(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Ветеринарно-санитарная экспертиза сырья и продуктов животного и растительного происхождения
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Ветеринарно-санитарная экспертиза сырья и продуктов животного и растительного происхождения, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
Собеседование.
Собеседование.
Устный опрос.
Собеседование.
Классификация Маститов
Диагностика маститов.
Математические расчеты.
2.Диагностика скрытого мастита у коров, лечение и профилактика.
3.Понятие о бесплодии, малоплодии и яловости с.-х. животных. Основные причины и формы бесплодия животных.
4.Проведение акушерско-гинекологической диспансеризации на ферме или молочном комплексе.
5.Половые циклы, характеристика их стадий.
6.Классификация маститов (по А.П. Студенцову).
7.Аборты. Причины абортов, их классификация.
8.Плод, как объект родов, его положение, позиция, предлежание, членорасположение .
9.Функциональное расстройство яичников, ведущее к бесплодию. Причины, диагностика и профилактика.
11.Оценка качества спермы.
12.Задержание последа (причины, оказание помощи, профилактика).
Вопросы на оценку понимания/умений студента
1.По каким специфическим признакам можно определить стадии полового цикла (течку, половое возбуждение, половую охоту, овуляцию) у самок разных видов животных;
2. По каким специфическим признакам наружным методом определить беременность у самок разных видов животных;
3. Установите причину патологии беременности, родов и послеродового периода у животных;
4.Как организовать работу в родильном отделении и профилактории;
5. Перечислите меры при оказании помощи новорожденному, роженице, родовспоможение при трудных родах;
6.Исследование животных на мастит (субклинический и клинические формы), при диагностике исследованием молока по физико-химическим показателям.
7. Перечислите мероприятия при проведении комплексной профилактики при маститах и болезнях сосков вымени;
8. Рассчитайте экономический ущерб от бесплодия и малоплодия животных;
9. Какие меры необходимо проводить для профилактики бесплодия и малоплодия животных;
10. Обосновать экономическую, зоотехническую и ветеринарную значимость биотехники размножения животных (искусственного осеменения и трансплантации зародышей);
11.Дайте характеристику правильно подготовленной искусственной вагины для получения спермы от производителей;
12. Значение визуальной и микроскопической оценки качества спермы ;
13.Назовите состав синтетических сред для разбавления спермы быков при криоконсервации;
14.Назовите различия способов искусственного осеменения коров.
Часть 1. Вопросы на проверку знаний
1.Видовые особенности анатомии, физиологии и топографии половых органов коров, кобыл, овец, свиней.
2.Опишите строение и функцию фолликулов, яйцеклетки, желтого тела.
3.Половой цикл самок и характеристика его стадий.
4.Что такое течка, общее возбуждение, половая охота и овуляция и как их определяют у коров, кобыл, овец и свиней.
5.Каково влияние внешних и внутренних факторов на проявление полового цикла у животных.
Часть 2. Вопросы на проверку знаний
1. Как проявляются безусловные половые рефлексы у самцов и самок при половом акте.
2. Как происходит образование и созревание спермиев и яйцеклетки.
3. Опишите особенности влагалищного и маточного типов естественного осеменения домашних животных.
4. По каким признакам половые циклы подразделяются на полноценные и неполноценные, ритмичные и аритмичные. Их причина и профилактика.
5. Особенности проявления и течения полового цикла у сельскохозяйственных животных и время их осеменения.
Вопросы на проверку понимания
1. Причина неполноценных половых циклов является общей для всех видов животных?
2.Ановуляторные половые циклы характерны для всех видов животных общими признаками?
3.Влияние аритмичных половых циклов на воспроизводство животных?
Часть 3.Вопросы на проверку знаний
1. Какие методы осеменения применяют в животноводстве, и какова их хозяйственная и ветеринарно-санитарная оценка.
2. Организация и проведение искусственного осеменения в скотоводстве и коневодстве (способы выявления самок в охоте и кратность их осеменения).
3. Организация и проведение искусственного осеменения в свиноводстве и овцеводстве (способы выявления самок в охоте и кратность их осеменения).
4. Половой режим самцов разных видов животных и его физиологическое обоснование.
Часть 4 . Вопросы на проверку знаний
1. Опишите способы искусственного осеменения коров с ректальной фиксацией шейки матки и мано-цервикальный.
2. Методика применения быков-пробников в скотоводстве (стимуляция половой функции, диагностика охоты, беременности и бесплодия).
3. Значение искусственного осеменения как метода качественного улучшения животных
4. Основные правила содержания производителей разного вида и значение для их полноценного кормления и содержания.
