(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Технология производства продуктов животноводства
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Технология производства продуктов животноводства, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
Понятие о патологических процессах у животных. Учение о болезни. Понятие об этиологии, патогенезе и клинических признаках болезни. Внешние и внутренние причины возникновения болезней. Значение нервной и гуморальной систем реактивности организма, наследственности и конституции в патологии. Роль стресса в развитии болезни. Классификация патологических процессов. Местные расстройства кровообращения. Воспаление. /Лек/
Местное расстройство кровообращения.
Патологические изменения в тканях и органах.
Воспаление. /Пр/
Подготовка докладов и рефератов.
Тестирование.
Понятие о патологических процессах у животных. Учение о болезни. Понятие об этиологии, патогенезе и клинических признаках болезни. Внешние и внутренние причины возникновения болезней. Значение нервной и гуморальной систем реактивности организма, наследственности и конституции в патологии. Роль стресса в развитии болезни. Классификация патологических процессов. Местные расстройства кровообращения. Воспаление. /Ср/
Задачи клинического исследования. Обращение с животными при клиническом исследовании. Основные принципы общего и специального исследования животных. Методы и порядок клинического исследования животных. /Лек/
Обращение с животными. Методы их фиксации и укрощения. Основные методы клинического исследования. Клинико-лабораторные и специальные методы исследований. Особенности клинического исследования молодых животных. /Пр/
Подготовка докладов и рефератов.
Тестирование.
Обращение с животными. Методы их фиксации и укрощения. Основные методы клинического исследования. Клинико-лабораторные и специальные методы исследований. Особенности клинического исследования молодых животных. /Ср/
Понятие о лекарственном веществе, их классификация и их взаимодействие с организмом. Лекарственные формы и пути их введения в организм и выведения. /Лек/
Виды и формы лекарственных веществ.
Дозирование лекарственных веществ, приемы, пути, методы их введения в организм /Пр/
Подготовка докладов и рефератов.
Тестирование.
Понятие о лекарственном веществе, их классификация и их взаимодействие с организмом. Лекарственные формы и пути их введения в организм и выведения. /Ср/
Болезни сердечно-сосудистой системы. Болезни дыхательной системы. Болезни пищеварительной системы. Болезни брюшины. Болезни печени. Болезни мочевой системы. Болезни нервной системы. Болезни системы крови. Нарушение обмена веществ. Диспансеризация. /Лек/
Болезни сердечно-сосудистой системы. Болезни дыхательной системы. Болезни пищеварительной системы. Болезни брюшины. Болезни печени. Болезни мочевой системы. Болезни нервной системы. Болезни системы крови. Нарушение обмена веществ. Диспансеризация. /Пр/
Болезни сердечно-сосудистой системы. Болезни дыхательной системы. Болезни пищеварительной системы. Болезни брюшины. Болезни печени. Болезни мочевой системы. Болезни нервной системы. Болезни системы крови. Нарушение обмена веществ. Диспансеризация. /Ср/
Понятие об инфекции, ее формы, виды, источники возбудителей инфекций, пути попадания их в организм, факторы, обуславливающие их передачу. Некоторые инфекционные болезни: сибирская язва, туберкулез, бруцеллез, ящур, бешенство, чума, рожа, сальмонеллезы и др. /Лек/
Ветеринарно-санитарные правила содержания и перевозки животных, порядок убоя животных на мясо и торговли продуктами животноводства.
Средства и методы личной профилактики при работе с инфекционно больными животными.
Инфекционные болезни, вызываемые вирусами и бактериями. /Пр/
Ветеринарно-санитарные правила содержания и перевозки животных, порядок убоя животных на мясо и торговли продуктами животноводства.
Средства и методы личной профилактики при работе с инфекционно больными животными.
Инфекционные болезни, вызываемые вирусами и бактериями. /Ср/
Понятие о паразитизме, инвазии и инвазионных болезнях, распространенность в природе и виды паразитизма. Основы профилактики и мероприятий по борьбе с инвазионными болезнями. Ветеринарная гельминтология. /Лек/
Методы прижизненной и посмертной диагностики гельминтозов.
Диагностика трематодозов, цестодозов, нематодозов.
Методы диагностики протозойных заболеваний.
