2024-2025_36_03_02_24-1 Зоотехния_Кинология_plx_Основы ветеринарии
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Морфологии, акушерства и терапии
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
26.03.2024 г.
 
Б1.О.20
Основы ветеринарии 
Направление подготовки 36.03.02 Зоотехния

Направленность (профиль) Кинология

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
экзамен    
Виды контроля:
часов на контроль
36
самостоятельная работа
44
аудиторные занятия
64
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

4 (2.2)
Итого
Недель
17 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
32
32
32
32
Практические
32
32
32
32
В том числе инт.
16
16
16
16
Итого ауд.
64
64
64
64
Кoнтактная рабoта
64
64
64
64
Сам. работа
44
44
44
44
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
144
144
144
144
 
 
 
Программу составил(и):
канд. ветеринар. наук, доц., Симурзина Е.П.
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 36.03.02 Зоотехния (приказ Минобрнауки России от 22.09.2017 г. № 972).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Основы ветеринарии " в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 36.03.02 Зоотехния

Направленность (профиль) Кинология, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Семенов В.Г. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Лаврентьев А.Ю. 
Председатель методической комиссии факультета  Ефимова И.О.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
дать студентам зоотехнического профиля необходимый объем теоретических и практических знаний, умений, навыков в распознавании патологических процессов в организме больного животного, причин и условий возникновения инфекционных, инвазионных и незаразных болезней, их сущности, этиологии, симптоматики, мер профилактики и борьбы с ними.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Анатомия и физиология собак
2.1.2
Генетика и биометрия
2.1.3
Керунг
2.1.4
Микробиология
2.1.5
Молочное дело
2.1.6
Экстерьерная оценка пород собак
2.1.7
Биология
2.1.8
Кормопроизводство
2.1.9
Учебная практика, общепрофессиональная практика
2.1.10
Физиология животных
2.1.11
Ботаника
2.1.12
Морфология животных
2.1.13
Селекция собак
2.1.14
Этология
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Болезни собак
 
2.2.2
Кормление собак
 
2.2.3
Приготовление комбикормов и БМВД
 
2.2.4
Разведение собак
 
2.2.5
Скотоводство
 
2.2.6
Технология кормов
 
2.2.7
Биотехника воспроизводства с основами акушерства
 
2.2.8
Кролиководство и пушное звероводство
 
2.2.9
Племенное дело в кинологии
 
2.2.10
Практическое собаководство
 
2.2.11
Производственная практика,технологическая практика
 
2.2.12
Свиноводство
 
2.2.13
Коневодство
 
2.2.14
Породы собак
 
2.2.15
Птицеводство
 
2.2.16
Технология собаководства
 
2.2.17
Декоративное собаководство
 
2.2.18
Интенсивные технологии производства продуктов животноводства
 
2.2.19
Охотничье собаководство
 
2.2.20
Производственная практика, научно-исследовательская работа
 
2.2.21
Рыбоводство
 
2.2.22
Технология первичной переработки продукции животноводства
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ОПК-1. Способен определять биологический статус, нормативные общеклинические показатели органов и систем организма животных, а также качества сырья и продуктов животного и растительного происхождения
 
ОПК-1.1 Знать: биологический статус, нормативные общеклинические показатели органов и систем организма животных и качества сырья и продуктов животного и растительного происхождения 
 
 
 
Оснащенность
 
ОПК-1.2 Уметь: определять биологический статус, нормативные общеклинические показатели органов и систем организма животных и качества сырья и продуктов животного и растительного происхождения 
 
 
 
ОПК-1.3 Иметь практический опыт: определения биологического статуса, нормативных общеклинических показателей органов и систем организма животных и качества сырья и продуктов животного и растительного происхождения
 
 
 
ПК-2. Способен выбирать и соблюдать режимы содержания животных, составлять рационы кормления, прогнозировать последствия изменений в кормлении, разведении и содержании животных и на этом основании проводить зоотехническую оценку животных
 
ПК-2.1 Знать: режимы содержания животных, требования к кормам и составлению рационов кормления; требования зоотехнической оценки животных
 
 
 
ПК-2.2 Уметь: выбирать и соблюдать режимы содержания животных, составлять рационы кормления, прогнозировать последствия, изменений в кормлении, разведении и содержании животных; проводить зоотехническую оценку животных
 
 
 
ПК-2.3 Иметь практический опыт: выбора режима содержания животных, методики составления рационов кормления, прогнозирования последствий, изменений в кормлении, разведении и содержании животных; оценки и анализа результатов зоотехнической оценки животных 
 
 
 
ПК-3. Способен организовывать и проводить санитарно-профилактические работы по предупреждению основных незаразных, инфекционных и инвазионных заболеваний сельскохозяйственных животных
 
