(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Технология производства продуктов животноводства
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Технология производства продуктов животноводства, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
Предмет и задачи.
Возбудимые ткани, их общие свойства. /Лек/
Задача практикума по физиологии. Методы и методологические приемы физиологических исследований. Физиологическая аппаратура и современные методы регистрации параметров деятельности функциональных систем организма. /Пр/
Предмет и задачи.
Возбудимые ткани, их общие свойства. /Ср/
Рефлекс и роль элементов рефлекторной дуги. Физиологическая роль нервного волокна и синапса, образований ЦНС. Физиология вегетативного отдела нервной системы. Физиология рецепции. Определение свойств рецепторов. Высшая нервная деятельность. Классификация типов ВНД. Образование условных рефлексов и их значение. /Лек/
Рецепция. Рецепторы, анализаторы. Общие свойства рецепторов и анализаторов. /Пр/
Дискуссия. Изучение нервных волокон, нерва, синапсов. Оценка функционирования рецепторов и анализаторов на животном.
Рефлекс и роль элементов рефлекторной дуги. Физиологическая роль нервного волокна и синапса, образований ЦНС. Физиология вегетативного отдела нервной системы. Физиология рецепции. Определение свойств рецепторов. Высшая нервная деятельность. Классификация типов ВНД. Образование условных рефлексов и их значение. /Ср/
Физиология слуха, обоняния, вкуса, равновесия.
Механизм работы органов и их регуляция. /Лек/
Физиология слуха, обоняния, вкуса, равновесия.
Механизм работы органов и их регуляция. /Пр/
Физиология слуха, обоняния, вкуса, равновесия.
Механизм работы органов и их регуляция. /Ср/
Физиология мышц. Сокращение мышц. Общие закономерности деятельности мышц. Локомоция. /Лек/
Физиология мышц. Сокращение мышц. Общие закономерности деятельности мышц. Локомоция. Структурно-функциональные возможности поперечно-полосатых скелетных мышц. Двигательные приспособительные реакции сельскохозяйственных животных. /Ср/
Состав и свойства крови. Эритроциты, их свойства и роль. Лейкоциты, тромбоциты их свойства и роль. /Лек/
Состав и свойства крови. Эритроциты, их свойства и роль. Лейкоциты, тромбоциты их свойства и роль. /Ср/
Органы иммунитета. Клеточный и гуморальный иммунитет. Механизм образования иммунитета. Значение образования иммунитет для организма. /Лек/
Органы иммунитета. Клеточный и гуморальный иммунитет. Механизм образования иммунитета. Значение образования иммунитет для организма. /Пр/
Органы иммунитета. Клеточный и гуморальный иммунитет. Механизм образования иммунитета. Значение образования иммунитет для организма. /Ср/
Сердце и сосуды. Деятельность сердца. Проводящая система сердца, ее роль. Физиологические свойства сердечно мышцы. Движение крови по сосудам. Регуляция деятельности сердца и сосудов. Внешние проявления деятельности сердечно-сосудистой системы. /Лек/
Сердце и сосуды. Деятельность сердца. Проводящая система сердца, ее роль. Физиологические свойства сердечно мышцы. Движение крови по сосудам. Регуляция деятельности сердца и сосудов. Внешние проявления деятельности сердечно-сосудистой системы. /Ср/
Физиология органов дыхания. Механизм вдоха и выдоха. Газовый состав вдыхаемого и вдыхаемого воздуха. Показатели работы органов дыхания. Регуляция дыхания. /Лек/
Физиология органов дыхания. Механизм вдоха и выдоха. Газовый состав вдыхаемого и вдыхаемого воздуха. Показатели работы органов дыхания. Регуляция дыхания. /Ср/
Сущность пищеварения. Нейроэндокринная регуляция деятельности ЖКТ. Пищеварение в полости рта. Общие закономерности желудочного пищеварения. Желудочное пищеварение у жвачных. Пищеварение в тонком кишечнике. Пищеварение в толстом кишечнике. Всасывание. /Лек/
Дискуссия. Изучение пищеварительных процессов. Решение ситуационных задач.
