(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Кинология
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Кинология, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
Работа с микроскопом и гистопрепаратами. Определение структур тканей и клеток.
Работа с микроскопом и гистопрепаратами. Определение структур тканей и клеток.
Проверка рабочих альбомов.
Работа с микроскопом и гистопрепаратами. Определение структур тканей и клеток.
Работа с микроскопом и гистопрепаратами. Определение структур тканей и клеток.
Проверка рабочих альбомов.
Работа с плакатами, макетами, оформление альбомов.
Лекции визуализации с применением средств мультимедиа.
Лекции визуализации с применением средств мультимедиа.
Лекции визуализации с применением средств мультимедиа.
Собеседование.
Подготовка рефератов и докладов.
Вскрытие. Препарирование.
Проблемная лекция с использованием видеоматериалов.
Собеседование.
Подготовка рефератов и докладов.
Вскрытие. Препарирование.
Вскрытие. Препарирование.
2. Клетка, ее строение и значение в зоотехнической практике.
3. Химический состав и физиологическое состояние клетки.
4. Понятие об обмене веществ, ассимиляция и диссимиляция в клетке.
5. Жизненные проявления клетки (рост, дифференциация, раздражимость, движение и воспроизведение клетки)
6. Строение и развитие половых клеток. Биологическое значение оплодотворения.
7. Общая морфофункциональная характеристика опорно-трофических тканей и их классификация.
8. Ранние этапы эмбрионального развития на примере ланцетника (образование зиготы, дробление, гаструляция, зародышевого листка, гистогенез, органогенез).
9. Эмбриональное развитие птиц. Плодные оболочки птиц.
10. Эмбриональное развитие млекопитающих. Плодные оболочки.
11. Стадийность эмбрионального развития птиц и млекопитающих их практическое значение.
12. Строение и значение мышечной ткани, виды мышц.
13. Скелет, его строение и значение. Формы костей формирующих скелет.
14. Строение полного костного сегмента. Грудная клетка и ее значение.
15. Строение и значение костей черепа (скелет голова).
16. Строение скелета грудной конечности.
17. Понятие об органе, системе органов в организме. Плоскости тела и термины для обозначения расположения органа.
18. Строение скелета тазовой конечности. Тазовая полость.
19. Строение шейных, поясничных и крестцовых позвонков.
20. Строение хрящевой и костной ткани.
21. Соединение костей скелета(артрология),строение суставов грудной и тазовой конечностей, их морфофункциональная характеристика.
22. Строение мышц как органа. Мышцы, соединяющие плечевой пояс и плечо с осевой частью тела.
23. Морфофункциональная характеристика нервной ткани (нейрон, нейроглия, нервные волокна окончания и синапсы)
24. Типы мышц по форме, функции и строению. Анатомический и физиологический поперечники мышц.
25. Мышцы позвоночного столба тела животного (дорсальная и вентральная группа мышц, мышцы грудной и брюшной стенок).
26. Строение плотной соединительной ткани. Жировая ткань.
27. Мышцы грудных конечностей.
28. Строение эпителий паренхиматозных органов. Строение желез. Секреция.
29. Строение и функция форменных элементов и плазмы крови. Лимфа.
30. Строение и функция кожи с.-х. животных.
31. Образование плаценты, типы плацент и их биологическая роль.
32. Развитие и строение волоса. Использование его в народном хозяйстве. Строение и физиологическое значение сальных и потовых желез.
33. Система органов кровообращения, ее значение. Строение и значение сердца.
34. Строение вымени, изменение железистой ткани вымени в различные периоды жизни животного.
36. Строение копыта, копытец и мякишей.
37. Строение кровеносных сосудов: артерий, вен и капилляров.
38. Строение органов размножения самок с.-х. животных.
39. Закономерности хода ветвления кровеносных сосудов.
40. Строение и значение толстого отдела кишечника (слепой, ободочной, прямой кишок).
41. Артерии и вены головы.
42. Общие закономерности строения трубкообразных и паренхиматозных органов.
43. Строение и ветвление грудной и брюшной аорты.
44. Общая характеристика эпителиальной ткани. Строение покровной и выстилающей эпителиальной ткани.
45. Артерии и вены грудных конечностей.
46. Происхождение и морфологическая характеристика системы органов пищеварения.
47. Артерии и вены тазовой полости и тазовых конечностей.
48. Морфофункциональная характеристика ротоглотки (головной кишки).
49. Строение и функции основных вен организма (краниальные и каудальные полые, воротниковые и молочная вены).
50. Строение и функциональное значение тонкого отдела кишечника (двенадцатиперстной, тощей, подвздошной кишок).
51. Строение органов кроветворения ( красного костного мозга, селезенки ).
52. Строение и топография многокамерного желудка жвачных животных.
53. Спинной мозг, его оболочки и проводящие пути.
