2024-2025_36_03_02_24-1 Зоотехния_Кинология_plx_Философия
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Общеобразовательных дисциплин
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
26.03.2024 г.
 
Б1.О.01
Философия
Направление подготовки 36.03.02 Зоотехния

Направленность (профиль) Кинология

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
экзамен    
Виды контроля:
часов на контроль
36
самостоятельная работа
60
аудиторные занятия
48
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

4 (2.2)
Итого
Недель
17 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Семинарские занятия
32
32
32
32
В том числе инт.
12
12
12
12
Итого ауд.
48
48
48
48
Кoнтактная рабoта
48
48
48
48
Сам. работа
60
60
60
60
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
144
144
144
144
 
 
 
Программу составил(и):
д-р филос. наук, проф., Р.В. Михайлова
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 36.03.02 Зоотехния (приказ Минобрнауки России от 22.09.2017 г. № 972).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Философия" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 36.03.02 Зоотехния

Направленность (профиль) Кинология, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Михайлова Р.В. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Лаврентьев А.Ю. 
Председатель методической комиссии факультета  Ефимова И.О.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
является формирование целостного представления о философии как специфическом способе рационального освоения действительности; ознакомление с основными  разделами, этапами становления и развития философии как формы  теоретического знания; развитие у студентов способности к самостоятельному мышлению, стимулирование потребности в философском осмыслении как собственной жизни, так и событий, имеющих социокультурную значимость, формирование необходимых компетенций.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
История России
2.1.2
Основы российской государственности
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Производственная практика,технологическая практика
 
2.2.2
Производственная практика, научно-исследовательская работа
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
УК-5. Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
УК-5.1 Знать: межкультурное разнообразие общества
 
 
 
УК-5.2 Уметь: воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
 
 
УК-5.3 Иметь навыки: коммуникации с учетом межкультурного разнообразия общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
межкультурное разнообразие общества
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
коммуникации с учетом межкультурного разнообразия общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Дисциплинарная организация философского знания

 
Философия – предмет, цели и задачи. Методы философской рефлексии  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
4
0
0
 
Философия – предмет, цели и задачи. Методы философской рефлексии  /Сем зан/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
4
2
учебная дискуссия
0
 
Философия – предмет, цели и задачи. Методы философской рефлексии  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
4
0
устный ответ на вопрос, собеседование, сообщение, доклад на семинарских занятиях, творческая работа, тестирование и пр.
0
 
 
Раздел 2. История философии

 
Оснащенность
 
Философия Древнего Востока. Античная философия. Античные материализм и идеализм. Философия Средних веков и эпохи Возрождения. Сакральная философия. Философия Нового времени. Методология научного познания Нового времени. Немецкая классическая философия. Философские системы И. Канта, Г. Гегеля, К. Маркса. Отечественная философия. Западноевропейская философия XIX-XX вв. Современные направления философского знания. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

6
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
4
0
0
 
Философия Древнего Востока. Античная философия. Античные материализм и идеализм. Философия Средних веков и эпохи Возрождения. Сакральная философия. Философия Нового времени. Методология научного познания Нового времени. Немецкая классическая философия. Философские системы И. Канта, Г. Гегеля, К. Маркса. Отечественная философия. Западноевропейская философия XIX-XX вв. Современные направления философского знания. /Сем зан/
Л1.1 Л1.2Л2.1

14
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
4
4
учебная дискуссия
0
 
Философия Древнего Востока. Античная философия. Античные материализм и идеализм. Философия Средних веков и эпохи Возрождения. Сакральная философия. Философия Нового времени. Методология научного познания Нового времени. Немецкая классическая философия. Философские системы И. Канта, Г. Гегеля, К. Маркса. Отечественная философия. Западноевропейская философия XIX-XX вв. Современные направления философского знания. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

26
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
4
0
устный ответ на вопрос, собеседование, сообщение, доклад на семинарских занятиях, творческая работа, тестирование и пр.
0
 
 
Раздел 3. Системный курс философии

 
Онтология. Сущность проблемы бытия. Материальные системы. Свойства материи. Сознание. Диалектика. Гносеология. Научное познание. Философская антропология. Социальная философия. Общество и культура. Глобальные проблемы современности. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

