2024-2025_36_03_02_24-1 Зоотехния_Кинология_plx_Анатомия и физиология собак
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Общей и частной зоотехнии
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
26.03.2024 г.
 
Б1.В.07
Анатомия и физиология собак
Направление подготовки 36.03.02 Зоотехния

Направленность (профиль) Кинология

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
экзамен    
Виды контроля:
часов на контроль
36
самостоятельная работа
76
аудиторные занятия
32
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
17 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Практические
16
16
16
16
Итого ауд.
32
32
32
32
Кoнтактная рабoта
32
32
32
32
Сам. работа
76
76
76
76
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
144
144
144
144
 
 
 
Программу составил(и):
канд. с.-х. наук, доц., Воронова И.В.
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 36.03.02 Зоотехния (приказ Минобрнауки России от 22.09.2017 г. № 972).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Анатомия и физиология собак" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 36.03.02 Зоотехния

Направленность (профиль) Кинология, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Лаврентьев А.Ю. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Лаврентьев А.Ю. 
Председатель методической комиссии факультета  Ефимова И.О.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
формирование теоретических знаний и умений, практических навыков в области кинологической деятельности и собаководства, подготовка кинологов-профессионалов.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
Б1.В
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Биология
2.1.2
Основы научных исследований
2.1.3
Основы проектной деятельности
2.1.4
Учебная практика, общепрофессиональная практика
2.1.5
Ботаника
2.1.6
Студенты в среде электронного обучения
2.1.7
Генетика и биометрия
2.1.8
Молочное дело
2.1.9
Экстерьерная оценка пород собак
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Зоогигиена
 
2.2.2
Основы ветеринарии 
 
2.2.3
Основы поведения и дрессировки собак
 
2.2.4
Психология собак
 
2.2.5
Селекция собак
 
2.2.6
Учебная практика, научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
 
2.2.7
Этология
 
2.2.8
Болезни собак
 
2.2.9
Кормление собак
 
2.2.10
Приготовление комбикормов и БМВД
 
2.2.11
Разведение собак
 
2.2.12
Скотоводство
 
2.2.13
Технология кормов
 
2.2.14
Биотехника воспроизводства с основами акушерства
 
2.2.15
Инновационные технологии учета в животноводстве
 
2.2.16
Кролиководство и пушное звероводство
 
2.2.17
Племенное дело в кинологии
 
2.2.18
Практическое собаководство
 
2.2.19
Производственная практика,технологическая практика
 
2.2.20
Свиноводство
 
2.2.21
Коневодство
 
2.2.22
Породы собак
 
2.2.23
Птицеводство
 
2.2.24
Технология собаководства
 
2.2.25
Декоративное собаководство
 
2.2.26
Интенсивные технологии производства продуктов животноводства
 
2.2.27
Охотничье собаководство
 
2.2.28
Производственная практика, научно-исследовательская работа
 
2.2.29
Рыбоводство
 
2.2.30
Технология первичной переработки продукции животноводства
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
УК-1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
Оснащенность
 
УК-1.1 Знать: правила поиска информации
 
 
 
УК-1.2 Уметь: осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации
 
 
 
УК-1.3 Иметь навыки: системного подхода для решения поставленных задач
 
 
 
ПК-2. Способен выбирать и соблюдать режимы содержания животных, составлять рационы кормления, прогнозировать последствия изменений в кормлении, разведении и содержании животных и на этом основании проводить зоотехническую оценку животных
 
ПК-2.1 Знать: режимы содержания животных, требования к кормам и составлению рационов кормления; требования зоотехнической оценки животных
 
 
 
ПК-2.2 Уметь: выбирать и соблюдать режимы содержания животных, составлять рационы кормления, прогнозировать последствия, изменений в кормлении, разведении и содержании животных; проводить зоотехническую оценку животных
 
 
 
ПК-2.3 Иметь практический опыт: выбора режима содержания животных, методики составления рационов кормления, прогнозирования последствий, изменений в кормлении, разведении и содержании животных; оценки и анализа результатов зоотехнической оценки животных 
 
 
 
ПК-3. Способен организовывать и проводить санитарно-профилактические работы по предупреждению основных незаразных, инфекционных и инвазионных заболеваний сельскохозяйственных животных
 
ПК-3.1 Знать: требования к организации и проведению санитарно-профилактических работ по предупреждению основных заболеваний животных
 
