2024-2025_36_05_01_24-1 Ветеринария_plx_Клиническая диагностика
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Морфологии, акушерства и терапии
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
26.03.2024 г.
 
Б1.О.29
Клиническая диагностика
Специальность 36.05.01 Ветеринария

Направленность (профиль) Клиническая ветеринария

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
экзамен зачет    курсовая работа 
Виды контроля:
часов на контроль
36
самостоятельная работа
96
аудиторные занятия
120
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
7 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Ветеринарный врач
252
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

5 (3.1)
6 (3.2)
Итого
Недель
16 4/6
18 1/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
36
36
52
52
Практические
32
32
36
36
68
68
В том числе инт.
8
8
12
12
20
20
Итого ауд.
48
48
72
72
120
120
Кoнтактная рабoта
48
48
72
72
120
120
Сам. работа
60
60
36
36
96
96
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
108
108
144
144
252
252
 
 
 
Программу составил(и):
д-р ветеринар. наук, проф., Никитин Дмитрий Анатольевич
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 36.05.01 Ветеринария (приказ Минобрнауки России от 22.09.2017 г. № 974).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Клиническая диагностика" в основу положены:
2. Учебный план: Специальность 36.05.01 Ветеринария

Направленность (профиль) Клиническая ветеринария, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Семенов В.Г. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Семенов В.Г. 
Председатель методической комиссии факультета  Ефимова И.О.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
изучение  современных методов и последовательных этапов распознавания болезни и состояния больного животного с целью планирования и осуществления лечебно-профилактических мероприятий. 
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Биологическая химия
2.1.2
Ветеринарная клиническая физиология
2.1.3
Клиническая анатомия
2.1.4
Лабораторная диагностика
2.1.5
Физиология животных
2.1.6
Цитология, гистология и эмбриология
2.1.7
Анатомия животных
2.1.8
Биологическая физика
2.1.9
Органическая, физическая и коллоидная химия
2.1.10
Неорганическая и аналитическая химия
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Акушерство и гинекология животных
 
2.2.2
Болезни птиц
 
2.2.3
Болезни пчел и рыб
 
2.2.4
Внутренние незаразные болезни животных
 
2.2.5
Паразитология и инвазионные болезни животных
 
2.2.6
Биология и патология мелких домашних, лабораторных, диких, экзотических и зоопарковых животных
 
2.2.7
Общая и частная хирургия
 
2.2.8
Учебная практика, клиническая практика
 
2.2.9
Дерматология
 
2.2.10
Производственная практика, врачебно-производственная практика
 
2.2.11
Реконструктивно-восстановительная хирургия
 
2.2.12
УЗИ диагностика
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ОПК-1. Способен определять биологический статус и нормативные клинические показатели органов и систем организма животных
 
ОПК-1.1 Знать: технику безопасности и правила личной гигиены при обследовании животных, способы их фиксации; схемы клинического исследования животного и порядок исследования отдельных систем организма; методологию распознавания патологического процесса
 
 
 
ОПК-1.2 Уметь: собирать и анализировать анамнестические данные, проводить лабораторные и функциональные исследования необходимые для определения биологического статуса животных
 
 
 
ОПК-1.3 Иметь практический опыт: самостоятельного проведения клинического обследования животного с применением классических методов исследований
 
 
 
ПК-1. Способен использовать базовые знания естественных наук при анализе закономерностей строения и функционирования органов и систем органов, общепринятые и современные методы исследования для диагностики и лечебно-профилактической деятельности на основе гуманного отношения к животным
 
ПК-1.1 Знать: анатомо-физиологические основы функционирования организма, методики клинико-иммунобиологического исследования; способы взятия биологического материала и его исследования; общие закономерности организации органов и систем органов на тканевом и клеточном уровнях; патогенетические аспекты развития угрожающих жизни состояний; общие закономерности строения организма в свете единства структуры и функции; характеристики пород сельскохозяйственных животных и их продуктивные качества; методы оценки экстерьера и их значение в племенной работе, основные методы и способы воспроизводства животных разных видов; учет и оценку молочной и мясной продуктивности животных; инфекционные болезни животных и особенности их проявления
 
