МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
"Чувашский государственный аграрный университет"
(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
Общеобразовательных дисциплин
Проректор по учебной
и научной работе
Основы формирования ответственной гражданской позиции
Направление подготовки 36.03.02 Зоотехния
Направленность (профиль) Технология производства продуктов животноводства
рабочая программа дисциплины (модуля)
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
д-р филос. наук, зав. кафедрой, Михайлова Р.В.;доцент, Горелова Т.В.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 36.03.02 Зоотехния (приказ Минобрнауки России от 22.09.2017 г. № 972).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Основы формирования ответственной гражданской позиции" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 36.03.02 Зоотехния
Направленность (профиль) Технология производства продуктов животноводства, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
Заведующий кафедрой Михайлова Р.В.
Заведующий выпускающей кафедрой Лаврентьев А.Ю.
Председатель методической комиссии факультета Ефимова И.О.
Директор научно-технической библиотеки Викторова В.А.
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
формирование у бакалавров знаний государственной политики в сфере противодействия коррупции, терроризму и экстремизму, форм и методов ее реализации; содержания и организации деятельности государства в сфере противодействия коррупции, терроризму и экстремизму; понятия системы российского права и содержания основных его институтов; основных положений действующего федерального законодательства в сфере противодействия коррупции, терроризму и экстремизму; норм, регулирующих ответственность за противоправные действия коррупционной, террористической, экстремистской направленности.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
УК-10. Способен формировать нетерпимое отношение к проявлениям экстремизма, терроризма, коррупционному поведению и противодействовать им в профессиональной деятельности
УК-10.1 Знать: действующие правовые нормы, обеспечивающие борьбу с проявлениями экстремизма, терроризма, коррупции в различных областях жизнедеятельности; способы профилактики проявлений экстремизма, терроризма, коррупции
УК-10.2 Уметь: предупреждать риски проявления экстремизма, терроризма, коррупционного поведения в профессиональной деятельности
УК-10.3 Иметь навыки: взаимодействия в обществе на основе нетерпимого отношения к проявлениям экстремизма, терроризма, коррупционному поведению и противодействия им в своей профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
-сущность и содержание основных понятий, категорий, присущих государственной политике в сфере противодействия коррупции, терроризму и экстремизму;
-тенденции формирования и реализации государственной политики в сфере противодействия коррупции, терроризму и экстремизму;
-основные нормативно-правовые акты по вопросам противодействия коррупции, терроризму и экстремизму, а также основные механизмы их реализации;
тенденции формирования правоприменительной практики в рамках осуществляемой государственной политики в сфере противодействия коррупции, терроризму и экстремизму;
- принципы, критерии и показатели системы внутреннего контроля и аудита.
-углублять, расширять и закреплять полученные знания на занятиях, совершенствовать знания самостоятельно;
-изучать и обобщать различные виды информации, связанные с обеспечением государственной политики в сфере противодействия коррупции, терроризму и экстремизму;
-оценивать состояние и выделять угрозы экономической безопасности, распознавать преступления коррупционной, террористической и экстремистской направленности, используя нормы права;
-давать квалифицированную юридическую оценку фактам, событиям и обстоятельствам, создающим угрозу экономической безопасности в части преступлений коррупционной, террористической и экстремистской направленности;
-использовать системы внутреннего контроля и аудита.
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
- работы с нормативно-правовыми актами, сопровождающими государственную политику в сфере противодействия коррупции, терроризму и экстремизму;
- анализа юридических фактов, норм права и соответствующих правоотношений, являющихся объектами профессиональной деятельности;
- анализа правоприменительной (судебной) и правоохранительной практики, направленной на противодействие терроризму, экстремизму и коррупции;
- количественного и качественного анализа оценки эффективности систем внутреннего контроля и аудита;
- проведения контрольных мероприятий, направленных на выявление коррупционных правонарушений, проявлений террористической и экстремистской направленности;
- оказания содействия уполномоченным представителям контрольно-надзорных органов при проведении ими проверок деятельности учреждения (организации) по вопросам противодействия терроризму, экстремизму, коррупции.
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Тема 1. Правосознание как основа
формирования ответственной гражданской позиции.
Тема 2. Понятие коррупции, терроризма, экстремизма и причины их возникновения.
Тема 3. Законодательство в сфере противодействия коррупции, терроризму и экстремизму.
Тема 4. Государственная политика в сфере противодействия коррупции, терроризму и экстремизму.
Тема 5. Виды правонарушений коррупционной, террористической и экстремистской направленности и ответственность за их совершение.
Тема 6. Основные принципы противодействия коррупции, терроризму и экстремизму.
Тема 7. Противодействие коррупции на государственной службе.
