2024-2025_36_05_01_24-1 Ветеринария_plx_Лабораторная диагностика
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Морфологии, акушерства и терапии
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
26.03.2024 г.
 
Б1.В.ДВ.01.02
Лабораторная диагностика
Специальность 36.05.01 Ветеринария

Направленность (профиль) Клиническая ветеринария

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
экзамен    
Виды контроля:
часов на контроль
36
самостоятельная работа
18
аудиторные занятия
54
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Ветеринарный врач
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

4 (2.2)
Итого
Недель
19 1/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
18
18
Практические
36
36
36
36
В том числе инт.
10
10
10
10
Итого ауд.
54
54
54
54
Кoнтактная рабoта
54
54
54
54
Сам. работа
18
18
18
18
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
108
108
108
108
 
 
 
Программу составил(и):
д-р ветеринар. наук, проф., Никитин Дмитрий Анатольевич
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 36.05.01 Ветеринария (приказ Минобрнауки России от 22.09.2017 г. № 974).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Лабораторная диагностика" в основу положены:
2. Учебный план: Специальность 36.05.01 Ветеринария

Направленность (профиль) Клиническая ветеринария, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Семенов В.Г. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Семенов В.Г. 
Председатель методической комиссии факультета  Ефимова И.О.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
формирование у будущего специалиста научных знаний, методологические и практические знания, формирующие современную химическую основу для освоения профилирующих учебных дисциплин и выполнения основных профессиональных задач: профилактика и лечения болезней животных, повышения производства доброкачественных продуктов и сырья животного  происхождения, охраны окружающей среды от загрязнений и др.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
Б1.В.ДВ.01
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Анатомия животных
2.1.2
Органическая, физическая и коллоидная химия
2.1.3
Неорганическая и аналитическая химия
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Ветеринарная рентгенология
 
2.2.2
Высшая нервная деятельность и этология животных
 
2.2.3
Зоопсихология
 
2.2.4
Клиническая диагностика
 
2.2.5
Ветеринарная радиобиология
 
2.2.6
Иммунология
 
2.2.7
Лечение и профилактика болезней жвачных животных
 
2.2.8
Лечение и профилактика болезней сельскохозяйственной птицы
 
2.2.9
Оперативная хирургия
 
2.2.10
Патологическая анатомия животных
 
2.2.11
Акушерство и гинекология животных
 
2.2.12
Болезни птиц
 
2.2.13
Болезни пчел и рыб
 
2.2.14
Внутренние незаразные болезни животных
 
2.2.15
Биология и патология мелких домашних, лабораторных, диких, экзотических и зоопарковых животных
 
2.2.16
Общая и частная хирургия
 
2.2.17
Учебная практика, клиническая практика
 
2.2.18
Дерматология
 
2.2.19
Производственная практика, врачебно-производственная практика
 
2.2.20
Реконструктивно-восстановительная хирургия
 
2.2.21
УЗИ диагностика
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ПК-1. Способен использовать базовые знания естественных наук при анализе закономерностей строения и функционирования органов и систем органов, общепринятые и современные методы исследования для диагностики и лечебно-профилактической деятельности на основе гуманного отношения к животным
 
ПК-1.1 Знать: анатомо-физиологические основы функционирования организма, методики клинико-иммунобиологического исследования; способы взятия биологического материала и его исследования; общие закономерности организации органов и систем органов на тканевом и клеточном уровнях; патогенетические аспекты развития угрожающих жизни состояний; общие закономерности строения организма в свете единства структуры и функции; характеристики пород сельскохозяйственных животных и их продуктивные качества; методы оценки экстерьера и их значение в племенной работе, основные методы и способы воспроизводства животных разных видов; учет и оценку молочной и мясной продуктивности животных; инфекционные болезни животных и особенности их проявления
 
 
 
