(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Кинология
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Кинология, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
Хромосомная теория наследственности.
Генетика пола.
Мутационная изменчивость.
/Лек/
Качественные и количественные признаки птицы.
Наследование качественных признаков.
Взаимодействие неаллельных генов.
/Пр/
/Пр/
/Ср/
Классификация пород.
Структура породы /Лек/
Характеристика пород собак разных породных групп /Пр/
Роль наследственности и внешней среды в формировании типов конституции /Лек/
Методы изучения экстерьера и конституции собак. /Пр/
Рабочая производительность.
/Лек/
Признаки и показатели отбора.
Факторы, влияющие на эффективность отбора.
/Лек/
Взаимосвязь отбора и подбора.
Требования к племенным собакам производителям.
/Лек/
Практическое применение подбора. /Ср/
Чистопородное разведение и его значение при совершенствовании пород, его задачи, стандарты.
Разведение собак по линиям и семействам
Скрещивание и его виды.
/Лек/
Виды инбридинга. Инбредная депрессия
Биологические особенности: повышение гетерозиготности, возникновение гетерозиса, образование новых наследственных форм и свойств животных – поглотительное скрещивание, учет кровности.
Гибридизация, селекция на гетерозис.
/Лек/
Чистопородное разведение.
Скрещивание и его виды.
Выведение новых пород собак на основе разных видов скрещивания. /Ср/
Строение половой системы суки и кобеля /Лек/
Анатомия и физиология половой системы суки и кобеля
Половая зрелость и половой цикл.
Основные правила разведения собак.
/Ср/
Особенности содержания производителей.
Принципы и особенности подбора пар для вязки. /Лек/
Оптимальное время для вязки. Условия для вязки. Способы и процесс вязки.
Особенности спаривания собак разных пород.
/Лек/
Новорожденные щенки и отъем
Выращивание молодняка. /Лек/
Особенности спаривания собак разных видов.
Естественное и искусственное осеменение собак /Пр/
Особенности содержания производителей.
Принципы и особенности подбора пар для вязки.
Естественное осеменение собак. оптимальное время для вязки. Условия для вязки. Способы и процесс вязки.
Особенности спаривания собак разных пород.
Беременность и роды у собак разных пород.
Новорожденные щенки и отъем
/Ср/
Родословные. Формы родословных.
Обозначения, принятые в собаководстве, оценка по прямым и боковым родственникам.
/Пр/
1. Метод разведения, при котором спаривают животных разных видов, называется:
А. чистопородное разведение
В. скрещивание
С. гибридизация
2. Метод разведения, при котором спаривают животных разных пород, называется:
А. чистопородное разведение
В. скрещивание
С. гибридизация
3. Метод разведения, при котором спаривают животных одной породы, называется:
А. чистопородное разведение
В. скрещивание
С. гибридизация
4. Целью поглотительного скрещивания является:
А. улучшение одних пород другими
В. выведение новых пород
С. получение пользовательских животных, обладающих высокой продуктивностью, обусловленной явлением гетерозиса
5. Целью промышленного скрещивания является:
А. улучшение одних пород другими
В. выведение новых пород
С. получение пользовательских животных, обладающих высокой продуктивностью, обусловленной гетерозиса
6. Помесью называют потомков, полученных в результате использования такого метода разведения как:
А. чистопородное разведение
В. скрещивание
С. гибридизация
7. Целью заводского скрещивании является:
А. улучшение одних пород другими
В. выведение новых пород
С. получение пользовательских животных, обладающих высокой продуктивностью, обусловленной
8. Гибридами называют потомков, полученных в результате использования такого метода разведении как:
А. чистопородное разведение
В. скрещивание
С. гибридизация
9. Целью вводного скрещивания является:
А. улучшение одних пород другими
В. выведение новых пород
С. получение пользовательских животных, обладающих высокой продуктивностью, обусловленной явлением гетерозиса
10. Кровность, выраженная в долях крови улучшающей породы А, у помесей второго поколения при вводном скрещивании составит:
А. 1/4
В. 3/4
С. 1/8
11. Кровность, выраженная в долях крови улучшающей породы А, у помесей третьего поколения при вводном скрещивании составит:
А. 1/4
В. 1/8
С. 7/8
12. Кровность, выраженная в долях крови улучшающей породы А, у помесей второго поколения при поглотительном скрещивании составит:
А. 1/4
В. 3/4
С. 1/8
13. Кровность, выраженная в долях крови улучшающей породы А, у помесей третьего поколения при скрещивании составит:
А. 1/4
В. 1/8
С. 7/8
14. Недостаточное и неполноценное кормление беременных самок травоядных животных вызывает у их потомства:
А. инфантилизм
В. эмбрионализм
С. неотения
15. Пробанд – это:
А. общий предок нескольких животных
В. животное, для которого составляют родословную
С. мужской предок животного
16. Понятие о породе возникло в:
А. XII веке
В. XII веке
С. XIV веке
17.Минимальные количества особей собак в породе:
А. в пределах 3 тыс.
В. в пределах 5 тыс.
С. в пределах 10 тыс.
