2024-2025_36_05_01_24-1 Ветеринария_plx_Токсикология
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Морфологии, акушерства и терапии
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
26.03.2024 г.
 
Б1.В.06
Токсикология
Специальность 36.05.01 Ветеринария

Направленность (профиль) Клиническая ветеринария

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
экзамен зачет    
Виды контроля:
часов на контроль
36
самостоятельная работа
38
аудиторные занятия
70
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Ветеринарный врач
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

7 (4.1)
8 (4.2)
Итого
Недель
16 3/6
18 1/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
8
8
18
18
26
26
Практические
8
8
36
36
44
44
В том числе инт.
4
4
10
10
14
14
Итого ауд.
16
16
54
54
70
70
Кoнтактная рабoта
16
16
54
54
70
70
Сам. работа
20
20
18
18
38
38
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
36
36
108
108
144
144
 
 
 
Программу составил(и):
канд. ветеринар. наук, доц., Кондручина С.Г.
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 36.05.01 Ветеринария (приказ Минобрнауки России от 22.09.2017 г. № 974).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Токсикология" в основу положены:
2. Учебный план: Специальность 36.05.01 Ветеринария

Направленность (профиль) Клиническая ветеринария, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Семенов В.Г. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Семенов В.Г. 
Председатель методической комиссии факультета  Ефимова И.О.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
изучение токсических веществ (ядов) антропогенного и естественного происхождения на организм сельскохозяйственных, диких и промысловых животных, рыб и пчел, на их продуктивность, воспроизводительную функцию и санитарное качество продуктов животноводства.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
Б1.В
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Ветеринарная фармакология
2.1.2
Учебная практика, общепрофессиональная практика
2.1.3
Гематология
2.1.4
Кормление животных с основами кормопроизводства
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Государственный ветеринарный надзор
 
2.2.2
Дерматология
 
2.2.3
Производственная практика, врачебно-производственная практика
 
2.2.4
Реконструктивно-восстановительная хирургия
 
2.2.5
УЗИ диагностика
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ПК-2. Способен разрабатывать алгоритмы и критерии выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии при инфекционных, паразитарных и неинфекционных заболеваниях, осуществлять мониторинг эпизоотической обстановки, экспертизу и контроль мероприятий по борьбе с зоонозами, охране территории РФ от заноса заразных болезней из других государств, проводить карантинные мероприятия и защиту населения в очагах особо опасных инфекций при ухудшении радиационной обстановки и стихийных бедствиях
 
ПК-2.1 Знать: значение генетических, зоосоциальных, зоотехнологических, природных, антропогенных факторов риска, определяющих инфекционную и инвазионную патологию животных; методы асептики и антисептики; эффективные средства и методы диагностики и профилактики
 
 
 
ПК-2.2 Уметь: проводить эпизоотологическое обследование объекта в различных эпизоотических ситуациях с анализом, постановкой диагноза, разработкой противоэпизоотических мероприятий; осуществлять профилактику, диагностику и лечение животных при инфекционных и инвазионных болезнях; разрабатывать комплекс мероприятий по профилактике бесплодия животных
 
 
 
ПК-2.3 Иметь практический опыт: владения врачебным мышлением, основными методами профилактики болезней животных инфекционной и инвазионной этиологии; осуществления клинического обследованиям животных; применения методов ветеринарной санитарии и оздоровления хозяйств; диагностики состояния репродуктивных органов и молочной железы, применения методов профилактики родовой и послеродовой патологии
 
 
 
ПК-3. Способен использовать и анализировать фармакологические и токсикологические характеристики лекарственного сырья, препаратов, биологически активных добавок и биологически активных веществ для лечебно-профилактической деятельности, осуществлять контроль качества и соблюдение правил производства, реализации кормов, кормовых добавок и ветеринарных препаратов
 
