(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Технология производства продуктов животноводства
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Технология производства продуктов животноводства, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
2. Методы научных исследований, используемые в зоогигиене.
3. Зоогигиена – основа общей ветеринарной профилактики.
4. Роль зоогигиены в развитии интенсивного животноводства.
5. Роль зоогигиены в развитии мелких ферм, в подсобных хозяйствах.
6. Роль зоогигиены в развитии фермерских и семейных хозяйствах.
7. Краткая история развития зоогигиенической науки и практики.
8. Понятие о погоде, климате, макро- и микроклимате.
9. Факторы воздушной среды и их влияние на организм животных.
10.Теплообмен между организмом и внешней средой.
11.Теплорегулирование в организме и ее возрастные особенности.
12.Влияние на животных высоких и низких температур.
13.Процессы закаливания и адаптации организма животных
14.Процесс акклиматизации организма животных.
15.Источники накопления водяных паров и их влияние на организм.
16.Скорость движения воздуха и ее влияние на организм животных.
17.Атмосферное давление и его влияние на организм животных.
18. Причины простудных заболеваний и их профилактика.
19.Причины возникновения горной болезни и ее профилактика.
20.Твердая и жидкая аэрозоли и меры борьбы с ними.
21.Патогенная, условно-патогенная микрофлора и меры борьбы с ними
22.Общее зоогигиеническое значение почвы.
23.Механический и физический состав почвы.
24.Химический состав почвы. Учение о биогеохимических провинциях.
25. Эндемические болезни с.-х. животных и их профилактика.
26.Биологичяеские свойства почвы и ее охрана от загрязнения.
27. Гигиеническое и хозяйственное значение воды в животноводстве.
28. Физические, химические и биологические свойства природных вод.
29.Сельскохозяйственное водоснабжение и его гигиеническое значение
30. Зоогигиенические нормативы водопотребления с.-х. животными.
31. Охрана природных водоисточников от загрязнения.
32.Зоогигиеническое значение вентиляции помещений.
33.Определение часового объема вентиляции в помещениях.
34.Зоогигиеническое значение теплового баланса помещений.
35.Методика определения теплового баланса в помещениях.
36.Зоогигиеническое значение микроклимата помещений.
37.Факторы, влияющие на состояние микроклимата помещений.
38.Систеы вентиляции животноводческих помещений.
39.Системы отопления животноводческих помещений.
40.Санитарные правила хранения и обеззараживания навоза.
41.Саитарная оценка навоза и его влияние на микроклимат помещений.
42.Мероприятия по оптимизации микроклимата в помещениях.
43.Системы уборки навоза из животноводческих помещений.
44.Ветеринарно-санитарные требования к системам уборки навоза.
45. Защита животноводческих предприятий от заноса инфекций.
46.Благоустройство территорий животноводческих предприятий.
47.Гигиеническое значение полноценного кормления.
48.Полноценное кормление, фактор повышения резистентности организма животных.
49.Санитарно-гигиенический контроль при заготовке, хранении кормов.
50.Санитарно-гигиеничекие методы исследования кормов.
51.Профилактика болезней животных кормового происхождения.
52.Прфилактика кормового травматизма у животных.
53.Профилактика заболеваний, связанных с неполноценным кормлением
55.Отравление животных кормами, содержащими ядовитые вещества.
56.Профилактика животных от отравления ядовитыми веществами.
57.Отравление животных минеральными удобрениями,их профилактика.
58.Отравление животных ядовитыми растениями и их профилактика.
59.Отравление животных кормами, пораженными токсигенными грибами, амбарными вредителями и их профилактика.
60. Зоогигиеническое значение рационального ухода за животными.
61.Приемы ухода за сельскохозяйственными животными.
62.Зоогигиенические требования при транспортировке скота железнодорожным, автомобильным и воздушным транспортом.
63.Зоогигиенические требования при погрузке и выгрузке животных.
64.Зоогигиенические требования при перегонке животных.
65.Гигиеническое значение пастбищного содержания животных.
66.Подготовка животных к пастбищному содержанию.
67.Мтоды пастбищного содержания животных.
68.Санитарно-гигиеническое значение загонной системы пастьбы.
69.Устройство и оборудование летних лагерей для животных.
70.Профилактика заболеваний животных в пастбищный период.
71.Моцион и его гигиеническое значение.
72. Ветеринарно-санитарные правила при подготовке помещений к зиме.
