(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Ветеринарно-санитарная экспертиза сырья и продуктов животного и растительного происхождения
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Ветеринарно-санитарная экспертиза сырья и продуктов животного и растительного происхождения, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
Задачи. Методы. История науки. Гистологическая техника. Клетка и неклеточные структуры. Плазмолемма. Мембранные органеллы цитоплазмы. Ядро. Деление клетки. Клеточный цикл. Старение и смерть клетки. /Лек/
Лекции визуализации с применением средств мультимедиа.
Гистологическая техника.
Морфология клетки.
Морфология клетки. Включения.
Клеточный цикл.
/Пр/
Работа с микроскопом и гистопрепаратами. Определение структур тканей и клеток.
Задачи. Методы. История науки. Гистологическая техника. Клетка и неклеточные структуры. Плазмолемма. Мембранные органеллы цитоплазмы. Ядро. Деление клетки. Клеточный цикл. Старение и смерть клетки. Гистологическая техника.
Морфология клетки.
Морфология клетки. Включения.
Клеточный цикл. /Ср/
Ранние этапы развития зародыша. Дробление. Гаструляция, типы. Нейрорегуляция: формирование эмбриональных зачатков и их дифференцировка. Эмбриогенез птиц и млекопитающих. /Лек/
Сперматогенез. Овогенез.
Оплодотворение.
Эмбриональное развитие амфибий.
Эмбриональное развитие птиц.
Эмбриональное развитие млекопитающих. Провизорные органы.
/Пр/
Работа с микроскопом и гистопрепаратами. Определение структур тканей и клеток.
Ранние этапы развития зародыша. Дробление. Гаструляция, типы. Нейрорегуляция: формирование эмбриональных зачатков и их дифференцировка. Эмбриогенез птиц и млекопитающих.
Сперматогенез. Овогенез.
Оплодотворение
Эмбриональное развитие амфибий.
Эмбриональное развитие птиц
Эмбриональное развитие млекопитающих. Провизорные органы.
/Ср/
Классификация тканей. Системообразующие факторы, механизмы обеспечения тканевого гомеостаза. Пределы изменчивости тканей. Источники развития. Морфологические признаки и классификация эпителиальных тканей. Гистология экзо- и эндокринных желез. /Лек/
Эпителиальные ткани. /Пр/
Работа с микроскопом и гистопрепаратами. Определение структур тканей и клеток.
Классификация тканей. Системообразующие факторы, механизмы обеспечения тканевого гомеостаза. Пределы изменчивости тканей. Источники развития. Морфологические признаки и классификация эпителиальных тканей. Гистология экзо- и эндокринных желез.
Эпителиальные ткани. /Ср/
Морфофункциональные признаки соединительных тканей.
Классификация соединительных тканей.
Собственно соединительные ткани.
/Лек/
Соединительные ткани. /Пр/
Морфофункциональные признаки соединительных тканей.
Классификация соединительных тканей.
Собственно соединительные ткани.
/Ср/
Опорные ткани: типы, общая характеристика и классификация. /Лек/
Опорные ткани: типы, общая характеристика и классификация. /Пр/
Проверка рабочих альбомов.
Работа с микроскопом и гистопрепаратами. Определение структур тканей и клеток.
Опорные ткани: типы, общая характеристика и классификация. /Ср/
Функции крови и лимфы. Морфология крови. Морфология лимфы. Эмбриональный гистогенез и физиологическая регенерация крови. /Лек/
Структурные элементы: кровь и лимфа. /Пр/
Проверка рабочих альбомов.
Работа с микроскопом и гистопрепаратами. Определение структур тканей и клеток.
Функции крови и лимфы. Морфология крови. Морфология лимфы. Эмбриональный гистогенез и физиологическая регенерация крови /Ср/
Классификация мышечных тканей.
Поперечнополосатые мышечные ткани.
Гладкая мышечная ткань.
Механизм сокращения мышечных тканей.
Регенерация мышечных тканей. /Лек/
Классификация мышечных тканей.
Поперечнополосатые мышечные ткани.
Гладкая мышечная ткань.
Механизм сокращения мышечных тканей.
Регенерация мышечных тканей. /Ср/
Общая характеристика и гистогенез нервной ткани.
Нервные клетки: типы, строение, классификация. /Лек/
Проверка рабочих альбомов.
Работа с микроскопом и гистопрепаратами. Определение структур тканей и клеток.
Общая характеристика и гистогенез нервной ткани.
Нервные клетки: типы, строение, классификация. /Ср/
Развитие сердечно-сосудистой системы.
Морфология кровеносных сосудов.
Лимфатические сосуды.
Сердце /Лек/
Проверка рабочих альбомов.
Работа с микроскопом и гистопрепаратами. Определение структур тканей и клеток.
Развитие сердечно-сосудистой системы.
Морфология кровеносных сосудов.
Лимфатические сосуды.
Сердце /Ср/
Общая морфофункциональная характеристика дыхательной системы. Источники развития. /Лек/
Общая морфофункциональная характеристика дыхательной системы. Источники развития. /Ср/
Функциональное значение пищеварительной системы в жизнеобеспечении организма.
Развитие пищеварительной системы.
Общий план гистологического строения стенки пищеварительного канала.
Особенности строения переднего отдела пищеварительного канала.
Особенности строения среднего и заднего отдела пищеварительного канала.
Морфология печени.
Поджелудочная железа.