ПК-3.1 Знать: фармакологические и токсикологические характеристики лекарственного сырья, лекарственных препаратов, биопрепаратов и биологических активных добавок, правила производства, хранения, качества и реализации биологических и иных ветеринарных препаратов, предназначенных для профилактики болезней и лечения животных
 
 
 
ПК-3.2 Уметь: анализировать действия лекарственных препаратов, расшифровывать механизмы формирования ответных рефлекторных и гуморальных реакций при действии лекарственных средств на организм животного, контролировать производство лекарственных препаратов и биопрепаратов
 
 
 
ПК-3.3 Иметь практический опыт: применения лекарственных препаратов, биопрепаратов, биологических активных добавок для профилактики и лечения болезней животных различной этиологии, а также фармакологической терминологией
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
 
Оснащенность
 
3.1.1
цель, задачи и основные перспективы ветеринарной токсикологии; основные методики определения токсических веществ в корма; ветеринарные объекты, где допускаются  применения токсических веществ; Классификацию токсических веществ, используемых в ветеринарии; влияние токсических веществ на организм животных; отравление животных пестицидами; фософорорганические соединения, применяемые в сельском хозяйстве; отравление животных маталлсодержащими соединениями; отравления животных соединениями мышьяка, меры профилактик и лечения; отравление животных недоброкачественными кормами; отравление животных шротами и жмыхами, меры лечения и профилактики; отравление животных кормами, пораженными токсическими грибами; отравление животных ядовитыми растениями, меры лечения и профилактики; отравление животных ядами животного происхождения (ядами змей, пчел).
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
отобрать пробы грубых кормов для токсикологических исследований; отобрать  пробы сочных кормов для токсикологических исследований; отобрать пробы концентрированных кормов для токсикологических исследований; отобрать пробы кормовых добавок для токсикологических исследований; проводить органолептический анализ всех видов кормов; определить общей токсичности кормов биопробой на кроликах; определить токсичность фуражного зерна и комбинированных кормов; определить в атмосферном воздухе вредных газов; определить в помещениях для животных и птиц токсических газов; определить ядовитых трав в грубых кормах; определить в разных видах кормов  содержание натрия хлорида; определить в разных видах кормов  нитратов и нитритов; определить в сене алколоидов биологической пробой; определить аммиака в сочных кормах- силосе и сенаже; определить соланина в картофеле; определить пораженность фуражного зерна токсическими грибами; определить госсипола в хлопчатниковом жмыхе; определить синильной кислоты в льняном жмыхе.
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
постановки диагноза при отравлениях животных ядовитыми веществами; определения пораженности кормов токсическими веществами; определения в кормах токсических веществ в лабораторных условиях; взятия проб внутренних органов, павших от токсикозов животных; лабораторного исследования кормов с целью установления токсических веществ; работы на современных приборах по определению токсических веществ в кормах; организации лечебной работы с больными  животными; организации профилактической работы по недопущению токсикозов животных; постановки диагноза при отравлениях животных с отравляющими веществами.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Введение

 
Введение. История ветеринарной токсикологии и ее основные достижения. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
7
0
Проблемная лекция
0
 
Роль ветеринарных специалистов в предотвращении отравлений животных и улучшении санитарно-гигиенического качества продукции животноводства, птицеводства, рыбоводства, пчеловодства.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

4
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
7
0
Работа с учебной литературой. Подготовка докладов. Поиск и обзор научных публикаций, электронных источников информации, подготовка заключения по обзору. Анализ фактических материалов, составление выводов на основе проведенного анализа.
0
 
 
Раздел 2. Химико-токсикологический анализ

 
Оснащенность
 
Интенсификация промышленности, химизация сельского хозяйства и их влияние на здоровье сельскохозяйственных и диких животных, рыб, пчел, их продуктивность и продукты животноводства. Виды токсикозов.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
7
2
Проблемная лекция
0
 
Предмет и задачи ветеринарной токсикологии. Физико-химические свойства токсических веществ (пестицидов) /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
7
2
Изучение предмета и задач ветеринарной токсикологии. Изучение физико-химических свойств токсических веществ 
0
 
