(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Кинология
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Кинология, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
Понятие о патологических процессах у животных. Учение о болезни. Понятие об этиологии, патогенезе и клинических признаках болезни. Внешние и внутренние причины возникновения болезней. Значение нервной и гуморальной систем реактивности организма, наследственности и конституции в патологии. Роль стресса в развитии болезни. Классификация патологических процессов. Местные расстройства кровообращения. Воспаление. /Лек/
Местное расстройство кровообращения.
Патологические изменения в тканях и органах.
Воспаление. /Пр/
Понятие о патологических процессах у животных. Учение о болезни. Понятие об этиологии, патогенезе и клинических признаках болезни. Внешние и внутренние причины возникновения болезней. Значение нервной и гуморальной систем реактивности организма, наследственности и конституции в патологии. Роль стресса в развитии болезни. Классификация патологических процессов. Местные расстройства кровообращения. Воспаление. /Ср/
Задачи клинического исследования. Обращение с животными при клиническом исследовании. Основные принципы общего и специального исследования животных. Методы и порядок клинического исследования животных. /Лек/
Обращение с животными. Методы их фиксации и укрощения. Основные методы клинического исследования. Клинико-лабораторные и специальные методы исследований. Особенности клинического исследования молодых животных. /Пр/
Обращение с животными. Методы их фиксации и укрощения. Основные методы клинического исследования. Клинико-лабораторные и специальные методы исследований. Особенности клинического исследования молодых животных. /Ср/
Понятие о лекарственном веществе, их классификация и их взаимодействие с организмом. Лекарственные формы и пути их введения в организм и выведения. /Лек/
Виды и формы лекарственных веществ.
Дозирование лекарственных веществ, приемы, пути, методы их введения в организм /Пр/
Понятие о лекарственном веществе, их классификация и их взаимодействие с организмом. Лекарственные формы и пути их введения в организм и выведения. /Ср/
Болезни сердечно-сосудистой системы. Болезни дыхательной системы. Болезни пищеварительной системы. Болезни брюшины. Болезни печени. Болезни мочевой системы. Болезни нервной системы. Болезни системы крови. Нарушение обмена веществ. Диспансеризация. /Лек/
Болезни сердечно-сосудистой системы. Болезни дыхательной системы. Болезни пищеварительной системы. Болезни брюшины. Болезни печени. Болезни мочевой системы. Болезни нервной системы. Болезни системы крови. Нарушение обмена веществ. Диспансеризация. /Пр/
Болезни сердечно-сосудистой системы. Болезни дыхательной системы. Болезни пищеварительной системы. Болезни брюшины. Болезни печени. Болезни мочевой системы. Болезни нервной системы. Болезни системы крови. Нарушение обмена веществ. Диспансеризация. /Ср/
Понятие об инфекции, ее формы, виды, источники возбудителей инфекций, пути попадания их в организм, факторы, обуславливающие их передачу. Некоторые инфекционные болезни: сибирская язва, туберкулез, бруцеллез, ящур, бешенство, чума, рожа, сальмонеллезы и др. /Лек/
Ветеринарно-санитарные правила содержания и перевозки животных, порядок убоя животных на мясо и торговли продуктами животноводства.
Средства и методы личной профилактики при работе с инфекционно больными животными.
Инфекционные болезни, вызываемые вирусами и бактериями. /Пр/
Ветеринарно-санитарные правила содержания и перевозки животных, порядок убоя животных на мясо и торговли продуктами животноводства.
Средства и методы личной профилактики при работе с инфекционно больными животными.
Инфекционные болезни, вызываемые вирусами и бактериями. /Ср/
Понятие о паразитизме, инвазии и инвазионных болезнях, распространенность в природе и виды паразитизма. Основы профилактики и мероприятий по борьбе с инвазионными болезнями. Ветеринарная гельминтология. /Лек/
Методы прижизненной и посмертной диагностики гельминтозов.
Диагностика трематодозов, цестодозов, нематодозов.
Методы диагностики протозойных заболеваний.
Диагностика пироплазмидозов, кокцидиозов, трихомоноза, энтомозов, акарозов. /Пр/
Понятие о паразитизме, инвазии и инвазионных болезнях, распространенность в природе и виды паразитизма. Основы профилактики и мероприятий по борьбе с инвазионными болезнями. Ветеринарная гельминтология. /Ср/
Организация профилактики травматизма в животноводстве. Механические, термические и химические повреждения тканей (ушиб, гематома и др.), их профилактика и меры оказания неотложной помощи животным. /Лек/
Асептика и антисептика. Профилактика хирургических инфекций. Физиотерапевтические методы при хирургической патологии. Травматизм. /Пр/
Организация профилактики травматизма в животноводстве. Механические, термические и химические повреждения тканей (ушиб, гематома и др.), их профилактика и меры оказания неотложной помощи животным. /Ср/
2. Основное содержание Закона о ветеринарии: представьте организационную структуру ветеринарной службы в стране в виде схемы.
