(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Клиническая ветеринария
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Клиническая ветеринария, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
Пальпация, аускультация и перкусссия.
Пальпация, перкуссия и аускультация.
Подготовка докладов и рефератов.
Тестирование
Тест-полоски, общий анализ мочи.
Подготовка докладов и рефератов.
Тестирование
Подготовка докладов и рефератов.
Тестирование
Подготовка докладов и рефератов.
Тестирование
Взятие проб крови, экспресс-тесты, анализ полученных результатов.
Подготовка докладов и рефератов.
Тестирование
Подготовка докладов и рефератов.
Тестирование
Подготовка докладов и рефератов.
Тестирование
2. Краткая история развития клинической диагностики.
3. Правила работы и обращения с животными при их исследовании.
4. Симптомы и синдромы болезней.
5. Диагноз и прогноз болезни.
6. Осмотр и пальпация.
7. Аускультация (посредственная и непосредственная).
8. Перкуссия (посредственная и непосредственная).
9. План клинического исследования животных.
10. Предварительное ознакомление с животными (регистрация и анамнез).
11. Определение габитуса.
12. Исследование кожи и подкожной клетчатки.
13. Исследование видимых слизистых оболочек.
14. Исследование лимфатических узлов.
15. Термометрия и техника ее проведения.
16. Лихорадка (типы, продолжительность, течение). Гипотермия.
17. Места выслушивания (puncta optima) отдельных клапанов.
18. Электро- и фонокардиография.
19. Исследование артерий.
20. Исследование вен.
21. Аускультация сердца, тоны.
22. Перкуссия сердечной области.
23. Исследование функциональной способности сердечно-сосудистой системы.
24. Осмотр и пальпация сердечного толчка.
25. Техника записи электрокардиограммы (ЭКГ).
26. Клиническая оценка носовых истечений.
27. Исследование типа дыхания. Одышка, кашель.
28. Основные дыхательные шумы и их патологические изменения.
29. Придаточные дыхательные шумы.
30. Основные синдромы болезней дыхательной системы.
31. Плегафония и пробный прокол грудной клетки.
32. Исследование верхнего отдела дыхательной системы.
33. Пальпация и перкуссия грудной клетки.
34. Определение частоты и ритма дыхательных движений.
35. Эндокардиальные шумы.
36. Экстракардиальные шумы.
37. Графические и функциональные методы исследования дыхательной системы
38. Исследование осадка мочи.
39. Подсчет микроорганизмов в содержимом рубца.
40. Исследование приема корма и воды.
41. Основные изменения лейкограммы.
42. Исследование глотки, слюнных желез и пищевода (зоба у птиц).
43. Подсчет лейкоцитов и его клиническое значение.
44. Исследование чувствительности и двигательной сферы.
45. Определение гемоглобина крови (по Сали) и его значение.
47. Макро- и микроскопическое исследование фекалий.
48. Лейкограмма, ядерные сдвиги лейкоцитов.
49. Исследование рефлексов, вегетативной нервной системы и ликвора.
50. Получение крови и подготовка проб к анализам.
51. Определение скорости оседания эритроцитов (СОЭ) и ее клиническое значение.
52. Схема исследования желудочно-кишечного тракта.
53. Исследование рубца и сетки жвачных животных.
54. Исследование химических свойств мочи.
55. Исследование книжки и сычуга жвачных животных.
56. Подсчет эритроцитов и его клиническое значение.
57. Исследование желудка лошади, свиньи и плотоядных.
58. Исследование печени. Основные синдромы недостаточности печени.
59. Эритроцитоз и анемия.
60. Исследование кишечника у различных видов животных.
61. Получение и исследование физических свойств мочи.
62. Схема исследования мочевых органов. Исследование мочеиспускания и почек.
63. Исследование области живота.
64. Основные синдромы заболеваний мочевой системы.
65. Определение в сыворотке крови общего кальция и его значение.
66. Схема и методы исследования нервной системы. Исследования поведения животного.
67. Дифференциальный подсчет лейкоцитов.
