2024-2025_36_05_01_24-1 Ветеринария_plx_Ветеринарная рентгенология
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Эпизоотологии, паразитологии и ветеринарной санитарной экспертизы
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
26.03.2024 г.
 
Б1.В.03
Ветеринарная рентгенология
Специальность 36.05.01 Ветеринария

Направленность (профиль) Клиническая ветеринария

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
зачет    
Виды контроля:
самостоятельная работа
40
аудиторные занятия
32
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Ветеринарный врач
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

5 (3.1)
Итого
Недель
16 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Практические
16
16
16
16
В том числе инт.
4
4
4
4
Итого ауд.
32
32
32
32
Кoнтактная рабoта
32
32
32
32
Сам. работа
40
40
40
40
Итого
72
72
72
72
 
 
 
Программу составил(и):
асс., Попов А.П.
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 36.05.01 Ветеринария (приказ Минобрнауки России от 22.09.2017 г. № 974).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Ветеринарная рентгенология" в основу положены:
2. Учебный план: Специальность 36.05.01 Ветеринария

Направленность (профиль) Клиническая ветеринария, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Семенов В.Г. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Семенов В.Г. 
Председатель методической комиссии факультета  Ефимова И.О.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
дать студентам теоретические знания и практические навыки и умения по профилактике хирургических инфекций в работе ветеринарного врача, общему  и местному обезболиванию продуктивных и мелких домашних животных, остановке кровотечений, инъекциям, пункциям, новокаиновым блокадам различных звеньев симпатической нервной системы,  необходимые ветеринарному врачу широкого профиля.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
Б1.В
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Биологическая химия
2.1.2
Ветеринарная клиническая физиология
2.1.3
Клиническая анатомия
2.1.4
Лабораторная диагностика
2.1.5
Физиология животных
2.1.6
Цитология, гистология и эмбриология
2.1.7
Анатомия животных
2.1.8
Органическая, физическая и коллоидная химия
2.1.9
Неорганическая и аналитическая химия
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Ветеринарная радиобиология
 
2.2.2
Иммунология
 
2.2.3
Лечение и профилактика болезней жвачных животных
 
2.2.4
Лечение и профилактика болезней сельскохозяйственной птицы
 
2.2.5
Оперативная хирургия
 
2.2.6
Патологическая анатомия животных
 
2.2.7
Акушерство и гинекология животных
 
2.2.8
Болезни птиц
 
2.2.9
Болезни пчел и рыб
 
2.2.10
Внутренние незаразные болезни животных
 
2.2.11
Биология и патология мелких домашних, лабораторных, диких, экзотических и зоопарковых животных
 
2.2.12
Общая и частная хирургия
 
2.2.13
Учебная практика, клиническая практика
 
2.2.14
Дерматология
 
2.2.15
Производственная практика, врачебно-производственная практика
 
2.2.16
Реконструктивно-восстановительная хирургия
 
2.2.17
УЗИ диагностика
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ПК-1. Способен использовать базовые знания естественных наук при анализе закономерностей строения и функционирования органов и систем органов, общепринятые и современные методы исследования для диагностики и лечебно-профилактической деятельности на основе гуманного отношения к животным
 
ПК-1.1 Знать: анатомо-физиологические основы функционирования организма, методики клинико-иммунобиологического исследования; способы взятия биологического материала и его исследования; общие закономерности организации органов и систем органов на тканевом и клеточном уровнях; патогенетические аспекты развития угрожающих жизни состояний; общие закономерности строения организма в свете единства структуры и функции; характеристики пород сельскохозяйственных животных и их продуктивные качества; методы оценки экстерьера и их значение в племенной работе, основные методы и способы воспроизводства животных разных видов; учет и оценку молочной и мясной продуктивности животных; инфекционные болезни животных и особенности их проявления
 
 
 
ПК-1.2 Уметь: анализировать закономерности функционирования органов и систем организма, интерпретировать результаты современных диагностических технологий по возрастно-половым группам животных с учетом их физиологических особенностей; использовать экспериментальные, микробиологические и лабораторно-инструментальные методы при определении функционального состояния животных; применять специализированное оборудование и инструменты; планировать и осуществлять комплекс профилактических мероприятий
 
