2024-2025_36_03_01_24-1 ВСЭ_plx_Основы биотехники и репродукции сельскохозяйственных животных
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Морфологии, акушерства и терапии
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
26.03.2024 г.
 
Б1.В.ДВ.05.01
Основы биотехники и репродукции сельскохозяйственных животных
Направление подготовки 36.03.01 Ветеринарно-санитарная экспертиза

Направленность (профиль) Ветеринарно-санитарная экспертиза сырья и продуктов животного и растительного происхождения

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
  зачет с оценкой   
Виды контроля:
самостоятельная работа
60
аудиторные занятия
48
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

7 (4.1)
Итого
Недель
17 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Лабораторные
16
16
16
16
Практические
16
16
16
16
В том числе инт.
12
12
12
12
Итого ауд.
48
48
48
48
Кoнтактная рабoта
48
48
48
48
Сам. работа
60
60
60
60
Итого
108
108
108
108
 
 
 
Программу составил(и):
канд. ветеринар. наук, доц., Кондручина С.Г.
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 36.03.01 Ветеринарно-санитарная экспертиза (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 939).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Основы биотехники и репродукции сельскохозяйственных животных" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 36.03.01 Ветеринарно-санитарная экспертиза

Направленность (профиль) Ветеринарно-санитарная экспертиза сырья и продуктов животного и растительного происхождения, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Семенов В.Г. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Ефимова И.О. 
Председатель методической комиссии факультета  Ефимова И.О.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
передать студентам теоретические знания и практические навыки по специальности. 
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
Б1.В.ДВ.05
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Ветеринарно-санитарный контроль в лабораториях
2.1.2
Ветеринарно-санитарный контроль на таможне и транспорте
2.1.3
Животноводство
2.1.4
Информационное обеспечение профессиональной деятельности
2.1.5
Основы военной подготовки
2.1.6
Основы военной подготовки
2.1.7
Патологическая анатомия животных
2.1.8
Производственная практика, технологическая практика
2.1.9
Производство продукции животноводства
2.1.10
Ветеринарная санитария
2.1.11
Ветеринарно-санитарная экспертиза
2.1.12
Кормление сельскохозяйственных животных
2.1.13
Основы фармакологии
2.1.14
Товароведение, биологическая безопасность и экспертиза товаров
2.1.15
Биологическая безопасность в лаборатории
2.1.16
Биологическая безопасность в чрезвычайных ситуациях
2.1.17
Биологическая химия
2.1.18
Микробиологическая безопасность животного и растительного сырья
2.1.19
Патологическая физиология
2.1.20
Пищевая биотехнология
2.1.21
Токсикология
2.1.22
Методы научных исследований
2.1.23
Радиобиология с основами радиационной гигиены
2.1.24
Химия
2.1.25
Безопасность жизнедеятельности
2.1.26
Основы проектной деятельности
2.1.27
Основы физиологии
2.1.28
Философия
2.1.29
Анатомия животных
2.1.30
Биофизика
2.1.31
Введение в ветеринарно-санитарную экспертизу
2.1.32
Математика
2.1.33
Студенты в среде электронного обучения
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Болезни рыб и промысловых гидробионтов
 
2.2.2
Ветеринарно-санитарный контроль при переработке аквакультуры
 
2.2.3
Производственная практика, ветеринарно-санитарная практика
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
УК-1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
УК-1.1 Знать: методы осуществления поиска и анализа информации
 
 
 
УК-1.2 Уметь: получать информацию, систематизировать ее, обобщать данные относящиеся к профессиональной деятельности
 
 
 
УК-1.3 Иметь навыки: применения информациии о проблемах в профессиональной деятельности и методах решения поставленных задач
 
 
 
Оснащенность
 
УК-8. Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
 
УК-8.1 Знать: общую характеристику обеспечения безопасности и устойчивого развития в различных сферах жизнедеятельности; классификацию чрезвычайных ситуаций военного характера, принципы и способы организации защиты населения от опасностей, возникающих в мирное время и при ведении военных действий
 
