2024-2025_36_05_01_24-1 Ветеринария_plx_Физиология животных
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Морфологии, акушерства и терапии
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
26.03.2024 г.
 
Б1.О.21
Физиология животных
Специальность 36.05.01 Ветеринария

Направленность (профиль) Клиническая ветеринария

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
экзамен зачет    
Виды контроля:
часов на контроль
36
самостоятельная работа
80
аудиторные занятия
136
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
7 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Ветеринарный врач
252
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
4 (2.2)
Итого
Недель
17 4/6
19 1/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
32
32
36
36
68
68
Практические
32
32
36
36
68
68
В том числе инт.
12
12
12
12
24
24
Итого ауд.
64
64
72
72
136
136
Кoнтактная рабoта
64
64
72
72
136
136
Сам. работа
44
44
36
36
80
80
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
108
108
144
144
252
252
 
 
 
Программу составил(и):
д-р биол. наук, зав. кафедрой , Семенов В.Г.;асс., Лузова А.В.
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 36.05.01 Ветеринария (приказ Минобрнауки России от 22.09.2017 г. № 974).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Физиология животных" в основу положены:
2. Учебный план: Специальность 36.05.01 Ветеринария

Направленность (профиль) Клиническая ветеринария, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Семенов В.Г. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Семенов В.Г. 
Председатель методической комиссии факультета  Ефимова И.О.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
1) формирование фундаментальных и профессиональных знаний о физиологических процессах и функциях в организме сельскохозяйственных, домашних, лабораторных и экзотических животных и птиц, необходимых ветеринарному врачу для научного обоснования мероприятий, связанных с созданием оптимальных условий содержания, кормления, и эксплуатации животных, предупреждением заболеваний, оценкой здоровья, характера и степени нарушений деятельности организма;
1.2
2) познакомить студентов с основными понятиями, принципами, законами физиологии и этологии животных;
1.3
3) способствовать формированию у студентов системы фундаментальных знаний, необходимых для последующей подготовки специалиста, способного к эффективному решению практических задач сельскохозяйственного производства.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Органическая, физическая и коллоидная химия
2.1.2
Неорганическая и аналитическая химия
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Ветеринарная рентгенология
 
2.2.2
Вирусология
 
2.2.3
Высшая нервная деятельность и этология животных
 
2.2.4
Зоопсихология
 
2.2.5
Клиническая диагностика
 
2.2.6
Ветеринарная радиобиология
 
2.2.7
Иммунология
 
2.2.8
Лечение и профилактика болезней жвачных животных
 
2.2.9
Лечение и профилактика болезней сельскохозяйственной птицы
 
2.2.10
Оперативная хирургия
 
2.2.11
Патологическая анатомия животных
 
2.2.12
Акушерство и гинекология животных
 
2.2.13
Болезни птиц
 
2.2.14
Болезни пчел и рыб
 
2.2.15
Внутренние незаразные болезни животных
 
2.2.16
Паразитология и инвазионные болезни животных
 
2.2.17
Биология и патология мелких домашних, лабораторных, диких, экзотических и зоопарковых животных
 
2.2.18
Общая и частная хирургия
 
2.2.19
Учебная практика, клиническая практика
 
2.2.20
Дерматология
 
2.2.21
Производственная практика, врачебно-производственная практика
 
2.2.22
Реконструктивно-восстановительная хирургия
 
2.2.23
УЗИ диагностика
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ОПК-1. Способен определять биологический статус и нормативные клинические показатели органов и систем организма животных
 
ОПК-1.1 Знать: технику безопасности и правила личной гигиены при обследовании животных, способы их фиксации; схемы клинического исследования животного и порядок исследования отдельных систем организма; методологию распознавания патологического процесса
 
 
 
ОПК-1.2 Уметь: собирать и анализировать анамнестические данные, проводить лабораторные и функциональные исследования необходимые для определения биологического статуса животных
 
 
 
ОПК-1.3 Иметь практический опыт: самостоятельного проведения клинического обследования животного с применением классических методов исследований
 
 
 
ПК-1. Способен использовать базовые знания естественных наук при анализе закономерностей строения и функционирования органов и систем органов, общепринятые и современные методы исследования для диагностики и лечебно-профилактической деятельности на основе гуманного отношения к животным
 
Оснащенность
 
ПК-1.1 Знать: анатомо-физиологические основы функционирования организма, методики клинико-иммунобиологического исследования; способы взятия биологического материала и его исследования; общие закономерности организации органов и систем органов на тканевом и клеточном уровнях; патогенетические аспекты развития угрожающих жизни состояний; общие закономерности строения организма в свете единства структуры и функции; характеристики пород сельскохозяйственных животных и их продуктивные качества; методы оценки экстерьера и их значение в племенной работе, основные методы и способы воспроизводства животных разных видов; учет и оценку молочной и мясной продуктивности животных; инфекционные болезни животных и особенности их проявления
 