ПК-1.2 Уметь: анализировать закономерности функционирования органов и систем организма, интерпретировать результаты современных диагностических технологий по возрастно-половым группам животных с учетом их физиологических особенностей; использовать экспериментальные, микробиологические и лабораторно-инструментальные методы при определении функционального состояния животных; применять специализированное оборудование и инструменты; планировать и осуществлять комплекс профилактических мероприятий
 
 
 
Оснащенность
 
ПК-1.3 Иметь практический опыт: применения методов исследования состояния животного; применения приемов выведения животного из критического состояния; прогнозирования результатов диагностики, лечения и оценки возможных последствий; применения методов оценки экстерьера и интерьера животных, методов учета и оценки продуктивности сельскохозяйственных животных разных видов, применения различных методов разведения для повышения племенных, продуктивных и резистентных качеств животных; владения техническими приёмами микробиологических исследований
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
- технические возможности современного специализированного оборудования, методы решения задач профессиональной деятельности;
3.1.2
- анатомо-физиологические основы функционирования организма, методики клинико-иммунобиологического исследования; способы взятия биологического материала и его исследования; общие закономерности организации органов и систем органов на тканевом и клеточном уровнях; патогенетические аспекты развития угрожающих жизни состояний; общие закономерности строения организма в свете единства структуры и функции; характеристики пород сельскохозяйственных животных и их продуктивные качества; методы оценки экстерьера и их значение в племенной работе, основные методы и способы воспроизводства животных разных видов; учет и оценку молочной и мясной продуктивности животных; инфекционные болезни животных и особенности их проявления.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
- применять современные технологии и методы исследований в профессиональной деятельности, интерпретировать полученные результаты;
3.2.2
- анализировать закономерности функционирования органов и систем организма, интерпретировать результаты современных диагностических технологий по возрастно-половым группам животных с учетом их физиологических особенностей; использовать экспериментальные, микробиологические и лабораторно-инструментальные методы при определении функционального состояния животных; применять специализированное оборудование и инструменты; планировать и осуществлять комплекс профилактических мероприятий.
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
- работы со специализированным оборудованием для реализации поставленных задач при проведении исследований и разработке новых технологий; 
3.3.2
- исследования состояния животного; приемами выведения животного из критического состояния; навыками прогнозирования результатов диагностики, лечения и оценки возможных последствий; методами оценки экстерьера и интерьера животных, методами учета и оценки продуктивности сельскохозяйственных животных разных видов, применением различных методов разведения для повышения племенных, продуктивных и резистентных качеств животных; техническими приёмами микробиологических исследований
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Основные принципы работы в ветеринарных лабораториях

 
Основные принципы работы в ветеринарных лабораториях /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
2
Проблемная лекция.
0
 
Основные принципы работы в ветеринарных лабораториях /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
Дискуссия.

0
 
Основные принципы работы в ветеринарных лабораториях /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
устный опрос, проверка заданий
0
 
 
Раздел 2. Общие правила взятия патологического материала, крови и пересылка их для лабораторного исследования

 
Общие правила взятия патологического материала, крови и пересылка их для лабораторного исследования /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
2
Проблемная лекция.
0
 
Общие правила взятия патологического материала, крови и пересылка их для лабораторного исследования /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
Отбор проб пат.материала. Работа с инструментами.
0
 
Оснащенность
 
Общие правила взятия патологического материала, крови и пересылка их для лабораторного исследования /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
Собеседование.
0
 
 
Раздел 3. Общеклинический анализ крови и мочи

 
Общеклинический анализ крови и мочи /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
0
 
Общеклинический анализ крови и мочи /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
Отбор проб крови и мочи.

Оформление сопроводительного письма.