 
 
Оснащенность
 
ПК-1.2 Уметь: анализировать закономерности функционирования органов и систем организма, интерпретировать результаты современных диагностических технологий по возрастно-половым группам животных с учетом их физиологических особенностей; использовать экспериментальные, микробиологические и лабораторно-инструментальные методы при определении функционального состояния животных; применять специализированное оборудование и инструменты; планировать и осуществлять комплекс профилактических мероприятий
 
 
 
ПК-1.3 Иметь практический опыт: применения методов исследования состояния животного; применения приемов выведения животного из критического состояния; прогнозирования результатов диагностики, лечения и оценки возможных последствий; применения методов оценки экстерьера и интерьера животных, методов учета и оценки продуктивности сельскохозяйственных животных разных видов, применения различных методов разведения для повышения племенных, продуктивных и резистентных качеств животных; владения техническими приёмами микробиологических исследований
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
- технику безопасности и правила личной гигиены при обследовании животных, способы их фиксации; схемы клинического исследования животного и порядок исследования отдельных систем организма; методологию распознавания патологического процесса;
3.1.2
- анатомо-физиологические основы функционирования организма, методики клинико-иммунобиологического исследования; способы взятия биологического материала и его исследования; общие закономерности организации органов и систем органов на тканевом и клеточном уровнях; патогенетические аспекты развития угрожающих жизни состояний; общие закономерности строения организма в свете единства структуры и функции; характеристики пород сельскохозяйственных животных и их продуктивные качества; методы оценки экстерьера и их значение в племенной работе, основные методы и способы воспроизводства животных разных видов; учет и оценку молочной и мясной продуктивности животных; инфекционные болезни животных и особенности их проявления.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
- собирать и анализировать анамнестические данные, проводить лабораторные и функциональные исследования необходимые для определения биологического статуса животных;
3.2.2
- анализировать закономерности функционирования органов и систем организма, интерпретировать результаты современных диагностических технологий по возрастно-половым группам животных с учетом их физиологических особенностей; использовать экспериментальные, микробиологические и лабораторно-инструментальные методы при определении функционального состояния животных; применять специализированное оборудование и инструменты; планировать и осуществлять комплекс профилактических мероприятий.
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
- по самостоятельному проведению клинического обследования животного с применением классических методов исследований;
3.3.2
- методами исследования состояния животного; приемами выведения животного из критического состояния; навыками прогнозирования результатов диагностики, лечения и оценки возможных последствий; методами оценки экстерьера и интерьера животных, методами учета и оценки продуктивности сельскохозяйственных животных разных видов, применением различных методов разведения для повышения племенных, продуктивных и резистентных качеств животных; техническими приёмами микробиологических исследований.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Введение

 
Введение /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
0
 
 
Раздел 2. Правила работы с животными. Методы клинического обследования

 
Правила работы с животными. методы клинического обследования. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
2
Проблемная лекция
0
 
Оснащенность
 
Правила работы с животными. методы клинического обследования. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

4
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
Круглый стол. Фиксация животных.
0
 
Правила работы с животными. методы клинического обследования. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

10
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
Опрос на лабораторных занятиях. Подготовка докладов и рефератов. Тестирование
0
 
 
Раздел 3. Распознавание болезненного процесса

 
Распознавание болезненного процесса /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
0
 
Распознавание болезненного процесса /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

6
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
2
Круглый стол.

Пальпация, аускультация и перкусссия.

0
 
Распознавание болезненного процесса /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

10
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
Опрос на лабораторных занятиях. Подготовка докладов и рефератов. Тестирование
0
 
 
Раздел 4. Общее исследование животного

 
Общее исследование животного /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

4
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
0
 
Общее исследование животного /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

8
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
2
Деловая игра.