Сущность пищеварения. Нейроэндокринная регуляция деятельности ЖКТ. Пищеварение в полости рта. Общие закономерности желудочного пищеварения. Желудочное пищеварение у жвачных. Пищеварение в тонком кишечнике. Пищеварение в толстом кишечнике. Всасывание. /Ср/
Понятие обмена веществ. Образование и преобразование энергии. Температура тела животных, ее параметры для поддержания гомеостаза. /Лек/
Понятие обмена веществ. Образование и преобразование энергии. Температура тела животных, ее параметры для поддержания гомеостаза. /Ср/
Физиология выделительной системы. Физиология почек. Механизм образования мочи. Регуляция органов мочеотделения. Физиологические свойства кожи. Рецепторное поле кожи. Защитные свойства кожи. /Лек/
Физиология выделительной системы. Физиология почек. Механизм образования мочи. Регуляция органов мочеотделения. Физиологические свойства кожи. Рецепторное поле кожи. Защитные свойства кожи. /Ср/
1. Возбудимые ткани, их свойства. Законы раздражения. Роль возбудимых тканей в организме.
2. Биоэлектрические явления в тканях. Значение знания их (электрофизиологии) в практике ветврача.
3. Скелетные мышцы, их строение и свойства. Роль скелетных мышц в организме животного.
4. Нервная ткань, нервная клетка (нейрон). Специфическое строение и свойства нейрона. Виды нейронов, их значение в организме животного.
5. Принцип рефлекторной регуляции деятельности органов, систем и организма в целом.
6. Деятельность организма по принципу функциональных систем.
7. Восприятие изменений внешней или внутренней среды рецепторами или рецепция.
8. Виды интерорецепций и их физиологическая роль.
9. Виды экстеророецепций и их физиологическая роль.
10. Нервный центр, его строение и свойства. Принципы, явления и феномены, лежащие в основе взаимодействия нервных центров.
11. Отделы центральной нервной системы:
12. А) Спинной, продолговатый мозг и варолиев мост, средний мозг и мозжечок.
13. Б) Статические и статокинетические рефлексы.
14. В) Ретикулярная формация.
15. Г) Промежуточный мозг.
16. Д) Лимбическая система и подкорковые ядра.
17. Е) Кора больших полушарий головного мозга.
18. 13. Парасимпатический отдел вегетативной нервной системы.
19. 14. Симпатический отдел вегетативной нервной системы.
20. 15. Железы внутренней секреции. Гормоны желез внутренней секреции и какие влияния на органы, и физиологические процессы осуществляет каждый гормон.
21. 16. Система движения. Поддержание позы и движение животного.
22. 17. Кровь. Форменные элементы крови, физиологическая роль каждого вида форменных элементов.
23. 18. Гуморальный иммунный ответ.
24. Клеточный иммунный ответ.
25. Работа сердца и физиологическая роль его работы.
27. Внешние проявления деятельности сердца и сосудов и значение их определения.
28. Лимфатическая система.
29. Механизм образования условного рефлекса. Динамический стереотип. Роль условных рефлексов в практике ветврача.
30. Виды торможения условных рефлексов.
31. Типы высшей нервной деятельности и их характеристика. Значение знания их в практике ветврача.
32. Виды поведения животных.
33. Регуляция дыхания. Система, обеспечивающая поддержание оптимального для метаболизма газового состава организма.
34. Физико-химическое превращение питательных веществ корма в пищеварительном тракте.
35. Обмен минеральных веществ в организме. Роль каждого макро- и микроэлемента.
36. Обмен витаминов в организме. Роль каждого жиро- и водорастворимого витамина.
37. Система, обеспечивающая поддержание оптимальной температуры тела.
