2024-2025_36_03_02_24-1 Зоотехния_Кинология_plx_Декоративное собаководство
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Общей и частной зоотехнии
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
26.03.2024 г.
 
Б1.В.11
Декоративное собаководство
Направление подготовки 36.03.02 Зоотехния

Направленность (профиль) Кинология

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
  зачет с оценкой   
Виды контроля:
самостоятельная работа
60
аудиторные занятия
48
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

8 (4.2)
Итого
Недель
13 1/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
24
24
24
24
Практические
24
24
24
24
В том числе инт.
8
8
8
8
Итого ауд.
48
48
48
48
Кoнтактная рабoта
48
48
48
48
Сам. работа
60
60
60
60
Итого
108
108
108
108
 
 
 
Программу составил(и):
канд. с.-х. наук, доц., Воронова И.В.
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 36.03.02 Зоотехния (приказ Минобрнауки России от 22.09.2017 г. № 972).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Декоративное собаководство" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 36.03.02 Зоотехния

Направленность (профиль) Кинология, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Лаврентьев А.Ю. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Лаврентьев А.Ю. 
Председатель методической комиссии факультета  Ефимова И.О.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
приобретение знания о породном разнообразии собак, принципах классификации пород, стандартах и методах оценки пород по экстерьеру, племенном деле в собаководстве, правилах организации и проведения выставок собак разного ранга, критериях присуждения выставочных классов, оценок, титулов, сертификатов, дипломов. 
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
Б1.В
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Коневодство
2.1.2
Породы собак
2.1.3
Производственная практика,технологическая практика
2.1.4
Птицеводство
2.1.5
Технология собаководства
2.1.6
Биотехника воспроизводства с основами акушерства
2.1.7
Кролиководство и пушное звероводство
2.1.8
Племенное дело в кинологии
2.1.9
Практическое собаководство
2.1.10
Свиноводство
2.1.11
Болезни собак
2.1.12
Кормление животных
2.1.13
Кормление собак
2.1.14
Приготовление комбикормов и БМВД
2.1.15
Разведение собак
2.1.16
Скотоводство
2.1.17
Технология кормов
2.1.18
Зоогигиена
2.1.19
Основы ветеринарии 
2.1.20
Основы поведения и дрессировки собак
2.1.21
Психология собак
2.1.22
Разведение животных
2.1.23
Селекция собак
2.1.24
Учебная практика, научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.1.25
Этология
2.1.26
Анатомия и физиология собак
2.1.27
Генетика и биометрия
2.1.28
Керунг
2.1.29
Микробиология
2.1.30
Молочное дело
2.1.31
Экстерьерная оценка пород собак
2.1.32
Биология
2.1.33
Основы научных исследований
2.1.34
Учебная практика, общепрофессиональная практика
2.1.35
Ботаника
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ПК-1. Способен к совершенствованию, использованию выведенных и сохраняемых пород, типов, линий животных; оформлению и представлению документации по результатам селекционно-племенной работы с животными
 
ПК-1.1 Знать: биотехнологические методы выведения, совершенствования, сохранения и использования пород, типов и линий животных
 
 
 
Оснащенность
 
ПК-1.2 Уметь: отбирать, оформлять, передавать биоматериалы от племенных животных для генетической экспертизы, регистрировать результаты генетической экспертизы в системы информационного обеспечения по племенному животноводству, анализировать эффективность назначения племенных животных для воспроизводства стада
 
 
 
ПК-1.3 Иметь практический опыт: разработки мероприятий по повышению эффективности селекционно-племенной работы с племенными животными, представления результатов генетической экспертизы в системе информационного обеспечения по племенному животноводству для генетического мониторинга
 
 
 
ПК-2. Способен выбирать и соблюдать режимы содержания животных, составлять рационы кормления, прогнозировать последствия изменений в кормлении, разведении и содержании животных и на этом основании проводить зоотехническую оценку животных
 
ПК-2.1 Знать: режимы содержания животных, требования к кормам и составлению рационов кормления; требования зоотехнической оценки животных
 
 
 
ПК-2.2 Уметь: выбирать и соблюдать режимы содержания животных, составлять рационы кормления, прогнозировать последствия, изменений в кормлении, разведении и содержании животных; проводить зоотехническую оценку животных
 
 
 
ПК-2.3 Иметь практический опыт: выбора режима содержания животных, методики составления рационов кормления, прогнозирования последствий, изменений в кормлении, разведении и содержании животных; оценки и анализа результатов зоотехнической оценки животных 
 
 
 
ПК-3. Способен организовывать и проводить санитарно-профилактические работы по предупреждению основных незаразных, инфекционных и инвазионных заболеваний сельскохозяйственных животных
 