 
 
ПК-3.2 Уметь: организовывать санитарно-профилактические работы по предупреждению основных заболеваний животных
 
 
 
ПК-3.3 Иметь практический опыт: проведения санитарно-профилактических работ по предупреждению основных незаразных, инфекционных и инвазионных заболеваний животных
 
 
 
ПК-4. Способен обеспечить рациональное воспроизводство животных, владеть методами селекции, кормления и содержания различных видов животных и технологиями воспроизводства стада
 
ПК-4.1 Знать: теоретические основы рационального воспроизводства животных
 
 
 
ПК-4.2 Уметь: организовать рациональное воспроизводство животных; использовать методы селекции, кормления и содержания различных видов животных
 
 
 
ПК-4.3 Иметь практический опыт: обеспечения рационального воспроизводства животных; применения технологий воспроизводства стада
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
цель, задачи и основные процедуры введения документации в сфере собаководства;
3.1.2
основные методики препарирования органов;
3.1.3
научные основы полноценного кормления собак;
3.1.4
стандарты некоторых пород собак;
3.1.5
анатомические и физиологические отличия собак разных пород;
3.1.6
пороки и недостатки экстерьера собак;
3.1.7
современную классификацию пород собак, принятую кинологическими организациями разных стран.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
оценивать пороки и недостатки экстерьера, его отклонения от стандарта породы;
3.2.2
различать нестандартные окрасы некоторых пород собак;
3.2.3
вести племенную документацию по охотничьим собакам;
3.2.4
организовать и вести контроль выращивания молодняка;
3.2.5
организовать и вести контроль дрессировки молодняка - оценивать и отбирать собак для племенных целей;
3.2.6
использовать результаты оценки для формирования племенных питомников.
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
формулирования постановки задач, их решения, обобщения аналитических исследований и конкретизации выводов.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Введение

 
Оснащенность
 
Введение в анатомию собаки. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
3
0
Опрос.
0
 
Введение в анатомию собак. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

6
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
3
0
0
 
 
Раздел 2. Соматические системы организма собаки

 
Основы гистологии. Кожный покров. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
3
0
Опрос.
0
 
Основы гистологии. Кожный покров /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
3
0
работа с учебной литературой
0
 
Кожа и производные кожного покрова. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
3
0
Опрос. Проверка домашнего задания.
0
 
Кожа и производные кожного покрова. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
3
0
работа с учебной литературой
0
 
Система органов движения. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
3
0
Опрос.
0
 
Система органов движения. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
3
0
работа с учебной литературой
0
 
Оснащенность
 
Опорно – двигательная система собаки. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
3
0
Опрос. Проверка домашнего задания.
0
 
Опорно – двигательная система собаки. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
3
0
работа с учебной литературой
0
 
Миология. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
3
0
Опрос.
0
 
Миология. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

6
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
3
0
работа с учебной литературой
0
 
Классификация мышц. Физические и химические свойства.  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
3
0
Опрос. Проверка жомашнего задания.
0
 
Классификация мышц. Физические и химические свойства.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

6
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
3
0
работа с учебной литературой
0
 
 
Раздел 3. Висцеральные системы организма собаки

 
Спланхнология. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
3
0
Опрос. 
0
 
Спланхнология. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

6
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
3
0
работа с учебной литературой
0
 
Оснащенность
 
Общие закономерности строения и расположения внутренних органов. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
3
0
Опрос. Проверка домашнего задания.
0
 
Общие закономерности строения и расположения внутренних органов. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

6
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
3
0
работа с учебной литературой
0
 
Неврология /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
3
0
Опрос.
0
 
Неврология. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

6
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
3
0
работа с учебной литературой
0
 
Нервная система организма собаки. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
3
0
Опрос. Проверка домашнего задания.
0
 
Нервная система организма собаки. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

6
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
3
0
работа с учебной литературой
0
 
Органы чувств. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
3
0
Опрос.
0
 
Органы чувств. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

6
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
3
0
работа с учебной литературой
0
 
Оснащенность
 
Анализаторы. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
3
0
Опрос. Проверка домашнего задания.
0
 
Анализаторы. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
3
0
работа с учебной литературой
0
 
Железы внутренней секреции /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
3
0
Опрос.
0
 
Железы внутренней секреции. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
3
0
работа с учебной литературой
0
 
Органы кроветворения и железы внутренней секреции собаки. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
3
0
Опрос. Проверка домашнего задания.
0
 
Органы кроветворения и железы внутренней секреции собаки. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
3
0
работа с учебной литературой
0
 
 
Раздел 4. Контроль

 
/Экзамен/
Л1.1 Л1.2Л2.1

36
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
3
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
Зачет по учебному плану не предусмотрен.
 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
1. Анатомия. Ее значение, задачи. История анатомии.