38. Функции почек. Роль почек в поддержании постоянства состава внутренней среды.
39. Кожа, ее структурная организация и физиология.
40. Механизм обеспечения полового цикла. Фазы полового цикла, их последовательность.
41. Структурно-физиологические изменения в организме самки при беременности.
42. Механизм молокоотдачи, принципы деятельности этого механизма. Физиологические основы ручного и машинного доения.
43. Физиологические особенности крупного рогатого скота.
44. Физиологические особенности овец.
45. Физиологические особенности коз.
46. Физиологические особенности лошадей.
47. Физиологические особенности свиней.
48. Физиологические особенности птиц.
49. Физиологические особенности собак.
50. Физиологические особенности кошек.
51. Физиологические особенности пушных зверей.
52. Физиологические особенности развития телят в антенатальный период онтогенеза.
53. Физиологические особенности молодняка с.-х. животных в постнатальном онтогенезе.
Задания самостоятельной работы для формирования умений
К данным видам самостоятельной работы относятся решение задач.
1. Что покажет гальванометр, если электрод: а) проколол мембрану, б) введен глубоко внутрь клетки?
2. Какая ткань обладает большей возбудимостью: а) критический уровень деполяризации (КУД) которой равен – 60 мВ; б) КУД которой равен – 50 мВ, если мембранный потенциал равен – 80 мВ?
3. Как изменится возбудимость ткани, если мембранный потенциал увеличится на 20 %, критический уровень деполяризации – на 30 %? Исходные величины: Е0 = 90 мВ, Ек = 60 мВ.
4. Как изменится возбудимость ткани, если при гиперполяризации мембраны критический уровень деполяризации останется прежним?
5. Как изменится кривая ПД при замедлении процесса инактивациинатриевых каналов?
6. Изменится ли (и если да, то на сколько %) величина потенциала покоя, если искусственно снизить на 30 % концентрацию ионов К+ внутри нервного волокна?
7. Мембранный потенциал нервного волокна равен 100 мВ. Критический уровень деполяризации отличается от мембранного потенциала на 30 %. Какова реобаза нерва, если 1 В раздражающего тока сдвигает Е0 на 5 мВ?
8. Нерв раздражают с частотой 10, 100, и 1000 раз в секунду. Сколько ПД будет возникать в каждом случае?
9. Рассчитайте лабильность для нервных волокон группы А, если известно, что длительность потенциала действия равна 0,5 мс.
10. Схема какого процесса описана ниже? Добавьте недостающие звенья: Раздражение –?– Вход натрия внутрь клетки –?– ПД –?– Увеличение калиевой проницаемости –?– Активация Na/K АТФ-азы –? – восстановление мембранного потенциала.
12. Какая из перечисленных выше структур характеризуется наибольшей лабильностью: нерв, синапс, мышца? У какой структуры лабильность наименьшая?
13. Определите, сколько перехватов Ранвье находится между электродами, если известно, что возбуждение проходит это расстояние за 140 мс, а время перескока через один пере-хват 0,07 мс.
14. При раздражении одного аксона возбуждаются 3 нейрона, при раздражении другого – 6, а при совместном раздражении –
16. Зарисуйте в тетради расположение структур головного мозга и укажите их названия.
17. Животному введена большая доза аминазина, который блокирует восходящую активирующую систему мозга. Как при этом меняется поведение животного и почему?
18. Постройте кривую силы-длительности по следующим данным: 0,5 В – 1000 мс; 1,0 В – 80 мс; 1,2 В – 40 мс; 2,0 В – 25 мс; 3,0 В – 10 мс; 4,0 В – 9 мс.
19. Почему быстрые мышцы при сокращении потребляют в единицу времени больше энергии АТФ, чем медленные?
20. Сколько синапсов входит в состав центральной части рефлекторной дуги рефлекса, если его центральное время равно 100 мс?