Интенсификация промышленности, химизация сельского хозяйства и их влияние на здоровье сельскохозяйственных и диких животных, рыб, пчел, их продуктивность и продукты животноводства. Виды токсикозов.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

4
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
7
0
Работа с учебной литературой. Подготовка докладов. Поиск и обзор научных публикаций, электронных источников информации, подготовка заключения по обзору. Анализ фактических материалов, составление выводов на основе проведенного анализа.
0
 
 
Раздел 3. Общая токсикология 

 
Токсические вещества и их классификация по токсичности и опасности.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
7
0
Проблемная лекция
0
 
Токсико-гигиеническая характеристика основных групп пестицидов  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
7
0
Проблемная лекция
0
 
Классификация отравлений в зависимости от свойств ядохимикатов /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
8
2
Проблемная лекция
0
 
Основные данные для диагностики отравлений сельскохозяйственных животных /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
8
2
Проблемная лекция
0
 
Оснащенность
 
Порядок отбора проб биоматериалов и  доставка их в ветлабораторию для токсикологического исследования. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
7
0
Изучение порядока отбора проб биоматериалов и  доставка их в ветлабораторию для токсикологического исследования.
0
 
Правила отбора проб грубых кормов и отправка их в ветлабораторию для токикологического исследования. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
7
0
Изучение правила отбора проб грубых кормов и отправка их в ветлабораторию для токикологического исследования.
0
 
Порядок отбора концентрированных кормов, комбикормов и кормовых добавок в ветлабораторию для токсикологического анализа /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
7
0
Изучение порядка отбора концентрированных кормов, комбикормов и кормовых добавок в ветлабораторию для токсикологического анализа
0
 
Лабораторное исследование кормов при  подозрении поражения их микроскопическими ядовитыми грибами. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
8
0
Лабораторное исследование кормов при  подозрении поражения их микроскопическими ядовитыми грибами.
0
 
Определение в атмосферном воздуха и  воздухе животноводческих помещений токсических газов /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
8
0
Определение в атмосферном воздуха и  воздухе животноводческих помещений токсических газов
0
 
Органолептический анализ грубых, сочных и концентрированных кормов /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
8
0
Органолептический анализ грубых, сочных и концентрированных кормов
0
 
Определение рН силоса и сенажа универсальным индикатором и рН-метром /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
8
0
Определение рН силоса и сенажа универсальным индикатором и рН-метром
0
 
Оснащенность
 
Токсические вещества и их классификация по токсичности и опасности.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

12
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
7
0
Работа с учебной литературой. Подготовка докладов. Поиск и обзор научных публикаций, электронных источников информации, подготовка заключения по обзору. Анализ фактических материалов, составление выводов на основе проведенного анализа.
0
 
 
Раздел 4. Частная токсикология

 
Токсикология фосфорорганических соединений /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
8
0
Проблемная лекция
0
 
Токсикология неорганических соединений /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
8
0
Проблемная лекция
0
 
Отравление поваренной солью и карбамидом /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
8
0
Проблемная лекция
0
 
Отравление нитратами и нитритами /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
8
0
Проблемная лекция
0
 
Токсикология органический соединений /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
8
0
Проблемная лекция
0
 
Фито- и микотоксикозы /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

4
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
8
0
Проблемная лекция
0
 
Определение в почве аммиачных соединений /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
8
2
Определение в почве аммиачных соединений
0
 
Определение в силосе и сенаже сульфатов и хлоридов качественными и количественными методами /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
8
2
Определение в силосе и сенаже сульфатов и хлоридов качественными и количественными методами
0
 
Оснащенность
 
Отбор проб воды  из водоисточников и определение в ней токсических веществ /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
8
0
Отбор проб воды  из водоисточников и определение в ней токсических веществ
0
 