Диагностика пироплазмидозов, кокцидиозов, трихомоноза, энтомозов, акарозов. /Пр/
Понятие о паразитизме, инвазии и инвазионных болезнях, распространенность в природе и виды паразитизма. Основы профилактики и мероприятий по борьбе с инвазионными болезнями. Ветеринарная гельминтология. /Ср/
Организация профилактики травматизма в животноводстве. Механические, термические и химические повреждения тканей (ушиб, гематома и др.), их профилактика и меры оказания неотложной помощи животным. /Лек/
Асептика и антисептика. Профилактика хирургических инфекций. Физиотерапевтические методы при хирургической патологии. Травматизм. /Пр/
Организация профилактики травматизма в животноводстве. Механические, термические и химические повреждения тканей (ушиб, гематома и др.), их профилактика и меры оказания неотложной помощи животным. /Ср/
2. Основное содержание Закона о ветеринарии: представьте организационную структуру ветеринарной службы в стране в виде схемы.
4. Патология тепловой регуляции (сущность лихорадки, ее стадии, типы и вызываемые изменения в организме). Приведите пределы колебаний нормальной температуры в виде таблицы у основных сельскохозяйственных животных и птиц (не менее 5).
5. Опишите основные защитные (барьерные) приспособления организма животных в профилактике и борьбе с болезнетворными факторами, в частности сущность воспаления; причины, признаки, классификацию, течение и исход этого процесса. Сущность учения И. И. Мечникова о воспалении.
6. Опишите расстройства местного кровообращения (анемия, гиперемия, кровотечение, тромбоз и эмболия).
7. Структура ветеринарных органов в стране (в виде схемы) и особенности ветеринарного обслуживания крупных животноводческих ферм и комплексов.
8. Классификация, сущность и причины гипобиотических (атрофии) и гипербиотических (регенераций) процессов в клетках и тканях животных.
9. Внешние и внутренние причины болезней животных и основные мероприятия по их профилактике.
10. Методы оказания лечебной помощи животным при ранениях, способы остановки кровотечения и применение при этом лекарственных средств.
11. Общие методы обследования больного животного, техника безопасности при об-ращении с животными и способы их фиксации.
12. Применение антибиотиков и биостимуляторов в ветеринарии и механизм их действия. Укажите важнейшие антибиотики и способы их применения.
13. Перечислите группы медикаментов, порядок их хранения. Опишите наиболее употребляемые дезинфицирующие химические средства и способы их применения.
14. Действие лекарственных средств, их форма и техника применения при групповом и индивидуальном лечении больных животных.
15. Особенности профилактики незаразных болезней в промышленном животноводстве и значение диспансеризации животных.
16. Методы оказания первой помощи заболевшим животным и техника применения лечебных средств (медикаментов, физических факторов: тепла, холода, лучистой энергии и т. д.).
17. Общие и специальные методы клинического обследования больного животного, техника безопасности при обращении с животными, способы их фиксации.
18. Наиболее употребляемые слабительные, антгельминтные и противопаразитарные средства и способы их применения при групповом и индивидуальном лечении животных.
19. Классификация незаразных болезней животных, причины, их вызывающие, экономический ущерб от них животноводству и особенности профилактики их в промышленном животноводстве. Опишите болезни кожи.
20. Перечислите основные болезни органов пищеварения: опишите болезни преджелудков жвачных (причины, признаки, первая помощь и профилактика).
21. Кормовые токсикозы и профилактика отравлений животных растениями, грибами и ядохимикатами.
22. Основные болезни органов кровообращения, их причины и профилактика. Опишите травматический перикардит.
23. Основные болезни органов дыхания сельскохозяйственных животных. Опишите воспаление легких и плеврит.
24. Перечислите болезни обмена веществ, связанные с нарушением белкового, угле-водного, минерального и витаминного обмена в организме животных. Опишите остеодистрофию и кетоз крупного рогатого скота.
25. Перечислите основные болезни органов пищеварения животных. Опишите диспепсию молодняка и болезни органов пищеварения с явлениями колик.
26. Способы оказания первой помощи при растяжениях, ушибах, кровотечениях и профилактика массового травматизма (особенно в промышленном животноводстве).
27. Классификация ран и основные принципы их лечения. Опишите меры асептики и антисептики.
28. Способы кастрации сельскохозяйственных животных и профилактика послекастрационных осложнений.
29. Источники болезней, пути передачи и проникновения инфекционного начала в организм животных; условия, способствующие распространению эпизоотии.
30. Мероприятия по уничтожению заразного начала во внешней среде: дезинфекция, ее виды, основные средства и способы их применения, дезинсекция, дератизация, способы уборки трупов и обезвреживания фекалий.
