(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Ветеринарно-санитарная экспертиза сырья и продуктов животного и растительного происхождения
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Ветеринарно-санитарная экспертиза сырья и продуктов животного и растительного происхождения, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
2. Методы генетики.
3. Основные этапы развития генетики.
4. Строение клетки. Клетка как генетическая система.
5. Митотический цикл и митоз. Генетическая сущность и значение митоза в жизни клетки и организма.
6. Мейоз, фазы мейоза, его генетическая и биологическая сущность.
7. Гаметогенез у животных.
8. Строение хромосом. Аутосомы и половые хромосомы. Гаплоидный и ди¬плоидный набор хромосом.
9. Моногибридное скрещивание. Схема скрещивания. Понятие о гомо- и ге- терозиготности. Доминантность и рецессивность. Закон доминирования.
10. Анализирующее скрещивание. Неполное доминирование. Схема скрещи¬ваний.
11. Закон расщепления. Генотип и фенотип. Понятие о гене как единице на-следственности .
12. Полигибридное скрещивание. Закон независимого наследования призна¬ков.
13. Наследование признаков при взаимодействии неаллельных генов (компле- ментарность, эпистаз).
14. Полимерное действие неаллельных генов. Виды полимерии и их значение.
15. Плейотропное и летальное действие генов. Примеры.
16. Сцепление генов и сцепленное наследование признаков. Группы сцепления.
17. Кроссинговер как причина неполного сцепления генов. Одинарный и множественный кроссинговер.
18. Хромосомнаятеория наследственности Т.Г.Моргана.
19. Типы хромосомного определения пола. Гомогаметный, гетерогаметный пол. Кариотипы мужского и женского пола у разных видов.
20. Балансовая теория определения пола. Интерсексуальность, фримарти- низм, гинандроморфизм.
21. Наследование признаков, сцепленных с полом. Признаки, ограниченные полом и зависимые от пола.
22. Проблема регуляции соотношения полов и возможности получения жи-вотных одного пола.
23. Строение молекул ДНК и РНК.
24. Репликация молекул ДНК. Гипотезы репликации ДНК.
25. Доказательства генетической роли ДНК. Гипотезы (трансформация и трансдукция).
26. Предмет генетики.
27. Методы генетики.
28. Основные этапы развития генетики.
29. Строение клетки. Клетка как генетическая система.
30. Митотический цикл и митоз. Генетическая сущность и значение митоза в жизни клетки и организма.
31. Мейоз, фазы мейоза, его генетическая и биологическая сущность.
32. Гаметогенез у животных.
33. Строение хромосом. Аутосомы и половые хромосомы. Гаплоидный и ди¬плоидный набор хромосом.
35. Анализирующее скрещивание. Неполное доминирование. Схема скрещи¬ваний.
36. Закон расщепления. Генотип и фенотип. Понятие о гене как единице на-следственности.
37. Полигибридное скрещивание. Закон независимого наследования призна¬ков.
38. Наследование признаков при взаимодействии неаллельных генов (компле- ментарность, эпистаз).
39. Полимерное действие неаллельных генов. Виды полимерии и их значение.
40. Плейотропное и летальное действие генов. Примеры.
41. Сцепление генов и сцепленное наследование признаков. Группы сцепления.
42. Кроссинговер как причина неполного сцепления генов. Одинарный и множественный кроссинговер.
43. Хромосомнаятеория наследственности Т.Г.Моргана.
44. Типы хромосомного определения пола. Гомогаметный, гетерогаметный пол. Кариотипы мужского и женского пола у разных видов.
45. Балансовая теория определения пола. Интерсексуальность, фримарти- низм, гинандроморфизм.
46. Наследование признаков, сцепленных с полом. Признаки, ограниченные полом и зависимые от пола.
47. Проблема регуляции соотношения полов и возможности получения жи-вотных одного пола.
48. Строение молекул ДНК и РНК.
49. Репликация молекул ДНК. Гипотезы репликации ДНК.
50. Доказательства генетической роли ДНК. Гипотезы (трансформация и транс дукция).
51. Генетический код, его свойства: триплентность, неперекрываемость, вы-рожденность, универсальность.
52. Биосинтез- синтез белка в клетке.
53. Регуляция транскрипции у бактерий. Оперон.
54. Регуляция транскрипции у эукариот.
55. Изменчивость. Классификация изменчивости.
56. Классификация мутаций.
57. Генные мутации.
58. Классификация хромосомных перестроек.
59. Хромосомные перестройки: делеция и дефишенси.
60. Хромосомныеперестройки: дупликация и инверсия. Транслокация.
61. Геномные мутации: эуплоидия (истинная полиплоидия).
62. Геномные мутации: анеуплоидия (гетероплоидия).
63. Биогенетический закон онтогенеза. Тотипотентность ядра соматической клетки.
