2024-2025_36_03_01_24-1 ВСЭ_plx_Патологическая физиология
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Эпизоотологии, паразитологии и ветеринарной санитарной экспертизы
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
26.03.2024 г.
 
Б1.В.12
Патологическая физиология
Направление подготовки 36.03.01 Ветеринарно-санитарная экспертиза

Направленность (профиль) Ветеринарно-санитарная экспертиза сырья и продуктов животного и растительного происхождения

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
экзамен зачет    
Виды контроля:
часов на контроль
36
самостоятельная работа
64
аудиторные занятия
80
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
5 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Бакалавр
180
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
4 (2.2)
Итого
Недель
16 5/6
17 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
32
32
Лабораторные
32
32
16
16
48
48
Итого ауд.
48
48
32
32
80
80
Кoнтактная рабoта
48
48
32
32
80
80
Сам. работа
24
24
40
40
64
64
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
72
72
108
108
180
180
 
 
 
Программу составил(и):
канд. ветеринар. наук, доц., Димитриева А.И.
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 36.03.01 Ветеринарно-санитарная экспертиза (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 939).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Патологическая физиология" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 36.03.01 Ветеринарно-санитарная экспертиза

Направленность (профиль) Ветеринарно-санитарная экспертиза сырья и продуктов животного и растительного происхождения, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Ефимова И.О. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Ефимова И.О. 
Председатель методической комиссии факультета  Ефимова И.О.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
формирование у обучающихся определенных компетенций, развитие логического мышления при анализе структурных изменений в больном организме с учетом причин и механизма развития  патологии; научить будущего врача выявлению общих причин заболеваний животных, прививать способность к анализу причинно-следственных отношений в генезе любого заболевания, опираясь на знания общепатологических закономерностей, а также строить тактику  научно-обоснованной профилактики и лечения болезней животных.    
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
Б1.В
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Основы проектной деятельности
2.1.2
Основы физиологии
2.1.3
Философия
2.1.4
Анатомия животных
2.1.5
Биофизика
2.1.6
Математика
2.1.7
Студенты в среде электронного обучения
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Информационное обеспечение профессиональной деятельности
 
2.2.2
Болезни птиц
 
2.2.3
Основы биотехники и репродукции сельскохозяйственных животных
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
УК-1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
УК-1.1 Знать: методы осуществления поиска и анализа информации
 
 
 
УК-1.2 Уметь: получать информацию, систематизировать ее, обобщать данные относящиеся к профессиональной деятельности
 
 
 
УК-1.3 Иметь навыки: применения информациии о проблемах в профессиональной деятельности и методах решения поставленных задач
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основы строения органов и систем организма животных; роль физиологической науки для правильного понимания патологических процессов
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
отличать органы и ткани разных видов животных; творчески осмысливать сложные вопросы функционирования органов и систем животных
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
владения анатомической терминологией, соответствующей последней Международной ветеринарной анатомической номенклатуре, современными методами и способами изучения структурной организации биологических объектов на всех его уровнях;методами оценки топографии органов и систем организма
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Общая патологическая физиология. 

 
Учение о болезни. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
3
0
Опрос на лабораторных занятиях. Подготовка докладов и рефератов. Тестирование
0
 
Оснащенность
 
Учение о болезни  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

1
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
3
0
Опрос на лабораторных занятиях.

Подготовка докладов и рефератов.

Тестирование

0
 
Общая этиология. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
3
0
Опрос на лабораторных занятиях. Подготовка докладов и рефератов. Тестирование
0
 
Общая этиология. /Лаб/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
3
0
Опрос на лабораторных занятиях. Подготовка докладов и рефератов. Тестирование
0
 
Общий патогенез. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
3
0
Опрос на лабораторных занятиях. Подготовка докладов и рефератов. Тестирование
0
 
Общий патогенез. /Лаб/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
3
0
Опрос на лабораторных занятиях. Подготовка докладов и рефератов. Тестирование
0
 
Общий патогенез. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

1
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
3
0
Опрос на лабораторных занятиях.

Подготовка докладов и рефератов.

Тестирование

0
 
Действие факторов внешней среды. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

1
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
3
0
Опрос на лабораторных занятиях.

Подготовка докладов и рефератов.