 
 
ПК-1.2 Уметь: анализировать закономерности функционирования органов и систем организма, интерпретировать результаты современных диагностических технологий по возрастно-половым группам животных с учетом их физиологических особенностей; использовать экспериментальные, микробиологические и лабораторно-инструментальные методы при определении функционального состояния животных; применять специализированное оборудование и инструменты; планировать и осуществлять комплекс профилактических мероприятий
 
 
 
ПК-1.3 Иметь практический опыт: применения методов исследования состояния животного; применения приемов выведения животного из критического состояния; прогнозирования результатов диагностики, лечения и оценки возможных последствий; применения методов оценки экстерьера и интерьера животных, методов учета и оценки продуктивности сельскохозяйственных животных разных видов, применения различных методов разведения для повышения племенных, продуктивных и резистентных качеств животных; владения техническими приёмами микробиологических исследований
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
технику безопасности и правила личной гигиены при обследовании животных, способы их фиксации; схемы клинического исследования животного и порядок исследования отдельных систем организма; методологию распознавания патологического процесса.
3.1.2
методику сбора и анализа анамнестических данных, знать методику проведения лабораторных и функциональных исследований, необходимых для определения биологического статуса животных.
3.1.3
методику по самостоятельному проведению клинического обследования животного с применением классических методов исследований.
3.1.4
анатомо-физиологические основы функционирования организма, методики клинико-иммунобиологического исследования; способы взятия биологического материала и его исследования; общие закономерности организации органов и систем органов на тканевом и клеточном уровнях; патогенетические аспекты развития угрожающих жизни состояний; общие закономерности строения организма в свете единства структуры и функции; характеристики пород сельскохозяйственных животных и их продуктивные качества; методы оценки экстерьера и их значение в племенной работе, основные методы и способы воспроизводства животных разных видов; учет и оценку молочной и мясной продуктивности животных; инфекционные болезни животных и особенности их проявления.
3.1.5
закономерности функционирования органов и систем организма, результаты современных диагностических технологий по возрастно-половым группам животных с учетом их физиологических особенностей; экспериментальные, микробиологические и лабораторно-инструментальные методы при определении функционального состояния животных; методику применения специализированного оборудования и инструментов; методы планирования и осуществления комплекса профилактических мероприятий.
3.1.6
методики исследования состояния животного; приемы выведения животного из критического состояния; методы прогнозирования результатов диагностики, лечения и оценки возможных последствий; методику оценки экстерьера и интерьера животных, методику учета и оценки продуктивности сельскохозяйственных животных разных видов, приемы различных методов разведения для повышения племенных, продуктивных и резистентных качеств животных; технические приёмы микробиологических исследований.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
проводить фиксацию животных, клиническое исследование животного и исследование отдельных систем организма; уметь распознавать патологический процесс.
3.2.2
собирать и анализировать анамнестические данные, проводить лабораторные и функциональные исследования необходимые для определения биологического статуса животных.
3.2.3
самостоятельно проводить клиническое обследование животного с применением классических методов исследований.
3.2.4
использовать знания анатомо-физиологических основ функционирования организма, методик клинико-иммунобиологического исследования; способов взятия биологического материала и его исследования; общих закономерностей организации органов и систем органов на тканевом и клеточном уровнях; патогенетических аспектов развития угрожающих жизни состояний; общих закономерностей строения организма в свете единства структуры и функции; характеристик пород сельскохозяйственных животных и их продуктивные качества; методов оценки экстерьера и их значения в племенной работе, основных методов и способов воспроизводства животных разных видов; учета и оценки молочной и мясной продуктивности животных; инфекционных болезней животных и особенностей их проявления.
 