2. Анатомия как наука о строении развивающегося, приспосабливающегося и функционирующего организма в 

 
Оснащенность
 
связи с проблемами животноводства и ветеринарии. Методы морфологических исследований.

3. Понятие о морфогенезе. Основные законы биологического развития.

4. Вопросы доместикации и ее влияние на возрастные и породные особенности строения животных.

5. Понятие об организме, аппаратах, системах органов, тканях и клетках, его составляющих.

6. Аппарат движения, его значение, развитие в условиях гравитационного поля земли и принцип строения.

7. Скелет позвоночных, его значение, функции, закономерности развития.

8. Строение и развитие кости как органа. Факторы, влияющие на её структуры и функции. Типы костей. Биохимические и биофизические свойства костей.

9. Остеогенез, факторы его определяющие.

10. Учение о соединении костей. Закономерности развития в фило-и онтогенезе. Виды непрерывного соединения костей.

11. Суставы, их строение, классификация. Возрастные особенности строения суставов.

12. Основы рентгеноанатомии костно-суставной системы животных.

13. Общая морфофункциональная характеристика мышц и закономерности их расположения на скелете. Развитие скелетных мышц в фило- и онтогенезе.

14. Строение мышцы как органа, типы мышц. Значение и функции скелетных мышц.

15. Особенности анатомо-топографического распределения мышц.

16. Факторы, влияющие на строение, развитие и форму мышц.

17. Физические свойства и химический состав мышц, зависимость их пищевых свойств от строения и характера биомеханической нагрузки.

18. Факторы, способствующие развитию мышечной ткани при физической нагрузке животных.

19. Вспомогательные приспособления мышечной системы, их значение, строение и функции.

20. Функциональный анализ скелетных мышц головы, туловища и конечностей.

21. Общая морфофункциональная характеристика кожного покрова и его производных у собаки.

22. Возрастные, сезонные и видовые особенности строения кожного покрова и его производных.

23. Факторы, влияющие на строение и развитие кожного покрова и его производных.

24. Обзор соматических систем организма.

25. Общая морфофункциональная характеристика внутренних органов животных, закономерности строения и развития трубкообразных и паренхиматозных органов.

26. Полости тела и их оболочки.

27. Пищеварительный аппарат, его значение, развитие и анатомический состав.

28. Особенности строения расположения передней кишки, развитие, возрастные и видовые особенности у собаки.

29. Морфофункциональная характеристика средней кишки. Ее возрастные и видовые особенности.

30. Морфофункциональная характеристика задней кишки.

31. Топография органов брюшной полости.

32. Дыхательный аппарат, его значение, функции и анатомический состав.

33. Особенности строения и развития органов дыхания у домашних животных, возрастные и видовые особенности.

34. Факторы, влияющие настроение и развитие.

35. Мочеполовой аппарат, его морфофункциональная характеристика; видовые и возрастные особенности.

36. Органы мочевыделения; общая морфофункциональная характеристика, анатомический состав, значение

37. Возрастные особенности строения у собаки. Факторы, влияющие на строение органов мочевыделения.

38. Половые органы кобелей. Анатомический состав и морфофункциональная характеристика. Видовые особенности.

39. Половые органы самок, их развитие. Общая морфофункциональная характеристика, видовые и возрастные особенности.

40. Морфофункциональная характеристика, анатомический состав и значение системы крово-, лимфообращения, ее развитие.

41. Общие закономерности строения сосудов, их взаимосвязь между собой и с другими системами организма.

42. Сосудистые магистрали и их ветви, закономерности ветвления и

расположения.

43. Особенности сосудистой системы желудочно-кишечного тракта.

44. Особенности кровоснабжения различных систем организма.

45. Сердце - его развитие в фило- и онтогенезе, топография, строение, значение, видовые особенности.

46. Морфофункциональная характеристика лимфатической системы. Анатомический состав, ее развитие, функции, значение.

