(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Технология производства продуктов животноводства
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Технология производства продуктов животноводства, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
2. Фкторы, влияющие на частоту генов и генотип в популяции: отбор, ми-грация особей, мутация генов.
3. Понятия о видах отбора: направленном, стабилизирующем, дизруптивном.
4. Влияние инбридинг на генетическую структуру популяций. Использование инбридинга в практике животноводства.
5. Гетерозис, его биологические особенности и причины возникновения.
6. Гипотезы, объясняющие эффект гетерозиса и депрессии при инбридинге.
7. Инбридинг, его биологические особенности и генетическая основа.
8. Группа крови у разных видов животных и наследование групп крови.
9. Значение групп крови для практики.
11. Неспецифическая форма защиты организма (гуморальные и клеточные факторы)
12. Специфическая норма защиты организма. Генетическая обусловленность иммунной системы.
13. Генетическая обусловленность специфичности реакции антиген и антите¬ло и структура иммуноглобулинов.
14. Химический и ферментативный синтез генов вне организма.
15. Использование плазмид для получения рекомбинантных ДНК.
16. Гибридизация соматических клеток и его значение.
17. Использование методов генной инженерии в животноводстве.
18. Биотехнология метода воспроизводства с.-х. животных (трансплантация эмбрионов).
19. Геном и кариотип. Кариотип: крупный рогатый скот, свиньи, домашние куры.
20. Значение и задачи племенной работы в улучшении продуктивных качеств скота.
21 Моделирование селекционного эксперимента.
22. Анализ и оценка экспериментальных данных
23. Корреляционный анализ
24. Регрессионный анализ
25. Дисперсионный анализ
26. Кластерный анализ
27. Оптимизация селекционных программ
28. Оценка популяционно-генетических параметров
29. Понятие о генеалогической структуре и генеалогических схемах пород, стад.
30. Определение селекционного эффекта и прогнозирование показателей продуктивности.
31. Методы создания и совершенствования линий. Требования к родоначальникам линий.
32. Основные условия, необходимые для оценки производителей по качеству потомства.
33. Крупномасштабная селекция.
34. Методы племенной работы в племенных хозяйствах.
35. Особенности племенной работы в промышленных хозяйствах.
36. Зоотехническая характеристика стада.
37. Анализ генетической структуры стада и выяснение генетического сходства стад.
38. Племенное животноводство и особенности его ведения. Основные требования к племенным животным.
39. Определение степени инбридинга по Пушу и Шапоружу.
40. Вычисление коэффициента инбридинга по С.Райту и Д.А. Кисловскому.
1. Каким образом можно охарактеризовать качественные признаки:
а) подсчетом
б) измерением
в) словесно
г) взвешиванием
2. Может быть положительной и отрицательной:
а) коррелятивная изменчивость
б) комбинативная изменчивость
в) мутационная изменчивость
г) модификационная изменчивость
3. Какая форма изменчивости проявляется только в определенных сочетаниях?
а) мутационная;
б) модификационная;
в) специфическая;
г) общая.
4. Кем и когда были впервые предложены понятия «фенотип» и «генотип»?
А. Дубининым и Райтом (1931);
а) Иогансеном (1809);
б) Ч. Дарвином (1859);
в) Харди и Вайнбергом (1908).
5. Биометрический параметр, отражающий меру фенотипической изменчивости количественного признака в популяции.
дисперсия;
а) коэффициент изменчивости;
б) показатель нормированного отклонения;
в) среднеквадратичное отклонение.
6. Единица измерения среднеквадратичного отклонения.
а) кг.;
б) %;
в) баллы;
г) единица измерения признака .
7. От чего зависит количественный состав племенного ядра?
б) от выхода телят;
в) от эффекта селекции;
г) от уровня выбраковки и плана роста поголовья.
8. Основатель учения о корреляциях.
а) Ж. Кювье;
б) Райт;
в) Плохинский;
г) Лаш.
9. Как называется не функциональная, а статистическая, вероятная связь между признаками?
а) повторяемость;
б) генетический тренд;
в) корреляция;
г) регрессия.
10. Коэффициент изменчивости – это …
а) биометрический показатель, отражающий степень изменчивости количественных признаков в группе особей;
б) фенотипический показатель, характеризующий общую фенотипическую изменчивость популяции по количественным признакам;
в) биометрический параметр, отражающий связь между фенотипической изменчивостью количественного признака в популяции;
г) селекционно-генетический параметр, показывающий долю фенотипической изменчивости, обусловленной наследственностью.
11. Коэффициент наследуемости белковомолочности равен 0,4 это значит, что
а) белковомолочность на 40 % зависит от внешних факторов;
б) белковомолочность на 40 % зависит от генотипа родителей;
в) белковомолочность на 60 % зависит от наследственности.
г) передачи потомству родителями отклонений по этому признаку не наблюдается.
12. Как называется способность животных (чаще производителей) давать ценное потомство при подборе к различным маткам?
а) комбинативная племенная ценность;
б) препотентность;
в) общая племенная ценность;
г) специфическая племенная ценность.