18. В настоящее время насчитывается свыше:
А. 150 пород собак
В. 400 пород собак
С. 1000 пород собак
19. Большая группа собак, потомков нескольких поколений ценного производителя, полученных без определенного плана и подбора, называется:
А. кровная линия
В. генеалогическая линия
С. заводская линия
20. Линия выведенная с применением тесного родственного спаривания при большом проценте выбраковки животных
А. кровная линия
В. генеалогическая линия
С. заводская линия
21. Группа животных, происходящих от выдающегося родоначальника, по кличке которого она и именуется, называется:
А. кровная линия
В. генеалогическая линия
С. заводская линия
22. Овчарки и догооборазные относятся к породам:
А. служебных и спортивно-служебных собак
В. охотничьих собак
С. декоративных собак
23. 1. К какой группе по классификации пород собак в системе FСI относятся кавказская и среднеазиатская овчарки:
А. 1 группу
В. 5 группу
С. 2 группу
24. К какой группе по классификации пород собак в системе FСI относится английский бульдог:
А. 2 группу
В. 8 группу
С. 6 группу
25. К какой группе по классификации пород собак в системе FСI относится французский бульдог:
А. 2 группу
В. 8 группу
С. 6 группу
26. К какой группе по классификации пород собак в системе FСI относится мопс:
А. 8 группу
В. 3 группу
С. 9 группу
27. К какой группе по классификации пород собак в системе FСI относится бигль:
А. 5 группу
В. 2 группу
С. 6 группу
28. К какой группе по классификации пород собак в системе FСI относится восточно-европейская лайка:
А. 5 группу
В. 2 группу
С. 9 группу
29.К какой группе по классификации пород собак в системе FСI относится английский сеттер:
А. 6 группу
В. 8 группу
С. 7 группу
30 .К какой группе по классификации пород собак в системе FСI относится английский кокер-спаниель:
А. 8 группу
В. 7 группу
С. 9 группу.
Темы рефератов:
1. Действующее разделение пород на группы. Классификация пород.
2. Доместикация. Понятие о породе.
3. Ископаемые домашние собаки.
4. Собаководство древних культур мира.
5. Основные стати собак.
6. Определение возраста собаки.
7. Критерии отбора и подбора.
8. Сущность методов скрещивания и гибридизации.
9. Разведение по линиям и семействам. Разведение по линиям и семействам.
10. Северные остроухие собаки (лайки). Особенности экстерьера. Происхождение, распространение и использование.
11. Пинчеры и шнауцеры. Происхождение, распространение и использование.
13. Борзые и родственные им породы. Особенности экстерьера. Происхождение, распространение и использование.
14. Гончие и собаки, работающие по кровяному следу. Особенности экстерьера. Происхождение, распространение и использование.
15. Таксы. Особенности экстерьера. Происхождение, распространение и использование.
16. Собаки, поднимающие дичь, аппортирующие ее, и работающие на воде. Особенности экстерьера. Происхождение, распространение и использование.
17. Собаки, делающие стойку. Особенности экстерьера. Происхождение, распространение и использование.
18. Молоссоиды (овчарки) и швейцарские пастушьи собаки. Происхождение, распространение и использование.
19. Пастушьи собаки (остроухие овчарки) и собаки-погонщики. Причины, способствовавшие их появлению. Особенности собак данной группы, их использование.
20. Комнатные и декоративные породы собак. Наиболее оригинальные породы, их характеристика.
21. Отечественные породы охотничьих собак. Происхождение, характеристика, использование.
22. Отечественные породы декоративных собак. Происхождение, характеристика, использование.
23. Отечественные породы служебных собак. Происхождение, характеристика, использование.
24. Шпицы. Особенности экстерьера. Происхождение, распространение и использование.
25. Северные ездовые собаки. Происхождение, распространение и использование.
26. Малые терьеры. Особенности экстерьера и волосяного покрова. Происхождение, распространение и использование.
27. Бультерьеры. Особенности экстерьера и волосяного покрова. Происхождение, распространение и использование.
28. Физиология размножения собак.
29. Осеменение собак.
30. Оплодотворение, имплантация и развитие эмбриона и плода.
31. Роды и послеродовой период.
32. Патология беременности собак.
33. Помощь при патологических родах.
34. Родительское поведение.
35. Стерилизация кобелей и сук.
36. Патология послеродового периода.
37. Отбор собак по результатам бонитировки для улучшения рабочих и породных качеств.
38. Недостатки и пороки экстерьера.
39. Принципы бонитировки собак.
40. Участие в обследование и тестирование собак на допуск в племенное разведение.
41. Методы разведения, применяемые при создании конкретных пород.
42. Методы разведения служебных собак.
43. Искусственное осеменение.
44. Особенности ухода за щенками различных возрастных групп.
45. Родительское поведение.
46. Выращивание щенков.
47. Родословные и их формы.
48. Система мечения собак, нумерация и присвоения им кличек.
49. Бонитировка собак.
50. Организация племенной работы в кинологических организациях.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, закономерности, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях решаются конкретные задачи по основным методам селекции, оценки, отбора собак, наследованию признаков, биометрии, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3. систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение материалов учебников и статей из специальной литературы по собаководству, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. при возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Селекция собак», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
При изучении дисциплины «Селекция собак» следует усвоить:
-основными методами и принципами селекционно-племенной работы с собаками на практике;
-методами оценки производителей по качеству потомству.
-оценивать животных по происхождению, боковым родственникам и качеству потомства
-особенности применения инбридинга и гетерозиса;
-породообразовательный процесс;
-методы отбора, подбора собак для селекционно-племенной работы;
-требования к качествам собак производителей;
-определения периода, благоприятного для вязки;
-вязки собак;
-содержания производителей;
-выращивания щенков;
-особенности роста и развития щенков разных пород;
-оформления документов о происхождении собак.
Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:
1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.
2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.
3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.
4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов.
По согласованию с преподавателем или по его заданию студенты могут готовить рефераты по отдельным темам дисциплины. Основу докладов составляет, как правило, содержание подготовленных студентами рефератов. Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает по результатам тестирования и экзамена. Тестирование организовывается в компьютерных классах. Все вопросы тестирования обсуждаются на лекционных и практических занятиях. Подготовка к экзамену предполагает изучение конспектов лекций, рекомендуемой литературы и других источников, повторение материалов практических занятий.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году