Пальпация, перкуссия и аускультация.

0
 
Общее исследование животного /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

16
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
Опрос на лабораторных занятиях. Подготовка докладов и рефератов. Тестирование
0
 
 
Раздел 5. Исследование сердечно-сосудистой системы

 
Исследование сердечно-сосудистой системы /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

6
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
0
 
Оснащенность
 
Исследование сердечно-сосудистой системы /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

14
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
2
Работа в малых группах. Пальпация, перкуссия и аускультация, определение характера звука.
0
 
Исследование сердечно-сосудистой системы /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

24
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
Опрос на лабораторных занятиях. Подготовка докладов и рефератов. Тестирование
0
 
 
Раздел 6. Исследование дыхательной системы

 
Исследование дыхательной системы /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

6
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
6
2
Проблемная лекция.
0
 
Исследование дыхательной системы /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

6
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
6
0
Пальпация, перкуссия и аускультация, определение характера звука.
0
 
Исследование дыхательной системы /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

6
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
6
0
Опрос на лабораторных занятиях. Подготовка докладов и рефератов. Тестирование
0
 
 
Раздел 7. Зачет

 
Зачет /Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

0
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
0
 
 
Раздел 8. Исследование пищеварительной системы

 
Исследование пищеварительной системы /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

8
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
6
2
Проблемная лекция.
0
 
Исследование пищеварительной системы /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

8
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
6
0
Пальпация, перкуссия и аускультация. Дополнительные методы диагностики (Лабораторные)
0
 
Исследование пищеварительной системы /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

3
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
6
0
Опрос на лабораторных занятиях.

Подготовка докладов и рефератов.

Тестирование

0
 
 
Оснащенность
 
Раздел 9. Исследование мочевыделительной системы

 
Исследование мочевыделительной системы /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

4
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
6
0
0
 
Исследование мочевыделительной системы /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

4
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
6
2
Работа в малых группах. Пальпация, перкуссия и аускультация.

Тест-полоски, общий анализ мочи.

0
 
Исследование мочевыделительной системы /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

1
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
6
0
Опрос на лабораторных занятиях.

Подготовка докладов и рефератов.

Тестирование

0
 
 
Раздел 10. Исследование нервной системы

 
Исследование нервной системы /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

4
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
6
0
0
 
Исследование нервной системы /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

4
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
6
2
Работа в малых группах. Пальпация, перкуссия и аускультация. Наблюдение. Тип высшей нервной деятельности животного.
0
 
Исследование нервной системы /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
6
0
Опрос на лабораторных занятиях.

Подготовка докладов и рефератов.

Тестирование

0
 
 
Раздел 11. Исследование системы крови

 
Исследование системы крови /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

6
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
6
2
Проблемная лекция.
0
 
Исследование системы крови /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

6
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
6
0
Работа с микроскопом, реагентами, мазки крови.
0
 
Оснащенность
 
Исследование системы крови /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
6
0
Опрос на лабораторных занятиях.

Подготовка докладов и рефератов.

Тестирование

0
 
 
Раздел 12. Диагностика нарушений обмена веществ

 
Диагностика нарушений обмена веществ /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

4
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
6
0
0
 
Диагностика нарушений обмена веществ /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

4
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
6
2
Работа в малых группах. Пальпация, перкуссия и аускультация.

Взятие проб крови, экспресс-тесты, анализ полученных результатов.

0
 
Диагностика нарушений обмена веществ /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
6
0
Опрос на лабораторных занятиях.

Подготовка докладов и рефератов.

Тестирование

0
 
 
Раздел 13. Исследование животных раннего возраста

 
Исследование животных раннего возраста /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
6
0
0
 
Исследование животных раннего возраста /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
6
0
Деловая игра. Исследование клинического состояния новорожденных  животных.
0
 
Исследование животных раннего возраста /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

1
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
6
0
Опрос на лабораторных занятиях.