Тестирование

0
 
Действие факторов внешней среды. /Лаб/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
3
0
Опрос на лабораторных занятиях. Подготовка докладов и рефератов. Тестирование
0
 
Патофизиология клетки. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

1
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
3
0
Опрос на лабораторных занятиях. Подготовка докладов и рефератов. Тестирование
0
 
Оснащенность
 
Патофизиология клетки. /Лаб/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
3
0
Опрос на лабораторных занятиях. Подготовка докладов и рефератов. Тестирование
0
 
Патофизиология клетки. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

1
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
3
0
Опрос на лабораторных занятиях.

Подготовка докладов и рефератов.

Тестирование

0
 
Реактивность, резистентность и иммунитет. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
3
0
Опрос на лабораторных занятиях. Подготовка докладов и рефератов. Тестирование
0
 
Реактивность, резистентность и иммунитет. /Лаб/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
3
0
Опрос на лабораторных занятиях. Подготовка докладов и рефератов. Тестирование
0
 
Реактивность, резистентность и иммунитет. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
3
0
Опрос на лабораторных занятиях.

Подготовка докладов и рефератов.

Тестирование

0
 
Патофизиология иммунной системы. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

1
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
3
0
Опрос на лабораторных занятиях. Подготовка докладов и рефератов. Тестирование
0
 
Патофизиология иммунной системы. /Лаб/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
3
0
Опрос на лабораторных занятиях. Подготовка докладов и рефератов. Тестирование
0
 
Нарушение периферического кровообращения. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
3
0
Опрос на лабораторных занятиях. Подготовка докладов и рефератов. Тестирование
0
 
Нарушение периферического кровообращения. /Лаб/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
3
0
Опрос на лабораторных занятиях. Подготовка докладов и рефератов. Тестирование
0
 
Оснащенность
 
Нарушение периферического кровообращения. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

6
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
3
0
Опрос на лабораторных занятиях. Подготовка докладов и рефератов. Тестирование
0
 
Нарушение периферического кровообращения. /Лаб/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
3
0
Опрос на лабораторных занятиях. Подготовка докладов и рефератов. Тестирование
0
 
Патология тепловой регуляции. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
3
0
Опрос на лабораторных занятиях. Подготовка докладов и рефератов. Тестирование
0
 
Патология тепловой регуляции. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
3
0
Опрос на лабораторных занятиях. Подготовка докладов и рефератов. Тестирование
0
 
Патология тепловой регуляции. /Лаб/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
3
0
Опрос на лабораторных занятиях. Подготовка докладов и рефератов. Тестирование
0
 
Воспаление. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
3
0
Опрос на лабораторных занятиях. Подготовка докладов и рефератов. Тестирование
0
 
Воспаление. /Лаб/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
3
0
Опрос на лабораторных занятиях. Подготовка докладов и рефератов. Тестирование
0
 
Воспаление. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
3
0
Опрос на лабораторных занятиях. Подготовка докладов и рефератов. Тестирование
0
 
Гипербиотические процессы. /Лаб/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
3
0
Опрос на лабораторных занятиях. Подготовка докладов и рефератов. Тестирование
0
 
Оснащенность
 
Гипербиотические процессы. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
3
0
Опрос на лабораторных занятиях. Подготовка докладов и рефератов. Тестирование
0
 
Гипобиотические процессы. /Лаб/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
3
0
Опрос на лабораторных занятиях. Подготовка докладов и рефератов. Тестирование
0
 
Гипобиотические процессы. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
3
0
Опрос на лабораторных занятиях. Подготовка докладов и рефератов. Тестирование
0
 
Опухолевой рост. /Лаб/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
3
0
Опрос на лабораторных занятиях. Подготовка докладов и рефератов. Тестирование
0
 
Опухолевой рост. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
3
0
Опрос на лабораторных занятиях.

Подготовка докладов и рефератов.

Тестирование

0
 
Нарушения обмена веществ. /Лаб/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
3
0
Опрос на лабораторных занятиях. Подготовка докладов и рефератов. Тестирование
0
 
Нарушения обмена веществ. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
3
0
Опрос на лабораторных занятиях.

Подготовка докладов и рефератов.

