(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Технология производства продуктов животноводства
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Технология производства продуктов животноводства, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
2. Методы генетики.
3. Основные этапы развития генетики.
4. Строение клетки. Клетка как генетическая система.
5. Митотический цикл и митоз. Генетическая сущность и значение митоза в жизни клетки и организма.
6. Мейоз, фазы мейоза, его генетическая и биологическая сущность.
7. Гаметогенез у животных.
8. Строение хромосом. Аутосомы и половые хромосомы. Гаплоидный и диплоидный набор хромосом.
9. Моногибридное скрещивание. Схема скрещивания. Понятие о гомо- и ге- терозиготности. Доминантность и рецессивность. Закон доминирования.
10. Анализирующее скрещивание. Неполное доминирование. Схема скрещи¬ваний.
11. Закон расщепления. Генотип и фенотип. Понятие о гене как единице на¬следственности.
12. Полигибридное скрещивание. Закон независимого наследования призна¬ков.
13. Наследование признаков при взаимодействии неаллельных генов (комплементарность, эпистаз).
14. Полимерное действие неаллельных генов. Виды полимерии и их значение.
15. Плейотропное и летальное действие генов. Примеры.
16. Сцепление генов и сцепленное наследование признаков. Группы сцепления.
17. Кроссинговер как причина неполного сцепления генов. Одинарный и множественный кроссинговер.
18. Хромосомная теория наследственности Т.Г.Моргана.
19. Типы хромосомного определения пола. Гомогаметный, гетерогаметный пол. Кариотипы мужского и женского пола у разных видов.
20. Балансовая теория определения пола. Интерсексуальность, фримарти- низм, гинандроморфизм.
21. Наследование признаков, сцепленных с полом. Признаки, ограниченные полом и зависимые от пола.
23. Строение молекул ДНК и РНК.
24. Репликация молекул ДНК. Гипотезы репликации ДНК.
25. Доказательства генетической роли ДНК. Гипотезы (трансформация и транс дукция).
26. Генетический код, его свойства: триплентность, неперекрываемость, вы¬рожденность, универсальность.
27. Биосинтез- синтез белка в клетке.
28. Регуляция транскрипции у бактерий. Оперон.
29. Регуляция транскрипции у эукариот.
30. Изменчивость. Классификация изменчивости.
31. Классификация мутаций.
32. Генные мутации.
33. Классификация хромосомных перестроек.
34. Хромосомные перестройки: делеция и дефишенси.
35. Хромосомные перестройки: дупликация и инверсия. Транслокация.
36. Геномные мутации: эуплоидия (истинная полиплоидия).
37. Геномные мутации: анеуплоидия (гетероплоидия).
38. Биогенетический закон онтогенеза. Тотипотентность ядра соматической клетки.
39. Роль генетической информации на начальных стадиях онтогенеза. Критические периоды развития.
40. Регуляция синтеза белков у эукариот в процессе онтогенеза: стабильность м-РНК, каскадная регуляция, гормональная регуляция.
41. Понятия о популяции и чистой линии. Методы изучения популяций.
42. Закон Харди-Вайнберга, генное равновесие и методы его определения.
43. Факторы, влияющие на частоту генов и генотип в популяции: отбор, ми¬грация особей, мутация генов.
44. Понятия о видах отбора: направленном, стабилизирующем, дизруптивном.
45. Влияние инбридинг на генетическую структуру популяций. Использование инбридинга в практике животноводства.
46. Гетерозис, его биологические особенности и причины возникновения.
47. Гипотезы, объясняющие эффект гетерозиса и депрессии при инбридинге.
48. Инбридинг, его биологические особенности и генетическая основа.
49. Группа крови у разных видов животных и наследование групп крови.
50. Значение групп крови для практики.
51. Генетический полиморфизм белковых систем сыворотки крови и молока, их номенклатура.
52. Неспецифическая форма защиты организма (гуморальные и клеточные факторы)
53. Специфическая норма защиты организма. Генетическая обусловленность иммунной системы.
54. Генетическая обусловленность специфичности реакции антиген и антитело и структура иммуноглобулинов.
55. Химический и ферментативный синтез генов вне организма.
56. Использование плазмид для получения рекомбинантных ДНК.
57. Гибридизация соматических клеток и его значение.