Оснащенность
 
3.2.5
анализировать закономерности функционирования органов и систем организма, интерпретировать результаты современных диагностических технологий по возрастно-половым группам животных с учетом их физиологических особенностей; использовать экспериментальные, микробиологические и лабораторно-инструментальные методы при определении функционального состояния животных; применять специализированное оборудование и инструменты; планировать и осуществлять комплекс профилактических мероприятий.
3.2.6
исследовать состояние животного; выводить животное из критического состояния; прогнозировать результаты диагностики, лечения и оценки возможных последствий; оценивать экстерьер и интерьер животных, проводить учет и оценку продуктивности сельскохозяйственных животных разных видов, применять различные методы разведения для повышения племенных, продуктивных и резистентных качеств животных; проводить микробиологические исследования.
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
проведения фиксации животных, клинического исследования животного и порядока исследования отдельных систем организма; владеть методологией распознавания патологического процесса.
3.3.2
сбора и анализа анамнестических данных, проведения лабораторных и функциональных исследований, необходимых для определения биологического статуса животных.
3.3.3
по самостоятельному проведению клинического обследования животного с применением классических методов исследований.
3.3.4
владения знаниями анатомо-физиологических основ функционирования организма, методик клинико-иммунобиологического исследования; способов взятия биологического материала и его исследования; общих закономерностей организации органов и систем органов на тканевом и клеточном уровнях; патогенетических аспектов развития угрожающих жизни состояний; общих закономерностей строения организма в свете единства структуры и функции; характеристик пород сельскохозяйственных животных и их продуктивных качеств; методов оценки экстерьера и их значения в племенной работе, основных методов и способов воспроизводства животных разных видов; учета и оценки молочной и мясной продуктивности животных; инфекционных болезней животных и особенностей их проявления.
3.3.5
анализа закономерностей функционирования органов и систем организма, интерпретации результатов современных диагностических технологий по возрастно-половым группам животных с учетом их физиологических особенностей; использования экспериментальных, микробиологических и лабораторно-инструментальных методов при определении функционального состояния животных; применения специализированного оборудования и инструментов; планирования и осуществления комплекса профилактических мероприятий.
3.3.6
исследования состояния животного; приемами выведения животного из критического состояния; навыками прогнозирования результатов диагностики, лечения и оценки возможных последствий; методами оценки экстерьера и интерьера животных, методами учета и оценки продуктивности сельскохозяйственных животных разных видов, применением различных методов разведения для повышения племенных, продуктивных и резистентных качеств животных; техническими приёмами микробиологических исследований.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Введение в физиологию

 
Введение в физиологию /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
3
0
0
 
Введение в физиологию /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
3
0
Изучение современной физиологической аппаратуры и методов регистрации параметров деятельности функциональных систем организма. Решение ситуационных задач.
0
 
Оснащенность
 
Введение в физиологию /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
3
0
Работа с учебной литературой.

Подготовка докладов. Поиск и обзор научных публикаций, электронных источников информации, подготовка заключения по обзору. Анализ фактических материалов, составление выводов на основе проведенного анализа.

0
 
 
Раздел 2. Возбудимые ткани. Физиология мышц. Физиология нервных волокон.

 
Возбудимые ткани. Физиология мышц. Физиология нервных волокон. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
3
0
0
 
Возбудимые ткани. Физиология мышц. Физиология нервных волокон. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

4
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
3
0
Изучение нервных волокон, нерва, синапсов. Оценка функционирования рецепторов и анализаторов на животном.

0
 
Возбудимые ткани. Физиология мышц. Физиология нервных волокон. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
3
0
Работа с учебной литературой.

Подготовка докладов. Поиск и обзор научных публикаций, электронных источников информации, подготовка заключения по обзору. Анализ фактических материалов, составление выводов на основе проведенного анализа.

0
 
 
Раздел 3. Нервная система

 
Оснащенность
 
Нервная система /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

4
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
3
0
0
 
Нервная система /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

4
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
3
2
Круглый стол. Изучение свойств нервного центра.

0
 
Нервная система /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
3
0
Работа с учебной литературой.

Подготовка докладов. Поиск и обзор научных публикаций, электронных источников информации, подготовка заключения по обзору. Анализ фактических материалов, составление выводов на основе проведенного анализа.

0
 
 
Раздел 4. Сенсорные системы

 
Сенсорные системы /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
3
0
0
 
Сенсорные системы /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
3
0
Оценка сенсорных систем на животном.
0
 
Сенсорные системы /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
3
0
Работа с учебной литературой.

Подготовка докладов. Поиск и обзор научных публикаций, электронных источников информации, подготовка заключения по обзору. Анализ фактических материалов, составление выводов на основе проведенного анализа.

0
 
 
Оснащенность
 
Раздел 5. Высшая нервная деятельность. Условные рефлексы

 
Высшая нервная деятельность. Условные рефлексы /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

6
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
3
0
0
 
Высшая нервная деятельность. Условные рефлексы /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

4
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
3
2
Деловая игра "Типы высшей нервной деятельности"
0
 
Высшая нервная деятельность. Условные рефлексы /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
3
0
Работа с учебной литературой.

Подготовка докладов. Поиск и обзор научных публикаций, электронных источников информации, подготовка заключения по обзору. Анализ фактических материалов, составление выводов на основе проведенного анализа.

0
 
 
Раздел 6. Физиология желез внутренней секреции

 
Физиология желез внутренней секреции /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
3
2
Лекция-визуализация
0
 
Физиология желез внутренней секреции /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
3
0
Опрос на лабораторных занятиях. Решение ситуационных задач, подготовка рефератов, докладов, тестирование
0
 
Оснащенность
 
Физиология желез внутренней секреции /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

6
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
3
0
Работа с учебной литературой. Подготовка докладов. Поиск и обзор научных публикаций, электронных источников информации, подготовка заключения по обзору. Анализ фактических материалов, составление выводов на основе проведенного анализа.
0
 
 
Раздел 7. Кожа

 
Кожа /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
3
0
0
 
Кожа /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
3
0
Изучение свойств и функций кожи.
0
 
Кожа /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

6
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
3
0
Работа с учебной литературой. Подготовка докладов. Поиск и обзор научных публикаций, электронных источников информации, подготовка заключения по обзору. Анализ фактических материалов, составление выводов на основе проведенного анализа.
0
 
 
Раздел 8. Система крови

 
Система крови /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

4
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
3
0
0
 
Оснащенность
 
Система крови /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

4
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
3
2
Учебная дискуссия.

