(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Клиническая ветеринария
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Клиническая ветеринария, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
(абсолютный, расчетный, относительный-сравнительный).
/Пр/
2. Строение вещества. Электронная оболочка. Ядро атома.
3. Понятие об изотопах, изомерах, изобарах и изотонах. Ядерные силы, дефект массы.
4. Явление радиоактивности (РА). Естественная РА и РА семейства.
5. Характеристика РА излучений.
7. Закон радиоактивного распада. Активность РА элемента. Единицы активности.
8. Взаимодействие заряженных частиц с веществом.
9. Взаимодействие нейтронов с веществом.
10. Взаимодействие гама-излучения с веществом.
11. Дозиметрия. Радиометрия. Определение. Доза излучения. Мощность дозы. Единицы измерения.
12. Приборы и приспособления для обнаружения и регистрации ионизирующих излучений. Общие сведения.
13. Приборы для измерения ионизирующих излучений. Радиометры. Классификация. Устройство. Принцип работы.
14. Приборы для измерения ионизирующих излучений. Дозиметры. Классификация. Устройство. Принцип работы.
15. Приборы для измерения ионизирующих излучений. Спектрометры. Устройство.
16. Основные методы измерения радиоактивности. Классификация, их сущность.
17. Механизм биологического действия ионизирующих излучений.
18. Теории прямого, непрямого действия ионизирующих излучений.
19. Влияние ионизирующих излучений на клетку, ткани.
20. Влияние ионизирующих излучений на органы, системы органов.
21. Влияние ионизирующих излучений на иммунологическую реактивность животных.
22. Значение естественной РА и малых доз ионизирующих излучений в биологических процессах.
23. Основные факторы, обуславливающие токсичность радионуклидов.
24. Факторы, определяющие степень биологического действия РА изотопов.
25. Характеристика путей поступления радионуклидов и их смесей в организм сельскохозяйственных животных. (Всасывание. Распределение. Накопление. Выделение радионуклидов из организма).
26. Метаболизм и токсикология некоторых радионуклидов: Йод. Стронций. Молибден. Цезий. Краткая характеристика.
27. Метаболизм и токсикология некоторых радионуклидов: Иттрий. Радий. Плутоний. Рутений. Краткая характеристика.
28. Метаболизм и токсикология некоторых радионуклидов: Торий. Цинк. Цирконий. Тритий. Углерод. Краткая характеристика.
29. Хроническое поступление радионуклидов в организм животных. Накопление. Переход в продукцию (при разовом и хроническом поступлении радионуклидов в организм).
30. Основы радиационной безопасности и организация работы с радиоактивными веществами.
31. Радиометрия. Устройство и принцип работы радиометров. Основные методы измерения радиоактивности при радиационной экспертизе объектов ветеринарного надзора.
32. Приборы и методы дозиметрического контроля. Устройство. Порядок работы, классификация (индивидуальные и общего пользования).
33. Системы и методы радиационного контроля объектов ветеринарного надзора. Оценка радиационной обстановки с помощью полевых радиометров.
Вопросы на оценку понимания/умений студента
34. Правила отбора и подготовки проб для радиационной экспертизы.
35. Определения активности стронция-90 и цезия-137 в молоке, мясе и костях животных.
36. Спектрометрические методы радиационной экспертизы кормов и продуктов животноводства.
37. Клинико-гематологические и патоморфологические изменения у животных при лучевой болезни. Особенности лучевой болезни при внутреннем облучении.
38. Радиоиммунологическое определение гормонов у сельскохозяйственных животных. Применение радионуклидов для изучения обмена веществ у животных. Использование радиационной технологии в животноводстве и ветеринарии.
39. Лучевая болезнь. Острая и хроническая.
40. Видовые особенности течения лучевой болезни у сельскохозяйственных животных и птицы.
41. Лучевая болезнь. Диагностика. Лечение. Профилактика.
42. Лучевые (радиационные) ожоги кожных покровов у животных. Диагностика. Лечение.
43. Комбинированные лучевые поражения. Особенности заживления ран, ожогов и переломов костей на фоне лучевой болезни.
44. Отдаленные последствия действия радиации (неопухолевые и опухолевые формы; генетическое действие ионизирующих излучений).