21. Определите центральное время рефлекса в сложной рефлекторной дуге, если в ее составе 15 синапсов (без учета времени распространения возбуждения по нервам).
23. Как изменится слух, если овальное окно в костной капсуле (улитке) закрыть жесткой мембраной?
24. Изобразите схематически строение зрительной сенсорной системы.
25. При исследовании крови было выявлено, что показатель гематокрита (соотношение форменных элементов и плазмы) у одного больного – плазмы 40 %, форменных элементов 60 %, у другого – плазмы 60 %, форменных элементов 40 %. 1. Соответствуют ли эти показатели норме? 2. Укажите возможные причины изменения гематокритного показателя.
26. Чем отличаются зрелые эритроциты лягушки от зрелых эритроцитов человека
27. У здорового мужчины в 1 л крови содержится 150 г Hb и 5,5*1012 эритроцитов. Рассчитайте среднее содержание Hb в эритроците (СГЭ).
28. У здоровой женщины в 1 л крови содержится 129 г Hb и 4,7*1012 эритроцитов. Рассчитайте среднее содержание Hb в эритроците (СГЭ).
29. В военные годы у людей при недоедании развивались так называемые «голодные» отеки. Какие изменения состава крови способствуют возникновению таких состояний?
30. С какими свойствами плазмы крови связана способность крови участвовать в процессах терморегуляции?
31. В пробирки, содержащие различные растворы, добавлено по капле крови. Что про-изойдет с эритроцитами (гемолиз, сморщивание, набухание или останутся без изменений) в следующих растворах: 1) NaCl 0,3 %; 2) NaCl 0,9 %; 3) глюкоза 5,5 % (изотонична крови); 4) глюкоза 0,9 %; 5) NaCl 30 %; 6) белки 8 %; 7) раствор Рингера + 8 % белка?
33. Реципиент получил 1л нормальной донорской крови. Насколько увеличилась кисло-родная емкость его крови?
35. Известно, что в результате травмы уровень кровопотери человека составил 28,5 % крови. Вес пострадавшего – 75 кг. Какое количество крови в литрах потерял человек?
36. Назовите известные Вам группы крови (по системе ОАВ) и содержащиеся в них агглютиногены и агглютинины.
37. Какое практическое значение имеет определение резус- принадлежности у людей (у мужчин и у женщин)?
38. У больного установлена причина пониженной свертываемости крови. Назначено лечение витамином К. Объясните, почему было назначено такое лечение.
39. Известно, что болевое раздражение, эмоциональное и физическое напряжение вызывают ускорение свертывания крови.
40. Какое биологическое значение имеет описанное явление?
41. Как объяснить возникновение данного явления и закрепление его в процессе биологи-ческой эволюции?
42. Рассчитайте линейную скорость кровотока, если объемная скорость равна 100 мл/с, а диаметр сосуда – 2,5 см.
43. Какова линейная скорость кровотока в сосуде диаметром 0,3 см, если за 1 с через него проходит 500 мл крови?
44. Определите периферическое сопротивление (ПС), если АД 130/70 мм рт. ст., ЧСС – 75 уд./мин, а ударный объем – 70 мл.
45. В чем физиологический смысл того, что стенки левого желудочка значительно толще правого?
46. Как измерить дыхательный объем, резервный объем вдоха и резервный объем выдоха с помощью спирометра? Какие инструкции необходимо дать испытуемому?
47. Назовите структуры дыхательной системы.
48. Три человека одинакового возраста и телосложения участвуют в беге на 1000 м. На финише МОД первого составлял 120 000 мл, второго –120 000 мл, третьего – 60 000 мл. Частота дыхания соответственно составляла 40, 80 и 40 раз в минуту. Какой бегун наиболее тренирован и почему?
49. При интенсивной мышечной работе вентиляция легких может возрасти до 120 л в 1 минуту. Рассчитайте, достаточно ли при этом поступает в организм кислорода, если из-вестно, что при тяжелой мышечной работе организм потребляет 4–5 л кислорода в 1 ми-нуту.