Подготовка докладов и рефератов.

Тестирование

0
 
 
Раздел 14. Диспансеризация

 
Диспансеризация /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
6
0
Круглый стол.
0
 
Диспансеризация /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
6
0
Обсуждение. Заполнение актов диспансеризации.
0
 
Оснащенность
 
Диспансеризация /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

1
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
6
0
Опрос на лабораторных занятиях.

Подготовка докладов и рефератов.

Тестирование

0
 
 
Раздел 15. Курсовая работа

 
выполнение КР /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

18
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
6
0
Защита курсовой работы
0
 
 
Раздел 16. Экзамен

 
Экзамен /Экзамен/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

36
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
6
0
Экзамен
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1. Схема клинического обследования. Регистрация животного. 2. Схема клинического обследования. Анамнез. 3. Основные физические методы исследований. Осмотр. 4. Основные физические методы исследований. Ощупывание, пальпация. 5. Основные физические методы исследований. Выстукивание, перкуссия. 6. Основные физические методы исследований. Выслушивание аускультация. 7. Основные физические методы исследований. Измерение температуры тела. 8. Определение габитуса. 9. Определение темперамента. 10. Исследование слизистых оболочек. 11. Исследование кожи. 12. Исследование лимфатических узлов и сосудов. 13. Симптомы общего значения. Лихорадка. 14. Симптомы общего значения. Боль. 15. Симптомы общего значения. Одышка. 16. Симптомы общего значения. Отек. 17. Осмотр и пальпация области сердца. 18. Перкуссия сердца. 19. Аускультация сердца. 20. Шумы сердца. 21. Исследование ритма сердца. 22. Исследование пульса. 23. Исследование вен. 24. Определение функциональной способности сердечно-сосудистой системы. 25. Исследование верхних дыхательных путей. 26. Исследование придаточных полостей носа. 27. Кашель и его клиническое значение. 28. Осмотр и пальпация грудной клетки. 29. Перкуссия грудной клетки. 30. Аускультация грудной клетки. 31. Определение функциональной способности легких. 32. Исследование приема корма и воды. 33. Исследование переднего отдела пищеварительного канала. 34. Исследование преджелудков у жвачных. 35. Исследование зоба у птиц. 36. Исследование желудка у лошади. 37. Исследование желудка у свиней и плотоядных. 38. Исследование кишечнику у жвачных животных. 39. Исследование кишечника у лошади. 40. Исследование кишечника у свиней и плотоядных. 41. Дефекация. Исследование фекалий. 42. Исследование транссудатов и экссудатов. 43. Исследование печени.
 
Оснащенность
 
44. Исследование почек. 45. Определение функциональной способности почек. 46. Исследование мочевыводящих путей. 47. Исследование мочи. 48. Исследование половых органов самцов. 49. Исследование половых органов самок. 50. Исследование молочных желез, вымени. 51. Расстройства поведения животных. 52. Непроизвольные движения. 53. Вынужденные положения. 54. Исследование черепа. 55. Исследование позвоночника. 56. Исследование органов чувств. 57. Исследование кожной и глубокой чувствительности. 58. Исследование двигательной сферы. 59. Анализ движений, выявление расстройств. 60. Исследование рефлексов. 61. Исследование вегетативной нервной системы. 62. Схема и показания для клинического исследования крови. 63. Техника отбора пробы крови. 64. Выявление лейкоцитарной формулы.
 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
1. Предмет клинической диагностики, его цели и задачи. Профессиональная этика и деонтология

2. Краткая история развития клинической диагностики.

3. Правила работы и обращения с животными при их исследовании.

4. Симптомы и синдромы болезней.

5. Диагноз и прогноз болезни.

6. Осмотр и пальпация.

7. Аускультация (посредственная и непосредственная).

