(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Кинология
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Кинология, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
2. Методы научных исследований, используемые в зоогигиене.
3. Зоогигиена – основа общей ветеринарной профилактики.
4. Роль зоогигиены в развитии интенсивного животноводства.
5. Роль зоогигиены в развитии мелких ферм, в подсобных хозяйствах.
6. Роль зоогигиены в развитии фермерских и семейных хозяйствах.
7. Краткая история развития зоогигиенической науки и практики.
8. Понятие о погоде, климате, макро- и микроклимате.
9. Факторы воздушной среды и их влияние на организм животных.
10.Теплообмен между организмом и внешней средой.
11.Теплорегулирование в организме и ее возрастные особенности.
12.Влияние на животных высоких и низких температур.
13.Процессы закаливания и адаптации организма животных
14.Процесс акклиматизации организма животных.
15.Источники накопления водяных паров и их влияние на организм.
16.Скорость движения воздуха и ее влияние на организм животных.
17.Атмосферное давление и его влияние на организм животных.
18. Причины простудных заболеваний и их профилактика.
19.Причины возникновения горной болезни и ее профилактика.
20.Твердая и жидкая аэрозоли и меры борьбы с ними.
21.Патогенная, условно-патогенная микрофлора и меры борьбы с ними
22.Общее зоогигиеническое значение почвы.
23.Механический и физический состав почвы.
24.Химический состав почвы. Учение о биогеохимических провинциях.
25. Эндемические болезни с.-х. животных и их профилактика.
26.Биологичяеские свойства почвы и ее охрана от загрязнения.
27. Гигиеническое и хозяйственное значение воды в животноводстве.
28. Физические, химические и биологические свойства природных вод.
29.Сельскохозяйственное водоснабжение и его гигиеническое значение
30. Зоогигиенические нормативы водопотребления с.-х. животными.
31. Охрана природных водоисточников от загрязнения.
32.Зоогигиеническое значение вентиляции помещений.
33.Определение часового объема вентиляции в помещениях.
34.Зоогигиеническое значение теплового баланса помещений.
35.Методика определения теплового баланса в помещениях.
36.Зоогигиеническое значение микроклимата помещений.
37.Факторы, влияющие на состояние микроклимата помещений.
38.Систеы вентиляции животноводческих помещений.
39.Системы отопления животноводческих помещений.
40.Санитарные правила хранения и обеззараживания навоза.
41.Саитарная оценка навоза и его влияние на микроклимат помещений.
42.Мероприятия по оптимизации микроклимата в помещениях.
43.Системы уборки навоза из животноводческих помещений.
44.Ветеринарно-санитарные требования к системам уборки навоза.
45. Защита животноводческих предприятий от заноса инфекций.
46.Благоустройство территорий животноводческих предприятий.
47.Гигиеническое значение полноценного кормления.
48.Полноценное кормление, фактор повышения резистентности организма животных.
49.Санитарно-гигиенический контроль при заготовке, хранении кормов.
50.Санитарно-гигиеничекие методы исследования кормов.
51.Профилактика болезней животных кормового происхождения.
52.Прфилактика кормового травматизма у животных.
53.Профилактика заболеваний, связанных с неполноценным кормлением
55.Отравление животных кормами, содержащими ядовитые вещества.
56.Профилактика животных от отравления ядовитыми веществами.
57.Отравление животных минеральными удобрениями,их профилактика.
58.Отравление животных ядовитыми растениями и их профилактика.
59.Отравление животных кормами, пораженными токсигенными грибами, амбарными вредителями и их профилактика.
60. Зоогигиеническое значение рационального ухода за животными.
61.Приемы ухода за сельскохозяйственными животными.
62.Зоогигиенические требования при транспортировке скота железнодорожным, автомобильным и воздушным транспортом.
63.Зоогигиенические требования при погрузке и выгрузке животных.
64.Зоогигиенические требования при перегонке животных.
65.Гигиеническое значение пастбищного содержания животных.
66.Подготовка животных к пастбищному содержанию.
67.Мтоды пастбищного содержания животных.
68.Санитарно-гигиеническое значение загонной системы пастьбы.
69.Устройство и оборудование летних лагерей для животных.
70.Профилактика заболеваний животных в пастбищный период.
