(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Технология производства продуктов животноводства
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Технология производства продуктов животноводства, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
Условия получения и свойства промышленного коровьего молока.
Нормативные документы контроля состава, качества и безопасности молока. Оценка проб молока на соответствие нормативным документам.
Изучение методов контроля над фальсификацией молока.
/Лек/
Э1 Э2
Условия получения и свойства промышленного коровьего молока.
Нормативные документы контроля состава, качества и безопасности молока. Оценка проб молока на соответствие нормативным документам.
Изучение методов контроля над фальсификацией молока.
/Пр/
Э1 Э2
Условия получения и свойства промышленного коровьего молока.
Нормативные документы контроля состава, качества и безопасности молока. Оценка проб молока на соответствие нормативным документам.
Изучение методов контроля над фальсификацией молока.
/Ср/
Э1 Э2
Основы технология кисломолочных продуктов Общие основы сыроделия.
Особенности технологии твердых, мягких и свежих сыров.
Технология производства сливочного масла. Спреды.
Молочные консервы и ЗЦМ. /Лек/
Э1 Э2
Основы технология кисломолочных продуктов Общие основы сыроделия.
Особенности технологии твердых, мягких и свежих сыров.
Технология производства сливочного масла. Спреды.
Молочные консервы и ЗЦМ. /Пр/
Э1 Э2
Основы технология кисломолочных продуктов Общие основы сыроделия.
Особенности технологии твердых, мягких и свежих сыров.
Технология производства сливочного масла. Спреды.
Молочные консервы и ЗЦМ. /Ср/
Э1 Э2
Э1 Э2
2. Краткая история развития молочного дела, роль ученых и практиков в развитии молочного дела нашей страны.
3. Народнохозяйственное значение молочного животноводства. Пути его развития, повышение товарного выхода молока, улучшения его качества и рационального использования.
4. Задачи зооинженера в организации производства высококачественного молока и молочных продуктов.
5. Химический состав молока (подробно напишите все, что знаете о белках, жире, лактозе, минеральных веществ, витаминах и ферментов молока).
6. Основные свойства составных частей молока, способы их выделения из молока, практическое использование в технике молочного дела и для других целей.
7. Молоко как полидисперсная система с определенными специфическими свойствами и соотношениями отдельных компонентов (фаза истинного раствора, коллоидная фаза, фаза эмульсии).
8. Пищевая и биологическая ценность молока и молочных продуктов. Научные основы использования молока и молочных продуктов в питании населения нашей страны.
9. Современное состояние производства молока в России и странах с развитым молочным животноводством.
10. Биосинтез основных компонентов молока (белков, жира, лактозы).
11. Зоотехнические факторы, влияющие на состав и свойства основных компонентов молока (лактация, порода, возраст животных, уровень кормления и состав рационов, условия содержания животных, их индивидуальные особенности, состояние здоровья).
12. Состав, свойства и значение молозива при выращивании молодняка сельскохозяйственных животных.
13. Факторы, влияющие на молочную продуктивность крупного рогатого скота. Учет молочной продуктивности коров. Как он организован на фермах вашего хозяйства?
15. Белковомолочность коров. Основные факторы, влияющие на белковомолочность. Как организован контроль белковомолочности коров в вашем хозяйстве?
16. Лактоза и ее роль в различных микробиологических процессах и в технологии молочных продуктов.
17. Гигиенические свойства молока. Санитарно-гигиенические условия получение высококачественного молока. Контроль санитарного качества молока. Как он организован в вашем хозяйстве?
18. Санитарные и ветеринарные правила получения молока от здоровых и больных животных. Личная гигиена обслуживающего персонала.
19. Получение высококачественного молока и контроль за его качеством в соответствии с требованиями ГОСТ 31449 -2013 «Молоко коровье сырое. Технические условия».
20. Условия получения молока высокого санитарного качества. Как они соблюдаются и контролируются в вашем хозяйстве?
