МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
"Чувашский государственный аграрный университет"
(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
Общеобразовательных дисциплин
Проректор по учебной
и научной работе
Психология личности и профессиональное самоопределение
Направление подготовки 36.03.02 Зоотехния
Направленность (профиль) Кинология
рабочая программа дисциплины (модуля)
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 36.03.02 Зоотехния (приказ Минобрнауки России от 22.09.2017 г. № 972).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Психология личности и профессиональное самоопределение" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 36.03.02 Зоотехния
Направленность (профиль) Кинология, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
Заведующий кафедрой Михайлова Р.В.
Заведующий выпускающей кафедрой Лаврентьев А.Ю.
Председатель методической комиссии факультета Ефимова И.О.
Директор научно-технической библиотеки Викторова В.А.
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
формирование у студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) представлений о мире профессий, жизненном и профессиональном самоопределении личности, основах профориентации.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Основы научных исследований
Учебная практика, научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
Приготовление комбикормов и БМВД
Инновационные технологии учета в животноводстве
Кролиководство и пушное звероводство
Племенное дело в кинологии
Производственная практика, научно-исследовательская работа
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ПК-8. Способен применять современные методы исследований в области животноводства, изучать научно-техническую информацию и участвовать в проведении научных исследований и анализе их результатов
ПК-8.1 Знать: современные методы исследований в области
ПК-8.2 Уметь: анализировать научно-техническую информацию и результаты исследований
ПК-8.3 Иметь практический опыт: проведения научных исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
• необходимую терминологию, основы и сущность профессионального самоопределения;
• простейшие способы и приемы развития психических процессов и управления собственными психическими состояниями, основные механизмы психической регуляции поведения человека;
• современное состояние рынка труда, мир профессий и предъявляемых профессией требований к психологическим особенностям человека, его здоровью;
• основные принципы и технологии выбора профессии;
• методы и формы поиска необходимой информации для эффективной организации учебной и будущей профессиональной деятельности.
• применять на практике полученные знания и навыки в различных условиях профессиональной деятельности и взаимодействия с окружающими;
• использовать простейшие приемы развития и тренировки психических процессов, а также приемы психической саморегуляции в процессе деятельности и общения;
• на основе анализа современного рынка труда, ограничений здоровья и требований профессий, осуществлять осознанный, адекватный профессиональный выбор и выбор собственного пути профессионального обучения;
• планировать и составлять временную перспективу своего будущего;
• успешно реализовывать свои возможности и адаптироваться к новой социальной, образовательной и профессиональной среде.
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
• в различных условиях профессиональной деятельности и взаимодействия с окружающими;
• анализа современного рынка труда, ограничений здоровья и требований профессий, осуществлять осознанный, адекватный профессиональный выбор и выбор собственного пути профессионального обучения.
• успешной реализации своих возможностей и адаптации к новой социальной, образовательной и профессиональной среде.
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Раздел 1. Личностные регуляторы выбора профессии.
Понятие личности, ее структура. Направленность личности. /Лек/
Темперамент. Характер. /Лек/
Темперамент. Характер. /Пр/
Темперамент. Характер. /Ср/
Понятие личности, ее структура. Направленность личности. /Пр/
Опрос на практических занятиях занятии. Подготовка докладов
Понятие личности, ее структура. Направленность личности. /Ср/
Познавательные процессы и волевая регуляция деятельности человека /Лек/
Познавательные процессы и волевая регуляция деятельности человека /Пр/
Познавательные процессы и волевая регуляция деятельности человека /Ср/
Раздел 2. Психология профессиональной деятельности.
Профессиональное самоопределение личности. /Лек/
Профессиональное самоопределение личности. /Пр/
Профессиональное самоопределение личности. /Ср/
Технология выбора профессии. /Лек/
Технология выбора профессии. /Пр/
Опрос на практических занятиях. Подготовка докладов.
Тестирование.
Технология выбора профессии. /Ср/
Раздел 3. Психодиагностика развития личности и профессионального самоопределения.
Психодиагностика особенностей личности и личностного развития. /Лек/
Психодиагностика особенностей личности и личностного развития. /Пр/
Психодиагностика особенностей личности и личностного развития. /Ср/
Психодиагностика профессионального самоопределения. /Лек/
Психодиагностика профессионального самоопределения. /Пр/
Психодиагностика профессионального самоопределения. /Ср/
Подготовка, сдача зачета /Зачёт/
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
Вопросы для оценки знаний теоретического курса
1. Психология и педагогика как наука. Предмет и задачи психологии.
2. Структура психологии. Отрасли психологии.
3. Основные направления современной психологии.
4. Методы исследования в психологии и педагогике.
5. Ощущения: понятия, виды и свойства.
6. Характеристика восприятия пространства, времени и движения.
7. Внимание: понятие, виды, свойства.
8. Характеристика памяти. Виды памяти
9. Воображение: понятие, механизмы.
10. Классификация базовых понятий, индивид, личность, субъект, индивидуальность.
11. Социализация личности: понятие, средства, механизмы.