Тестирование

0
 
/Зачёт/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

0
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
3
0
0
 
 
Раздел 2. Частная патологическая физиология

 
Патофизиология крови /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
4
0
Опрос на лабораторных занятиях. Подготовка докладов и рефератов. Тестирование
0
 
Оснащенность
 
Патофизиология крови /Лаб/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
4
0
Опрос на лабораторных занятиях. Подготовка докладов и рефератов. Тестирование
0
 
Патофизиология крови /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

6
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
4
0
Опрос на лабораторных занятиях. Подготовка докладов и рефератов. Тестирование
0
 
Патофизиология общего кровообращения. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
4
0
Опрос на лабораторных занятиях. Подготовка докладов и рефератов. Тестирование
0
 
Патофизиология общего кровообращения. /Лаб/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
4
0
Опрос на лабораторных занятиях. Подготовка докладов и рефератов. Тестирование
0
 
Патофизиология общего кровообращения. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

6
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
4
0
Опрос на лабораторных занятиях. Подготовка докладов и рефератов. Тестирование
0
 
Патофизиология дыхания. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
4
0
Опрос на лабораторных занятиях. Подготовка докладов и рефератов. Тестирование
0
 
Патофизиология дыхания. /Лаб/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
4
0
Опрос на лабораторных занятиях. Подготовка докладов и рефератов. Тестирование
0
 
Патофизиология дыхания. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
4
0
Опрос на лабораторных занятиях. Подготовка докладов и рефератов. Тестирование
0
 
Патофизиология пищеварения. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
4
0
Опрос на лабораторных занятиях. Подготовка докладов и рефератов. Тестирование
0
 
Оснащенность
 
Патофизиология пищеварения. /Лаб/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
4
0
Опрос на лабораторных занятиях. Подготовка докладов и рефератов. Тестирование
0
 
Патофизиология пищеварения. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

6
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
4
0
Опрос на лабораторных занятиях. Подготовка докладов и рефератов. Тестирование
0
 
Патофизиология печени. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
4
0
Опрос на лабораторных занятиях. Подготовка докладов и рефератов. Тестирование
0
 
Патофизиология печени. /Лаб/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
4
0
Опрос на лабораторных занятиях. Подготовка докладов и рефератов. Тестирование
0
 
Патофизиология почек. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
4
0
Опрос на лабораторных занятиях. Подготовка докладов и рефератов. Тестирование
0
 
Патофизиология почек. /Лаб/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
4
0
Опрос на лабораторных занятиях. Подготовка докладов и рефератов. Тестирование
0
 
Патофизиология почек. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

6
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
4
0
Опрос на лабораторных занятиях. Подготовка докладов и рефератов. Тестирование
0
 
Патофизиология эндокринной системы. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
4
0
Опрос на лабораторных занятиях. Подготовка докладов и рефератов. Тестирование
0
 
Патофизиология эндокринной системы. /Лаб/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
4
0
Опрос на лабораторных занятиях. Подготовка докладов и рефератов. Тестирование
0
 
Оснащенность
 
Патофизиология эндокринной системы. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

6
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
4
0
Опрос на лабораторных занятиях. Подготовка докладов и рефератов. Тестирование
0
 
Патофизиология нервной системы. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
4
0
Опрос на лабораторных занятиях. Подготовка докладов и рефератов. Тестирование
0
 
Патофизиология нервной системы. /Лаб/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
4
0
Опрос на лабораторных занятиях. Подготовка докладов и рефератов. Тестирование
0
 
Патофизиология нервной системы. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

8
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
4
0
Опрос на лабораторных занятиях. Подготовка докладов и рефератов. Тестирование
0
 
/Экзамен/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

36
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3
4
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1.Предмет и задачи патологической физиологии. Объект изучения и цель патофизиологии.

2. Разделы патологической физиологии и краткая их  характеристика. Общая нозология, общий патогенез и общая этиология.

3.Понятие о сущности болезни и здоровья.

4.Патологическая реакция, патологический процесс и патологическое состояние.

5.Основные периоды развития болезни (стадии болезни) и их характеристика. Понятие о ремиссии.

6.Воспаление: определение, стадии и признаки.

7.Этиологические факторы, вызывающие воспаление.

8.Альтерация. Характеристика стадии альтерации.

9.Экссудация. Виды экссудатов и их характеристика. Эмиграция лейкоцитов.

10. Пролиферация и ее механизм развития.

11. Название (терминология воспалений).

12. Реактивность, резистентность, иммунитет6 определение и их краткая характеристика.

13.Механизом реактивности и виды: индивидуальная, видовая, гиперэргия, гипоэргия, нормоэргия, дизэргия.

