(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Клиническая ветеринария
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Клиническая ветеринария, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
Подготовка докладов. Поиск и обзор научных публикаций, электронных источников информации, подготовка заключения по обзору. Анализ фактических материалов, составление выводов на основе проведенного анализа.
Подготовка докладов. Поиск и обзор научных публикаций, электронных источников информации, подготовка заключения по обзору. Анализ фактических материалов, составление выводов на основе проведенного анализа.
Подготовка докладов. Поиск и обзор научных публикаций, электронных источников информации, подготовка заключения по обзору. Анализ фактических материалов, составление выводов на основе проведенного анализа.
Подготовка докладов. Поиск и обзор научных публикаций, электронных источников информации, подготовка заключения по обзору. Анализ фактических материалов, составление выводов на основе проведенного анализа.
Подготовка докладов. Поиск и обзор научных публикаций, электронных источников информации, подготовка заключения по обзору. Анализ фактических материалов, составление выводов на основе проведенного анализа.
Работа с микроскопом, отбор проб крови, реагенты, подсчет клеток крови.
Изучение пищеварительных процессов. Решение ситуационных задач.
1. Какова частота дыхательных движений, объём вдоха (выдоха), жизненная ёмкость легких с/х. животных в покое?
3. Что такое организм? Рефлекс? Каковы общие свойства возбуждаемых тканей?
4. Какие форменные элементы содержатся в крови животных, каковы их свойства и роль?
5. Что такое синапс, каково его строение и свойства?
6. Какова практическая значимость определения параметров деятельности системы дыхания?
7. Какова характеристика периферических процессов сердечно-сосудистой системы?
8. Какие структуры включает в себя лимбическая система и какова их роль?
9. Какова структура и роль ретикулярной формации?
10. Что такое гормон, каковы его свойства?
11.Как называются и где располагаются эндокринные железы у с/х. животных?
12. Какими методами оценивают состояние поперечно-полосатых скелетных мышц?
13. Каков механизм мышечного сокращения?
14. Каковы свойства крови?
15. Что включает в себя система дыхания?
16. Какова практическая значимость определения состава и свойств крови?
17. Какие приспособительные реакции обеспечивает система дыхания?
18. Какова практическая значимость знаний о роли эндокринных желез, их гормонов?
19. Какова роль желез внутренней секреции в организме?
20. Каковы виды сокращения мышц и какие из них имеют место в организме животных?
21. По каким законам возбудимые ткани отвечают на действие возбудителя?
22. Какие внешние проявления сопровождают дыхание?
23. Что такое рецептор, рецепция, анализатор?
24. Какова характеристика периферических процессов сердечно-сосудистой системы?
25. Классификация и принцип деятельности каждого анализатора.
26. Какова методика определения внешних параметров деятельности сердца и сосудов?
27. Что отражает ЭКГ и каково практическое значение ее определения?
28. Какие клинически важные рефлексы осуществляются через центры продолговатого и спинного мозга?
29. Что называют условным рефлексом? Каковы механизмы его образования и торможения?
30. Что включает в себя система крови?
31. Каков состав крови у с/х животных?
32. Какова практическая значимость определения параметров деятельности системы дыхания?
33. Какова методика подсчета количества эритроцитов и лейкоцитов?
35. За счет каких периферических процессов осуществляются приспособительные реакции системы дыхания?
36. Какие структуры входят в состав среднего мозга и какова их роль?
37. Какова практическая значимость определения состава и свойств крови у с/х. животных?
38. Что включает в себя система дыхания?
39. Какие приборы и инструменты используются для определения состояния нервной системы?
Вопросы на оценку понимания/умений
1. Физиология мышц (строение, свойства, механизм сокращения).
2. Смешивание и продвижение содержимого в желудке и кишечнике. Приспособление сократительной деятельности желудка и кишечника к складывающимся в них условиям.
3. Методы физиологических исследований. Аппаратура.
4. Общая характеристика овцы. Особенности рецепции, нервной и высшей нервной деятельности, поведения, желез внутренней секреции, крови, сердца и сосудов, дыхания.
5. Внешние показатели деятельности сердца.