ПК-3.1 Знать: требования к организации и проведению санитарно-профилактических работ по предупреждению основных заболеваний животных
 
 
 
ПК-3.2 Уметь: организовывать санитарно-профилактические работы по предупреждению основных заболеваний животных
 
 
 
ПК-3.3 Иметь практический опыт: проведения санитарно-профилактических работ по предупреждению основных незаразных, инфекционных и инвазионных заболеваний животных
 
 
 
ПК-4. Способен обеспечить рациональное воспроизводство животных, владеть методами селекции, кормления и содержания различных видов животных и технологиями воспроизводства стада
 
ПК-4.1 Знать: теоретические основы рационального воспроизводства животных
 
 
 
ПК-4.2 Уметь: организовать рациональное воспроизводство животных; использовать методы селекции, кормления и содержания различных видов животных
 
 
 
ПК-4.3 Иметь практический опыт: обеспечения рационального воспроизводства животных; применения технологий воспроизводства стада
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
законодательные документы, регламентирующие зооветеринарную деятельность; актуальные, более значимые, незаразные, некоторые особо опасные заразные болезни, их этиологию, клиническую картину, основы диагностики, меры профилактики и оказание доврачебной помощи животным.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
диагностировать наиболее распространенные заболевания животных; организовывать и выполнять общие профилактические и лечебные мероприятия по оказанию первой помощи больным животным;проводить зооветеринарные, санитарные мероприятия в хозяйстве, направленные на предупреждение болезней животных и их лечение, на выпуск полноценных и безопасных ветеринарном отношении продуктов животноводства.
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
приемами обращения с животными и общими методами клинического исследования больного животного.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Основы патологической анатомии и патологической физиологии.

 
Оснащенность
 
Основы патологической анатомии и патологической физиологии.

Понятие о патологических процессах у животных. Учение о болезни. Понятие об этиологии, патогенезе и клинических признаках болезни. Внешние и внутренние причины возникновения болезней. Значение нервной и гуморальной систем реактивности организма, наследственности и конституции в патологии. Роль стресса в развитии болезни. Классификация патологических процессов. Местные расстройства кровообращения. Воспаление. /Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5

4
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
4
2
Лекция с использованием видеоматериалов и мультимедиа.
0
 
Основы патологической анатомии и патологической физиологии.

Местное расстройство кровообращения.

Патологические изменения в тканях и органах.

Воспаление. /Пр/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5

4
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
4
0
Опрос на занятиях. Подготовка докладов и рефератов. Тестирование.
0
 
Основы патологической анатомии и патологической физиологии.

Понятие о патологических процессах у животных. Учение о болезни. Понятие об этиологии, патогенезе и клинических признаках болезни. Внешние и внутренние причины возникновения болезней. Значение нервной и гуморальной систем реактивности организма, наследственности и конституции в патологии. Роль стресса в развитии болезни. Классификация патологических процессов. Местные расстройства кровообращения. Воспаление. /Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5

6
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
4
0
Работа с учебной литературой. Подготовка докладов. Поиск и обзор научных публикаций, электронных источников информации, подготовка заключения по обзору. Анализ фактических материалов, составление выводов на основе проведенного анализа.
0
 
 
Раздел 2. Основы клинической диагностики

 
Основы клинической диагностики.

Задачи клинического исследования. Обращение с животными при клиническом исследовании. Основные принципы общего и специального исследования животных. Методы и порядок клинического исследования животных. /Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5

4
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
4
2
Лекция с использованием видеоматериалов и мультимедиа.
0
 
Основы клинической диагностики.

Обращение с животными. Методы их фиксации и укрощения. Основные методы клинического исследования. Клинико-лабораторные и специальные методы исследований. Особенности клинического исследования молодых животных.  /Пр/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5

4
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
4
0
Опрос на занятиях. Подготовка докладов и рефератов. Тестирование.
0
 
Оснащенность
 
Основы клинической диагностики.

Обращение с животными. Методы их фиксации и укрощения. Основные методы клинического исследования. Клинико-лабораторные и специальные методы исследований. Особенности клинического исследования молодых животных. /Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5

6
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
4
0
Работа с учебной литературой. Подготовка докладов. Поиск и обзор научных публикаций, электронных источников информации, подготовка заключения по обзору. Анализ фактических материалов, составление выводов на основе проведенного анализа.
0
 
 
Раздел 3. Основы фармакологии.

 
Основы фармакологии.

Понятие о лекарственном веществе, их классификация и их взаимодействие с организмом. Лекарственные формы и пути их введения в организм и выведения. /Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5

4
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
4
2
Лекция с использованием видеоматериалов и мультимедиа.
0
 
Основы фармакологии.