64. Роль генетической информации на начальных стадиях онтогенеза. Крити¬ческие периоды развития.
65. Регуляция синтеза белков у эукариот в процессе онтогенеза: стабильность м-РНК, каскадная регуляция, гормональная регуляция.
66. Понятия о популяции и чистой линии. Методы изучения популяций.
67. Закон Харди-Вайнберга, генное равновесие и методы его определения.
68. Факторы, влияющие на частоту генов и генотип в популяции: отбор, ми¬грация особей, мутация генов.
69. Понятия о видах отбора: направленном, стабилизирующем, дизруптивном.
70. Влияние инбридинг на генетическую структуру популяций. Использование инбридинга в практике животноводства.
71. Гетерозис, его биологические особенности и причины возникновения.
72. Гипотезы, объясняющие эффект гетерозиса и депрессии при инбридинге.
73. Инбридинг, его биологические особенности и генетическая основа.
74. Группа крови у разных видов животных и наследование групп крови.
75. Значение групп крови для практики.
76. Генетический полиморфизм белковых систем сыворотки крови и молока, их номенклатура.
77. Неспецифическая форма защиты организма (гуморальные и клеточные факторы)
78. Специфическая норма защиты организма. Генетическая обусловленность иммунной системы.
79. Генетическая обусловленность специфичности реакции антиген и антитело и структура иммуноглобулинов.
80. Химический и ферментативный синтез генов вне организма.
81. Использование плазмид для получения рекомбинантных ДНК.
82. Гибридизация соматических клеток и его значение.
83. Использование методов генной инженерии в животноводстве.
84. Биотехнология метода воспроизводства с.-х. животных (трансплантация эмбрионов).
85. Геном и кариотип. Кариотип: крупный рогатый скот, свиньи, домашние куры.
1. Свойство организмов повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом это:
а) наследственность
б) наследуемость
в) наследство
г) наследование
2. Процесс передачи наследственной информации от одного поколения к другому, в результате чего у потомков
а) наследственность
б) наследуемость
в) наследство
г) наследование
3. Каким образом можно охарактеризовать качественные признаки:
а) подсчетом
б) измерением
в) словесно
г) взвешиванием
4. Может быть положительной и отрицательной:
а) коррелятивная изменчивость
б) комбинативная изменчивость
в) мутационная изменчивость
г) модификационная изменчивость
5. Какая форма изменчивости проявляется только в определенных сочетаниях?
а) мутационная;
б) модификационная;
в) специфическая;
г) общая.
6. Кем и когда были впервые предложены понятия «фенотип» и «генотип»?
А. Дубининым и Райтом (1931);
а) Иогансеном (1809);
б) Ч. Дарвином (1859);
в) Харди и Вайнбергом (1908).
7. Биометрический параметр, отражающий меру фенотипической изменчивости количественного признака в популяции.
дисперсия;
а) коэффициент изменчивости;
б) показатель нормированного отклонения;
в) среднеквадратичное отклонение.
8. Единица измерения среднеквадратичного отклонения.
а) кг.;
б) %;
в) баллы;
г) единица измерения признака .
9. От чего зависит количественный состав племенного ядра?
а) от уровня выбраковки;
б) от выхода телят;
в) от эффекта селекции;
г) от уровня выбраковки и плана роста поголовья.
10. Основатель учения о корреляциях.
а) Ж. Кювье;
б) Райт;
в) Плохинский;
г) Лаш.
11. Как называется не функциональная, а статистическая, вероятная связь между признаками?
а) повторяемость;
б) генетический тренд;
в) корреляция;
г) регрессия.
12. Коэффициент изменчивости – это …
а) биометрический показатель, отражающий степень изменчивости количественных признаков в группе особей;
б) фенотипический показатель, характеризующий общую фенотипическую изменчивость популяции по количественным признакам;
в) биометрический параметр, отражающий связь между фенотипической изменчивостью количественного признака в популяции;
г) селекционно-генетический параметр, показывающий долю фенотипической изменчивости, обусловленной наследственностью.
13. Коэффициент наследуемости белковомолочности равен 0,4 это значит, что
а) белковомолочность на 40 % зависит от внешних факторов;
б) белковомолочность на 40 % зависит от генотипа родителей;
в) белковомолочность на 60 % зависит от наследственности.
г) передачи потомству родителями отклонений по этому признаку не наблюдается.
14.Как называется способность животных (чаще производителей) давать ценное потомство при подборе к различным маткам?
а) комбинативная племенная ценность;
б) препотентность;
в) общая племенная ценность;
15. От чего зависит эффективность селекции по собственной продуктивности?
а) от наследуемости признаков отбора;
б) продуктивности животного;
в) племенной ценности животного;
г) средней продуктивности предков пробанда.
Опрос.
