МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
"Чувашский государственный аграрный университет"
(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
Эпизоотологии, паразитологии и ветеринарной санитарной экспертизы
Проректор по учебной
и научной работе
Специальность 36.05.01 Ветеринария
Направленность (профиль) Клиническая ветеринария
рабочая программа дисциплины (модуля)
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
канд. ветеринар. наук, доц., Григорьева Вера Валериановна
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 36.05.01 Ветеринария (приказ Минобрнауки России от 22.09.2017 г. № 974).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "История ветеринарии" в основу положены:
2. Учебный план: Специальность 36.05.01 Ветеринария
Направленность (профиль) Клиническая ветеринария, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
Заведующий кафедрой Ефимова И.О.
Заведующий выпускающей кафедрой Семенов В.Г.
Председатель методической комиссии факультета Ефимова И.О.
Директор научно-технической библиотеки Викторова В.А.
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
изучение исторических этапов развития ветеринарной профессии с древнейших времен до наших дней.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Учебная практика, общепрофессиональная практика
Методология научных исследований
Учебная практика, клиническая практика
Производственная практика, научно-исследовательская работа
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
УК-5. Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
УК-5.1 Знать: психологические основы социального взаимодействия; направленного на решение профессиональных задач; основные принципы организации деловых контактов; методы подготовки к переговорам, национальные, этнокультурные и конфессиональные особенности и народные традиции населения; основные концепции взаимодействия в организации, особенности дидактического взаимодействия
УК-5.2 Уметь: грамотно, доступно излагать профессиональную информацию в процессе межкультурного взаимодействия; соблюдать этические нормы и права человека; анализировать особенности социального взаимодействия с учетом национальных, этнокультурных, конфессиональных особенностей
УК-5.3 Иметь навыки: организации продуктивного взаимодействия в профессиональной среде с учетом национальных, этнокультурных, конфессиональных особенностей; преодоления коммуникативных, образовательных, этнических, конфессиональных и других барьеров в процессе межкультурного взаимодействия; выявления разнообразия культур в процессе межкультурного взаимодействия
УК-6. Способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки и образования в течение всей жизни
УК-6.1 Знать: содержание процессов самоорганизации и самообразования, их особенности и технологии реализации, исходя из целей совершенствования профессиональной деятельности
УК-6.2 Уметь: самостоятельно строить процесс овладения отобранной и структурированной информацией
УК-6.3 Иметь навыки: применения приемов саморегуляции психоэмоциональных и функциональных состояний
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
организацию ветеринарии в Древнем мире, Древней Руси, в России - до ХХI века, достижения ветеринарной науки, научных школ в нашей стране и в мировой практике; ветеринарное образование и организацию научных исследований в стране, начиная с 1808 года.
логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, использовать нормативные правовые документы в своей деятельности, осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, рассказать (показать) о научных открытиях и достижениях отечественных и зарубежных ученых, достижениях в охране окружающей среды от загрязнения.
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения основными понятиями ветеринарной медицины.
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Введение в историю ветеринарии /Лек/
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
Введение в историю ветеринарии /Пр/
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
Введение в историю ветеринарии /Ср/
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
Народная ветеринария в Древней Руси IX- XIV века. /Лек/
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
Народная ветеринария в Древней Руси IX- XIV века /Пр/
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
Народная ветеринария в Древней Руси IX- XIV века /Ср/
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
Развитие ветеринарии в России впервой половине XIX века. /Пр/
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
Развитие ветеринарии в России впервой половине XIX века. /Ср/
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
Ветеринария в период монополистического капитализма (с конца XIX века до 1917 года). /Лек/
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
Контроль выполнения СРС. Опрос на практическом занятии
Ветеринария в период монополистического капитализма (с конца XIX века до 1917 года). /Пр/
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
Ветеринария в период монополистического капитализма (с конца XIX века до 1917 года). /Ср/
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
Контроль выполнения СРС. Опрос на практическом занятии
Ветеринария в период первой мировой войны. /Лек/
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
Контроль выполнения СРС. Опрос на практическом занятии.
Ветеринария в период первой мировой войны. /Пр/
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
Контроль выполнения СРС. Опрос на практическом занятии.
Ветеринария в период первой мировой войны. /Ср/
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
Ветеринария с 1921 по 1925 годы. /Лек/
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
Контроль выполнения СРС, оценка выступлений.
Ветеринария с 1921 по 1925 годы. /Пр/
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
Контроль выполнения СРС, оценка выступлений.
Ветеринария с 1921 по 1925 годы. /Ср/
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
Контроль выполнения СРС, оценка выступлений.
Ветеринария в СССР в довоенный период с 1932 по1941 годы /Лек/
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
Контроль выполнения СРС. Опрос на практическом занятии
Ветеринария в СССР в довоенный период с 1932 по1941 годы /Пр/
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
Контроль выполнения СРС. Опрос на практическом занятии
Ветеринария в СССР в довоенный период с 1932 по1941 годы /Ср/
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
Контроль выполнения СРС. Опрос на практическом занятии
Ветеринария СССР в послевоенный период с 1945 по 1960 годы. /Пр/
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
Ветеринария СССР в послевоенный период с 1945 по 1960 годы. /Ср/
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
Развитие ветеринарии в РФ в период новых экономических отношений. /Лек/
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
Контроль выполнения СРС. Опрос на практическом занятии.
Развитие ветеринарии в РФ в период новых экономических отношений. /Пр/
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
Контроль выполнения СРС. Опрос на практическом занятии.