8. Перкуссия (посредственная и непосредственная).

9. План клинического исследования животных.

10. Предварительное ознакомление с животными (регистрация и анамнез).

11. Определение габитуса.

12. Исследование кожи и подкожной клетчатки.

13. Исследование видимых слизистых оболочек.

14. Исследование лимфатических узлов.

15. Термометрия и техника ее проведения.

16. Лихорадка (типы, продолжительность, течение). Гипотермия.

17. Места выслушивания (puncta optima) отдельных клапанов.

18. Электро- и фонокардиография.

19. Исследование артерий.

20. Исследование вен.

21. Аускультация сердца, тоны.

22. Перкуссия сердечной области.

23. Исследование функциональной способности сердечно-сосудистой системы.

24. Осмотр и пальпация сердечного толчка.

25. Техника записи электрокардиограммы (ЭКГ).

26. Клиническая оценка носовых истечений.

27. Исследование типа дыхания. Одышка, кашель.

28. Основные дыхательные шумы и их патологические изменения.

29. Придаточные дыхательные шумы.

30. Основные синдромы болезней дыхательной системы.

31. Плегафония и пробный прокол грудной клетки.

32. Исследование верхнего отдела дыхательной системы.

33. Пальпация и перкуссия грудной клетки.

34. Определение частоты и ритма дыхательных движений.

35. Эндокардиальные шумы.

36. Экстракардиальные шумы.

37. Графические и функциональные методы исследования дыхательной системы

38. Исследование осадка мочи.

39. Подсчет микроорганизмов в содержимом рубца.

40. Исследование приема корма и воды.

41. Основные изменения лейкограммы.

42. Исследование глотки, слюнных желез и пищевода (зоба у птиц).

43. Подсчет лейкоцитов и его клиническое значение.

44. Исследование чувствительности и двигательной сферы.

45. Определение гемоглобина крови (по Сали) и его значение.

 
Оснащенность
 
46. Состав и свойства крови.

47. Макро- и микроскопическое исследование фекалий.

48. Лейкограмма, ядерные сдвиги лейкоцитов.

49. Исследование рефлексов, вегетативной нервной системы и ликвора.

50. Получение крови и подготовка проб к анализам.

51. Определение скорости оседания эритроцитов (СОЭ) и ее клиническое значение.

52. Схема исследования желудочно-кишечного тракта.

53. Исследование рубца и сетки жвачных животных.

54. Исследование химических свойств мочи.

55. Исследование книжки и сычуга жвачных животных.

56. Подсчет эритроцитов и его клиническое значение.

57. Исследование желудка лошади, свиньи и плотоядных.

58. Исследование печени. Основные синдромы недостаточности печени.

59. Эритроцитоз и анемия.

60. Исследование кишечника у различных видов животных.

61. Получение и исследование физических свойств мочи.

62. Схема исследования мочевых органов. Исследование мочеиспускания и почек.

63. Исследование области живота.

64. Основные синдромы заболеваний мочевой системы.

65. Определение в сыворотке крови общего кальция и его значение.

66. Схема и методы исследования нервной системы. Исследования поведения животного.

67. Дифференциальный подсчет лейкоцитов.

68. Основные синдромы болезней нервной системы.

69. Получение содержимого рубца и подготовка проб к анализу.

70. Схема и показания для исследования крови.

71. Атипичные и дегенеративные формы клеток крови.

72. Лейкоциты (по происхождению и видовые).

73. Исследование рта и органов ротовой полости.

74. Лейкопения, тромбоцитоз и тромбопения.

75. Дефекация и ее расстройства. Копрологические синдромы системы пищеварения.

76. Получение и исследование костномозгового пунктата. Исследование селезенки.

77. Анемия и их классификация.

78. Исследование черепа, позвоночного столба и органов чувств.

79. Функциональные исследования почек.

80. Исследование мочеточников, мочевого пузыря и уретры.