Виды и формы лекарственных веществ.

Дозирование лекарственных веществ, приемы, пути, методы их введения в организм /Пр/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5

4
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
4
0
Опрос на занятиях. Подготовка докладов и рефератов. Тестирование.
0
 
Основы фармакологии.

Понятие о лекарственном веществе, их классификация и их взаимодействие с организмом. Лекарственные формы и пути их введения в организм и выведения. /Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5

6
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
4
0
Работа с учебной литературой. Подготовка докладов. Поиск и обзор научных публикаций, электронных источников информации, подготовка заключения по обзору. Анализ фактических материалов, составление выводов на основе проведенного анализа.
0
 
 
Раздел 4. Внутренние незаразные болезни.

 
Оснащенность
 
Внутренние незаразные болезни.

Болезни сердечно-сосудистой системы. Болезни дыхательной системы. Болезни пищеварительной системы. Болезни брюшины. Болезни печени. Болезни мочевой системы. Болезни нервной системы. Болезни системы крови. Нарушение обмена веществ. Диспансеризация. /Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5

6
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
4
0
Лекция с использованием видеоматериалов и мультимедиа.
0
 
Внутренние незаразные болезни.

Болезни сердечно-сосудистой системы. Болезни дыхательной системы. Болезни пищеварительной системы. Болезни брюшины. Болезни печени. Болезни мочевой системы. Болезни нервной системы. Болезни системы крови. Нарушение обмена веществ. Диспансеризация. /Пр/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5

6
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
4
2
учебная дискуссия
0
 
Внутренние незаразные болезни.

Болезни сердечно-сосудистой системы. Болезни дыхательной системы. Болезни пищеварительной системы. Болезни брюшины. Болезни печени. Болезни мочевой системы. Болезни нервной системы. Болезни системы крови. Нарушение обмена веществ. Диспансеризация. /Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5

8
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
4
0
Работа с учебной литературой. Подготовка докладов. Поиск и обзор научных публикаций, электронных источников информации, подготовка заключения по обзору. Анализ фактических материалов, составление выводов на основе проведенного анализа.
0
 
 
Раздел 5. Инфекционные болезни

 
Инфекционные болезни.

Понятие об инфекции, ее формы, виды, источники возбудителей инфекций, пути попадания их в организм, факторы, обуславливающие их передачу. Некоторые инфекционные болезни: сибирская язва, туберкулез, бруцеллез, ящур, бешенство, чума, рожа, сальмонеллезы и др. /Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5

6
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
4
0
Лекция с использованием видеоматериалов и мультимедиа.
0
 
Инфекционные болезни.

Ветеринарно-санитарные правила содержания и перевозки животных, порядок убоя животных на мясо и торговли продуктами животноводства.

Средства и методы личной профилактики при работе с инфекционно больными животными.

Инфекционные болезни, вызываемые вирусами и бактериями. /Пр/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5

6
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
4
4
учебная дискуссия
0
 
Оснащенность
 
Инфекционные болезни.

Ветеринарно-санитарные правила содержания и перевозки животных, порядок убоя животных на мясо и торговли продуктами животноводства.

Средства и методы личной профилактики при работе с инфекционно больными животными.

Инфекционные болезни, вызываемые вирусами и бактериями. /Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5

6
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
4
0
Работа с учебной литературой. Подготовка докладов. Поиск и обзор научных публикаций, электронных источников информации, подготовка заключения по обзору. Анализ фактических материалов, составление выводов на основе проведенного анализа.
0
 
 
Раздел 6. Инвазионные болезни.

 
Инвазионные болезни.

Понятие о паразитизме, инвазии и инвазионных болезнях, распространенность в природе и виды паразитизма. Основы профилактики и мероприятий по борьбе с инвазионными болезнями. Ветеринарная гельминтология. /Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5

4
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
4
0
Лекция с использованием видеоматериалов и мультимедиа.
0
 
Инвазионные болезни.

Методы прижизненной и посмертной диагностики гельминтозов.

Диагностика трематодозов, цестодозов, нематодозов.

Методы диагностики протозойных заболеваний.

Диагностика пироплазмидозов, кокцидиозов, трихомоноза, энтомозов, акарозов. /Пр/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5

4
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
4
2
Учебная дискуссия.
0
 
Инвазионные болезни.

Понятие о паразитизме, инвазии и инвазионных болезнях, распространенность в природе и виды паразитизма. Основы профилактики и мероприятий по борьбе с инвазионными болезнями. Ветеринарная гельминтология. /Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5

6
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
4
0
Работа с учебной литературой. Подготовка докладов. Поиск и обзор научных публикаций, электронных источников информации, подготовка заключения по обзору. Анализ фактических материалов, составление выводов на основе проведенного анализа.
0
 
 
Раздел 7. Основы ветеринарной хирургии.