Особенности строения пищеварительной системы птиц. /Лек/
Функциональное значение пищеварительной системы в жизнеобеспечении организма.
Развитие пищеварительной системы.
Общий план гистологического строения стенки пищеварительного канала.
Особенности строения переднего отдела пищеварительного канала.
Особенности строения среднего и заднего отдела пищеварительного канала.
Морфология печени.
Поджелудочная железа.
Особенности строения пищеварительной системы птиц. /Ср/
Морфология кожи.
Кожа как орган иммунной системы.
Кожа как орган осязания.
Дериваты кожи.
Особенности строения кожи птиц. /Лек/
Проверка рабочих альбомов.
Работа с микроскопом и гистопрепаратами. Определение структур тканей и клеток.
Морфология кожи.
Кожа как орган иммунной системы.
Кожа как орган осязания.
Дериваты кожи.
Особенности строения кожи птиц. /Ср/
Общая характеристика и классификация.
Центральное звено.
Перифирическое звено.
Взаимодействие иммунокомпетентных клеток в иммунном ответе. /Лек/
Проверка рабочих альбомов.
Работа с микроскопом и гистопрепаратами. Определение структур тканей и клеток.
Общая характеристика и классификация.
Центральное звено.
Перифирическое звено.
Взаимодействие иммунокомпетентных клеток в иммунном ответе. /Ср/
Мочеобразующий отдел.
Мочевыводящие пути.
Особенности строения выделительной системы птиц. /Лек/
Проверка рабочих альбомов.
Работа с микроскопом и гистопрепаратами. Определение структур тканей и клеток.
Мочеобразующий отдел.
Мочевыводящие пути.
Особенности строения выделительной системы птиц. /Ср/
Общая характеристика репродуктивной системы.
Развитие репродуктивной системы.
Половая система самцов млекопитающих.
Половая система самок млекопитающих.
Особенности строения половой системы птиц. /Лек/
Лекции визуализации с применением средств мультимедиа.
Проверка рабочих альбомов.
Работа с микроскопом и гистопрепаратами. Определение структур тканей и клеток.
Общая характеристика репродуктивной системы.
Развитие репродуктивной системы.
Половая система самцов млекопитающих.
Половая система самок млекопитающих.
Особенности строения половой системы птиц. /Ср/
Общая характеристика и функциональное значение.
Классификация.
Центральные регуляторные органы.
Периферические эндокринные железы.
Диффузная эндокринная система. /Лек/
Лекции визуализации с применением средств мультимедиа.
/Пр/
Общая характеристика и функциональное значение.
Классификация.
Центральные регуляторные органы.
Периферические эндокринные железы.
Диффузная эндокринная система. /Ср/
Общая характеристика.
Спинной мозг.
Головной мозг.
Периферическая нервная система.
Вегетативный отдел нервной системы.
Органы чувств. Орган зрения. Орган слуха и равновесия. /Лек/
Лекции визуализации с применением средств мультимедиа.
Собеседование.
Проверка рабочих альбомов.
Работа с микроскопом и гистопрепаратами. Определение структур тканей и клеток.
Общая характеристика.
Спинной мозг.
Головной мозг.
Периферическая нервная система.
Вегетативный отдел нервной системы.
Органы чувств. Орган зрения. Орган слуха и равновесия. /Ср/
Блок вопросов к зачету формируется из числа вопросов, изученных в семестре.
Вопросы разделены на 2 части:
- вопросы для оценки знаний теоретического курса
- вопросы для оценки понимания/умения (практического характера).
Для промежуточной аттестации в балльно-рейтинговой системе предусмотрено 30 баллов. Аттестация производится отдельно по каждому вопросу билета.
Балльно-рейтинговая система предусматривает возможность ответа на один или два вопроса из билета по выбору преподавателя в том случае, если в результате текущей аттестации студент набрал более 70 баллов, поскольку суммарный результат по итогам текущей и промежуточной аттестации не может превышать 100 баллов.
Вопросы для оценки знаний теоретического курса
1. Эмбриология, предмет, задачи и научно-практическое значение. Общие понятия о прогенезе, эмбриогенезе и постнатальном развитии животных. Молекулярные и клеточные механизмы гистогенеза.
2. Половые клетки, генетическая, морфологическая и функциональная характеристика спермиев и яйцеклеток, отличия половых клеток от соматических клеток.
3. Морфофункциональная характеристика яйцеклеток, их классификация по количеству желтка, его распределению и видовые особенности.
4. Дифференцировка половых клеток. Факторы, регулирующие гаметогенез, стадии гаметогенеза. Особенности протекания сперматогенеза и овогенеза.
5. Мейоз. Биологическое значение, отличия от других способов клеточной репродукции. Особенности мейоза спермиев и яйцеклеток.
6. Оплодотворение и образование зиготы. Виды оплодотворения животных. Фазы оплодотворения. Капацитация спермиев в половых путях самок млекопитающих. Дистантное, контактное взаимодействие половых клеток, образование синкариона.
7. Дробление зиготы. Механизмы голобластического, меробластического, синхронного и асинхронного дробления. Бластула и ее составные части. Типы бластул.
8. Гаструляция. Общая характеристика. Способы гаструляции у разных животных. Дифференцировка зародышевых листков и осевых органов.
9. Органогенез. Органы и системы органов - производные эктодермы, энтодермы и мезодермы.
10. Провизорные органы птиц и млекопитающих. Последовательность формирования в эмбриогенезе, функциональное назначение и состав зародышевых листков каждой плодовой оболочки.