81. Определение резервной щелочности крови и ее значение.

82. Определение общего белка сыворотки крови и его значение.

83. Определение белковых фракций сыворотки крови и их значение.

84. Диагностика нарушений белкового и жирового обменов.

85. Определение в сыворотке крови общего белка и его клиническое значение.

86. Диагностика нарушений жирового и водно-электролитного обменов.

87. Определение в крови неорганического фосфора и его значение.

88. Диагностика нарушений минерального и витаминного обменов.

89. Определение каротина в сыворотке крови и его значение.

90. Биогеоценотическая диагностика массовых заболеваний сельскохозяйственных животных.

 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
1. Клиническое обследование быка производителя 2. Клиническое обследование бычка в возрасте 12-18 месяцев 3. Клиническое обследование бычка в возрасте 6-12 месяцев 4. Клиническое обследование бычка в возрасте до 6 месяцев 5. Клиническое обследование жеребенка 6. Клиническое обследование кобылы 7. Клиническое обследование коня 8. Клиническое обследование кота 9. Клиническое обследование кошки 10. Клиническое обследование кролика 11. Клиническое обследование курицы 12. Клиническое обследование лактирующей коровы 13. Клиническое обследование петуха 14. Клиническое обследование холостой свиноматки 15. Клиническое обследование подсосной свиноматки 16. Клиническое обследование поросенка-отъемыша 17. Клиническое обследование поросенка-сосуна 18. Клиническое обследование ремонтной свинки 19. Клиническое обследование свиньи на откорме 20. Клиническое обследование собаки 21. Клиническое обследование супоросной свиноматки
 
Оснащенность
 
22. Клиническое обследование сухостойной коровы 23. Клиническое обследование телочки в возрасте 12-18 месяцев 24. Клиническое обследование телочки в возрасте 6-12 месяцев 25. Клиническое обследование телочки в возрасте до 6 месяцев 26. Клиническое обследование хряка производителя
 
Темы рефератов

1. Диагноз и его классификация. Прогноз болезни и его разновидности.

2. Исследование кожи и подкожной клетчатки. Первичные и вторичные изменения.

3. Тоны сердца, их происхождение и изменения. Определение скорости кровотока и его клиническое значение.

4. Функциональные методы исследования  сердечно-сосудистой системы

5. Синдромы сердечной и сосудистой недостаточности.

6. Исследование кашля, его свойства. Исследование грудной клетки методом осмотра.

7. Дыхательные движения и их нарушения. Происхождение и изменение дыхательных шумов.

8. Ларингоскопия, риноскопия, рентгеноскопия, ринография. Торакоцентез.

9. Отрыжка и жвачка, их нарушение. Рвота и ее клиническое значение.   

10. Исследование ротовой полости, глотки. Исследование пищевода, зоба у птиц.

11. Акт дефекации и его расстройство.

12. Функциональные методы исследования органов пищеварения.

13. Значение исследования мочевой системы. Исследование акта мочеиспускания, его расстройства.

14. Исследование почек. Функциональные методы исследования почек

15. Исследование мочеточников, мочевого пузыря и уретры.

16. Изучение поведения животного. Расстройства поведения животного.

17. Электрэнцефалография, хронаксия. Радиотелеметрические методы исследования нервной системы

18. Морфологические особенности эритроцитов и лейкоцитов у различных животных, патологические изменения.

19. Методы функциональной диагностики системы крови.

20. Диагностика нарушений белкового, углеводного, жирового и водно-электролитного обмена.

21. Основы ферментной диагностики.

22. Значение биогеоценотической диагностики массовых болезней, возникающих у животных вследствие неблагоприятных изменений биогеоценозов и их компонентов.

23. Исследование поджелудочной железы. Лабораторные исследования функционального состояния поджелудочной железы.

