(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Ветеринарно-санитарная экспертиза сырья и продуктов животного и растительного происхождения
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Ветеринарно-санитарная экспертиза сырья и продуктов животного и растительного происхождения, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
1. Психология и педагогика как наука. Предмет и задачи психологии.
2. Структура психологии. Отрасли психологии.
3. Основные направления современной психологии.
4. Методы исследования в психологии и педагогике.
5. Ощущения: понятия, виды и свойства.
6. Характеристика восприятия пространства, времени и движения.
7. Внимание: понятие, виды, свойства.
8. Характеристика памяти. Виды памяти
9. Воображение: понятие, механизмы.
11. Социализация личности: понятие, средства, механизмы.
12. Сознание: понятие, структура (Леонтьев А.Н.). Факторы возникновения сознания.
13. Сравнительный анализ психики человека и животных.
14. Я - концепция личности: понятие, структура, виды.
15. Механизмы защитного поведения: виды, функции.
16. Потребности, мотивы, направленность личности.
17. Психологическая характеристика способности.
18. Психологическая характеристика темперамента.
19. Особенности формирования характера.
20. Психология и педагогика личности.
21. Сущность эмоций и чувств. Классификация эмоций и чувств.
22. Особенности настроения, аффектов, фрустрации, стресса.
23. Психологическая характеристика воли.
24. Деятельность: понятие, структура и виды.
25. Общение: понятие, виды, функции. Вербальное и невербальное общение.
26. Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики.
27. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача.
28. Образовательная система России.
29. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования.
30. Педагогический процесс.
31. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения.
32. Воспитание в педагогическом процессе.
33. Общие формы организации учебной деятельности.
34. Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация.
35. Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом.
36. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности.
Вопросы на оценку понимания/умений студента
1. Обоснуйте необходимость и актуальность научного подхода к решению психологических и педагогических проблем жизни и деятельности в современных условиях.
2. Какими возможностями располагают психологическая и педагогическая науки в решении человеческих проблем?
3. В чем заключается психологическая подготовленность специалиста – выпускника высшей школы?
4. Назовите объект и предмет педагогической науки?
5. В чем специфика образования и образованности, обучения и обученности, воспитания и воспитанности, развития и развитости?
6. Каковы сущность, цели и задачи воспитания?
7. Назовите основные содержательные принципы воспитания и поясните, как их надо реализовать на практике.
8. Что имеют в виду, когда говорят о конкретном человеке как о личности?
9. Назовите основные психологические свойства личности и дайте их системную характеристику.
10. В чем психологические различия индивидуальности личности и индивидуализма?
11. Каково соотношение врожденного и приобретенного в человеке? Какие доводы можно привести в обоснование решающей роли приобретенного, носящего социальный характер, и какие для обоснования противоположного?
12. Каковы требования федеральных законов «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» к целям, задачам и содержанию образования?
13. Перечислите основные психологические приемы общения.
14. Способности и задатки: что выступает в качестве задатков к развитию человеческих способностей?
15. В чем заключаются механизмы развития характера?
16. Назовите типы темперамента. Дайте им психологическую характеристику.
17. Какого значение ощущения в жизни человека?
18. Чем отличается восприятие от ощущения?
19. Что понимается под чувствами и что понимается под эмоциями?
20. Что такое внимание? Каковы его признаки и свойства?
21. Что вы понимаете под волей регуляцией поведения человека?
22. Дайте определение теста. Что можно выявить с помощью теста?
23. Выделите основные характеристики малых групп.
24. Дайте определение коллектива.
25. Что принято называть психологией трудового коллектива?
26. Каковы способы и правила воздействия на взаимоотношения в коллективе?
27. Чем различаются понятия «лидер» и «руководитель»?
28. Охарактеризуйте семью как малую группу.
29. Определите, что такое предмет и объект педагогики.
30. Перечислите основные задачи и методы педагогики.
31. В чем состоит особенность педагогики как науки?