11. Сравнительная характеристика эмбриогенеза птиц и млекопитающих. Характеристика яйцеклеток. Особенности дробления, гаструляции, формирования провизорных органов.
13. Цитология, предмет, задачи и научно-практическое значение. Формы организации живой материи. Основные положения клеточной теории. Структурно-функциональные системы эукариотической клетки.
14. Общий план строения эукариотической клетки. Органеллы и включения, различные подходы к их классификации.
15. Поверхностный аппарат клетки. Морфофункциональная и молекулярная характеристика входящих в его состав структурных образований.
16. Ядерный аппарат клетки. Значение ядра в жизнедеятельности клетки, механизмы участия в внутриклеточном синтезе белка и клеточном делении. Субсистемы ядерного аппарата, их морфофункциональная характеристика.
17. Органеллы общего и специального назначения. Состав, светооптическая и ультрамикроскопическая характеристика.
18. Органеллы, принимающие участие во внутриклеточном переваривании. Состав, классификация, ультраструктурная характеристика.
19. Клеточные основы синтеза белка. Органеллы, принимающие участие в этом процессе, их светооптическая и ультрамикроскопическая характеристика.
20. Органеллы энергетического обмена. Светооптическая и ультраструктурная характеристика, механизмы функционирования.
21. Органеллы мембранного и немембранного типа строения. Состав, функциональная и микроскопическая характеристика.
22. Жизненный цикл клетки. Способы и механизмы репродукции клеток. Митотический аппарат, его состав и значение в клеточном делении. Структурная организация центриоль и центросомы. Характеристика интерфазы и фаз митоза.
23. Ткань как система клеток и их производных. Современная классификация основных типов тканей.
24. Эпителиальные ткани. Покровные и железистые эпителии, морфо-функциональная классификация эмбриональные источники развития и особенности строения в разных органах.
25. Однослойные эпителии. Морфофункциональная и сравнительная характеристика разных видов однослойных эпителиев.
26. Многослойные эпителии. Морфофункциональная и сравнительная характеристика разных видов многослойных эпителиев.
27. Железы. Морфофункциональные особенности организации экзо- и эндокринных желез. Экзокринные железы, одноклеточные и многоклеточные. Классификация экзокринных желез по строению, типу секреции, составу выделяемого секрета.
28. Ткани внутренней среды. Общая характеристика, эмбриональные источники развития и классификация.
29. Кровь. Общая характеристика. Эритроциты, морфофункциональная характеристика, видовые особенности. Места дифференцировки и утилизации.
30. Лейкоциты крови. Классификация, микроскопическая и функциональная характеристика, относительное содержание в крови. Понятие о лимфоцитарном и нейтрофильном профилях крови.
31. Агранулярные лейкоциты. Микроскопическая, ультрамикроскопическая и функциональная характеристики, относительное содержание в крови.
32. Гранулярные лейкоциты. Микроскопическая, ультрамикроскопическая и функциональная характеристики, относительное содержание в крови.
33. Рыхлая неоформленная соединительная ткань. Местоположение в организме. Микроскопическая, ультрамикроскопическая и функциональная характеристика клеточного состава. Особенности структурной организации межклеточного вещества.
34. Понятие об иммунокомпетентных клетках. Состав, микроскопическая характеристика и основные механизмы взаимодействия в иммунных реакциях организма.
35. Волокнистые соединительные ткани и соединительные ткани со специальными свойствами. Разновидности, функциональное назначение, клеточный состав, особенности организации межклеточного вещества.
36. Скелетные ткани. Общая характеристика. Хрящевые ткани, локализация в организме. Клеточный состав, особенности организации межклеточного вещества у разных видов хряща. Понятие изогенной группы клеток.
37. Костная ткань. Общая морфофункциональная характеристика. Клеточный состав, особенности организации межклеточного вещества. Остеон и системы костных пластинок.
38. Мышечные ткани. Общая характеристика. Морфофункциональная организация гладких и исчерченных мышечных тканей. Сократимые белки, их химический состав и ультрамикроскопическое строение. Молекулярные механизмы мышечного сокращения и их особенности в гладких и исчерченных мышечных тканях.
39. Соматические (исчерченные) мышечные ткани. Морфофункциональная характеристика скелетной и сердечной мускулатуры, разные уровни организации и устройство миофибриллярного аппарата.
40. Нервная ткань. Общая характеристика. Морфофункциональная характеристика нейронов и глиоцитов. Классификация этих клеток, их участие в морфологической организации различных звеньев рефлекторных дуг.
41. Клетки нервной ткани. Нейрон, его структурные компоненты, их микроскопическая характеристика. Глиальные клетки, классификация и морфофункциональная характеристика разных видов глиоцитов.
42. Нервные волокна, классификация и особенности строения разных видов волокон. Синапсы. Общая характеристика и классификация.
43. Морфофункциональная классификация органов и систем органов животных. Понятия о функциональных системах органов. Паренхима и строма органов. Общая характеристика полых и компактных органов.
44. Нервная система. Общая характеристика. Микроскопическая и функциональная характеристика органов входящих в состав центральной нервной системы. Понятие о ядрах спинного мозга.
45. Состав и клеточная характеристика органа зрения.
46. Состав и клеточная характеристика органа слуха и равновесия.
47. Состав и клеточная характеристика органов обоняния и вкуса.
49. Экзокринные железы. Общая характеристика. Классификация по структурной организации, способам секреции, химическому составу вырабатываемых секретов, распределению клеток и местоположению в слизистых оболочках.
