2024-2025_36_03_02_24-1 Зоотехния_Кинология_plx_Охотничье собаководство
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Общей и частной зоотехнии
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
26.03.2024 г.
 
Б1.В.06
Охотничье собаководство
Направление подготовки 36.03.02 Зоотехния

Направленность (профиль) Кинология

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
зачет    
Виды контроля:
самостоятельная работа
96
аудиторные занятия
48
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

8 (4.2)
Итого
Недель
13 1/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
24
24
24
24
Практические
24
24
24
24
В том числе инт.
10
10
10
10
Итого ауд.
48
48
48
48
Кoнтактная рабoта
48
48
48
48
Сам. работа
96
96
96
96
Итого
144
144
144
144
 
 
 
Программу составил(и):
доц., Макаров А.А.
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 36.03.02 Зоотехния (приказ Минобрнауки России от 22.09.2017 г. № 972).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Охотничье собаководство" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 36.03.02 Зоотехния

Направленность (профиль) Кинология, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Лаврентьев А.Ю. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Лаврентьев А.Ю. 
Председатель методической комиссии факультета  Ефимова И.О.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
приобретение обучающимися теоретических знаний и практических навыков по  разведению,  кормлению,  содержанию охотничьих собак  на  основе современной зоотехнической науки и практики. 
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
Б1.В
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Коневодство
2.1.2
Породы собак
2.1.3
Производственная практика,технологическая практика
2.1.4
Птицеводство
2.1.5
Технология собаководства
2.1.6
Биотехника воспроизводства с основами акушерства
2.1.7
Инновационные технологии учета в животноводстве
2.1.8
Кролиководство и пушное звероводство
2.1.9
Племенное дело в кинологии
2.1.10
Практическое собаководство
2.1.11
Свиноводство
2.1.12
Болезни собак
2.1.13
Кормление животных
2.1.14
Кормление собак
2.1.15
Приготовление комбикормов и БМВД
2.1.16
Разведение собак
2.1.17
Скотоводство
2.1.18
Технология кормов
2.1.19
Зоогигиена
2.1.20
Основы ветеринарии 
2.1.21
Основы поведения и дрессировки собак
2.1.22
Психология собак
2.1.23
Разведение животных
2.1.24
Селекция собак
2.1.25
Учебная практика, научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.1.26
Этология
2.1.27
Анатомия и физиология собак
2.1.28
Генетика и биометрия
2.1.29
Керунг
2.1.30
Молочное дело
2.1.31
Экстерьерная оценка пород собак
2.1.32
Кормопроизводство
2.1.33
Основы научных исследований
2.1.34
Основы проектной деятельности
2.1.35
Учебная практика, общепрофессиональная практика
2.1.36
Студенты в среде электронного обучения
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
УК-1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
УК-1.1 Знать: правила поиска информации
 
 
 
УК-1.2 Уметь: осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации
 
 
 
УК-1.3 Иметь навыки: системного подхода для решения поставленных задач
 
 
 
Оснащенность
 
ПК-2. Способен выбирать и соблюдать режимы содержания животных, составлять рационы кормления, прогнозировать последствия изменений в кормлении, разведении и содержании животных и на этом основании проводить зоотехническую оценку животных
 
ПК-2.1 Знать: режимы содержания животных, требования к кормам и составлению рационов кормления; требования зоотехнической оценки животных
 
 
 
ПК-2.2 Уметь: выбирать и соблюдать режимы содержания животных, составлять рационы кормления, прогнозировать последствия, изменений в кормлении, разведении и содержании животных; проводить зоотехническую оценку животных
 
 
 
ПК-2.3 Иметь практический опыт: выбора режима содержания животных, методики составления рационов кормления, прогнозирования последствий, изменений в кормлении, разведении и содержании животных; оценки и анализа результатов зоотехнической оценки животных 
 
 
 
ПК-4. Способен обеспечить рациональное воспроизводство животных, владеть методами селекции, кормления и содержания различных видов животных и технологиями воспроизводства стада
 
ПК-4.1 Знать: теоретические основы рационального воспроизводства животных
 
 
 
ПК-4.2 Уметь: организовать рациональное воспроизводство животных; использовать методы селекции, кормления и содержания различных видов животных
 
 
 
