МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
"Чувашский государственный аграрный университет"
(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
Общеобразовательных дисциплин
Проректор по учебной
и научной работе
Психосаморегуляция обучающегося с ограниченными возможностями здоровья
Направление подготовки 36.03.02 Зоотехния
Направленность (профиль) Технология производства продуктов животноводства
рабочая программа дисциплины (модуля)
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 36.03.02 Зоотехния (приказ Минобрнауки России от 22.09.2017 г. № 972).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Психосаморегуляция обучающегося с ограниченными возможностями здоровья" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 36.03.02 Зоотехния
Направленность (профиль) Технология производства продуктов животноводства, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
Заведующий кафедрой Михайлова Р.В.
Заведующий выпускающей кафедрой Лаврентьев А.Ю.
Председатель методической комиссии факультета Ефимова И.О.
Директор научно-технической библиотеки Викторова В.А.
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
создание у студентов мотивации к самоисследованию и оказанию психологической помощи самим себе
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Учебная практика, общепрофессиональная практика
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Производственная практика,технологическая практика
Организация и менеджмент в зоотехнии
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
УК-3. Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-3.1 Знать: принципы организации работы в команде
УК-3.2 Уметь: осуществлять социальное взаимодействие
УК-3.3 Иметь навыки: реализации своей роли в команде
ПК-7. Способен к организации работы коллектива исполнителей, принятия управленческих решений, анализировать и планировать технологические процессы (стоимость, качество, безопасность и сроки исполнения), проводить маркетинг и бизнес-планирование выпуска продукции
ПК-7.1 Знать: правила эффективной организации работы коллектива исполнителей
ПК-7.2 Уметь: принимать управленческие решения, анализировать и планировать технологические процессы
ПК-7.3 Иметь практический опыт: проведения маркетинга и бизнес-планирования выпуска продукции
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
исторические, этические, методические, психологические аспекты саморегуляции инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
методы и принципы социального взаимодействия, критерии и параметры социальных проектов;
методы определения задач, действующие правовые нормы, ресурсы и ограничения в профессиональной деятельности.
обосновывать теоретическую и практическую значимость социального взаимодействия; выдвигать инновационные идеи и нестандартные подходы к социальным проектам;
выявлять оптимальные способы решения поставленных профессиональных задач; использовать правовые нормы и ограничения;
анализировать и сравнивать различные методы и методики саморегуляции, осмысляя их ценность лично для себя.
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
применения приемов саморазвития, саморегуляции психоэмоциональных и функциональных состояний;
применения информации о значимости социального взаимодействия; работы в команде;
применения данных об обновленных правовых нормах, ресурсов и ограничений на основании законодательных актов РФ в своей профессиональной деятельности.
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Раздел 1. Историко-теоретические вопросы курса
Общая характеристика саморегуляции /Лек/
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3
Общая характеристика саморегуляции /Сем зан/
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3
Общая характеристика саморегуляции /Ср/
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3
устный ответ на вопрос, сообщение, доклад на семинарских занятиях, творческая работа, тестирование
Этические вопросы саморегуляции /Лек/
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3
Этические вопросы саморегуляции /Сем зан/
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3
Этические вопросы саморегуляции /Ср/
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3
устный ответ на вопрос, сообщение, доклад на семинарских занятиях, творческая работа, тестирование
Теоретические подходы к саморегуляции /Лек/
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3
Теоретические подходы к саморегуляции /Сем зан/
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3
Теоретические подходы к саморегуляции /Ср/
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3
устный ответ на вопрос, сообщение, доклад на семинарских занятиях, творческая работа, тестирование
Раздел 2. Методы саморегуляции
Техники саморегуляции /Лек/
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3
Техники саморегуляции /Сем зан/
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3
Техники саморегуляции /Ср/
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3
устный ответ на вопрос, сообщение, доклад на семинарских занятиях, творческая работа, тестирование
Профилактика утомления /Лек/
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3
Профилактика утомления
/Сем зан/
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3
Профилактика утомления
/Ср/
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3
устный ответ на вопрос, сообщение, доклад на семинарских занятиях, творческая работа, тестирование
Раздел 3. Прикладные вопросы саморегуляции
Саморегуляция и межличностные отношения /Лек/
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3
Саморегуляция и межличностные отношения /Сем зан/
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3
Саморегуляция и межличностные отношения /Ср/
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3
устный ответ на вопрос, сообщение, доклад на семинарских занятиях, творческая работа, тестирование
Подготовка и сдача зачета /Зачёт/
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 ПК-7.1 ПК-7.2 ПК-7.3
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
Вопросы для оценки знаний теоретического курса
1. Понятие «саморегуляция», его соотношение с понятиями «саморазвитие», «самосовершенствование», «самовоспитание».