6. Зрительная рецепция и приспособительные реакции, связанные с ней.
7. Физиологическая роль гормонов гипоталамуса, гипофиза и эпифиза.
8. Регуляция дыхания.
9. Нервные центры (организация, деятельность, свойства). Координация.
10. Функциональная подсистема, обеспечивающая оплодотворение.
11. Развитие половой системы курицы. Образование яйца. Закономерности яйцекладки, яйцо, его состав.
12. Физиологическая роль промежуточного мозга.
13. Поддержание позы и движение животных, физиологическая роль. Гиподинамия и ее последствия.
14. Кровь, ее состав и свойства.
15. Физиологическая роль симпатического отдела вегетативной нервной системы.
16. Строение и свойства синапса, медиаторы.
17. Обмен белков, регуляция.
18. Физиологическая роль гормонов поджелудочной железы и надпочечников. Механизм развития стрессовой реакции.
19. Физиологическая роль макро- и микроэлементов.
20. Мышечно–суставная рецепции, висцеральная рецепция и связанные с ними приспособительные реакции.
2. Что служит объектом изучения физиологии?
3. Какие приборы и оборудование используется в физиологических исследованиях?
4. Назовите общие физиологические понятия и поясните каков их смысл?
5. Что такое организм?
6. Каковы общие принципы деятельности организма?
7. Какие виды мышц имеются в организме сельскохозяйственных животных?
8. Какова структура поперечно-полосатых скелетных мышц?
9. Каковы основные свойства мышц?
10. Что является основным структурным элементом нервной системы?
11. Какова структура нейрона?
12. Как классифицируют нейроны?
13. Как соединены между собой нейроны?
14. Какие методы существуют для исследования функций ЦНС?
15. Какие виды деятельности выполняют спинномозговые корешки?
16. Какие виды деятельности выполняет спинной мозг?
17. Назовите восходящие и нисходящие проводящие пути спинного мозга?
18. Что понимают под ВНД?
19. Как классифицируют безусловные и условные рефлексы?
20. Какие показатели легли в основу деления ВНД на типы?
21. Какие железы в организме называют железами внутренней секреции?
22. Как называются и где располагаются эндокринные железы у сельскохозяйственных животных?
23. Что такое гормон, каковы его свойства?
24. Какова классификация гормонов?
25. Что такое кровь и из каких частей она состоит?
26. Каков принцип метода определения разделения крови на плазму и форменные элементы?
27. В чем отличия плазмы и сыворотки?
28. Что представляют собой эритроциты?
29. Какое физиологическое значение имеет сосредоточение гемоглобина внутри эритроцита?
30. Какие главные роли лейкоцитов?
31. Что такое лейкоцитарная формула?
32. Что такое тромбоциты?
33. В чем проявляется деятельность системы кровообращения?
34. В чем проявляется деятельность сердца?
36. Что понимают под сердечным циклом?
37. Какие клапаны имеются в сердце и где они расположены?
38. Какими основными физиологическими свойствами обладает сердечная мышца?
39. Какова особенность структуры сердечной мышцы?
40. Какова особенность реакции сердечной мышцы при действии на нее раздражителей различной силы?
41. Что понимают под относительной и абсолютной рефракторными фазами изменения возбудимости сердечной мышцы?
42. Что понимают под систолическим объемом сердца?
43. Каковы внешние проявления деятельности сердца и сосудов
44. Что включает в себя система дыхания?
45. Какие приспособительные реакции обеспечивает система дыхания?
46. Что понимают под вдохом и выдохом?
47. Какова частота дыхательных движений, объема вдоха (выдоха), жизненная емкость легких у сельскохозяйственных животных в покое?
48. Какие внешние проявления сопровождают дыхание?
49. Каков газовый состав альвеолярного воздуха, венозной и артериальной крови?
50. Какие приспособительные реакции осуществляет система пищеварения?
51. Как осуществляется поиск и прием корма?
52. Каков состав желудочного, поджелудочного, кишечного соков?
53. На какие питательные вещества, при какой реакции среды действует каждый отдельный фермент секретов пищеварительных желез и до каких продуктов расщепляет их?
