(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Технология производства продуктов животноводства
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Технология производства продуктов животноводства, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
2. Роль усиков медоносных пчел и особенности их строения матки, рабочей пчелы и трутня.
3 .Функция сложных и простых глаз и особенности их строения рабочей пчелы, матки и трутня.
4. Функция хоботка и особенности его строения матки, трутня и рабочей пчелы.
5. Строение груди и крыльев пчелы.
6. Строение ножек пчелы и выполняемые ими функции.
7. Строение брюшка медоносных пчел. Функция и значение ректальных желез.
8. Строение пищеварительного аппарата пчелы. Роль медового зобика пчелы.
9. Строение органов кровообращения. Какие функции выполняет кровеносная система пчелы?
10. Биологические особенности пчелиной семьи.
11. Гнездо пчел, восковые постройки, типы ячеек.
12. Органы размножения матки и трутня.
13. Рост и развитие рабочей пчелы и матки.
14. Рост и развитие трутня.
15. Спаривание маток с трутнями (возраст трутней и маток в днях, когда, где и при какой температуре воздуха?).
16. Влияние полноценного кормления на рост и развитие маточных личинок.
17. Значение нектара и пыльцы для пчел.
18. Пути улучшения медоносной базы пчеловодства Нечерноземной зоны Российской Федерации.
19. Весенние нектаро-пыльценосы.
20. Летние нектаро-пыльценосы.
21. Осенние нектаро-пыльценосы.
22. Медоносы лесов и лесных угодий.
23. Медоносы лугов и пастбищ.
24. Полевые с.-х. медоносные растения.
25. Дальность продуктивного лета пчел. Чему равна площадь активного и продуктивного патрулирования местности медоносных пчел?
26. Составление медового баланса пасеки.
27. Факторы, влияющие на нектаропродуктивность нектаро - пыльценосных растений.
28. Почему в пчеловодстве необходимо вести фенологические наблюдения (записи) и наблюдения за показателями контрольного улья?
29. Составление графика перевозки пчел на медосбор.
30. Опыление энтомофильных с.-х. культур медоносными пчелами.
31. Когда выставляют ульи с пчелами из зимовников?
32. Технология содержания пчел в весенне - летний период.
33. Правила осмотра пчелиной семьи.
34. Уход за пчелами в весенний период.
35. Размножение пчелиных семей. Методы формирования отводков.
37. Подготовка пчелиных семей к медосбору.
38. Использование медосбора, откачка меда.
39. Подготовка пчелиных семей к зимовке. Обеспечение кормовыми запасами и сборка гнезда.
40. Технология содержания пчел зимой.
41. Содержание пчел в передвижных павильонах.
42. Породы пчел и их характеристика.
43. Племенная работа в пчеловодстве. Индивидуальный и массовый отбор.
44. Вывод пчелиных маток.
45.Факторы, влияющие на продуктивность и жизнеспособность пчелиной семьи.
46. Технология производства прессового и сотового меда.
47. Технология производства пыльцы на пасеках.
48. Технология производства воска на пасеках.
49. Технология производства прополиса на пасеках.
50. Технология получения перги на пасеках.
51. Требования, предъявляемые к ульям.
52. Типы разных ульев и краткая их характеристика.
53. Инвентарь, используемый при уходе за пчелиными семьями.
54. Инвентарь для наващивания рамок искусственной вощиной.
55. Инвентарь, используемый при получении центробежного меда.
56. Инвентарь, используемый при размножении пчелиных семей.
57. Требования, предъявляемые к зимовникам.
58. Устройство зимовников разных типов.
59. Химический состав падевого меда, его отрицательные и положительные свойства.
60. Общие санитарно-гигиенические мероприятия на пасеках.
61. Варроатоз пчел.
62. Нозематоз пчел.
63. Аскосфероз пчел.
64. Европейский гнилец.
65. Незаразные болезни пчел.