8
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
4
2
проблемная лекция
0
 
Онтология. Сущность проблемы бытия. Материальные системы. Свойства материи. Сознание. Диалектика. Гносеология. Научное познание. Философская антропология. Социальная философия. Общество и культура. Глобальные проблемы современности. /Сем зан/
Л1.1 Л1.2Л2.1

16
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
4
4
учебная дискуссия
0
 
Оснащенность
 
/Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

32
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
4
0
устный ответ на вопрос, собеседование, сообщение, доклад на семинарских занятиях, творческая работа, тестирование и пр.
0
 
 
Раздел 4. Контроль

 
Подготовка к сдаче экзамена /Экзамен/
Л1.1 Л1.2Л2.1

36
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
4
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
не предусмотрены
 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
Вопросы для оценки знаний теоретического курса

1. Философия – объект и предмет исследования, цели и задачи.

2. Основной вопрос философии.

3. Структура и функции философии.

4. Философия как тип мировоззрения.

5. Основания и причины возникновения философии.

6. Периодизация этапов развития философии.

7. Индийская философия (основные идеи, понятия, школы).

8. Даосизм (основные идеи, понятия).

9. Конфуцианство (основные идеи, понятия).

10. Китайская философия (основные идеи, понятия).

11. Античная философия – общая характеристика (определение, периодизация, основные проблемы и представители).

12. Античная натурфилософия.

13. Античный материализм (Демокрит и Эпикур).

14. Философская система Платона.

15. Философская система Аристотеля.

16. Средневековая философия – общая характеристика (определение,  основные проблемы и представители).

17. Этапы средневековой философии.

18. Философская система А. Блаженного.

19. Философская система Ф. Аквинского.

20. Философия эпохи Возрождения (основные идеи, понятия, школы).

21. Проблема универсалий в средневековой философии.

22. Философия Нового времени – общая характеристика (определение, отличительные черты,  основные проблемы и представители).

23. Методология научного познания Нового времени (эмпиризм и рационализм).

24. Философская система Ф. Бэкона.

25. Философская система Р. Декарта.

26. Субъективный идеализм (Д. Беркли и Д. Юма).

27. Философия Просвещения – общая характеристика (определение,  основные проблемы и представители).

28. Немецкая классическая философия – общая характеристика (определение,  основные проблемы и представители).

29. И. Кант – теория познания.

30. И. Кант – этическое учение (категорический императив).

31. Философская система Г.Ф. Гегеля.

32. Марксистская философия.

33. Русская философия – общая характеристика (определение, отличительные черты,  основные проблемы и представители).

34. Западники и славянофилы.

35. Философская система Вл. Соловьева.

36. Западноевропейская иррационалистическая философия – общая характеристика (определение, основные проблемы и представители).

37. Психоанализ З. Фрейда.

38. Философия власти Ф. Ницше.

39. Позитивизм (определение, основные проблемы и представители).

40. Экзистенциализм (определение, основные проблемы и представители).

41. Онтология – общая характеристика (определение, категории, подходы к решению проблемы бытия).

42. Формы бытия.

 
Оснащенность
 
43. Объективная и субъективная реальности.

44. Материальное бытие.

45. Материальные системы – структура и типы.

46. Движение – атрибут материи.

47. Пространство и время как философские категории.

48. Принцип материального единства мира.

49. Бытие и небытие.

50. Сознание – общая характеристика.

51. Проблема сознания в истории философии.

52. Теория отражения.

53. Свойства сознания.

54. Структура и функции сознания.

55. Сознательное, подсознательное, бессознательное.

56. Диалектика и метафизика – методы философского познания.

57. Законы диалектики.

58. Принципы диалектики.

59. Категории диалектики.

60. Гносеология – общая характеристика.

61. Структура познавательных отношений.

62. Философские подходы к решению проблем познания (сенсуализм, эмпи-ризм, рационализм, диалектический материализм).

63. Проблема истины в философии.

64. Методология научного познания.

65. Общенаучные методы познания эмпирического уровня.

66. Общенаучные методы познания теоретического уровня.

67. Формы научного познания.