54. Как осуществляется процесс пищеварения в толстом кишечнике у животных?
55. Как происходит всасывание продуктов расщепления углеводов, белков, липидов в пищеварительном тракте; каков механизм всасывания?
56. Как происходит всасывание воды и минеральных веществ в пищеварительном тракте?
57. Что такое метаболизм?
58. Как распределяются вещества, поступившие в кровь в процессе пищеварения?
59. Как осуществляется превращение и использование всосавшихся белков, углеводов и жиров?
60. Какова физиологическая роль отдельных минеральных веществ.
61. Какова физиологическая роль воды.
62. Какова физиологическая роль отдельных витаминов.
63. Что понимают под обменом энергии?
64. Какими методами определяют состояние энергетического обмена у животных?
65. Какова методика определения дыхательного коэффициента?
66. Какова величина дыхательного коэффициента при окислении в тканях органов животных углеводов, липидов, белков.
67. Какие органы участвуют в процессе выделения, их физиологическое значение?
68. Что является морфофункциональной единицей почки?
69. Каков состав мочи и как образуется первичная и конечная моча?
70. В чем заключается выделительная функция легких?
71. Какую роль в выделительных процессах играет кожа?
72. В чем заключается выделительная функция желудка?
73. Какие органы входят в систему размножения у самца?
74. Какие виды деятельности осуществляются половыми органами самца?
75. Где и как происходит спермиогенез?
76. Какие органы входят в систему размножения у самок?
77. Какие виды деятельности осуществляются яичниками?
78. Где и как осуществляется фолликуло-и овогенез, формирование желтого тела?
79. Что такое оплодотворение, где и как оно происходит?
80. Что такое беременность и как осуществляется поддержание беременности
81. Что понимают под лактацией?
82. Какие функции осуществляет молочная железа?
83. Что понимают под секреторной функцией молочной железы?
84. С какими структурами молочной железы связано осуществление секреторной функции?
85. Что представляет собой молоко, какой состав имеет молоко?
86. Как получить цистернальное, альвеолярно-протоковое и остаточное молоко?
87. Что нужно соблюдать при доении, порядок доения?
88. Какая система обеспечивает двигательные приспособительные реакции – поддержание принятой позы, перемещение звеньев и всего тела в пространстве?
89. Как организована система, обеспечивающая позу и перемещение животного.
90. На какие группы делят мышцы по их роли в системе?
91. Какова структурно-физиологическая организация скелета?
92. Какие виды адаптации животных вам известны?
93. Дать определение этологии, назвать главную задачу этологии.
94. Перечислить все формы научения
95. Дать определение факультативного ассоциативного научения.
96. Назвать формы поведения животных
98. Каковы особенности рецепции у крупного рогатого скота?
99. Каковы особенности системы крови крупного рогатого скота?
100. Каковы основные биологические особенности овец?
101. Каковы особенности рецепции у овец?
102. Каковы особенности системы крови овец?
103. Каковы основные биологические особенности лошади?
104. Каковы особенности рецепции у лошади?
105. Каковы особенности системы крови?
106. Каковы основные биологические особенности свиней?
107. Каковы особенности рецепции у свиней?
108. Каковы особенности деятельности нервной системы у свиней
109. Каковы основные особенности физиологии сенсорных систем у свиней?
110. Каковы основные особенности ВНД свиней?
111. Каковы основные особенности физиологии сенсорных систем у кролика?
112. Каковы основные особенности ВНД кроликов?
113. Каковы основные особенности физиологии сенсорных систем у птиц?
114. Каковы основные особенности ВНД у птиц?
115. Какие формы индивидуального и типы социального поведения птиц вы знаете?
116. Каковы основные биологические особенности птиц?
117. Каковы особенности рецепции у птиц?
118. Каковы особенности структуры и деятельности нервной системы у птиц?
119. Что такое онтогенез?
120. Какие периоды и фазы различают в онтогенезе, и какова их продолжительность?
121. Что лежит в основе физиологического подразделения онтогенеза на периоды и фазы?
1. Возбудимые ткани, их свойства. Законы раздражения. Роль возбудимых тканей в организме.
