического титрования.
10. Сущность метода окислительно-восстановительного титрования -перманганатометрии.
11. Охарактеризовать титрометрический анализ. Дать определение понятию «свидетель титрования». Кислотно-основное титрование.
12. Критерии выбора индикаторов.
13. Последовательность операций титрометрического метода анализа.
14. Дать определение понятию «точка эквивалентности».
15. Задачи и методы качественного анализа.
16. Задачи и методы количественного анализа.
17. Посуда и оборудование в количественном анализе.
18.Физико-химические методы анализа: полярография, калориметрия, потенциометрия, хроматография.
1. Предмет изучения химии. Основные стехиометрические законы и понятия. Что является предметом изучения химии? Сформулируйте основные стехиометрические законы. Дайте определения понятиям (химический элемент, атом, молекула, эквивалент).
2. Основные химические понятия. Дайте определения понятиям (химический элемент, атом, молекула, эквивалент) и количественным характеристикам (атомная и молекулярная массы, моль). Что такое количество вещества? Приведите
3. Понятие эквивалента вещества. Расчет молярной массы эквивалента. Что такое молярная масса и молярная масса эквивалента (эквивалентная масса)? Чем фактор эквивалентности отличается от числа эквивалентности? Приведите формулы расчета эквивалентной массы веществ, участвующих в: а) обменных, б) окислительно-восстановительных реакциях.
4. Состав и строение атома. Постулаты Бора. Атомная орбиталь. Какие частицы образуют атом? Что такое изотопы? Сформулируйте постулаты Бора. В чём отличие объектов микромира от макрообъектов? В чём заключается вероятностный подход к описанию положения микрочастицы в пространстве? Что такое орбиталь?
5. Квантовомеханические представления о строении электронной оболочки атома. Что собой представляют квантовые числа? Сформулируйте физический смысл главного, орбитального, магнитного и спинового квантового числа. Назовите принципы распределения электронов по атомным орбиталям.
6. Периодический закон и Периодическая система элементов. Приведите современную формулировку Периодического закона. Что называют периодом, группой и подгруппой Периодической системы? Сформулируйте правило Клечковского. В чём физический смысл Периодического закона?
7. Периодичность изменения общих свойств элементов. Какие характеристики атомов элементов периодически меняются с увеличением заряда ядра? Как для элементов периодической системы в периоде и в группе изменяются: а) металлические и неметаллические свойства, б) кислотно-основные свойства, в) окислительно-восстановительные свойства элементов?
8. Типы химической связи. Сформулируйте определения понятий валентность, химическая связь, степень окисления. В чем разница между ними? Дайте определения основным типам химической связи: ионной, ковалентной (полярной и неполярной), металлической. В каких веществах они встречаются?
9. σ- и π-связи. Механизмы образование общей электронной пары. Объясните чем σ-связь отличается от π-связи. Какие существуют механизмы образования общей электронной пары?
10. Межмолекулярное взаимодействие. Что называют силами Ван-дер-Ваальса? Какую связь называют водородной? В каких веществах она встречается?
11. Классификация неорганических веществ. Приведите классификацию неорганических веществ. Чем сложные вещества отличаются от простых? Особенности свойств металлов и неметаллов. Амфотерность. Охарактеризуйте типы оксидов, гидроксидов и солей.
12. Оксиды. Классификация, способы получения и химические свойства кислотных и основных оксидов. Какие сложные вещества называют оксидами? Приведите примеры несолеобразующих оксидов и классификацию солеобразующих. Составьте уравнения реакций, характеризующие способы получения и химические свойства солеобразующих оксидов.
13. Амфотерные оксиды – получение и химические свойства. Какие элементы образуют оксиды с амфотерными свойствами? В чем заключается амфотерность? Составьте уравнения реакций, характеризующие способы получения и химические свойства амфотерных оксидов.
14. Основания. Способы получения и химические свойства. Что такое гидроксиды? Какие гидроксиды называют основаниями? Что такое щёлочь? Составьте уравнения реакций, характеризующие способы получения и химические свойства типичного основания.
15. Кислоты. Классификация, способы получения и химические свойства. Что такое кислота? Приведите примеры бескислородных и кислородсодержащих кислот. Составьте уравнения реакций, характеризующие способы получения и химические свойства кислоты.