2. Саморегуляция и произвольность.
3. Саморегуляция в структуре самосознания.
4. Виды саморегуляции (классификация по средствам, способам, объектам).
5. Этические принципы занятий саморегуляцией.
6. Теоретические основы саморегуляции. Подход к саморегуляции в культурно-исторической школе Л. С. Выготского. Саморегуляция как деятельность, ее строение.
7. Психологические механизмы саморегуляции. Характеристика внутреннего диалога.
8. Методы профилактики стресса при помощи саморегуляции.
9. Физиологические механизмы саморегуляции.
10. Общая характеристика методов произвольной саморегуляции.
11. Арт-терапия. Цветотерапия. Музыкотерапия.
12. Аутогенная тренировка.
13. Активная нервно-мышечная релаксация.
14. Трудные психические состояния как объекты саморегуляции.
15. Саморегуляция как средство психогигиены и психопрофилактики.
16. Особенности саморегуляции инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
17. Актуальность саморегуляции в студенческом возрасте.
18. Стресс и способы его преодоления.
19. Роль самоисследования, работы с собой.
20. Профилактика утомления.
21. Частные методики саморегуляции (приемы работы с самоотношением, психологическим временем, телесным напряжением, собственными страхами и др.).
22. Самоанализ.
Вопросы на оценку понимания/умений студента:
1. Каково содержание понятия «саморегуляция»?
2. Определение психологической произвольной саморегуляции.
3. Саморегуляция как высшая психическая функция (по Л. С. Выготскому).
4. Назовите классификацию методов саморегуляции в зависимости от временных параметров взаимодействия со стресс-фактором?
5. Дайте определение терминам «самоконтроль», «саморегуляция», «самоорганизация».
6. Общее и специфическое в методах саморегуляции.
7. Какие практические наблюдения И. Шульца стали основой методики аутогенной тренировки?
8. Каковы основные психофизиологические последствия глубокого мышечного расслабления?
9. Назовите противопоказания для занятий аутогенной тренировкой?
10. Сформулируйте общие рекомендации по профилактике стресса.
11. Каковы цели и задачи самомониторинга?
12. Приемы саморегуляции при различных неблагоприятных психических состояниях.
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
Не предусмотрено учебным планом.
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрено учебным планом.
Темы докладов
1. Саморегуляция в философских и религиозных практиках.
2. Культурно-исторический подход к пониманию саморегуляции.
3. Физиологические механизмы саморегуляции.
4. Виды саморегуляции.
5. Характеристика методов саморегуляции.
6. Сущность, методика и практическое использование АТ.
7. Общая характеристика методов саморегуляции.
8. Роль саморегуляции в поддержании здоровья для лиц с ОВЗ.
9. Стратегии поведения при стрессе.
10. Психологические механизмы саморегуляции.
11. Арттерапия.
12. Цветотерапия.
13. Музыкотерапия.
5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С.
Психология и педагогика: учебник
Психология и педагогика. Краткий курс: учебное пособие
6.1.2. Дополнительная литература
Самыгин С. И., Столяренко Л. Д.
Психология и педагогика: учебное пособие
Психология и педагогика: учебное пособие
6.3.1 Перечень программного обеспечения
Справочная правовая система КонсультантПлюс
Электронный периодический справочник «Система Гарант»
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Ростомер медицинский РМ-1 (1 шт.), динамометр становой (1 шт.), динамометр кистевой (1 шт.), измеритель арт. давления (2 шт.), стол преподавательский (1 шт.), столы (8 шт.), стулья (12 шт.), слухоречевой тренажер СОЛО-01 (1 шт.)
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
Доска классная (1 шт.), столы ученические (26 шт.), стулья (30 шт.), 2-х местные скамейки (10 шт.), трибуна настольная (1 шт.), демонстрационное оборудование (экран Lumien Eco Picture LEP-100102 (1 шт.), проектор Toshiba х2000 (1 шт.), ноутбук Acer (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
Демонстрационное оборудование (проектор Toschibaх200, экран с электроприводом СЕНА EcMaster Electric 180*180, ноутбук Acer Aspire А315-21-434) и учебно-наглядные пособия, доска классная (1 шт.), столы (31 шт.), стулья ученические (61 шт.)
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и семинарскими занятиями организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего, промежуточного форм контроля.
Система знаний по дисциплине «Психосаморегуляция обучающегося с ограниченными возможностями здоровья» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, бакалавр готовится к семинарским занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий,
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________