(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Ветеринарно-санитарная экспертиза сырья и продуктов животного и растительного происхождения
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Ветеринарно-санитарная экспертиза сырья и продуктов животного и растительного происхождения, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
2.На какие слоги падает ударение в латинских терминах? Какие гласные являются краткими? Напишите примеры.
3.По гласной какого слога определяется ударение в многосложном слове? Какие гласные являются долгими? Напишите примеры.
4.Что называется термином? Понятие терминология. Монолексемные и полилексемные термины.
5.Способы образования терминов: семантический, морфологический, синтаксический, субстантивация. Эпонимные термины и анаграммы.
6.Состав слова. Анализ слова по составу.
7.Напишите основные грамматические категории имени существительного латинского языка. Как определяется практическая основа имени существительного?
8.По какому признаку принято определять латинские склонения имен существительных? Напишите признак для каждого склонения.
9.Просклоняйте по 2 существительных 1 и 4 склонения.
10.Просклоняйте по 2 существительных 2 и 5 склонения.
11.Просклоняйте по 2 существительных 3 склонения.
12.На какие группы делятся прилагательные латинского языка? Как даются прилагательные I и II -го склонения в словаре?
13.Напишите словарную форму прилагательных всех групп и подгрупп.
14.Как склоняются прилагательные 1 и 2 группы? Приведите примеры.
15.Напишите суффиксы прилагательных. Приведите примеры.
16.Какие прилагательные образуют степень сравнения? Как она образуется? Приведите пример.
17.Как склоняются прилагательные в сравнительной и превосходной степени?
18.На сколько спряжений делятся латинские глаголы? Какие окончания имеют основы этих глаголов? Как определяется основа настоящего времени глагола?
19.Как образуются и как склоняются причастия настоящего времени? Приведите пример.
20.Как образуются и как склоняются причастия прошедшего времени? Приведите пример.
21.Какие группы числительных различают в латинском языке? Приведите пример.
22.Какие числительные латинского языка склоняются и как они согласуются с существительными? Приведите пример.
23.Напишите латинские количественные и порядковые числительные до 10.
24.Какие виды наречий существуют в латинском языке? Как они образуются? Приведите пример.
25.Какие союзы имеются в латинском языке? Приведите примеры.
26.Напишите указательные, отрицательные, относительные и притяжательные местоимения.
27.Напишите виды определений. Какими частями речи они выражены? Приведите примеры.
28.Что называется рецептом? Понятие о рецепте как о документе.
29.Структура рецепта.
30.Напишите распространенные рецептурные сокращения. В каком падеже выписываются лекарственные препараты?
31.Фармацевтическая терминология.
32.Химическая терминология.
33.Анатомическая терминология.
34.Лекарственные формы.
2. Латинский язык в мире животных.
3. Анатомические термины.
4. Латинские термины в анатомии: остеология, синдесмология и миология.
5. Латинские термины в анатомии: система пищеварения.
6. Латинские термины в анатомии: система дыхания.
7. Латинские термины в анатомии: система выделения.
8. Латинские термины в анатомии: половая система самцов и самок.
9. Латинские термины в анатомии: нервная система.
10. Латинские термины в анатомии: кровеносная система.
11. История становления латинского языка.
12. Латинский язык современности.
Темы рефератов:
1. История латинского языка.
2. Некоторые события из античной мифологии.
3. Наиболее известные авторы афоризмов и крылатых выражений (Аристотель, Гомер, Сократ, Гиппократ Коский, Катон и др.).
4. Латинские названия незаразных болезней.
5. Химическая номенклатура на латинском языке.
6. Лекарственные растения в ветеринарии.
7. Название наук, разделов медицины, специальностей.
8. Латинские названия инвазионных заболеваний животных и их возбудителей.
9. Латинские названия инфекционных заболеваний и их возбудителей.
10. Элементарные сведения о лекарственных формах.
11. Латинские пословицы и афоризмы.
12. Название патологических изменений органов и частей тела.
13. Словарь латинских сокращений в медицине и ветеринарии.
14. Латинский список клинических терминов.
15. Латинские термины болезней - общая хирургия (травма, воспаление, хирургическая ин-фекция, раны, некроз, язвы, свищи, ожоги; болезни кожи, сосудов, мышц, костей, опухоли).
16. Латинские термины болезней - частная хирургия (болезни головы и туловища).
17. Латинские термины болезней - частная хирургия (болезни конечностей).
18. Латинские термины болезней - частная хирургия (ортопедия; болезни глаз).