50. Общая характеристика и классификация эндокринных желез. Способы межклеточной регуляции. Понятия об нейроэндокринных трансдукторах и нейрогемальных органах. Морфофункциональная характеристика гипоталамо-гипофизарной системы. Клеточный состав и особенности структурной организации гипоталамуса и гипофиза.
51. Периферические эндокринные железы. Общая характеристика. Морфофункциональная характеристика и клеточный состав надпочечника и щитовидной железы. Место этих желез в системе эндокринной регуляции и особенности гормонообразования.
52. Сердечно-сосудистая система. Общая характеристика. Классификация и морфофункциональная характеристика кровеносных сосудов. Микроциркуляторное русло, строение и типы гемокапилляров. Сердце, морфофункциональная характеристика оболочек.
53. Общие микроскопические закономерности строения пищеварительного тракта. Классификация и закономерности расположения желез входящих в состав пищеварительного тракта.
54. Верхний отдел пищеварительной трубки. Общая морфофункциональная характеристика. Особенности микроскопического строения пищевода и языка. Классификация и функциональное значение сосочков языка. Вкусовые луковицы, клеточный состав и механизмы вкусового восприятия.
55. Желудок. Морфофункциональная характеристика его отделов. Особенности строения оболочек донной части желудка, микроскопическая, ультрамикроскопическая и функциональная характеристика клеточного состава.
56. Тонкий и толстый отделы кишечника. Морфофункциональная характеристика. Особенности строения слизистой оболочки каждого из отделов, микроскопическая, ультрамикроскопическая и функциональная характеристика клеточного состава.
57. Слюнные железы. Общая характеристика. Общие особенности микроскопической организации околоушной, подчелюстной и подъязычной слюнных желез и основные различия.
58. Поджелудочная железа. Общая характеристика. Особенности морфофункциональной организации экзокринных и эндокринных отделов, микроскопическая, ультрамикроскопическая и функциональная характеристика клеточного состава.
59. Печень. Общая морфофункциональная характеристика и видовые особенности. Микроскопическая организация классической печеночной дольки. Микроскопическая, ультрамикроскопическая и функциональная характеристика гепатоцитов и других видов клеток, входящих в ее состав. Понятие печеночной триады. Морфологические особенности кровообращения и желчевыделения в печени.
60. Центральные органы иммунной защиты. Общая морфофункциональная характеристика, значение в регуляции иммунной защиты. Тимус и красный костный мозг, особенности микроскопической организации.
61. Периферические органы иммунной защиты. Общая морфофункциональная характеристика, значение в системе регуляции иммунной защиты. Лимфоузлы. Особенности микроскопической организации. Т- и В- зависимые зоны лимфоузлов.
62. Селезенка. Роль в организации иммунной защиты, другие функции. Морфофункциональная характеристика белой и красной пульпы. Понятие о Т- и В- зависимых зонах. Особенности кровообращения.
63. Органы дыхания. Состав. Воздухоносный и респираторный отдел, их морфофункциональная характеристика.
64. Органы выделения. Состав. Особенности эмбриогенеза. Мочеобразующие и мочеотводящие пути, их морфофункциональная характеристика. Особенности микроскопической организации нефронов.
65.Половые органы животных. Состав и общая характеристика, особенности эмбриогенеза. Семенник и яичник, морфофункциональная организация и особенности строения, связанные с сперматогенезом и овогенезом. Микроскопическая организация половых путей и добавочных желез. Матка, микроскопическая характеристика ее оболочек и слоев.
66. Кожный покров. Кожа и ее производные. Особенности строения кожи без волоса и кожи с волосом, волоса, сальных и потовых желез, молочной железы.
Вопросы на оценку понимания/умений
Гистологические препараты из перечня изученных в процессе освоения разделов и тем дисциплины.
1 История создания светового микроскопа
2 Электронная микроскопия
3 История учения о клетке. Клеточная теория. Современные положения.
4 Ядро. Строение и функции
5 Строение и функции биологических мембран
6 Органеллы синтеза. Эндоплазматическая сеть и рибосомы. Строение и функции
7 Аппарат Гольджи. Строение. Функции
8 Аппарат энергообразования клетки. Митохондрии. Строение. Функции
10 Пероксисомы (микротельца). Строение, происхождение, функции
11 Лизосомы. Строение. Функции. Роль в развитии заболеваний (лизосомные болезни)
12 Современные представления о жизненном цикле клетки. Регуляция клеточного цикла. Апоптоз и его роль.
13 Межклеточные контакты. Типы. Строение. Функции
14 Митоз. Современные представления. Нарушения митоза и их роль в развитии заболеваний
15 Полиплоидия. Понятие, механизмы развития, биологическое значение полиплоидии
16 Гистогенез и морфофункциональная характеристика эпидермиса. Кератинизация
17 Эпителий воздухоносных путей
18 Структура и функции базальных мембран
19 Гистологическая характеристика железистого эпителия
20 Гистогенез и морфофункциональная характеристика кишечного эпителия. Адаптация
21 Система крови в норме и при различных заболеваниях
22 Стволовые кроветворные клетки
23 Макрофаги
24 Нейтрофилы. Строение. Функции. Роль в организме при патологии
25 Тромбоциты. Возникновение. Строение. Функции. Роль
26 Развитие и гетерогенность тучных клеток. Морфофункциональная характеристика
27 "Классические" макрофаги и дендритные клетки. Развитие. Морфология. Функции
28 Развитие, гетерогенность, морфофункциональная характеристика фибробластов
29 Структура, биосинтез и фибриллогенез коллагена. Применение в медицине
30 Структура, биосинтез и фибриллогенез эластина. Эластолиз
31 Основное вещество соединительной ткани. Компоненты основного вещества и их функции
32 Гистогенез, строение и функции бурой жировой ткани
33 Физиологическая и репаративная регенерация поперечно-полосатой мышечной ткани. Стимуляция регенерации.