16. Взаимодействие металлов с азотной и серной кислотами. В чем особенность поведения азотной и серной кислот по отношению к металлам? Составьте уравнения реакций, характеризующие взаимодействие металлов с азотной и серной кислотами.
17. Амфотерные гидроксиды – получение и химические свойства. Какие гидроксиды называют амфотерными? Приведите примеры амфотерных гидроксидов. Какие элементы их образуют? Составьте уравнения реакций, характеризующие получение и химические свойства амфотерного гидроксида.
18. Классификация солей. Способы получения средних солей. Что такое соль? Чем кислые и основные соли отличаются от средних? Составьте уравнения реакций, характеризующие способы получения средних солей.
19. Химические свойства средних солей. Кристаллогидраты. Составьте уравнения реакций, характеризующие химические свойства средних солей. Что такое кристаллогидраты?
20. Энергетические эффекты, сопровождающие химические реакции. В какой форме может выделяться или поглощаться энергия при протекании химических реакций? Что такое тепловой эффект реакции? Какие реакции называют эндотермическими, а какие экзотермическими? Сформулируйте определение энтальпии. Чем энтальпия отличается от теплового эффекта реакции? Сформулируйте закон Гесса и его следствия?
21. Скорость химических реакций, ее зависимость от концентрации реагирующих веществ и давления газов. Закон действующих масс. Что такое скорость химической реакции? Назовите факторы, влияющие на скорость гомогенной и гетерогенной реакций. Почему увеличение концентрации реагентов ускоряет химические реакции? Сформулируйте закон действующих масс. Запишите его выражение для любого примера реакции. Как, и в каких случаях, давление влияет на скорость химических реакций?
22. Влияние температуры на скорость химических реакций. Правило Вант-Гоффа и уравнение Аррениуса. Почему увеличение температуры влияет на скорость химической реакции? Сформулируйте правило Вант-Гоффа. Что такое энергия активации?
23. Понятие о катализе. Механизм протекания реакций. Что такое катализ? Виды катализа. Почему в присутствии катализаторов скорость реакции возрастает? Какие вещества называют ингибиторами? Что такое элементарная реакция и лимитирующая стадия реакции? Что называют механизмом протекания реакции? Каким: элементарным или сложным процессом является катализ?
24. Химическое равновесие. Константа равновесия. Чем обратимые реакции отличаются от необратимых? Что такое химическое равновесие? Что такое константа равновесия, и от каких факторов зависит её величина? О чём говорит значение константы равновесия?
26. Классификация систем по степени дисперсности. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Чем истинные растворы отличаются от коллоидных и грубодисперсных систем? Приведите примеры. В чём особенность коллоидных и грубодисперсных систем? Чем друг от друга отличаются ненасыщенные, насыщенные и пересыщенные растворы?
27. Растворимость. Факторы, влияющие на растворимость веществ. Какова роль растворителя при растворении вещества? Дайте определение растворимости вещества. Какие факторы на неё влияют? Что такое солевой эффект?
28. Коллигативные свойства растворов. Способы выражения концентрации. Приведите формулы для расчета основных способов выражения концентрации растворов. Какие свойства растворов называются коллигативными? Назовите их. Сформулируйте законы Рауля. Что такое осмос? Какие факторы влияют на осмотическое давление раствора? Сформулируйте закон Вант-Гоффа.
29. Теория электролитической диссоциации. Кислоты, основания, амфотерные гидроксиды и соли с точки зрения теории электролитической диссоциации. Сформулируйте основные положения теории электролитической диссоциации. Объясните механизм диссоциации веществ. Дайте определения основным классам электролитов.
30. Сильные и слабые электролиты. Степень диссоциации, константа диссоциации, их взаимосвязь. Что такое степень диссоциации и константа диссоциации, какие факторы на них влияют? Сформулируйте отличие между сильными и слабыми электролитами. Какие значения степени диссоциации и кон-станты диссоциации характерны для слабых, а какие для сильных электролитов? Какова взаимосвязь степени и константы диссоциации? Запишите выражение закона разбавления Оствальда для слабых электролитов.
31. Ионные реакции. Условия необратимости реакций обмена в растворах электролитов. Какие реакции называют ионными? Сформулируйте и приведите примеры условий необратимости реакций обмена в растворах электролитов.