47. Классификация и топография лимфатических узлов организма.

48. Органы кроветворения и иммунной системы, их морфофункциональная характеристика, развитие, значение.

49. Анатомический состав центральных и периферических лимфоидных органов, их строение, развитие, возрастные и видовые особенности.

50. Нервная система, ее фило- и онтогенез.

51. Анатомический состав нервной системы.

52. Центральный отдел нервной системы.

53. Спинной мозг, его строение, взаимосвязи и связь с периферией. Проводящие пути спинного мозга, оболочки и сосуды.

54. Головной мозг, его развитие, строение и связи со спинным мозгом и периферией.

55. Функциональная анатомия отделов головного мозга.

56. Общие закономерности строения, формирования и ветвления спинномозговых и черепных нервов.

57. Морфофункциональная характеристика черепных нервов.

 
Оснащенность
 
58. Автономная (вегетативная) нервная система, особенности ее строения, развития и связей с периферией.

59. Понятие об анализаторах. Анатомический состав и морфофункциональная характеристика органов чувств, их классификация.

60. Фило- и онтогенез органов чувств.

61. Строение, развитие, состав, расположение, видовые и возрастные особенности органов зрения.

62. Строение, развитие органов слуха и равновесия, их связь с центрами мозга.

63. Морфофункциональная характеристика особенностей органов и систем организма. Фило- и онтогенез.

64. Морфофункциональная характеристика эндокринного аппарата.

 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Выполнение курсовой работы по дисциплине не предусмотрено.
 
Тематика эссе:

1. Из каких костей состоит осевой скелет собаки?

2. Каково строение периферического скелета собаки?

3. Какие кости образуют череп собаки?

4. Каковы зубные формулы взрослой собаки и щенка?

5. Каковы функции желудка, тонкого и толстого кишечника?

6. Какова сущность физиологических процессов при течке?

7. Дать понятие рефлекса.

8. В чем различия между условными и безусловными рефлексами?

9. В чём различия между сангвиниками, холериками, флегматиками и меланхоликами?

10. Каковы параметры основных физиологических показателей здоровой собаки?

11. В чём сущность теории условных рефлексов академика И.П. Павлова?

12. Каковы основные положения этологии как науки о поведении?

13. Роль исследований К. Лоренца на собаках в формировании этологии животных.

14. Учение Л.В. Крушинского о биологических основах рассудочной деятельности.

15. Тест Кемпбелла по определению у щенков типов их социального поведения.

16. Особенности поведения собак разных типов ВНД?

17. Важнейшие параметры организма собаки в норме.

18. Физиологические аспекты определения срока вязки суки.

19. Значение особенностей движения в племенной и пользовательной ценности собак.

20. Строение кожного покрова собаки.

21. Строение пищеварительной системы собаки.

22. Строение зубной системы собаки.

23. Анатомия систем дыхания и кровообращения.

24. Иммунитет и здоровье собак.

25. Строение и функции половой системы кобеля и суки.

26. Типы высшей нервной деятельности. Методы их определения

27. Роль учения об условных рефлексах в собаководстве.

28. Особенности биологии размножения собак.

29. Этологические аспекты поведения собак.

30. Закономерности роста и развития молодняка собак.

31. Физиологические и анатомические аспекты кормления собак.

32. Направленное формирование желательного поведения собак в процессе их выращивания и дрессировки.

33. Социализация собак и её роль в собаководстве.

34. Значение различных факторов в формировании дрессируемости собак.

35. Физиологические основы современных принципов кормления собак.

36. Параметры определения разных типов ВНД у собак.

37. Физиологическая и половая зрелость собак.

38. Половой цикл сук.

39. Методы определения точного срока вязки сук.

40. Методы профилактики инфекционных и паразитарных болезней собак.

41. Онтогенез собаки.

42. Характеристика органов чувств собак и их использования в кинологии.

43. Особенности коммуникации и форм поведения собак.

44. Агрессия и её значение в поведении собак и их использовании.

45. Современные представления о правилах и нормах кормления собак.

Тематика рефератов

1. 1. Рентгеноанатомия костно-суставной системы собаки.

2. Головной мозг собаки.

3. Половые особенности органов тазовой полости.

4. Анатомическая характеристика хеморецепторов собаки.