34 Гистохимические и структурные аспекты функционирования сократительного аппарата поперечно-полосатой мышечной тк.
35 Адаптациоморфоз скелетной мышечной ткани
36 Гладкая мышечная ткань. Типы. Гистофизиология. Регенерация
37 Поперечно-полосатые мышечные ткани нелокомоторного аппарата. Виды. Строение. Функции
38 Кардиомиоцит. Типы. Ультраструктура. Молекулярные аспекты сокращения рабочих кардиомиоцитов
39 Гистогенез поперечно-полосатой и гладкой мышечной ткани. Возрастные изменения
40 Строение и гистохимия контрактильного аппарата лейомиоцитов
41 Развитие сердца и кардиомиогенез. Регенерация. Возрастные изменения
42 Морфофункциональная характеристика синапсов. Регенерация. Патоморфология.
43 Регенерация и возрастные изменения нервной ткани
44 Гистогенез, строение и функции нейроглии
45 Источники развитиия и гистогенез нервной ткани
46 Морфофункциональная характеристика рецепторного аппарата
47 Гематоэнцефалический барьер
48 Миелогенез. Морфофункциональная характеристика миелиновых нервных волокон
49 Развитие и морфофункциональная характеристика безмиелиновых нервных волокон
50 Морфофункциональная характеристика нейрона.
Образцы тестовых заданий
1. Установите соответствие:
Локализация эпителия: Вид эпителия:
1. Листки плевры а) Переходный
2. Трахея б) Однослойный плоский
3. Мочеотводящие органы в) Псевдомногослойный
4. Кишечник г) Однослойный призматический каемчатый
2. Установите соответствие:
Источник развития: Локализация эпителия:
1. Мезодерма a) Кожные покровы
2. Эктодерма б) Листки плевры
3. Энтодерма в) Кишечник, желудок
4. Мезенхима г) Кровеносные сосуды
3. Установите соответствие:
Вид эпителия: Локализация:
1. Переходный а) Эндокард
2. Многорядный реснитчатый б) Мочеотводящие пути
3. Однослойный плоский в) Воздухоносные пути
4. Многослойный плоский ороговевающий г) Кожные покровы
4. Выберите правильный ответ: Укажите признак, не характерный для эпителиальных тканей:
1. Наличие базальной мембраны
2. Наличие кровеносных сосудов
3. Богатая иннервация
5. Полярность
5. Выберите правильный ответ: Эпителиальная ткань имеет высокую способность к регенерации.
1. Да
2. Нет
6. Установите соответствие:
Органоиды специального назначения эпителия: Локализация эпителия:
1. Реснички а) Тонкий кишечник
2. Микроворсинки б) Воздухоносные пути
7. Выберите правильный ответ: Темная пластинка базальной мембраны эпителиальных тканей содержит фибриллярные структуры:
1. I типа коллагена
2. II типа коллагена
3. III типа коллагена
4. IV типа коллагена
5. V типа коллагена
8. Выберите правильные ответы: Светлая пластинка базальной мембраны эпителиальных тканей содержит:
1. Коллагеновые фибриллы I типа
2. Аморфное вещество
3. Коллагеновые волокна VI типа
4. Ионы кальция
5. Ретикулярные волокна
9. Дополните ответ: Органоиды специального назначения, выполняющие всасывание веществ называются _______.
10. Выберите правильные ответы, указав признаки, характерные для эпителия:
1. Наличие кровеносных сосудов
2. Богатая иннервация
3. Наличие межклеточного вещества
4. Полярность
5. Плотные соединения между клетками
11. Выберите правильный ответ: Поверхность кожи покрыта:
1. Однослойным призматическим
2. Однослойным плоским
3. Однослойным многорядным
4. Многослойным плоским неороговевающим
5. Многослойным плоским ороговевающим
12. Выберите правильный ответ: Эпидермис кожи развивается из:
1. Висцерального листка мезодермы
2. Эктодермы
3. Энтодермы
4. Мезенхимы
5. Париетального листка мезодермы
13. Выберите правильный ответ: Мезотелий, выстилающий серозные оболочки, по строению является:
1. Однослойным призматическим
2. Однослойным плоским
3. Однослойным кубическим
4. Однослойным многорядным
5. Переходным
14. Выберите правильный ответ: Реснитчатый эпителий воздухоносных путей по строению является:
1. Однослойным призматическим
2. Однослойным плоским
3. Однослойным многорядным
4. Многослойным плоским ороговевающим
5. Однослойным кубическим
15. Дополните ответ: Эпителий мочеточников и мочевого пузыря называется _______.
16. Дополните ответ: Эпителий трахеи называется _______.
17. Дополните ответ: Эпителий кожи называется _______.