Работа с микроскопом, отбор проб крови, реагенты, подсчет клеток крови.

0
 
Система крови /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

6
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
3
0
Работа с учебной литературой. Подготовка докладов. Поиск и обзор научных публикаций, электронных источников информации, подготовка заключения по обзору. Анализ фактических материалов, составление выводов на основе проведенного анализа.
0
 
 
Раздел 9. Иммунная система

 
Иммунная система /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
3
2
Лекция-визуализация
0
 
Иммунная система /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
3
0
Опрос на лабораторных занятиях. Решение ситуационных задач, подготовка рефератов, докладов, тестирование
0
 
Оснащенность
 
Иммунная система /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

6
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
3
0
Работа с учебной литературой. Подготовка докладов. Поиск и обзор научных публикаций, электронных источников информации, подготовка заключения по обзору. Анализ фактических материалов, составление выводов на основе проведенного анализа.
0
 
 
Раздел 10. Система крово- и лимфообращения

 
Система крово- и лимфообращения /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

6
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
3
2
Лекция-визуализация
0
 
Система крово- и лимфообращения /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

6
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
3
0
Опрос на практических занятиях
0
 
Система крово- и лимфообращения /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

10
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
3
0
Работа с учебной литературой. Подготовка докладов. Поиск и обзор научных публикаций, электронных источников информации, подготовка заключения по обзору. Анализ фактических материалов, составление выводов на основе проведенного анализа.
0
 
 
Раздел 11. Зачет

 
Зачет /Зачёт/
Л1.2 Л1.3Л2.1

0
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
3
0
0
 
 
Раздел 12. Система дыхания

 
Оснащенность
 
Система дыхания /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

4
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
0
 
Система дыхания /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

4
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
2
Деловая игра. Изучение механизма вдоха и выдоха разных видов и морфо-физиологических групп животных.
0
 
Система дыхания /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

6
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
Работа с учебной литературой. Подготовка докладов. Поиск и обзор научных публикаций, электронных источников информации, подготовка заключения по обзору. Анализ фактических материалов, составление выводов на основе проведенного анализа.
0
 
 
Раздел 13. Система пищеварения

 
Система пищеварения /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

6
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
0
 
Система пищеварения /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

8
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
2
Учебная дискуссия.

Изучение пищеварительных процессов. Решение ситуационных задач.

0
 
Оснащенность
 
Система пищеварения /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

6
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
Работа с учебной литературой. Подготовка докладов. Поиск и обзор научных публикаций, электронных источников информации, подготовка заключения по обзору. Анализ фактических материалов, составление выводов на основе проведенного анализа.
0
 
 
Раздел 14. Обмен веществ и энергии. Терморегуляция

 
Обмен веществ и энергии. Терморегуляция /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

6
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
2
Лекция-визуализация
0
 
Обмен веществ и энергии. Терморегуляция /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

4
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
Механизм терморегуляции животных. Особенности термометрии.
0
 
Обмен веществ и энергии. Терморегуляция /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

6
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
Работа с учебной литературой. Подготовка докладов. Поиск и обзор научных публикаций, электронных источников информации, подготовка заключения по обзору. Анализ фактических материалов, составление выводов на основе проведенного анализа.
0
 
 
Раздел 15. Система выделения

 
Система выделения /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

4
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
2
Лекция-визуализация
0
 
Оснащенность
 
Система выделения /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

4
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
Опрос. Решение ситуационных задач, подготовка рефератов, докладов, тестирование
0
 
Система выделения /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

4
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
Работа с учебной литературой. Подготовка докладов. Поиск и обзор научных публикаций, электронных источников информации, подготовка заключения по обзору. Анализ фактических материалов, составление выводов на основе проведенного анализа.
0
 
 
Раздел 16. Размножение. Развитие животных после рождения

 
Размножение. Развитие животных после рождения /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

4
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
0
 
Размножение. Развитие животных после рождения /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
Оценка возрастных клинико-физиологических показателей животных.
0
 
Оснащенность
 
Размножение. Развитие животных после рождения /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

4
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
Работа с учебной литературой. Подготовка докладов. Поиск и обзор научных публикаций, электронных источников информации, подготовка заключения по обзору. Анализ фактических материалов, составление выводов на основе проведенного анализа.
0
 
 
Раздел 17. Система лактации

 
Система лактации /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
2
Лекция-визуализация
0
 
Система лактации /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

4
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
Решение ситуационных задач, подготовка рефератов, докладов, тестирование
0
 