ПК-3.1 Знать: требования к организации и проведению санитарно-профилактических работ по предупреждению основных заболеваний животных
 
 
 
ПК-3.2 Уметь: организовывать санитарно-профилактические работы по предупреждению основных заболеваний животных
 
 
 
ПК-3.3 Иметь практический опыт: проведения санитарно-профилактических работ по предупреждению основных незаразных, инфекционных и инвазионных заболеваний животных
 
 
 
ПК-4. Способен обеспечить рациональное воспроизводство животных, владеть методами селекции, кормления и содержания различных видов животных и технологиями воспроизводства стада
 
ПК-4.1 Знать: теоретические основы рационального воспроизводства животных
 
 
 
ПК-4.2 Уметь: организовать рациональное воспроизводство животных; использовать методы селекции, кормления и содержания различных видов животных
 
 
 
ПК-4.3 Иметь практический опыт: обеспечения рационального воспроизводства животных; применения технологий воспроизводства стада
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
– породное разнообразие собак древних цивилизаций;
3.1.2
– происхождение наиболее распространенных декоративных пород собак;
3.1.3
– стандарты наиболее распространенных декоративных пород собак;
3.1.4
– отечественные  декоративных породы собак;
3.1.5
– анатомические и физиологические отличия  декоративных собак разных пород;
3.1.6
– пороки и недостатки экстерьера собак;
3.1.7
– правила организации и проведения выставок собак различного ранга;
3.1.8
– особенности разведения собак некоторых пород.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
- оценивать пороки и недостатки экстерьера, его отклонения от стандарта породы;
3.2.2
- готовить собаку к участию в выставках;
3.2.3
- различать нестандартные окрасы некоторых пород собак;
3.2.4
- вести племенную документацию по  декоративных собакам.
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
- владения техникой оформления племенной документации;
3.3.2
- владения методикой определения выставочных классов, оценок, титулов.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Введение

 
Оснащенность
 
Эволюция домашней собаки /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
8
0
Опрос на практических занятиях. 
0
 
Эволюция домашней собаки /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

4
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
8
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
0
 
 
Раздел 2. Классификация пород собак

 
Классификация пород собак по FCI. Группа  декоративных собак

Особенности экстерьера и конституции разных пород  декоративных собак.

Кормление и содержание  декоративных собак

Племенная работа с  декоративными собаками

/Лек/

Л1.1Л2.1 Л2.2

22
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
8
2
Опрос на практических занятиях. Проблемная лекция.
0
 
Породы собак 9 группы FCI «Декоративные и собаки-компаньоны» /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

4
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
8
4
Опрос, выступление с рефератом, тестирование. Работа в малых группах.
0
 
Макет стандарта породы собак МКФ /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
8
0
Опрос, выступление с рефератом, тестирование. 
0
 
Особенности экстерьера и конституции  декоративных собак /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

8
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
8
0
Опрос, выступление с рефератом, тестирование. 
0
 
Особенности кормления и содержания декоративных собак /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

4
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
8
0
Опрос, выступление с рефератом, тестирование. 
0
 
Племенная работа в  декоративном собаководстве /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

6
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
8
2
Опрос, выступление с рефератом, тестирование. Работа в малых группах.
0
 
Оснащенность
 
Породы  декоративных собак по FCI. Группа  декоративных собак

Особенности экстерьера и конституции разных пород  декоративных собак.

Кормление и содержание  декоративных собак

Племенная работа с  декоративными собаками /Ср/

Л1.1Л2.1 Л2.2

56
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
8
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
0
 
/ЗачётСОц/
Л1.1Л2.1 Л2.2

0
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
8
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1. Происхождение собаки и история одомашнивания. Отряд хищных и семейство псовых в систематике животного мира.

2. Ископаемые предки собак. Ранний период одомашнивания.

3. Сценарии одомашнивания. Генетические данные.

4. Применение одомашненных собак. Социокультурные аспекты одомашнивания.

5. Характерные черты диких псовых. Инстинкты дикой собаки модифицированные человеком для получения полезных (рабочих) качеств.

6. Изменения в строении и функциях организма во внешнем облике и поведении в результате одомашнивания.

7. Понятие породы, структура породы. Акклиматизация пород.

8. РКФ (Российская Кинологическая Федерация). Другие организации, признаваемые FCI.

9. Классификация пород собак. Представители группы. История выведения. Требования стандарта. Применение.

10. Группа 9 – Декоративные и собаки-компаньоны. Представители группы. История выведения. Требования стандарта. Применение.

11. Организация племенной работы. Государственные и общественные кинологические организации, частные питомники и заводы. Генофонд собак.