14. Механизм формирования  резистентности: барьерные приспособления ( внешние и внутренние).Резистентность первичная и вторичная.

15. Иммунитет: определение, центральные и периферические органы иммунной системы.

16.Основные функции иммунной системы.

17. Виды иммунитета: врожденный и приобретенный, специфический, неспецифический.

18. Виды лейкоцитов. Лимфоциты ( Т- лимфоциты киллеры, Т- лимфоциты хелперы и Т- лимфоциты супрессоры ) и их роль в иммунных реакциях.

19.Роль фагоцитов и макрофагов в иммунном ответе.

20. Иммунодефициты (врожденные и приобретенные): причина их возникновения.

21.Аллергия: факторы, влияние на ее развитие.

22.Типы аллергических реакций ( немедленного и замедленного типа) и форма аллергических реакций ( анафилаксия, местные проявления аллергии, идиосинкразия и др).

23.Механизом  развития стадий анафилаксии: сенсибилизации, анафилактического шока и десенсибилизации.

24.Понятия «антиген», «антитело», «аллерген».Отличие аллергена «от антигена».

25.Опухоль: определение. Экспансивный  и инфильтративный рост опухолевой ткани.

26.Причины, вызывающие опухоли. Доброкачественные и злокачественные опухоли, и их отличительные признаки.

27.Влияние опухоли на организм.

28.Патофизиология голодания: полное, неполное и частичное голодание. Процессы происходящие в организме при 

 
Оснащенность
 
голодании.

29.Периоды голодания ( в зависимости от изменения обмена веществ и энергии).

30.Патология тепловой регуляции: роль центров терморегуляции гипоталамуса и желез внутренней секреции.

31. Расстройства теплообмена гипотермия, гипертермия, лихорадка( определение).

32.Гипотермия: эндогенные и экзогенные причины. Фазы развития гиперемии (4 фазы).

33. Гипертермия: причина, периоды развития гипотермии (3 периода).

34. Лихорадка, ее отличие от гипертермии.

35. Классификация лихорадок в зависимости от степени повышения температуры у животных.

36.Факторы,влияющие на степень повышения температуры тела животного.

37.Стадии лихорадки (3 стадии).

38.Виды лихорадок (в зависимости от особенностей колебания температуры тела животных).

39. Изменения в организме при лихорадке ( в нервный системе, кровообращение, дыхание, пищеварении, обмена веществ.

40. Значение лихорадки для организма.

 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
1.Предмет и задачи патологической физиологии. Объект изучения и цель патофизиологии.

2. Разделы патологической физиологии и краткая их  характеристика. Общая нозология, общий патогенез и общая этиология.

3.Понятие о сущности болезни и здоровья.

4.Патологическая реакция, патологический процесс и патологическое состояние.

5.Основные периоды развития болезни (стадии болезни) и их характеристика. Понятие о ремиссии.

6.Воспаление: определение, стадии и признаки.

7.Этиологические факторы, вызывающие воспаление.

8.Альтерация. Характеристика стадии альтерации.

9.Экссудация. Виды экссудатов и их характеристика. Эмиграция лейкоцитов.

10. Пролиферация и ее механизм развития.

11. Название (терминология воспалений).

12. Реактивность, резистентность, иммунитет6 определение и их краткая характеристика.

13.Механизом реактивности и виды: индивидуальная, видовая, гиперэргия, гипоэргия, нормоэргия, дизэргия.

14. Механизм формирования  резистентности: барьерные приспособления ( внешние и внутренние).Резистентность первичная и вторичная.

15. Иммунитет: определение, центральные и периферические органы иммунной системы.

16.Основные функции иммунной системы.

17. Виды иммунитета: врожденный и приобретенный, специфический, неспецифический.

18. Виды лейкоцитов. Лимфоциты ( Т- лимфоциты киллеры, Т- лимфоциты хелперы и Т- лимфоциты супрессоры ) и их роль в иммунных реакциях.

19.Роль фагоцитов и макрофагов в иммунном ответе.

20. Иммунодефициты (врожденные и приобретенные): причина их возникновения.

21.Аллергия: факторы, влияние на ее развитие.

22.Типы аллергических реакций ( немедленного и замедленного типа) и форма аллергических реакций ( анафилаксия, местные проявления аллергии, идиосинкразия и др).

23.Механизом  развития стадий анафилаксии: сенсибилизации, анафилактического шока и десенсибилизации.

