(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Кинология
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Кинология, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
2. Анатомия как наука о строении развивающегося, приспосабливающегося и функционирующего организма в
3. Понятие о морфогенезе. Основные законы биологического развития.
4. Вопросы доместикации и ее влияние на возрастные и породные особенности строения животных.
5. Понятие об организме, аппаратах, системах органов, тканях и клетках, его составляющих.
6. Аппарат движения, его значение, развитие в условиях гравитационного поля земли и принцип строения.
7. Скелет позвоночных, его значение, функции, закономерности развития.
8. Строение и развитие кости как органа. Факторы, влияющие на её структуры и функции. Типы костей. Биохимические и биофизические свойства костей.
9. Остеогенез, факторы его определяющие.
10. Учение о соединении костей. Закономерности развития в фило-и онтогенезе. Виды непрерывного соединения костей.
11. Суставы, их строение, классификация. Возрастные особенности строения суставов.
12. Основы рентгеноанатомии костно-суставной системы животных.
13. Общая морфофункциональная характеристика мышц и закономерности их расположения на скелете. Развитие скелетных мышц в фило- и онтогенезе.
14. Строение мышцы как органа, типы мышц. Значение и функции скелетных мышц.
15. Особенности анатомо-топографического распределения мышц.
16. Факторы, влияющие на строение, развитие и форму мышц.
17. Физические свойства и химический состав мышц, зависимость их пищевых свойств от строения и характера биомеханической нагрузки.
18. Факторы, способствующие развитию мышечной ткани при физической нагрузке животных.
19. Вспомогательные приспособления мышечной системы, их значение, строение и функции.
20. Функциональный анализ скелетных мышц головы, туловища и конечностей.
21. Общая морфофункциональная характеристика кожного покрова и его производных у собаки.
22. Возрастные, сезонные и видовые особенности строения кожного покрова и его производных.
23. Факторы, влияющие на строение и развитие кожного покрова и его производных.
24. Обзор соматических систем организма.
25. Общая морфофункциональная характеристика внутренних органов животных, закономерности строения и развития трубкообразных и паренхиматозных органов.
26. Полости тела и их оболочки.
27. Пищеварительный аппарат, его значение, развитие и анатомический состав.
28. Особенности строения расположения передней кишки, развитие, возрастные и видовые особенности у собаки.
29. Морфофункциональная характеристика средней кишки. Ее возрастные и видовые особенности.
30. Морфофункциональная характеристика задней кишки.
31. Топография органов брюшной полости.
32. Дыхательный аппарат, его значение, функции и анатомический состав.
33. Особенности строения и развития органов дыхания у домашних животных, возрастные и видовые особенности.
34. Факторы, влияющие настроение и развитие.
35. Мочеполовой аппарат, его морфофункциональная характеристика; видовые и возрастные особенности.
36. Органы мочевыделения; общая морфофункциональная характеристика, анатомический состав, значение
37. Возрастные особенности строения у собаки. Факторы, влияющие на строение органов мочевыделения.
38. Половые органы кобелей. Анатомический состав и морфофункциональная характеристика. Видовые особенности.
39. Половые органы самок, их развитие. Общая морфофункциональная характеристика, видовые и возрастные особенности.
40. Морфофункциональная характеристика, анатомический состав и значение системы крово-, лимфообращения, ее развитие.
41. Общие закономерности строения сосудов, их взаимосвязь между собой и с другими системами организма.
42. Сосудистые магистрали и их ветви, закономерности ветвления и
расположения.
43. Особенности сосудистой системы желудочно-кишечного тракта.
44. Особенности кровоснабжения различных систем организма.
45. Сердце - его развитие в фило- и онтогенезе, топография, строение, значение, видовые особенности.
46. Морфофункциональная характеристика лимфатической системы. Анатомический состав, ее развитие, функции, значение.
47. Классификация и топография лимфатических узлов организма.
48. Органы кроветворения и иммунной системы, их морфофункциональная характеристика, развитие, значение.
49. Анатомический состав центральных и периферических лимфоидных органов, их строение, развитие, возрастные и видовые особенности.
50. Нервная система, ее фило- и онтогенез.
51. Анатомический состав нервной системы.
52. Центральный отдел нервной системы.
53. Спинной мозг, его строение, взаимосвязи и связь с периферией. Проводящие пути спинного мозга, оболочки и сосуды.
54. Головной мозг, его развитие, строение и связи со спинным мозгом и периферией.
55. Функциональная анатомия отделов головного мозга.
56. Общие закономерности строения, формирования и ветвления спинномозговых и черепных нервов.
57. Морфофункциональная характеристика черепных нервов.
59. Понятие об анализаторах. Анатомический состав и морфофункциональная характеристика органов чувств, их классификация.
60. Фило- и онтогенез органов чувств.
61. Строение, развитие, состав, расположение, видовые и возрастные особенности органов зрения.
62. Строение, развитие органов слуха и равновесия, их связь с центрами мозга.
63. Морфофункциональная характеристика особенностей органов и систем организма. Фило- и онтогенез.