1. Трансплантация зародышей, цели и задачи.
2. Опишите методику получения спермы от быка и барана.
3. Опишите методику получения спермы от хряка и жеребца.
4. Какие необходимо принять меры для получения спермы с наименьшей бактериальной загрязненностью.
Часть 6. Вопросы на проверку знаний
1. Оценка спермы по внешним признакам, по густоте и подвижности.
2. Влияние внешних факторов на выживаемость спермиев (свет. температура, осмотическое давление, рН среды и др.).
3. Методы определения концентрации спермиев, интенсивности их дыхания, патологических форм спермиев.
Вопросы на понимание
1. Преимущество искусственного осеменения самок в отраслях животноводства одинаково?
2. Преимущество ректо-цервикального способа осеменения коров?
3. В чем смысловое значение оценки спермы по внешним признакам?
Часть 7. Вопросы на проверку знаний
1. Какова сущность оплодотворения.
2. Как происходит развитие зиготы, зародыша и образование плодных оболочек.
3. Видовые особенности плодной и материнской плаценты, пуповины. Что такое плацентарный барьер.
4. Кормление, содержание и эксплуатация беременных животных.
Часть 8. Вопросы на проверку знаний
1. Роль плодных оболочек и плодных жидкостей при беременности и родах.
2. Клинические методы диагностики беременности и бесплодия крупных животных (рефлексологическое и наружное исследование).
3. Клинические методы диагностики беременности и бесплодия мелких животных.
4. Плод. Как объект родов, его положение, предлежание, позиция и членорасположение перед родами и во время родов.
Часть 9. Вопросы на проверку знаний
1. Организация родильных отделений.
2. Физиология родов и послеродового периода у коров и овец.
3. Трансплантация зародышей. Оценка зигот и их хранение
4. Физиология родов и послеродового периода у свиней и кобыл.
Вопросы на понимание
1.Оплодотворение происходит у всех видов самок в яйцепроводах?
2. Есть ли видовые различия в развитии зиготы?
3. Каковы видовые особенности течения родов и послеродового периода?
Часть 10.Вопросы на проверку знаний
1. Анатомия и физиология молочной железы.
2. Маститы, их этиология, распространение и экономический ущерб.
3. Маститы, их классификация и профилактика.
4. Методы исследования вымени.
5. Лабораторные методы диагностики маститов.
6. Диагностика субклинических маститов.
Часть 11. Вопросы на проверку знаний
1. Серозный отек вымени. Этиологии, патогенез, лечение и профилактика.
2. Кровавое молоко. Причины, оказание помощи и профилактика.
3. Дерматиты вымени, причины, признаки, оказание помощи.
4. Охарактеризуйте наиболее распространенные функциональные расстройства и аномалии вымени.
Вопросы на понимание
1. Маститы регистрируются у всех видов самок?
2. Принцип лечения всех форм маститов одинаков?
3. Имеются ли клинические признаки субклинических маститов?
4. На чем основана профилактика маститов?
Часть 12. Вопросы на проверку знаний
1. Классификация бесплодия по А.П. Студенцову.
2. Алиментарное бесплодие сельскохозяйственных животных. Причины, диагностика и план мероприятий по ликвидации и профилактике.
3. 3.Искусственно приобретенное бесплодие сельскохозяйственных животных. Причины. Диагностика и план мероприятий по ликвидации и профилактике.
4. Климатическое бесплодие сельскохозяйственных животных. Причины, диагностика и план мероприятий по ликвидации и профилактике.
1. Симптоматическое бесплодие сельскохозяйственных животных. Причины, диагностика и план мероприятий по ликвидации и профилактике.
2. Эксплуатационное бесплодие сельскохозяйственных животных. Причины, диагностика и план мероприятий по ликвидации и профилактике.
3. Врожденное и старческое бесплодие сельскохозяйственных животных. Причины, диагностика и план мероприятий по ликвидации и профилактике.
4. Основные мероприятия по профилактике бесплодия сельскохозяйственных животных.
Часть 14. Вопросы на проверку знаний
1. Методика гинекологического исследования самок (анамнез, наружное и внутреннее исследования).
2. Функциональное расстройство яичников, ведущее к бесплодию. Причины, диагностика и профилактика.
3. Методы стимуляции половой системы сельскохозяйственных животных (естественные и искусственные стимуляторы).
4. Оптимальное время и кратность искусственного осеменения коров после родов ми взрослых телок.
5. Хранение, транспортировка, способы оттаивания и правила использования замороженной спермы.