18. Выберите правильный ответ: Укажите, какие из перечисленных клеток мерцательного эпителия выделяют слизь:
1. Реснитчатые
2. Эндокринные
3. Бокаловидные
4. Короткие вставочные
5. Длинные вставочные
19. Выберите правильный ответ: К многослойным эпителиям относится:
1. Переходный
2. Мезотелий
3. Многорядный мерцательный
4. Эндотелий
20. Установите соответствие:
1. Эпителий желудка a) Защитная
2. Эпителий кишечника б) Секреторная
3. Эпителий кожи в) Всасывание
21. Расположите в правильной последовательности слои эпидермиса, начиная от базальной мембраны:
1. Зернистый
2. Базальный
3. Блестящий
4. Слой роговых чешуек
5. Шиповатый
22. Выберите правильный ответ: Клеточные границы мезотелиоцитов серозных оболочек выявляются при окрашивании:
1. Гематоксилином
2. Эозином
3. Солями серебра
4. Орсеином
5. Суданом III
23. Дополните ответ: Железы, не имеющие выводных протоков, называются _______.
24. Дополните ответ: Железы, выделяющие свой секрет в выводные протоки, называются _______.
25. Дополните ответ: Экзокринные железы состоят из ________ и ______.
26. Дополните ответ: Тип секреции, при котором происходит частичное разрушение апикальной поверхности железистых клеток, называется _______.
27. Дополните ответ: Тип секреции, при котором железистые клетки полностью сохраняют свою структуру, называется _______.
28. Дополните ответ: Тип секреции, сопровождающийся полным разрушением железистых клеток, называется _______.
29. Дополните ответ: Железы, имеющие не ветвящийся выводной проток, называются _______.
30. Дополните ответ: Железы, имеющие ветвящийся выводной проток, называются _______.
31. Дополните ответ: Совокупность количественных показателей крови называется _______.
32. Дополните ответ: Процентное соотношение лейкоцитов крови называется _______.
33. Дополните ответ: Источником развития крови является _______.
34. Дополните ответ: К форменным элементам крови относятся: _______, _______ и _______.
35. Дополните ответ: Составными компонентами крови являются _______ и _______.
36. Установите соответствие:
Форменные элементы крови: Функция:
1. Эритроциты а) Защитная
2. Лейкоциты б) Транспорт газов
3. Тромбоциты в) Участие в свертываемости крови
37. Выберите правильные ответы: К гранулярным лейкоцитам относятся:
1. Лимфоциты
2. Нейтрофилы
3. Эозинофилы
4. Базофилы
5. Моноциты
38. Выберите правильные ответы: К агранулярным лейкоцитам относятся:
1. Лимфоциты
2. Нейтрофилы
3. Эозинофилы
4. Базофилы
5. Моноциты
39. Выберите правильный ответ: Безъядерными фрагментами цитоплазмы мегакариоцитов являются:
1. Лимфоциты
2. Моноциты
3. Тромбоциты
4. Эритроциты
5. Нейтрофилы
40. Выберите правильный ответ: Мазок крови человека окрашивается:
1. Орсеином
2. Гематоксилином-пикрофуксином
3. Азур 2 - эозином
4. Тионином
5. Суданом 3
41. Выберите правильные ответы: Специфическими белками плазмолеммы эритроцитов являются:
1. Спектрин
2. Тубулин
3. Гликофорин
4. Полоса 3
42. Выберите правильный ответ: Белок спектрин плазмолеммы эритроцита выполняет:
1. Функцию поддержания формы клетки
2. Рецепторную функцию
43. Выберите правильный ответ: Белок гликофорин плазмолеммы эритроцита выполняет:
1. Функцию поддержания формы клетки
2. Рецепторную функцию
3. Функцию формирования ионных каналов
44. Выберите правильный ответ: Полоса 3 - белок плазмолеммы эритроцита, выполняющий:
1. Функцию поддержания формы клетки
2. Рецепторную функцию
3. Функцию формирования ионных каналов
55. Выберите правильный ответ: Средняя продолжительность жизни эритроцитов составляет:
1. 1-9 суток
2. 9-12 дней
3. 120 дней
4. 5 месяцев
5. 1 год
46. Выберите правильный ответ: Клетка крови, мигрирующая из кровеносного русла в соединительную ткань и дифференцирующаяся в макрофаг, называется:
1. Лимфоцитом
2. Моноцитом
3. Нейтрофилом
4. Эозинофилом
5. Базофилом
47. Установите соответствие:
Гранулоцит: Содержимое специфических гранул:
1. Эозинофил а) Лизоцим и щелочная фосфатаза
2. Базофил б) Белок аргинин
3. Нейтрофил в) Гепарин и гистамин
48. Выберите правильный ответ: Цитоплазма лимфоцитов окрашивается:
1. Оксифильно
2. Базофильно
3. Полихроматофильно
4. Метахроматично
49. Выберите правильный ответ: Гранулы нейтрофилов окрашиваются:
1. Оксифильно
2. Базофильно
3. Полихроматофильно
4. Метахроматично
50. Дополните ответ: Моноциты крови, мигрирующие из кровеносного русла в соединительную ткань, превращаются в _______.