45. Естественные и искусственные источники ионизирующих излучений и радионуклидов. Общие закономерности перемещения радиоактивных веществ в биосфере.
46. Физико-химическое состояние радионуклидов в воде, почве и кормах.
47. Пути поступления радионуклидов во внешнюю среду, в кормовые культуры и загрязнение ими продукции животноводства (мясо, молоко, яйцо).
48. Миграция радионуклидов по сельскохозяйственным цепочкам.
49. Прогноз поступления радионуклидов в продукцию растениеводства и животноводства.
50. Мероприятия по снижению поступления радионуклидов в кормовые культуры.
51. Режим питания и содержания животных при радиоактивном загрязнении среды (особенности ведения животноводства).
52. Особенности проведения ветеринарных мероприятий в зонах радионуклидного загрязнения.
53. Радиометрическая и радиохимическая экспертиза объектов ветеринарного надзора. Принципы, цели и задачи.
54. Основные принципы организации и методы радиологического контроля в ветеринарии. Цели и задачи.
55. Использование радиоактивных изотопов и ионизирующих излучений для диагностики болезней и лечения животных.
56. Радиационная технология в растениеводстве. Особенности.
57. Радиационная технология в животноводстве. Особенности.
58. Радиоиммунологический анализ. Цели и задачи.
59. Радиоиндикационный метод (метод меченных атомов. Нейтронноактивационный анализ. Цели и задачи.
61.Определение суммарной бета-активности кормов и продуктов животноводства по зольному остатку.
62. Радиологический контроль продукции животного и растительного происхождения на продовольственных рынках.
63. Организация и проведение диспансеризации животных и особенности проведения ветеринарных мероприятий в зонах радиоактивных загрязнений.
64. Технологическая переработка продукции животноводства в целях снижения ее радиоактивной загрязненности.
2. Дозиметрия и радиометрия ионизирующих излучений
3. Основы сельскохозяйственной радиоэкологии
4. Токсикология радиоактивных веществ
5. Ведение сельскохозяйственного производства на землях, загрязненных радионуклидами
6. Биологическое действие ионизирующих излучений
Лучевые поражения
7. Ветеринарно-санитарная оценка продуктов животноводства при радиационных поражениях
8. Радиологический контроль объектов ветеринарного надзора
9. Использование радионуклидных методов и радиационной биотехнологии в животноводстве и ветеринарии
10.Основы радиационной безопасности и организация работы с радиоактивными веществами
Тематика реферата
1. Предмет «Ветеринарная радиобиология». Задачи. Краткая история. Связь с другими дисциплинами.
2. Строение вещества. Электронная оболочка. Ядро атома.
3. Понятие об изотопах, изомерах, изобарах и изотонах. Ядерные силы, дефект массы.
4. Явление радиоактивности (РА). Естественная РА и РА семейства.
5. Характеристика РА излучений.
6. Типы ядерных превращений. Искусственные преобразования атомных ядер.
7. Закон радиоактивного распада. Активность РА элемента. Единицы активности.
8. Взаимодействие заряженных частиц с веществом.
9. Взаимодействие нейтронов с веществом.
10. Взаимодействие гама-излучения с веществом.
11. Дозиметрия. Радиометрия. Определение. Доза излучения. Мощность дозы. Единицы измерения.
12. Приборы и приспособления для обнаружения и регистрации ионизирующих излучений. Общие сведения.
13. Приборы для измерения ионизирующих излучений. Радиометры. Классификация. Устройство. Принцип работы.
14. Приборы для измерения ионизирующих излучений. Дозиметры. Классификация. Устройство. Принцип работы.
15. Приборы для измерения ионизирующих излучений. Спектрометры. Устройство.
16. Основные методы измерения радиоактивности. Классификация, их сущность.
17. Механизм биологического действия ионизирующих излучений.
18. Теории прямого, непрямого действия ионизирующих излучений.
19. Влияние ионизирующих излучений на клетку, ткани.
20. Влияние ионизирующих излучений на органы, системы органов.
1. посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения основных понятий, законов, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях разбираются тестовые задания и задания,
3. систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из литературы, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. при возникающих затруднениях при освоении дисциплины, для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:
1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.
2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.
3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.
4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году