2. Биоэлектрические явления в тканях. Значение знания их (электрофизиологии) в практике ветврача.
3. Скелетные мышцы, их строение и свойства. Роль скелетных мышц в организме животного.
4. Нервная ткань, нервная клетка (нейрон). Специфическое строение и свойства нейрона. Виды нейронов, их значение в организме животного.
5. Принцип рефлекторной регуляции деятельности органов, систем и организма в целом.
6. Деятельность организма по принципу функциональных систем.
7. Восприятие изменений внешней или внутренней среды рецепторами или рецепция.
8. Виды интерорецепций и их физиологическая роль.
9. Виды экстеророецепций и их физиологическая роль.
10. Нервный центр, его строение и свойства. Принципы, явления и феномены, лежащие в основе взаимодействия нервных центров.
11. Отделы центральной нервной системы:
12. А) Спинной, продолговатый мозг и варолиев мост, средний мозг и мозжечок.
13. Б) Статические и статокинетические рефлексы.
14. В) Ретикулярная формация.
15. Г) Промежуточный мозг.
16. Д) Лимбическая система и подкорковые ядра.
17. Е) Кора больших полушарий головного мозга.
18. 13. Парасимпатический отдел вегетативной нервной системы.
19. 14. Симпатический отдел вегетативной нервной системы.
20. 15. Железы внутренней секреции. Гормоны желез внутренней секреции и какие влияния на органы, и физиологические процессы осуществляет каждый гормон.
21. 16. Система движения. Поддержание позы и движение животного.
22. 17. Кровь. Форменные элементы крови, физиологическая роль каждого вида форменных элементов.
23. 18. Гуморальный иммунный ответ.
24. Клеточный иммунный ответ.
25. Работа сердца и физиологическая роль его работы.
26. Отделы сосудистой системы и роль каждого отдела.
27. Внешние проявления деятельности сердца и сосудов и значение их определения.
28. Лимфатическая система.
29. Механизм образования условного рефлекса. Динамический стереотип. Роль условных рефлексов в практике ветврача.
30. Виды торможения условных рефлексов.
31. Типы высшей нервной деятельности и их характеристика. Значение знания их в практике ветврача.
32. Виды поведения животных.
33. Регуляция дыхания. Система, обеспечивающая поддержание оптимального для метаболизма газового состава
34. Физико-химическое превращение питательных веществ корма в пищеварительном тракте.
35. Обмен минеральных веществ в организме. Роль каждого макро- и микроэлемента.
36. Обмен витаминов в организме. Роль каждого жиро- и водорастворимого витамина.
37. Система, обеспечивающая поддержание оптимальной температуры тела.
38. Функции почек. Роль почек в поддержании постоянства состава внутренней среды.
39. Кожа, ее структурная организация и физиология.
40. Механизм обеспечения полового цикла. Фазы полового цикла, их последовательность.
41. Структурно-физиологические изменения в организме самки при беременности.
42. Механизм молокоотдачи, принципы деятельности этого механизма. Физиологические основы ручного и машинного доения.
43. Физиологические особенности крупного рогатого скота.
44. Физиологические особенности овец.
45. Физиологические особенности коз.
46. Физиологические особенности лошадей.
47. Физиологические особенности свиней.
48. Физиологические особенности птиц.
49. Физиологические особенности собак.
50. Физиологические особенности кошек.
51. Физиологические особенности пушных зверей.
52. Физиологические особенности развития телят в антенатальный период онтогенеза.
53. Физиологические особенности молодняка с.-х. животных в постнатальном онтогенезе.
Система знаний по дисциплине «Физиология животных» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, физиологических законов, которые должны знать студенты; раскрываются закономерности поведения животных. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях решаются конкретные задачи по анализу на основе физиологических законов, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3. систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов по ветеринарии, материалов учебников и статей из биологической, ветеринарной, медицинской литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. при возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Физиология животных», для неуспевающих студентов и
При изучении дисциплины «Физиология животных» следует усвоить:
- ключевые понятия, виды, методы, способы и этапы физиологических исследований животных;
- физиологические законы;
- физиологические константы;
Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:
1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.
2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.
3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.
4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году