Определение аммиака в питьевой воде /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
8
0
Определение аммиака в питьевой воде
0
 
Определение нитратов и нитритов в кормах /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

4
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
8
2
Определение нитратов и нитритов в кормах
0
 
Определение спор токсических грибов в кормах и питьевой воде /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

4
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
8
0
Определение спор токсических грибов в кормах и питьевой воде
0
 
Определение в зерне мучнистых клещей, и амбарных долгоносиков /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
8
0
Определение в зерне мучнистых клещей, и амбарных долгоносиков
0
 
Диагностика отравлений животных натрия хлоридом /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
8
0
Диагностика отравлений животных натрия хлоридом
0
 
Определение поваренной соли в зерновых кормах и комбикормах /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
8
0
Определение поваренной соли в зерновых кормах и комбикормах
0
 
Определение синильной кислоты в хлопчатниковом жмыхе /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
8
0
Определение синильной кислоты в хлопчатниковом жмыхе
0
 
Определение госсипола в хлопчатниковом жмыхе /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
8
0
Определение госсипола в хлопчатниковом жмыхе
0
 
Определение токсичности кормов биопробой на лягушках и кроликах /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
8
0
Определение токсичности кормов биопробой на лягушках и кроликах
0
 
Оснащенность
 
Токсикология фосфорорганических соединений. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

3
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
8
0
Работа с учебной литературой. Подготовка докладов. Поиск и обзор научных публикаций, электронных источников информации, подготовка заключения по обзору. Анализ фактических материалов, составление выводов на основе проведенного анализа.
0
 
Токсикология неорганических соединений /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

3
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
8
0
Работа с учебной литературой. Подготовка докладов. Поиск и обзор научных публикаций, электронных источников информации, подготовка заключения по обзору. Анализ фактических материалов, составление выводов на основе проведенного анализа.
0
 
Отравление поваренной солью и карбамидом. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

3
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
8
0
Работа с учебной литературой. Подготовка докладов. Поиск и обзор научных публикаций, электронных источников информации, подготовка заключения по обзору. Анализ фактических материалов, составление выводов на основе проведенного анализа.
0
 
Оснащенность
 
Отравление нитратами нитритами. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

3
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
8
0
Работа с учебной литературой. Подготовка докладов. Поиск и обзор научных публикаций, электронных источников информации, подготовка заключения по обзору. Анализ фактических материалов, составление выводов на основе проведенного анализа.
0
 
Токсикология органических соединений /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

3
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
8
0
Работа с учебной литературой. Подготовка докладов. Поиск и обзор научных публикаций, электронных источников информации, подготовка заключения по обзору. Анализ фактических материалов, составление выводов на основе проведенного анализа.
0
 
Фито- и микотоксикозы /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

3
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
8
0
Работа с учебной литературой. Подготовка докладов. Поиск и обзор научных публикаций, электронных источников информации, подготовка заключения по обзору. Анализ фактических материалов, составление выводов на основе проведенного анализа.
0
 
 
Раздел 5. Экзамен

 
Оснащенность
 
Экзамен /Экзамен/
Л1.1 Л1.2Л2.1

36
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
8
0
Экзамен
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1. Правила взятия патматериалов, кормов и воды в лабораторию.

2. Предмет и задачи ветеринарной токсикологии.

3. История ветеринарной токсикологии.

4. Роль ветеринарных специалистов в предотвращении отравлений животных.

5. Правила отбора проб биоматериалов для токсикологического исследования.

6. Правила доставки биоматериалов в ветлабораторию для токсикологического анализа.

7. Правила отбора проб грубых кормов для токсикологического анализа.

8. Правила доставки грубых кормов в ветлабораторию для токсикологического анализа.

9. Порядок отбора проб концентрированных кормов, комбикормов и кормовых добавок для токсикологического анализа.

10. Правила доставки проб концентрированных кормов, комбикормов и кормовых добавок для токсикологического анализа.