13. От чего зависит эффективность селекции по собственной продуктивности?
а) от наследуемости признаков отбора;
б) продуктивности животного;
в) племенной ценности животного;
г) средней продуктивности предков пробанда.
14. Задание: В предложении пропущено несколько слов. Впишите пропущенные слова, чтобы высказывание стало истинным.
Закон Харди - Вайнберга позволяет определить генетическую структуру популяции по количественным признакам.
15. Одно из положений эволюционного учения Ч. Дарвина гласит: в условиях напряженной борьбы за существование выживают и дают потомство наиболее приспособленные особи, имеющие те уклонения, которые оказались адаптивным к данным условиям среды.
16. Задание: найдите правильный вариант ответа из четырех предложенных.
Метод исследований, предопределивший успех исследований Менделя при изучении характера наследования отдельных признаков и свойств?
А. статистический;
Б. гибридологический;
В. метод генетического анализа;
Г. биометрический.
17. Что стало фундаментом учения о единстве растительного и животного мира?
А. теория эволюции Ч. Дарвина;
Б. эволюционная теория Ж.Б. Ламарка;
В. открытие закона Харди - Вайнберга;
Г. теория клеточного строения Швейдара и Шванна.
18. Какой из перечисленных методов не относится к числу методов популяционной генетики?
А. метод цитогенетического анализа кариотипа;
Б. метод генетического анализа;
В. математический метод;
Г. гибридологический метод.
19. Чем определяется генетическая структура популяции?
А. концентрацией каждого гена;
Б. концентрацией гетерозиготных генотипов;
В. концентрацией гомозиготных генотипов;
Г. концентрацией доминантных аллелей.
20. Что приводит к созданию гетерозиготных особей?
А. эмиграция генов;
В. естественный отбор;
Г. иммиграция генов.
21. На примере чего Мендель открыл закон наследования?
А. овес;
Б. бобы;
В. горох;
Г. свиньи.
22. К чему ведет естественный отбор отдельных изолированных разновидностей в разных условиях существования (по Ч. Дарвину)?
А. к видообразованию;
Б. к схождению признаков;
В. к вырождению вида;
Г. возрастает способность к быстрому увеличению численности.
23. По какой причине Мендель выбрал горох при изучении типа наследования?
А. как самоопыляющееся растение;
Б. как растение;
В. как представитель семейства бобовые;
Г. выбор стал случайным.
24. Расщепление признаков по фенотипу во втором поколении при дигибридном скрещивании.
А. 810:180:10;
Б. 2:1:2;
В. 9:3:3:1;
Г. 3:1.
25. По каким признакам позволяет определить генетическую структуру закон Харди – Вайнберга?
А. по качественным;
Б. по количественным;
В. и по качественным, и по количественным;
Г. по таким признакам, которые проявляются только у гомозиготных особей.
26. Чем определяется скорость действия естественного отбора?
А. размерами репродуктивной части популяции;
Б. генетическим многообразием данной популяции;
В. адаптивным преимуществом отбираемой формы перед элиминируемыми;
Г. частотой смены поколений.27. Задание: вставьте слово, которое, по вашему мнению, является правильным ответом.
Перенос генов из одной популяции в другую – это миграция генов.
27. Самостоятельный раздел генетики, изучающий генетические закономерности происходящие в популяции – это популяционная генетика.
28. Явление случайного, неселективного изменения генных частот в популяции – это дрейф генов.
Примерные темы эссе
Темы эссе являются примерными, то есть выбор проблемы студентом может осуществляться самостоятельно, либо на основании рекомендаций преподавателя.
1. Организация племенной работы в РФ.
2. Открытие Г. Менделем законов наследования и их значение в племенной работе.
3. Закон Харди-Вайнберга и его использование в селекции с.-х. животных.
4. Виды изменчивости селекционных признаков и их использование в племенной работе.
5. Значение и задачи племенной работы в улучшении продуктивных качеств скота.
6. Определение селекционного эффекта и прогнозирование показателей продуктивности.
7. Виды родословных и методика их составления.
8. Основные селекционные признаки с.-х. животных.
9. История развития племенного дела в России. Вклад отечественных ученых в формирование теории и практики племенного дела.
10. Эволюционная теория Ч. Дарвина как теоретический фундамент племенного дела.
11. Развитие племенного дела в зарубежных странах.
12. История создания книг племенных животных, правила их ведения для различных видов с.-х. животных.
13. Популяционная генетика как теоретическая основа селекции с.-х. животных. Методы популяционной генетики.
14. Факторы, вызывающие изменение генных частот в популяции (движущие силы эволюции).
15. Понятие фенотипа, генотипа и пробанда.
16. Главные и второстепенные признаки отбора.
17. Корреляция между признаками. Характер и степень связей.
18. Качественные и количественные признаки с.-х. животных. Пороговые признаки.
19. Показатели, характеризующие фенотипическую изменчивость количественных признаков. Кривая нормального распределения.
20. Повторяемость и наследуемость признаков, Способы их определения.
21. Закон регрессии и его использование в селекционной практике.
22. Отбор и его племенное значение.