5. Анатомо-топографические особенности лимфатических узлов собаки.

6. Краткие данные о тканях организма.

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
Оснащенность
 
7. Особенности анатомического строения скелета собаки.

8. .Особенности анатомо-топографического распределения мышц свиньи.

9. Особенности анатомо-топографического распределения мышц собаки.

10. Факторы, способствующие развитию мышечной ткани при нагрузке животного.

11. Возрастные, сезонные и породные особенности строения кожного покрова и его производных.

12. Факторы, влияющие на строение и развитие кожного покрова и его производных.

13. Обзор соматических систем организма.

14. Особенности анатомического строения молочных желез собаки.

15. Особенности анатомического строения органов пищеварения собаки.

16. Особенности анатомического строения органов дыхания.

17. Особенности анатомического строения органов мочеполовой системы собаки.

18. Морфофункциональная характеристика, анатомический состав и значение системы крово-, лимфообращения, ее развитие.

19. Кровообращение плода.

20. Особенности кровоснабжения различных систем организма.

21. Анатомический состав центральных и периферических лимфоидных органов, их строение, развитие.

22. Функциональная анатомия отделов головного мозга.

23. Понятие об анализаторах. Анатомический состав и морфофункциональная характеристика органов чувств, их классификация.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Слесаренко Н. А.
Анатомия собаки. Соматические системы: учебник
СПб.: Лань, 2004
Электронный ресурс
 
Л1.2
Слесаренко Н. А., Сербский А. Е., Бабичев Н.В., Торба А. И.
Анатомия собаки. Висцеральные системы (Спланхнология): учебник
СПб.: Лань, 2004
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Слеваренко Н. А.
Анатомия собаки. Висцеральные системы (спланхнология): учебник
СПб.: Лань, 2004
7
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Образовательные ресурсы интернета
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
6.3.1.2
MozillaFirefox
6.3.1.3
Проблемно-ориентированный комплекс программ по животноводству на ПК (ИАС "СЕЛЭКС", "Кормовые рационы" и др.)
6.3.1.4
Справочная правовая система КонсультантПлюс
6.3.1.5
Электронный периодический справочник «Система Гарант»
6.3.1.6
ОС Windows 7
6.3.1.7
ОС Windows 8
6.3.1.8
ОС Windows 10
6.3.1.9
OpenOffice 4.1.1
6.3.1.10
SuperNovaReaderMagnifier
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
 
Оснащенность
 
6.3.2.3
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.4
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
6.3.2.5
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
6.3.2.6
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
416
Учебная аудитория
Стол 4-х мест. со скамейкой (23 шт.), трибуна на стол, доска классная (1 шт.), демонстрационное оборудование (экран с электроприводом (1 шт.), проектор ACER X128H черный (1 шт.), ноутбук Acer (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
Лек
 
414
Учебная аудитория
Столы ученические (16 шт.), стулья ученические (31 шт.), стол для преподавателя (1 шт.), доска классная (1 шт.), плакаты по кинологии (8 шт.)
Пр
 
123
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
СР
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и практическими занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего, промежуточного  форм контроля.

Система знаний по дисциплине «Анатомия и физиология собак» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.

Для освоения дисциплины студентами необходимо:

1. посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

2. посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На  занятиях решаются конкретные задачи по анализу на основе бухгалтерской отчетности, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.

3. систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из зооветеринарной литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

4. под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

5. при возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Анатомия и физиология собак», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении 

 
Оснащенность
 
дисциплины.

При изучении дисциплины «Анатомия и физиология собак» следует усвоить:

- ключевые понятия, виды, методы, способы и этапы проведения работы с собаками;

- родословные документы на собаку;

- порядок формирования аналитических таблиц и пояснительных записок;

- содержание основных законодательных и нормативных актов, прямо или косвенно касающихся собаководству.

Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:

1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.

2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.

3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.

4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов.

По согласованию с преподавателем или по его заданию студенты могут готовить рефераты по отдельным темам дисциплины. Основу докладов составляет, как правило, содержание подготовленных студентами рефератов. Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает по результатам тестирования и экзамена. Тестирование организовывается в компьютерных классах. Все вопросы тестирования обсуждаются на лекционных и практических  занятиях. Подготовка к экзамену предполагает изучение конспектов лекций, рекомендуемой литературы и других источников, повторение материалов  практических занятий.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________