 
Оснащенность
 
Основы ветеринарной хирургии.

Организация профилактики травматизма в животноводстве. Механические, термические и химические повреждения тканей (ушиб, гематома и др.), их профилактика и меры оказания неотложной помощи животным. /Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5

4
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
4
0
Лекция с использованием видеоматериалов и мультимедиа.
0
 
Основы ветеринарной хирургии.

Асептика и антисептика. Профилактика хирургических инфекций. Физиотерапевтические методы при хирургической патологии. Травматизм. /Пр/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5

4
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
4
2
Учебная дискуссия.
0
 
Основы ветеринарной хирургии.

Организация профилактики травматизма в животноводстве. Механические, термические и химические повреждения тканей (ушиб, гематома и др.), их профилактика и меры оказания неотложной помощи животным. /Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5

6
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
4
0
Работа с учебной литературой. Подготовка докладов. Поиск и обзор научных публикаций, электронных источников информации, подготовка заключения по обзору. Анализ фактических материалов, составление выводов на основе проведенного анализа.
0
 
 
Раздел 8. Экзамен

 
Экзамен /Экзамен/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5

36
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
4
0
выявление результатов обучения, которые позволяют определить степень соответствия действительных результатов обучения и запланированных в программе.
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
Не предусмотрено.
 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
1. Значение ветеринарно-профилактических мероприятий в выполнении задач по интенсификации животноводства в стране. Особенности ветеринарии и ветеринарного обслуживания животноводческих комплексов, крупных ферм и птицефабрик.

2. Основное содержание Закона о ветеринарии: представьте организационную структуру ветеринарной службы в стране в виде схемы.

 
Оснащенность
 
3. Сущность учений о болезни, внешние и внутренние причины заболеваний животных и факторы, способствующие их появлению. Роль конституции и наследственности в появлении болезней у животных.

4. Патология тепловой регуляции (сущность лихорадки, ее стадии, типы и вызываемые изменения в организме). Приведите пределы колебаний нормальной температуры в виде таблицы у основных сельскохозяйственных животных и птиц (не менее 5).

5. Опишите основные защитные (барьерные) приспособления организма животных в профилактике и борьбе с болезнетворными факторами, в частности сущность воспаления; причины, признаки, классификацию, течение и исход этого процесса. Сущность учения И. И. Мечникова о воспалении.

6. Опишите расстройства местного кровообращения (анемия, гиперемия, кровотечение, тромбоз и эмболия).

7. Структура ветеринарных органов в стране (в виде схемы) и особенности ветеринарного обслуживания крупных животноводческих ферм и комплексов.

8. Классификация, сущность и причины гипобиотических (атрофии) и гипербиотических (регенераций) процессов в клетках и тканях животных.

9. Внешние и внутренние причины болезней животных и основные мероприятия по их профилактике.

10. Методы оказания лечебной помощи животным при ранениях, способы остановки кровотечения и применение при этом лекарственных средств.

11. Общие методы обследования больного животного, техника безопасности при об-ращении с животными и способы их фиксации.

12. Применение антибиотиков и биостимуляторов в ветеринарии  и  механизм  их действия.  Укажите  важнейшие  антибиотики и способы их применения.

13. Перечислите группы медикаментов, порядок их хранения. Опишите наиболее употребляемые дезинфицирующие химические средства и способы их применения.

14. Действие лекарственных средств, их форма и техника применения при групповом и индивидуальном лечении больных животных.

15. Особенности профилактики незаразных болезней в промышленном животноводстве и значение диспансеризации животных.

16. Методы оказания первой помощи заболевшим животным и техника применения лечебных средств (медикаментов, физических факторов: тепла, холода, лучистой энергии и т. д.).

17. Общие и специальные методы клинического обследования больного животного, техника безопасности при обращении с животными, способы их фиксации.

18. Наиболее употребляемые слабительные, антгельминтные и противопаразитарные средства и способы их применения при групповом и индивидуальном лечении животных.

19. Классификация незаразных болезней животных, причины, их вызывающие, экономический ущерб от них животноводству и особенности профилактики их в промышленном животноводстве. Опишите болезни кожи.

20. Перечислите основные болезни органов пищеварения: опишите болезни преджелудков жвачных (причины, признаки, первая помощь и профилактика).

21. Кормовые токсикозы и профилактика отравлений животных растениями, грибами и ядохимикатами.

22. Основные болезни органов кровообращения, их причины и профилактика. Опишите травматический перикардит.

23. Основные болезни органов дыхания сельскохозяйственных животных. Опишите воспаление легких и плеврит.