12. Племенной учет собак. Племенные книги. Заводские племенные книги на племенных собак. Государственная Единая племенная книга (ГЕПК).

13. Книги выдающихся собак по рабочим качествам. Каталоги лучших производителей. Порядок нумерации собак в книгах. Племенные станции разведения собак.

14. Положение о питомниках породистых собак в системе РКФ

15. Выставки, выводки и племенные смотры. Цель.

16. Осмотр и оценка, предварительный отбор племенных производителей по конституции и экстерьеру; осмотр  молодняка, полученного в результате планового разведения.

17. Оценка экстерьера и конституции и качества выращивания; проверка правильности подбора пар.

18 . Осмотр  и оценка, предварительный отбор племенных производителей по конституции и экстерьеру; осмотр  молодняка, полученного в результате планового разведения.

19. Оценка экстерьера и конституции и качества выращивания; проверка правильности подбора пар.

20. Правила организации и проведения выставок собак ранга CAC  CACIB в системе РКФ – FCI: общие положения; организация экспертизы; запись собак на выставку, выводку; прием и содержание собак на выставках и выводках; методика и техника экспертизы собак; присуждения оценок и награждения на выставках и выводках; экспертиза и награждение племенного класса; экспертиза и награждение на выводках щенков и молодых собак; отчетность об экспертизе на выставке и выводке; каталог экспонируемых собак.

 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
Не предусмотрено учебным планом.
 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрено учебным планом.
 
Темы докладов:

1. Действующее разделение пород на группы.

2. Ископаемые домашние собаки.

3. Собаководство древних культур мира.

4. Отечественные породы декоративных собак. Происхождение, характеристика, использование.

5. Породы  декоративных собак по FCI. Группа  декоративных собак

6. Особенности экстерьера и конституции разных пород  декоративных собак.

7. Кормление и содержание  декоративных собак

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
Оснащенность
 
8. Племенная работа с  декоративными собаками.
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Стекольников А. А., Щербаков Г. Г., Яшин А. В., Донская Т. К., Винникова С. В., Копылов С. Н., Куляков Г. В., Тарнуев Ю. А., Раднатаров В. Д., Эленшлегер А. А., Ильина О. П., Рядинская Н. И., Щербаков Г. Г.
Декоративное собаководство: учебное пособие
СПб.: Лань, 2018
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Блохин Г. И., Блохина Т. В., Бурова Г. А., Гладких М. Ю., Иванов А. А., Овсищер Б. Р., Сидорова М. В.
Кинология: учебник
СПб.: Лань, 2019
Электронный ресурс
 
Л2.2
Фаритов Т. А., Хазиахметов Ф. С., Платонов Е. А.
Практическое собаководство: учебное пособие
СПб.: Лань, 2019
Электронный ресурс
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
6.3.1.2
Проблемно-ориентированный комплекс программ по животноводству на ПК (ИАС "СЕЛЭКС", "Кормовые рационы" и др.)
6.3.1.3
Office 2007 Suites
6.3.1.4
MozillaFirefox
6.3.1.5
MozillaThinderbird
6.3.1.6
7-Zip
6.3.1.7
OfficeStandard 2010
6.3.1.8
OfficeStandard 2013
6.3.1.9
ОС Windows 10
6.3.1.10
SuperNovaReaderMagnifier
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
6.3.2.4
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.5
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
 
Оснащенность
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
414
Учебная аудитория
Столы ученические (16 шт.), стулья ученические (31 шт.), стол для преподавателя (1 шт.), доска классная (1 шт.), плакаты по кинологии (8 шт.)
Пр
 
416
Учебная аудитория
Стол 4-х мест. со скамейкой (23 шт.), трибуна на стол, доска классная (1 шт.), демонстрационное оборудование (экран с электроприводом (1 шт.), проектор ACER X128H черный (1 шт.), ноутбук Acer (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
Лек
 
123
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
СР
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Для освоения дисциплины студентами необходимо:

1. посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, закономерности, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

2. посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях рассматриваются основные породы собак, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.

3. систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение материалов учебников и статей из научной литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

4. под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

5. при возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Декоративное собаководство», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:

1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.

2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.

3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.

4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов.

По согласованию с преподавателем или по его заданию студенты могут готовить рефераты по отдельным темам дисциплины. Основу докладов составляет, как правило, содержание подготовленных студентами рефератов. Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает по результатам тестирования и зачета с оценкой. Тестирование организовывается в компьютерных классах. Все вопросы тестирования обсуждаются на лекционных и практических занятиях. Подготовка к зачету с оценкой предполагает изучение конспектов лекций, рекомендуемой литературы и других источников, повторение материалов  практических занятий.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________