73.Способы локального обогрева молодняка животных с УФЛ и ИКЛ и их санитарно-гигиеническое значение.
74.Подстилка, ее санитарно-гигиеническое значение, виды подстилок.
75.Газовый состав воздуха помещений и их допустимые концентрации.
76.Зоогигиенические требования, предъявляемые при выборе технологии производства животноводческой продукции.
77.Организации водопоя животных в стойловый и пастбищный периоды.
78.Уход за кожей и конечностями сельскохозяйственных животных.
79.Дезинфекция и ее значение в животноводстве и ветеринарии.
80.Дератизация и ее значение в животноводстве и ветеринарии.
81.Зоогигиенический контроль при проектировании, строительстве и реконструкции животноводческих объектов.
82.Генеральный план предприятия по производству молока.
83. Санитарно-гигиенические требования к участку строительства животноводческого объекта.
84.Проекты, виды проектов и стадии проектирования объектов.
85.Нормы технологического проектирования (ОНТП, СНиП, ГОСТ).
86.Виды строительства животноводческих объектов.
87.Прядок разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство животноводческого объекта.
88.Покрытия и перекрытия животноводческих зданий и сооружений.
89.Полы. Технологические и зоогигиенические требования к полам.
90.Требования, предъявляемые к строительным материалам.
91.Гигиеические требования, предъявляемые к стенам и потолкам.
92.Понятие о привязке типового проекта животноводческого здания.
93.Состав рабочего проекта животноводческого предприятия.
94.Зоогигиеническая оценка ограждающих конструкций здания.
95.Гидроизоляционные материалы применяемые в с.- х. строительстве.
96.Виды фундаментов применяемые при строительстве зданий.
97.Гигиена содержания и эксплуатации лошадей.
98.Содержание телят и уход за ними в профилактический период.
99.Гигиенические требования к выращиванию телят до 20 дн. возраста.
100.Гигиена опоросов и уход за новорожденными поросятами.
101.Основные средства обеспечения микроклимата в помещениях.
102.Каркасные и бескаркасные животноводческие здания и сооружения.
103.Функциональное зонирование территории животноводческих ферм.
104.Порядок приемки животноводческих предприятий в эксплуатацию.
105.Гигиенические требования к родильному помещению К.Р.С.
106.Состав и свойства солнечной радиации и ее влияние на организм ж.-х.
107.Микозы и микотоксикозы животных и их профилактика.
108.Гигиена привязного содержания крупного рогатого скота.
109.Гигиена беспривязного содержания крупного рогатого скота.
110.Гигиенические требования к системам содержания овец.
111.Гигиена выращивания ягнят.
112.Гигиена содержания кобыл и выращивания жеребят.
113.Гигиенические требования при клеточном содержании птиц.
2. Санитарно-топографическое обследование водоисточника на молочной ферме СХПК им. Ленина Чебоксарского района ЧР.
3. Санитарно-гигиеническая оценка сочных кормов на молочной ферме ФГУП УОХ «Приволжское» Чебоксарского района ЧР.
4. Санитарно-гигиеническая оценка зерновых кормов на свинотоварной ферме СХПК им. Суворова Моргаушского района ЧР.
5. Санитарно-гигиеническая оценка комбикормов на свинотоварной ферме СХПК им. Ленина Чебоксарского района ЧР.
6.Дать санитарно-гигиеническую характеристику генерального плана развития Гор-но-Марийской птицефабрика республики Марий-Эл.
7. Зоогигиеническое обследование и ветеринарно-санитарная оценка коровников на молочной ферме СХПК «Шимкусский» Янтиковского района.
8.Санитарно-гигиеническая оценка ограждающих конструкций телятника-профилактория на молочной ферме ФГУП УОХ «Приволжское» ЧГСХА.
9.Санитарно-гигиеническая характеристика естественной освещенности свинарника-маточника на свинотоварной ферме СХПК им. Суворова Моргаушского района ЧР.
10. Санитарно-гигиеническая характеристика систем вентиляции и канализации на конно-спортивной школе г. Новочебоксарска.
11. Гигиенические требования к помещениям для привязного и беспривязного содержания крупного рогатого скота.
12. Типы стойл, клеток, денников, привязей, кормушек для разных видов животных.
13. Роль санитарно-гигиенических мероприятий в улучшении качества молока.
14. Гигиенические требования при откорме и нагуле крупного рогатого скота.