 
 
УК-8.2 Уметь: оценивать вероятность возникновения потенциальной опасности в повседневной жизни и профессиональной деятельности и принимать меры по ее предупреждению
 
 
 
УК-8.3 Иметь навыки: применения основных методов защиты при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов в повседневной жизни и профессиональной деятельности
 
 
 
ПК-1. Способен проводить ветеринарно-санитарный осмотр мяса, продуктов убоя, пищевого мясного сырья, мясной продукции, меда, молока, молочных продуктов, растительных пищевых продуктов, яиц домашней птицы, гидробионтов и икры
 
ПК-1.1 Знать: порядок предубойного осмотра животных, требования к состоянию предубойных животных, формы описи убойных животных, порядок проведения ветеринарно-санитарной экспертизы мяса, продуктов убоя, пищевого мясного сырья, мясной продукции, меда, молока и молочных продуктов, растительных пищевых продуктов, яиц домашней птицы, гидробионтов и икры; признаки патоморфологических изменений при различных болезнях; дефекты, возникшие при хранении сырья и продукции животного и растительного происхождения; методики отбора проб и стандартные методики проведения лабораторных исследований по экспертизе
 
 
 
ПК-1.2 Уметь: определять допустимость убоя животных на мясо; проводить послеубойный ветеринарно-санитарный осмотр туши, мясных полуфабрикатов, молока, меда, яиц домашней птицы, гидробионтов и икры; осуществлять видовую идентификацию; пользоваться органолептическими методами осмотра меда, молока и молочных продуктов, растительных пищевых продуктов, яиц домашней птицы, гидробионтов и икры, определять допустимость их реализации
 
 
 
ПК-1.3 Иметь практический опыт: проведения предубойного ветеринарного осмотра животных, мяса и продуктов убоя, отбора проб для проведения лабораторных исследований, осуществления анализа безопасности и возможности допуска к использованию в пищу, обеззараживания, утилизации и уничтожение некачественных и опасных продуктов
 
 
 
ПК-2. Способен участвовать в технологическом процессе по производству продуктов животного и растительного происхождения, а также выполнять ветеринарно-санитарную экспертизу этих продуктов, анализировать полученные данные и делать заключения
 
ПК-2.1 Знать: внешние показатели состояния туш, анатомические различия костей и внутренних органов; требования пищевой безопасности по содержанию химических, радиоактивных веществ, биологических организмов; правила работы ветеринарно-санитарным оборудованием и средствами измерений; порядок клеймения мяса и мясопродуктов; порядок обеззараживания, утилизации и уничтожения опасной продукции животного и растительного происхождения
 
 
 
ПК-2.2 Уметь: проводить ветеринарно-санитарный осмотр остывшего, охлажденного, замороженного мяса и продуктов убоя, разделанного мяса, а также свежемороженой, соленой, копченой, вяленной и сушенной рыбы перед реализацией
 
 
 
ПК-2.3 Иметь практический опыт: проведения лабораторных исследований мяса и продуктов убоя, пищевого мясного сырья, молока и молочной продукции, меда, яиц домашней птицы, гидробионтов и икры
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
общие закономерности и видовые особенности строения животных в возрастном аспекте, грамотно объяснять процессы, происходящие в организме с точки зрения общебиологической и экологической науки, незаразные, инфекционные и инвазионные болезни, их этиологию, основы диагностики и меры профилактики заболеваний животных и людей, гигиенические параметры содержания животных, ветеринарно-санитарные требования к планировке сельскохозяйственных помещений. 
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
определять видовую принадлежность по анатомическим признакам, составлять схемы оздоровления стада, составлять рационы для животных, определять гигиенические параметры в помещениях.
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
использования знаний об основных биологических законах, владения методами выращивания молодняка и эксплуатации животных, владеть методами химического анализа кормов и рационов, техникой работы с радиометрическим и дозиметрическим оборудованием.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Анатомо-физиологические основы размножения животных

 
Оснащенность
 
Анатомо-физиологические основы размножения животных. Анатомия половых органов самцов и самок. Физиология размножения самцов и самок (половая и физиологическая зрелость, овогенез, сперматогенез, половой цикл). /Лаб/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
7
0
Устный опрос.