24. Перечислите болезни обмена веществ, связанные с нарушением белкового, угле-водного, минерального и витаминного обмена в организме животных. Опишите остеодистрофию и кетоз крупного рогатого скота.

25. Перечислите основные болезни органов пищеварения животных. Опишите диспепсию молодняка и болезни органов пищеварения с явлениями колик.

26.  Способы оказания  первой помощи при растяжениях, ушибах, кровотечениях и профилактика массового травматизма (особенно в промышленном животноводстве).

27. Классификация ран и основные принципы их лечения. Опишите меры асептики и антисептики.

28. Способы кастрации сельскохозяйственных животных и профилактика послекастрационных осложнений.

29. Источники болезней, пути передачи и проникновения инфекционного начала в организм животных; условия, способствующие распространению эпизоотии.

30. Мероприятия по уничтожению заразного начала во внешней среде: дезинфекция, ее виды, основные средства и способы их применения, дезинсекция, дератизация, способы уборки трупов и обезвреживания фекалий.

31. Общие профилактические мероприятия в борьбе с инфекционными болезнями. Ветеринарно-санитарные мероприятия при комплектовании поголовья комплексов и крупных животноводческих ферм.

32.  Опишите условия,  способствующие  распространению заразных болезней, и меры по охране от них крупных животноводческих ферм и комплексов.

33. Основные противоэпизоотические мероприятия   (изложите в виде схемы). Особенности охраны животноводческих ферм и комплексов от инфекционных болезней.

34. Ветеринарно-санитарные мероприятия в пунктах, неблагополучных по заразным болезням (изложите в виде схемы), и в хозяйствах, которым угрожают инфекционные заболевания.

35.  Основные методы диагностики инфекционных  болезней, их сущность. Основные правила доставки в лабораторию материала от больных и павших животных.

36. Сущность иммунитета, его виды. Применение явлений иммунитета в диагностике, профилактике и лечении инфекционных болезней.

37. Формы инфекции, этапы ее развития и специальные ветеринарные мероприятия.

38. Учение об эпизоотическом процессе, основные звенья эпизоотической цепи (источник инфекций, факторы передачи, восприимчивые животные).

39. Перечислите важнейшие антропозоонозные болезни и опишите сибирскую язву и туберкулез. Меры личной профилактики обслуживающего персонала в неблагополучных хозяйствах.

 
Оснащенность
 
40.Перечислите инфекционные заболевания, общие для большинства сельскохозяйственных животных, и опишите пастереллез и трихофитию.

41.Перечислите инфекционные болезни, общие нескольким видам животных, и опишите лептоспироз.

42. Перечислите инфекционные болезни, общие нескольким видам животных, и опишите бешенство.

43. Перечислите инфекционные болезни, общие нескольким видам животных, и опишите яшур и бруцеллез.

44. Перечислите инфекционные болезни жвачных и опишите эмфизематозный карбункул.

45. Перечислите инфекционные болезни молодняка и опишите колибактериоз и сальмонеллез.

46. Перечислите инфекционные болезни свиней и опишите чуму и рожу.

47. Специфическая профилактика заразных болезней.

48. Перечислите важнейшие инфекционные болезни лошадей и опишите сап и мыт.

49. Опишите явления паразитизма, виды его, перечислите разделы паразитологии, укажите отличия инвазионных болезней от инфекционных. Экономический ущерб животноводству от инвазионных болезней.

50. Перечислите болезни животных, вызываемые  клещами, другими накожными паразитами, и опишите чесотку.

51. Перечислите болезни, вызываемые паразитическими клещами (арахнозы) и насекомыми (энтомозы). Опишите чесотки и гиподерматозы (подкожные оводы) крупного рога-того скота.

52. Опишите оводовые заболевания животных и их профилактику.

53. Перечислите протозойные болезни животных и опишите трихомоноз крупного рогатого скота.

54. Слепни, мухи, вши, власоеды, пухоеды как переносчики болезней; их биология и меры борьбы.

55. Перечислите болезни животных, вызываемые паразитическими клещами, и опишите чесотки.

56. Какие болезни у животных вызываются сосальщиками (трематодами) и круглыми гельминтами (нематодами)? Опишите из каждого класса по одному важнейшему заболеванию у домашних животных.

57. Изложите общую характеристику класса цестод и опишите цистицеркоз (финноз) крупного рогатого скота, свиней и эхинококкоз.

58. Изложите общую характеристику класса нематод и опишите аскаридоз свиней и диктиокаулез овец и крупного рогатого скота.

59. Биогельминтозы и геогельминтозы, перечислите основ¬ные из них. Опишите по одной болезни из каждой группы.