24.Понятия «антиген», «антитело», «аллерген».Отличие аллергена «от антигена».

25.Опухоль: определение. Экспансивный  и инфильтративный рост опухолевой ткани.

26.Причины, вызывающие опухоли. Доброкачественные и злокачественные опухоли, и их отличительные признаки.

27.Влияние опухоли на организм.

28.Патофизиология голодания: полное, неполное и частичное голодание. Процессы происходящие в организме при голодании.

29.Периоды голодания ( в зависимости от изменения обмена веществ и энергии).

30.Патология тепловой регуляции: роль центров терморегуляции гипоталамуса и желез внутренней секреции.

31. Расстройства теплообмена гипотермия, гипертермия, лихорадка( определение).

32.Гипотермия: эндогенные и экзогенные причины. Фазы развития гиперемии (4 фазы).

33. Гипертермия: причина, периоды развития гипотермии (3 периода).

34. Лихорадка, ее отличие от гипертермии.

35. Классификация лихорадок в зависимости от степени повышения температуры у животных.

36.Факторы,влияющие на степень повышения температуры тела животного.

37.Стадии лихорадки (3 стадии).

38.Виды лихорадок (в зависимости от особенностей колебания температуры тела животных).

39. Изменения в организме при лихорадке ( в нервный системе, кровообращение, дыхание, пищеварении, обмена веществ.

40. Значение лихорадки для организма.

41.Патологическая физиология. Причины, вызывающие нарушение функции органов дыхания. Роль дыхательного центра в регуляции дыхания.

42. Нарушение вентиляции легких: гипервентиляция, гиповентиляция, неравномерная вентиляция.

43.Отдышка,ее виды (инспираторная, экспираторная, тахипноэ, брадипноэ)

44.Нарушения внешнего дыхания (кашель, чихание, удушение).

45 Периодическое дыхание и ее виды:   Чейн- стоксовское, Дыхание Куссмауля, Биотовское дыхание

46. Пневмоторакс: открытый, закрытый, клапанный.

47.Артериальная гиперемия: причины и признаки.

 
Оснащенность
 
48.Венозная гиперемия: причина и признаки. Отек.

49.Ишемия: компрессионная, гематогенная, эндогенная, рефлекторная. Признаки.

50.Инфаркт: причины, виды (  ишемический, геморрагический).

51.Трамбоз. Причины образования тромба. Белые, красные и смешанные тромбы. Отличия тромбов от кровяного сгустка.

52.Эмболия: экзогенные ( воздушная, газовая, микробная, паразитарная) и эндогенные( тромбоэмболии, жировая, тканевая).

53.Кровотечения:  артериальные, венозные, капиллярные, смешенные).

54. Патофизиология пищеварения: нарушения аппетита и жажды.

55.Нарушение пищеварения в полости рта и акта глотания. Гипо- и гиперсаливация

56. Патология желудочного пищеварения: гипо- и  гиперсекреция желудочного сока.

57.Патофизиология обмена веществ. Понятия « Общий обмен веществ» и «Основной обмен веществ».

58.Нарушение углеводного обмена. Гипогликемия: причины и изменения в организме.

59.Гипергликемии: алиментарная, эмоциональная,  панкреатическая. Причина их возникновения.

60.Нарушение белкового обмена. Причины. Гипопротеинемия. Гиперпротеинемия.

 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
не предусмотрено
 
1. Общая профилактика незаразных болезней.

2. Гипомагнезия: этиология, патогенез, лечение и профилактика.

3. Миокардит: этиология, патогенез, диагностика, лечение и профилактика.

4. Частная профилактика незаразных болезней.

5. Острое расширение желудка у лошадей: этиология, патогенез, диагностика.

6. Алиментарная остеодистрофия: этиология, патогенез, диагностика, лечение и профилактика.

7. Основные принципы современной терапии.

8. Ацидоз рубца: этиология, патогенез, диагностика, лечение.

9. Кетоз у коров: этиология, патогенез, диагностика, лечение и профилактика.

10. Травматический ретикулит: этиология, диагностика, лечение и профилактика.

11. Алкалоз рубца: патогенез, диагностика, профилактика.

12. Гипокупороз: этиология, патогенез, диагностика, лечение и профилактика.

13. Травматический ретикулоперитонит: этиология, диагностика, лечение и профилактика.

14. Отравление поваренной солью.