11. Последовательные этапы определения ядохимикатов в биологических объектах.

12. Методы исследования пестицидов.

13. Основные свойства хлорорганических пестицидов.

14. Классификация химических веществ по их токсичности.

15. Показатели токсичности.

16. Классификация по биологически активным веществам.

17. Расскажите, о правильном оформлении документации.

18. На каком основании делают заключение о пригодности кормов.

19. Объясните закономерности действия токсических веществ на организм животного.

20. Токсикодинамика токсических веществ.

21. Токсикокинетика токсических веществ. 

 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
1. Инсектоакарициды (ФОС и ХОС). 2. Общие принципы лечения медикаментозных отравлений. Противоядия при отравлениях. 3. Правила взятия, упаковки и пересылки патматериалов, кормов и воды в лабораторию. 4. Основные симптомы острого отравления ФОС. 5. Выписать рецепты при отравлении животных мышьяком. 6. Последовательные этапы определения ядохимикатов в биологических объектах. 7. Механизм действия ФОС. 8. Выписать средства при отравлении ртутьорганическими соединениями. 9. Методы исследования пестицидов. 10. Основные свойства хлорорганических пестицидов. 11. Выписать рецепты при отравлении поваренной солью. 12. Методы исследования кормовых средств, пораженным микроскопическими грибами. 13. Классификация химических веществ по их токсичности. 14. Производные карбаминовой кислоты (применение, токсикодинамика, клиника, лечение). 15. Выписать рецепты при отравлении животных ФОС. 16. Показатели токсичности. 17. Фосфид цинка, применение, токсикодинамика, клиника, лечение. Классификация по биологически активным веществам 18. Хлорофос, гипердерминхлорофос, карбофос, фосфамид (применение, токсикодинамика, клиника, лечение). 19. Выписать рецепты при отравлении животных нитратами и нитритами. 20. Синтетические пиретроиды (применение, токсичность, клиника, лечение). 21. Выписать рецепты при отравлении животных микотоксинами. 22. Методы определения ФОС. 23. Производные тиокарбаминовой кислоты (применение, токсикодинамика, клиника, лечение). 24. Методы определения ХОС. 25. Производные хлор феноксиуксусной кислоты (применение, токсикодинамика, клиника, лечение, профилактика). 26. Выписать рецепты при отравлении животных мочевиной. 27. Методы определения натрия хлорида. лечение, профилактика). 28. Медьсодержащие препараты (применение, токсикодинамика, клиника, 29. Гетероциклические соединения: бродифакум, клерат, зоокумарин (применение, токсикодинамика, клиника, лечение). 30. Выписать рецепты при отравлении препаратами мышьяка. 31. Отравление ртутьсодержащими соединениями (применение, токсикодинамика, клиника, лечение, профилактика). 32. Выписать рецепты при отравлении животных ХОС.
 