Собеседование.

0
 
Анатомо-физиологические основы размножения животных. Анатомия половых органов самцов и самок. Физиология размножения самцов и самок (половая и физиологическая зрелость, овогенез, сперматогенез, половой цикл). /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
7
0
Изучение макетов, половых органов самцов и самок. Вскрытие, препарирование.
0
 
Анатомо-физиологические основы размножения животных. Анатомия половых органов самцов и самок. Физиология размножения самцов и самок (половая и физиологическая зрелость, овогенез, сперматогенез, половой цикл). /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

6
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
7
0
Устный опрос.
0
 
 
Раздел 2. Биология оплодотворения и иммунология репродукции

 
Физиология оплодотворения, и беременности. Физиология родов и послеродового периода.  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
7
0
Презентация.
0
 
Физиология оплодотворения, и беременности. Физиология родов и послеродового периода. /Лаб/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
7
0
Устный опрос.

Собеседование.

0
 
Физиология оплодотворения, и беременности. Физиология родов и послеродового периода. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
7
0
Диагностика, профилактика  и терапия болезней при родах и послеродового периода.
0
 
Физиология оплодотворения, и беременности. Физиология родов и послеродового периода. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
7
0
Подготовка доклада.

0
 
 
Раздел 3. Физиология и патология беременности, родов и послеродового периода

 
Оснащенность
 
Патология беременности родов и послеродового периода. Болезни новорожденных. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
7
0
Презентация.
0
 
Патология беременности родов и послеродового периода. Болезни новорожденных. /Лаб/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
7
0
Дискуссия.

Устный опрос.

Собеседование.

0
 
Патология беременности родов и послеродового периода. Болезни новорожденных. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
7
0
Решение ситуационных задач.Дискуссия.
0
 
Патология беременности родов и послеродового периода. Болезни новорожденных. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

6
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
7
0
Тестирование.
0
 
 
Раздел 4. Маститы у животных: причины, патогенез, признаки, классификация, профилактика

 
Маститы у животных: причины, патогенез, признаки, классификация, профилактика. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

1
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
7
0
0
 
Маститы у животных: причины, патогенез, признаки, классификация, профилактика. /Лаб/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
7
2
Деловая игра.

Классификация Маститов

0
 
Маститы у животных: причины, патогенез, признаки, классификация, профилактика. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
7
0
Решение ситуационных задач.

Диагностика маститов.

0
 
Оснащенность
 
Маститы у животных: причины, патогенез, признаки, классификация, профилактика. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

8
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
7
0
Контрольная работа
0
 
 
Раздел 5. Гинекология и бесплодие самок

 
Бесплодие самок и самцов. Понятие бесплодия и яловости.  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
7
0
0
 
Бесплодие самок и самцов. Понятие бесплодия и яловости. /Лаб/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
7
2
Решение ситуационных задач. Диагностика, лечение и профилактика заболеваний репродуктивных органов.
0
 
Бесплодие самок и самцов. Понятие бесплодия и яловости.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

8
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
7
0
Контрольная работа
0
 
 
Раздел 6. Методы регуляции половой функции самок и самцов

 
Методы стимуляции половой функции самок и самцов. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

1
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
7
0
Круглый стол.
0
 
Методы стимуляции половой функции самок и самцов. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

8
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
7
0
Подготовка доклада.
0
 
 
Раздел 7. Обоснование метода искусственного осеменения с.-х. животных

 
Обоснование и развитие метода искусственного осеменения с.-х. животных.  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
7
0
Проблемная лекция.
0
 
Оснащенность
 
Обоснование и развитие метода искусственного осеменения с.-х. животных.  /Лаб/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
7
0
Изучение литературы по данной тематике. Работа в Elibrary.
0
 