Тема 8. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов. /Лек/
Тема 1. Правосознание как основа
формирования ответственной гражданской позиции
Тема 2. Понятие коррупции, терроризма, экстремизма и причины их возникновения.
Тема 3. Законодательство в сфере противодействия коррупции, терроризму и экстремизму.
Тема 4. Государственная политика в сфере противодействия коррупции, терроризму и экстремизму.
Тема 5. Виды правонарушений коррупционной, террористической и экстремистской направленности и ответственность за их совершение.
Тема 6. Основные принципы противодействия коррупции, терроризму и экстремизму.
Тема 7. Противодействие коррупции на государственной службе.
Тема 8. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов. /Сем зан/
Виды интерактивных занятий:
круглый стол;
учебная дискуссия;
деловая игра;
работа в малых группах.
Тема 1. Правосознание как основа
формирования ответственной гражданской позиции
Тема 2. Понятие коррупции, терроризма, экстремизма и причины их возникновения.
Тема 3. Законодательство в сфере противодействия коррупции, терроризму и экстремизму.
Тема 4. Государственная политика в сфере противодействия коррупции, терроризму и экстремизму.
Тема 5. Виды правонарушений коррупционной, террористической и экстремистской направленности и ответственность за их совершение.
Тема 6. Основные принципы противодействия коррупции, терроризму и экстремизму.
Тема 7. Противодействие коррупции на государственной службе.
Тема 8. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов. /Ср/
Работа с учебной литературой. Подготовка докладов. Поиск и обзор научных публикаций, электронных источников информации, подготовка заключения по обзору. Анализ фактических материалов, составление выводов на основе проведенного анализа.
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1. Понятие коррупции как социального явления.
2. Политический, экономический и правовой аспекты коррупции.
3. Признаки коррупции.
4. Содержание коррупционных отношений.
5. Основные виды коррупционного поведения.
6. Социальные последствия коррупции.
7. Причины коррупции: понятие и основные факторы.
8. Антикоррупционная политика: понятие, содержание, виды.
9. Субъекты и объекты антикоррупционной политики.
10. Цели, средства, инструменты, направления антикоррупционной политики. Требования к проведению антикоррупционной политики.
11. Основные особенности государственной политики в сфере противодействия терроризму и экстремизму в современной России.
12. Проблемы и противоречия в создании системы формирования антикоррупционного сознания.
13. Антикоррупционная деятельность общественных организаций.
14. Антикоррупционное образование: понятие, сущность, уровни.
15. Антикоррупционная пропаганда: понятие, сущность, направленность.
16. Антикоррупционная экспертиза: понятие, порядок назначения и производства.
17. Антикоррупционный мониторинг: понятие и содержание.
18. Антикоррупционное законодательство: понятие, содержание, структура.
19. Антикоррупционное поведение: понятие, содержание, способы формирования.
20. Антикоррупционное воспитание: понятие, содержание, направленность.
21. Основные цели антикоррупционной политики.
22. Политическая коррупция: понятие и содержание.
23. Экономическая коррупция: понятие, содержание, виды.
24. Антикоррупционные международно-правовые акты: виды и содержание.
25. Деятельность правоохранительных органов по противодействию терроризму и экстремизму.
26. Международное сотрудничество в сфере противодействия коррупции: понятие, виды и результаты.
27. Специализированные органы противодействия коррупции: виды, статус, полномочия.
28. Общественные организации по противодействию коррупции: правовое положение и эффективность деятельности.
29. Деятельность правоохранительных органов по противодействию коррупции.
30. Муниципальная антикоррупционная политика: понятие и содержание.
31. Международное сотрудничество в сфере противодействия терроризму и экстремизму: понятие, виды и результаты.
32. Коррупция в органах государственной власти.
33. Корпоративная коррупция: понятие и содержание.
34. Партийная коррупция: понятие и содержание.
35. Парламентская коррупция: понятие и содержание.
36. Социально-экономические факторы коррупции: понятие и содержание.
37. Политические причины коррупции: понятие и виды.
38. Сущность гражданского контроля. Развитие гражданского общества как основа демократизации и модернизации современного общества.
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
Не предусмотрено учебным планом.
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрено учебным планом.
Темы для подготовки докладов:
1. Понятие коррупции как социального явления.
2. Политический, экономический и правовой аспекты коррупции.
3. Признаки коррупции.
4. Содержание коррупционных отношений.
5. Основные виды коррупционного поведения.
6. Социальные последствия коррупции.
7. Причины коррупции: понятие и основные факторы.
8. Антикоррупционная политика: понятие, содержание, виды.
9. Субъекты и объекты антикоррупционной политики.
10. Цели, средства, инструменты, направления антикоррупционной политики. Требования к проведению антикоррупционной политики.