Система лактации /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

4
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
Работа с учебной литературой. Подготовка докладов. Поиск и обзор научных публикаций, электронных источников информации, подготовка заключения по обзору. Анализ фактических материалов, составление выводов на основе проведенного анализа.
0
 
 
Раздел 18. Физиология адаптационных процессов

 
Физиология адаптационных процессов /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
0
 
Оснащенность
 
Физиология адаптационных процессов /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
2
Учебная дискуссия. Изучение приспособительных реакций сельскохозяйственных животных. Работа с видеофрагментами.
0
 
Физиология адаптационных процессов /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
Работа с учебной литературой. Подготовка докладов. Поиск и обзор научных публикаций, электронных источников информации, подготовка заключения по обзору. Анализ фактических материалов, составление выводов на основе проведенного анализа.
0
 
 
Раздел 19. Этология животных

 
Этология животных /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

8
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
0
 
Этология животных /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

8
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
Опрос. Анализ поведения животных при стрессовых ситуациях.
0
 
Оснащенность
 
Этология животных /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

4
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
Работа с учебной литературой. Подготовка докладов. Поиск и обзор научных публикаций, электронных источников информации, подготовка заключения по обзору. Анализ фактических материалов, составление выводов на основе проведенного анализа.
0
 
 
Раздел 20. Экзамен

 
Экзамен /Экзамен/
Л1.2 Л1.3Л2.1

36
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
Вопросы для оценки знаний теоретического курса

1. Какова частота дыхательных движений, объём вдоха (выдоха), жизненная ёмкость легких с/х. животных в покое?

3. Что такое организм? Рефлекс? Каковы общие свойства возбуждаемых тканей?

4. Какие форменные элементы содержатся в крови животных, каковы их свойства и роль?

5. Что такое синапс, каково его строение и свойства?

6. Какова практическая значимость определения параметров деятельности системы дыхания?

7. Какова характеристика периферических процессов сердечно-сосудистой системы?

8. Какие структуры включает в себя лимбическая система и какова их роль?

9. Какова структура и роль ретикулярной формации?

10. Что такое гормон, каковы его свойства?

11.Как называются и где располагаются эндокринные железы у с/х. животных?

12. Какими методами оценивают состояние поперечно-полосатых скелетных мышц?

13. Каков механизм мышечного сокращения?

14. Каковы свойства крови?

15. Что включает в себя система дыхания?

16. Какова практическая значимость определения состава и свойств крови?

17. Какие приспособительные реакции обеспечивает система дыхания?

18. Какова практическая значимость знаний о роли эндокринных желез, их гормонов?

19. Какова роль желез внутренней секреции в организме?

20. Каковы виды сокращения мышц и какие из них имеют место в организме животных?

21. По каким законам возбудимые ткани отвечают на действие возбудителя?

22. Какие внешние проявления сопровождают дыхание?

23. Что такое рецептор, рецепция, анализатор?

24. Какова характеристика периферических процессов сердечно-сосудистой системы?

25. Классификация и принцип деятельности каждого анализатора.

26. Какова методика определения внешних параметров деятельности сердца и сосудов?

27. Что отражает ЭКГ и каково практическое значение ее определения?

28. Какие клинически важные рефлексы осуществляются через центры продолговатого и спинного мозга?

29. Что называют условным рефлексом? Каковы механизмы его образования и торможения?

30. Что включает в себя система крови?

31. Каков состав крови у с/х животных?

32. Какова практическая значимость определения параметров деятельности системы дыхания?

33. Какова методика подсчета количества эритроцитов и лейкоцитов?

 
Оснащенность
 
34. Какие отделы и структурно- функциональные образования включает в себя ЦНС?

35. За счет каких периферических процессов осуществляются приспособительные реакции системы дыхания?

36. Какие структуры входят в состав среднего мозга и какова их роль?

37. Какова практическая значимость определения состава и свойств крови у с/х. животных?

38. Что включает в себя система дыхания?

39. Какие приборы и инструменты используются для определения состояния нервной системы?

Вопросы на оценку понимания/умений

1. Физиология мышц (строение, свойства, механизм сокращения).

2. Смешивание и продвижение содержимого в желудке и кишечнике. Приспособление сократительной деятельности желудка и кишечника к складывающимся в них условиям.

3. Методы физиологических исследований. Аппаратура.

4. Общая характеристика овцы. Особенности рецепции, нервной и высшей нервной деятельности, поведения, желез внутренней секреции, крови, сердца и сосудов, дыхания.

5. Внешние показатели деятельности сердца.

6. Зрительная рецепция и приспособительные реакции, связанные с ней.

7. Физиологическая роль гормонов гипоталамуса, гипофиза и эпифиза.

8. Регуляция дыхания.

9. Нервные центры (организация, деятельность, свойства). Координация.

10. Функциональная подсистема, обеспечивающая оплодотворение.

