МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
"Чувашский государственный аграрный университет"
(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
Общеобразовательных дисциплин
Проректор по учебной
и научной работе
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
Направление подготовки 36.03.01 Ветеринарно-санитарная экспертиза
Направленность (профиль) Ветеринарно-санитарная экспертиза сырья и продуктов животного и растительного происхождения
рабочая программа дисциплины (модуля)
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 36.03.01 Ветеринарно-санитарная экспертиза (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 939).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 36.03.01 Ветеринарно-санитарная экспертиза
Направленность (профиль) Ветеринарно-санитарная экспертиза сырья и продуктов животного и растительного происхождения, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
Заведующий кафедрой Михайлова Р.В.
Заведующий выпускающей кафедрой Ефимова И.О.
Председатель методической комиссии факультета Ефимова И.О.
Директор научно-технической библиотеки Викторова В.А.
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
формирование целостного представления о социальных системах, уровнях и способах управления социальными защитами населения; системных представлений о природе семейно-брачных отношений, о психологических закономерностях функционирования семьи в современном мире, приобретение знаний, позволяющих осуществлять индивидуальный подход при оказании социальной и психологической помощи инвалидам; получение теоретических знаний и приобретение необходимых практических навыков в области социального образования лиц с ограниченными возможностями.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Информационное обеспечение профессиональной деятельности
Деловые коммуникации в экспертной системе
Основы российской государственности
Психосаморегуляция обучающегося с ограниченными возможностями здоровья
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Судебная ветеринарно-санитарная экспертиза
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
УК-2. Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.1 Знать: методы определения задач, действующие правовые нормы, ресурсы и ограничения в профессиональной деятельности
УК-2.2 Уметь: выявлять оптимальные способы решения поставленных профессиональных задач; использовать правовые нормы и ограничения
УК-2.3 Иметь навыки: применения данных об обновленных правовых нормах, ресурсов и ограничений на основании законодательных актов РФ в своей профессиональной деятельности
УК-5. Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УК-5.1 Знать: психологические основы социального взаимодействия, направленного на решение профессиональных задач
УК-5.2 Уметь: грамотно, доступно излагать профессиональную информацию в процессе межкультурного взаимодействия; соблюдать этические нормы человека, анализировать особенности социального взаимодействия с учетом национальных, этнокультурных, конфессиональных особенностей
УК-5.3 Иметь навыки: организациии продуктивного взаимодействия в профессиональной среде с учетом межкультурного разнообразия общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
методы определения задач, действующие правовые нормы, ресурсы и ограничения в профессиональной деятельности;
психологические основы социального взаимодействия, направленного на решение профессиональных задач.
нормы позитивного социального поведения.
выявлять оптимальные способы решения поставленных профессиональных задач; использовать правовые нормы и ограничения;
грамотно, доступно излагать профессиональную информацию в процессе межкультурного взаимодействия; соблюдать этические нормы человека, анализировать особенности социального взаимодействия с учетом национальных, этнокультурных, конфессиональных особенностей;
использовать нормы позитивного социального поведения;
анализировать и осознанно применять нормы закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
составлять необходимые заявительные документы;
составлять резюме, осуществлять самопрезентацию при трудоустройстве;
использовать приобретенные знания и умения в различных жизненных и профессиональных ситуациях.
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
применения данных об обновленных правовых нормах, ресурсов и ограничений на основании законодательных актов РФ в своей профессиональной деятельности;
организации продуктивного взаимодействия в профессиональной среде с учетом межкультурного разнообразия общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах;
ведения социально-активной деятельности в рамках правового поля;
преодоления коммуникативных барьеров понимания, социально-культурных различий (интолерантности), барьеров отношений;
организации и технического оснащения рабочего места средствами реабилитации и безбарьерной среды;
работы с правовой базой законодательства РФ в правовых си-стемах «Гарант», «Консультант Плюс», «Кодекс».
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Раздел 1. Общие положения понятия социальной адаптации
Тема 1. Понятие социальной адаптации, ее этапы, механизмы, условия. /Лек/
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
Опрос на практических занятиях.
Тема 1. Понятие социальной адаптации, ее этапы, механизмы, условия. /Пр/
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
Опрос, выступление на семинаре.
Тема 1. Понятие социальной адаптации, ее этапы, механизмы, условия. /Ср/
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
Проверка индивидуальных домашних заданий, изучение литературы.
Тема 2. Основы государственной политики в области реабилитации и адаптации инвалидов /Лек/
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
Опрос на практических занятиях. Проблемная лекция.
Тема 2. Основы государственной политики в области реабилитации и адаптации инвалидов /Пр/
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
Опрос, выступление на семинаре.
Тема 2. Основы государственной политики в области реабилитации и адаптации инвалидов /Ср/
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
Проверка индивидуальных домашних заданий, изучение литературы.
Тема 3. Использование информационных технологий в обучении и социализации лиц с ОВЗ. /Лек/
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
Опрос на практических занятиях.
Тема 3. Использование информационных технологий в обучении и социализации лиц с ОВЗ. /Пр/
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
Опрос, выступление на семинаре, тестирование. Круглый стол.