15. Гигиенические требования к свинарникам, типы свинарников, вместимость и состав помещений.
16. Размещение, устройство станков и их оборудование для свиней разных групп.
17. Типы и вместимость овчарен и кошар. Санитарные требования к их внутреннему оборудованию.
18. Гигиенические мероприятия для повышения товарных качеств шерсти.
19. Гигиенические требования к помещениям для лошадей и особенности устройства.
20. Гигиенические требования к помещениям и особенности устройства их для птицы разных видов.
Темы докладов:
1. Понятие о воздушной среде и микроклимате.
2. Методика определения параметров микроклимата.
3. Назначение и принцип работы минимального термометра.
4. Назначение и принцип работы максимального термометра.
5. Назначение, устройство и принцип работы термографа.
6. Назначение, устройство и принцип работы барографа.
7. Назначение, устройство и принцип работы гигрографа.
8. Назначение и принцип работы ртутного барометра.
9. Назначение, устройство и принцип работы гигрометра.
10. Назначение и принцип работы психрометра Августа.
11. Назначение и принцип работы психрометра Ассмана.
12. Понятие о гигрометрических показателях
13.Назначение, устройство и принцип работы анемометра чашечного.
14.Назначение,устройство,принцип работы анемометра крыльчатого.
15. Назначение, устройство и принцип работы кататермометра.
16. Понятие о световом коэффициенте (СК) и КЕО.
17. Назначение и принцип работы объективного люксметра.
18. Определение искусственной освещенности.
19. Определение содержания углекислого газа методом Гесса.
20. Определение содержания углекислого газа методом Прохорова.
21. Качественные пробы определения аммиака и сероводорода.
22. Назначение, устройство и принцип работы газоанализатора УГ-2.
23.Определение вредных газов универсальным газоанализаторомУГ-2
24. Назначение, устройство и принцип работы прибора Кротова.
25. Методы определения пыли в воздухе помещения.
26. Методы определения микроорганизмов в воздухе помещения.
27. Взятие пробы почвы для исследования и ее классификация.
28. Определение механического состава почвы.
29. Определение капиллярности почвы.
30. Определение водопроницаемости почвы.
31. Определение влагоемкости почвы.
32. Определение аммиака и нитритов в почве.
33. Определение нитратов, хлоридов и сульфатов в почве.
34. Санитарно-топографическое обследование водоисточника.
35. Назначение и устройство батометра.
36. Определение температуры и цвета воды.
38.Определение прозрачности и мутности воды.
39. Физические и химические нормативы качества воды.
40. Понятие об окисляемости воды.
41. Определение устранимой, общей и постоянной жесткости воды.
42. Понятие об очистке, улучшении воды и их основные методы.
43. Понятие об обеззараживании воды и его основные методы.
44. Нормативы водопотребления для крупного рогатого скота.
45. Нормативы водопотребления для лошадей, свиней и овец.
46. Нормативы водопотребления для кроликов и птицы.
47. Порядок упаковки пробы кормов для лабораторного анализа и оформления сопроводи-тельного документа на ее.
48. Органолептическая оценка сена и нормативы его качества.
49.Определение влажности сена и зерна в производственных условиях.
50. Отбор средней пробы сена, соломы, силоса и сенажа.
51. Отбор средней пробы корнеклубнеплодов, жома и барды.
52. Отбор средней пробы зерна и комбикормов.
53. Отбор средней пробы жмыхов и шротов .
54. Постановка кожной пробы на токсичность грибов.
55. Ядовитые и вредные растения, вызывающие преимущественно симптомы поражения центральной нервной и сердечно-сосудистой системы.
56. Ядовитые и вредные растения, вызывающие преимущественно симптомы поражения органов пищеварения.
57. Ядовитые и вредные растения, вызывающие преимущественно поражения органов дыхания.
58. Ядовитые и вредные растения, вызывающие симптомы аборта и поражения печени.
59. Органолептическая оценка силоса, сенажа и нормативные показатели их качества .
60. Органолептическая оценка зерна, комбикормов и нормативные показатели их качества.
61. Органолептическая оценка мучнистых кормов и нормативные показатели их качества..
62. Органолептическая оценка кормов животного происхождения и нормативные показатели их качества.
63. Проба на гниение силоса. Определение хлоридов и сульфатов.
64. Определение нитратов и нитритов в свекле и соланина в картофеле.