60. Изложите общие меры борьбы с гельминтозами животных (дегельминтизация, ее виды, меры обезвреживания инвазионного начала во внешней среде). Учение академика К. И. Скрябина о девастации гельминтов.

61. Роль собак и других плотоядных, а также грызунов в распространении гельминтозов человека и животных; опишите трихинеллез.

62. Перечислите важнейшие гельминтозы, общие человеку и животным. Опишите цистицеркозы и эхинококкоз.

63. Какие болезни у жвачных вызываются сосальщиками (трематодами) и ленточными (цестодами)? Опишите фасциолез и дрепанидотениоз гусей.

64. Перечислите важнейшие гельминтозы сельскохозяйственных животных и птиц, вызываемые личиночными и половозрелыми стадиями ленточных червей (цестод). Опишите мониезиоз овец и телят и цистицеркоз (финноз) свиней и крупного рогатого скота.

 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрено.
 
Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности. Контрольные вопросы 1. Какие различают виды местных расстройств кровообращения? 2. Каковы причины артериальной гиперемии? 3. Чем отличается венозная гиперемия от артериальной? 4. В чем состоят характерные признаки анемии тканей и органов? 5. Чем обусловлены кровотечения и какова их классификация? 6. Какие существуют виды гипобиотических процессов? 7. Каковы отличительные особенности атрофии, дистрофии и некроза? 8. Что характерно для микроскопической картины гипобиотических процессов? 9. Какие существуют виды гипербиотических процессов? 10. Какими морфологическими признаками характеризуется гипертрофия? 11. В чем состоят особенности процесса регенерации тканей? 12. Каковы особенности макро- и микроскопической картин при опухолях (новообразованиях)? 13. Какие причины обусловливают возникновение и развитие воспалительного процесса? 14. Каковы типичные признаки воспаления? 15. Какие бывают виды воспалительного процесса? 16. Чем характеризуется альтернативное воспаление? 17. Каковы особенности разновидностей экссудативного воспаления? 18. Чем отличается пролиферативное воспаление от альтеративного и экссудативного? 19. С помощью каких приемов исключают возможность травмирования животных и людей? 20. Какие методы фиксации обеспечивают безопасность и эффективность проводимой работы? 21. Какие меры безопасности необходимо соблюдать при подходе к лошади? 22. Каковы меры предосторожности и правила техники безопасности при исследовании задней части тела лошади? 23. Как зафиксировать быка? 24. Какие рекомендованы методы фиксации собак и кошек? В чем состоят правила техники безопасности? 25. Какие инструменты используют для фиксации животных различных видов?
5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
Оснащенность
 