Обоснование и развитие метода искусственного осеменения с.-х. животных.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
7
0
Собеседование.
0
 
 
Раздел 8. Получение спермы и использование племенных производителей

 
Получение спермы и использование племенных производителей.  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
7
0
Круглый стол.
0
 
Получение спермы и использование племенных производителей.  /Лаб/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
7
2
Работа племенных хозяйств. (Экскурсия в ОАО "Чувашское" по племенной работе)
0
 
Получение спермы и использование племенных производителей.  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
7
0
Искусственное осеменение животных и птиц.
0
 
Получение спермы и использование племенных производителей.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

6
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
7
0
Собеседование.
0
 
 
Раздел 9. Оценка качества спермы.

 
Оценка качества спермы, разбавление, хранение и транспортировка спермы. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
7
0
0
 
Оснащенность
 
Оценка качества спермы, разбавление, хранение и транспортировка спермы. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
7
2
Разморозка спермы, исследование качества под микроскопом, разбавление.
0
 
Оценка качества спермы, разбавление, хранение и транспортировка спермы. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

6
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
7
0
Контрольная работа
0
 
 
Раздел 10. Технология искусственного осеменения самок

 
Организация искусственного осеменения животных и птиц. Анализ воспроизводства стада. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
7
2
Презентация
0
 
Организация искусственного осеменения животных и птиц. Анализ воспроизводства стада. /Лаб/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
7
2
Решение ситуационных задач.

Математические расчеты.

0
 
Организация искусственного осеменения животных и птиц. Анализ воспроизводства стада. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
7
0
Искусственное осеменение
0
 
Организация искусственного осеменения животных и птиц. Анализ воспроизводства стада. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-8.1 УК-8.2 УК-8.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
7
0
Контрольная работа
0
 
 
Раздел 11. Зачет с оценкой

 
Зачет с оценкой /ЗачётСОц/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

0
7
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1. Методика ректального исследования половых органов у крупных самок при бесплодии.

2.Диагностика скрытого мастита у коров, лечение и профилактика.

3.Понятие о бесплодии, малоплодии и яловости с.-х. животных. Основные причины и формы бесплодия животных.

4.Проведение акушерско-гинекологической диспансеризации на ферме или молочном комплексе.

5.Половые циклы, характеристика их стадий.

6.Классификация маститов (по А.П. Студенцову).

7.Аборты. Причины абортов, их классификация.

8.Плод, как объект родов, его положение, позиция, предлежание, членорасположение .

9.Функциональное расстройство яичников, ведущее к бесплодию. Причины, диагностика и профилактика.

 
Оснащенность
 
10.Послеродовой парез. Признаки, оказание помощи и профилактика.

11.Оценка качества спермы.

12.Задержание последа (причины, оказание помощи, профилактика).

Вопросы на оценку понимания/умений студента

1.По каким специфическим признакам можно определить стадии полового цикла (течку, половое возбуждение, половую охоту, овуляцию) у самок разных видов животных;

2. По каким специфическим признакам наружным методом определить беременность у самок разных видов животных;

3. Установите причину патологии беременности, родов и послеродового периода у животных;

4.Как организовать работу в родильном отделении и профилактории;

5. Перечислите меры при оказании помощи новорожденному, роженице, родовспоможение при трудных родах;

6.Исследование животных на мастит (субклинический и клинические формы), при диагностике исследованием молока по физико-химическим показателям.

7. Перечислите мероприятия при проведении комплексной профилактики при маститах и болезнях сосков вымени;

8. Рассчитайте экономический ущерб от бесплодия и малоплодия животных;

9. Какие меры необходимо проводить для профилактики бесплодия и малоплодия животных;

10. Обосновать экономическую, зоотехническую и ветеринарную значимость биотехники размножения животных (искусственного осеменения и трансплантации зародышей);

11.Дайте характеристику правильно подготовленной искусственной вагины для получения спермы от производителей;

12. Значение визуальной и микроскопической оценки качества спермы ;

13.Назовите состав синтетических сред для разбавления спермы быков при криоконсервации;

14.Назовите различия способов искусственного осеменения коров.