66. Вредители пчел.
1. Зимовка пчел.
2. Опыление энтомофильных сельскохозяйственных культур медоносными пчелами.
3. Опыление люцерны медоносными пчелами и другими насекомыми.
4. Опыление клевера красного медоносными пчелами и шмелями.
5. Роение пчел и методы его предупреждения.
6. Технология содержания пчел в весенне-летний период.
7. Содержание пчел в ульях разных систем.
8. Биологические особенности пчелиной семьи.
9. Строение органов пищеварения медоносных пчел.
10. Технология производства перги и пыльцы.
11. Строение органов зрения пчелы.
12. Вывод пчелиных маток.
13. Размножение пчелиных семей.
14. Строение органов размножения у маток и трутней.
15. Ориентировка пчел в пространстве.
16. Летная деятельность пчел, отыскивание источников корма.
17. Типы ульев и основные требования к ним.
18. Факторы, влияющие на продуктивность и жизнеспособность пчелиной семьи.
19. Подготовка пчелиных семей к медосбору и его использование.
20. Технология производства меда на пасеках.
21. Содержание пчел в передвижных павильонах.
22. Породы пчел и их характеристика.
23. Племенная работа в пчеловодстве.
24. Медоносная база пчеловодства.
25. Улучшение нектаро-пыльценосной флоры в условиях глобального потепления.
26. Типы медоносных угодий и их зональные особенности.
27. Общие санитарно-гигиенические мероприятия на пасеках.
28. Варроатоз пчел.
30. Вредители пчел.
31. Технология производства прополиса.
Умение слушать лекцию состоит в умении организовать себя на деятельность, где процесс получения, переработки, закрепления необходимой информации выступает как совместный акт творческой работы преподавателя и студента. Это означает, что к лекции должны готовиться не только преподаватели, но и студенты.
Чтобы подготовиться к активному восприятию лекции, надо обратиться к соответствующему разделу программы, к рекомендованной литературе, просмотреть записи предыдущей лекции. У некоторых студентов существует мнение, что при наличии хороших учебных пособий лекцию записывать необязательно. Однако больше аргументов можно привести в пользу конспектирования лекций:
1. Лектор, как правило, не излагает учебное пособие, а освещает наиболее важные узловые проблемы в свете новейшей научной информации.
2. Не пишущий, а только слушающий студент быстрее устает, часто отвлекается.
3. При конспектировании лекции материал запоминается не только слуховой, но и моторно-двигательной памятью.
4. Конспектирование лекции учит студента совмещать в едином процессе различные виды деятельности, что служит основой формирования культуры научного мышления.
Запись лекции не означает дословной ее фиксации. «Погоня» за словами лектора отвлекает от его мысли, приводит к тому, что в конспекте появляются обрывки фраз, искажения. Даже если студент успевает записать все, что говорит лектор, это отвлекает его от анализа и осмысления материала. В процессе прослушивания и конспектирования лекции рекомендуется обращать внимание на интонацию лектора, на те моменты, к которым он стремится привлечь особое внимание аудитории. Если в силу каких-то причин то или иное положение осталось незафиксированным или непонятным, следует сделать об этом соответствующую отметку на полях конспекта и выяснить в конце лекции, на консультации или на практическом занятии.
В процессе конспектирования лекции важно уметь отделить существенное от второстепенного, главную мысль от доказательства, а в доказательствах – разграничить аргументацию и иллюстрацию. Главную мысль надо точно и прочно запомнить, аргументацию осмыслить, а с иллюстрацией лишь ознакомиться.
Для записи лекций нужно завести отдельную тетрадь. На каждой странице оставляются поля (шириной 3-4 см) для заметок, вопросов, собственных суждений. Наиболее важные идеи можно выделять путем подчеркивания и использования различных знаков.
Чтобы предупредить процесс быстрого забывания материала лекции, необходимо вновь вернуться к конспекту лекции, когда все еще свежо в памяти.