Оснащенность
 
33. Методы определения нитритов и нитратов. 34. Отравление свинецсодержащими соединениями (применение, токсикодинамика, клиника, лечение, профилактика). 35. Выписать рецепты при отравлении животных микотоксинами. 36. Отравление  фторсодержащими соединениями (применение, токсикодинамика, клиника, лечение, профилактика). 37. Методы определения микотоксинов. 38. Отравление животных карбамидом (применение, токсикодинамика, клиника, лечение, профилактика). 39. Выписать рецепты при отравлении фторсодержащими соединениями. Показатели токсичности. 40. Отравление животных поваренной солью (токсикодинамика, клиника, лечение, профилактика). 41. Отравления картофелем, свеклой, кукурузой (токсикодинамика, клиника, паткартина, лечение). 42. Методы определения металлоидов. 43. Отравление животных шротами и жмыхами (токсикодинамика, клиника, паткартина, лечение). 44. Выписать рецепты при отравлении животных фосфидом цинка. Показатели токсичности. 45. Отравление ядовитыми растениями с поражением пищеварительной системы (токсикодинамика, клиника, лечение). 46. Классификация химических веществ по их токсичности. 47. Отравления синильной кислотой при поедании животных растительных кормов (токсикодинамика, клиника, лечение). 48. Классификация по биологически активным веществом. 49. Отравления ядовитыми растениями с поражением нервной системы. 50. Метод обнаружения соланина в картофеле. 51. Фузариотоксикоз (токсикодинамика, клиника, лечение). 52. Выписать рецепты при отравлении животных производными карбаминовой ки-слоты. 53. Стахиботриотоксикоз (токсикодинамика, клиника, лечение). 54. Выписать рецепты при отравлении животных мочевиной. 55. Клавицептотоксикоз (токсикодинамика, клиника, лечение). Вопросы на проверку понимания 1.Как проводится отбор проб и пересылка на исследование. 2. Расскажите, о правильном оформлении документации. 3. Какими методами проводится качественное исследование на токсичность кормов. 4. Какими методами проводится количественный анализ кормов на токсичность. 5. На каком основании делают заключение о пригодности кормов. 6. Объясните закономерности действия токсических веществ на организм животного. 7. Как вы объясняете токсикодинамику, токсикокинетику токсических веществ. 8. Принципы лечения отравлений. 9. Механизм действия антидотов. 10. Механизм отравления животных поваренной солью (токсикодинамика, клиника, лечение, профилактика). 11. Отравление ртутьсодержащими соединениями (применение, токсикодинамика, клиника, лечение, профилактика). 12. Отравление свинецсодержащими соединениями (применение, токсикодинамика, клиника, лечение, профилактика). 13. Отравление фторсодержащими соединениями (применение, токсикодинамика, клиника, лечение, профилактика). 14. Медьсодержащие препараты (применение, токсикодинамика, клиника, лечение, профилактика). 15. Расскажите, как вы понимаете механизм действия ФОС? 16. Какими свойствами обладают хлорорганические пестициды? 17. Какие основные симптомы острого отравления ФОС вы знаете? 18. Отравление животных карбамидом (применение, токсикодинамика, клиника, лечение, профилактика). 19. Производные тиокарбаминовой кислоты  (применение, токсикодинамика, клиника, лечение). 20. Производные хлор феноксиуксусной кислоты (применение, токсикодинамика, клиника, лечение, профилактика). 21. Как можно диагностировать отравление животных шротами и жмыхами (токсикодинамика, клиника, паткартина, лечение). 22. Как можно диагностировать отравление ядовитыми растениями с поражением пищеварительной системы (токсикодинамика, клиника, лечение). 23. Как можно диагностировать отравление картофелем, свеклой, кукурузой (токсикодинамика, клиника, паткартина, лечение). 24. Как можно диагностировать отравления синильной кислотой при поедании животных растительных кормов (токсикодинамика, клиника, лечение). 25. Что предпринимают при отравлении ядовитыми растениями с поражением нервной системы. 26. Как можно диагностировать фузариотоксикоз (токсикодинамика, клиника, лечение).
 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрено.
 
1.Инсектоакарициды (ФОС и ХОС). 2.Общие принципы лечения медикаментозных отравлений. 3.Противоядия при отравлениях. 4. Гетероциклические соединения: бродифакум, клерат, зоокумарин (применение, токсикодинамика, клиника, лечение). 5. Клавицептотоксикоз (токсикодинамика, клиника, лечение). 6. Классификация по биологически активным веществам 7. Классификация химических веществ по их токсичности.
5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
Оснащенность
 