19. Латинские названия таксонов в зоологии.
20. Латинские названия таксонов в ботанике.
Примерные задания для Контрольной работы по вариантам:
1 вариант
1 Задание. Переведите на латинский:
Цветок; драже; сироп; настой; раствор; семя, суспензия; смешай.
2 Задание. Переведите следующие термины:
персиковое масло сироп облепихи
очищенная вода седативный сбор
3 Задание. Напишите рецепт без сокращений:
Жидкого экстракта пастушьей сумки
Жидкого экстракта калины по 10 мл
Смешать чтобы образовался раствор, принимать внутрь 3 раза в день по 1 ч.л.
4 Задание. Вместо пропусков допишите приставки:
_____aesthesia обезболивание
_____biōsis совместное жительство живых
______vertebrālis расположенный около позвоночника
2 вариант
1 Задание. Переведите на латинский:
Выдайте, корневище, настойка, капсула, жидкая мазь, сбор, ягода, обозначь.
2 Задание. Переведите следующие термины:
оливковое масло настойка крапивы
таблетка Анальгина сердечный сбор
3 Задание. Напишите рецепт без сокращений:
Настой коры ольхи и коры дуба по 15 г - 200мл
принимать внутрь 3 раза в день по 1 ч.л.
4 Задание. Вместо пропусков допишите приставки:
_____algīnum болеутоляющее средство
_____cardium сердечная мышца
______thermia понижение температуры
3 вариант
Мазь, пластырь, отвар, добавь, сироп, корень, лист, возьми.
2 Задание. Переведите следующие термины:
льняное масло отвар коры дуба
горькая настойка грудной сбор
3 Задание. Напишите рецепт без сокращений:
Мазь из ихтиола 2% 5,0 и оксида цинка 15,0
Наружно на пораженные участки тела
4 Задание. Вместо пропусков допишите приставки:
_____bolismus обмен веществ
_____opsia нарушение зрения
_____tensio понижение артериального давления
4 вариант
1 Задание. Переведите на латинский:
Семя, приготовь, корень; цветок, эмульсия, капли; экстракт, обозначь.
2 Задание. Переведите следующие термины:
Цинковая мазь настой пустырника
Черное стекло сердечный сбор
3 Задание. Напишите рецепт без сокращений:
Раствор из хлорида кальция 10% 20 мл и борглюконата 5% 10 мл
Внутривенно, каждые 24 часа, в течение 5 дней
4 Задание. Вместо пропусков допишите приставки:
_____metrium внутренняя оболочка матки
_____trophia расстройство питания
_____ secretio повышенная секреция
Система знаний по дисциплине «Латинский язык с ветеринарной терминологией» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, практикумы, атласы и другую дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизация своих теоретических и практических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. Далее преподаватель объясняет основной материал, акцентирует внимание студентов на важных моментах. Затем, в процессе занятий преподаватель контролирует деятельность студентов, направляет и указывает им основные моменты. Студенты, пропустившие занятие, или не успевшие выполнить весь объем задания в течение занятия, приглашаются на консультацию к преподавателю, и занимаются самостоятельно в свободное и внеурочное время. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3. систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение материалов учебников и статей, справочной литературы и атласов. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. при возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Латинский язык с ветеринарной терминологией», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
При изучении дисциплины «Латинский язык с ветеринарной терминологией» следует усвоить:
- фонетическую и орфоэпическую систему латинского языка;
- прилагательные I и II - го разряда, их окончания, правило их склонения; категории наклонения глаголов и их спряжения;
- правила образования причастий и их функции в терминообразовании;
- правила образования латинских числительных;
- структуру рецепта и правила её латинской части;
- специфические особенности терминов и терминосистем определенный минимум профильной лексики и словообразовательных элементов - около 370 единиц;
- 100 крылатых выражений;
- текст студенческого «Gaudeamus»
- правила писания таксоны, сложные и простые ботанические и зоологические термины;
- анализ слово по составу;
- правила чтения греческие и латинские термины и знать их значения;
- определения принадлежности слова к той или иной части речи;
- конструкцию профессионально-биологические однословные и многословные латинские термины;
- образование терминов, пользуясь правилами морфологического, синтаксического, семантического терминообразования и субстантивации;
- использование в письменной речи латинские термины, фразеологизмы, пословицы, крылатые выражения.
- навыки чтения слов и терминов с правильной постановкой ударения;
- лексический минимум в объеме 370 единиц.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году