(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Клиническая ветеринария
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Клиническая ветеринария, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
Основные понятия в зоогигиене и их этимология.
Краткая история становления дисциплины "Гигиена животных".
Основные задачи предмета "Гигиена животных" /Лек/
Основные понятия в зоогигиене и их этимология.
Краткая история становления дисциплины "Гигиена животных".
Основные задачи предмета "Гигиена животных". /Ср/
Проверка рабочих тетрадей.
Подготовка докладов и рефератов.
Тестирование.
Основные понятия: метерология, атмосфера, погода, климат и микроклимат.
Температура воздуха и ее влияние на организм животных.
Влажность воздуха и ее влияние на организм животных.
Подвижность воздуха, катаиндекс и роза ветров. /Лек/
Лучистая энергия и освещенность.
Электрические и электромагнитные поля.
Аэроионизация. /Лек/
Шумовое загрязнение.
Газовый состав воздуха. /Лек/
Проверка рабочих тетрадей.
Подготовка докладов и рефератов.
Тестирование.
Исследование химического состава и биологических свойств почвы.
/Пр/
Исследование химического состава и биологических свойств почв
Вода - элемент биосферы. Классификация природных вод и паспортизация водоисточников. Загрязнение и самоочищение природной воды. Очистка и обеззараживание воды. Санитарная охрана водоисточников и требования к воде. Режимы поения животных и системы водоснабжения. /Лек/
2. Общее понятие о солнечной радиации. Общее гигиеническое значение солнечной радиации (фотобиологическое действие).
3. Приборы для измерения влажностных показателей. Их назначение.
4. Гигиеническое значение аммиака. Меры борьбы с загазованностью животноводческих помещений.
5. Пыль и микрофлора воздуха животноводческих помещений. Их гигиеническое значение. Меры борьбы.
6. Термометры. Их виды. Назначение.
7. Гигиеническое значение сероводорода. Меры борьбы с загазованностью животноводческих помещений.
8. Гигиеническое значение видимого излучения. Показатели естественной и искусственной освещенности животноводческих помещений. Их нормативы.
9. Приборы для измерения скорости движения воздуха. Их назначения.
10. Теплообмен между организмом и внешней средой. Химическая и физическая терморегуляция. Взаимосвязь между влажностью, скоростью движения и температурой воздуха и теплоотдачей.
11. Гигиеническое значение УФИ.
12. Методы измерения естественной и искусственной освещенности животноводческих помещений. Формулы их расчетов.
13. Психрометрические (влажностные) параметры воздуха животноводческих помещений. Их гигиеническое значение. Нормативы относительной влажности животноводческих помещений. Меры борьбы с высокой влажностью животноводческих помещений.
14. Гигиеническое значение ИКИ. Технические средства ИКИ. Применение в животноводстве.
15. Атмосферное давление. Приборы для измерения атмосферного давления.
16. Общее рефлекторное воздействие солнечной радиации на организм с/х животных.
17. Влияние низкой и высокой температуры воздуха на организм с/х животных.
18. В каких точках и на каких уровнях регистрируются показатели микроклимата животноводческих помещений.
1. Оптимизация воздушного бассейна в профилактории для телят.
2. Особенности эксплуатации бычатника и мероприятия по обеспечению микроклимата.
3. Расчет воздухообмена и теплового баланса в сухостойном цехе.
4. Оптимизация гигиенического режима содержания коров в цехе для отела.
5. Оптимизация гигиенического режима содержания дойных коров в цехе по производству молока.
6. Гигиенический режим содержания коров в цехе раздоя и осеменения.
7. Мероприятия по оптимизации гигиенического режима содержания холостых и супоросных свиноматок.
8. Гигиенический режим содержания подсосных свиноматок.
9. Особенности эксплуатации хрячника и мероприятия по обеспечению микроклимата.
10. Гигиена опороса и уход за новорожденными поросятами.
11. Гигиенический режим содержания поросят-отъемышей.
12. Гигиенический режим содержания свиней на откорме.
13. Оптимизация гигиенического режима содержания дойных кобыл.
14. Система мероприятий по оптимизации гигиенического режима содержания жеребят.
15. Уход за лошадьми и гигиена эксплуатации.
16. Оптимизация воздушного бассейна в помещениях для содержания овец.
17. Гигиена откорма ягнят.
18. Гигиенический режим содержания овец в тепляке и пути оптимизации.
19. Гигиена содержания молодняка в подсосный период.
20. Расчет воздухообмена и теплового баланса помещения для содержания коз.
21. Гигиена воспроизводства коз.
22. Гигиенический режим содержания козочек.
23. Гигиена содержания сукозных коз.
24. Гигиенический режим содержания козлов.
25. Гигиена и технология содержания кур родительского стада.
26. Гигиена и технология выращивания ремонтного молодняка кур.