50. Каковы ДО, РОИ, РОЭ, если ЖЕЛ – 4000 мл, а соотношение составляющих ее объемов в пределах нормы?
51. Вычислите величину вентиляции альвеол при условии, что минутный объем дыхания равен 8 л, объем мертвого пространства – 150 мл, если:
1) дыхательный объем равен 500 мл, а частота дыхания – 16 раз в минуту;
2) дыхательный объем равен 250 мл, а частота дыхания – 32 раза в минуту.
Сравните объем вентиляции альвеол для обоих случаев и определите, какой режим дыхания выгоднее.
54. На какую величину изменится МОД, если в покое число дыхательных движений равно 20, ДО – 600 мл, при физической же работе ЧД увеличилась вдвое, а ДО – на 300 мл?
55. Спирометрия показала, что жизненная емкость легких испытуемого равна 38000 мл. Из них РОИ составляет 1700 мл, РОЭ – 1500 мл. Сколько воздуха поступит в альвеолы за 1 мин, если испытуемый сделает за это время 18 дыхательных движений?
56. Как и почему меняются показатели ЧД, ДО, ФЖЕЛ, МВЛ, ПО2 при физической нагрузке?
57. Как изменяется состав крови, оттекающей от кишечника, при переваривании жиров, углеводов, белков?
58. Какова сущность процессов, происходящих в желудочно-кишечном тракте?
59. Возможно ли полноценное переваривание жира, если произошла закупорка общего желчного протока?
60. Одинаковое ли количество тепла освобождается при сжигании 1 г белка в калориметрической бомбе или при окислении его в организме?
61. Изобразите схематически в тетради расположение органов, выполняющих пищеварительную функцию.
62. В каких органах под действием инсулина больше всего депонируется глюкозы?
63. Взрослый человек потребил в сутки 70 г белка, 300 г углеводов и 100 г жиров. Соответствует ли это суточной потребности организма в питательных веществах?
64. Потоотделение у человека является важным механизмом терморегуляции. При сравнительно невысокой температуре воздуха в 26–27 °С человеку в тропическом лесу было душно и жарко, хотя по телу бежали ручейки пота. Почему обильное потоотделение в этом случае не являлось эффективным средством теплоотдачи?
65. Рабочий при выполнении тяжелой физической работы находился в котловане 5 часов. За это время у него выделилось 3 л пота. Рассчитайте объем теплоотдачи путем испаре-ния. Испарение 1 мл воды требует 0,58 кал.
67. Объясните зависимость между интенсификацией углеводного обмена и усилением сердечно-сосудистой деятельности в процессе выполнения физической нагрузки.
68. Объясните увеличение СО и МОК после выполнения 10 и затем 20 приседаний по сравнению с данными показателями в состоянии покоя.
69. Опишите механизмы увеличения ЧСС и ЧД в процессе выполнения физической нагрузки.
70. Объясните зависимость между изменением ЧСС в процессе физической нагрузки и работоспособностью спортсмена.
71. Охарактеризуйте анаэробные и аэробные источники энергии, обеспечивающие выполнение физической нагрузки.
72. Опишите физиологические основы увеличения и снижения МПК в процессе выполнения физической нагрузки.
73. Объясните предложение: «Учащение сердцебиения прямо пропорционально интенсивности (мощности) выполняемой работы
74. Объясните предложение: «Степень учащения сердцебиения обратно пропорциональна способности к выполнению мышечной работы данной мощности».
75. Объясните прямую зависимость между уровнем МПК и количеством «медленных» волокон в мышцах.
Задания для самостоятельного контроля знаний
1. Дайте определение физиологии сельскохозяйственных животных?
2. Что служит объектом изучения физиологии?
3. Каковы задачи физиологии?
4 Каково практическое значение физиологии?
5. Какие приборы и оборудование используются в физиологических исследованиях?
