(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Кинология
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Кинология, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
Хромосомная теория наследственности.
Генетика пола.
Мутационная изменчивость.
/Лек/
Качественные и количественные признаки птицы.
Наследование качественных признаков.
Взаимодействие неаллельных генов.
/Пр/
/Пр/
/Ср/
Классификация пород.
Структура породы /Лек/
Характеристика пород собак разных породных групп /Пр/
Роль наследственности и внешней среды в формировании типов конституции /Лек/
Методы изучения экстерьера и конституции собак. /Пр/
Рабочая производительность.
/Лек/
Признаки и показатели отбора.
Факторы, влияющие на эффективность отбора.
/Лек/
Взаимосвязь отбора и подбора.
Требования к племенным собакам производителям.
/Лек/
Практическое применение подбора. /Ср/
Чистопородное разведение и его значение при совершенствовании пород, его задачи, стандарты.
Разведение собак по линиям и семействам
Скрещивание и его виды.
/Лек/
Виды инбридинга. Инбредная депрессия
Биологические особенности: повышение гетерозиготности, возникновение гетерозиса, образование новых наследственных форм и свойств животных – поглотительное скрещивание, учет кровности.
Гибридизация, селекция на гетерозис.
/Лек/
Чистопородное разведение.
Скрещивание и его виды.
Выведение новых пород собак на основе разных видов скрещивания. /Ср/
Строение половой системы суки и кобеля /Лек/
Анатомия и физиология половой системы суки и кобеля
Половая зрелость и половой цикл.
Основные правила разведения собак.
/Ср/
Особенности содержания производителей.
Принципы и особенности подбора пар для вязки. /Лек/
Оптимальное время для вязки. Условия для вязки. Способы и процесс вязки.
Особенности спаривания собак разных пород.
/Лек/
Новорожденные щенки и отъем
Выращивание молодняка. /Лек/
Особенности спаривания собак разных видов.
Естественное и искусственное осеменение собак /Пр/
Особенности содержания производителей.
Принципы и особенности подбора пар для вязки.
Естественное осеменение собак. оптимальное время для вязки. Условия для вязки. Способы и процесс вязки.
Особенности спаривания собак разных пород.
Беременность и роды у собак разных пород.
Новорожденные щенки и отъем
/Ср/
Родословные. Формы родословных.
Обозначения, принятые в собаководстве, оценка по прямым и боковым родственникам.
/Пр/
2. Краткая история развития племенного собаководства в России.
3. Закономерности наследования признаков.
4. Понятие о наследственности и изменчивости.
5. Основные термины и генетическая символика.
6. Понятие о генотипе.
7. Взаимодействие между аллельными генами.
8. Взаимодействие неаллельных генов.
9. Множественные аллели.
10. Оценка воспроизводительной функции собак.
11. Оценка собак. Виды оценки.
12. Оценка собак по фенотипу. Привести примеры.
13. Оценка собак по генотипу.
14. Оценка собак по качеству потомства.
15. Отбор собак Учение об отборе.
16. Индивидуальный и массовый отбор, их особенности.
17. Отбор собак по конституции и экстерьеру.
18. Оценка и отбор собак по происхождению. Родословные.
19. Оценка и отбор собак по продуктивности.
20. Естественный и искусственный отбор в собаководстве.
21. Подбор собак. Учение о подборе.
22. Формы и методы подбора собак.
23. Гомогенный подбор. Инбридинг.
24. Виды инбридинга.
25. Инбредная депрессия.
26. Гетерогенный подбор. Гетерозис.
27. Методы разведения в собаководстве.
28. Чистопородное разведение.
29. Линии и семейства. Их значение. Виды линий.
30. Скрещивание как метод разведения.
31. Вводное скрещивание. Сущность и примеры.
32. Поглотительное скрещивание. Сущность и примеры.
33. Воспроизводительное скрещивание. Сущность и примеры.
34. Промышленное скрещивание. Сущность и примеры.
35. Гибридизация в собаководстве.
36. Пути улучшения существующих и создания новых пород собак.
37. Учение о породе. Структура породы.
38. Учение о породе. Процесс породообразования.