51. Выберите правильный ответ: Антитела выделены из фракции следующих белков плазмы крови:
1. Альбуминов
2. Глобулинов
3. Фибриногена
52. Выберите правильный ответ: Количество эритроцитов в крови у мужчин составляет:
1. 2,5-4,5 х 1012/л
2. 3,9-5,5 х 1012/л
3. 3,7-4,9 х 1012/л
4. 4,5-5,0 х 1012/л
53. Выберите правильный ответ: Количество эритроцитов в крови у женщин составляет:
1. 2,5-4,5 х 1012/л
2. 3,9-5,5 х 1012/л
3. 3,7-4,9 х 1012/л
4. 4,5-5,0 х 1012/л
54. Выберите правильный ответ: Процентное содержание эозинофилов в норме составля-ет:
1. 1-5%
2. 0,5-1%
3. 25-35%
4. 6-8%
5. 65-75%
55. Выберите правильный ответ: Процентное содержание базофилов в норме составляет:
1. 1-6%
2. 0,5-1%
3. 20-35%
4. 6-8%
5. 65-75%
56. Выберите правильный ответ: Процентное содержание нейтрофилов в норме составля-ет:
1. 1-6%
2. 0,5-1%
4. 6-8%
5. 48-78%
57. Выберите правильный ответ: Процентное содержание лимфоцитов в норме составля-ет:
1. 1-6%
2. 0,5-1%
3. 20-35%
4. 6-8%
5. 48-78%
58. Выберите правильный ответ: Процентное содержание моноцитов в норме составляет:
1. 1-6%
2. 0,5-1%
3. 25-35%
4. 6-8%
5. 48-78%
59. Выберите правильный ответ: Количество лейкоцитов в норме составляет:
1. 2-5 х 109/л
2. 4-9 х 109/л
3. 5-15 х 109/л
4. 20-30 х 109/л
60. Выберите правильный ответ: Количество тромбоцитов в норме составляет:
1. 1,5-2,0 х 109/л
2. 1,0-3,0 х 109/л
3. 200-400 х 109/л
4. 4,0-6,0 х 109/л
61. Выберите правильный ответ: Все виды соединительной ткани развиваются из:
1. Энтодермы
2. Эктодермы
3. Мезенхимы
4. Мезодермы
62. Выберите правильные ответы: К группе собственно соединительных тканей относят-ся:
1. Плотная волокнистая соединительная ткань
2. Жировая ткань
3. Ретикулярная ткань
4. Хрящевая ткань
5. Рыхлая волокнистая соединительная ткань
63. Выберите правильные ответы: Укажите ткани со специальными свойствами:
1. Костная
2. Жировая
3. Ретикулярная
4. Хрящевая
5. Слизистая
64. Выберите правильный ответ: Жировая ткань относится к:
1. Собственно соединительным тканям
2. Соединительным тканям со специальными свойствами
3. Костным тканям
4. Плотной оформленной соединительной ткани
5. Рыхлой волокнистой соединительной ткани
65. Выберите правильный ответ: Ретикулярная ткань относится к:
1. Тканям со специальными свойствами
2. Скелетным соединительным тканям
3. Собственно соединительным тканям
4. Рыхлой волокнистой соединительной ткани
5. Плотной оформленной соединительной ткани
66. Выберите правильный ответ: Слизистая ткань относится к:
1. Собственно соединительным тканям
2. Скелетным соединительным тканям
3. Тканям со специальными свойствами
4. Плотной оформленной соединительной ткани
5. Рыхлой волокнистой соединительной ткани
67. Выберите правильный ответ: Хрящевая ткань относится к:
1. Собственно соединительным тканям
2. Скелетным соединительным тканям
3. Тканям со специальными свойствами
4. Плотной оформленной соединительной ткани
5. Рыхлой волокнистой соединительной ткани
68. Выберите правильный ответ: Костная ткань относится к:
1. Собственно соединительным тканям
3. Плотной оформленной соединительной ткани
4. Рыхлой волокнистой соединительной ткани
5. Скелетным соединительным тканям
69. Выберите правильный ответ: Рыхлая волокнистая соединительная и плотные соединительные ткани являются разновидностями:
1. Скелетных соединительных тканей
2. Соединительной ткани со специальными свойствами
3. Собственно соединительной ткани
4. Плотной оформленной соединительной ткани
5. Ретикулярной ткани
70. Дополните ответ: Соединительная ткань состоит из _______, и _______.
71. Дополните ответ: Межклеточное вещество соединительной ткани состоит из _______, и _______.
72. Дополните ответ: Межклеточное вещество соединительной ткани состоит из волокон: _______, _______, и _______.