 
 
Оснащенность
 
ПК-1.3 Иметь практический опыт: применения методов исследования состояния животного; применения приемов выведения животного из критического состояния; прогнозирования результатов диагностики, лечения и оценки возможных последствий; применения методов оценки экстерьера и интерьера животных, методов учета и оценки продуктивности сельскохозяйственных животных разных видов, применения различных методов разведения для повышения племенных, продуктивных и резистентных качеств животных; владения техническими приёмами микробиологических исследований
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
анатомию домашних животных, топографию органов всех систем организма — сердечнососудистая , дыхательная, пищеварительная и др.;
3.1.2
основы физиологии и этологии животных, патологическую физиологию;
3.1.3
цитологию, гистологию и эмбриологию;
3.1.4
основы кормления сельскохозяйственных животных;
3.1.5
физику, биохимию физические основы рентгенологического исследования, оборудование рентгеновского кабинета, разрешающие возможности рентгеновских аппаратов, общие методы рентгенологического показания и противопоказания к их применению, а также преимущества и технику безопасности, дозиметрический контроль и охрану труда при работе с рентгеновскими аппаратами.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
находить различные органы и системы у разных видов животных;
3.2.2
определить симптомы болезни и причины их происхождения;
3.2.3
различать патологию от нормы;
3.2.4
работать с различными приборами используемыми в рентгенологии проводить рентгенографию и рентгеноскопию отдельных участков тел животных,
3.2.5
распознавать по снимкам изображения органов и систем, выявлять рентгенологические симптомы заболеваний костей, суставов, органов грудной и брюшной полости, квалифицированно делать заключение по результатам рентгенологического исследования, пользоваться защитными приспособлениями и осуществлять дозиметрический контроль при работе с рентгеновскими аппаратами.
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
фиксации , использовать правильно клинические, лабораторные и рентгенологические методы исследования животных техникой проведения основных рентгенологических исследований животных.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Введение

 
Общие и специальныеи рентгенологического исследования. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
Лекция с использованием видеоматериалов и мультимедиа.
0
 
Рентгенологическое исследование крупного имелкого рогатого скота, лошадей, свиней, кошек, собак и других животных. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
Лекция с использованием видеоматериалов и мультимедиа.
0
 
Взаиморасположение изучаемого органа, пучка рентгеновских лучей и приемника изображения. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
Лекция с использованием видеоматериалов и мультимедиа.
0
 
Общие и специальные рентгенологического исследования. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
Опрос на практических занятиях . Подготовка докладов.

Расшифровка снимков.

0
 
Оснащенность
 
Рентгенологическое исследование крупного и мелкого рогатого скота, лошадей, свиней,

кошек, собак и других животных. /Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
2
Учебная дискуссия. Изучение особенностей рентгенологического исследования сельскохозяйственных животных.
0
 
Взаиморасположение изучаемого органа, пучка рентгеновских лучей и приемника изображения /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
Изучение рентген-аппарата, расположение изучаемого органа.
0
 
Общие и специальные методы рентгенологического исследования. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
Подготовка докладов
0
 
Рентгенологическое исследование крупного и мелкого рогатого скота, лошадей, свиней,

кошек, собак и других животных. /Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
Подготовка докладов
0
 
Взаиморасположение изучаемого органа, пучка рентгеновских лучей и приемника изображения /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
Подготовка докладов
0
 
 
Раздел 2. Рентгенодиагностика

 
Рентгенодиагностика опорно- двигательного аппарата на наличие болезней /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
1
Проблемная лекция с использованием видеоматериалов и мультимедиа.
0
 
Рентгенодиагностика органов грудной клетки и диафрагмы животных при заболеваниях /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
1
Проблемная лекция с использованием видеоматериалов и мультимедиа.
0
 
Рентгенография сельскохозяйственных животных: крупного рогатого скота, лошадей,

свиней, овец и коз. /Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
Лекция с использованием видеоматериалов и мультимедиа.
0
 
Рентгенологическое исследование печени, желчных путей и селезенки у животных. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
Лекция с использованием видеоматериалов и мультимедиа.
0
 
