(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Кинология
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Кинология, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
Породы собак отечественной селекции
/Пр/
2. Ископаемые предки собак. Ранний период одомашнивания.
3. Сценарии одомашнивания. Генетические данные.
4. Применение одомашненных собак. Социокультурные аспекты одомашнивания.
5. Характерные черты диких псовых. Инстинкты дикой собаки модифицированные человеком для получения полезных (рабочих) качеств.
6. Изменения в строении и функциях организма во внешнем облике и поведении в результате одомашнивания.
7. Понятие породы, структура породы. Акклиматизация пород.
8. РКФ (Российская Кинологическая Федерация). Другие организации, признаваемые FCI.
9. Классификация пород собак. Представители группы. История выведения. Требования стандарта. Применение.
10. Группа 1 – Пастушьи и скотогонные собаки, кроме швейцарских скотогонных собак. Представители группы. История выведения. Требования стандарта. Применение.
11. Группа 2 – Пинчеры и шнауцеры, молоссы, горные и швейцарские скотогонные собаки. Представители группы. История выведения. Требования стандарта. Применение.
12. Группа 3 – Терьеры. Представители группы. История выведения. Требования стандарта. Применение.
13. Группа 4 – Таксы. Представители группы. История выведения. Требования стандарта. Применение.
14. Группа 5 – Шпицы и примитивные породы. Представители группы. История выведения. Требования стандарта. Применение.
15. Группа 6 – Гончие и родственные породы. Представители группы. История выведения. Требования стандарта. Применение.
16. Группа 7 – Легавые. Представители группы. История выведения. Требования стандарта. Применение.
17. Группа 8 – Ретриверы, спаниели и водяные собаки. Представители группы. История выведения. Требования стандарта. Применение.
18. Группа 9 – Декоративные и собаки-компаньоны. Представители группы. История выведения. Требования стандарта. Применение.
19. Группа 10 – Борзые. Представители группы. История выведения. Требования стандарта. Применение.
20. Породы, не признанные МКФ. Отечественные породы собак.
21. Организация племенной работы. Государственные и общественные кинологические организации, частные питомники и заводы. Генофонд собак.
22. Племенной учет собак. Племенные книги. Заводские племенные книги на племенных собак. Государственная Единая племенная книга (ГЕПК).
23. Книги выдающихся собак по рабочим качествам. Каталоги лучших производителей. Порядок нумерации собак в книгах. Племенные станции разведения собак.
24. Положение о питомниках породистых собак в системе РКФ
25. Выставки, выводки и племенные смотры. Цель.
26. Осмотр и оценка, предварительный отбор племенных производителей по конституции и экстерьеру; осмотр молодняка, полученного в результате планового разведения.
27. Оценка экстерьера и конституции и качества выращивания; проверка правильности подбора пар.
Вопросы на оценку понимания/умений студента
1. Происхождение собаки и история одомашнивания. Отряд хищных и семейство псовых в систематике животного мира.
2. Ископаемые предки собак. Ранний период одомашнивания.
3. Сценарии одомашнивания. Генетические данные.
4. Применение одомашненных собак. Социокультурные аспекты одомашнивания.
5. Характерные черты диких псовых. Инстинкты дикой собаки модифицированные человеком для получения полезных (рабочих) качеств.
6. Волкообразный тип. Шпицеобразный тип. Гончеобразный тип. Борзообразный тип.
7. Изменения в строении и функциях организма во внешнем облике и поведении в результате одомашнивания.
8. Понятие породы, структура породы. Акклиматизация пород.
9. Кинологические организации разных стран. Cтраны - члены FCI.
10. РКФ (Российская Кинологическая Федерация). Другие организации, признаваемые FCI.
12. Группа 1 – Пастушьи и скотогонные собаки, кроме швейцарских скотогонных собак. Представители группы. История выведения. Требования стандарта. Применение.
13. Группа 2 – Пинчеры и шнауцеры, молоссы, горные и швейцарские скотогонные собаки. Представители группы. История выведения. Требования стандарта. Применение.
14. Группа 3 – Терьеры. Представители группы. История выведения. Требования стандарта. Применение.
15. Группа 4 – Таксы. Представители группы. История выведения. Требования стандарта. Применение.
16. Группа 5 – Шпицы и примитивные породы. Представители группы. История выведения. Требования стандарта. Применение.
17. Группа 6 – Гончие и родственные породы. Представители группы. История выведения. Требования стандарта. Применение.
18. Группа 7 – Легавые. Представители группы. История выведения. Требования стандарта. Применение.
19. Группа 8 – Ретриверы, спаниели и водяные собаки. Представители группы. История выведения. Требования стандарта. Применение.
20. Группа 9 – Декоративные и собаки-компаньоны. Представители группы. История выведения. Требования стандарта. Применение.
21. Группа 10 – Борзые. Представители группы. История выведения. Требования стандарта. Применение.
22. Породы, не признанные МКФ. Отечественные породы собак
23. Организация племенной работы. Государственные и общественные кинологические организации, частные питомники и заводы. Генофонд собак.
24. Племенной учет собак. Племенные книги. Заводские племенные книги на племенных собак. Государственная Единая племенная книга (ГЕПК). Книги выдающихся собак по рабочим качествам. Каталоги лучших производителей. Порядок нумерации собак в книгах. Племенные станции разведения собак.
25. Положение о питомниках породистых собак в системе РКФ
26. Выставки, выводки и племенные смотры. Цель.
27. Осмотр и оценка, предварительный отбор племенных производителей по конституции и экстерьеру; осмотр молодняка, полученного в результате планового разведения.
28. Оценка экстерьера и конституции и качества выращивания; проверка правильности подбора пар.