15. Острый паринхиматозный гепатит: этиология, патогенез, диагностика, лечение и профилактика.

16. Фузареотоксикоз: этиология, диагностика, лечение и профилактика.

17. Казеино-безоарная болезнь молодняка: этиология, диагностика и профилактика.

18. Хронический гепатит: этиология, патогенез, симптомы, паткартина.

19. Гипотония преджелудков: этиология, диагностика, лечение и профилактика.

20. Отравление животных нитратами: диагностика, лечение и профилактика.

21. Гломерулонефрит: этиология, симптомы, диагностика, лечение и профилактика.

22. Атония преджелудков: этиология, диагностика, лечение и профилактика.

23. Отравление животных нитратами: этиология, патогенез, клиника.

24. Интерстициальный нефрит: патогенез, клиническая картина, паткартина.

25. А-гиповитаминоз у молодняка: этиология, патогенез.

26. Диагностический этап диспансеризации коров.

27. Мочекаменная болезнь собак.

28. Острый гастроэнтерит: этиология, патогенез, клинические признаки.

29. Лечебно-профилактический этап диспансеризации коров.

30. Мочекаменная болезнь кошек и пушных зверей.

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Жаров А. В., Адамушкина Л. Н., Лосева Т. В., Стрельников А. П.
Патологическая физиология и патологическая анатомия животных: учебник
СПб.: Лань, 2018
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Скопичев В. Г., Эйсымонт Т. А., Алексеев Н. П., Боголюбова И. О., Енукашвили А. И., Карпенко Л. Ю.
Физиология животных и этология: учебное пособие
М.: КолосС, 2003
7
 
Оснащенность
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.2
Лютинский С. И.
Патологическая физиология животных: учебник
М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011
0
 
Л2.3
Байматов В. Н.
Практикум по патологической физиологии: учебное пособие
СПб.: Лань, 2013
0
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
6.3.1.2
SuperNovaReaderMagnifier
6.3.1.3
MozillaThinderbird
6.3.1.4
MozillaFirefox
6.3.1.5
ОС Windows 10
6.3.1.6
ОС Windows 8
6.3.1.7
ОС Windows 7
6.3.1.8
медиапроигрыватель VLC
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
6.3.2.2
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
6.3.2.3
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
6.3.2.4
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
6.3.2.5
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
Учебная аудитория
Столы, стулья, шкафы с учебным оборудованием и инвентарем, сушилка (1 шт.), ноутбук (1 шт.), гематологический анализатор PCE-90 VET (1 шт.), биохимический анализатор BioChem SA (1 шт.), микроскопы, телевизор (1 шт.)
 
404
Учебная аудитория
Ученические столы (20 шт.), стол преподавателя (1 шт.), стул (81 шт.),  трибуна (1 шт.), доска классная (1шт.), демонстрационное оборудование (экран настенный с электроприводом (1 шт.), проектор – LG DS125 (1 шт.), ноутбук JBM Lenovo i32350 (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
 
411
Учебная аудитория
Доска классная, жалюзи вертикальные тканевые Лайн/светло-бежевые 1900*2290 (3 шт.), стол ученический (29 шт.), стул ученический (58 шт.), кафедра настольная (1 шт.), демонстрационное оборудование (проектор Acer X128H DLP XGA 1024*768, экран на штативе Projecta 200*200, ноутбук Aser Asp T2370) и учебно-наглядные пособия
 
123
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
 
408а
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(2 шт.), pH-метр рН-150 МИ (с поверкой), люксметр (1 шт.), микроскоп биологический БИОМЕД С2вар4, рефрактометр РЛ-3, стол (5 шт.), стул п/м (6 шт.), счетчик «Сигма-1» ионов, счетчик гематологический электронный СГ-ЭЦ-15М СПУ
 
Оснащенность
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Для освоения дисциплины студентами необходимо:

1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты; раскрываются закономерности развития патологических процессов. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

2. Посещать лабораторные, практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к  занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Лабораторные и практические  занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На  занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.

3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение  материалов учебников, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

5.При возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Патологическая физиология» для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

При изучении дисциплины «Патологическая физиология» следует усвоить:

- понятия «здоровье» и «болезнь»;

- современные теории развития патологических процессов;

- особенности течения лихорадки, воспаления и других патологий;

- актуальные вопросы сохранения здоровья и продуктивности животных.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________