Рентгенотерапия. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
Лекция с использованием видеоматериалов и мультимедиа.
0
 
Рентгенодиагностика опорно- двигательного аппарата на наличие болезней /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
Работа с рентген-снимками опорно-двигательного аппарата.
0
 
Оснащенность
 
Рентгенодиагностика органов грудной клетки и диафрагмы животных при заболеваниях /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
Чтение рентген-снимков органов грудной клетки.
0
 
Рентгенография сельскохозяйственных животных: крупного рогатого скота, лошадей,

свиней, овец и коз. /Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
Изучение особенностей рентгенологического исследования сельскохозяйственных животных.
0
 
Рентгенологическое исследование печени,желочных путей и селезенки у животных /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
Чтение рентген-снимков, выполненных при патологиях печени, желчных путей и селезенки
0
 
Рентгенотерапия /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
Лучевая терапия. Применение рентгеновских лучей при лечении онкологий животных.
0
 
Рентгенография сельскохозяйственных животных: крупного рогатого скота,лошадей, свиней,овец и коз /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
Подготовка докладов
0
 
Рентгенодиагностика опорно- двигательного аппарата на наличие болезней /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

6
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
Подготовка докладов
0
 
Рентгенодиагностика органов грудной клетки и диафрагмы животных при заболеваниях /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

6
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
Подготовка докладов
0
 
Рентгенологическое исследование печени, желчных путей и селезенки у животных. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

6
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
Подготовка докладов
0
 
Рентгенотерапия /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

6
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
Подготовка докладов
0
 
 
Раздел 3. Зачет

 
Ветеринарная ретгенология /Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

0
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
Основные методы рентгенологического исследования (Рентгеноскопия, рентгенография)

Стандартные ( прямые, боковые, косые) и нестандартные проекции. Значение проекции в рентгенологии. . Многоосевое исследование.

Естественное и искусственное контрастирование. Методики искусственного контрастирования.

Флюорография как метод профилактического исследования. Роль флюорографии в здравоохранении. Возможности флюорографа в клинической рентгенодиагностике.

Формирование рентгеновского изображения и его особенности. Основы рентгеновской скиалогии.

Построение рентгенологического диагноза

Закономерности формирования рентгеновского изображения

Требования к устройству и техническому оснащению рентгеновских кабинетов

 
Оснащенность
 
Рентгеноскопия. Преимущества и недостатки

Рентгенография. Факторы, влияющие на качество рентгенограмм ( напряжение, генерирование излучения, экспозиция, выдержка фокусное расстояние и др.)

Методы лучевой диагностики, не связанные с рентгеновским излучением

Взаимодействие рентгеновского излучения с биологическими объектами. Понятие о радиочувствительности и радиорезистентности биологических тканей.

Способы регистрации ионизирующего излучения. Дозы излучения и единицы измерения. Основные виды дозиметров, применяемых в рентгенологической практике.

Принципы ограничения лучевых нагрузок медицинского персонала, пациентов и всего населения. Особенности защиты детей.

Организация системы радиационной безопасности. ГОСТы на рентгеновские аппараты и оборудование. Основные требования санитарного законодательства к устройству и эксплуатации рентгеновских кабинетов. Пути уменьшения индивидуальных и коллективных доз пациентов.

Радиационный контроль за безопасностью при рентгенологических исследованиях.

Методика рентгенологического исследования черепа (обзорная рентгенография, рентгенография в дополнительных проекциях, томография). КТ и МРТ.

Методики рентгенологического исследования уха. Рентгенография височной кости в специальных проекциях.

Методики рентгенографического исследования носа, носоглотки, околоносовых пазух. Рентгеноскопия пазух. Рентгенография в специальных проекциях.

Методики рентгенографических исследований глаза и глазницы. методики определения локализации инородных тел глаза и глазницы.

Методики рентгенографического исследования зубов и челюстей.

Методики рентгенологического исследования гортани.

Рентгенография шеи с контрастированием глотки и пищевода.

Рентгеноанатомия черепа.

Рентгеноанатомия уха.

Рентгеноанатомия носа, носоглотки и околоносовых пазух.

Рентгеноанатомия глаза и глазницы.