71.Моцион и его гигиеническое значение.
72. Ветеринарно-санитарные правила при подготовке помещений к зиме.
73.Способы локального обогрева молодняка животных с УФЛ и ИКЛ и их санитарно-гигиеническое значение.
74.Подстилка, ее санитарно-гигиеническое значение, виды подстилок.
75.Газовый состав воздуха помещений и их допустимые концентрации.
76.Зоогигиенические требования, предъявляемые при выборе технологии производства животноводческой продукции.
77.Организации водопоя животных в стойловый и пастбищный периоды.
78.Уход за кожей и конечностями сельскохозяйственных животных.
79.Дезинфекция и ее значение в животноводстве и ветеринарии.
80.Дератизация и ее значение в животноводстве и ветеринарии.
81.Зоогигиенический контроль при проектировании, строительстве и реконструкции животноводческих объектов.
82.Генеральный план предприятия по производству молока.
83. Санитарно-гигиенические требования к участку строительства животноводческого объекта.
84.Проекты, виды проектов и стадии проектирования объектов.
85.Нормы технологического проектирования (ОНТП, СНиП, ГОСТ).
86.Виды строительства животноводческих объектов.
87.Прядок разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство животноводческого объекта.
88.Покрытия и перекрытия животноводческих зданий и сооружений.
89.Полы. Технологические и зоогигиенические требования к полам.
90.Требования, предъявляемые к строительным материалам.
91.Гигиеические требования, предъявляемые к стенам и потолкам.
92.Понятие о привязке типового проекта животноводческого здания.
93.Состав рабочего проекта животноводческого предприятия.
94.Зоогигиеническая оценка ограждающих конструкций здания.
95.Гидроизоляционные материалы применяемые в с.- х. строительстве.
96.Виды фундаментов применяемые при строительстве зданий.
97.Гигиена содержания и эксплуатации лошадей.
98.Содержание телят и уход за ними в профилактический период.
99.Гигиенические требования к выращиванию телят до 20 дн. возраста.
100.Гигиена опоросов и уход за новорожденными поросятами.
101.Основные средства обеспечения микроклимата в помещениях.
102.Каркасные и бескаркасные животноводческие здания и сооружения.
103.Функциональное зонирование территории животноводческих ферм.
104.Порядок приемки животноводческих предприятий в эксплуатацию.
105.Гигиенические требования к родильному помещению К.Р.С.
106.Состав и свойства солнечной радиации и ее влияние на организм ж.-х.
107.Микозы и микотоксикозы животных и их профилактика.
108.Гигиена привязного содержания крупного рогатого скота.
109.Гигиена беспривязного содержания крупного рогатого скота.
110.Гигиенические требования к системам содержания овец.
111.Гигиена выращивания ягнят.
112.Гигиена содержания кобыл и выращивания жеребят.
113.Гигиенические требования при клеточном содержании птиц.
2. Санитарно-топографическое обследование водоисточника на молочной ферме СХПК им. Ленина Чебоксарского района ЧР.
3. Санитарно-гигиеническая оценка сочных кормов на молочной ферме ФГУП УОХ «Приволжское» Чебоксарского района ЧР.
4. Санитарно-гигиеническая оценка зерновых кормов на свинотоварной ферме СХПК им. Суворова Моргаушского района ЧР.
5. Санитарно-гигиеническая оценка комбикормов на свинотоварной ферме СХПК им. Ленина Чебоксарского района ЧР.
6.Дать санитарно-гигиеническую характеристику генерального плана развития Гор-но-Марийской птицефабрика республики Марий-Эл.
7. Зоогигиеническое обследование и ветеринарно-санитарная оценка коровников на молочной ферме СХПК «Шимкусский» Янтиковского района.
8.Санитарно-гигиеническая оценка ограждающих конструкций телятника-профилактория на молочной ферме ФГУП УОХ «Приволжское» ЧГСХА.
9.Санитарно-гигиеническая характеристика естественной освещенности свинарника-маточника на свинотоварной ферме СХПК им. Суворова Моргаушского района ЧР.
10. Санитарно-гигиеническая характеристика систем вентиляции и канализации на конно-спортивной школе г. Новочебоксарска.
11. Гигиенические требования к помещениям для привязного и беспривязного содержания крупного рогатого скота.