Подготовку к практическому занятию следует начинать с изучения плана практического занятия, т.е. того круга вопросов, которые выносятся на обсуждение. Затем надо разобраться в списке рекомендованной литературы, чтобы представить себе в полном объеме распределение материала по отдельным частям темы. После ознакомления с планом и списком литературы следует внимательно прочитать конспект лекции и учебную литературу (учебник, учебное пособие). Это поможет установить место темы в системе курса, последовательность расположения материала, различные точки зрения по тому или иному вопросу.
Для того чтобы подготовиться к активному и свободному обсуждению вопросов, вынесенных на практическое занятие, мало прочитать и добросовестно законспектировать или сделать выписки из прочитанного. Только в итоге самостоятельного размышления к вам придут собственные выводы, обозначится своя точка зрения, возникнет личное убеждение, основанное на глубоком знании предмета, а не на механическом запоминании материала.
Хорошее впечатление производят выступления, которые отличаются четкостью структуры, глубиной, аргументированностью и убедительностью, ясным и грамотным изложением.
Поскольку выступления по своему назначению бывают разные (доклады, дополнение, поправка и т.д.), их построение должно быть различным.
Обсуждение вопросов, предусмотренных планом, на практическом занятии происходит на добровольных началах, либо по списку. Как правило, студент выступает не более 7-10 минут, поэтому он должен стремиться последовательно осветить главные пункты вопроса, сделать необходимые выводы. Остальные студенты должны слушать своего товарища, с тем, чтобы затем дополнить и исправить его, дать оценку его выступлению. В ходе выступления на основе изученной литературы студент должен раскрыть сущность основных положений вопроса, подтвердить их фактическим материалом, дать там, где это нужно, критику взглядов по обсуждаемому вопросу.
Работа с литературой. На студенческой скамье надо научиться самостоятельно работать с литературой. Существует несколько видов чтения:
1. Беглое чтение. Оно предполагает ознакомление с книгой в целом при достаточно высокой скорости.
2. Выборочное чтение. Оно предназначено для углубленного изучения того или иного раздела печатного источника в соответствии с заданной учебной или исследовательской целью.
3. Сплошное чтение. Этот вид чтения применяется при необходимости охватить текст в целом, расчленить его содержание на составные части, вскрыть их соотношение и взаимную связь, сделать основные выводы.
4. Чтение с проработкой материала предполагает: уяснить и усвоить прочитанный материал, продумать прочитанное,
5. Смешанное чтение. В нем сочетаются разные виды чтения в зависимости от содержания материала, целей и задач его изучения. Одна и та же книга может быть сначала бегло просмотрена, затем подвергнута сплошному или выборочному прочтению, критическому разбору читаемого с целью глубокого проникновения в его сущность.
Рекомендации к изучению основных разделов данной дисциплины
При работе с настоящей рабочей программой особое внимание следует обратить на следующие разделы: биологии медоносных пчел, технология содержания пчелиных семей, использования их на медосборе, методы разведения и селекции пчел, создание обильной и полноценной кормовой базы, производство качественных продуктов пчеловодства, болезни и вредители пчел, опылении энтомофильных сельскохозяйственных культур.
Разъяснения по поводу работы с тестовой системой курса
В разделе настоящей рабочей программы предложено решить тестовые задания. Специфика решения данных заданий заключается в правильном варианте ответа из четырех предложенных.
Сущность проведения тестовой оценки знаний заключается в получении студентом одного из нескольких вариантов тестовых вопросов и их решении в установленное время.
Советы по подготовке к зачету
Опыт приема зачета выявил, что наибольшие трудности у студентов связаны с освоением следующей темы «Биология пчел» и «Технология производства продуктов пчеловодства» В этих случаях рекомендуется обратиться к соответствующей теме дополнительного учебника «Биология медоносной пчелы» и повторить разделы, вызывающие затруднение.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году