29. Правила организации и проведения выставок собак ранга CAC CACIB в системе РКФ – FCI: общие положения; организация экспертизы; запись собак на выставку, выводку; прием и содержание собак на выставках и выводках; методика и техника экспертизы собак; присуждения оценок и награждения на выставках и выводках; экспертиза и награждение племенного класса; экспертиза и награждение на выводках щенков и молодых собак; отчетность об экспертизе на выставке и выводке; каталог экспонируемых собак.
1. Действующее разделение пород на группы.
2. Ископаемые домашние собаки.
3. Собаководство древних культур мира.
4. Северные остроухие собаки (лайки). Особенности экстерьера. Происхождение, распространение и использование.
5. Пинчеры и шнауцеры. Происхождение, распространение и использование.
6. Большие и средние терьеры. Особенности экстерьера и волосяного покрова. Происхождение, распространение и использование.
7. Борзые и родственные им породы. Особенности экстерьера. Происхождение, распространение и использование.
8. Гончие и собаки, работающие по кровяному следу. Особенности экстерьера. Происхождение, распространение и использование.
9. Таксы. Особенности экстерьера. Происхождение, распространение и использование.
10. Собаки, поднимающие дичь, аппортирующие ее, и работающие на воде. Особенности экстерьера. Происхождение, распространение и использование.
11. Собаки, делающие стойку. Особенности экстерьера. Происхождение, распространение и использование.
12. Молоссоиды (доги, мастифы). Происхождение, распространение и использование.
13. Молоссоиды (овчарки) и швейцарские пастушьи собаки. Происхождение, распространение и использование.
14. Пастушьи собаки (остроухие овчарки) и собаки-погонщики. Причины, способствовавшие их появлению. Особенности собак данной группы, их использование.
15. Комнатные и декоративные породы собак. Наиболее оригинальные породы, их характеристика.
16. Отечественные породы охотничьих собак. Происхождение, характеристика, использование.
17. Отечественные породы декоративных собак. Происхождение, характеристика, использование.
18. Отечественные породы служебных собак. Происхождение, характеристика, использование.
19. Шпицы. Особенности экстерьера. Происхождение, распространение и использование.
20. Северные ездовые собаки. Происхождение, распространение и использование.
21. Малые терьеры. Особенности экстерьера и волосяного покрова. Происхождение, распространение и использование.
22. Бультерьеры. Особенности экстерьера и волосяного покрова. Происхождение, распространение и использование.
23. Бишоны. Особенности экстерьера и волосяного покрова. Происхождение, распространение и использование.
25. Тибетские породы декоративных собак. Особенности экстерьера и волосяного покрова. Происхождение, распространение и использование.
Темы эссе
1. Действующее разделение пород на группы.
2. Ископаемые домашние собаки.
3. Собаководство древних культур мира.
4. Северные остроухие собаки (лайки). Особенности экстерьера. Происхождение, распространение и использование.
5. Пинчеры и шнауцеры. Происхождение, распространение и использование.
6. Большие и средние терьеры. Особенности экстерьера и волосяного покрова. Происхождение, распространение и использование.
7. Борзые и родственные им породы. Особенности экстерьера. Происхождение, распространение и использование.
8. Гончие и собаки, работающие по кровяному следу. Особенности экстерьера. Происхождение, распространение и использование.
9. Таксы. Особенности экстерьера. Происхождение, распространение и использование.
10. Собаки, поднимающие дичь, аппортирующие ее, и работающие на воде. Особенности экстерьера. Происхождение, распространение и использование.
11. Собаки, делающие стойку. Особенности экстерьера. Происхождение, распространение и использование.
12. Молоссоиды (доги, мастифы). Происхождение, распространение и использование.
13. Молоссоиды (овчарки) и швейцарские пастушьи собаки. Происхождение, распространение и использование.
14. Пастушьи собаки (остроухие овчарки) и собаки-погонщики. Причины, способствовавшие их появлению. Особенности собак данной группы, их использование.
15. Комнатные и декоративные породы собак. Наиболее оригинальные породы, их характеристика.
16. Отечественные породы охотничьих собак. Происхождение, характеристика, использование.
17. Отечественные породы декоративных собак. Происхождение, характеристика, использование.
18. Отечественные породы служебных собак. Происхождение, характеристика, использование.
19. Шпицы. Особенности экстерьера. Происхождение, распространение и использование.
20. Северные ездовые собаки. Происхождение, распространение и использование.
21. Малые терьеры. Особенности экстерьера и волосяного покрова. Происхождение, распространение и использование.
22. Бультерьеры. Особенности экстерьера и волосяного покрова. Происхождение, распространение и использование.
23. Бишоны. Особенности экстерьера и волосяного покрова. Происхождение, распространение и использование.
24. Маленькие молоссы. Особенности экстерьера и волосяного покрова. Происхождение, распространение и использование.
25. Тибетские породы декоративных собак. Особенности экстерьера и волосяного покрова. Происхождение, распространение и использование.
Система знаний по дисциплине «Породы собак» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, закономерности, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому
3. систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение материалов учебников и статей из специальной литературы по собаководству, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. при возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Породы собак», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:
1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.
2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.
3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.
4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов.
По согласованию с преподавателем или по его заданию студенты могут готовить рефераты по отдельным темам дисциплины. Основу докладов составляет, как правило, содержание подготовленных студентами рефератов. Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает по результатам тестирования и зачета с оценкой. Тестирование организовывается в компьютерных классах. Все вопросы тестирования обсуждаются на лекционных и практических занятиях. Подготовка к зачету с оценкой предполагает изучение конспектов лекций, рекомендуемой литературы и других источников, повторение материалов практических занятий.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году