54. Строение пищеводно-желудочного отдела у свиньи, лошади.
55. Строение ромбовидного мозга и его оболочек.
56. Особенности строения толстого отдела кишечника.
57. Строение среднего и промежуточного мозга.
58. Строение застенных пищеварительных желез, печени и поджелудочной железы.
59. Строение конечного мозга.
60. Особенности гистологического строения тонкого и толстого отдела кишечника.
61. Образование и ветвление спинномозговых нервов. Шейные, грудные, поясничные, крестцовые и хвостовые нервы. Нервы плечевого сплетения.
62. Развитие органов дыхания в фило- и онтогенезе. Морфофункциональная характеристика носовой полости, гортани, трахеи.
63. Нервы поясничного и крестцового сплетений.
64. Строение и топография легких. Бронхиальное и альвеолярное дерево.
65. I и VI пары черепно-мозговых нервов, их функциональное значение.
66. Электронно-микроскопическое строение респираторного эпителия, строение плевры и плевральной полости.
67. VII и XII пары черепно-мозговых нервов, их функциональное значение.
68. Развитие системы органов мочевыделения. Гистостроение почек, нефрона.
69. Симпатическая и парасимпатическая части вегетативного отдела нервной системы, их строение и функции.
70. Гистостроение коры больших полушарий и мозжечка.
71. Орган зрения. Анатомо-гистологическое строение глазного яблока.
72. Строение и функции желез внешней секреции.
73. Строение органов слуха, равновесия (статоакустический орган).
74. Развитие системы органов размножения у с-х животных.
75. Общая характеристика органов внутренней секреции.
76. Мышцы тазовой конечности.
77. Гипофиз, эпифиз, их строение и значение.
78. Строение органов размножения у самцов с-х животных.
79. Надпочечники их строение и функциональное значение.
80. Значение нервной системы и ее связь с другими системами органов.
81. Особенности строения системы органов движения птиц.
82. Строение желез внутренней секреции эпителиального происхождения (щитовидной, паращитовидных желез и тимуса).
83. Особенности строения системы органов кожного покрова и пищеварения птиц.
84. Строение гортани и трахеи птиц.
85. Строение органов мочевыделения и размножения птиц.
86. Строение мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала.
1. Характеристика одноосных, двуосных и многоосных суставов.
2. Строение мышцы как органа, виды мышц по форме и функциям.
3. Мышцы динамического и статодинамического типов. Мышцы, действующие на позвоночный столб.
4. Мышцы, присоединяющие грудную конечность к осевой части тела.
5. Мимические и жевательные мышцы головы.
7. Мышцы пояса тазовых конечностей и мышцы свободной тазовой конечности.
8. Строение кожи и функции ее слоев. Кожа с волосами и кожа без волос.
9. Процесс ороговения эпидермиса.
10. Виды кожных желез. Их строение, происхождение и залегание.
11. Строение и характер функционирования потовых и сальных желез.
12. Анатомическое строение молочной железы коровы, кобылы, свиньи.
13. Гистологическое строение лактирующей и нелактирующей молочных желез.
14. Строение и функционирование альвеолы молочной железы.
15. Строение волоса, функция его слоев. Строение и функция волосяного фолликула (мешка).
16. Толщина кожи и расположение волос.
17. Особенности строения кожи дистальной фаланги пальца копытных животных.
18. Строение рогового башмака копыта. Процесс нарастания рога крупного рогатого скота.
19. Морфофункциональная характеристика пищеварительной системы и ее отделов: ротоглотки, пищеводно-желудочного отдела, тонкого и толстого отделов кишечника.
20. Строение зуба. Виды и типы зубов у сельскохозяйственных животных.
21. Топографию и анатомо-гистологическое строение застенных слюнных желез.
22. Органы ротоглотки. Их топографо-анатомическая характеристика.
23. Анатомо-гистологическое строение и топография пищевода.
24. Анатомическое строение и топография желудка свиньи и лошади, а также крупного рогатого скота.
25. Гистологическое строение стенки дна желудка. Строение желез желудка. Их топография, строение, характер функционирования и выделяемые вещества.
26. Особенности гистологического строения стенки рубца, сетки, книжки.
27. Анатомо-гистологическое строение и топография кишок тонкого отдела у крупного рогатого скота, лошади, свиньи. Гистологическое строение стенки двенадцатиперстной кишки.
28. Анатомическое строение и топография печени у сельскохозяйственных животных разных видов. Гистоструктура печени. Особенности кровообращения печени.
29. Анатомо-гистологическое строение поджелудочной железы. Морфофункциональная характеристика островков поджелудочной железы.
30. Изменение слизистой оболочки пищеварительной системы на протяжении от ротовой полости до конечного участка прямой кишки.