11. Развитие половой системы курицы. Образование яйца. Закономерности яйцекладки, яйцо, его состав.

12. Физиологическая роль промежуточного мозга.

13. Поддержание позы и движение животных, физиологическая роль. Гиподинамия и ее последствия.

14. Кровь, ее состав и свойства.

15. Физиологическая роль симпатического отдела вегетативной нервной системы.

16. Строение и свойства синапса, медиаторы.

17. Обмен белков, регуляция.

18. Физиологическая роль гормонов поджелудочной железы и надпочечников. Механизм развития стрессовой реакции.

19. Физиологическая роль макро- и микроэлементов.

20. Мышечно–суставная рецепции, висцеральная рецепция и связанные с ними приспособительные реакции.

 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
1. Дайте определение физиологии сельскохозяйственных животных?

2. Что служит объектом изучения физиологии?

3. Какие приборы и оборудование используется в физиологических исследованиях?

4. Назовите общие физиологические понятия и поясните каков их смысл?

5. Что такое организм?

6. Каковы общие принципы деятельности организма?

7. Какие виды мышц имеются в организме сельскохозяйственных животных?

8. Какова структура поперечно-полосатых скелетных мышц?

9. Каковы основные свойства мышц?

10. Что является основным структурным элементом нервной системы?

11. Какова структура нейрона?

12. Как классифицируют нейроны?

13. Как соединены между собой нейроны?

14. Какие методы существуют для исследования функций ЦНС?

15. Какие виды деятельности выполняют спинномозговые корешки?

16. Какие виды деятельности выполняет спинной мозг?

17. Назовите восходящие и нисходящие проводящие пути спинного мозга?

18. Что понимают под ВНД?

19. Как классифицируют безусловные и условные рефлексы?

20. Какие показатели легли в основу деления ВНД на типы?

21. Какие железы в организме называют железами внутренней секреции?

22. Как называются и где располагаются эндокринные железы у сельскохозяйственных животных?

23. Что такое гормон, каковы его свойства?

24. Какова классификация гормонов?

25. Что такое кровь и из каких частей она состоит?

26. Каков принцип метода определения разделения крови на плазму и форменные элементы?

27. В чем отличия плазмы и сыворотки?

28. Что представляют собой эритроциты?

29. Какое физиологическое значение имеет сосредоточение гемоглобина внутри эритроцита?

30. Какие главные роли лейкоцитов?

31. Что такое лейкоцитарная формула?

32. Что такое тромбоциты?

33. В чем проявляется деятельность системы кровообращения?

34. В чем проявляется деятельность сердца?

 
Оснащенность
 
35. Как называются сокращения и расслабления предсердий и желудочков?

36. Что понимают под сердечным циклом?

37. Какие клапаны имеются в сердце и где они расположены?

38. Какими основными физиологическими свойствами обладает сердечная мышца?

39. Какова особенность структуры сердечной мышцы?

40. Какова особенность реакции сердечной мышцы при действии на нее раздражителей различной силы?

41. Что понимают под относительной и абсолютной рефракторными фазами изменения возбудимости сердечной мышцы?

42. Что понимают под систолическим объемом сердца?

43. Каковы внешние проявления деятельности сердца и сосудов

44. Что включает в себя система дыхания?

45. Какие приспособительные реакции обеспечивает система дыхания?

46. Что понимают под вдохом и выдохом?

47. Какова частота дыхательных движений, объема вдоха (выдоха), жизненная емкость легких у сельскохозяйственных животных в покое?

48. Какие внешние проявления сопровождают дыхание?

49. Каков газовый состав альвеолярного воздуха, венозной и артериальной крови?

50. Какие приспособительные реакции осуществляет система пищеварения?

51. Как осуществляется поиск и прием корма?

52. Каков состав желудочного, поджелудочного, кишечного соков?

53. На какие питательные вещества, при какой реакции среды действует каждый отдельный фермент секретов пищеварительных желез и до каких продуктов расщепляет их?

54. Как осуществляется процесс пищеварения в толстом кишечнике у животных?

55. Как происходит всасывание продуктов расщепления углеводов, белков, липидов в пищеварительном тракте; каков механизм всасывания?

56. Как происходит всасывание воды и минеральных веществ в пищеварительном тракте?

57. Что такое метаболизм?

58. Как распределяются вещества, поступившие в кровь в процессе пищеварения?

59. Как осуществляется превращение и использование всосавшихся белков, углеводов и жиров?

60. Какова физиологическая роль отдельных минеральных веществ.

61. Какова физиологическая роль воды.

62. Какова физиологическая роль отдельных витаминов.

63. Что понимают под обменом энергии?

64. Какими методами определяют состояние энергетического обмена у животных?

65. Какова методика определения дыхательного коэффициента?

66. Какова величина дыхательного коэффициента при окислении в тканях органов животных углеводов, липидов, белков.