11. Основные особенности государственной политики в сфере противодействия терроризму и экстремизму в современной России.
12. Проблемы и противоречия в создании системы формирования антикоррупционного сознания.
13. Антикоррупционная деятельность общественных организаций.
14. Антикоррупционное образование: понятие, сущность, уровни.
15. Антикоррупционная пропаганда: понятие, сущность, направленность.
16. Антикоррупционная экспертиза: понятие, порядок назначения и производства.
17. Антикоррупционный мониторинг: понятие и содержание.
18. Антикоррупционное законодательство: понятие, содержание, структура.
19. Антикоррупционное поведение: понятие, содержание, способы формирования.
20. Антикоррупционное воспитание: понятие, содержание, направленность.
21. Основные цели антикоррупционной политики.
22. Политическая коррупция: понятие и содержание.
23. Экономическая коррупция: понятие, содержание, виды.
24. Антикоррупционные международно-правовые акты: виды и содержание.
25. Деятельность правоохранительных органов по противодействию терроризму и экстремизму.
26. Международное сотрудничество в сфере противодействия коррупции: понятие, виды и результаты.
27. Специализированные органы противодействия коррупции: виды, статус, полномочия.
28. Общественные организации по противодействию коррупции: правовое положение и эффективность деятельности.
29. Деятельность правоохранительных органов по противодействию коррупции.
30. Муниципальная антикоррупционная политика: понятие и содержание.
31. Международное сотрудничество в сфере противодействия терроризму и экстремизму: понятие, виды и результаты.
32. Коррупция в органах государственной власти.
33. Корпоративная коррупция: понятие и содержание.
34. Партийная коррупция: понятие и содержание.
35. Парламентская коррупция: понятие и содержание.
36. Социально-экономические факторы коррупции: понятие и содержание.
37. Политические причины коррупции: понятие и виды.
38. Сущность гражданского контроля. Развитие гражданского общества как основа демократизации и модернизации современного общества.
5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Мамонтова Э. А., Швыркин А. А.
Противодействие коррупции в Российской Федерации: теория и практика: учебное пособие
Заврина Е. Е., Макурин П. С., Лебедева И. Н.
Основы противодействия терроризму и экстремизму: учебное пособие
Семкина Е. Н., Бурляева В. А., Булах К. В.
Профилактика возникновения и распространения идеологии и практики современного экстремизма и терроризма: учебное пособие
Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт, 2020
6.1.2. Дополнительная литература
Шурухнов Н. Г., Гаврилин Ю. В., Гайнутдинова Е. И., Кабакова Н. В., Шурухнова Н. Г.
Противодействие коррупции: свидетельства истории; документы; статистика; суждения; оценки: учебное пособие
Московский гуманитарный университет, 2021
Мировоззренческие основы противодействия наркотизации, экстремизму, коррупции: учебное пособие
Санкт-Петербургский государственный аграрный университет, 2017
6.3.1 Перечень программного обеспечения
Справочная правовая система КонсультантПлюс
Электронный периодический справочник «Система Гарант»
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Доска классная (1 шт.), столы ученические (26 шт.), стулья (30 шт.), 2-х местные скамейки (10 шт.), трибуна настольная (1 шт.), демонстрационное оборудование (экран Lumien Eco Picture LEP-100102 (1 шт.), проектор Toshiba х2000 (1 шт.), ноутбук Acer (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
Доска классная (1 шт.), стол ученический (2 шт.), стул ученический (2 шт.), кафедра лектора (1 шт.), стол ученический 4-х местный (40 шт.), скамья 4-х местная (40 шт.), огнетушитель ОУ-«3» (2 шт.), подставка для огнетушителя (2 шт.), демонстрационное оборудование (проектор ToshibaTDP-T45 (1 шт.), ноутбук HP250 G5 (1 шт.), экран на штативе (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
Столы, стулья ученические, демонстрационное оборудование (проектор ACER (1 шт.), цифровая интерактивная доска (1 шт.), персональный компьютер ACER (1 шт.) и учебно-наглядные пособия
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
Столы (12 шт.), стулья ученические (24 шт.), демонстрационное оборудование (проектор Acer X128H DLP XGA1024*768 (1 шт.), моноблок Acer Aspire C22-865 21.5” FHD Core (1 шт.), интерактивная доска (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и семинарскими занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего, промежуточного форм контроля.
Система знаний по дисциплине формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к семинарским занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизация своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1) посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2) посещать семинарские занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Семинарские занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На занятиях разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Семинарское занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3) систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение материалов учебников и статей из научной литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4) под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5) при возникающих затруднениях при освоении дисциплины для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________