58. Использование методов генной инженерии в животноводстве.
59. Биотехнология метода воспроизводства с.-х. животных (трансплантация эмбрионов).
60. Геном и кариотип. Кариотип: крупный рогатый скот, свиньи, домашние куры.
Темы эссе являются примерными, то есть выбор проблемы студентом может осуществляться самостоятельно, либо на основании рекомендаций преподавателя.
1. Генетика как наука. Основные этапы ее становления. Место генетики среди биологических наук.
2. Методы генетических исследований: гибридологический, генеалогический, популяционный, феногенетический, рекомбинационный, мутационный, цитогенетический, статистический.
3. Исследования по изучению наследственности и наследственной изменчивости до открытия законов Г. Менделя (гибридологические — Й.Кельрейтер, Т.Найт, О.Сажре, Ш.Ноден; цитологические — И.Д.Чистяков, Т. Бовери, О. Гертвиг). Работы Ч. Дарвина и их значение в становлении генетики.
4. Развитие генетики в нашей стране. Работы Е. А. Богданова, Н. К. Кольцова, Н. И. Вавилова, С. С. Четверикова, Ю. А. Филипченко и др.
5. Основные отличия методов традиционной и современной биотехнологии.
6. Дайте краткую характеристику основных направлений современной биотехнологии.
7. Строение клетки и роль ее органоидов в передаче наследственной информации.
8. Строение и химический состав хромосом. Гаплоидный и диплоидный набор хромосом- Понятие о геноме и кариотипе.
9. Митоз и его генетическая сущность.
10. Мейоз и его генетическая сущность. . Цели использования генной инженерии в селекции сельскохозяйственных животных.
11. Что такое кариотип? Охарактеризуйте (кариотипы основных видов сельскохозяйственных животных. Что общего в кариотипах разных видов и каковы различия? Что такое геном?
12. Гибридологический метод генетического анализа, разработанный Г.Менделем, и его основные принципы.
14. Моногибридное скрещивание и его схема. Реципрокное, возвратное и анализирующее скрещивания, их схемы и значение.
15. Дигибридное скрещивание. Составьте схему дигибридного скрещивания и проанализируйте наследование признаков, гены которых локализованы в разных парах хромосом.
16. Основные типы доминирования. Используя конкретные примеры, составьте схемы скрещиваний и охарактеризуйте F1 и F2 при разных типах доминирования.
17. Основные типы взаимодействия неаллельных генов. Используя конкретные примеры, составьте схемы скрещиваний и охарактеризуйте F1 и F2 при разных типах взаимодействия неаллельных генов.
18. Летальные гены и их действие. Назовите признаки, детерминируемые летальными генами у разных видов сельскохозяйственных животных и покажите на схемах скрещиваний особенности их наследования.
19. Какие признаки называются сцепленными? Составьте схему скрещивания, с помощью которой объясните особенности наследования сцепленных признаков в F1 и F2.
20. Кроссинговер как причина нарушения сцепления между признаками. Кроссоверные и некроссоверные гаметы. Составьте схему скрещивания, используя которую объясните нарушение сцепления между признаками при кроссинговере.
Опрос.
1. Вычисление показателей разнообразия признаков
2. Измерение связи между признаками
3. Репрезентативность выборочных показателей
4. Оценка достоверности выборочных показателей
5. Вычисление генетической корреляции
6. Критерий хи-квадрат
7. Дисперсионный анализ
8. Вычисление коэффициента наследственности и повторяемости
9. Строение клетки. Строение хромосом. Кариотипы.
10. Деление клетки. Митоз, мейоз и гаметогенез у животных.
11. Моделирование синтеза белка в клетке.
12. Моногибридное скрещивание. Взаимодействие аллельных генов.
13. Ди и полигибридное скрещивание при независимом комбинировании генов.
14. Взаимодействие неаллельных генов.
15. Сцепленное наследование и кроссинговер.
16. Наследование признаков сцепленных с полом.
17. Множественный аллелизм.
18. Определение генетической структуры стада. Определение генетического сходства популяций.
19.Вычисление показателей разнообразия признаков
20.Деление клетки. Митоз, мейоз и гаметогенез у животных.