68. Основные синдромы болезней нервной системы.
69. Получение содержимого рубца и подготовка проб к анализу.
70. Схема и показания для исследования крови.
71. Атипичные и дегенеративные формы клеток крови.
72. Лейкоциты (по происхождению и видовые).
73. Исследование рта и органов ротовой полости.
74. Лейкопения, тромбоцитоз и тромбопения.
75. Дефекация и ее расстройства. Копрологические синдромы системы пищеварения.
76. Получение и исследование костномозгового пунктата. Исследование селезенки.
77. Анемия и их классификация.
78. Исследование черепа, позвоночного столба и органов чувств.
79. Функциональные исследования почек.
80. Исследование мочеточников, мочевого пузыря и уретры.
81. Определение резервной щелочности крови и ее значение.
82. Определение общего белка сыворотки крови и его значение.
83. Определение белковых фракций сыворотки крови и их значение.
84. Диагностика нарушений белкового и жирового обменов.
85. Определение в сыворотке крови общего белка и его клиническое значение.
86. Диагностика нарушений жирового и водно-электролитного обменов.
87. Определение в крови неорганического фосфора и его значение.
88. Диагностика нарушений минерального и витаминного обменов.
89. Определение каротина в сыворотке крови и его значение.
90. Биогеоценотическая диагностика массовых заболеваний сельскохозяйственных животных.
1. Диагноз и его классификация. Прогноз болезни и его разновидности.
2. Исследование кожи и подкожной клетчатки. Первичные и вторичные изменения.
3. Тоны сердца, их происхождение и изменения. Определение скорости кровотока и его клиническое значение.
4. Функциональные методы исследования сердечно-сосудистой системы
5. Синдромы сердечной и сосудистой недостаточности.
6. Исследование кашля, его свойства. Исследование грудной клетки методом осмотра.
7. Дыхательные движения и их нарушения. Происхождение и изменение дыхательных шумов.
8. Ларингоскопия, риноскопия, рентгеноскопия, ринография. Торакоцентез.
9. Отрыжка и жвачка, их нарушение. Рвота и ее клиническое значение.
10. Исследование ротовой полости, глотки. Исследование пищевода, зоба у птиц.
11. Акт дефекации и его расстройство.
12. Функциональные методы исследования органов пищеварения.
13. Значение исследования мочевой системы. Исследование акта мочеиспускания, его расстройства.
14. Исследование почек. Функциональные методы исследования почек
15. Исследование мочеточников, мочевого пузыря и уретры.
16. Изучение поведения животного. Расстройства поведения животного.
17. Электрэнцефалография, хронаксия. Радиотелеметрические методы исследования нервной системы
18. Морфологические особенности эритроцитов и лейкоцитов у различных животных, патологические изменения.
19. Методы функциональной диагностики системы крови.
20. Диагностика нарушений белкового, углеводного, жирового и водно-электролитного обмена.
21. Основы ферментной диагностики.
22. Значение биогеоценотической диагностики массовых болезней, возникающих у животных вследствие неблагоприятных изменений биогеоценозов и их компонентов.
23. Исследование поджелудочной железы. Лабораторные исследования функционального состояния поджелудочной железы.
Система знаний по дисциплине «Клиническая диагностика» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения терминов, значение систем организма и порядок их исследования, которые должны знать студенты; раскрываются симптомы и синдромы болезней . Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На занятиях решаются конкретные вопросы по клиническому исследованию животных, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3. систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из научной литературы, написание докладов, рефератов. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. при возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Клиническая диагностика», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
При изучении дисциплины «Клиническая диагностика» следует усвоить:
- ключевые понятия, виды, методы, способы и этапы проведения клинического исследования животных;
- схемы исследования отдельных систем организма, методы фиксации;
- порядок оформления протокола клинического исследования животного;
- содержание основных законодательных и нормативных актов, прямо или косвенно касающихся правил исследования и порядка оформления результатов лабораторных исследований.
Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:
1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.
2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.
3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.
4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году