68. Общенаучные методы познания эмпирического и теоретического уровней.

69.  Человек как объект философского исследования.

70. Потребности и интересы человека.

71. Смысл жизни человека.

72. Свобода и ответственность.

73. Человек и общество.

74. Общество – общая характеристика.

75. Сферы общественной жизни.

76. Экономическая сфера общественной жизни (структура и значение).

77. Сущность глобальных проблем.

78. Общественный прогресс.

Вопросы на оценку понимания/умений студента

1. Как структура философии связана с  предметом философии?

2. Как  методы философии связаны с  ее предметом?

3. Объясните различия между философскими дисциплинами: история философии и философия истории, философия религии и религиозная философия, философия культуры и культурология, политическая философия и философия политики, философия морали и нравственная философия и т.д.

4. Выскажите суждение о том, существует ли прогресс в философии.

5. Проанализируйте буддийское понятие «сострадание» и понятие, озна-чающее одну из христианских добродетелей «милосердие».

6. Продумайте возможности приложения даосского принципа «у-вэй» («не-деяние») к ситуациям современной жизни.

7. Сократ, Платон, Аристотель - назовите их великие заслуги перед европейской и мировой культурой.

8. Почему спор об универсалиях является центральной проблемой средневековой схоластики? Приведите примеры разных вариантов соотношения веры и знания.

9. Объясните, какие  утверждения А.Блаженного позволяют причислять его к виднейшим философам патристики?

10. Каким образом западноевропейская философия эпохи Возрождения является преемницей философии античности?

11. Выявите общее и особенное между натурфилософией и современным естествознанием.

12. Охарактеризуйте образ правителя в работе Н.Макиавелли «Государь» с точки зрения технологий современной политики.

13. Докажите или опровергните утопизм идеала построения абсолютно справедливого общества.

14. Приведите примеры философских заблуждений  (по высказываниям Ф.Бэкона) в современной жизни или из собственного опыта.

15. Что Г.Гегель имел в виду, говоря о «хитрости мирового разума»?

16. Приведите примеры проявления действия законов диалектики (в природе, обществе, мышлении). Кто сформулировал логико-гносеологическую модель диалектики?

17. Раскройте смысл утверждения Л.Фейербаха в следующем его  высказывании: «Ты приписываешь Богу любовь потому, что сам любишь, ты находишь доброту и рассудок своими лучшими качествами. Бог существует потому, что существуешь ты».

18. Как отличается диалектика К.Маркса от диалектики Г.Гегеля? Проведите сравнительный анализ.

19. Можно ли считать, что социальная революция является способом разрешения социальных противоречий? Обоснуйте Вашу позицию.

 
Оснащенность
 
20. Как отличаются классическая и современная философия?

21. Нерациональная цель может быть достигнута рациональными средствами. Приведите примеры.

22. .Составьте глоссарий к темам: «Отечественная философия», «Западная философия ХХ в.».

23. Сформулируйте различия между идеями славянофилов и западников. Актуальны ли их идеи  для современной России?

24. Проанализируйте, какое значение имеет классификация форм движе-ния материи для современной науки?

25. Какие концепции истины Вам известны? Приведите примеры по каж-дой из них.

26. Определите, почему практика является главным критерием истины.

27. Какие методы применяются на эмпирическом уровне  научного познания? Приведите примеры  из  экономической науки.

28. Какие методы применяются на теоретическом уровне научного познания? Приведите примеры из экономической науки.

29. Объясните развитие общества согласно синергетической парадигме.

30. Какая связь называется законом? Приведите примеры экономических законов.

31.  Возможен ли диалог современной науки с донаучными знаниями? Какие донаучные знания Вам известны? Можно ли считать тождественными донаучные знания и вненаучные знания?

32. Выскажите суждение о том, можно ли  всякого человека считать лич-ностью?

33. Играет ли социальная среда значимую роль в формировании личности? Приведите пословицы и поговорки по данной проблеме.

34. Почему для человека важно определить смысл жизни? Приведите примеры из разных источников (произведений литературы, кино и т.д.)

35. Дайте определение понятиям «природная среда» и «природа». Объясните разницу между ними.