67. Какие органы участвуют в процессе выделения, их физиологическое значение?

68. Что является морфофункциональной единицей почки?

69. Каков состав мочи и как образуется первичная и конечная моча?

70. В чем заключается выделительная функция легких?

71. Какую роль в выделительных процессах играет кожа?

72. В чем заключается выделительная функция желудка?

73. Какие органы входят в систему размножения у самца?

74. Какие виды деятельности осуществляются половыми органами самца?

75. Где и как происходит спермиогенез?

76. Какие органы входят в систему размножения у самок?

77. Какие виды деятельности осуществляются яичниками?

78. Где и как  осуществляется фолликуло-и овогенез, формирование желтого тела?

79. Что такое оплодотворение, где и как оно происходит?

80. Что такое беременность и как осуществляется поддержание беременности

81. Что понимают под лактацией?

82. Какие функции осуществляет молочная железа?

83. Что понимают под секреторной функцией молочной железы?

84. С какими структурами молочной железы связано осуществление секреторной функции?

85. Что представляет собой молоко, какой состав имеет молоко?

86. Как получить цистернальное, альвеолярно-протоковое и остаточное молоко?

87. Что нужно соблюдать при доении, порядок доения?

88. Какая система обеспечивает двигательные приспособительные реакции – поддержание принятой позы, перемещение звеньев и всего тела в пространстве?

89. Как организована система, обеспечивающая позу и перемещение животного.

90. На какие группы делят мышцы по их роли в системе?

91. Какова структурно-физиологическая организация скелета?

92. Какие виды адаптации животных вам известны?

93. Дать определение этологии, назвать главную задачу этологии.

94. Перечислить все формы научения

95. Дать определение факультативного ассоциативного научения.

96. Назвать формы поведения животных

 
Оснащенность
 
97. Каковы основные биологические особенности крупного рогатого скота?

98. Каковы особенности рецепции у крупного рогатого скота?

99. Каковы особенности системы крови крупного рогатого скота?

100. Каковы основные биологические особенности овец?

101. Каковы особенности рецепции у овец?

102. Каковы особенности системы крови овец?

103. Каковы основные биологические особенности лошади?

104. Каковы особенности рецепции у лошади?

105. Каковы особенности системы крови?

106. Каковы основные биологические особенности свиней?

107. Каковы особенности рецепции у свиней?

108. Каковы особенности деятельности нервной системы у свиней

109. Каковы основные особенности физиологии сенсорных систем у свиней?

110. Каковы основные особенности ВНД свиней?

111. Каковы основные особенности физиологии сенсорных систем у кролика?

112. Каковы основные особенности ВНД кроликов?

113. Каковы основные особенности физиологии сенсорных систем у птиц?

114. Каковы основные особенности ВНД у птиц?

115. Какие формы индивидуального и типы социального поведения птиц вы знаете?

116. Каковы основные биологические особенности птиц?

117. Каковы особенности рецепции у птиц?

118. Каковы особенности структуры и деятельности нервной системы у птиц?

119. Что такое онтогенез?

120. Какие периоды и фазы различают в онтогенезе, и какова их продолжительность?

121. Что лежит в основе физиологического подразделения онтогенеза на периоды и фазы?

 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрено
 
Тематика рефератов

1. Возбудимые ткани, их свойства. Законы раздражения. Роль возбудимых тканей в организме.

2. Биоэлектрические явления в тканях. Значение знания их (электрофизиологии) в практике ветврача.

3. Скелетные мышцы, их строение и свойства. Роль скелетных мышц в организме животного.

4. Нервная ткань, нервная клетка (нейрон). Специфическое строение и свойства нейрона. Виды нейронов, их значение в организме животного.

5. Принцип рефлекторной регуляции деятельности органов, систем и организма в целом.

6. Деятельность организма по принципу функциональных систем.

7. Восприятие изменений внешней или внутренней среды рецепторами или рецепция.

8. Виды интерорецепций и их физиологическая роль.

9. Виды экстеророецепций и их физиологическая роль.

10. Нервный центр, его строение и свойства. Принципы, явления и феномены, лежащие в основе взаимодействия нервных центров.

11. Отделы центральной нервной системы:

12. А) Спинной, продолговатый мозг и варолиев мост, средний мозг и мозжечок.

13. Б) Статические и статокинетические рефлексы.

14. В) Ретикулярная формация.

15. Г) Промежуточный мозг.

16. Д) Лимбическая система и подкорковые ядра.

17. Е) Кора больших полушарий головного мозга.

18. 13. Парасимпатический отдел вегетативной нервной системы.

19. 14. Симпатический отдел вегетативной нервной системы.

20. 15. Железы внутренней секреции. Гормоны желез внутренней секреции и какие влияния на органы, и физиологические процессы осуществляет каждый гормон.

21. 16. Система движения. Поддержание позы и движение животного.

22. 17. Кровь. Форменные элементы крови, физиологическая роль каждого вида форменных элементов.