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Воронин Е. С., Сноз Г. В., Васильев М. Ф., Ковалев С. П., Воронин Е. С.
Клиническая диагностика с рентгенологией: учебник
М.: КолосС, 2006
20
 
Л1.2
Ковалев С. П., Курдеко А. П., Братушкина Е. Л., Волков А. А., Коваленок Ю. К., Копылов С. Н., Мурзагулов К. Х., Никулин И. А., Раднатаров В. Д., Щербаков Г. Г., Эленшлегер А. А., Яшин А. В., Ковалев С. П.
Клиническая диагностика внутренних болезней животных: учебник
СПб.: Лань, 2019
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Уша Б. В., Беляков И. М., Пушкарев Р. П.
Клиническая диагностика внутренних незаразных болезней животных: учебник для вузов
М.: КолосС, 2003
18
 
Л2.2
Иванов В. П.
Ветеринарная клиническая рентгенология: учебное пособие
СПб.: Лань, 2014
Электронный ресурс
 
Оснащенность
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.3
Иванов А. А.
Клиническая лабораторная диагностика: учебное пособие
СПб.: Лань, 2017
Электронный ресурс
 
Л2.4
Васильев Ю. Г., Трошин Е. И., Любимов А. И.
Ветеринарная клиническая гематология: учебное пособие
СПб.: Лань, 2015
Электронный ресурс
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
6.3.1.2
SuperNovaReaderMagnifier
6.3.1.3
Project 2016
6.3.1.4
VisualStudio 2015
6.3.1.5
Office 2007 Suites
6.3.1.6
MozillaFirefox
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
6.3.2.4
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.5
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
411
Учебная аудитория
Доска классная, жалюзи вертикальные тканевые Лайн/светло-бежевые 1900*2290 (3 шт.), стол ученический (29 шт.), стул ученический (58 шт.), кафедра настольная (1 шт.), демонстрационное оборудование (проектор Acer X128H DLP XGA 1024*768, экран на штативе Projecta 200*200, ноутбук Aser Asp T2370) и учебно-наглядные пособия
Лек
 
408
Учебная аудитория
Белая лаковая магнитно-маркерная доска (1 шт.), интерактивный тренажерный комплекс «Фармаколог-1.01» с компьютерным управлением (1 шт.), комплект учебно-лабораторной мебели №3 (стол медицинский 1 шт., шкаф медицинский 5 шт.), парта 2-х местная со скамейкой (6 шт.), парта 4-х местная со скамейкой (1 шт.), стол письменный для преподавателей (с выкатной тумбой), стул п/м (2 шт.), демонстрационное оборудование (телевизор LD LED TV 108/43) и учебно-наглядные пособия (электрифицированный стенд «Вещества, действующие преимущественно на центральную нервную систему», электрифицированный стенд «Основные признаки острых отравлений животных лекарственными веществами», электрифицированный стенд «Сердечно-сосудистые вещества»)
Пр
 
123
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
СР
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Оснащенность
 
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями  и практическими занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего, промежуточного  форм контроля.

Система знаний по дисциплине «Клиническая диагностика» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.

Для освоения дисциплины студентами необходимо:

1. посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения терминов, значение систем организма и порядок их исследования, которые должны знать студенты; раскрываются симптомы и синдромы болезней . Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

2. посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к  занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На  занятиях решаются конкретные вопросы по клиническому исследованию животных, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.

3. систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из научной литературы, написание докладов, рефератов. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

4. под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

5. при возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Клиническая диагностика», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

При изучении дисциплины «Клиническая диагностика» следует усвоить:

- ключевые понятия, виды, методы, способы и этапы проведения клинического исследования животных;

- схемы исследования отдельных систем организма, методы фиксации;

- порядок оформления протокола клинического исследования животного;

- содержание основных законодательных и нормативных актов, прямо или косвенно касающихся правил исследования и порядка оформления результатов лабораторных исследований.

Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:

1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.

2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.

3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.

4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов. 

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________