Развитие ветеринарии в РФ в период новых экономических отношений. /Ср/
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
Контроль выполнения СРС. Опрос на практическом занятии
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1. Народная ветеринария в древней Руси.
2. Народная ветеринария в русском централизованном государстве 15-17 вв.
3. Ветеринария в России в 18 в.
4. Ветеринария в России в первой половине 19 в.
5. Ветеринария в России во второй половине 19 и начале 20 вв.
6. Участие ветеринарных врачей в революционном движении в России.
7. Ветеринария в Советской России в 1917-1920 гг.
8. Всероссийские ветеринарные съезды и совещания.
9. Ветеринария в СССР в первой половине 20-х годов 20 в.
10. Ветеринария в СССР во второй половине 20-х и 30 - е годы 20 века.
11. Развитие сети ветеринарных учреждений и открытие новых ветеринарных образовательных учреждений (30-ые годы 20
века).
12. Ветеринария в СССР в годы Великой Отечественной войны (1941-1945гг.)
13. Роль ветеринарных специалистов в организации мероприятий при незаразных болезнях животных.
14. Ветеринария в СССР в 1953-1964 гг.
15. Борьба с заразными болезнями животных.
16. Ветеринария в СССР в 1965-1984 гг.
17. Развитие государственной ветеринарной службы.(1965-1984 гг.).
18. Ветеринария в СССР в 1985-1991 гг.
19. Ветеринария в России в 90-е годы 20 века.
20. Развитие сети ветеринарных научных учреждений по изучению патологий различной этиологии в СССР.
21. Развитие сети лабораторных учреждений в стране с 1917 по 1991 годы.
22.Формирование и развитие предпринимательской деятельности в ветеринарии в РФ.
23. Лицензирование ветеринарной деятельности.
24. Закон Российской Федерации «О Ветеринарии».
25. Ветеринарно-санитарная служба Вооруженных сил Российской Федерации.
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Примерные задания для текущего контроля знаний.
1. Введение. Место и назначение курса в общем ряду дисциплин.
2. Роль ветеринарии в обеспечении человечества безопасными продуктами питания и охраны здоровья человека.
3. Ветеринария на Древнем Востоке.
4. Ветеринария в Древней Греции.
5. Ветеринария в Древнем Риме, Тибете, Китае.
6. Ветеринария в странах мира эпохи Средневековья и Возрождения (XV-XVII века). Ветеринария в странах мира в XVIII - XX –веках.
7. Народная ветеринария в Древней Руси.
8. Ветеринария в древнерусском государстве и княжествах IХ-XIV.
9. Ветеринария в русском централизованном государстве XIV-XVII века.
10. Ветеринария в России в XVIII веке: Реформы Петра I по развитию ветеринарии.
11. Ветеринария России 1801—1860 гг. Введение ветеринарного образования.
12. Ветеринария России 1801—1860 гг. Борьба с эпизоотиями.
13. Ветеринария в период капитализма (1861-1917 гг.). Ветеринарное образование.
14. Ветеринария в период капитализма (1861-1917 гг.). Борьба с эпизоотиями.
15. Ветеринария в первые годы Советской власти (1917-1920 гг.
16. Ветеринария СССР (1921—1925 гг.).
17. Ветеринария в период социалистической индустриализации и коллективизации сельского хозяйства СССР (1926—1932 гг.).
18. Ветеринария в СССР (1933 - июнь 1941 гг.).
19. Ветеринария в период Великой Отечественной войны (июнь 1941-май 1945 гг.).
20. Ветеринария в период восстановления народного хозяйства (1945-1955 гг.).
21. Ветеринария в СССР (1956—1965 гг.).
22. Ветеринария в СССР (1966—1990 гг.).
23. Состояние ветеринарной науки в постсоветский период и на современном этапе и дальнейшие пути ее развития.
24. История ветеринарии Пермской губернии до 1917 года.
25. История ветеринарии Пермской губернии с 1917 года до настоящего времени.
26. Структура ветеринарной службы в Пермском крае, ее структурные подразделения. Роль службы на современном этапе.
5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
История ветеринарии: учебник для вузов
6.1.2. Дополнительная литература
История ветеринарии: учебное пособие
6.3.1 Перечень программного обеспечения
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Белая лаковая магнитно-маркерная доска (1 шт.), интерактивный тренажерный комплекс «Фармаколог-1.01» с компьютерным управлением (1 шт.), комплект учебно-лабораторной мебели №3 (стол медицинский 1 шт., шкаф медицинский 5 шт.), парта 2-х местная со скамейкой (6 шт.), парта 4-х местная со скамейкой (1 шт.), стол письменный для преподавателей (с выкатной тумбой), стул п/м (2 шт.), демонстрационное оборудование (телевизор LD LED TV 108/43) и учебно-наглядные пособия (электрифицированный стенд «Вещества, действующие преимущественно на центральную нервную систему», электрифицированный стенд «Основные признаки острых отравлений животных лекарственными веществами», электрифицированный стенд «Сердечно-сосудистые вещества»)
Ученические столы (12 шт.),стулья (24 шт.), стол преподавателя (1 шт.), стул преподавателя (1 шт.), доска классная (1шт.), шкаф стеклянный (2 шт.)
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(2 шт.), pH-метр рН-150 МИ (с поверкой), люксметр (1 шт.), микроскоп биологический БИОМЕД С2вар4, рефрактометр РЛ-3, стол (5 шт.), стул п/м (6 шт.), счетчик «Сигма-1» ионов, счетчик гематологический электронный СГ-ЭЦ-15М СПУ
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________