27. Гигиена и особенности выращивания бройлеров.
28. Гигиена выращивания и содержания водоплавающей птицы.
29. Оптимизация микроклимата в помещениях для содержания перепелов.
30. Особенности выращивания и содержания индеек.
31. Гигиена содержания кроликов.
32. Гигиена содержания пчел и оптимизация воздушного бассейна в ульях.
33. Гигиена в товарном рыбоводстве.
34. Система гигиенических мероприятий по оптимизации микроклимата помещения для дойных коров.
35. Система гигиенических мероприятий по оптимизации микроклимата помещения для супоросных свиноматок.
36. Система гигиенических мероприятий по оптимизации микроклимата помещения для дойных кобыл.
37. Система гигиенических мероприятий по оптимизации микроклимата помещения для жеребых кобыл.
38. Система гигиенических мероприятий по оптимизации микроклимата помещения для молодняка овец.
39. Система гигиенических мероприятий по оптимизации микроклимата помещения для выращивания телят.
40. Система гигиенических мероприятий по оптимизации микроклимата помещения для доращивания телят.
41. Система гигиенических мероприятий по оптимизации микроклимата помещения для откорма бычков.
42. Система гигиенических мероприятий по оптимизации микроклимата помещения для ремонтных подсвинков.
43. Ветеринарно-гигиенические приемы профилактики хромоты и терапии заболеваний копытец коров.
45. Гигиена ухода коров в реализации биоресурсного потенциала продуктивных качеств.
1. Понятие о воздушной среде и микроклимате.
2. Методика определения параметров микроклимата.
3. Назначение и принцип работы минимального термометра.
4. Назначение и принцип работы максимального термометра.
5. Назначение, устройство и принцип работы термографа.
6. Назначение, устройство и принцип работы барографа.
7. Назначение, устройство и принцип работы гигрографа.
8. Назначение и принцип работы ртутного барометра.
9. Назначение, устройство и принцип работы гигрометра.
10. Назначение и принцип работы психрометра Августа.
11. Назначение и принцип работы психрометра Ассмана.
12. Понятие о гигрометрических показателях
13.Назначение, устройство и принцип работы анемометра чашечного.
14.Назначение,устройство,принцип работы анемометра крыльчатого.
15. Назначение, устройство и принцип работы кататермометра.
16. Понятие о световом коэффициенте (СК) и КЕО.
17. Назначение и принцип работы объективного люксметра.
18. Определение искусственной освещенности.
19. Определение содержания углекислого газа методом Гесса.
20. Определение содержания углекислого газа методом Прохорова.
21. Качественные пробы определения аммиака и сероводорода.
22. Назначение, устройство и принцип работы газоанализатора УГ-2.
23.Определение вредных газов универсальным газоанализаторомУГ-2
24. Назначение, устройство и принцип работы прибора Кротова.
25. Методы определения пыли в воздухе помещения.
26. Методы определения микроорганизмов в воздухе помещения.
27. Взятие пробы почвы для исследования и ее классификация.
28. Определение механического состава почвы.
29. Определение капиллярности почвы.
30. Определение водопроницаемости почвы.
31. Определение влагоемкости почвы.
32. Определение аммиака и нитритов в почве.
33. Определение нитратов, хлоридов и сульфатов в почве.
34. Санитарно-топографическое обследование водоисточника.
35. Назначение и устройство батометра.
36. Определение температуры и цвета воды.
37. Определение запаха, вкуса и привкуса воды.
38.Определение прозрачности и мутности воды.
39. Физические и химические нормативы качества воды.
40. Понятие об окисляемости воды.
41. Определение устранимой, общей и постоянной жесткости воды.
42. Понятие об очистке, улучшении воды и их основные методы.
43. Понятие об обеззараживании воды и его основные методы.
44. Нормативы водопотребления для крупного рогатого скота.
45. Нормативы водопотребления для лошадей, свиней и овец.
46. Нормативы водопотребления для кроликов и птицы.
47. Порядок упаковки пробы кормов для лабораторного анализа и оформления сопроводительного документа на ее.
48. Органолептическая оценка сена и нормативы его качества.
49.Определение влажности сена и зерна в производственных условиях.
50. Отбор средней пробы сена, соломы, силоса и сенажа.
51. Отбор средней пробы корнеклубнеплодов, жома и барды.
52. Отбор средней пробы зерна и комбикормов.
53. Отбор средней пробы жмыхов и шротов .
54. Постановка кожной пробы на токсичность грибов.
55. Ядовитые и вредные растения, вызывающие преимущественно симптомы поражения центральной нервной и сердечно-сосудистой системы.
56. Ядовитые и вредные растения, вызывающие преимущественно симптомы поражения органов пищеварения.
57. Ядовитые и вредные растения, вызывающие преимущественно поражения органов дыхания.