Тематика рефератов
1. Основной биогенетический закон. Понятие о целостности организма и его единства с экологией. Законы соответствия организма и среды его обитания.
2. Техника изготовления гистологических препаратов.
3. Методы окрашивания препаратов.
4. Микротомы и работа с ними.
5. Современные электронные микроскопы.
6. Значение клеточной теории для развития биологии. Механичность и ошибочность теории Шванна. Основные положения современной клеточной теории.
7. Характеристика состава и физико - химических свойств клетки.
8. Строение и функции клеточной оболочки, органелл, ядра.
9. Важные даты в истории биологии клетки.
10. Структуры, общие для животных и растительных клеток.
11. Структуры, имеющиеся в растительных клетках, но отсутствующие в животных.
12. Структуры, имеющиеся в животных клетках, но отсутствующие в растительных.
13. Микротрубочки, микрофиламенты и промежуточные филаменты.
14. Основные процессы жизнедеятельности клетки. Участие составных частей и органелл клетки в процессах обмена, транспорта (поступления и выведения) веществ.
15. Основные этапы жизненного цикла клетки: рост, способность к делению, дифференциация, старение и смерть.
16. Подготовка клетки к делению. Особенности строения хромосом в разные периоды митотического цикла.
17. Гаметогенез. Нейрогуморальная регуляция гаметогенеза.
18. Процессы, происходящие при сперматогенезе и оогенезе, и влияние на них внешних и внутренних факторов.
19. Черты сходства и различия сперматогенеза и оогенеза.
20. Особенность стадии роста оогенеза.
21. Строение зрелого спермия и зрелой яйцеклетки.
22. Значение оплодотворения и его биологическая роль.
23. Типы яйцеклеток и зигот по количеству и характеру расположения желтка. Тип зиготы и характер дробления.
24. Образование мезодермы у ланцетника и у птиц. Строение зародышевого щитка.
25. Происхождение, строение и функции желточного мешка, амниона, серозной оболочки аллантоиса.
26. Особенности развития хордовых с олиго- и полилецитальными яйцами.
27. Внезародышевые части (провизорные органы) эмбриона млекопитающих. Типы плацент.
28. Дифференцировка зародышевых листков и источники развития различных систем органов.
29. Эмбриогенез птиц. Особенности дробления, гаструляции. Развитие провизорных органов, структура и функция.
30. Эмбриогенез млекопитающих, особенности дробления и гаструляции. Типы плацент. Овариально -маточный цикл, его регуляция.
32. Основные признаки эпителиальных тканей.
33. Характеристика различных видов покровного, выстилающего и железистого эпителиев.
34. Различные типы многоклеточных экзокринных желез.
35. Развитие экзокринных и эндокринных желез.
36. Основные признаки, функции и классификация опорно - трофических тканей.
37. Влияние характера межклеточного вещества на структуру и функцию опорно - трофических тканей.
38. Происхождение, строение и значение мезенхимы.
39. Особенность структуры и функции эндотелия.
40. Классификация, строение и функции клеток крови.
41. Происхождение, классификация и общие признаки соединительных тканей.
42. Строение, функции и местонахождение в организме рыхлой соединительной ткани.
43. Основные виды клеток рыхлой соединительной ткани и их морфофункциональная характеристика.
44. Плотные соединительные ткани. Их местонахождение в организме. Характеристика межклеточного вещества рыхлой волокнистой соединительной ткани.
45. Недифференцированные клетки соединительных тканей. Специальные клетки соединительных тканей.
46. Ткани со специальными свойствами. Жировая ткань. Возможные места ее расположения в организме.
47. Принципы строения и местонахождение хрящевых тканей. Особенности в строении межклеточного вещества разных видов хряща.
Система знаний по дисциплине «Морфология животных» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, практикумы, атласы и другую дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических и практических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыс-лей, за его аргументацией. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. Далее преподаватель объясняет основной материал, акцентирует внимание студентов на важных моментах. Затем, в процессе занятий преподаватель контролирует деятельность студентов, направляет и указывает им основные моменты. Студенты, пропустившие занятие, или не успевшие выполнить весь объем задания в течение занятия, приглашаются на консультацию к преподавателю, и занимаются самостоятельно в свободное и внеурочное время. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3. систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение материалов учебников и статей, справочной литературы и атласов. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. при возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Морфология животных», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еже-недельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
При изучении дисциплины «Морфология животных» следует усвоить:
- фундаментальные биологические основы строения и филоонтогенетического развития системы органов,
- морфологическую основу функционирования органов и систем, определяющих продуктивность животного,
- особенности строения органов у животных, разного уровня продуктивности.
- структурно-функциональную организацию организма животных с позиции его целостности и единства с окружающей средой, способствующих успешному усвоению зоотехнических дисциплин в вопросах разведения, генетики, технологий содержания и кормления.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году