31. Общие профилактические мероприятия в борьбе с инфекционными болезнями. Ветеринарно-санитарные мероприятия при комплектовании поголовья комплексов и крупных животноводческих ферм.
32. Опишите условия, способствующие распространению заразных болезней, и меры по охране от них крупных животноводческих ферм и комплексов.
33. Основные противоэпизоотические мероприятия (изложите в виде схемы). Особенности охраны животноводческих ферм и комплексов от инфекционных болезней.
34. Ветеринарно-санитарные мероприятия в пунктах, неблагополучных по заразным болезням (изложите в виде схемы), и в хозяйствах, которым угрожают инфекционные заболевания.
35. Основные методы диагностики инфекционных болезней, их сущность. Основные правила доставки в лабораторию материала от больных и павших животных.
36. Сущность иммунитета, его виды. Применение явлений иммунитета в диагностике, профилактике и лечении инфекционных болезней.
37. Формы инфекции, этапы ее развития и специальные ветеринарные мероприятия.
38. Учение об эпизоотическом процессе, основные звенья эпизоотической цепи (источник инфекций, факторы передачи, восприимчивые животные).
39. Перечислите важнейшие антропозоонозные болезни и опишите сибирскую язву и туберкулез. Меры личной профилактики обслуживающего персонала в неблагополучных хозяйствах.
41.Перечислите инфекционные болезни, общие нескольким видам животных, и опишите лептоспироз.
42. Перечислите инфекционные болезни, общие нескольким видам животных, и опишите бешенство.
43. Перечислите инфекционные болезни, общие нескольким видам животных, и опишите яшур и бруцеллез.
44. Перечислите инфекционные болезни жвачных и опишите эмфизематозный карбункул.
45. Перечислите инфекционные болезни молодняка и опишите колибактериоз и сальмонеллез.
46. Перечислите инфекционные болезни свиней и опишите чуму и рожу.
47. Специфическая профилактика заразных болезней.
48. Перечислите важнейшие инфекционные болезни лошадей и опишите сап и мыт.
49. Опишите явления паразитизма, виды его, перечислите разделы паразитологии, укажите отличия инвазионных болезней от инфекционных. Экономический ущерб животноводству от инвазионных болезней.
50. Перечислите болезни животных, вызываемые клещами, другими накожными паразитами, и опишите чесотку.
51. Перечислите болезни, вызываемые паразитическими клещами (арахнозы) и насекомыми (энтомозы). Опишите чесотки и гиподерматозы (подкожные оводы) крупного рога-того скота.
52. Опишите оводовые заболевания животных и их профилактику.
53. Перечислите протозойные болезни животных и опишите трихомоноз крупного рогатого скота.
54. Слепни, мухи, вши, власоеды, пухоеды как переносчики болезней; их биология и меры борьбы.
55. Перечислите болезни животных, вызываемые паразитическими клещами, и опишите чесотки.
56. Какие болезни у животных вызываются сосальщиками (трематодами) и круглыми гельминтами (нематодами)? Опишите из каждого класса по одному важнейшему заболеванию у домашних животных.
57. Изложите общую характеристику класса цестод и опишите цистицеркоз (финноз) крупного рогатого скота, свиней и эхинококкоз.
58. Изложите общую характеристику класса нематод и опишите аскаридоз свиней и диктиокаулез овец и крупного рогатого скота.
59. Биогельминтозы и геогельминтозы, перечислите основ¬ные из них. Опишите по одной болезни из каждой группы.
60. Изложите общие меры борьбы с гельминтозами животных (дегельминтизация, ее виды, меры обезвреживания инвазионного начала во внешней среде). Учение академика К. И. Скрябина о девастации гельминтов.
61. Роль собак и других плотоядных, а также грызунов в распространении гельминтозов человека и животных; опишите трихинеллез.
62. Перечислите важнейшие гельминтозы, общие человеку и животным. Опишите цистицеркозы и эхинококкоз.
63. Какие болезни у жвачных вызываются сосальщиками (трематодами) и ленточными (цестодами)? Опишите фасциолез и дрепанидотениоз гусей.
64. Перечислите важнейшие гельминтозы сельскохозяйственных животных и птиц, вызываемые личиночными и половозрелыми стадиями ленточных червей (цестод). Опишите мониезиоз овец и телят и цистицеркоз (финноз) свиней и крупного рогатого скота.
Контрольные вопросы
1. Какие различают виды местных расстройств кровообращения?