21. Основные факторы, обусловливающие бактерицидные и бактериостатические свойства молока. Практическое использование бактерицидных и бактериостатических свойств молока.
22. Состав, основные свойства и использование молока других сельскохозяйственных животных (буйволиц, кобыл, овец, коз, верблюдиц и др.).
23. Видовая и морфологическая характеристика микроорганизмов, используемых в молочном деле. Основные источники микрофлоры молока, ухудшающие его качество.
24. Первичная обработка молока на ферме. Цель и способы. Как осуществляется обработка молока от больных животных?
25. Особенности производства и обработки молока в высокомеханизированных хозяйствах и молочных комплексах?
26. Первичная обработка молока на ферме. Изложите свои соображения о том, как следовало бы организовать первичную обработку молока в вашем хозяйстве (учет и приемка, очистка, охлаждение, хранение, транспортировка).
27. Эффективные примеры увеличения производства молока и улучшения его качества в условиях интенсификации молочного животноводства.
28. Особенности процесса очистки и дезинфекции различного молочного оборудования (для доения, измерения молока, очистки, охлаждения, пастеризации, хранении и транспортировки). Как организован контроль за состоянием очистки и дезинфекции молочного оборудования в вашем хозяйстве?
29. Санитарно-гигиенические мероприятия, подлежащие осуществлению на молочной ферме в условиях механизации и автоматизации производственных процессов. Как осуществляется контроль за их выполнением?
30. Санитарно-гигиенические условия содержания кормления кормов в специализированных хозяйствах и молочных комплексах. Как организован контроль за качеством молока в этих условиях?
31. Требования, предъявляемые к очистке различного молочного оборудования.
32. Какие технические приспособления, устройства и материалы применяются для мытья, дезинфекции, сушки и хранения молочного оборудования и посуды?
33. Как организована мойка и дезинфекция молочного оборудования в вашем хозяйстве?
34. Составьте санитарный режим эксплуатации машин при поточном производстве молока (доильные машины, молокопровод, насосы, охладители, холодильные машины, цистерны). Приведите схему процесса. Изложите свои соображения о том, как следовало бы организовать в вашем хозяйстве санитарный режим эксплуатации машин при существующем методе производства молока.
35. Маститы коров, роль микробного фактора в их возникновении. Влияние мастита коров на физико-химические свойства и санитарное качество молока. Профилактика маститов.
36. Подготовка вымени коров к доению, уход за выменем. Влияние доения на физико-химические свойства молока и его качество.
37. Гигиенические требования к технологии производства молока. Особенности ручного и машинного доения. Санитарная обработка и уход за доильной установкой. Как осуществляется в вашем хозяйстве режим санитарной обработки доильной установки и качества молока?
38. Подготовка вымени коров к доению, уход за выменем после доения. Влияние способов доения на продуктивность коров и качество молока.
39. Санитарное и экономическое значение высококачественного молока. Контроль качества молока в зависимости от состояния здоровья животных. Как осуществляется в вашем хозяйстве оценка качества молока от коров, больных маститом?
40. Обеззараживание молока, доильных аппаратов и молочной посуды в хозяйствах, неблагоприятных по инфекционным заболеваниям. Значение личной гигиены доярок для санитарного качества молока.
41. Кисломолочные продукты и их диетическое значение. Технология производства кисломолочных продуктов с высоким содержанием белка (творог).
42. Биологическая характеристика основных кисломолочных продуктов, при- меняемых при выращивании молодняка сельскохозяйственных животных.
43. Изложите свои соображения о том, как можно в условиях вашего хозяйства организовать их выработку, определив их вид и количество, исходя из потребностей молодняка.
44. Требования, предъявляемые к качеству молока и сливок, идущих на производство масла. Классификация масла и требования его к качеству.
45. Физическое и биохимическое созревание сливок: цель и способы.