26. Какие основные методы исследования применяют в клинической диагностике? 27. По какой схеме исследуют животных? 28. На что обращают внимание при осмотре животных? 29. В чем состоит диагностическое значение перкуссии? 30. Каковы виды и цели аускультации? 31. В чем состоит клиническое значение метода пальпации? 32. Каковы показатели нормальной температуры тела у крупного и мелкого рогатого скота, лошадей, свиней, птиц? 33. Какие электротермометры используют при измерении температуры тела у птицы? 34. На что следует обратить внимание при осмотре животного? 35. Что определяют при клиническом обследовании животных? 36. Какие показатели характеризуют работу рубца? 37. На что обращают внимание при исследовании органов движения у коров? 38. Какими методами определяют кетоновые тела в молоке у коров? 39. Какое значение показателя рН рубцового содержимого считают оптимальным? 40. Как определяют клинический статус стада животных? 41. Как собирают пробы молока, мочи и кала для анализа? 42. Какие показатели крови наиболее информативны? 43. Какие возрастные физиологические особенности молодняка нужно учитывать при организации мероприятий по профилактике болезней? 44. По каким основным критериям оценивают физиологическую зрелость новорожденных телят? 45. Как классифицируют болезни молодняка? 46. Какова динамика температуры тела, частоты пульса и дыхания у молодняка в первые 30 дней после рождения? 47. В чем заключаются особенности клинического исследования молодняка животных? 48. Каковы показатели температуры тела у взрослых животных (корова, лошадь, овца, свинья)? 49. Каковы классификация лекарственных веществ в зависимости от химического состава, свойств и назначения? 50. Какие формы лекарственных веществ применяют в ветеринарии? 51. В чем состоит методика приготовления жидких лекарственных средств? 52. Чем различаются раствор, микстура и эмульсия? 53. Какие известны виды мягких лекарственных веществ? 54. Что может служить наполнителем в таблетках? 55. Чем отличаются пилюли от болюсов? 56. Как крупным животным дают внутрь жидкости? 57. Как вводят пилюли собакам и болюсы лошадям? 58. Что такое ингаляция и как ее применяют? 59. Чем отличается парентеральное введение от энтерального? 60. Какие существуют способы инъекции лекарственных веществ? 61. Как применяют наружно порошки и мази? 62. Какие методы применяют для введения лекарственных средств в половые пути самок крупных и мелких животных? 63. Какие основные факторы вызывают болезни дыхательной системы и способствуют их возникновению? 64. Как классифицируют болезни дыхательной системы? 65. Каковы клинические симптому бронхита при остром и хроническом течении? 66. Как диагностируют бронхопневмонию по результатам термометрии, аускультации и перкуссии? 67. В чем состоит дифференциальная диагностика бронхита и бронхопневмонии? 68. Какие специальные методы исследования наиболее распространены при болезнях дыхательной системы? 69. Каков план лечения и какие лекарственные средства рекомендованы при бронхопневмонии с острым и хроническим течением? 70. Какие встречаются основные болезни рубца? 71. На что обращают внимание при исследовании рубца? 72. Каковы отличительные признаки газовой и пенистой тимпании? 73. Какие корма вызывают простую тимпанию рубца и какие пенистую? 74. Каковы характерные симптомы острой и хронической тимпании рубца? 75. Какие лечебные мероприятия назначают при тимпании рубца у коров, коз, овец? 76. Что собой представляют ветеринарные мероприятия? 77. В чем состоят общие профилактические мероприятия? 78. Что собой представляет диспансеризация животных? 79. В чем состоят мероприятия по профилактике и терапии незаразных болезней животных? 80. Что собой представляют ветеринарные мероприятия? 81. В чем состоят общие профилактические мероприятия? 82. Что собой представляет диспансеризация животных? 83. Какие мероприятия направлены на предупреждение заразных болезней животных? 84. В чем состоят мероприятия по ликвидации заразных болезней животных? 85. Какие факторы и условия способствуют возникновению и распространению заразных заболеваний? 86. Каковы основные правила содержания животных в хозяйстве? 87. Какой порядок перевозки и убоя животных на мясо предусмотрен ветеринарно-санитарными нормами? 88. Каков порядок торговли продуктами животноводства? 89. В чем суть прижизненной и посмертных методов диагностики? 90. Каковы условия проведения гельминтокопроскопических исследований?
 
Оснащенность
 
91. В чем состоит принцип флотационных и седиментационных методов исследования фекалий? 92. В каких случаях необходимо количественное определение яиц и личинок гельминтов в фекалиях? 93. В чем различия между полным и неполным гельминтологическим вскрытием? 94. Какими методами обеззараживают хирургические инструменты и перевязочный мате-риал? 95. В чем состоит профилактика хирургической инфекции? 96. Какие применяют методы физиотерапии? 97. В каких случаях назначают холодовое, а в каких – тепловое воздействие? 98. В чем заключаются основные принципы массажа? 99. Какую помощь оказывают животным при ушибах? 100. Какие приемы остановки кровотечения показаны при ранениях? 101. В чем состоит первичная обработка раны? 102. Как выполняют повязки и перевязки? В чем их сходство и различие? 103. Что предпринимают при вывихе сустава у животного? 104. Каковы признаки перелома кости? Каким образом подтверждают диагноз? 105. В чем состоят приемы оказания помощи при ожогах? 106. Чем характеризуются степени отморожения? Темы рефератов 1. Антибиотики, их фармакодинамика. 2. Сульфаниламиды, их фармакодинамика. 3. Дезинфицирующие средства. 4. Противобродильные средства, их фармакодинамика. 5. Сердечные средства, их фармакодинимика. 6. Бронхопневмония (клинические признаки и профилактика). 7. Гастроэнтерит (клинические признаки и профилактика). 8. Закупорка пищевода. Оказание первой помощи. 9. Тимпания рубца. Оказание первой помощи. 10. Диспепсия (клинические признаки и профилактика). 11. Алиментарная анемия (лечение и профилактика). 12. Сибирская язва (клиника, патологическая картина, профилактика). 13. Туберкулез (экономический ущерб и профилактика). 14. Меры борьбы с бешенством. 15. Характерные признаки и профилактика бруцеллеза. 16. Специфическая профилактика эмфизематозного карбункулеза. 17. Какие мероприятия проводят с целью профилактики вибриоза? 18. Методы диагностики лейкоза. 19. Профилактика чумы и рожи свиней. 20. Меры борьбы с колибактериозом телят. 21. Меры борьбы с сальмонеллезом телят и поросят. 22. Профилактика фасциолеза, аскаридоза, диктиокаулеза и мониезиоза животных. 23. Дезинфекция. 24. Дератизация. 25. Дезинсекция.
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Беляков И. М., Василевич Ф. И., Жаров А. В., Беляков И. М., Василевич Ф. И.
Основы ветеринарии: учебник для вузов
М.: КолосС, 2002
70
 