65. Определение пораженности зерна амбарными вредителями.
66. Определение металлических примесей и поваренной соли в комбикормах.
67. Определение госсипола в хлопчатниковом жмыхе.
68. Санитарно-гигиенические требования к основаниям и фундаментам.
69. Санитарно-гигиенические требования к стенам и перегородкам.
70. Санитарно-гигиенические требования к перекрытию.
71. Санитарно-гигиенические требования к окнам, воротам и дверям.
72. Санитарно-гигиенические требования к полам. Полы, применяемые в помещениях для крупного рогатого скота.
73. Санитарно-гигиенические требования к полам. Полы, применяемые в помещениях для свиней.
74. Полы, применяемые в помещениях для лошадей, овец.
75. Нормативы технологических параметров решетчатых полов для крупного рогатого скота.
76. Нормативы технологически параметров, решетчатых полов для свиней и овец.
77.Понятие об общесоюзных нормах технологического проектирования (ОНТП) животноводческих предприятий и их содержание.
78. Понятие о строительных нормах и правилах (СНиП).
79. Понятие о проектах и их виды. Кодификация зданий и сооружений.
80. Структура рабочего проекта предприятия.
81. Структура типового проекта зданий или сооружений.
82. Составление задания на проектирование.
83. Составление акта выбора площадки для строительства.
84. Порядок приемки объекта в эксплуатацию.
85. Понятие об основных свойствах строительных материалов.
86. Природные каменные материалы, керамические, без обжиговые изделия и их характеристика,
87. Минеральные вяжущие вещества, строительные растворы, бетон, железобетонные изделия и их характеристика.
88. Древесные, теплоизоляционные, гидроизоляционные, кровельные материалы и их характеристика.
89. Битумные, дегтевые материалы, пластмассы, полимеры, изделия из них и их характеристика.
90. Строительные материалы, стекло, лакокрасочные материалы и их характеристика.
91. Расчет объема вентиляции по углекислому газу.
92.Расчет объема вентиляции по водяным парам.
93. Понятие о тепловом балансе. Приходная и расходная часть тепла в животноводческом помещении.
94. Расчет теплового баланса.
Система знаний по дисциплине «Зоогигиена» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, практикумы, атласы и другую дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических и практических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, которые должны знать студенты; раскрываются закономерности воздействия факторов внешней среды на функционирование животного организма. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, что-бы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в про-слушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. Посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя определенный перечень вопросов, по теме практического занятия. Практически занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. Далее преподаватель объясняет методы исследования и обеспечения параметров микроклимата и наглядно показывает применяемое при этом оборудование и реактивы, акцентирует внимание студентов на важных моментах. Затем, в процессе занятий преподаватель контролирует деятельность студентов, направляет и указывает им основные моменты. Студенты должны выполнять конспекты по изучаемым вопросам, по которым преподаватель контролирует полноту усвоения материала. Студенты, пропустившие занятие, или не успевшие выполнить весь объем задания в течении занятия, приглашаются на консультацию к преподавателю, и занимаются самостоятельно в свободное и внеурочное время. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение материалов учебников и статей, справочной литературы и атласов по гигиене животных, зоогигиене. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Зоогигиена», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
По согласованию с преподавателем или по его заданию студенты могут готовить рефераты по отдельным темам дисциплины. Основу докладов составляет, как правило, содержание подготовленных студентами рефератов. Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает по результатам тестирования и экзамена. Тестирование организовывается в компьютерных классах. Все вопросы тестирования обсуждаются на лекционных и практических занятиях. Подготовка к экзамену предполагает изучение конспектов лекций, рекомендуемой литературы и других источников, повторение материалов практических занятий.
При изучении дисциплины «Зоогигиена» следует усвоить:
1. Принципы создания оптимальной среды обитания в соответствии с видовыми и возрастными особенностями животных с целью повышения их жизнеспособности, продуктивности и конверсии корма.
2. Основы профилактики незаразных и заразных заболеваний животных, в особенности антропозоонозов, а также разработка средств и способов повышения естественной резистентности особей и улучшения санитарного качества продукции.
3. Правила разработки проектов по строительству животноводческих ферм, комплексов, технологических линий по переработке продукции животноводства и их экспертизе согласно ветеринарно-санитарным и гигиеническим требованиям.
4. Первостепенность охраны внешней среды о загрязнения отходами животноводства.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году