ПК-4.3 Иметь практический опыт: обеспечения рационального воспроизводства животных; применения технологий воспроизводства стада
 
 
 
ПК-6. Способен рационально использовать корма, сенокосы, пастбища и другие кормовые угодья, владеть различными методами заготовки и хранения кормов
 
ПК-6.1 Знать: характеристику основных видов кормов используемых при кормлении животных
 
 
 
ПК-6.2 Уметь: использовать корма, сенокосы, пастбища и другие кормовые угодья при организации кормления животных
 
 
 
ПК-6.3 Иметь практический опыт: по заготовке и хранении кормов
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
-основные правила и положения в области ведения охотничьего собаководства;положения об экспертах-кинологах;
3.1.2
-положение о племенной работе с охотничьими собаками;
3.1.3
-правила   организации   проведения   выставок   и  выводок   охотничьих собак;
3.1.4
-стандарты  пород   охотничьих  собак;
3.1.5
-правила   испытаний  охотничьих собак;
3.1.6
-породы   охотничьих  собак,   способы   их   воспитания   и   дрессировки, основы кормления и содержания, разведения и размножения.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
-применять полученные знания на практике;
3.2.2
-проводить  экспертизу   охотничьей  собаки   на   экстерьерном   и бонитировочном рингах;
3.2.3
-проводить   дрессировку  охотничьих  собак;
3.2.4
-проводить   натаскивание охотничьих собак;
3.2.5
-выбирать охотничью собаку.
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
- обращения   с  охотничьими  собаками;
3.3.2
- дрессировки  охотничьих  собак;
3.3.3
- натаскивание  охотничьих собак;
3.3.4
- содержания,  кормления,  разведения  охотничьих собак, навыками специальной дрессировки охотничьих собак.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Охотничье собаководство

 
Классификация пород собак по FCI. Группа  охотничьих собак

Особенности экстерьера и конституции разных пород  охотничьих собак.

Кормление и содержание  охотничьих собак

Племенная работа с  охотничьих собаками

/Лек/

Л1.1Л2.1 Л2.2

24
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-6.1 ПК-6.2 ПК-6.3
8
4
Опрос на практических занятиях. Проблемная лекция.
0
 
Оснащенность
 
Классификация пород собак по FCI. Группа  охотничьих собак

Особенности экстерьера и конституции разных пород  охотничьих собак.

Кормление и содержание  охотничьих собак

Племенная работа с  охотничьих собаками

/Пр/

Л1.1Л2.1 Л2.2

24
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-6.1 ПК-6.2 ПК-6.3
8
6
Опрос, выступление с рефератом, тестирование. Работа в малых группах.
0
 
Классификация пород собак по FCI. Группа  охотничьих собак

Особенности экстерьера и конституции разных пород  охотничьих собак.

Кормление и содержание  охотничьих собак

Племенная работа с  охотничьих собаками

/Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2

96
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-6.1 ПК-6.2 ПК-6.3
8
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
0
 
/Зачёт/
Л1.1Л2.1 Л2.2

0
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-6.1 ПК-6.2 ПК-6.3
8
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1. Происхождение собаки и история одомашнивания. Отряд хищных и семейство псовых в систематике животного мира.

2. Ископаемые предки собак. Ранний период одомашнивания.

3. Сценарии одомашнивания. Генетические данные.

4. Применение одомашненных собак. Социокультурные аспекты одомашнивания.

5. Характерные черты диких псовых. Инстинкты дикой собаки модифицированные человеком для получения полезных (рабочих) качеств.

6. Изменения в строении и функциях организма во внешнем облике и поведении в результате одомашнивания.

7. Понятие породы, структура породы. Акклиматизация пород.

8. РКФ (Российская Кинологическая Федерация). Другие организации, признаваемые FCI.

9. Классификация пород собак. Представители группы. История выведения. Требования стандарта. Применение.

10. Группа пород охотничьих собак. Представители пород. История выведения. Требования стандарта. Применение.

11. Организация племенной работы. Государственные и общественные кинологические организации, частные питомники и заводы. Генофонд собак.

12. Племенной учет собак. Племенные книги. Заводские племенные книги на племенных собак. Государственная Единая племенная книга (ГЕПК).

13. Книги выдающихся собак по рабочим качествам. Каталоги лучших производителей. Порядок нумерации собак в книгах. Племенные станции разведения собак.