12. Сознание: понятие, структура (Леонтьев А.Н.). Факторы возникновения сознания.
13. Сравнительный анализ психики человека и животных.
14. Я - концепция личности: понятие, структура, виды.
15. Механизмы защитного поведения: виды, функции.
16. Потребности, мотивы, направленность личности.
17. Психологическая характеристика способности.
18. Психологическая характеристика темперамента.
19. Особенности формирования характера.
20. Психология и педагогика личности.
21. Сущность эмоций и чувств. Классификация эмоций и чувств.
22. Особенности настроения, аффектов, фрустрации, стресса.
23. Психологическая характеристика воли.
24. Деятельность: понятие, структура и виды.
25. Общение: понятие, виды, функции. Вербальное и невербальное общение.
26. Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики.
27. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача.
28. Образовательная система России.
29. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования.
30. Педагогический процесс.
31. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения.
32. Воспитание в педагогическом процессе.
33. Общие формы организации учебной деятельности.
34. Урок, лекция, семинарские, практические занятия, диспут, конференция, зачет, факультативные занятия, консультация.
35. Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом.
36. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности.
Вопросы на оценку понимания/умений студента
1. Обоснуйте необходимость и актуальность научного подхода к решению психологических и педагогических проблем жизни и деятельности в современных условиях.
2. Какими возможностями располагают психологическая и педагогическая науки в решении человеческих проблем?
3. В чем заключается психологическая подготовленность специалиста – выпускника высшей школы?
4. Назовите объект и предмет педагогической науки?
5. В чем специфика образования и образованности, обучения и обученности, воспитания и воспитанности, развития и развитости?
6. Каковы сущность, цели и задачи воспитания?
7. Назовите основные содержательные принципы воспитания и поясните, как их надо реализовать на практике.
8. Что имеют в виду, когда говорят о конкретном человеке как о личности?
9. Назовите основные психологические свойства личности и дайте их системную характеристику.
10. В чем психологические различия индивидуальности личности и индивидуализма?
11. Каково соотношение врожденного и приобретенного в человеке? Какие доводы можно привести в обоснование решающей роли приобретенного, носящего социальный характер, и какие для обоснования противоположного?
12. Каковы требования федеральных законов «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» к целям, задачам и содержанию образования?
13. Перечислите основные психологические приемы общения.
14. Способности и задатки: что выступает в качестве задатков к развитию человеческих способностей?
15. В чем заключаются механизмы развития характера?
16. Назовите типы темперамента. Дайте им психологическую характеристику.
17. Какого значение ощущения в жизни человека?
18. Чем отличается восприятие от ощущения?
19. Что понимается под чувствами и что понимается под эмоциями?
20. Что такое внимание? Каковы его признаки и свойства?
21. Что вы понимаете под волей регуляцией поведения человека?
22. Дайте определение теста. Что можно выявить с помощью теста?
23. Выделите основные характеристики малых групп.
24. Дайте определение коллектива.
25. Что принято называть психологией трудового коллектива?
26. Каковы способы и правила воздействия на взаимоотношения в коллективе?
27. Чем различаются понятия «лидер» и «руководитель»?
28. Охарактеризуйте семью как малую группу.
29. Определите, что такое предмет и объект педагогики.
30. Перечислите основные задачи и методы педагогики.
31. В чем состоит особенность педагогики как науки?
32. В чем сущность образования как социального явления?
33. Охарактеризуйте образование как систему.
34. Раскройте сущность педагогического процесса и опишите его основные компоненты как целостной системы.
35. Выделите основные закономерности педагогического процесса.
36. Перечислите основные принципы дидактики.
37. Охарактеризуйте систему принципов обучения в высшей школе.
38. Перечислите функции обучения.
39. Раскройте понятие метода обучения. Дайте классификацию методов обучения.
40. Перечислите и дайте характеристику основным системам организации педагогического процесса.
41. Укажите формы организации учебной деятельности в высших учебных заведениях.
42. Дайте характеристику сущности и содержанию процесса воспитания.
43. Дайте определение самовоспитания и обоснуйте его значение для человека.
44. Раскройте взаимосвязь воспитания и самовоспитания.
45. Охарактеризуйте семью как субъект педагогического взаимодействия.
46. В чем заключаются основные задачи семейного воспитания?
47. Перечислите принципы семейного воспитания.
48. Дайте характеристику стилям взаимоотношений в семье.
49. Что такое семейный конфликт?
50. Дайте характеристику основным типам отношений родителей и детей.
51. Каких ошибок следует избегать при установлении психологического контакта между родителями и детьми?
52. Раскройте смысл понятия «авторитет в семье».
53. Что такое ложный авторитет? Приведите примеры.
54. Как установить психологический контакт между родителями и детьми?
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Темы докладов
1. Общее понятие о психике и психологии.
2. Значение и задачи психологии.
3. Методы психологии.
4. Отрасли психологии.
5. Психика и организм.
6. Психика, поведение и деятельность.
7. Мозг и психика.
8. Развитие психики в животном мире.
9. Сознание человека и его общественная природа.