0
 
Общеклинический анализ крови и мочи /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
Подготовка доклада.
0
 
 
Раздел 4. Клиническая биохимия

 
Клиническая биохимия /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
0
 
Клиническая биохимия /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
2
Работа в малых группах. Работа с приборами для биохимического анализа.
0
 
Клиническая биохимия /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
Собеседование.
0
 
 
Раздел 5. Лабораторные методы диагностики, интерпретация результатов анализа

 
Лабораторные методы диагностики, интерпретация результатов анализа /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
0
 
Лабораторные методы диагностики, интерпретация результатов анализа /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
2
Работа в малых группах. Работа с тест-полосками.
0
 
Лабораторные методы диагностики, интерпретация результатов анализа /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
Устный опрос
0
 
 
Раздел 6. Бактериологические методы диагностики

 
Бактериологические методы диагностики /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
0
 
Бактериологические методы диагностики /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
2
Круглый стол. Работа  в лаборатории микробиологии, спиртовки, петли, питательные среды.
0
 
Бактериологические методы диагностики /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
устный опрос, проверка заданий
0
 
 
Раздел 7. Серологические методы диагностики

 
Оснащенность
 
Серологические методы диагностики /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
0
 
Серологические методы диагностики /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
Изучение литературы, работа с пробами крови.
0
 
Серологические методы диагностики /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
Собеседование.
0
 
 
Раздел 8. Вирусологические методы диагностики

 
Вирусологические методы диагностики /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
0
 
Вирусологические методы диагностики /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
Работа с приборами и инструментами (спиртовка, петли, питательые среды)
0
 
Вирусологические методы диагностики /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
устный опрос, проверка заданий
0
 
 
Раздел 9. Лабораторная диагностика микозов и микотоксикозов

 
Лабораторная диагностика микозов и микотоксикозов /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
0
 
Лабораторная диагностика микозов и микотоксикозов /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

4
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
Исследование кормов. Взятие соскобов.
0
 
Лабораторная диагностика микозов и микотоксикозов /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

2
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
Подготовка доклада.
0
 
 
Раздел 10. Экзамен

 
Экзамен /Экзамен/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

36
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
Экзамен
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
Зачет не предусмотрен
 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
1. Клинико-диагностическое значение физико-химического исследования крови. 2. Значение исследование биохимических свойств крови. 3. Морфологическое исследование крови. 4. Анализ лейкограммы. 5. Лабораторная диагностика нарушений обмена микро- и макроэлементов. 6. Лабораторная диагностика нарушения белкового обмена. 7. Лабораторная диагностика нарушения углеводного обмена. 8. Биохимические показатели крови при остеодистрофии и рахите. 9. Диагностика нарушений минерального обмена у мелких домашних животных. 10. Диагностика субклинического и клинического мастита. 11 .Анализ лабораторных данных при диагностике. 12.Оценка функционального состояния печени по данным биохимического исследования крови. 13.Зависимость биохимических показателей от продуктивности, кормления и содержания, от возраста и породы животных, от сезона года. 14. Динамика биохимических показателей крови при воспалительных процессах. 15.Динамика биохимических показателей крови при заболеваниях опорно-двигательного аппарата.
 
Оснащенность
 
16. Динамика биохимических показателей крови при заболеваниях желудочно-кишечного тракта. 17.Клинико-диагностическое значение определения общего белка и его фракций в сыворотке крови. 18.Причины, обусловливающие содержание альбумина в крови. 19.Типы протеинограмм. 20. Диагностическое значение определения активности ферментов в сыворотке крови. 21. Определение биохимического статуса животных методом сравнительного спектрального анализа. 22. Свойства и биохимическая функция ферментов. 23. Влияние нарушения белково-углеводного обмена на воспроизводительную функцию. 24. Влияние нарушения витаминного обмена на воспроизводительную функцию. 25.Влияние нарушения минерального обмена на воспроизводительную функцию
 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
не предусмотрена.
 
