(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Ветеринарно-санитарная экспертиза сырья и продуктов животного и растительного происхождения
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Ветеринарно-санитарная экспертиза сырья и продуктов животного и растительного происхождения, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
Э1 Э2
Лекции визуализации с применением средств мульти-медиа
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Лекция визуализация с применением мульти-медиа.
Э1 Э2
Э1 Э2
Лекция визуализация с применением мульти-медиа.
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
2. Аминокислоты как структурные элементы белков и пептидов (строение, классификация). Физические, кислотно-основные и оптические свойства аминокислот.
3. Химические свойства аминокислот. Образование пептидной связи.
4. Понятие о заменимых и незаменимых, редких и постоянно встречающихся аминокислотах. Моноаминомонокарбоновые и диаминомонокарбоновые кислоты.
5. Моноаминодикарбоновые, кислородсодержащие и ароматические аминокислоты.
6. Серосодержащие и гетероциклические аминокислоты.
7. Пептиды. Пептидная связь. Строение полипептидной цепи.
8. Элементарный состав белков. Методы изучения состава белков. Изоэлектрическое состояние белковой молекулы.
9. Первичная структура белков. Схема установления первичной структуры белков. Вторичная структура белков. Функции белков в организме. Простые белки.
10. Третичная структура белков. Типы связей, обеспечивающих поддержание третичной структуры. Денатурация и ренатурация белков. Понятие о нативном белке.
11. Четвертичная структура белка. Сложные белки.
12. Строение ферментов и их биологическая роль. Сходство и различие биологических и неорганических катализаторов. Изозимы.
13. Механизм действия ферментов. Строение каталитического центра ферментов-протеинов и протеидов.
14. Свойства ферментов: термолабильность, зависимость активности от значения рН среды, специфичность.
15. Активаторы и ингибиторы ферментов. Конкурентное и неконкурентное торможение действия ферментов. Области практического использования ферментов.
16. Номенклатура и классификация ферментов.
17. Оксидоредуктазы. Анаэробные и аэробные дегидрогеназы.
18. Трансферазы, гидролазы и изомеразы.
19. Лиазы и лигазы. Коэнзим – А.
20. Коферменты – органические кофакторы ферментов (НАД, НАДФ, ФМН, ФАД).
21. Витамины, их биологическое значение. Витамерия.
22. Роль витаминов в питании человека и животных. Потребность в них. Классификация витаминов. Витамины: А и В1. Жирорастворимые витамины. Витамины: Д и В3, их физиологическая роль.
23. Водорастворимые витамины. Витамины: Е и В2, их физиологическая роль.
24. Витамины: К, В5, В6 и их физиологическая роль.
25. Витамины: С, Р, В12 и их физиологическая роль. Антивитамины, антибиотики, фитонциды, гербициды, механизм их действия.
26. Нуклеиновые кислоты. Характеристика пуриновых и пиримидиновых оснований. Нуклеозиды и нуклеотиды. АТФ и её значение в энергетическом обмене.
27. Различие между ДНК и РНК. Первичная и вторичная структура ДНК и РНК. Типы РНК.
28. Нуклеотидный состав ДНК. Правило Е. Чаргаффа.
29. Принципы комплементарности пуриновых и пиримидиновых оснований и его реализация в структуре ДНК.
30. Распад нуклеиновых кислот. Конечные продукты распада пуриновых и пиримидиновых оснований.
31. Понятие о синтезе пуриновых и пиримидиновых нуклеотидов. Механизм биосинтеза ДНК и РНК.
32. Репликация ДНК. Комплементарный механизм обеспечения специфичности. Синтез РНК (транскрипция). Особенности этого процесса у про- и эукариотов.
33. Гидролиз белков. Ферменты, обеспечивающие этот процесс.
34. Метаболизм аминокислот. Преобразование аминокислот по аминокарбоксильной группе и радикалу. Обмен аминокислот как источник возникновения биологически активных соединений.
35. Конечные продукты распада аминокислот. Биосинтез мочевины (орнитиновый цикл).
36. Пути новообразования аминокислот.
37. Пути и механизмы синтеза белков в природе. Матричная система биосинтеза белков. Строение и модели работы рибосом.
38. Структура и функции углеводов. Обмен углеводов. Пути распада поли- и олигосахаридов.
39. Метаболизм моносахаридов. Дихотомический и апотомический пути распада глюкозо-6-фосфата.
40. Обмен пировиноградной кислоты. Спиртовое и молочнокислое брожение
41. Механизм первичного биосинтеза углеводов и его энергетическое обеспечение.
42. Синтез углеводов гетеротрофными организмами.
