2024-2025_36_05_01_24-1 Ветеринария_plx_Секционный курс и судебная ветеринарная медицина
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Эпизоотологии, паразитологии и ветеринарной санитарной экспертизы
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
26.03.2024 г.
 
Б1.В.12
Секционный курс и судебная ветеринарная медицина
Специальность 36.05.01 Ветеринария

Направленность (профиль) Клиническая ветеринария

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
  зачет с оценкой   
Виды контроля:
самостоятельная работа
60
аудиторные занятия
48
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Ветеринарный врач
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

9 (5.1)
Итого
Недель
16 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Практические
32
32
32
32
В том числе инт.
8
8
8
8
Итого ауд.
48
48
48
48
Кoнтактная рабoта
48
48
48
48
Сам. работа
60
60
60
60
Итого
108
108
108
108
 
 
 
Программу составил(и):
канд. ветеринар. наук, доц., Никитина Анна Петровна
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 36.05.01 Ветеринария (приказ Минобрнауки России от 22.09.2017 г. № 974).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Секционный курс и судебная ветеринарная медицина" в основу положены:
2. Учебный план: Специальность 36.05.01 Ветеринария

Направленность (профиль) Клиническая ветеринария, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Ефимова И.О. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Семенов В.Г. 
Председатель методической комиссии факультета  Ефимова И.О.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
формирование у студентов теоретических знаний о сущности возникновения и развития структурных изменений в больном организме и практических навыков по их определению для дальнейшего применения в диагностической и лечебно-профилактической работе ветеринарных специалистов.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
Б1.В
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Учебная практика, клиническая практика
2.1.2
Иммунология
2.1.3
Патологическая анатомия животных
2.1.4
Ветеринарная радиобиология
2.1.5
Патологическая физиология животных
2.1.6
Клиническая анатомия
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Производственная практика, врачебно-производственная практика
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ПК-4. Способен понимать сущность типовых патологических процессов и конкретных болезней, проводить вскрытие и устанавливать посмертный диагноз, объективно оценивать правильность лечения в порядке судебно-ветеринарной экспертизы и арбитражного производства, соблюдать правила хранения и утилизации трупов, биологических отходов
 
ПК-4.1 Знать: параметры функционального состояния животных в норме и при патологии; патологическую анатомию животных при постановке посмертного диагноза
 
 
 
ПК-4.2 Уметь: методически правильно производить вскрытие трупов и патоморфологическую диагностику, правильно отбирать, фиксировать и пересылать патологический материал для лабораторного исследования; производить судебно- ветеринарную экспертизу на основе правил ведения документооборота
 
 
 
ПК-4.3 Иметь практический опыт: оценки ветеринарно-санитарного состояния объектов для утилизации трупов животных; осуществления карантинных мероприятий на животноводческих объектах; соблюдения правил хранения и утилизации биологических отходов
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные задачи патологоанатомической службы в ветеринарии, основные понятия патологической анатомии и методы патологоанатомического исследования, сущность общепатологических процессов и заболеваний, их этиологию, патогенез, морфологию, значение для организма, характерные морфологические изменения внутренних органов при важнейших заразных и незаразных болезнях животных, основы клинико-анатомического анализа и принципы построения патологоанатомического диагноза. 
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
методически правильно проводить вскрытие трупов и патоморфологическую диагностику, протоколировать результаты и оформлять заключение о причинах смерти животного, правильно брать, фиксировать и пересылать патологический материал для лабораторного исследования, применять основные методы патогистологической техники для диагностики болезней животных, осуществлять комплексную дифференциальную патоморфологическую диагностику заболеваний животных при вскрытии трупов, а так же при патогистологических исследованиях, проводить судебно-ветеринарную экспертизу.
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
техникой патологоанатомического вскрытия трупов различных видов животных, техникой изготовления патологоанатомических и патогистологических препаратов. 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Общая патологическая анатомия

 
Оснащенность
 
Посмертные изменения в трупе. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
9
0
Контроль выполнения СРС. Опрос на практическом  занятии
0
 
Посмертные изменения в трупе. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

4
ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
9
2
Учебная дискуссия
0
 
Посмертные изменения в трупе. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

8
ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
9
0
Контроль выполнения СРС. Опрос на практическом  занятии
0
 
Документация патологоанатомического вскрытия. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