6. Какие методы и методические приемы применяются в физиологических исследованиях?
7. Как составить протокол исследования?
8. Что такое организм?
10. Каковы общие принципы деятельности организма?
11. Что такое рефлекс? Что такое приспособительная реакция организма?
12. Какие ткани организма относятся к возбудимым тканям?
13. В чем сущность каждого закона раздражения?
14. Как регистрируются биоэлектрические явления, происходящие в сердце (ЭКГ)?
15. Что отражает ЭКГ и каково практическое значение ее определения?
16. Что такое нервное волокно, каковы его строение и свойства. Классификация нервных волокон?
17. Что такое синапс, каковы его строение и свойства?
18. Что такое нервный центр, каковы его свойства и как взаимодействуют нервные центры?
19 Что такое рецептор, рецепция, анализатор, их классификация и принцип деятельности каждого анализатора?
20. Каков принцип деятельности ЦНС?
21. Центры, каких приспособительных реакций находятся в спинном мозге?
22. Что такое условный рефлекс, каковы механизмы его образования и торможения?
23. Какие железы в организме называют железами внутренней секреции?
24. Как называются и где располагаются эндокринные железы у сельскохозяйственных животных?
25. Что такое гормон, каковы его свойства и механизм действия?
26. Какая железа, какие гормоны вырабатывает и какова физиологическая роль каждого гормона?
27. Какова роль желез внутренней секреции в организме?
28. Каковы методы оценки состояния и деятельности желез внутренней секреции, выяснения их роли в организме?
29. Какова практическая значимость знаний о роли эндокринных желез, их гормонов?
30. Какие виды мышц имеются в организме сельскохозяйственных животных?
31. Какова структура поперечнополосатых скелетных мышц?
32. Каковы свойства поперечнополосатых скелетных мышц?
33. Каков механизм мышечного сокращения?
34. Каковы виды сокращения мышц и какие из них имеют место в организме животных?
35. От каких факторов зависит сила мышечного сокращения и работа мышц?
36. Каковы структурно-функциональные особенности сердца и сосудов?
37. В каких приспособительных реакциях организма участвуют сердце и сосуды?
38. Какова характеристика периферических процессов сердечно-сосудистой системы?
39. Что включает в себя система крови?
40. В каких приспособительных реакциях организма участвует система крови?
42. Каков состав крови у с/х животных?
43. Каковы свойства крови?
44. Что такое плазма крови, каковы ее состав и свойства?
45. Какие форменные элементы содержатся в крови животных, каковы их свойства и роль?
46. Каким образом идут приспособления массы циркулирующей крови, количества форменных элементов крови к меняющимся условиям?
47. Каковы методы определения состава и свойств крови?
48. Как и где берут кровь у животных для исследования?
49. Какова методика определения свойств крови: вязкость, времени свертывания, СОЭ, щелочного резерва, буферных свойств?
50. Какова методика подсчета количества эритроцитов, лейкоцитов?
51. Как подготовить мазок крови и подсчитать лейкоформулу?
53. Что включает в себя система дыхания
54. Какие приспособительные реакции обеспечивает система дыхания?
55. За счет, каких периферических процессов осуществляются приспособительные реакции системы дыхания?
56. В чем сущность периферических процессов дыхания?
57. Какова практическая значимость определения параметров деятельности системы дыхания?
58. Что понимают в физиологии под обменом веществ?
59. На какие стадии можно подразделить обмен веществ?
60. Что включает в себя система пищеварения?
61 Какие приспособительные реакции осуществляет система пищеварения?
62. Как осуществляется поиск и прием корма?
63. Как осуществляется физико-химическое превращение веществ корма?
64 Какие пищеварительные железы участвуют в физико-химическом превращении веществ в пищеварительном аппарате?
65. Каков состав и свойства пищеварительных соков, слюны, желудочного сока, поджелудочного сока, желчи и кишечного сока?