46. Физико-химические основы производства масла способом сбивания. Теория образования масла при этом способе производства.
47. Физико-химические основы производства масла способом преобразования высокожирных сливок. Теория образования масла при этом способе производства.
49. Требования, предъявляемые к молоку, используемому на производство сыра. Классификация сыров и требования к их составу и качеству.
50. Физико-химические процессы при обработке сгустка, формировании, прессовании и посолке сыра.
51. Биохимические и физико-химические процессы при созревании сыров. Изменение составных частей молока при созревании сыра.
52. Основные изменения сыра в процессе хранения. Пороки сыра и пути их предупреждения.
53. Понятие о молочных консервах. Требования к молоку при их производстве.
54. Вторичные (побочные) продукты переработки молока, их рациональное использование.
55. Фермские молочные и их функции. Связь фермских молочных с отдельными звеньями агропромышленного комплекса (АПК). Взаимоотношения между фермскими молочными и предприятиями молочной промышленности.
56. Вторичные (побочные) продукты переработки молока. Биологическое обогащение их витамином В12 и использование в практике животноводства.
57. Существующие виды питьевого молока и технология их приготовления.
58. ГОСТ на питьевое молоко.
59. Микробиологические основы процесса пастеризации. Пастеризационные режимы, применяемые в молочном деле. Контроль пастеризации молока.
60. Влияние на качество молока ядовитых и вредных растений при поедании их коровами. Пороки молока кормового происхождения и меры борьбы с ними.
61. Основные факторы, влияющие на стабильность жировой фазы сливок при подготовке их к сбиванию.
62. Минеральные вещества молока и связь их с другими компонентами. Значение минеральных веществ в технологии молочных продуктов.
63. Ферменты молока, их характеристика и практическое использование в молочном деле (пероксидаза, фосфатаза, каталаза и др.).
64. Витамины молока. Основные факторы, обусловливающие их содержание в молоке. Изменение витаминов при переработке. Пути повышения витаминности молока.
65. Основные пороки молока и меры борьбы с ними. Как осуществляется в вашем хозяйстве предотвращение пороков молока?
66. Биохимические и химические свойства молока, их практическое использование при оценке качества молока.
67. Характер взаимосвязи между основными компонентами молока (белками и жиром, жиром и витаминами, витаминами и белками, белками и минеральными веществами).
1. Требования к молоку – сырью при реализации.
2. Состав и свойства молока, как сырья для молочной промышленности.
3. Первичная обработка молока на молочно-товарных фермах и мини- заводах. Пути повышения сортности молока.
4. Охлаждение молока, оборудование и их классификация, правила эксплуатации.
5. Обработка и подготовка сырого молока на молокозаводах.
6. Оборудование для транспортирования, учета, приемки, охлаждения и хранения молока на перерабатывающем предприятии.
7. Санитарная обработка оборудования для транспортировки, хранения и производства молока и молочных продуктов.
8. Сепарирование молока. Правила эксплуатации сепараторов. Регулирование жирности сливок.
9. Технология производства питьевого молока.
10. Особенности технологии производства «Молоко коровье цельное отборное пастеризованное».
11. Технические требования к сметане
12. Технология производства кисломолочных напитков.
13. Технология производства кисломолочных продуктов с повышенным содержанием жира.
14. Технология производства творога.
15. Технология производства масла.
16. Выход масла, фасование, хранение, транспортирование и оценка качества масла.
17. Пороки вкуса и запаха, обработки, консистенции и цвета масла.
18. Технология производства сгущенного молока.
19. Технология производства сухого молока.
20. Классификация и характеристика сыров.
21. Общая технология производства сыра.
22. Пороки молочных консервов.
Система знаний по дисциплине формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. Посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях решаются конкретные задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из зооветеринарной литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины, для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:
1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.
2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.
3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.
4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов.
По согласованию с преподавателем или по его заданию студенты могут готовить рефераты по отдельным темам
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году