32. Диссоциация воды. Ионное произведение воды. Водородный и гидроксильный показатели. Назовите числовое значение ионного произведения воды. Какие факторы могут повлиять на его величину? Сформулируйте определение водородного и гидроксильного показателей. Какие значения рН наблюдаются в нейтральном, кислом и щелочном растворе?
33. Состав и свойства буферных растворов. Буферная ёмкость. Какими свойствами обладают буферные растворы? Что такое буферная емкость? Приведите примеры буферных систем.
34. Гидролиз солей. Факторы, усиливающие гидролиз. Константа гидролиза. Что такое гидролиз? Перечислите типы гидролиза и этапы составления реакций гидролиза. От каких факторов зависит степень гидролиза соли?
35. Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Важнейшие окислители и восстановители. Какие реакции называют окислительно-восстановительными? Сформулируйте понятия степени окисления, окислителя и восстановителя, процессов окисления и восстановления. Приведите примеры важнейших окислителей и восстановителей.
36. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций. Метод электронного баланса. Какой принцип лежит в основе составления уравнений окислительно-восстановительных реакций? На любом примере продемонстрируйте расстановку коэффициентов в уравнении реакции методом электронного баланса.
37. Окислительно-восстановительный потенциал. Уравнение Нернста. Направление протекания окислительно-восстановительных реакций. Запишите уравнение Нернста. От каких факторов зависит величина равновесного электродного потенциала? Что такое стандартный окислительно-восстановительный потенциал? В каком направлении самопроизвольно протекают окислительно-восстановительные реакции?
38. Электрохимический ряд напряжений металлов. Что собой представляет электрохимический ряд напряжений металлов? Назовите основные закономерности изменения электрохимических свойств металлов в этом ряду.
39. Комплексные соединения. Основные понятия координационной теории Вернера. Классификация комплексных соединений. Что такое комплексообразование? Какие соединения называют комплексными? Назовите основные положения координационной теории Вернера. Приведите классификацию комплексных соединений. Строение комплексных соединений. Их диссоциация в растворах, константы нестойкости и устойчивости. Каково биологическое значение комплексных соединений? Назовите основные составные части координационной сферы. Приведите примеры. Что такое координационное число и дентатность? Что называют внешней сферой комплекса? Как диссоциируют комплексные соединения? Какие факторы влияют на устойчивость координационной сферы и величину константы устойчивости комплекса?
Экзаменационные вопросы для 3 семестра
1. Теория строения органических соединений A.M. Бутлерова.
2. Алканы: общая формула, тип гибридизации атома углерода, о-связь. Гомологический ряд, изомерия, номенклатура.
3. Алканы: методы получения, химические свойства (тип химической реакции), радикальное замещение.
4. Алкены: общая формула, тип гибридизации атома углерода, образование. двойной связи. Изомерия и номенклатура.
5. Методы получения и химические свойства алкенов.
6. Алкины: общая формула, тип гибридизации атома углерода, образование тройной связи, номенклатура, изомерия.
7. Алкины: методы получения, химические свойства.
8. Диены: классификация, эффект сопряжения.
9. Диены: методы получения, химические свойства.
10. Циклоалканы: общая формула, тип гибридизации атома углерода, номенклатура, изомерия.
11. Циклоалканы: строение, теория Байера.
12. Методы получения и химические свойства циклоалканов.
13. Арены: тип гибридизации атома углерода, признаки ароматичности.
15. Арены: методы получения.
16. Химические свойства бензола.
17. Спирты: изомерия и номенклатура.
18. Спирты: методы получения. Химические свойства одноатомных спиртов.
19. Двухатомные спирты: получение и химические свойства.
20. Сравнить кислотные свойства спиртов и фенолов.
21. Изомерия и номенклатура альдегидов и кетонов.
22. Получение альдегидов и кетонов.
23. Сходство и различия в реакциях окисления альдегидов и кетонов.
24. Получение одноосновных карбоновых кислот
25. Химические свойства карбоновых кислот.
26. Жиры: состав, получение. Применение жиров.
27. Углеводы: классификация, примеры соединений.
28. Химические свойства моносахаридов.
29. Дисахариды: состав, восстанавливающие и восстанавливающие.