36. Объясните, чем отличаются понятия «общество», «культура», «цивилизация»? Назовите философов и дайте оценку их взглядам по проблеме соотношений понятий культуры и цивилизации.

37. Возможен ли диалог разных культур и цивилизаций  в современном мире? Раскройте содержание понятия диалога и выскажите суждение относи-тельно него в контексте происходящих изменений в глобальном мире.

38. Раскройте суть основных понятий философии В. Соловьева: всеединство, Богочеловечество, София.

 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
не предусмотрено
 
Темы докладов

1.Философия как наука и тип мировоззрения.

2.Предмет, структура и функции философии как науки.

3.Мировоззрение и его типы.

4.Миф и религия как типы мировоззрения.

5.Философия даосизма.

6.Философские воззрения Конфуция.

7.Основные школы древнеиндийской философии.

8.Буддизм как философско-религиозная система.

9.Этнорелигии народов Поволжья и Приуралья.

10.Философия ранней античности (Милетская школа).

11.Атомизм в философии Древней Греции.

12.Философия Платона.

13.Философия Сократа.

14.Философия Аристотеля.

15.Реализм и номинализм в философии Средневековья.

16.Философские воззрения Фомы Аквинского.

17.Средневековая философия Востока (Авиценна, Аверроэс, Аль-Фараби и др.).

18.Философские и нравственные идеи Библии и их роль в развитии мировой культуры.

19.Натурфилософия эпохи Возрождения.

20.Философские воззрения Дж. Бруно.

21.Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени.

22.Философия Просвещения.

23.Философия И. Канта.

24.Философская система Г. Гегеля.

25.Антропологический материализм Л. Фейербаха.

26.Философия марксизма и ее исторические судьбы.

27.Становление и основные этапы развития отечественной философской мысли.

28.Западничество и славянофильство в русской философии.

29.Проблема национального самосознания в русской философской мысли.

30.Общее и особенное в менталитете русского и чувашского (татарского, марийского и др.) народов.

31.Философские воззрения В. Соловьева.

32.Философия Н. Бердяева.

33.Русский космизм.

34.Философия диалектического материализма в России (Г.В. Плеханов, В.И. Ленин).

35.Позитивистская традиция в западной философии.

36.Философия экзистенциализма.

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
Оснащенность
 
37.Специфика философского учения о бытии.

38.Современные представления о структуре и уровнях организации материи.

39.Глобальные проблемы современной цивилизации, их классификация.

40.Национальная мифология (русская, чувашская и др.) о происхождении человека и мира.

41.Проблема сознания в философии. Возникновение сознания.

42.Проблема бессознательного в философии.

43.Роль языка в формировании национального сознания.

44.Чувственное и рациональное в познании.

45.Познание и творчество. Особенности инженерного творчества.

46.Интуиция и ее роль в познании.

47.Проблема истины в философии и науке.

48.Наука как специфическая форма познания.

49.Компьютеризация и информационные технологии как фактор развития современной науки.

50.Наука и нравственность.

51.Наука и искусство.

52.Мировоззренческие проблемы развития науки и техники в XX-XXI веках.

53.Философия управления в сфере транспорта и связи.

54.Сциентизм и антисциентизм.

55.Философия техники и инженерной деятельности.

56.Общество как предмет философского осмысления.

57.Природа и сущность человека.

58.Проблема смерти и бессмертия человека. Японское харакири, чувашский «типшар» и др.

59.Смысл жизни человека как философская проблема.

60.Человек как творец и творение культуры.

При написании реферата необходимо обращение к первоисточнику (основным работам данного философа).

Темы эссе являются примерными, то есть выбор проблемы студентом может осуществляться самостоятельно, либо на основании рекомендаций преподавателя.

1. Философия и наука: общее и особенное.

2. Философия в повседневной жизни человека.

3. Идеал мудреца: Конфуций и Сократ.

4. И.Кант и проблема нравственного выбора.

5. Самосознание как духовное явление.

6. Сущность человека: тело, душа или дух. Каков может быть ответ?

7. Современный человек: как я его понимаю.

8. Проблема смысла и цели человеческой жизни.