2. Каковы причины артериальной гиперемии?
3. Чем отличается венозная гиперемия от артериальной?
4. В чем состоят характерные признаки анемии тканей и органов?
5. Чем обусловлены кровотечения и какова их классификация?
6. Какие существуют виды гипобиотических процессов?
7. Каковы отличительные особенности атрофии, дистрофии и некроза?
8. Что характерно для микроскопической картины гипобиотических процессов?
9. Какие существуют виды гипербиотических процессов?
10. Какими морфологическими признаками характеризуется гипертрофия?
11. В чем состоят особенности процесса регенерации тканей?
12. Каковы особенности макро- и микроскопической картин при опухолях (новообразованиях)?
13. Какие причины обусловливают возникновение и развитие воспалительного процесса?
14. Каковы типичные признаки воспаления?
15. Какие бывают виды воспалительного процесса?
16. Чем характеризуется альтернативное воспаление?
17. Каковы особенности разновидностей экссудативного воспаления?
18. Чем отличается пролиферативное воспаление от альтеративного и экссудативного?
19. С помощью каких приемов исключают возможность травмирования животных и людей?
20. Какие методы фиксации обеспечивают безопасность и эффективность проводимой работы?
21. Какие меры безопасности необходимо соблюдать при подходе к лошади?
22. Каковы меры предосторожности и правила техники безопасности при исследовании задней части тела лошади?
23. Как зафиксировать быка?
24. Какие рекомендованы методы фиксации собак и кошек? В чем состоят правила техники безопасности?
26. Какие основные методы исследования применяют в клинической диагностике?
27. По какой схеме исследуют животных?
28. На что обращают внимание при осмотре животных?
29. В чем состоит диагностическое значение перкуссии?
30. Каковы виды и цели аускультации?
31. В чем состоит клиническое значение метода пальпации?
32. Каковы показатели нормальной температуры тела у крупного и мелкого рогатого скота, лошадей, свиней, птиц?
33. Какие электротермометры используют при измерении температуры тела у птицы?
34. На что следует обратить внимание при осмотре животного?
35. Что определяют при клиническом обследовании животных?
36. Какие показатели характеризуют работу рубца?
37. На что обращают внимание при исследовании органов движения у коров?
38. Какими методами определяют кетоновые тела в молоке у коров?
39. Какое значение показателя рН рубцового содержимого считают оптимальным?
40. Как определяют клинический статус стада животных?
41. Как собирают пробы молока, мочи и кала для анализа?
42. Какие показатели крови наиболее информативны?
43. Какие возрастные физиологические особенности молодняка нужно учитывать при организации мероприятий по профилактике болезней?
44. По каким основным критериям оценивают физиологическую зрелость новорожденных телят?
45. Как классифицируют болезни молодняка?
46. Какова динамика температуры тела, частоты пульса и дыхания у молодняка в первые 30 дней после рождения?
47. В чем заключаются особенности клинического исследования молодняка животных?
48. Каковы показатели температуры тела у взрослых животных (корова, лошадь, овца, свинья)?
49. Каковы классификация лекарственных веществ в зависимости от химического состава, свойств и назначения?
50. Какие формы лекарственных веществ применяют в ветеринарии?
51. В чем состоит методика приготовления жидких лекарственных средств?
52. Чем различаются раствор, микстура и эмульсия?
53. Какие известны виды мягких лекарственных веществ?
54. Что может служить наполнителем в таблетках?
55. Чем отличаются пилюли от болюсов?
56. Как крупным животным дают внутрь жидкости?
57. Как вводят пилюли собакам и болюсы лошадям?
58. Что такое ингаляция и как ее применяют?
59. Чем отличается парентеральное введение от энтерального?
60. Какие существуют способы инъекции лекарственных веществ?
61. Как применяют наружно порошки и мази?
62. Какие методы применяют для введения лекарственных средств в половые пути самок крупных и мелких животных?
63. Какие основные факторы вызывают болезни дыхательной системы и способствуют их возникновению?
64. Как классифицируют болезни дыхательной системы?
65. Каковы клинические симптому бронхита при остром и хроническом течении?
66. Как диагностируют бронхопневмонию по результатам термометрии, аускультации и перкуссии?
67. В чем состоит дифференциальная диагностика бронхита и бронхопневмонии?
68. Какие специальные методы исследования наиболее распространены при болезнях дыхательной системы?