64. Морфофункциональная характеристика эндокринного аппарата.
1. Из каких костей состоит осевой скелет собаки?
2. Каково строение периферического скелета собаки?
3. Какие кости образуют череп собаки?
4. Каковы зубные формулы взрослой собаки и щенка?
5. Каковы функции желудка, тонкого и толстого кишечника?
6. Какова сущность физиологических процессов при течке?
7. Дать понятие рефлекса.
8. В чем различия между условными и безусловными рефлексами?
9. В чём различия между сангвиниками, холериками, флегматиками и меланхоликами?
10. Каковы параметры основных физиологических показателей здоровой собаки?
11. В чём сущность теории условных рефлексов академика И.П. Павлова?
12. Каковы основные положения этологии как науки о поведении?
13. Роль исследований К. Лоренца на собаках в формировании этологии животных.
14. Учение Л.В. Крушинского о биологических основах рассудочной деятельности.
15. Тест Кемпбелла по определению у щенков типов их социального поведения.
16. Особенности поведения собак разных типов ВНД?
17. Важнейшие параметры организма собаки в норме.
18. Физиологические аспекты определения срока вязки суки.
19. Значение особенностей движения в племенной и пользовательной ценности собак.
20. Строение кожного покрова собаки.
21. Строение пищеварительной системы собаки.
22. Строение зубной системы собаки.
23. Анатомия систем дыхания и кровообращения.
24. Иммунитет и здоровье собак.
25. Строение и функции половой системы кобеля и суки.
26. Типы высшей нервной деятельности. Методы их определения
27. Роль учения об условных рефлексах в собаководстве.
28. Особенности биологии размножения собак.
29. Этологические аспекты поведения собак.
30. Закономерности роста и развития молодняка собак.
31. Физиологические и анатомические аспекты кормления собак.
32. Направленное формирование желательного поведения собак в процессе их выращивания и дрессировки.
33. Социализация собак и её роль в собаководстве.
34. Значение различных факторов в формировании дрессируемости собак.
35. Физиологические основы современных принципов кормления собак.
36. Параметры определения разных типов ВНД у собак.
37. Физиологическая и половая зрелость собак.
38. Половой цикл сук.
39. Методы определения точного срока вязки сук.
40. Методы профилактики инфекционных и паразитарных болезней собак.
41. Онтогенез собаки.
42. Характеристика органов чувств собак и их использования в кинологии.
43. Особенности коммуникации и форм поведения собак.
44. Агрессия и её значение в поведении собак и их использовании.
45. Современные представления о правилах и нормах кормления собак.
Тематика рефератов
1. 1. Рентгеноанатомия костно-суставной системы собаки.
2. Головной мозг собаки.
3. Половые особенности органов тазовой полости.
4. Анатомическая характеристика хеморецепторов собаки.
5. Анатомо-топографические особенности лимфатических узлов собаки.
6. Краткие данные о тканях организма.
8. .Особенности анатомо-топографического распределения мышц свиньи.
9. Особенности анатомо-топографического распределения мышц собаки.
10. Факторы, способствующие развитию мышечной ткани при нагрузке животного.
11. Возрастные, сезонные и породные особенности строения кожного покрова и его производных.
12. Факторы, влияющие на строение и развитие кожного покрова и его производных.
13. Обзор соматических систем организма.
14. Особенности анатомического строения молочных желез собаки.
15. Особенности анатомического строения органов пищеварения собаки.
16. Особенности анатомического строения органов дыхания.
17. Особенности анатомического строения органов мочеполовой системы собаки.
18. Морфофункциональная характеристика, анатомический состав и значение системы крово-, лимфообращения, ее развитие.
19. Кровообращение плода.
20. Особенности кровоснабжения различных систем организма.
21. Анатомический состав центральных и периферических лимфоидных органов, их строение, развитие.
22. Функциональная анатомия отделов головного мозга.
23. Понятие об анализаторах. Анатомический состав и морфофункциональная характеристика органов чувств, их классификация.
Система знаний по дисциплине «Анатомия и физиология собак» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На занятиях решаются конкретные задачи по анализу на основе бухгалтерской отчетности, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3. систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из зооветеринарной литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. при возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Анатомия и физиология собак», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении
При изучении дисциплины «Анатомия и физиология собак» следует усвоить:
- ключевые понятия, виды, методы, способы и этапы проведения работы с собаками;
- родословные документы на собаку;
- порядок формирования аналитических таблиц и пояснительных записок;
- содержание основных законодательных и нормативных актов, прямо или косвенно касающихся собаководству.
Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:
1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.
2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.
3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.
4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов.
По согласованию с преподавателем или по его заданию студенты могут готовить рефераты по отдельным темам дисциплины. Основу докладов составляет, как правило, содержание подготовленных студентами рефератов. Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает по результатам тестирования и экзамена. Тестирование организовывается в компьютерных классах. Все вопросы тестирования обсуждаются на лекционных и практических занятиях. Подготовка к экзамену предполагает изучение конспектов лекций, рекомендуемой литературы и других источников, повторение материалов практических занятий.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году