33. Охарактеризуйте образование как систему.
34. Раскройте сущность педагогического процесса и опишите его основные компоненты как целостной системы.
35. Выделите основные закономерности педагогического процесса.
36. Перечислите основные принципы дидактики.
37. Охарактеризуйте систему принципов обучения в высшей школе.
38. Перечислите функции обучения.
39. Раскройте понятие метода обучения. Дайте классификацию методов обучения.
40. Перечислите и дайте характеристику основным системам организации педагогического процесса.
41. Укажите формы организации учебной деятельности в высших учебных заведениях.
42. Дайте характеристику сущности и содержанию процесса воспитания.
43. Дайте определение самовоспитания и обоснуйте его значение для человека.
44. Раскройте взаимосвязь воспитания и самовоспитания.
45. Охарактеризуйте семью как субъект педагогического взаимодействия.
46. В чем заключаются основные задачи семейного воспитания?
47. Перечислите принципы семейного воспитания.
48. Дайте характеристику стилям взаимоотношений в семье.
49. Что такое семейный конфликт?
50. Дайте характеристику основным типам отношений родителей и детей.
51. Каких ошибок следует избегать при установлении психологического контакта между родителями и детьми?
52. Раскройте смысл понятия «авторитет в семье».
53. Что такое ложный авторитет? Приведите примеры.
54. Как установить психологический контакт между родителями и детьми?
1. Основные факторы и принципы, определяющие развитие психологии.
2. Становление педагогики как науки
3. Человек как предмет воспитания
4. Образование как способ вхождения человека в мир науки и культуры
5. Отрасли советской психологической науки.
6. Характеристика процесса обучения
7. Психология и педагогика в первой половине XIX в.
8. Развитие психологии в эпоху Возрождения.
9. Психология и педагогика как учение о совершении психических деятельностей.
10. Развитие психологических идей в арабоязычной науке.
11. Дидактические теории и концепции
12. Рационализм в психологии.
13. Сенсуализм в психологии.
14. Развитие ассоциативной психологии.
15. Развитие экспериментальной психологии.
16. Методологический кризис в психологии.
17. Общая характеристика глубинной психологии. Психоаналитическая теория З. Фрейда.
18. Аналитическая Психология и педагогика К. Юнга.
19. Индивидуальная Психология и педагогика А. Адлера.
20. ГештальтПсихология и педагогика.
21. Бихевиористическое направление в психологии.
22. Образовательные системы и развитие личности
23. Философские учения о психической деятельности в середине XIX в.
24. Отечественная Психология и педагогика в 20-40-е годы ХХ века.
25. Российская Психология и педагогика во второй половине ХХ века.
26. Школы психологии.
27. Развитие и социализация личности в семье
28. Становление и развитие российской экспериментальной психологии ХIХ-ХХ веках (Н.Я. Грот, А.Ф. Лазурский, Н.Н. Ланге).
29. Концепция объективной психологии В.М. Бехтерева.
30. Вклад А.Р. Лурия в разработку нейропсихологии.
31. Деятельностный подход в психологии (А.Н. Леонтьев).
32. Вклад Б.Г. Ананьева в развитие отечественной психологии.
33. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского.
34. Естественнонаучные предпосылки преобразования психологии в самостоятельную науку.
Система знаний по дисциплине «Психология личности и профессиональное самоопределение в профессиональной деятельности» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, бакалавр готовится к семинарским занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. посещать семинарские занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Семинарские занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На семинарских занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Семинарское занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3. систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из научной литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с
5. при возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Психология личности и профессиональное самоопределение», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
При изучении дисциплины «Психология личности и профессиональное самоопределение» следует усвоить:
• простейшие способы и приемы развития психических процессов и управления собственными психическими состояниями, основные механизмы психической регуляции поведения человека;
• современное состояние рынка труда, мир профессий и предъявляемых профессией требований к психологическим особенностям человека, его здоровью.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году