 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
Не предусмотрено.
 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрено.
 
Вопросы разделены на части, соответствующие количеству занятий, проводимых в форме устного опроса. Вопросы включают оценку закрепления материала, пройденного на лекциях, а также вопросы, направленные на выявление уровня понимания студентом сути.

Часть 1. Вопросы на проверку знаний

1.Видовые особенности анатомии, физиологии и топографии половых органов коров, кобыл, овец, свиней.

2.Опишите строение и функцию фолликулов, яйцеклетки, желтого тела.

3.Половой цикл самок и характеристика его стадий.

4.Что такое течка, общее возбуждение, половая охота и овуляция и как их определяют у коров, кобыл, овец и свиней.

5.Каково влияние внешних и внутренних факторов на проявление полового цикла у животных.

Часть 2. Вопросы на проверку знаний

1. Как проявляются безусловные половые рефлексы у самцов и самок при половом акте.

2. Как происходит образование и созревание спермиев и яйцеклетки.

3. Опишите особенности влагалищного и маточного типов естественного осеменения домашних животных.

4. По каким признакам половые циклы подразделяются на полноценные и неполноценные, ритмичные и аритмичные. Их причина и профилактика.

5. Особенности проявления и течения полового цикла у сельскохозяйственных животных и время их осеменения.

Вопросы на проверку понимания

1. Причина неполноценных половых циклов является общей для всех видов животных?

2.Ановуляторные половые циклы характерны для всех видов животных общими признаками?

3.Влияние аритмичных половых циклов на воспроизводство животных?

Часть 3.Вопросы на проверку знаний

1. Какие методы осеменения применяют в животноводстве, и какова их хозяйственная и ветеринарно-санитарная оценка.

2. Организация и проведение искусственного осеменения в скотоводстве и коневодстве (способы выявления самок в охоте и кратность их осеменения).

3. Организация и проведение искусственного осеменения в свиноводстве и овцеводстве (способы выявления самок в охоте и кратность их осеменения).

4.  Половой режим самцов разных видов животных и его физиологическое обоснование.

Часть 4 . Вопросы на проверку знаний

1. Опишите способы искусственного осеменения коров с ректальной фиксацией шейки матки и мано-цервикальный.

2. Методика применения быков-пробников в скотоводстве (стимуляция половой функции, диагностика охоты, беременности и бесплодия).

3. Значение искусственного осеменения как метода качественного улучшения животных

4. Основные правила содержания производителей разного вида и значение для их полноценного кормления и содержания.

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
Оснащенность
 
Часть 5. Вопросы на проверку знаний

1. Трансплантация зародышей, цели и задачи.

2. Опишите методику получения спермы от быка и барана.

3. Опишите методику получения спермы от хряка и жеребца.

4. Какие необходимо принять меры для получения спермы с наименьшей бактериальной загрязненностью.

Часть 6. Вопросы на проверку знаний

1. Оценка спермы по внешним признакам, по густоте и подвижности.

2. Влияние внешних факторов на выживаемость спермиев (свет. температура, осмотическое давление, рН среды и др.).

3. Методы определения концентрации спермиев, интенсивности их дыхания, патологических форм спермиев.

Вопросы на понимание

1. Преимущество искусственного осеменения самок в отраслях животноводства одинаково?

2. Преимущество ректо-цервикального способа осеменения коров?

3. В чем смысловое значение оценки спермы по внешним признакам?

Часть 7. Вопросы на проверку знаний

1. Какова сущность оплодотворения.

2. Как происходит развитие зиготы, зародыша и образование плодных оболочек.

3. Видовые особенности плодной и материнской плаценты, пуповины. Что такое плацентарный барьер.

4. Кормление, содержание и эксплуатация беременных животных.