4
ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
9
0
Контроль выполнения СРС. Опрос на практическом  занятии
0
 
Документация патологоанатомического вскрытия /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
9
0
Контроль выполнения СРС. Опрос на практическом  занятии
0
 
Документация патологоанатомического вскрытия /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

8
ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
9
0
Контроль выполнения СРС. Опрос на практическом  занятии
0
 
Вскрытие трупов жвачных животных. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
9
0
Контроль выполнения СРС. Опрос на практическом занятии.
0
 
Вскрытие трупов жвачных животных. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
9
2
Учебная дискуссия
0
 
Вскрытие трупов жвачных животных. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

14
ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
9
0
Контроль выполнения СРС. Опрос на практическом  занятии
0
 
Вскрытие трупов лошадей, свиней и мелких животных. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
9
0
Контроль выполнения СРС. Опрос на практическом  занятии
0
 
Вскрытие трупов лошадей, свиней и мелких животных. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

6
ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
9
0
Контроль выполнения СРС. Опрос на практическом  занятии
0
 
Вскрытие трупов лошадей, свиней и мелких животных. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

10
ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
9
0
Контроль выполнения СРС. Опрос на практическом  занятии
0
 
Судебно-ветеринарная экспертиза трупа животного.  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
9
2
Учебная дискуссия
0
 
Судебно-ветеринарная экспертиза трупа животного.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

10
ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
9
0
Контроль выполнения СРС. Опрос на практическом  занятии
0
 
Оснащенность
 
Судебно-ветеринарная экспертиза при скоропостижной смерти и асфиксии.

Экспертиза животных при заболеваниях вызванных нарушением режима кормления, содержания и эксплуатации.

Экспертиза животных при заболеваниях заразной и незаразной этиологии.

Экспертиза животных при оказании акушерской помощи, при перинатальной патологии  и гинекологических болезнях.

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
9
0
Контроль выполнения СРС. Опрос на практическом  занятии
0
 
Судебно-ветеринарная экспертиза при скоропостижной смерти и асфиксии. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

4
ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
9
0
Опрос на практическом занятии
0
 
Экспертиза животных при заболеваниях вызванных нарушением режима кормления, содержания и эксплуатации. /Пр/
Л1.1 Л1.2

2
ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
9
0
Контроль выполнения СРС. Опрос на практическом  занятии
0
 
Экспертиза животных при заболеваниях заразной и незаразной этиологии.  /Пр/
Л1.1 Л1.2

2
ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
9
0
Контроль выполнения СРС. Опрос на практическом  занятии
0
 
Экспертиза животных при оказании акушерской помощи, при перинатальной патологии  и гинекологических болезнях. /Пр/
Л1.1 Л1.2

6
ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
9
0
Контроль выполнения СРС. Опрос на практическом  занятии
0
 
Судебно-ветеринарная экспертиза при скоропостижной смерти и асфиксии.

Экспертиза животных при заболеваниях вызванных нарушением режима кормления, содержания и эксплуатации.

Экспертиза животных при заболеваниях заразной и незаразной этиологии.

Экспертиза животных при оказании акушерской помощи, при перинатальной патологии  и гинекологических болезнях. /Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

10
ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
9
0
Контроль выполнения СРС. Опрос на практическом  занятии
0
 
Экспертиза по материалам судебного дела. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

4
ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
9
2
Проблемная лекция. 
0
 
Экспертиза по материалам судебного дела. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
9
0
Контроль выполнения СРС. Опрос на практическом  занятии
0
 
/ЗачётСОц/

0
ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
9
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1. Регистрация и наружный осмотр трупа

2. Организация патологоанатомического вскрытия.

3. Место, оборудование, одежда, инструменты и личная гигиена при  вскрытии.

4. Утилизация трупов животных.

5. Посмертные изменения в трупе.

6. Документация патологоанатомического вскрытия.

7. Особенности вскрытия крупного рогатого скота.

8. Особенности вскрытия лошадей.

9. Особенности вскрытия мелких животных.

10. Патоморфология остеодистрофии молочных коров.

11. Патоморфологические изменения при рахите молодняка.

12. Патоморфология сепсиса.

 
Оснащенность
 
13. Патоморфология сибирской язвы.

14. Патоморфологические изменения при эмфизематозном карбункуле.

15. Патоморфологические изменения при брадзоте овец.

16. Патоморфологические изменения при роже.