69. Каков план лечения и какие лекарственные средства рекомендованы при бронхопневмонии с острым и хроническим течением?
70. Какие встречаются основные болезни рубца?
71. На что обращают внимание при исследовании рубца?
72. Каковы отличительные признаки газовой и пенистой тимпании?
73. Какие корма вызывают простую тимпанию рубца и какие пенистую?
74. Каковы характерные симптомы острой и хронической тимпании рубца?
75. Какие лечебные мероприятия назначают при тимпании рубца у коров, коз, овец?
76. Что собой представляют ветеринарные мероприятия?
77. В чем состоят общие профилактические мероприятия?
78. Что собой представляет диспансеризация животных?
79. В чем состоят мероприятия по профилактике и терапии незаразных болезней животных?
80. Что собой представляют ветеринарные мероприятия?
81. В чем состоят общие профилактические мероприятия?
82. Что собой представляет диспансеризация животных?
83. Какие мероприятия направлены на предупреждение заразных болезней животных?
84. В чем состоят мероприятия по ликвидации заразных болезней животных?
85. Какие факторы и условия способствуют возникновению и распространению заразных заболеваний?
86. Каковы основные правила содержания животных в хозяйстве?
87. Какой порядок перевозки и убоя животных на мясо предусмотрен ветеринарно-санитарными нормами?
88. Каков порядок торговли продуктами животноводства?
89. В чем суть прижизненной и посмертных методов диагностики?
91. В чем состоит принцип флотационных и седиментационных методов исследования фекалий?
92. В каких случаях необходимо количественное определение яиц и личинок гельминтов в фекалиях?
93. В чем различия между полным и неполным гельминтологическим вскрытием?
94. Какими методами обеззараживают хирургические инструменты и перевязочный мате-риал?
95. В чем состоит профилактика хирургической инфекции?
96. Какие применяют методы физиотерапии?
97. В каких случаях назначают холодовое, а в каких – тепловое воздействие?
98. В чем заключаются основные принципы массажа?
99. Какую помощь оказывают животным при ушибах?
100. Какие приемы остановки кровотечения показаны при ранениях?
101. В чем состоит первичная обработка раны?
102. Как выполняют повязки и перевязки? В чем их сходство и различие?
103. Что предпринимают при вывихе сустава у животного?
104. Каковы признаки перелома кости? Каким образом подтверждают диагноз?
105. В чем состоят приемы оказания помощи при ожогах?
106. Чем характеризуются степени отморожения?
Темы рефератов
1. Антибиотики, их фармакодинамика.
2. Сульфаниламиды, их фармакодинамика.
3. Дезинфицирующие средства.
4. Противобродильные средства, их фармакодинамика.
5. Сердечные средства, их фармакодинамика.
6. Бронхопневмония (клинические признаки и профилактика).
7. Гастроэнтерит (клинические признаки и профилактика).
8. Закупорка пищевода. Оказание первой помощи.
9. Тимпания рубца. Оказание первой помощи.
10. Диспепсия (клинические признаки и профилактика).
11. Алиментарная анемия (лечение и профилактика).
12. Сибирская язва (клиника, патологическая картина, профилактика).
13. Туберкулез (экономический ущерб и профилактика).
14. Меры борьбы с бешенством.
15. Характерные признаки и профилактика бруцеллеза.
16. Специфическая профилактика эмфизематозного карбункулеза.
17. Какие мероприятия проводят с целью профилактики вибриоза?
18. Методы диагностики лейкоза.
19. Профилактика чумы и рожи свиней.
20. Меры борьбы с колибактериозом телят.
21. Меры борьбы с сальмонеллезом телят и поросят.
22. Профилактика фасциолеза, аскаридоза, диктиокаулеза и мониезиоза животных.
23. Дезинфекция.
24. Дератизация.
25. Дезинсекция.
Система знаний по дисциплине «Основы ветеринарии» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, практикумы, атласы и другую дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических и практических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыс-лей, за его аргументацией. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. Далее преподаватель объясняет основной материал, акцентирует внимание студентов на важных моментах. Затем, в процессе занятий преподаватель контролирует деятельность студентов, направляет и указывает им основные моменты. Студенты, пропустившие занятие, или не успевшие выполнить весь объем задания в течение занятия, приглашаются на консультацию к преподавателю, и занимаются самостоятельно в свободное и внеурочное время. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3. систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение материалов учебников и статей, справочной литературы и атласов. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. при возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Основы ветеринарии», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году