Часть 8. Вопросы на проверку знаний

1. Роль плодных оболочек и плодных жидкостей при беременности и родах.

2. Клинические методы диагностики беременности и бесплодия крупных животных (рефлексологическое и наружное исследование).

3. Клинические методы диагностики беременности и бесплодия мелких животных.

4. Плод. Как объект родов, его положение, предлежание, позиция и членорасположение перед родами и во время родов.

Часть 9. Вопросы на проверку знаний

1. Организация родильных отделений.

2. Физиология родов и послеродового периода у коров и овец.

3. Трансплантация зародышей. Оценка зигот и их хранение

4. Физиология родов и послеродового периода у свиней и кобыл.

Вопросы на понимание

1.Оплодотворение происходит у всех видов самок в яйцепроводах?

2. Есть ли видовые различия в развитии зиготы?

3. Каковы видовые особенности течения родов и послеродового периода?

Часть 10.Вопросы на проверку знаний

1. Анатомия и физиология молочной железы.

2. Маститы, их этиология, распространение и экономический ущерб.

3. Маститы, их классификация и профилактика.

4. Методы исследования вымени.

5. Лабораторные методы диагностики маститов.

6. Диагностика субклинических маститов.

Часть 11. Вопросы на проверку знаний

1. Серозный отек вымени. Этиологии, патогенез, лечение и профилактика.

2. Кровавое молоко. Причины, оказание помощи и профилактика.

3. Дерматиты вымени, причины, признаки, оказание помощи.

4. Охарактеризуйте наиболее распространенные функциональные расстройства и аномалии вымени.

Вопросы на понимание

1. Маститы регистрируются у всех видов самок?

2. Принцип лечения всех форм маститов одинаков?

3. Имеются ли клинические признаки субклинических маститов?

4. На чем основана профилактика маститов?

Часть 12. Вопросы на проверку знаний

1. Классификация бесплодия по А.П. Студенцову.

2. Алиментарное бесплодие сельскохозяйственных животных. Причины, диагностика и план мероприятий по ликвидации и профилактике.

3. 3.Искусственно приобретенное бесплодие сельскохозяйственных животных. Причины. Диагностика и план мероприятий по ликвидации и профилактике.

4. Климатическое бесплодие сельскохозяйственных животных. Причины, диагностика и план мероприятий по ликвидации и профилактике.

 
Оснащенность
 
Часть 13. Вопросы на проверку знаний

1. Симптоматическое бесплодие сельскохозяйственных животных. Причины, диагностика и план мероприятий по ликвидации и профилактике.

2. Эксплуатационное бесплодие сельскохозяйственных животных. Причины, диагностика и план мероприятий по ликвидации и профилактике.

3. Врожденное и старческое бесплодие сельскохозяйственных животных. Причины, диагностика и план мероприятий по ликвидации и профилактике.

4. Основные мероприятия по профилактике бесплодия сельскохозяйственных животных.

Часть 14. Вопросы на проверку знаний

1. Методика гинекологического исследования самок (анамнез, наружное и внутреннее исследования).

2. Функциональное расстройство яичников, ведущее к бесплодию. Причины, диагностика и профилактика.

3. Методы стимуляции половой системы сельскохозяйственных животных (естественные и искусственные стимуляторы).

4. Оптимальное время и кратность искусственного осеменения коров после родов ми взрослых телок.

5. Хранение, транспортировка, способы оттаивания и правила использования замороженной спермы.

Вопросы на понимание

1.Клинические признаки бесплодия у всех видов животных одинаковы?

2.Какая форма бесплодия наиболее распространенная?

3.По каким клиническим признакам определяется оптимальное время осеменения?

Темы докладов

1. Классификация бесплодия по А.П. Студенцову.

2. Алиментарное бесплодие сельскохозяйственных животных. Причины, диагностика и план мероприятий по ликвидации и профилактике.

3. Симптоматическое бесплодие сельскохозяйственных животных. Причины, диагностика и план мероприятий по ликвидации и профилактике.