Образцы тестовых заданий
1. Свойство организмов повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом это:
а) наследственность
б) наследуемость
в) наследство
г) наследование
2. Процесс передачи наследственной информации от одного поколения к другому, в результате чего у потомков формируются определенные признаки и свойства, присущие родительским особям это:
а) наследственность
б) наследуемость
в) наследство
г) наследование
3. Каким образом можно охарактеризовать качественные признаки:
а) подсчетом
б) измерением
в) словесно
г) взвешиванием
4. Может быть положительной и отрицательной:
а) коррелятивная изменчивость
б) комбинативная изменчивость
в) мутационная изменчивость
г) модификационная изменчивость
5. Какая форма изменчивости проявляется только в определенных сочетаниях?
а) мутационная;
б) модификационная;
в) специфическая;
6. Кем и когда были впервые предложены понятия «фенотип» и «генотип»?
А. Дубининым и Райтом (1931);
а) Иогансеном (1809);
б) Ч. Дарвином (1859);
в) Харди и Вайнбергом (1908).
7. Биометрический параметр, отражающий меру фенотипической изменчивости количественного признака в популяции.
дисперсия;
а) коэффициент изменчивости;
б) показатель нормированного отклонения;
в) среднеквадратичное отклонение.
8. Единица измерения среднеквадратичного отклонения.
а) кг.;
б) %;
в) баллы;
г) единица измерения признака .
9. От чего зависит количественный состав племенного ядра?
а) от уровня выбраковки;
б) от выхода телят;
в) от эффекта селекции;
г) от уровня выбраковки и плана роста поголовья.
10. Основатель учения о корреляциях.
а) Ж. Кювье;
б) Райт;
в) Плохинский;
г) Лаш.
11. Как называется не функциональная, а статистическая, вероятная связь между признаками?
а) повторяемость;
б) генетический тренд;
в) корреляция;
г) регрессия.
12. Коэффициент изменчивости – это …
а) биометрический показатель, отражающий степень изменчивости количественных признаков в группе особей;
б) фенотипический показатель, характеризующий общую фенотипическую изменчивость популяции по количественным признакам;
в) биометрический параметр, отражающий связь между фенотипической изменчивостью количественного признака в популяции;
г) селекционно-генетический параметр, показывающий долю фенотипической изменчивости, обусловленной наследственностью.
13. Коэффициент наследуемости белковомолочности равен 0,4 это значит, что
а) белковомолочность на 40 % зависит от внешних факторов;
б) белковомолочность на 40 % зависит от генотипа родителей;
в) белковомолочность на 60 % зависит от наследственности.
г) передачи потомству родителями отклонений по этому признаку не наблюдается.
14.Как называется способность животных (чаще производителей) давать ценное потомство при подборе к различным маткам?
а) комбинативная племенная ценность;
б) препотентность;
в) общая племенная ценность;
г) специфическая племенная ценность.
15. От чего зависит эффективность селекции по собственной продуктивности?
а) от наследуемости признаков отбора;
б) продуктивности животного;
в) племенной ценности животного;
г) средней продуктивности предков пробанда.
Система знаний по дисциплине «Генетика и биометрия» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. Посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практические занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из зооветеринарной литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Генетика и биометрия», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:
1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.
2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.
3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.
4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов.
По согласованию с преподавателем или по его заданию студенты могут готовить рефераты по отдельным темам дисциплины. Основу докладов составляет, как правило, содержание подготовленных студентами рефератов. Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает по результатам тестирования и экзамена. Тестирование организовывается в компьютерных классах. Все вопросы тестирования обсуждаются на лекционных и практических занятиях. Подготовка к экзамену предполагает изучение конспектов лекций, рекомендуемой литературы и других источников, повторение материалов практических занятий.
При изучении дисциплины «Генетика и биометрия» следует усвоить:
- основные закономерности наследственности и изменчивости и современное состояние общей и ветеринарной генетики;
- этапы развития, методы диагностики, профилактики распространения генетических аномалий и повышения наследственной устойчивости животных к заболеваниям;
- иметь представление о мутационной изменчивости, генетики индивидуального развития, генетики популяций, генетических основах иммунитета, фармакогенетики, биотехнологии, генетических аномалиях и болезнях с наследственной предрасположенностью, трансгенозе, генокопированию
молекулярно-генетических методах исследования.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году