39. Учение о породе. Классификация пород.
40. Пути и методы сохранения генофонда исчезающих пород.
41. Экстерьер и конституция собак разных пород.
42. Конституция собак. Учение о конституции.
43. Типы конституции собак, их классификация.
44. Факторы, влияющие на формирование конституции.
45. Экстерьер собак. Учение об экстерьере.
46. Методы оценки экстерьера собак.
47. Балльная оценка экстерьера собаки.
48. Пороки и недостатки экстерьера у собак.
49. Стати собак. Описание статей.
50. Описать стати головы разных пород собак.
51. Описать стати передних и задних конечностей разных пород собак.
52. Описать стати туловища разных пород собак.
53. Основные виды продуктивности собак.
54. Рабочая производительность собак.
55. Направленное выращивание собак.
56. Оценка и отбор в собаководстве.
57. Понятие об отборе, классификация форм отбора. признаки и показатели отбора.
58. Факторы, влияющие на эффективность отбора.
59. Взаимосвязь отбора и подбора.
60. Методы отбора, подбора собак для селекционно-племенной работы.
61. Требования к племенным собакам производителям.
62. Оценка воспроизводительной функции собак.
63. Оценка собак по фенотипу. Привести примеры.
64. Оценка собак по генотипу.
65. Оценка собак по качеству потомства.
66. Отбор собак Учение об отборе.
68. Отбор собак по конституции и экстерьеру.
69. Оценка и отбор собак по происхождению. Родословные.
70. Оценка и отбор собак по продуктивности.
71. Естественный и искусственный отбор в собаководстве.
72. Подбор собак. Учение о подборе.
73. Формы и методы подбора собак.
74. Гомогенный подбор. Инбридинг.
75. Гетерогенный подбор. Гетерозис.
76. Строение половой системы суки и кобеля.
77. Половая зрелость и половой цикл у собак.
78. Особенности содержания производителей.
79. Принципы и особенности подбора пар для вязки.
80. Естественное осеменение собак. оптимальное время для вязки.
81. Условия для вязки.
82. Способы и процесс вязки.
83. Особенности спаривания собак разных пород.
84. Взятие спермы у производителей.
85. Беременность и роды у собак разных пород.
86. Уход за новорожденными щенками и отъем.
87. Выращивание молодняка собак.
88. Организация и структура племенной службы РКФ, крае.
89. Организация племенной работы в кинологических организациях.
90. Система мечения собак, нумерация и присвоения им кличек.
91. Родословные. Формы родословных.
92. Обозначения, принятые в собаководстве, оценка по прямым и боковым родственникам.
93. Племенной учет и племенные записи.
94. Бонитировка собак.
95. Использование достижений генетики, селекции и биотехнологии в племенном собаководстве.
Система знаний по дисциплине «Этология» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, закономерности, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях решаются конкретные задачи по основным методам селекции, оценки, отбора собак, наследованию признаков, биометрии, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3. систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение материалов учебников и статей из научной литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. при возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Этология», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
При изучении дисциплины «Этология» следует усвоить:
-основными методами и принципами селекционно-племенной работы с собаками на практике;
-методами оценки производителей по качеству потомству.
-оценивать животных по происхождению, боковым родственникам и качеству потомства
-особенности применения инбридинга и гетерозиса;
-породообразовательный процесс;
-методы отбора, подбора собак для селекционно-племенной работы;
-требования к качествам собак производителей;
-определения периода, благоприятного для вязки;
-вязки собак;
-содержания производителей;
-выращивания щенков;
-особенности роста и развития щенков разных пород;
-оформления документов о происхождении собак.
Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:
1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.
2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.
3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.
4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов.
По согласованию с преподавателем или по его заданию студенты могут готовить рефераты по отдельным темам дисциплины. Основу докладов составляет, как правило, содержание подготовленных студентами рефератов. Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает по результатам тестирования и экзамена. Тестирование организовывается в компьютерных классах. Все вопросы тестирования обсуждаются на лекционных и практических занятиях. Подготовка к экзамену предполагает изучение конспектов лекций, рекомендуемой литературы и других источников, повторение материалов практических занятий.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году