23. 18. Гуморальный иммунный ответ.

24. Клеточный иммунный ответ.

25. Работа сердца и физиологическая роль его работы.

26. Отделы сосудистой системы и роль каждого отдела.

27. Внешние проявления деятельности сердца и сосудов и значение их определения.

28. Лимфатическая система.

29. Механизм образования условного рефлекса. Динамический стереотип. Роль условных рефлексов в практике ветврача.

30. Виды торможения условных рефлексов.

31. Типы высшей нервной деятельности и их характеристика. Значение знания их в практике ветврача.

32. Виды поведения животных.

33. Регуляция дыхания. Система, обеспечивающая поддержание оптимального для метаболизма газового состава 

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
Оснащенность
 
организма.

34. Физико-химическое превращение питательных веществ корма в пищеварительном тракте.

35. Обмен минеральных веществ в организме. Роль каждого макро- и микроэлемента.

36. Обмен витаминов в организме. Роль каждого жиро- и водорастворимого витамина.

37. Система, обеспечивающая поддержание оптимальной температуры тела.

38. Функции почек. Роль почек в поддержании постоянства состава внутренней среды.

39. Кожа, ее структурная организация и физиология.

40. Механизм обеспечения полового цикла. Фазы полового цикла, их последовательность.

41. Структурно-физиологические изменения в организме самки при беременности.

42. Механизм молокоотдачи, принципы деятельности этого механизма. Физиологические основы ручного и машинного доения.

43. Физиологические особенности крупного рогатого скота.

44. Физиологические особенности овец.

45. Физиологические особенности коз.

46. Физиологические особенности лошадей.

47. Физиологические особенности свиней.

48. Физиологические особенности птиц.

49. Физиологические особенности собак.

50. Физиологические особенности кошек.

51. Физиологические особенности пушных зверей.

52. Физиологические особенности развития телят в антенатальный период онтогенеза.

53. Физиологические особенности молодняка с.-х. животных в постнатальном онтогенезе.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Скопичев В. Г., Эйсымонт Т. А., Алексеев Н. П., Боголюбова И. О., Енукашвили А. И., Карпенко Л. Ю.
Физиология животных и этология: учебное пособие
М.: КолосС, 2003
7
 
Л1.2
Смолин С. Г.
Физиология и этология животных: учебное пособие
СПб.: Лань, 2018
Электронный ресурс
 
Л1.3
Максимов В. И., Лысов В. Ф.
Основы физиологии и этологии животных: учебник
СПб.: Лань, 2019
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Лысов В. Ф., Ипполитов Т. В., Максимов В. И., Шевелев Н. С.
Физиология и этология животных: учебник
М.: КолосС, 2004
0
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
6.3.1.2
SuperNovaReaderMagnifier
6.3.1.3
Office 2007 Suites
6.3.1.4
MozillaFirefox
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
6.3.2.2
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
6.3.2.3
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
6.3.2.4
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
 
Оснащенность
 
6.3.2.5
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.6
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
411
Учебная аудитория
Доска классная, жалюзи вертикальные тканевые Лайн/светло-бежевые 1900*2290 (3 шт.), стол ученический (29 шт.), стул ученический (58 шт.), кафедра настольная (1 шт.), демонстрационное оборудование (проектор Acer X128H DLP XGA 1024*768, экран на штативе Projecta 200*200, ноутбук Aser Asp T2370) и учебно-наглядные пособия
Лек
 
409
Учебная аудитория
Доска классная (1 шт.), стол 4-х местный со скамейкой (20 шт.), стол однотумбовый (1 шт.), демонстрационное оборудование (полотно рулонное на штативе Classic Libra, проектор Acer X128H DLP XGA 1024*768, ноутбук Aser Asp T2370) и учебно-наглядные пособия
Лек
 
413
Учебная аудитория
Доска классная, стол ученический (8 шт.), стул ученический (16 шт.), стул п/м (1 шт.), Шкаф для одежды с полками 900*420*1902, Шкаф медицинский, учебно-наглядные пособия
Пр
 
123
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и практическими занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего, промежуточного форм контроля.

Система знаний по дисциплине «Физиология животных» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.

Для освоения дисциплины студентами необходимо:

1. посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, физиологических законов, которые должны знать студенты; раскрываются закономерности поведения животных. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

2. посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к  занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях решаются конкретные задачи по анализу на основе физиологических законов, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.

3. систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов по ветеринарии, материалов учебников и статей из биологической, ветеринарной, медицинской литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

4. под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

5. при возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Физиология животных», для неуспевающих студентов и 

 
Оснащенность
 
студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

При изучении дисциплины «Физиология животных» следует усвоить:

- ключевые понятия, виды, методы, способы и этапы физиологических исследований животных;

- физиологические законы;

- физиологические константы;

Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:

1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.

2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.

3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.

4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________