Тема 3. Использование информационных технологий в обучении и социализации лиц с ОВЗ. /Ср/
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
Проверка индивидуальных домашних заданий, изучение литературы.
Раздел 2. Законодательные акты, регламентирующие права и свободы лиц с ОВЗ
Тема 4. Медико-социальная экспертиза /Лек/
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
Опрос на практических занятиях.
Тема 4. Медико-социальная экспертиза /Пр/
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
Опрос, выступление на семинаре.
Тема 4. Медико-социальная экспертиза /Ср/
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
Проверка индивидуальных домашних заданий, изучение литературы.
Тема 5. Реабилитация инвалидов. Индивидуальная программа реабилитации инвалида /Лек/
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
Опрос на практических занятиях.
Тема 5. Реабилитация инвалидов. Индивидуальная программа реабилитации инвалида /Пр/
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
Опрос, выступление на семинаре, тестирование письменное.
Тема 5. Реабилитация инвалидов. Индивидуальная программа реабилитации инвалида /Ср/
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
Проверка индивидуальных домашних заданий, изучение литературы.
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1. Социальная адаптация: понятие, виды.
2. Социальные нормы и регуляторы нормативного поведения; реализация правовых норм.
3. Приоритет международного нормативно-правового регулирования социальных актов по отношению к нормам внутригосударственного социального законодательства.
4. Конвенция ООН о правах инвалидов.
5. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
6. Медико-социальная экспертиза.
7. Психология адаптивного познания. Виды адаптации восприятия человека.
8. Научная организация труда. Особенности регулирования труда инвалидов.
9. Социально-психологическая адаптация личности в малой группе. Сплоченность группы и стратометрические уровни развития группы.
10. Феномены группового влияния: социальные фасилитация и ингибиция, конформизм, нонконформизм, огруппление мышления, групповая поляризация.
11. Организация групповой деятельности; командообразование.
12. Мотивация эффективного труда. Количественные и качественные факторы повышения эффективности деятельности.
13. Мотивировка. Локус-контроль личности.
14. Социально-психологические основы общения, поведения, деятельности.
15. Напряженное и конфликтное общение. Способы регулирования поведения в конфликтной ситуации.
16. Типы нервной системы и динамика психических процессов (академик И.П. Павлов).
17. Акцентуации характера.
18. Девиантное поведение, особенности эмоционально-волевой сферы личности.
19. Механизмы психологической защиты личности.
20. Резервы адаптивных ресурсов человека. Стресс и дистресс.
21. Уровни и способы психической саморегуляции.
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
Не предусмотрено учебным планом.
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрено учебным планом.
Тематика эссе:
1. Реализация беспрепятственного доступа инвалидов к информации.
2. Реализация беспрепятственного доступа инвалидам к объектам социальной инфраструктуры.
3. Обеспечение гарантий трудовой занятости инвалидов.
4. Социальная модель инвалидности.
5. Особенности социализации детей-инвалидов.
6. Отражение проблем инвалидов в СМИ и средствах Internet.
7. Уровень толерантного отношения к инвалидам как показатель гуманности
8. общественности отношений и развития социальной интеграции и демократии.
9. Реализация прав детей-инвалидов на образование, на право вы-бора типа
10. образовательного учреждения.
11. Реализация прав инвалидов на высшее образование.
12. Обеспечение доступности высшего образования для инвалидов.
Тематика рефератов:
1. «Закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
2. Сущность, понятие, основные виды реабилитации инвалидов
3. Профессиональная и трудовая реабилитация инвалидов.
4. Проблемы занятости инвалидов.
5. Порядок формирования и реализации медицинской реабилитации больного. Порядок реализации индивидуальной программы.
6. Понятие и технология социального проектирования в сфере трудоустройства инвалидов.
7. Правовые основы проектирования в сфере трудоустройства инвалидов.
5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Марченко М. Н., Дерябина Е. М.
Правоведение для бакалавриата неюридических специальностей вузов России: учебное пособие
6.1.2. Дополнительная литература
Хрипко Е. Г., Иванова З. И., Романова Е. В., Мудрак С. А.
Социальные коммуникации. Психология: учебное пособие
Москва: МИСИ - МГСУ, 2020
6.3.1 Перечень программного обеспечения
Справочная правовая система КонсультантПлюс
Электронный периодический справочник «Система Гарант»
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
Доска классная (1 шт.), столы ученические (26 шт.), стулья (30 шт.), 2-х местные скамейки (10 шт.), трибуна настольная (1 шт.), демонстрационное оборудование (экран Lumien Eco Picture LEP-100102 (1 шт.), проектор Toshiba х2000 (1 шт.), ноутбук Acer (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
Ученические столы (20 шт.), стол преподавателя (1 шт.), стул (81 шт.), трибуна (1 шт.), доска классная (1шт.), демонстрационное оборудование (экран настенный с электроприводом (1 шт.), проектор – LG DS125 (1 шт.), ноутбук JBM Lenovo i32350 (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и практическими занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего, промежуточного форм контроля.
Система знаний по дисциплине «Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1) посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знания-ми, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2) посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3) систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение материалов учебников и статей из литературы, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4) под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________