8. Медьсодержащие препараты (применение, токсикодинамика, клиника, лечение, профилактика). 9. Механизм действия ФОС. 10. Основные свойства хлорорганических пестицидов. 11. Основные симптомы острого отравления ФОС. 12. Отравление животных карбамидом (применение, токсикодинамика, клиника, лечение, профилактика). 13. Отравление животных поваренной солью (токсикодинамика, клиника, лечение, профилактика). 14. Отравление животных  шротами и жмыхами  (токсикодинамика, клиника, паткартина, лечение). 15. Отравление ртутьсодержащими соединениями (применение, токсикодинамика, клиника, лечение, профилактика). 16. Отравление свинецсодержащими соединениями (применение, токсикодинамика, клиника, лечение, профилактика). 17. Отравление фторсодержащими соединениями (применение, токсикодинамика, клиника, лечение, профилактика). 18. Отравление ядовитыми растениями с поражением пищеварительной системы (токсикодинамика, клиника, лечение). 19. Отравления картофелем, свеклой, кукурузой (токсикодинамика, клиника, паткартина, лечение). 20. Отравления синильной кислотой при поедании животных растительных кормов (токсикодинамика, клиника, лечение). 21. Отравления ядовитыми растениями с поражением нервной системы. 22. Производные карбаминовой кислоты (применение, токсикодинамика, клиника, лечение). 23. Производные тиокарбаминовой кислоты  (применение, токсикодинамика, клиника, лечение). 24. Производные хлор феноксиуксусной кислоты (применение, токсикодинамика, клиника, лечение, профилактика). 25. Синтетические пиретроиды (применение, токсичность, клиника, лечение). 26. Стахиботриотоксикоз (токсикодинамика, клиника, лечение). 27. Фосфид цинка, применение, токсикодинамика, клиника, лечение. 28. Фузариотоксикоз (токсикодинамика, клиника, лечение). 29. Хлорофос, гипердерминхлорофос, карбофос, фосфамид (применение, токсикодинамика, клиника, лечение).
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Аргунов М. Н.
Ветеринарная токсикология с основами экологии: учебник
СПб.: Лань, 2007
16
 
Л1.2
Жуленко В. Н., Таланов Г. А., Рабинович М. И., Жуленко В. Н.
Ветеринарная токсикология: учебник
М.: Колос, 2001
43
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Жуленко В. Н., Таланов Г. А., Смирнова Л. А., Жуленко В. Н.
Токсикология: учебник
М.: КолосС, 2013
Электронный ресурс
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
6.3.1.2
SuperNovaReaderMagnifier
6.3.1.3
Office 2007 Suites
6.3.1.4
MozillaFirefox
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
6.3.2.3
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.4
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
Оснащенность
 
409
Учебная аудитория
Доска классная (1 шт.), стол 4-х местный со скамейкой (20 шт.), стол однотумбовый (1 шт.), демонстрационное оборудование (полотно рулонное на штативе Classic Libra, проектор Acer X128H DLP XGA 1024*768, ноутбук Aser Asp T2370) и учебно-наглядные пособия
Лек
 
411
Учебная аудитория
Доска классная, жалюзи вертикальные тканевые Лайн/светло-бежевые 1900*2290 (3 шт.), стол ученический (29 шт.), стул ученический (58 шт.), кафедра настольная (1 шт.), демонстрационное оборудование (проектор Acer X128H DLP XGA 1024*768, экран на штативе Projecta 200*200, ноутбук Aser Asp T2370) и учебно-наглядные пособия
Лек
 
406
Учебная аудитория
Доска классная (1 шт.), персональный компьютер (10 шт.), микроскоп биологический БИОМЕД С2вар4 (18 шт.), микроскоп микмед-1вар1/Р11// (7 шт.), стол для преподавателя (1 шт.), стол ученический 2-х местный (8 шт.), стул ISO (1 шт.), стул офисный ISO (10 шт.), стул ученический (16 шт.), шкаф медицинский 2-х ств. железный (2 шт.) с оборудованием
Пр
 
123
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
СР
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Для освоения дисциплины студентами необходимо:

1. посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

2. посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Семинарские и практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.

3. систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из научной литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

4. под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

5. при возникающих затруднениях при освоении дисциплины «История ветеринарии», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________