4. Эксплуатационное бесплодие сельскохозяйственных животных. Причины, диагностика и план мероприятий по ликвидации и профилактике.

5. Врожденное и старческое бесплодие сельскохозяйственных животных. Причины, диагностика и план мероприятий по ликвидации и профилактике.

6. Основные мероприятия по профилактике бесплодия сельскохозяйственных животных.

7. Оптимальное время и кратность искусственного осеменения коров после родов ми взрослых телок.

8. Хранение, транспортировка, способы оттаивания и правила использования замороженной спермы.

Перечень вопросов, выносимых на опрос

Опрос 1

1. Какова продолжительность беременности у самок разных видов животных?

2. Какие виды клинической диагностики беременности применяют на практике?

3. Сущность оплодотворения.

4. Физиология беременности.

5. Диагностика беременности.

6. Из каких рефлексов состоит половой акт животных?

7. Анатомо-физиологические особенности половой системы самцов с влагалищным и маточным типом осеменения.

8. Расскажите об особенностях строения половых органов у самцов с.-х. животных.

9. Как происходит сперматогенез?

10. Строение половой системы у птицы.

11. Видовые особенности полового акта у животных.

12.Организация естественного осеменения животных.

Опрос 2.

1. Понятие о родовом акте. Факторы, обуславливающие роды.

2. Анатомо-топографические взаимоотношения плода и родовых путей.

3. Стадия родов. Особенности течения родов у разных видов животных.

4. Послеродовой период. Видовые особенности течения послеродового периода.

5.Что такое положение, предлежание, позиция и членорасположение плода?

6. На какие стадии подразделяется родовой процесс?

7. Основные приемы ухода за новорожденным и роженицей.

8. Оборудование родильных отделений на фермах.

9. Какие патологические процессы осложняют здоровье беременных самок?

10. Как устранить преждевременные схватки и потуги?

11.Какие методы лечения применяют при выпадении вывороте влагалища?

12. Какие принципы заложены в основу классификации абортов по А.П. Студенцову?

13.Каковы основные причины идиопатических незаразных абортов?

14.Из каких лечебно-профилактических мероприятий необходимо исходить при профилактике абортов?

15. Как надо подготовиться к оказанию акушерской помощи при патологических родах?

16.Каковы принципы оказания акушерской помощи при слабых и бурных схватках и потугах?

17.Каковы принципы оказания акушерской помощи при неправильном положении плода?

18.В каких случаях проводят кесарево сечение?

 
Оснащенность
 
19. Какие показания к применению фетотомии?

20.Какие основные принципы лечения задержания последа?

Примерные темы эссе

Темы эссе являются примерными, то есть выбор проблемы студентом может осуществляться самостоятельно, либо на основании рекомендаций преподавателя.

Причины и теория наступления родов у самок.

Предвестники родов, положения, позиции, предлежания, членорасположения плода в процессе родов.

Помощь при нормальных и патологических родах у коров.

Течение и продолжительность послеродового периода у самок разных видов (факторы, способствующие нормальному течению лохиального периода и в целом постнатальному).

Методы диагностики, маститов.

Лечебные и профилактические мероприятия и меры предупреждения болезней молочной железы у животных.

Комплекс мер профилактики и ликвидации бесплодия и малоплодия животных

Методы стимуляции репродуктивной функции у животных (самок и самцов). Составление плана мероприятий.

История и обоснование метода искусственного осеменения животных.

Методы получения спермы от самцов и использование производителей на станциях искусственного осеменения.

Оценка качества спермы (визуальная, микроскопическая, биологическая).

Технология искусственного осеменения самок (коров, кобыл, овец, свиней, крольчих, птиц).