30. Клетчатка: получение, строение, гидролиз, применение.
31. Крахмал: строение, получение, гидролиз, применение.
32. Классификация, изомерия, номенклатура аминов.
33. Получение аминов. Основность аминов.
34. Получение аминокислот.
35. Химические свойства аминокислот.
36. Строение молекулы белка.
37. Простые белки. Сложные белки.
38. Методы осаждения белков.
39. Белки: биологическая роль, образование, качественные реакции.
40. Нуклеиновые кислоты: состав, биологическая роль.
1. Гидрокарбонат натрия NaHCO3 является:
a) средней солью
b) кислой солью
c) основной солью
2. Какая из молекул наиболее полярна?
a) HCl
b) HBr
c) HJ
3. Металлы в окислительно-восстановительных реакциях проявляют свойства
a) окислителей
b) восстановителей
c) окислителей и восстановителей
4. Ионное произведение воды равно
a) 10-1
b) 10-10
c) 10-14
5. Молярная концентрация показывает сколько молей растворенного вещества содержится:
a) в 1 л раствора
b) в 100 г раствора
c) в 100 мл раствора
6. Смещение электронной плотности по цепи σ –связей называется
a. индуктивным эффектом;
b. электронным эффектом;
c. мезомерным эффектом;
d. среди ответов нет верного.
7. Положительный индуктивный эффект способны проявлять:
a. электроноакцепторные заместители;
b. электронодонорные заместители;
c. и электроноакцепторные заместители, и электоронодонорные заместители;
d. среди ответов нет верного.
8. Отрицательный индуктивный эффект способны проявлять:
a. электроноакцепторные заместители;
b. электронодонорные заместители;
c. и электроноакцепторные заместители, и электоронодонорные заместители;
9. Влияние заместителя, передающееся по цепи π -связей, называется:
a. индуктивным эффектом;
b. электронным эффектом;
c. мезомерным эффектом;
d. среди ответов нет верного.
10. Положительный мезомерный эффект способны проявлять:
a. электроноакцепторные заместители;
b. электронодонорные заместители;
c. и электроноакцепторные заместители, и электоронодонорные заместители;
d. среди ответов нет верного.
Система знаний по дисциплине «Химия» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, обучающийся готовится к лабораторным занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизация своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, терминов, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Каждая лекция должна быть логически и внутренне завершенным этапом изложения материала курса. Порядок изложения и объем излагаемого на каждой лекции материала определяется Рабочей программой учебной дисциплины и предусмотренным в ней распределением количества часов на каждую тему. Каждая лекция строится по принципу триады: от общего — к частному, а на ее завершающем этапе — возвращение к общему на уровне вновь изложенного материала. Это требует подчинение ее определенному, строго выдерживаемому алгоритму или плану. Очень Важно соотнести материал лекции с темой программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Также полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. посещать лабораторные занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Лабораторные занятия необходимо планировать так, чтобы тема лекции предшествовала данной теме лабораторного занятия. На первом лабораторном занятии студенты, кроме инструктажа по технике безопасности, должны быть предупреждены о рабочем распорядке занятия, в частности о том, что их рабочие места должны быть подготовлены до звонка. Лабораторное занятие необходимо начинать с опроса, который для группы в 15 человек не должен занимать больше 15-20 мин. Во время опроса должны быть опрошены все студенты группы, поэтому вопросы, предлагаемые студентам, должны быть настолько конкретны, чтобы требовали короткого, конкретного ответа. Затем преподаватель должен ознакомить студентов с содержанием занятия, с конкретными объектами, которые они должны изучить. На каждом занятии, параллельно с лабораторной работой, рекомендуется выделять для студентов время (во второй половине занятия) на предъявление на проверку работ, на прохождение текущего тестирования (письменного ответа на уже проработанные ранее темы лабораторных занятий). Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Лабораторное занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3. систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение дополнительной информации, материалов учебников и статей из периодической литературы, решение задач, написание докладов, рефератов для получения глубоких дополнительных знаний. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. при возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Химия», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
При изучении дисциплины «Химия» следует усвоить:
- Общую химию
- Аналитическую химию
- Органическую химию
- Биологическую химию
- Физколлоидную химию.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году