Л1.2
Коробов А. В., Кумков В. Т.
Практикум по основам ветеринарии: учебное пособие
М.: КолосС, 2004
20
 
Л1.3
Дюльгер Г. П., Табаков Г. П.
Основы ветеринарии: учебное пособие
СПб.: Лань, 2018
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Колычев Н. М., Госманов Р. Г.
Ветеринарная микробиология и микология: учебник
СПб.: Лань, 2018
Электронный ресурс
 
Оснащенность
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.2
Соколов В. Д.
Фармакология: учебник
СПб.: Лань, 2013
Электронный ресурс
 
Л2.3
Щербаков Г. Г., Яшин А. В., Курдеко А. П., Мурзагулов К. Х., Алексеева С. А., Денисенко В. Н., Дерезина Т. Н., Калюжный И. И., Ковалев С. П., Коваленок Ю. К., Копылов С. Н., Крячко О. В., Куляков Г. В., Тарнуев Ю. А., Уша Б. В., Эленшлегер А. А., Кондрахин И. П., Старченков С. В., Котельникова О. Е.
Внутренние болезни животных: учебник
СПб.: Лань, 2018
Электронный ресурс
 
Л2.4
Акбаев М. Ш., Василевич Ф. И., Акбаев Р. М.
Паразитология и инвазионные болезни животных: учебник
М.: КолосС, 2013
Электронный ресурс
 
Л2.5
Ковалев С. П., Курдеко А. П., Братушкина Е. Л., Волков А. А., Коваленок Ю. К., Копылов С. Н., Мурзагулов К. Х., Никулин И. А., Раднатаров В. Д., Щербаков Г. Г., Эленшлегер А. А., Яшин А. В., Ковалев С. П.
Клиническая диагностика внутренних болезней животных: учебник
СПб.: Лань, 2019
Электронный ресурс
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
6.3.1.2
SuperNovaReaderMagnifier
6.3.1.3
Office 2007 Suites
6.3.1.4
MozillaFirefox
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
6.3.2.3
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
6.3.2.4
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
6.3.2.5
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.6
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Оснащенность
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
123
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
СР
 
409
Учебная аудитория
Доска классная (1 шт.), стол 4-х местный со скамейкой (20 шт.), стол однотумбовый (1 шт.), демонстрационное оборудование (полотно рулонное на штативе Classic Libra, проектор Acer X128H DLP XGA 1024*768, ноутбук Aser Asp T2370) и учебно-наглядные пособия
Лек
 
411
Учебная аудитория
Доска классная, жалюзи вертикальные тканевые Лайн/светло-бежевые 1900*2290 (3 шт.), стол ученический (29 шт.), стул ученический (58 шт.), кафедра настольная (1 шт.), демонстрационное оборудование (проектор Acer X128H DLP XGA 1024*768, экран на штативе Projecta 200*200, ноутбук Aser Asp T2370) и учебно-наглядные пособия
Лек
 
406
Учебная аудитория
Доска классная (1 шт.), персональный компьютер (10 шт.), микроскоп биологический БИОМЕД С2вар4 (18 шт.), микроскоп микмед-1вар1/Р11// (7 шт.), стол для преподавателя (1 шт.), стол ученический 2-х местный (8 шт.), стул ISO (1 шт.), стул офисный ISO (10 шт.), стул ученический (16 шт.), шкаф медицинский 2-х ств. железный (2 шт.) с оборудованием
Пр
 
413
Учебная аудитория
Доска классная, стол ученический (8 шт.), стул ученический (16 шт.), стул п/м (1 шт.), Шкаф для одежды с полками 900*420*1902, Шкаф медицинский, учебно-наглядные пособия
Пр
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и практическими занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство исследовательской деятельностью студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего и промежуточного форм контроля.

Система знаний по дисциплине «Основы ветеринарии» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, практикумы, атласы и другую дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических и практических знаний.

Для освоения дисциплины студентами необходимо:

1. посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыс-лей, за его аргументацией. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

2. посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к  практическому занятию выдает преподаватель. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. Далее преподаватель объясняет основной материал, акцентирует внимание студентов на важных моментах. Затем, в процессе занятий преподаватель контролирует деятельность студентов, направляет и указывает им основные моменты. Студенты, пропустившие занятие, или не успевшие выполнить весь объем задания в течение занятия, приглашаются на консультацию к преподавателю, и занимаются самостоятельно в свободное и внеурочное время. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.

3. систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение материалов учебников и статей, справочной литературы и атласов. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

4. при возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Основы ветеринарии», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________