14. Положение о питомниках породистых собак в системе РКФ

15. Выставки, выводки и племенные смотры. Цель.

16. Осмотр и оценка, предварительный отбор племенных производителей по конституции и экстерьеру; осмотр  молодняка, полученного в результате планового разведения.

17. Оценка экстерьера и конституции и качества выращивания; проверка правильности подбора пар.

18 . Осмотр  и оценка, предварительный отбор племенных производителей по конституции и экстерьеру; осмотр молодняка, полученного в результате планового разведения.

19. Оценка экстерьера и конституции и качества выращивания; проверка правильности подбора пар.

20. Правила организации и проведения выставок собак ранга CAC  CACIB в системе РКФ – FCI: общие положения; организация экспертизы; запись собак на выставку, выводку; прием и содержание собак на выставках и выводках; методика и техника экспертизы собак; присуждения оценок и награждения на выставках и выводках; экспертиза и награждение племенного класса; экспертиза и награждение на выводках щенков и молодых собак; отчетность об экспертизе на выставке и выводке; каталог экспонируемых собак.

 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
Не предусмотрено.
 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрено.
 
Темы докладов:

1. Действующее разделение пород на группы.

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
Оснащенность
 
2. Ископаемые домашние собаки.

3. Собаководство древних культур мира.

4. Отечественные породы декоративных собак. Происхождение, характеристика, использование.

5. Породы  декоративных собак по FCI. Группа  декоративных собак

6. Особенности экстерьера и конституции разных пород  декоративных собак.

7. Кормление и содержание  декоративных собак

8. Племенная работа с  декоративными собаками

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Фаритов Т. А., Хазиахметов Ф. С., Платонов Е. А.
Практическое собаководство: учебное пособие
СПб.: Лань, 2019
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Блохин Г. М., Гладких М. Ю., Иванов А. А., Овсищер Б. Р., Сидорова М. В.
Кинология: учебное пособие
М.: Скрипторий, 2001
0
 
Л2.2
Стекольников А. А., Щербаков Г. Г., Яшин А. В., Донская Т. К., Винникова С. В., Копылов С. Н., Куляков Г. В., Тарнуев Ю. А., Раднатаров В. Д., Эленшлегер А. А., Ильина О. П., Рядинская Н. И., Щербаков Г. Г.
Декоративное собаководство: учебное пособие
СПб.: Лань, 2018
Электронный ресурс
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Office 2007 Suites
6.3.1.2
MozillaFirefox
6.3.1.3
MozillaThinderbird
6.3.1.4
7-Zip
6.3.1.5
Справочная правовая система КонсультантПлюс
6.3.1.6
Электронный периодический справочник «Система Гарант»
6.3.1.7
OfficeStandard 2010
6.3.1.8
SuperNovaReaderMagnifier
6.3.1.9
ОС Windows XP
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
6.3.2.2
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
6.3.2.3
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
6.3.2.4
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
Оснащенность
 
416
Учебная аудитория
Стол 4-х мест. со скамейкой (23 шт.), трибуна на стол, доска классная (1 шт.), демонстрационное оборудование (экран с электроприводом (1 шт.), проектор ACER X128H черный (1 шт.), ноутбук Acer (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
 
414
Учебная аудитория
Столы ученические (16 шт.), стулья ученические (31 шт.), стол для преподавателя (1 шт.), доска классная (1 шт.), плакаты по кинологии (8 шт.)
 
123
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Для освоения дисциплины студентами необходимо:

1. посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, закономерности, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

2. посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На  занятиях рассматриваются основные породы собак, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.

3. систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение материалов учебников и статей из научной литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

4. под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

5. при возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Охотничье собаководство», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:

1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.

2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.

3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.

4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов.

По согласованию с преподавателем или по его заданию студенты могут готовить рефераты по отдельным темам дисциплины. Основу докладов составляет, как правило, содержание подготовленных студентами рефератов. Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает по результатам тестирования и зачета. Тестирование организовывается в компьютерных классах. Все вопросы тестирования обсуждаются на лекционных и практических занятиях. Подготовка к зачету предполагает изучение конспектов лекций, рекомендуемой литературы и других источников, повторение материалов  практических занятий.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________