Рентгеноанатомия зубов и челюстей.

Рентгеноанатомия и рентгенофизиология гортани.

Рентгеноанатомия щитовидной и околощитовидной желез.

 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
Не предусмотрено
 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрено
 
1. Основные методы рентгенологического исследования.

2. Доброкачественные и злокачественные опухоли и опухолеподобные образования.

3. Стандартные проекции. Значение проекции в рентгенологии.

4. Методика исследования органов пищеварения.

5. Естественное и искусственное контрастирование. Методики искусственного контрастирования.

6. Методика исследования органов пищеварения.

7. Формирование рентгеновского изображения и его особенности. Основы рентгеновской скиалогии.

8. Острые воспалительные заболевания брюшной полости.

9. Закономерности формирования рентгеновского изображения.

10. Рентгенологическая диагностика заболеваний печени.

11. Требования к устройству и техническому оснащению рентгеновских кабинетов.

12. Контрастные и бесконтрастные методы рентгеновского исследования почек и мочевыводящих путей.

13. Рентгеноскопия. Преимущества и недостатки.

14. Рентгенодиагностика заболеваний костей и суставов.

15. Рентгенография. Факторы, влияющие на качество рентгенограмм.

16. Рентгенодиагностика изменений мягких тканей при заболеваниях опорно-двигательной системы.

17. Методы лучевой диагностики.

18. Рентгенодиагностика осложнений при повреждениях костей и суставов.

19. Радиационный контроль за безопасностью при рентгенологических исследованиях.

20. Нарушения развития опорно-двигательной системы при эндокринных и других заболеваниях.

21. Рентгеноанатомия легких. Долевое и зональное строение легких.

22. Доброкачественные опухоли, опухолевидные и злокачественные образования костей.

23. Миокардиты. Дистрофия миокарда. Миокардиопатия. Перикардиты.

24. Опухоли позвоночника и спинного мозга.

25. Стандартные проекции. Значение проекции в рентгенологии.

26. Методика исследования органов пищеварения.

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
Оснащенность
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Иванов В. П.
Ветеринарная клиническая рентгенология: учебное пособие
СПб.: Лань, 2014
Электронный ресурс
 
Л1.2
Никулин И. А., Ковалев С. П., Максимов В. И., Шумилин Ю. А.
Ветеринарная рентгенология: учебное пособие
СПб.: Лань, 2019
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Воронин Е. С., Сноз Г. В., Васильев М. Ф., Ковалев С. П., Воронин Е. С.
Клиническая диагностика с рентгенологией: учебник
М.: КолосС, 2006
20
 
Л2.2
Стекольников А. А., Ковалев С. П., Нарусбаева М. А.
Рентгенодиагностика в ветеринарии: учебник
СПб.: СпецЛит, 2016
0
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
6.3.1.2
SuperNovaReaderMagnifier
6.3.1.3
Office 2007 Suites
6.3.1.4
MozillaFirefox
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
6.3.2.4
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.5
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
6.3.2.6
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
411
Учебная аудитория
Доска классная, жалюзи вертикальные тканевые Лайн/светло-бежевые 1900*2290 (3 шт.), стол ученический (29 шт.), стул ученический (58 шт.), кафедра настольная (1 шт.), демонстрационное оборудование (проектор Acer X128H DLP XGA 1024*768, экран на штативе Projecta 200*200, ноутбук Aser Asp T2370) и учебно-наглядные пособия
Лек
 
123
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
СР
 
412
Учебная аудитория
Ученические столы (12 шт.),стулья (24 шт.), стол преподавателя (1 шт.), стул преподавателя (1 шт.), доска классная (1шт.), шкаф стеклянный (2 шт.)
Пр
 
Оснащенность
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и практическими занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего, промежуточного форм контроля.

Система знаний по дисциплине «Ветеринарная рентгенология» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.

Для освоения дисциплины студентами необходимо:

1. посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

2. посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы,  тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях разбираются тестовые задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.

3. систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из литературы, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

4. под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

5. при возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Оперативная хирургия с топографической анатомией», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:

1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.

2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.

3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.

4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов. 

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________