10. История развития психологического знания и основные направления в психологии.
11. Понятие о личности.
12. Общественная природа личности и ее формирование.
13. Направленность личности.
14. Характеристика психологических свойств личности.
15. Самосознание личности и особенности его формирования и проявления.
16. Психология и педагогика деятельности.
17 Психология и педагогика групп и коллективов.
18. Психология и педагогика межличностных взаимоотношений.
19. Межгрупповые отношения и взаимодействия.
20. Индивидуальность и личность.
21. Понятие об ощущении. Виды ощущений. Развитие ощущений.
22. Восприятие и его физиологические основы.
23. Развитие восприятия и наблюдательности.
24. Память и ее значение. Физиологические основы памяти.
25. Индивидуальные особенности памяти.
26. Мышление. Развитие мышления в персоногенезе.
27. Способы активизации мышления.
28. Воображение и творчество.
29. Виды речевой деятельности и их особенности.
30. Интеллект. Оценка интеллекта.
31. Сознание как высшая ступень развития психики.
32. Общее понятие об эмоциях и чувствах.
33. Виды чувств.
34. Эмоциональные процессы и управление эмоциями.
35. Теории эмоций.
36. Стресс и фрустрация.
37. Физиологические механизмы стресса.
38. Воля как характеристика сознания.
39. Структура волевого действия.
40. Волевые качества личности.
41. Предмет и современные задачи педагогики.
42. Основные категории педагогики.
43. Педагогический процесс и его характеристика.
44. Формы организации учебной деятельности.
45. Современные теории и технологии обучения.
46. Образование и обучение в современном обществе.
47. Воспитание как социальное и педагогическое явление.
48. Средства и методы педагогического воздействия на личность.
49. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности.
50. Управление образовательными системами.
Тематика рефератов
1. Основные факторы и принципы, определяющие развитие психологии.
2. Становление педагогики как науки
3. Человек как предмет воспитания
4. Образование как способ вхождения человека в мир науки и культуры
5. Отрасли советской психологической науки.
6. Характеристика процесса обучения
7. Психология и педагогика в первой половине XIX в.
8. Развитие психологии в эпоху Возрождения.
9. Психология и педагогика как учение о совершении психических деятельностей.
10. Развитие психологических идей в арабоязычной науке.
11. Дидактические теории и концепции
12. Рационализм в психологии.
13. Сенсуализм в психологии.
5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
14. Развитие ассоциативной психологии.
15. Развитие экспериментальной психологии.
16. Методологический кризис в психологии.
17. Общая характеристика глубинной психологии. Психоаналитическая теория З. Фрейда.
18. Аналитическая Психология и педагогика К. Юнга.
19. Индивидуальная Психология и педагогика А. Адлера.
20. Гештальт Психология и педагогика.
21. Бихевиористическое направление в психологии.
22. Образовательные системы и развитие личности
23. Философские учения о психической деятельности в середине XIX в.
24. Отечественная Психология и педагогика в 20-40-е годы ХХ века.
25. Российская Психология и педагогика во второй половине ХХ века.
26. Школы психологии.
27. Развитие и социализация личности в семье
28. Становление и развитие россйской экспериментальной психологии ХIХ-ХХ веках (Н.Я. Грот, А.Ф. Лазурский, Н.Н. Ланге).
29. Концепция объективной психологии В.М. Бехтерева.
30. Вклад А.Р. Лурия в разработку нейропсихологии.
31. Деятельностный подход в психологии (А.Н. Леонтьев).
32. Вклад Б.Г. Ананьева в развитие отечественной психологии.
33. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского.
34. Естественнонаучные предпосылки преобразования психологии в самостоятельную науку.
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Психология и педагогика: учебное пособие
Психология управления: учебное пособие
6.1.2. Дополнительная литература
Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С.
Психология и педагогика: учебник
Психология и педагогика. Краткий курс: учебное пособие
6.3.1 Перечень программного обеспечения
Справочная правовая система КонсультантПлюс
Электронный периодический справочник «Система Гарант»
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
Электронная система «Госфинансы». Полнотекстовая электронная система, постоянно пополняемая. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.gosfinansy.ru/
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
Доска классная (1 шт.), столы ученические 2-х местные со скамейкой (8 шт.), экран с электроприводом DRAPER BARONET HW (1 шт.), стенды (3 шт.), шкафы книжные (2 шт.), тумба (2 шт.), портреты (6 шт.), стул п/м (1 шт.)
Доска классная (1 шт.), столы ученические 3-х местные со скамейкой (10 шт.), стеллажи (2 шт.), стол преподавателя (1 шт.), стул преподавателя (1 шт.), демонстрационное оборудование (полотно рулонное на штативе Classic Libra (1 шт.), проектор BenQ (1 шт.), ноутбук Acer (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и практическими занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего, промежуточного форм контроля.
Система знаний по дисциплине «Психология личности и профессиональное самоопределение» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, бакалавр готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, которые должны знать студенты; имеют представление о направлениях и средствах саморазвития в межличностной и профессиональной сферах. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________