73. Выберите правильные ответы: В составе межклеточного вещества кости преобладают коллагеновые волокна:
1. I типа
2. II типа
3. IIIтипа
4. IV типа
74. Выберите правильный ответ: В состав межклеточного вещества хряща преобладают коллагеновые волокна:
1. I типа
2. II типа
3. IIIтипа
4. IV типа
75. Выберите правильный ответ: В состав ретикулярных волокон входит:
1. Коллаген I типа
2. Коллаген II типа
3. Коллаген III типа
4. Коллаген IV типа
5. Коллаген V типа
76. Укажите последовательность уровней организации коллагеновых волокон:
_______, _______, _______, _______,
77. Выберите правильный ответ: Биосинтез коллагеновых и эластиновых белков для формирования волокон межклеточного вещества соединительной ткани осуществляют:
1. Макрофаги
2. Плазматические клетки
3. Фибробласты
4. Тучные клетки
5. Адипоциты
78. Выберите правильный ответ: Белки основного (аморфного) вещества соединительной ткани синтезируются:
1. Плазматическими клетками
2. Фибробластами
3. Тучными клетками
4. Макрофагами
5. Адипоцитами
79. Выберите правильные ответы: К системе мононуклеарных фагоцитов относятся:
1. Клетки Купфера печени
2. Гранулоциты крови
3. Фибробласты соединительной ткани
4. Макрофаги легких
5. Остеокласты кости
80. Выберите правильный ответ, указав функцию плазматических клеток:
1. Синтез белков межклеточного вещества соединительной ткани
2. Участие в аллергических реакциях
3. Образование антител
4. Фагоцитоз
5. Накопление жира
81. Выберите правильный ответ: Антитела синтезируются:
1. Фибробластами
2. Тучными клетками
3. Макрофагами
4. Плазматическими клетками
5. Меланоцитами
82. Выберите правильный ответ: Связки, фасции, сухожилия и апоневрозы относятся к:
1. Рыхлой волокнистой соединительной ткани
2. Плотной неоформленной соединительной ткани
3. Плотной оформленной соединительной ткани
83. Выберите правильный ответ: Активно функционирующими клетками фибробласти-ческого дифферона являются:
1. Стволовые клетки
2. Полустволовые клетки
3. Малоспециализированные фибробласты
4. Зрелые фибробласты
5. Фиброциты
84. Выберите правильный ответ: Строма кроветворных органов образована:
1. Рыхлой волокнистой соединительной тканью
2. Ретикулярной тканью
3. Жировой тканью
4. Плотной неоформленной соединительной тканью
5. Плотной оформленной соединительной тканью
85. Выберите правильный ответ: Аргирофильные волокна присущи межклеточному веществу:
1. Рыхлой волокнистой соединительной ткани
2. Жировой ткани
3. Костной ткани
4. Хрящевой ткани
5. Ретикулярной ткани
86. Дополните ответ: Различают две разновидности жировой ткани: ______ и ______.
87. Выберите правильный ответ: Клетка белой жировой ткани содержит:
1. Одну большую липидную каплю
2. Много маленьких липидных капель
88. Выберите правильный ответ: Клетка бурой жировой ткани содержит:
1. Одну большую липидную каплю
2. Много маленьких липидных капель
89. Выберите правильный ответ: Бурая жировая ткань распространена:
1. У новорожденных детей
2. В организме взрослого человека
90. Выберите правильный ответ: Белая жировая ткань распространена:
1. У новорожденных детей
2. В организме взрослого человека
91. Выберите правильный ответ: Слизистая соединительная ткань встречается в:
1. Сосудах
2. Органах кроветворения
3. Пупочном канатике
4. Трубчатых костях
5. Слизистых оболочках
92. Дополните ответ: Костная ткань развивается из _______.
93. Дополните ответ: Хрящевая ткань развивается из _______.
94. Дополните ответ: Хрящевой дифферон образован клетками: ______, ______, ______ и ______.
95. Установите соответствие:
Вид хряща: Локализация:
1. Гиалиновый a) Ушная раковина
2. Эластический б) Суставные поверхности
3. Волокнистый в) Межпозвоночные диски
96. Выберите правильный ответ: Хрящевая ткань не содержит:
1. Коллагеновых волокон
2. Межклеточного гидрофильного вещества
3. Кровеносных сосудов
4. Эластических волокон
97. Выберите правильный ответ: Суставные поверхности кости образованы:
1. Эластическим хрящем
2. Гиалиновым хрящем
3. Волокнистым хрящем
98. Выберите правильные ответы: Питание хряща осуществляется за счет:
1. Сосудов надхрящницы
2. Синовиальной жидкости
3. Кровеносных сосудов хрящевой ткани
99. Установите соответствие:
Слой надхрящницы: Преобладающая структура:
1. Наружный a) Прехондробласты, хондробласты
2. Внутренний б) Волокна
100. Выберите правильный ответ: Изогенные группы состоят из:
1. Хондробластов
2. Хондроцитов
3. Хондрокластов
4. Макрофагов
Система знаний по дисциплине «Цитология, гистология и эмбриология» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, практикумы, атласы и другую дополнительную литературу, проявляя творческий подход, бакалавр готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизация своих теоретических и практических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, которые должны знать студенты; раскрываются закономерности развития, гистологического строения и функционирования животного организма. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя определенный перечень гистологических препаратов, по теме практического занятия. Занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. Далее преподаватель объясняет и наглядно показывает гистологические структуры изучаемых препаратов, акцентирует внимание студентов на важных моментах. Затем, в процессе занятий преподаватель контролирует деятельность студентов, направляет и указывает им основные моменты. Студенты должны выполнять зарисовки изучаемых гистологических препаратов, по которым преподаватель контролирует полноту усвоения материала. Студенты, пропустившие занятие, или не успевшие выполнить весь объем задания в течении занятия, приглашаются на консультацию к преподавателю, и занимаются самостоятельно в свободное и внеурочное время.
Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3. систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение материалов учебников и статей, справочной литературы и атласов по гистологии. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. при возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Цитология, гистология и эмбриология», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
При изучении дисциплины «Цитология, гистология и эмбриология» следует усвоить:
- правила работы с гистологической техникой, изготовления гистологических препаратов, микроскопирования и чтения гистопрепаратов;
- общие закономерности морфофункциональной организации, присущих клеточному и тканевому уровню организации живой материи, принципов ее развития, регенерации, гистогенеза и органогенеза с учетом особенностей животных и возрастных изменений
- навыки работы со специальной учебной и научной литературой, использования международной гистологической терминологии;
- знания о процессах и функциях организма, для дальнейшего использования в целях повышения продуктивности животных, получения жизнеспособного молодняка и сохранения здоровья.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году