9. Смысл жизни и смысл смерти. Призвание человека.

10. Зло в мире - позиция философии христианства.

11.Научно-философское мировоззрение М.В.Ломоносова.

12. Год(ы) (определенный) (ые) -  точка отсчета личного времени человека.

13. Моя судьба в судьбе России.

14. Глобализация и национальное самосознание.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Балашов Л. Е.
Философия: учебник
М.: Дашков и К, 2015
Электронный ресурс
 
Л1.2
Ильин В. В.
Философия: учебник для вузов
Москва: Академический Проект, 2020
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Тихонов А. С., Воробьев Д. Н., Михайлова Р. В.
Философия: курс лекций
Чебоксары, 2017
27
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
6.3.1.2
SuperNovaReaderMagnifier
6.3.1.3
VisualStudio 2015
6.3.1.4
Office 2007 Suites
 
Оснащенность
 
6.3.1.5
GIMP
6.3.1.6
MozillaFirefox
6.3.1.7
MozillaThinderbird
6.3.1.8
7-Zip
6.3.1.9
Справочная правовая система КонсультантПлюс
6.3.1.10
Электронный периодический справочник «Система Гарант»
6.3.1.11
OfficeStandard 2010
6.3.1.12
OfficeStandard 2013
6.3.1.13
LibreOffice
6.3.1.14
ОС Windows Vista
6.3.1.15
ОС Windows 7
6.3.1.16
ОС Windows 8
6.3.1.17
ОС Windows 10
6.3.1.18
Ubuntu (Mint)
6.3.1.19
OpenOffice 4.1.1
6.3.1.20
медиапроигрыватель VLC
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
6.3.2.2
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
6.3.2.3
Электронная система «Госфинансы». Полнотекстовая электронная система, постоянно пополняемая. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.gosfinansy.ru/
6.3.2.4
6.3.2.5
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
6.3.2.6
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
6.3.2.7
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.8
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
206
Учебная аудитория
Доска классная (1 шт.), столы ученические (26 шт.), стулья (30 шт.), 2-х местные скамейки (10 шт.), трибуна настольная (1 шт.), демонстрационное оборудование (экран Lumien Eco Picture LEP-100102 (1 шт.), проектор Toshiba х2000 (1 шт.), ноутбук Acer (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
Сем
 
Оснащенность
 
123
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
СР
 
323
Учебная аудитория
Доска классная, столы 6-ти местн. со скамейкой (24 шт.); демонстрационное оборудование (полотно рулонное на штативе CLassic Libra; переносной мультимедийный комплекс (ноутбук 15.6"HP255 G6 AMD; проектор Toshiba x2000)) и учебно-наглядные пособия
 
31а
Учебная аудитория
Доска классная (1 шт.), столы ученические 3-х местные со скамейкой (10 шт.), стеллажи (2 шт.), стол преподавателя (1 шт.), стул преподавателя (1 шт.), демонстрационное оборудование (полотно рулонное на штативе Classic Libra (1 шт.), проектор BenQ (1 шт.), ноутбук Acer (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и семинарскими занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего, промежуточного  форм контроля.

Для освоения дисциплины студентами необходимо:

1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения основных  понятий, категорий, которые должны знать студенты; раскрываются логика и специфика этапов становления и развития философии как способа познания и духовного освоения мира;  раскрываются особенности основных разделов философского знания - онтологии и гносеологии, социальной философии и философской антропологии;  даются философские ориентиры, связанные с формированием мировоззрения будущих специалистов. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная форма творческой самостоятельной работы. Важно стремиться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

2. Посещать семинарские занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к семинарскому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Семинарские занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На семинарских занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Семинарское занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.

3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение работ классиков философии, материалов учебников и статей из историко-философской, научной литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Философия», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

При изучении дисциплины «Философия» следует усвоить:

- основные понятия, категории  в области философии;

- базовые принципы и приемы философского познания;

- основные подходы к анализу философских проблем;

- логику и основные этапы становления и развития философии как способа познания и духовного освоения мира;

- специфику основных разделов философского знания -   онтологии и гносеологии, социальной философии и философской антропологии;

- круг философских проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________