66. На что действуют ферменты секретов слюнных желез, желудочных желез, поджелудочной железы, печени, кишечных желез и до каких конечных продуктов эти ферменты расщепляют субстраты?
67. Каковы закономерность секреции сока пищеварительными железами?
68. Как приспосабливается деятельность пищеварительных желез к меняющимся условиями?
69. Как осуществляется смешивание и продвижение веществ корма и химуса в желудке и кишечнике животных?
70. Каковы особенности гладких мышц желудка и кишечника?
71. Какие виды сокращений регистрируются в желудке, в кишечнике?
72. Как приспосабливается деятельность гладких мышц желудка и кишечника к меняющимся условиям?
73. Как осуществляется всасывание веществ в желудке и кишечнике?
74. Что такое дефекация и как она осуществляется у животных?
75. Какими методами исследуют состояние и параметры деятельности системы пищеварения.
76 Что такое метаболизм?
77. Как распределяются вещества, поступившие в кровь в процессе пищеварения?
78. Какие приспособительные реакции осуществляются в организме с целью поддержания оптимальных для метаболизма концентрации веществ в крови и тканях органов?
79. Какова физиологическая роль воды?
80. Каков механизм поддержания оптимальной концентрации внеклеточной воды в организме, поддержания осмотического давления?
81. Какова физиологическая роль витаминов?
82. Как осуществляется поддержания оптимального для метаболизма количества витаминов в тканях органов и крови?
82. Каковы механизмы приспособления уровня метаболизма веществ к меняющимся условиям?
84. Какие методы существуют для оценки состояния и интенсивности обменных процессов в организме?
85. По каким параметрам судят о характере обмена белков, углеводов, липидов, минеральных веществ, витаминов и воды в организме?
86. Какие методы и приборы используются для определения содержания в крови и тканях общих белков, холестерина, глюкозы, минеральных веществ, витаминов?
87. Какие органы в организме вносятся к органам, обеспечивающим выведение чужеродных веществ и нелетучих продуктов обмена?
82. Какова структура почек, нефронов?
83. Какие процессы осуществляются в почках?
84. Какова специфика почечных процессов?
85. Каков состав мочи? Какие органы входят в систему мочевыводящих путей и какова специфика их деятельности?
87. В каких приспособительных реакциях организма участвуют почки и мочевыводящие пути?
88. Как осуществляется приспособление почечных процессов и деятельности мочевыводящих путей к меняющимся условиям?
89. Какова структура кожи животных?
90. Какова структура и специфика деятельности потовых желез, сальных желез?
91. В каких приспособительных реакциях участвует кожа животных?
92. Какими методами оценивается состояние и параметры деятельности органов выделения?
93. Каково практическое значение методов оценки состояния и деятельности почек и мочевыводящих путей?
94. Как определяют содержание белка, глюкозы, кетоновых тел, желчных пигментов, креатинина, кальция, калия, натрия в моче?
95. Как рассчитывают размеры фильтрации и реабсорбции в почках?
96. Что включает в себя система размножения самцов.
97. Каковы структурно-функциональные особенности органов размножения у самцов?
98. Какие приспособительные реакции обеспечивает система размножения у самцов?
99. Что такое спермиогенез и как осуществляется поддержание оптимального уровня образования спермиев?
100. Каковы сроки наступления половой зрелости у самцов сельскохозяйственных животных?
101. Как осуществляется формирование половых мотиваций и в чем проявляется половое ритуальное поведение у самцов?
102. Как осуществляется выведение спермиев и придаточных половых желез у самцов?
103. Каков состав и свойства спермы с/х животных?
104. Какие структуры включает в себя система размножения самок?
105. Каковы структурно-функциональные особенности органов размножения у самок?
107. Что такое половой цикл и как он осуществляется?
108. Какова продолжительность внешних проявлений полового цикла?
109. Что такое оплодотворение, где и как оно происходит?