58. Ядовитые и вредные растения, вызывающие симптомы аборта и поражения печени.
59. Органолептическая оценка силоса, сенажа и нормативные показатели их качества .
60. Органолептическая оценка зерна, комбикормов и нормативные показатели их качества.
61. Органолептическая оценка мучнистых кормов и нормативные показатели их качества..
63. Проба на гниение силоса. Определение хлоридов и сульфатов.
64. Определение нитратов и нитритов в свекле и соланина в картофеле.
65. Определение пораженности зерна амбарными вредителями.
66. Определение металлических примесей и поваренной соли в комбикормах.
67. Определение госсипола в хлопчатниковом жмыхе.
68. Санитарно-гигиенические требования к основаниям и фундаментам.
69. Санитарно-гигиенические требования к стенам и перегородкам.
70. Санитарно-гигиенические требования к перекрытию.
71. Санитарно-гигиенические требования к окнам, воротам и дверям.
72. Санитарно-гигиенические требования к полам. Полы, применяемые в помещениях для крупного рогатого скота.
73. Санитарно-гигиенические требования к полам. Полы, применяемые в помещениях для свиней.
74. Полы, применяемые в помещениях для лошадей, овец.
75. Нормативы технологических параметров решетчатых полов для крупного рогатого скота.
76. Нормативы технологически параметров, решетчатых полов для свиней и овец.
77.Понятие об общесоюзных нормах технологического проектирования (ОНТП) животноводческих предприятий и их содержание.
78. Понятие о строительных нормах и правилах (СНиП).
79. Понятие о проектах и их виды. Кодификация зданий и сооружений.
80. Структура рабочего проекта предприятия.
81. Структура типового проекта зданий или сооружений.
82. Составление задания на проектирование.
83. Составление акта выбора площадки для строительства.
84. Порядок приемки объекта в эксплуатацию.
85. Понятие об основных свойствах строительных материалов.
86. Природные каменные материалы, керамические, без обжиговые изделия и их характеристика,
87. Минеральные вяжущие вещества, строительные растворы, бетон, железобетонные изделия и их характеристика.
88. Древесные, теплоизоляционные, гидроизоляционные, кровельные материалы и их характеристика.
89. Битумные, дегтевые материалы, пластмассы, полимеры, изделия из них и их характеристика.
90. Строительные материалы, стекло, лакокрасочные материалы и их характеристика.
91. Расчет объема вентиляции по углекислому газу.
92.Расчет объема вентиляции по водяным парам.
93. Понятие о тепловом балансе. Приходная и расходная часть тепла в животноводческом помещении.
94. Расчет теплового баланса.
Система знаний по дисциплине «Гигиена животных» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, практикумы, атласы и другую дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических и практических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, которые должны знать студенты; раскрываются закономерности воздействия факторов внешней среды на функционирование животного организма. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. Посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя определенный перечень вопросов, по теме практического занятия. Занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. Далее преподаватель объясняет методы исследования и обеспечения параметров микроклимата и наглядно показывает применяемое при этом оборудование и реактивы, акцентирует внимание студентов на важных моментах. Затем, в процессе занятий преподаватель контролирует деятельность студентов, направляет и указывает им основные моменты. Студенты должны выполнять конспекты по изучаемым вопросам, по которым преподаватель контролирует полноту усвоения материала. Студенты, пропустившие занятие, или не успевшие выполнить весь объем задания в течении занятия, приглашаются на консультацию к преподавателю, и занимаются самостоятельно в свободное и внеурочное время. Занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение материалов учебников и статей, справочной литературы и атласов по гигиене животных, зоогигиене. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Гигиена животных», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
При изучении дисциплины «Гигиена животных» следует усвоить:
1. Принципы создания оптимальной среды обитания в соответствии с видовыми и возрастными особенностями животных с целью повышения их жизнеспособности, продуктивности и конверсии корма.
2. Основы профилактики незаразных и заразных заболеваний животных, в особенности антропозоонозов, а также разработка средств и способов повышения естественной резистентности особей и улучшения санитарного качества продукции.
3. Правила разработки проектов по строительству животноводческих ферм, комплексов, технологических линий по переработке продукции животноводства и их экспертизе согласно ветеринарно-санитарным и гигиеническим требованиям.
4. Первостепенность охраны внешней среды о загрязнения отходами животноводства.
По согласованию с преподавателем или по его заданию студенты могут готовить рефераты по отдельным темам дисциплины. Основу докладов составляет, как правило, содержание подготовленных студентами рефератов. Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает по результатам тестирования, зачета и экзамена. Тестирование организовывается в компьютерных классах. Все вопросы тестирования обсуждаются на лекционных и практических занятиях. Подготовка к зачету, экзамену предполагает изучение конспектов лекций, рекомендуемой литературы и других источников, повторение материалов практических занятий.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году