1. Биохимический механизм гипокальциемии. 2. Биохимический механизм нарушения фосфорно-кальциевого обмена. 3 .Диагностическое значение определения уровня азотсодержащих низкомолекулярных соединений в биологических жидкостях. 4. Свойства и биохимическая функция ферментов. 5. Оценка функционального состояния печени. 6. Современные методы лабораторной диагностики. 7. Динамика кислотно-щелочного равновесия при нарушении обмена веществ. 8. Кислотно-щелочное равновесие в организме животного. 9. Физико-химические свойства и физиологическое значение витамина D. 10. Физико-химические свойства и физиологическое значение витамина Е. 11. Физико-химические свойства и физиологическое значение витамина А. 12. Лабораторная диагностика болезней почек. 13. Значение исследования мочевины и креатинина в функции почек.
5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Уша Б. В., Беляков И. М., Пушкарев Р. П.
Клиническая диагностика внутренних незаразных болезней животных: учебник для вузов
М.: КолосС, 2003
18
 
Л1.2
Воронин Е. С., Сноз Г. В., Васильев М. Ф., Ковалев С. П., Воронин Е. С.
Клиническая диагностика с рентгенологией: учебник
М.: КолосС, 2006
20
 
Л1.3
Иванов А. А.
Клиническая лабораторная диагностика: учебное пособие
СПб.: Лань, 2017
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Ковалев С. П., Курдеко А. П., Братушкина Е. Л., Волков А. А., Коваленок Ю. К., Копылов С. Н., Мурзагулов К. Х., Никулин И. А., Раднатаров В. Д., Щербаков Г. Г., Эленшлегер А. А., Яшин А. В., Ковалев С. П.
Клиническая диагностика внутренних болезней животных: учебник
СПб.: Лань, 2019
Электронный ресурс
 
Л2.2
Госманов Р. Г., Равилов Р. Х., Галиуллин А. К., Нургалиев Ф. М., Идрисов Г. Г.
Лабораторная диагностика инфекционных болезней: учебное пособие
СПб.: Лань, 2018
Электронный ресурс
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
Оснащенность
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
6.3.1.2
SuperNovaReaderMagnifier
6.3.1.3
Office 2007 Suites
6.3.1.4
GIMP
6.3.1.5
MozillaFirefox
6.3.1.6
MozillaThinderbird
6.3.1.7
7-Zip
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
6.3.2.4
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.5
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
411
Учебная аудитория
Доска классная, жалюзи вертикальные тканевые Лайн/светло-бежевые 1900*2290 (3 шт.), стол ученический (29 шт.), стул ученический (58 шт.), кафедра настольная (1 шт.), демонстрационное оборудование (проектор Acer X128H DLP XGA 1024*768, экран на штативе Projecta 200*200, ноутбук Aser Asp T2370) и учебно-наглядные пособия
Лек
 
406
Учебная аудитория
Доска классная (1 шт.), персональный компьютер (10 шт.), микроскоп биологический БИОМЕД С2вар4 (18 шт.), микроскоп микмед-1вар1/Р11// (7 шт.), стол для преподавателя (1 шт.), стол ученический 2-х местный (8 шт.), стул ISO (1 шт.), стул офисный ISO (10 шт.), стул ученический (16 шт.), шкаф медицинский 2-х ств. железный (2 шт.) с оборудованием
Пр
 
123
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
СР
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и практическими занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего, промежуточного форм контроля.

Система знаний по дисциплине «Лабораторная диагностика» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.

Для освоения дисциплины студентами необходимо:

1. посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, 

 
Оснащенность
 
что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

2. посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.

3. систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из научной литературы, написание докладов, рефератов. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

4. под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

5. при возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Лабораторная диагностика», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

При изучении дисциплины «Лабораторная диагностика» следует усвоить:

- ключевые понятия, виды, методы, способы и этапы проведения лабораторного исследования животных;

- схемы исследования отдельных систем организма, методы фиксации;

- порядок оформления протокола лабораторного исследования животного;

- содержание основных законодательных и нормативных актов, прямо или косвенно касающихся правил исследования и порядка оформления результатов лабораторных исследований.

Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:

1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.

2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.

3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.

4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов. 

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________