Вопросы на понимание
1.Клинические признаки бесплодия у всех видов животных одинаковы?
2.Какая форма бесплодия наиболее распространенная?
3.По каким клиническим признакам определяется оптимальное время осеменения?
Темы докладов
1. Классификация бесплодия по А.П. Студенцову.
2. Алиментарное бесплодие сельскохозяйственных животных. Причины, диагностика и план мероприятий по ликвидации и профилактике.
3. Симптоматическое бесплодие сельскохозяйственных животных. Причины, диагностика и план мероприятий по ликвидации и профилактике.
4. Эксплуатационное бесплодие сельскохозяйственных животных. Причины, диагностика и план мероприятий по ликвидации и профилактике.
5. Врожденное и старческое бесплодие сельскохозяйственных животных. Причины, диагностика и план мероприятий по ликвидации и профилактике.
6. Основные мероприятия по профилактике бесплодия сельскохозяйственных животных.
7. Оптимальное время и кратность искусственного осеменения коров после родов ми взрослых телок.
8. Хранение, транспортировка, способы оттаивания и правила использования замороженной спермы.
Перечень вопросов, выносимых на опрос
Опрос 1
1. Какова продолжительность беременности у самок разных видов животных?
2. Какие виды клинической диагностики беременности применяют на практике?
3. Сущность оплодотворения.
4. Физиология беременности.
5. Диагностика беременности.
6. Из каких рефлексов состоит половой акт животных?
7. Анатомо-физиологические особенности половой системы самцов с влагалищным и маточным типом осеменения.
8. Расскажите об особенностях строения половых органов у самцов с.-х. животных.
9. Как происходит сперматогенез?
10. Строение половой системы у птицы.
11. Видовые особенности полового акта у животных.
12.Организация естественного осеменения животных.
Опрос 2.
1. Понятие о родовом акте. Факторы, обуславливающие роды.
2. Анатомо-топографические взаимоотношения плода и родовых путей.
3. Стадия родов. Особенности течения родов у разных видов животных.
4. Послеродовой период. Видовые особенности течения послеродового периода.
5.Что такое положение, предлежание, позиция и членорасположение плода?
6. На какие стадии подразделяется родовой процесс?
7. Основные приемы ухода за новорожденным и роженицей.
8. Оборудование родильных отделений на фермах.
9. Какие патологические процессы осложняют здоровье беременных самок?
10. Как устранить преждевременные схватки и потуги?
11.Какие методы лечения применяют при выпадении вывороте влагалища?
12. Какие принципы заложены в основу классификации абортов по А.П. Студенцову?
13.Каковы основные причины идиопатических незаразных абортов?
14.Из каких лечебно-профилактических мероприятий необходимо исходить при профилактике абортов?
15. Как надо подготовиться к оказанию акушерской помощи при патологических родах?
16.Каковы принципы оказания акушерской помощи при слабых и бурных схватках и потугах?
17.Каковы принципы оказания акушерской помощи при неправильном положении плода?
18.В каких случаях проводят кесарево сечение?
20.Какие основные принципы лечения задержания последа?
Примерные темы эссе
Темы эссе являются примерными, то есть выбор проблемы студентом может осуществляться самостоятельно, либо на основании рекомендаций преподавателя.
Причины и теория наступления родов у самок.
Предвестники родов, положения, позиции, предлежания, членорасположения плода в процессе родов.
Помощь при нормальных и патологических родах у коров.
Течение и продолжительность послеродового периода у самок разных видов (факторы, способствующие нормальному течению лохиального периода и в целом постнатальному).
Методы диагностики, маститов.
Лечебные и профилактические мероприятия и меры предупреждения болезней молочной железы у животных.
Комплекс мер профилактики и ликвидации бесплодия и малоплодия животных
Методы стимуляции репродуктивной функции у животных (самок и самцов). Составление плана мероприятий.
История и обоснование метода искусственного осеменения животных.
Методы получения спермы от самцов и использование производителей на станциях искусственного осеменения.
Оценка качества спермы (визуальная, микроскопическая, биологическая).
Технология искусственного осеменения самок (коров, кобыл, овец, свиней, крольчих, птиц).
Система знаний по дисциплине «Основы биотехники и репродукции сельскохозяйственных животных» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизация своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий,
2. посещать лабораторные, практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На занятиях решаются конкретные задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3. систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов по ветеринарии, материалов учебников и статей из биологической, ветеринарной, медицинской литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. при возникающих затруднениях при освоении дисциплины, для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:
1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.
2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.
3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.
4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году