23. Виды и методы отбора в животноводстве (естественный, искусственный, тандемная селекция, селекция по
24. Формы отбора в животноводстве (движущий, стабилизирующий и дизруптивный).
25. Организационные мероприятия по отбору (группировка стада по племенной ценности).
26. Факторы, определяющие эффективность селекции.
27. Понятие о наследуемости и препотентности животных. Методы определения коэффициентов наследуемости и препотентности.
28. Методы определения племенной ценности животных.
29. Оценка и отбор животных по фенотипу.
30. Оценка и отбор животных по продуктивности. Способы ускоренной оценки животных.
31. Оценка и отбор животных по живой массе.
32. Оценка и отбор животных по генотипу.
33. Селекция животных по технологическим признакам.
34. Оценка животных по воспроизводительной способности и его значение в племенной работе.
35. Основные требования к коровам при промышленной технологии и стандарты продуктивности.
36. Методы и значение оценки животных по экстерьеру и конституции.
37. Значение и научное обоснование генетической оценки животных. Наследование количественных признаков.
38. Оценка животных по происхождению.
39. Оценка животных по боковым родственникам.
40. Оценка животных по качеству потомства.
41. Методы оценки быков-производителей по качеству потомства и порядок присвоения племенных категорий.
42. Какую информацию можно получить о пробанде по родословной.
43. Значение племенного подбора в животноводстве.
44. Формы и методы подбора.
45. Роль инбридинга в племенной работе. Пути предотвращения инбредной депрессии.
46. Основные принципы племенного подбора.
47. Особенности индивидуального, группового и линейно- группового подбора.
48. Гомогенный и гетерогенный подбор.
49. Порода и ее структура.
50. Методы племенной работы при чистопородном разведении.
51. Разведение по линиям как высшая форма племенной работы.
52. Разведение по семействам.
53. Определение степени инбридинга по Пушу и Шапоружу.
54. Вычисление коэффициента инбридинга по С. Райту и Д.А. Кисловскому.
55. Определение степени генетического сходства между родственными животными.
56. Этапы породообразовательного процесса. Факторы породообразования.
57. М.Ф. Иванов- основатель теории породообразования и результаты его практической деятельности.
58. Методы выведения заводских пород.
59. Выведение заводской породы путем улучшения местного скота «в себе».
60. Выведение заводской породы путем поглотительного скрещивания.
61. Выведение заводской породы путем заводского воспроизводительного скрещивания.
62. Межвидовая гибридизация.
63. Гетерозис в животноводстве: виды и пути повышения его эффективности.
64. Этапы выведения породы по А.И.Овсянникову.
65. Понятие «прилитие крови» и «освежение крови» и их значение в племенной работе.
66. Методы создания и совершенствования линий. Требования к родоначальникам линий.
67. Основные условия, необходимые для оценки производителей по качеству потомства.
68. Крупномасштабная селекция.
69. Методы племенной работы в племенных хозяйствах.
70. Особенности племенной работы в промышленных хозяйствах.
71. Зоотехническая характеристика стада.
72. Анализ генетической структуры стада и выяснение генетического сходства стад.
73. Племенное животноводство и особенности его ведения. Основные требования к племенным животным.
74. Бонитировка коров.
75. Понятие о генеалогической структуре и генеалогических схемах пород, стад.
Тематика рефератов
1. Прогнозирование эффекта отбора по интерьерным признакам. Значение племенной работы в совершенствовании продуктивных качеств животных.
2. Теоретические основы разведения животных по линиям.
3. Теоретические основы разведения животных по семействам.
4. Подбор и его использование в животноводстве.
5. Линейная оценка экстерьера коров и его эффективность.
6. Оценка и отбор животных по генотипу и ее значение в повышении продуктивных и племенных качеств животных.
7. Состояние и перспективы племенной работы и ее значение в качественном преобразовании стад.
8. Использование иммуногенетического анализа в племенном животноводстве.
9. Инбридинг и его влияние на продуктивные качества и воспроизводительную функцию животных.
11. Методы создания коров-рекордисток.
12. Использование быков-производителей голштинской породы разной селекции и их влияние на продуктивные качества маток.
13. Методы и приемы создания нового высокопродуктивного типа молочного скота.
14. Использование биотехнологических методов в селекции молочного скота.
15. Оценка и отбор молочного скота по ферментам крови.
16. Методы племенной работы и их эффективность.
17. Организация племенной работы в России.
Система знаний по дисциплине «Математические методы выведения новых пород, кроссов» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. Посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях решаются конкретные задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практические занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов,
4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Генетические основы селекции», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:
1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.
2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.
3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.
4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов.
По согласованию с преподавателем или по его заданию студенты могут готовить рефераты по отдельным темам дисциплины. Основу докладов составляет, как правило, содержание подготовленных студентами рефератов. Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает по результатам тестирования и экзамена. Тестирование организовывается в компьютерных классах. Все вопросы тестирования обсуждаются на лекционных и практических занятиях. Подготовка к экзамену предполагает изучение конспектов лекций, рекомендуемой литературы и других источников, повторение материалов практических занятий.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году