17. Патоморфологические изменения при пастереллезе.

18. Сальмонеллезы, их общая характеристика и патоморфологические изменения.

19. Патоморфологические изменения при колибактериозе.

20. Патоморфология туберкулёза.

21. Патоморфологические изменения при сапе лошадей.

22. Патоморфологические изменения при ящуре.

23. Патоморфология оспы овец. Развитие оспенной экзантемы.

24. Бешенство. Патологоанатомические и гистологические изменения. Характеристика телец Бабеша-Негри.

25. Патоморфология классической чумы свиней.

26. Патоморфология африканской чумы свиней.

 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
Не предусмотрено
 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
не предусмотрено

 
1. Некроз

2.Дистрофия

3.Нарушения крово- и лимфообращения

4.Воспаление

5.Регенерация

6.Опухоли и лейкоз

7.Болезни органов пищеварения

8.Болезни органов дыхания

9.Болезни органов сердечно - сосудистой системы

10.Болезни обмена веществ

11.Болезни половых органов самок и самцов

12.Болезни органов мочевой системы

13.Ящур

14.Бруцеллез

15.Туберкулез

16.Бешенство

17.Болезнь Ауески

18.Сибирская язва

19.Сепсис

20.Хламидиозы животных

21.Прионные инфекции

22.Микозы и микотоксикозы

23.Сальмонеллезы животных

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Жаров А. В.
Патологическая анатомия животных: учебник
СПб.: Лань, 2013
Электронный ресурс
 
Л1.2
Жаров А. В., Адамушкина Л. Н., Лосева Т. В., Стрельников А. П.
Патологическая физиология и патологическая анатомия животных: учебник
СПб.: Лань, 2018
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Жаров А. В., Шишков В. П., Жаков М. С., Идрисов Г. З., Кадыров У. Г., Шишков В. П., Жаров А. В.
Патологическая анатомия сельскохозяйственных животных: учебник для вузов
М.: КолосС, 2003
21
 
Оснащенность
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.2
Жаров А. В., Иванов И. В., Стрельников А. П., Жаров А. В.
Вскрытие и патоморфологическая диагностика болезней животных животных: учебник
М.: КолосС, 2003
0
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Вскрытие трупов животных и птиц
 
Э2
Электронные пособия для студентов ветеринаров
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
6.3.1.2
SuperNovaReaderMagnifier
6.3.1.3
MozillaFirefox
6.3.1.4
ОС Windows 7
6.3.1.5
ОС Windows 8
6.3.1.6
ОС Windows 10
6.3.1.7
медиапроигрыватель VLC
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
6.3.2.2
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
6.3.2.3
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
6.3.2.4
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
404
Учебная аудитория
Ученические столы (20 шт.), стол преподавателя (1 шт.), стул (81 шт.),  трибуна (1 шт.), доска классная (1шт.), демонстрационное оборудование (экран настенный с электроприводом (1 шт.), проектор – LG DS125 (1 шт.), ноутбук JBM Lenovo i32350 (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
Лек
 
409
Учебная аудитория
Доска классная (1 шт.), стол 4-х местный со скамейкой (20 шт.), стол однотумбовый (1 шт.), демонстрационное оборудование (полотно рулонное на штативе Classic Libra, проектор Acer X128H DLP XGA 1024*768, ноутбук Aser Asp T2370) и учебно-наглядные пособия
Лек
 
415
Учебная аудитория
Ученические столы (12 шт.), ученические стулья (24 шт.), стол преподавателя (1 шт.), стул преподавателя (1 шт.), стол для лабораторных исследований (1 шт.), трибуна (1 шт.), доска классная (1шт.), полотно рулонное на штативе (1 шт.)
 
123
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
 
408а
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(2 шт.), pH-метр рН-150 МИ (с поверкой), люксметр (1 шт.), микроскоп биологический БИОМЕД С2вар4, рефрактометр РЛ-3, стол (5 шт.), стул п/м (6 шт.), счетчик «Сигма-1» ионов, счетчик гематологический электронный СГ-ЭЦ-15М СПУ
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Для освоения дисциплины студентами необходимо:

 
Оснащенность
 
1. посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

2. посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому  занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.

3. систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

4. под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

5. при возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Патологическая анатомия животных», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:

1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.

2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.

3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.

4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________