110. Что такое беременность и как осуществляется поддержание беременности?
111. Что такое роды и как они осуществляются?
112. Какие методы применяются для определения состояния и параметров деятельности системы размножения у самцов и самок?
113. Каково практическое значение, определения параметров деятельности органов размножения?
114. Каковы структурно-функциональные особенности молочных желез и вымени?
115. Каково количество молочных желез, различных сельскохозяйственных животных?
116. Какие приспособительные реакции обеспечивают молочные железы?
117. Как осуществляется образование молока в молочных железах?
118. Что такое молоко, каков его состав?
119. Когда начинается образование молока и какие факторы влияют на молокообразование?
120. Как приспосабливается молокообразование к меняющимся условиям?
121. Как осуществляется распределение, накопление и удержание молока в емкостной системе вымени?
122. Каковы механизмы приспособления распределения, накопления и удержания молока к количеству образующегося молока?
123. Как осуществляется выведение молока при сосании, ручном и машинном доении?
124. Какие факторы влияют на молоковыведение?
124. Какие методы используют для определения состояния и параметров деятельности молочных желез?
125. Как проводится экстерьерная оценка вымени?
126. Как осуществляется физиологическая оценка вымени по характеру молоковыведения?
127. Как получить цистернальное, альвеолярно-протоковое и остаточное молоко?
128. Как определить функциональные возможности емкостной системы молочных желез?
129. Что нужно соблюдать при доении, порядок доения?
130. Как проводится органолептическая оценка молока?
131. Как определить биохимические показатели молока, содержание воды, сухого вещества, белка общего, содержание казеина, наличие альбуминов, глобулинов, содержание лактозы, жира, витамина С, кислотность и наличие кетоновых тел в молоке?
132. Что понимают под обменом энергии?
133. Как осуществляется освобождение, распределение, превращение и использование энергии в организме?
134. Нарисуйте схему энергетического обмена у животных?
135. Каковы механизмы приспособления уровня освобождения, превращения и использования энергии в организме к меняющимся условиям?
136. Какими методами определяют состояние энергетического обмена у животных?
137. Какова методика определения дыхательного коэффициента?
138. Какова величина дыхательного коэффициента при окислении в тканях органов у животных углеводов, липидов, белков?
139. Как рассчитать затраты энергии у животного за 1 мин., за 1 ч, за 1 сутки?
140. Какова практическая значимость определения уровня обмена энергии у сельскохозяйственных животных?
141.Как образуется тепло в организме и как оно выводится?
142. Каковы механизмы приспособления уровня теплообразования и выведения тепла у животных к менявшимся условиям?
143. Какова температура тела у животных разных видов и разного возраста?
144. От каких факторов зависит температура тела и кожи в различных участках тела у животных?
145. Как измеряют температуру тела (ректальную) и температуру кожи животных?
Система знаний по дисциплине «Физиология животных» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, физиологических законов, которые должны знать студенты; раскрываются закономерности поведения животных. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На занятиях решаются конкретные задачи по анализу на основе физиологических законов, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3. систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов по ветеринарно-санитарной экспертизе, материалов учебников и статей из биологической, ветеринарной, медицинской литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. при возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Основы физиологии», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:
1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.
2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.
3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.
4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов.
По согласованию с преподавателем или по его заданию студенты могут готовить рефераты по отдельным темам дисциплины. Основу докладов составляет, как правило, содержание подготовленных студентами рефератов. Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает по результатам тестирования. Тестирование организовывается в компьютерных классах. Все вопросы тестирования обсуждаются на лекционных и практических занятиях. Подготовка к экзамену предполагает изучение конспектов лекций, рекомендуемой литературы и других источников, повторение материалов практических занятий.
При изучении дисциплины «Физиология животных» следует усвоить:
- ключевые понятия, виды, методы, способы и этапы физиологических исследований животных;
- физиологические законы;
- физиологические константы.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году