12. Типы стойл, клеток, денников, привязей, кормушек для разных видов животных.
13. Роль санитарно-гигиенических мероприятий в улучшении качества молока.
14. Гигиенические требования при откорме и нагуле крупного рогатого скота.
15. Гигиенические требования к свинарникам, типы свинарников, вместимость и состав помещений.
16. Размещение, устройство станков и их оборудование для свиней разных групп.
17. Типы и вместимость овчарен и кошар. Санитарные требования к их внутреннему оборудованию.
18. Гигиенические мероприятия для повышения товарных качеств шерсти.
19. Гигиенические требования к помещениям для лошадей и особенности устройства.
20. Гигиенические требования к помещениям и особенности устройства их для птицы разных видов.
Темы докладов
1. Понятие о воздушной среде и микроклимате.
2. Методика определения параметров микроклимата.
3. Назначение и принцип работы минимального термометра.
4. Назначение и принцип работы максимального термометра.
5. Назначение, устройство и принцип работы термографа.
6. Назначение, устройство и принцип работы барографа.
7. Назначение, устройство и принцип работы гигрографа.
8. Назначение и принцип работы ртутного барометра.
9. Назначение, устройство и принцип работы гигрометра.
10. Назначение и принцип работы психрометра Августа.
11. Назначение и принцип работы психрометра Ассмана.
12. Понятие о гигрометрических показателях
13.Назначение, устройство и принцип работы анемометра чашечного.
14.Назначение,устройство,принцип работы анемометра крыльчатого.
15. Назначение, устройство и принцип работы кататермометра.
16. Понятие о световом коэффициенте (СК) и КЕО.
17. Назначение и принцип работы объективного люксметра.
18. Определение искусственной освещенности.
19. Определение содержания углекислого газа методом Гесса.
20. Определение содержания углекислого газа методом Прохорова.
21. Качественные пробы определения аммиака и сероводорода.
22. Назначение, устройство и принцип работы газоанализатора УГ-2.
23.Определение вредных газов универсальным газоанализаторомУГ-2
24. Назначение, устройство и принцип работы прибора Кротова.
25. Методы определения пыли в воздухе помещения.
26. Методы определения микроорганизмов в воздухе помещения.
27. Взятие пробы почвы для исследования и ее классификация.
28. Определение механического состава почвы.
29. Определение капиллярности почвы.
30. Определение водопроницаемости почвы.
31. Определение влагоемкости почвы.
32. Определение аммиака и нитритов в почве.
33. Определение нитратов, хлоридов и сульфатов в почве.
34. Санитарно-топографическое обследование водоисточника.
35. Назначение и устройство батометра.
36. Определение температуры и цвета воды.
38.Определение прозрачности и мутности воды.
39. Физические и химические нормативы качества воды.
40. Понятие об окисляемости воды.
41. Определение устранимой, общей и постоянной жесткости воды.
42. Понятие об очистке, улучшении воды и их основные методы.
43. Понятие об обеззараживании воды и его основные методы.
44. Нормативы водопотребления для крупного рогатого скота.
45. Нормативы водопотребления для лошадей, свиней и овец.
46. Нормативы водопотребления для кроликов и птицы.
47. Порядок упаковки пробы кормов для лабораторного анализа и оформления сопроводи-тельного документа на ее.
48. Органолептическая оценка сена и нормативы его качества.
49.Определение влажности сена и зерна в производственных условиях.
50. Отбор средней пробы сена, соломы, силоса и сенажа.
51. Отбор средней пробы корнеклубнеплодов, жома и барды.
52. Отбор средней пробы зерна и комбикормов.
53. Отбор средней пробы жмыхов и шротов .
54. Постановка кожной пробы на токсичность грибов.
55. Ядовитые и вредные растения, вызывающие преимущественно симптомы поражения центральной нервной и сердечно-сосудистой системы.
56. Ядовитые и вредные растения, вызывающие преимущественно симптомы поражения органов пищеварения.
57. Ядовитые и вредные растения, вызывающие преимущественно поражения органов дыхания.
58. Ядовитые и вредные растения, вызывающие симптомы аборта и поражения печени.
59. Органолептическая оценка силоса, сенажа и нормативные показатели их качества .