4. Патология тепловой регуляции (сущность лихорадки, ее стадии, типы и вызываемые изменения в организме). Приведите пределы колебаний нормальной температуры в виде таблицы у основных сельскохозяйственных животных и птиц (не менее 5).
5. Опишите основные защитные (барьерные) приспособления организма животных в профилактике и борьбе с болезнетворными факторами, в частности сущность воспаления; причины, признаки, классификацию, течение и исход этого процесса. Сущность учения И. И. Мечникова о воспалении.
6. Опишите расстройства местного кровообращения (анемия, гиперемия, кровотечение, тромбоз и эмболия).
7. Структура ветеринарных органов в стране (в виде схемы) и особенности ветеринарного обслуживания крупных животноводческих ферм и комплексов.
8. Классификация, сущность и причины гипобиотических (атрофии) и гипербиотических (регенераций) процессов в клетках и тканях животных.
9. Внешние и внутренние причины болезней животных и основные мероприятия по их профилактике.
10. Методы оказания лечебной помощи животным при ранениях, способы остановки кровотечения и применение при этом лекарственных средств.
11. Общие методы обследования больного животного, техника безопасности при об-ращении с животными и способы их фиксации.
12. Применение антибиотиков и биостимуляторов в ветеринарии и механизм их действия. Укажите важнейшие антибиотики и способы их применения.
13. Перечислите группы медикаментов, порядок их хранения. Опишите наиболее употребляемые дезинфицирующие химические средства и способы их применения.
14. Действие лекарственных средств, их форма и техника применения при групповом и индивидуальном лечении больных животных.
15. Особенности профилактики незаразных болезней в промышленном животноводстве и значение диспансеризации животных.
16. Методы оказания первой помощи заболевшим животным и техника применения лечебных средств (медикаментов, физических факторов: тепла, холода, лучистой энергии и т. д.).
17. Общие и специальные методы клинического обследования больного животного, техника безопасности при обращении с животными, способы их фиксации.
18. Наиболее употребляемые слабительные, антгельминтные и противопаразитарные средства и способы их применения при групповом и индивидуальном лечении животных.
19. Классификация незаразных болезней животных, причины, их вызывающие, экономический ущерб от них животноводству и особенности профилактики их в промышленном животноводстве. Опишите болезни кожи.
20. Перечислите основные болезни органов пищеварения: опишите болезни преджелудков жвачных (причины, признаки, первая помощь и профилактика).
21. Кормовые токсикозы и профилактика отравлений животных растениями, грибами и ядохимикатами.
22. Основные болезни органов кровообращения, их причины и профилактика. Опишите травматический перикардит.
23. Основные болезни органов дыхания сельскохозяйственных животных. Опишите воспаление легких и плеврит.
24. Перечислите болезни обмена веществ, связанные с нарушением белкового, угле-водного, минерального и витаминного обмена в организме животных. Опишите остеодистрофию и кетоз крупного рогатого скота.
25. Перечислите основные болезни органов пищеварения животных. Опишите диспепсию молодняка и болезни органов пищеварения с явлениями колик.
26. Способы оказания первой помощи при растяжениях, ушибах, кровотечениях и профилактика массового травматизма (особенно в промышленном животноводстве).
27. Классификация ран и основные принципы их лечения. Опишите меры асептики и антисептики.
28. Способы кастрации сельскохозяйственных животных и профилактика послекастрационных осложнений.
29. Источники болезней, пути передачи и проникновения инфекционного начала в организм животных; условия, способствующие распространению эпизоотии.
30. Мероприятия по уничтожению заразного начала во внешней среде: дезинфекция, ее виды, основные средства и способы их применения, дезинсекция, дератизация, способы уборки трупов и обезвреживания фекалий.
31. Общие профилактические мероприятия в борьбе с инфекционными болезнями. Ветеринарно-санитарные мероприятия при комплектовании поголовья комплексов и крупных животноводческих ферм.
32. Опишите условия, способствующие распространению заразных болезней, и меры по охране от них крупных животноводческих ферм и комплексов.
33. Основные противоэпизоотические мероприятия (изложите в виде схемы). Особенности охраны животноводческих ферм и комплексов от инфекционных болезней.