43. Классификация липидов и их роль в построении биомембран. Жиры, воски, стериды.
45. Обмен триглицеридов. Ферменты его обеспечивающие. Обмен глицерина.
46. Механизм биосинтеза высших жирных кислот.
47. Механизм биосинтеза триглицеридов. Взаимосвязь обмена белков, нуклеиновых кислот, углеводов и липидов.
48. Понятия о биологическом окислении. Свободное окисление и окисление сопряженное с фосфорилированием. Микросомальное окисление.
49. Окислительное фосфорилирование на уровне субстрата и на уровне электронотранспортной цепи.
50. Гормоны: структура, функции, механизм действия и применение.
1. Белки- токсины и их практическое применение в медицине, ветеринарии, экологии.
2. Биологически важные пептиды и их физиологическая роль.
3. Растительные белки. Особенности строения, значение в биологии, зоотехнии.
4. Транспортные белки: строение, функции. Механизм транспорта веществ.
5. Белки мышечной ткани и особенности их строения и функции.
6. Белки соединительной ткани и особенности их строения и биологической функции.
7. Хроматографический анализ белков и аминокислот (адсорбционная, аффинная, распределительная, ионообменная).
8. Химическая природа лектинов, роль в биохимии, биотехнологии, медицине.
9. Прионы и прионные инфекции с точки зрения структурных изменений белков.
10. Глутатион его роль в антиоксидантной защите организма.
11. Лабораторные методы идентификации и количественного определения белков крови.
12. Металлопротеиды и их роль в осуществлении физиологических реакций.
13. Цитохромы. Строение, биологическая роль.
14. Апоптоз – запрограммированная гибель белков.
15. Белки крови, физиологическая роль и патологические формы.
16. Ферментные системы в биотехнологии и экологии.
17. Энзимопатии и современные пути решения (на примере нарушений обмена аминокислот).
18. Современные подходы в энзимодиагностике и энзимотерапии.
19. Витамин В6 и его роль в обмене аминокислот.
20. Применение гормонов для стимуляции обменных процессов в животноводстве. Проблемы и перспективы.
21. Экологические аспекты применения гормонов в медицине, ветеринарии, животноводстве.
Система знаний по дисциплине формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, обучающийся готовится к лабораторным занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизация своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, терминов, которые должны знать студенты; раскрываются концептуальные основы предмета как одной из важнейших фундаментальных естественных наук, изучающих биополимеры, их свойства и процессы превращения веществ, сопровождающиеся изменением состава и структуры.
Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Каждая лекция должна быть логически и внутренне завершенным этапом изложения материала курса. Порядок изложения и объем излагаемого на каждой лекции материала определяется «Учебной программой по дисциплине» и предусмотренным в ней распределением количества часов на каждую тему. Каждая лекция строится по принципу триады: от общего — к частному, а на ее завершающем этапе — возвращение к общему на уровне вновь изложенного материала. Это требует подчинение ее определенному, строго выдерживаемому алгоритму или плану. В процессе лекции необходимо акцентировать внимание студентов на химические закономерности, проводить связь с предыдущим и последующим материалом. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. посещать лабораторные занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Лабораторные занятия необходимо планировать так, чтобы тема лекции предшествовала данной теме лабораторного занятия. На первом лабораторном занятии студенты, кроме инструктажа по технике безопасности, должны быть предупреждены о рабочем распорядке занятия, в частности о том, что их рабочие места должны быть подготовлены до звонка (должны лежать тетради для записи, выставлено на столы необходимые материалы, реактивы, оборудование). Лабораторное занятие необходимо начинать с опроса, который для группы в 15 человек не должен занимать больше 15-20 мин. Во время его должны быть опрошены все студенты группы, поэтому вопросы, предлагаемые студентам, должны быть настолько конкретны, чтобы требовали короткого, конкретного ответа. Затем преподаватель должен ознакомить студентов с содержанием занятия, обсудить вопросы хода проведения опытов. На это также не должно быть потрачено более 15-20 мин. Остальное время занятия отводится на выполнение и оформление работы. На каждом занятии, параллельно с этой работой, рекомендуется выделять для студентов время (во второй половине занятия) на защиту лабораторных работ. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Лабораторное занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3. систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение дополнительной информации, материалов учебников, решение задач, написание докладов, рефератов для получения глубоких дополнительных знаний. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. при возникающих затруднениях при освоении дисциплины, для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
При изучении дисциплины следует усвоить основные группы биоорганических соединений, их свойства, механизмы и общие закономерности превращений, путях использования в деятельности человека; знаний о химическом составе, структуре и свойствах компонентов животного организма, обмене веществ и энергии.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году