1. Митоз и мейоз.
2. Гаметогенез у животных.
3. Строение хромосом.
4. Геном и кариотип.
5. Закономерности наследования признаков и законы наследственности, установленные Менделем.
6. Первое и второе правило (закон) Менделя.
7. Третье правило (закон) Менделя.
8. Причины отклонений от менделевских закономерностей.
9. Генетический анализ и его значение.
10. Система скрещиваний в гибридологическом анализе (реципрокные, возвратные, анализирующие, F1 и F2).
11. Моно- и дигибридное скрещивание.
12. Полигибридное скрещивание.
13. Понятие об аллелях. Множественный аллелизм.
14. Типы взаимодействия аллельных генов.
15. Взаимодействие неаллельных генов.
16. Полимерия.
17. Эпистаз.
18. Комплементарное действие генов.
19. Доказательства роли хромосом в наследственности.
20. Хромосомное определение пола.
21. Сцепленное с полом наследование.
22. Ограниченные полом признаки и особенности их наследования.
23. Сцепленное наследование признаков.
24. Доказательство линейного расположения генов.
25. Принципы построения генетических карт хромосом.
26. Цитоплазматическая наследственность.
27. Хромосомные мутации.
28. Генные мутации.
29. Геномные мутации.
30. Полиплоидия.
31. Анеуплоидия (гетероплоидия).
32. Модификационная изменчивость.
33. Плейотропное действие генов.
34. Экспрессивность и пенетрантность признаков.
35. Рекомбинация генетического материала.
36. Доказательства генетической роли ДНК.
37. Репликация ДНК.
38. Строение ДНК и ее биологическая роль.
39. Строение РНК и биологическая роль РНК разных типов.
40. Строение и функция гена.
41. Транскрипция.
42. Созревание (процессинг) про-иРНК.
43. Трансляция.
44. Генетический код и его свойства.
45. Регуляция действия генов.
46. Закон Харди-Вайнберга
47. Изменение генотипической структуры популяции при миграции.
48. Последствия отбора в пользу гетерозигот.
49. Последствия отбора против рецессивных гомозигот.
50. Изменение генетической структуры популяции под влиянием инбридинга.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях решаются конкретные задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практические занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3. систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из научной литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. при возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Генетика», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
При изучении дисциплины «Генетика» следует усвоить:
- основные закономерности наследственности и изменчивости и современное состояние общей и ветеринарной генетики;
- этапы развития, методы диагностики, профилактики распространения генетических аномалий и повышения наследственной устойчивости животных к заболеваниям;
- иметь представление о мутационной изменчивости, генетики индивидуального развития, генетики популяций, генетических основах иммунитета, фармакогенетики, биотехнологии, генетических аномалиях и болезнях с наследственной предрасположенностью, трансгенозе, генокопированию
молекулярно-генетических методах исследования.
Рекомендации по подготовке к лекциям. При подготовке к очередному лекционному занятию необходимо:
1. Максимально подробно разработать материал, излагавшийся на предыдущем лекционном занятии, при этом выделить наиболее важную часть изложенного материала (основные определения и формулы).
2. Постараться запомнить основные формулы.
3. Постараться максимально четко сформулировать (подготовить) вопросы, возникшие при разборе материала предыдущей лекции.
4. Сравнить лекционный материал с аналогичным материалом, изложенным в литературе, попытаться самостоятельно найти ответ на возникшие при подготовке вопросы.
Желательно:
1. Изучая литературу, ознакомится с материалом, изложение которого планируется на предстоящей лекции.
2. Определить наиболее трудную для вашего понимания часть материала и попытаться сформулировать основные вопросы по этой части.
Изучение наиболее важных тем или разделов учебной дисциплины завершают практические занятия, которые обеспечивают: контроль подготовленности студента; закрепление учебного материала; приобретение опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, в том числе аргументации и защиты выдвигаемых положений и тезисов. Практическому занятию предшествует самостоятельная работа студента, связанная с освоением материала, полученного на лекциях, и материалов, изложенных в учебниках и учебных пособиях, а также литературе, рекомендованной преподавателем.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям. При подготовке к практическим занятиям необходимо:
1. Выучить основные формулы и определения, содержащиеся в лекционном материале.
2. Уточнить область применимости основных формул и определений.
3. Приложить максимум усилий для самостоятельного выполнения домашнего задания.
4. Максимально четко сформировать проблемы (вопросы), возникшие при выполнении домашнего задания.
Желательно:
1. Придумать интересные на наш взгляд примеры и задачи (ситуации) для рассмотрения их на предстоящем практическом занятии.
2. Попытаться выполнить домашнее задание, используя методы, отличные от тех, которые изложены преподавателем на лекциях (практических занятиях). Сравнить полученные результаты.
1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.
2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.
3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.
4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году