60. Органолептическая оценка зерна, комбикормов и нормативные показатели их качества.
61. Органолептическая оценка мучнистых кормов и нормативные показатели их качества..
62. Органолептическая оценка кормов животного происхождения и нормативные показатели их качества.
63. Проба на гниение силоса. Определение хлоридов и сульфатов.
64. Определение нитратов и нитритов в свекле и соланина в картофеле.
65. Определение пораженности зерна амбарными вредителями.
66. Определение металлических примесей и поваренной соли в комбикормах.
67. Определение госсипола в хлопчатниковом жмыхе.
68. Санитарно-гигиенические требования к основаниям и фундаментам.
69. Санитарно-гигиенические требования к стенам и перегородкам.
70. Санитарно-гигиенические требования к перекрытию.
71. Санитарно-гигиенические требования к окнам, воротам и дверям.
72. Санитарно-гигиенические требования к полам. Полы, применяемые в помещениях для крупного рогатого скота.
73. Санитарно-гигиенические требования к полам. Полы, применяемые в помещениях для свиней.
74. Полы, применяемые в помещениях для лошадей, овец.
75. Нормативы технологических параметров решетчатых полов для крупного рогатого скота.
76. Нормативы технологически параметров, решетчатых полов для свиней и овец.
77.Понятие об общесоюзных нормах технологического проектирования (ОНТП) животноводческих предприятий и их содержание.
78. Понятие о строительных нормах и правилах (СНиП).
79. Понятие о проектах и их виды. Кодификация зданий и сооружений.
80. Структура рабочего проекта предприятия.
81. Структура типового проекта зданий или сооружений.
82. Составление задания на проектирование.
83. Составление акта выбора площадки для строительства.
84. Порядок приемки объекта в эксплуатацию.
85. Понятие об основных свойствах строительных материалов.
86. Природные каменные материалы, керамические, без обжиговые изделия и их характеристика,
87. Минеральные вяжущие вещества, строительные растворы, бетон, железобетонные изделия и их характеристика.
88. Древесные, теплоизоляционные, гидроизоляционные, кровельные материалы и их характеристика.
89. Битумные, дегтевые материалы, пластмассы, полимеры, изделия из них и их характеристика.
90. Строительные материалы, стекло, лакокрасочные материалы и их характеристика.
91. Расчет объема вентиляции по углекислому газу.
92.Расчет объема вентиляции по водяным парам.
93. Понятие о тепловом балансе. Приходная и расходная часть тепла в животноводческом помещении.
94. Расчет теплового баланса.
Система знаний по дисциплине «Зоогигиена» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, практикумы, атласы и другую дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических и практических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, которые должны знать студенты; раскрываются закономерности воздействия факторов внешней среды на функционирование животного организма. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, что-бы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. Посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя определенный перечень вопросов, по теме практического занятия. Практически занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. Далее преподаватель объясняет методы исследования и обеспечения параметров микроклимата и наглядно показывает применяемое при этом оборудование и реактивы, акцентирует внимание студентов на важных моментах. За-тем, в процессе занятий преподаватель контролирует деятельность студентов, направляет и указывает им основные моменты. Студенты должны выполнять конспекты по изучаемым вопросам, по которым преподаватель контролирует полноту усвоения материала. Студенты, пропустившие занятие, или не успевшие выполнить весь объем задания в течении занятия, приглашаются на консультацию к преподавателю, и занимаются самостоятельно в свободное и внеурочное время. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение материалов учебников и статей, справочной литературы и атласов по гигиене животных, зоогигиене. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Зоогигиена», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
При изучении дисциплины «Зоогигиена» следует усвоить:
1. Принципы создания оптимальной среды обитания в соответствии с видовыми и возрастными особенностями животных с целью повышения их жизнеспособности, продуктивности и конверсии корма.
2. Основы профилактики незаразных и заразных заболеваний животных, в особенности антропозоонозов, а также разработка средств и способов повышения естественной резистентности особей и улучшения санитарного качества продукции.
3. Правила разработки проектов по строительству животноводческих ферм, комплексов, технологических линий по переработке продукции животноводства и их экспертизе согласно ветеринарно-санитарным и гигиеническим требованиям.
4. Первостепенность охраны внешней среды о загрязнения отходами животноводства.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году