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Студенцов А. П., Шипилов В. С., Никитин В. Я., Петров А. М., Дюльгер Г. П., Храмцов В. В., Преображенский О. Н.
Акушерство, гинекология и биотехника размножения животных: учебник
СПб.: Лань, 2019
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Никитин В. А., Миролюбов М. Г., Гончаров В. П., Храмцов В. В., Преображенский О. Н., Ракитская В. В.
Практикум по акушерству, гинекологии и биотехнике размножения животных: учебное пособие
М.: КолосС, 2003
19
 
Л2.2
Храмцов В. В., Григорьева Т. Е., Никитин В. Я., Миролюбов М. Г., Никитин В. Я.
Акушерство и гинекология сельскохозяйственных животных: учебник
М.: КолосС, 2007
0
 
Л2.3
Дюльгер Г. П., Храмцов В. В., Сибилева Ю. Г., Кемешов Ж. О.
Лекарственные средства, применяемые в ветеринарном акушерстве, гинекологии, андрологии и биотехнике размножения животных: учебное пособие
СПб.: Лань, 2016
Электронный ресурс
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
6.3.1.2
SuperNovaReaderMagnifier
6.3.1.3
Office 2007 Suites
6.3.1.4
MozillaFirefox
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
6.3.2.2
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
 
Оснащенность
 
6.3.2.3
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
6.3.2.4
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
6.3.2.5
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.6
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
408
Учебная аудитория
Белая лаковая магнитно-маркерная доска (1 шт.), интерактивный тренажерный комплекс «Фармаколог-1.01» с компьютерным управлением (1 шт.), комплект учебно-лабораторной мебели №3 (стол медицинский 1 шт., шкаф медицинский 5 шт.), парта 2-х местная со скамейкой (6 шт.), парта 4-х местная со скамейкой (1 шт.), стол письменный для преподавателей (с выкатной тумбой), стул п/м (2 шт.), демонстрационное оборудование (телевизор LD LED TV 108/43) и учебно-наглядные пособия (электрифицированный стенд «Вещества, действующие преимущественно на центральную нервную систему», электрифицированный стенд «Основные признаки острых отравлений животных лекарственными веществами», электрифицированный стенд «Сердечно-сосудистые вещества»)
 
403
Учебная аудитория
Доска аудиторная (1 шт.), стол ученический (16 шт.), стул ученический (32 шт.), стол одно тумбовый, шкаф медицинский (18 шт.) с экспонатами, демонстрационный комплекс (проектор Beng7220 (2550 Ansi Lumens), ноутбук Samsung P28, экран на треноге Da-Lite Versatol213*213 белый матовый (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия, Микроскоп микмед-1вар1/Р11// (3 шт)
 
411
Учебная аудитория
Доска классная, жалюзи вертикальные тканевые Лайн/светло-бежевые 1900*2290 (3 шт.), стол ученический (29 шт.), стул ученический (58 шт.), кафедра настольная (1 шт.), демонстрационное оборудование (проектор Acer X128H DLP XGA 1024*768, экран на штативе Projecta 200*200, ноутбук Aser Asp T2370) и учебно-наглядные пособия
Лек
 
409
Учебная аудитория
Доска классная (1 шт.), стол 4-х местный со скамейкой (20 шт.), стол однотумбовый (1 шт.), демонстрационное оборудование (полотно рулонное на штативе Classic Libra, проектор Acer X128H DLP XGA 1024*768, ноутбук Aser Asp T2370) и учебно-наглядные пособия
ЗаО
 
123
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
СР
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями, лабораторными и практическими занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего, промежуточного форм контроля.

Система знаний по дисциплине «Основы биотехники и репродукции сельскохозяйственных животных» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизация своих теоретических знаний.

Для освоения дисциплины студентами необходимо:

1. посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, 

 
Оснащенность
 
которые должны знать студенты; раскрываются закономерности поведения животных. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

2. посещать лабораторные, практические  занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к  занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На занятиях решаются конкретные задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.

3. систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов по ветеринарии, материалов учебников и статей из биологической, ветеринарной, медицинской литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

4. под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

5. при возникающих затруднениях при освоении дисциплины, для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:

1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.

2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.

3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.

4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________