34. Ветеринарно-санитарные мероприятия в пунктах, неблагополучных по заразным болезням (изложите в виде схемы), и в хозяйствах, которым угрожают инфекционные заболевания.
35. Основные методы диагностики инфекционных болезней, их сущность. Основные правила доставки в лабораторию материала от больных и павших животных.
36. Сущность иммунитета, его виды. Применение явлений иммунитета в диагностике, профилактике и лечении инфекционных болезней.
37. Формы инфекции, этапы ее развития и специальные ветеринарные мероприятия.
38. Учение об эпизоотическом процессе, основные звенья эпизоотической цепи (источник инфекций, факторы передачи, восприимчивые животные).
39. Перечислите важнейшие антропозоонозные болезни и опишите сибирскую язву и туберкулез. Меры личной профилактики обслуживающего персонала в неблагополучных хозяйствах.
41.Перечислите инфекционные болезни, общие нескольким видам животных, и опишите лептоспироз.
42. Перечислите инфекционные болезни, общие нескольким видам животных, и опишите бешенство.
43. Перечислите инфекционные болезни, общие нескольким видам животных, и опишите яшур и бруцеллез.
44. Перечислите инфекционные болезни жвачных и опишите эмфизематозный карбункул.
45. Перечислите инфекционные болезни молодняка и опишите колибактериоз и сальмонеллез.
46. Перечислите инфекционные болезни свиней и опишите чуму и рожу.
47. Специфическая профилактика заразных болезней.
48. Перечислите важнейшие инфекционные болезни лошадей и опишите сап и мыт.
49. Опишите явления паразитизма, виды его, перечислите разделы паразитологии, укажите отличия инвазионных болезней от инфекционных. Экономический ущерб животноводству от инвазионных болезней.
50. Перечислите болезни животных, вызываемые клещами, другими накожными паразитами, и опишите чесотку.
51. Перечислите болезни, вызываемые паразитическими клещами (арахнозы) и насекомыми (энтомозы). Опишите чесотки и гиподерматозы (подкожные оводы) крупного рога-того скота.
52. Опишите оводовые заболевания животных и их профилактику.
53. Перечислите протозойные болезни животных и опишите трихомоноз крупного рогатого скота.
54. Слепни, мухи, вши, власоеды, пухоеды как переносчики болезней; их биология и меры борьбы.
55. Перечислите болезни животных, вызываемые паразитическими клещами, и опишите чесотки.
56. Какие болезни у животных вызываются сосальщиками (трематодами) и круглыми гельминтами (нематодами)? Опишите из каждого класса по одному важнейшему заболеванию у домашних животных.
57. Изложите общую характеристику класса цестод и опишите цистицеркоз (финноз) крупного рогатого скота, свиней и эхинококкоз.
58. Изложите общую характеристику класса нематод и опишите аскаридоз свиней и диктиокаулез овец и крупного рогатого скота.
59. Биогельминтозы и геогельминтозы, перечислите основ¬ные из них. Опишите по одной болезни из каждой группы.
60. Изложите общие меры борьбы с гельминтозами животных (дегельминтизация, ее виды, меры обезвреживания инвазионного начала во внешней среде). Учение академика К. И. Скрябина о девастации гельминтов.
61. Роль собак и других плотоядных, а также грызунов в распространении гельминтозов человека и животных; опишите трихинеллез.
62. Перечислите важнейшие гельминтозы, общие человеку и животным. Опишите цистицеркозы и эхинококкоз.
63. Какие болезни у жвачных вызываются сосальщиками (трематодами) и ленточными (цестодами)? Опишите фасциолез и дрепанидотениоз гусей.
64. Перечислите важнейшие гельминтозы сельскохозяйственных животных и птиц, вызываемые личиночными и половозрелыми стадиями ленточных червей (цестод). Опишите мониезиоз овец и телят и цистицеркоз (финноз) свиней и крупного рогатого скота.
Система знаний по дисциплине «Основы ветеринарии» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, практикумы, атласы и другую дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических и практических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыс-лей, за его аргументацией. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. Далее преподаватель объясняет основной материал, акцентирует внимание студентов на важных моментах. Затем, в процессе занятий преподаватель контролирует деятельность студентов, направляет и указывает им основные моменты. Студенты, пропустившие занятие, или не успевшие выполнить весь объем задания в течение занятия, приглашаются на консультацию к преподавателю, и занимаются самостоятельно в свободное и внеурочное время. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3. систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение материалов учебников и статей, справочной литературы и атласов. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. при возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Основы ветеринарии», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году